Княгиня ольга: приняла ли она крещение на самом деле
Содержание:
- Правление княгини Ольги
- Взгляд в сторону Византии
- Что сказано в житии?
- Краткая биография
- Самое древнее изображение
- Внутренняя и внешняя политика
- Крещение в Киеве в 957-958 гг.
- Что сказано у Иоанна Скилицы?
- Война княгини Ольги с древлянами
- Первая версия крещения Ольги
- Примечания
- Правление
- Смерть
- Кратко о сути и направлениях внешней политики
- Когда, как и почему причислили к лику святых
- Предыстория крещения Руси: что было «до»?
- Правление княгини Ольги
- Теория вторая: политический шаг
- Внешняя политика Святослава
- Истинные намерения
- Теория вторая: политический шаг
Правление княгини Ольги
В «Повести временных лет» сказано, что Ольга княгиня киевская годы правления — 945-957 (точная дата правления княгини Ольги не известна), родилась в Пскове, а в одной из сохранившихся версий «Типографской летописи» она представлена, как дочь Вещего Олега, наместника Рюрика при Игоре. Точной даты рождения неизвестно. При этом, Святослав сын Игоря родился примерно в 942 году, примерно за 3 года до гибели отца.
Тризна по князю Игорю
Ольга была суровой, но справедливой правительницей. Свое княжение она начала с мести древлянам. Легенда сохранила упоминание о жестокой расправе, которую учинила княгиня над убийцами мужа. Дружинники расправились с двумя посольствами, которые направили древляне к Ольге. Послы предложили ей вступить в брак с древлянским князем Малом. Разгневанная княгиня Ольга, сожгла их в бане, но на этом не остановилась. Отправившись в земли древлян для отправления тризны по мужу, она приказала уничтожить свыше 5 тысячи человек. В 946 году дружина Ольги осадила столицу древлян город Икоростень. Не желая терпеть долгую осаду, княгиня приказала поймать кружившихся над городом птиц и привязать к их лапам дымящиеся головешки. Испуганные птицы бросились к своим гнездам, попутно поджигая все на своем пути. Пылающий город сдался, а древляне вновь покорились Древнерусскому государству.
Местью древлянам Ольга не ограничилась. В период правления княгини Ольги были вновь обложены данью (полюдьем) Новгородские и Псковские земли. В правление княгини Ольги произошло введение системы погостов. На погосты были поделены все Новгородские земли, а для самих погостов установлены уроки – фиксированный размер подати. Погостом являлось место сбора дани. Здесь останавливались князь и его дружина во время поездок. На погост приходили торговать и везли подать (плату князю за оборону рубежей или выкуп за освобождение от рабства)
Погост стал важной территориальной единицей Киевской Руси. Со временем на погосте стали селиться люди, вокруг него построили селения, а на самом погосте воздвигли церковь
Новгородский погост. Северная Русь, Рерих Николай
Чтобы избежать недовольства при сборе дани в пользу Киева, Ольга ввела «уроки» и «уставы» (размер и время сбора дани), на каждом погосте был оставлен княжеский представитель – тиун. Правление княгини Ольги было довольно успешным. Суть правления княгини Ольги кратко можно свести к следующему:
- укрепление внутренних рубежей;
- установление новых и поддержание старых законов (точный размер дани и время ее выплаты);
- установление полюдья, образование погостов и уроков;
- поддержание связей с соседями.
Годы правления княгини Ольги на Руси ознаменовались началом каменного строительства. Умная, смелая и для того времени хорошо образованная, именно Ольга первой из русских князей приняла христианство. Произошло это в 955 году. Христианство – единственное, что не ввела в свое правление Ольга, ее сын Святослав крещению противился.
Ольга принимает крещение
Взгляд в сторону Византии
Говоря о связи Ольги с крещением Руси, следует подчеркнуть, что в ее правление среди славянского населения росло число тех, кто принял христианство. В 944 году князем Игорем с Константинополем был заключен мирный договор, где упоминается о «русских христианах», а также о лицах, принявших крещение.
Византия оказывала на Русь очень большое культурное влияние. Киев и Константинополь находились в давних торговых и дипломатических связях. Кроме того, налаживание тесного взаимодействия с могущественной Византийской державой могло помочь в деле укрепления великокняжеской власти и авторитета Киевской Руси.
Таким образом, о крещении Руси Ольга и Владимир мыслили в одном направлении, что станет понятным по прошествии нескольких десятилетий. Они понимали, что государство нуждается в религии, которая объединит отдельные части страны в одно целое, что должно предотвратить ее распад. И их взоры были обращены в сторону Византии.
Что сказано в житии?
Продолжая рассмотрение вопроса о крещении Руси и Ольге как ее правительнице, первой в стране, официально принявшей христианство, нужно сказать, что о ее трудах в житии говорится следующее. Правила она подвластными землями как разумный и сильный мужчина. Она твердо держала в руках бразды правления и мужественно защищала страну от вражеских набегов. Недруги боялись ее, а свои люди любили. Во всех управленческих делах она проявляла мудрость и дальновидность.
Ольга была в душе милосердной, помогала малоимущим, убогим и нищим. Справедливые просьбы быстро доходили до ее сердца, и она их исполняла. Под ее руководством государство росло и укреплялось. Шло строительство городов, которые окружались дубовыми и каменными стенами.
Во время правления Ольги были установлены первые государственные границы Киевской Руси. Богатырские заставы, о которых говорится в былинах, охраняли мирную жизнь и от кочевников, нападавших с востока, и от западных набегов. На Русь с товарами ехали чужеземные купцы. В русское войско с большой охотой вступали скандинавские наемники. Постепенно Русь превращалась в великую державу.
Краткая биография
Архонтисса Ольгарис. из старой книгиПодробная биография
Княгиня Ольга (Ольга Святая или Ольга Мудрая) — единственная женщина-правительница в Древней Руси. Взяла бразды правления в качестве регента при своём малолетнем сыне Святославе после смерти его отца Игоря Рюриковича.
Несмотря на жестокую месть древлянам за убийство мужа, Ольга понимала необходимость предотвращения злоупотреблений во время сбора налога с подчиненных племён (за что Игорь и был убит) и провела ряд мероприятий, который можно считать налоговой реформой: установила размеры податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты, а также систему центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор дани.
Согласно Повести Временных Лет Ольга прошла обряд крещения в 955 году, в Константинополе. Её визит описан византийским императором Константином VII Багрянородным под 957 годом.
Первый военный поход Святослава ПВЛ упоминает в 964 году, юному князю было не интересно сидеть в Киеве, поэтому внутренними делами государства продолжала заниматься Ольга.
В 968 году княгиня вместе с внуками находились в Киеве во время осады города печенегами и впоследствии, после того как Святослав прибыл с войском и разбил печенегов, укоряла сына в оставлении столицы без должной защиты.
В 969 году Ольга умерла и была похоронена по христианскому обряду, согласно собственному пожеланию.
Самое древнее изображение
Некоторые полагают, что это – фреска Киевского собора св. Софии (XI в.), где она изображена во время пребывания в Константинополе, а также другая роспись того же храма, где св. Ольга показана среди других жен рода Ярослава Мудрого по левую руку от изображения Христа. Однако, отсутствие на фресках надписей не позволяет определить их как образы княгини с абсолютной точностью.
Фреска Киевского собора св. Софии (XI в.),
Еще одно древнее, но не иконописное изображение княгини, датируется XII в. Оно иллюстрирует «Хронику» византийского чиновника, историка Иоанна Скилицы, который рассказывает о том, как «супруга правителя Руси именем Ольга пришла к царю Константину и была крещена». Здесь княгиня представлена в темном плате, накидке, лик ее обращен к сидящему на троне императору.
Наконец, в списке первой русской летописи, «Повести временных лет», именуемой Радзивилловской летописью (XV в. ) есть 16 иллюстраций-миниатюр, изображающих эпизоды жизни Ольги.
А к концу XVI в. относится икона «Небесная сень», изображающая Христа и святых. На одном из ее клейм представлена св. Ольга вместе с кн. Владимиром.
Внутренняя и внешняя политика
Если характеризовать Ольгу как правительницу Руси, то, безусловно, она превзошла своего мужа в делах, касающихся внутренней политики государства. Княгине удалось подчинить своей власти непокорные восточнославянские племена. Все зависимые от Киева земли были поделены на административные единицы, во главе которых назначались тиуны (управители). Также она провела налоговую реформу, в результате которой были установлены размеры полюдья, а для его сбора организовались погосты. Ольга начала каменное градостроительство на русских землях. При ней в Киеве были возведены городской дворец и княжеский загородный терем.
Во внешней политике Ольга взяла курс на сближение с Византией. Но при этом княгиня стремилась, чтобы её земли оставались независимыми от этой великой империи. Сближение двух государств привело к тому, что русские войска неоднократно принимали участие в войнах, которые вела Византия.
Крещение в Киеве в 957-958 гг.
«Хроника продолжателя Регинона» и более поздние византийские источники говорят о крещении Ольги именно в Константинополе при Константине VII. Вероятно, установилась некая традиция, в соответствии с которой было выгодно считать, что русская княгиня приняла христианство именно там и тогда.
Понятно, почему немецкий хронист (предполагают, что им был сам Адальберт) предпочитал утверждать, что Ольга крестилась в Константинополе у императора. Вырвать у православной церкви на сторону католической правителя огромной страны казалось почётно. Не менее понятно, что в 11 веке, уже после крещения князя Владимира, византийским историкам также хотелось считать, будто Ольга приняла христианство из рук басилевса. Ведь таким образом насаждалась идея о давней ориентации Руси на Византию и изначальной зависимости Русской церкви от Константинопольской.
Но, учитывая свидетельства современных событию источников, Ольга, скорее всего, была крещена в промежутке между октябрём 957 года, когда она покинула Константинополь, ещё будучи язычницей, и 959 годом, когда она уже как христианка Елена обратилась к германскому императору.
Вероятнее всего, крещение произошло в Киеве, где и прежде имелись общины христиан. К крещению мог быть причастен клирик Григорий, который был с Ольгой в Константинополе. Учитывая просьбу Ольги-Елены к Оттону I, русская княгиня считала себя связанной с православной церковью не сильнее, чем с католической. Вернее, она ещё не выбрала тогда, на какой церковно-политический центр тогдашнего мира ей лучше ориентироваться.
Что сказано у Иоанна Скилицы?
Есть и более поздний византийский источник 11-го века, который говорит о крещении в 950-х годах. Это «История византийских императоров с 811 по 1057 год», написанная Иоанном Скилицей, чиновником у Алексея Комнина и хронистом.
Он сообщает, что Эльга, жена русского архонта, некогда отправившегося в поход против ромеев, после смерти мужа прибыла в Константинополь. Она открыто выбрала истинную веру, была крещена и удостоилась великой чести, а затем вернулась домой.
Таким образом, согласно сведениям из большинства источников, Ольга приняла христианскую веру в столице Византии осенью 957 года. По всей вероятности, крестил ее сына Константина VII Роман вместе с патриархом Полиевктом. На этот шаг Ольга решилась заранее, несмотря на то что изложенная в «Повести временных лет» легенда изображает его как спонтанный.
Война княгини Ольги с древлянами
Принимая послов, великая княгиня Ольга проявила хитрость. По ее приказу лодку, на которой приплыли послы,
подняли на руки и понесли в город вдоль пропасти. В один момент лодку скинули в пропасть. Послы были погребены заживо. Дальше княжна отправила послание с согласием на брак. Князь Мал поверил в искренность сообщения, решив, что его послы достигли цели. Он собрал знатных купцов и новых послов в Киев. По древнему русскому обычаю гостям приготовили баню. Когда все послы оказались внутри бани, все выходы из нее были закрыты, а само здание сожжено. После этого было отправлено новое послание Малу, что «невеста» отправляется к нему. Древляне приготовили роскошный пир для княгини, который по ее требованию прошел невдалеке от могилы ее мужа, Игоря. Княжна потребовала, чтобы на пиру присутствовало как можно большее количество древлян. Князь древлян не возражал, полагая, что это только увеличивает престиж его соплеменников. Всех гостей напоили до отвала. После этого Ольга подала сигнал своим войнам и те умертвили всех, кто был там.Всего в тот день было убить порядка 5000 древлян.В 946 году
великая княгиня Ольга организует военный поход на древлян. Суть этого похода была демонстрация силы. Если ранее они были наказаны хитростью, то теперь врагу предстояло ощутить военную мощь Руси. В этот поход был взят и молодой князь Святослав. После первых боев древляне отступили в города, осада которых продолжалась практически все лето. К концу лета обороняющиеся получил от Ольги послание, что она насытилась местью и более ее не желает. Она попросила только три воробья, а также по одному голубю с каждого жителя города. Древляне согласились. Приняв дар дружина княжны привязала к лапам птиц уже зажженный серный трут. После этого всех птиц отпустили. Они вернулись в город, и город Искоростень погрузился в огромный пожар. Горожане были вынуждены спасаться бегством из города, и попали в руки дружинников Руси. Великая княгиня Ольга осудила старейшин на смерть, некоторых на рабство. В целом же убийцы Игоря были обложены еще более тяжкой данью.
Первая версия крещения Ольги
В письменных источниках сохранилась красивая легенда о том, как княгиня совершила религиозное паломничество в Константинополь. Считается, что женщина оставила во главе страны своего сына Святослава, а сама отправилась к грекам. Это был 955 год. Согласно летописи, Ольга прибыла в Византию с большим флотом, дабы продемонстрировать императору Константину VII величие Древней Руси.
Русская княгиня вела себя надменно. Она даже нарушила дипломатический ритуал. По византийским законам иностранного правителя к императору должны были сопровождать евнухи, поддерживая под руки. Ольга предпочла идти к трону самостоятельно. Перед императором иностранный владыка обязан упасть ниц. Княгиня же стоя беседовала с Константином. Императрицу Ольга поприветствовала лишь легким кивком головы.
Константина Багрянородного такое поведение иностранки не обидело. Он был покорен красотой и умом Ольги. Император даже предложил ей стать его женой. Княгиня не отказала, но заявила что она язычница. Женщина предложила Константину крестить ее. Правитель согласился. После обряда крещения император вновь повторил свое предложение. Ольга ответила, что крестный отец по христианским законам не может жениться на своей дочери. Так она перехитрила императора.
Примечания
Г. Г. Литаврин. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь: Проблема источников. — В кн.: ВВ. М., 1981, т. 42; Он же. О датировке посольства княгини Ольги в Константинополь. — История СССР, 1981, № 5; Он же. Состав посольства Ольги в Константинополь и «дары» императора. — В кн.: Византийские очерки. М., 1982; Он же. Древняя Русь, Болгария и Византия в IX-X вв. — В кн.: IX Международный съезд славистов: История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1983.
Г. Г. Литаврин. О датировке…, с. 173-183.
Евгения Булгара архиепископа славенского и херсонского историческое розыскание о времени Крещения Российской Великой Княгини Ольги. СПб., 1792, с. 81 и след. Пользуюсь случаем поблагодарить Б. А. Рыбакова, указавшего мне на это сочинение и предоставившего возможность с ним ознакомиться.
Constantini Porphyrogeniti. De cerimoniis aulae byzantinae libri duo. Bonnae, 1829, vol. I, pp. 571.11-16; 580.9-15.
Г. Г. Литаврин. Состав посольства…, с. 72-73.
1 Д. В. Айналов. Княгиня Ольга в Царьграде. — В кн.: Труды двенадцатого Археологического съезда в Харькове, 1902. М., 1905, т. III, с. 17.
Мои возражения исследователям, усматривавшим в священнике Григории, который участвовал в приемах, личного духовника Ольги, см.: Г. Г.Литаврин. Состав посольства…, с. 84-85.
Г. Острогорский. Византия и киевская княгиня Ольга. — In: To Honor of Roman Jakobson. The Hague; Paris, 1967, vol. II, p. 1466.
Const. Porphyr. De cerim., I, p. 393, 395, 397, 687.2, 690.15.
Ibid., p. 690.21-22.
Ibid., p. 398-400, 405.
Ibid., p. 305.20, 402-403, 405.12-14, 684.17-18; ср.: J. Verpeaux. Pseudo-Kodinos: Traite des offices. P., 1966, p. 204.8-11, 214.13-24.
H. Мушмов. Монетите и печатите на българските царе. София. 1924, с. 157; Он же. Новооткрите средневековни печати от България. — Изв. на Бълг. археол. ин-т. София, 1929, т. V, с. 225-230.
Цит. по: Извори за българската история. София, 1961, т. VIII. Гръцки извори, т. IV, с. 59, 103, 104.
Извори за българската история. София, 1960, т. VII. Латински извори, т. II, с. 137, 147, 160, 161 и др.
Гръцки извори, т. IV, с. 114, 116.
В. Златарски. Намереният в Албания надпис с името на българския княз Борис-Михаил. — Slavia, 1923-1924, vol. II, p. 61 sq.
M. Г. Попруженко. Синодик царя Бориса. София, 1928, с. 87-88.
Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio. Ed. Gy. Moravcsik, R. J. H. Jenkins. Bp., 1949, p. 150.62, 154.45, 49, 54, 64.
Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. Изд. подгот. Я. Н. Щапов. М., 1976, с. 14, 16, 18 и сл.
Там же, с. 154 и сл.
ПСРЛ. М., 1962, т. I, стлб. 240.
См. обзор литературы: А. Н. Сахаров. Дипломатия Древней Руси: IX-первая половина X в. М., 1980, с. 264-265 и сл.
Ж.-П. Ариньон. Международные отношения Киевской Руси в середине Х в. и крещение княгини Ольги. — В кн.: ВВ. М., 1980, т. 41, с. 117.
А. А. Зимин. Память и похвала Иакова Мниха и житие князя Владимира по древнейшему списку. — В кн.: Крат. сообщ. Ин-та славяноведения. М., 1963, т. 37, с. 70.
loannis Scylitzae Synopsis historiarum. Ed. I. Thurn. Berolini; Novi Eboraci, 1973, p. 239.59-240.86.
Leonis Diaconi Historiarum libri decem. Bonnae, 1828, p. 63.11.
G. Ostrogorsky. Geschichte des Byzantinischen Staates. Munchen, 1963, S. 235-237; D. A. Zakythinos. Byzantinische Geschichte. Wien; Koln; Graz, 1979, S. 199.
Д. В. Айналов. Указ. соч., с. 1-4.
Правление
В момент, когда древляне убили мужа Ольги, Игоря, их сыну Святославу было всего три года. Женщина была вынуждена взять власть в свои руки, пока сын не вырастет. Первое, что сделала княгиня – отомстила древлянам.
Они сразу после убийства Игоря прислали к Ольге сватов, которые уговаривали ее выйти замуж за их князя – Мала. Так древляне хотели объединить земли и стать самым большим и могущественным государством того времени.
Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря
Первых сватов Ольга закопала живьем вместе с ладьей, убедившись, что они понимают, что их смерть страшнее смерти Игоря. Малу же княгиня отправила сообщение, что достойна лучших сватов из сильнейших мужей страны. Князь согласился, и этих сватов женщина закрыла в бане и сожгла живьем, пока они мылись для встречи с ней.
Позже княгиня приехала с малочисленной дружиной к древлянам, чтобы по традиции справить тризну на могиле супруга. Во время тризны Ольга опоила древлян и велела солдатам рубить их. В летописях указывается, что древляне тогда потеряли пять тысяч бойцов.
В 946 году княгиня Ольга пошла в открытый бой на землю древлян. Она захватила их столицу и после долгой осады, применив хитрость (с помощью птиц, к лапам которых были привязаны зажигательные смеси), сожгла весь город. Часть древлян погибла в сражении, остальные покорились и согласились платить дань Руси.
«Мщение Ольги против идолов древлянских», художник Ф.А. Бруни, 1839 год
Так как выросший сын Ольги большинство времени проводил в военных походах, власть над страной была в руках княгини. Она провела много реформ, включая создание центров торговли и обмена, которые позволили проще собирать подать.
Благодаря княгине на Руси зародилось каменное строительство. Посмотрев на то, как легко горят деревянные крепости древлян, свои дома она решила построить из камня. Первыми каменными зданиями в стране стали городской дворец и загородный дом правительницы.
Ольга установила точный размер налогов с каждого княжества, дату их выплаты и периодичность. Назывались они тогда «полюдья». Все подвластные Киеву земли были обязаны его платить, и в каждой административной единице государства был назначен княжеский администратор — тиун.
Княгиня Ольга
В 955 году княгиня решила принять христианство и крестилась. Согласно одним источникам, она крестилась в Константинополе, где ее лично крестил император Константин VII. Во время крещения женщина приняла имя Елена, но в истории по-прежнему больше известна как княгиня Ольга.
Она вернулась в Киев с иконами и церковными книгами. Первым делом мать захотела крестить своего единственного сына Святослава, но тот лишь насмехался над теми, кто принимал христианство, но никому не запрещал.
За время правления Ольга построила десятки храмов, включая монастырь в родном Пскове. Княгиня лично отправилась на север страны, чтобы крестить всех желающих. Там она уничтожала все языческие символы и ставила христианские.
Святая княгиня Ольга
Дружинники с опаской и неприязнью отнеслись к новой религии. Они всячески подчеркивали свою языческую веру, старались убедить князя Святослава в том, что христианство ослабит государство и его необходимо запретить, но он не хотел перечить матери.
Ольга так и не смогла сделать христианство основной религией. Дружинники победили, и княгине пришлось прекратить свои походы, закрывшись в Киеве. Она воспитывала сыновей Святослава в христианской вере, но не решилась крестить, опасаясь гнева сына и возможного убийства внуков. Она тайно держала при себе священника, чтобы не давать повода для новых гонений людей христианской веры.
Храм княгини Ольги в Киеве
В истории нет точной даты, когда княгиня передала бразды правления государством своему сыну Святославу. Он часто был в военных походах, поэтому, несмотря на официальный титул, страной правила Ольга. Позже княгиня отдала сыну власть на севере страны. А, предположительно, к 960 году он стал правящим князем всей Руси.
Влияние Ольги будет ощущаться во время правления ее внуков Ярополка Святославича и Владимира Святославича. Они оба были воспитаны бабушкой, с младенчества привыкли к христианской вере и продолжили становление Руси на путь христианства.
Смерть
Ольга умерла от болезней и старости, а не была убита, как многие правители того времени. В летописях значится, что княгиня умерла в 969 году. В 968-ом печенеги впервые совершили набег на русские земли, и Святослав отправился на войну. Княгиня Ольга с внуками заперлась в Киеве. Когда сын вернулся с войны, он снял осаду и захотел сразу же уехать из города.
Памятник княгине Ольге в Киеве
Мать остановила его, предупредив, что сильно больна и чувствует приближение собственной смерти. Она оказалась права, спустя 3 дня после этих слов княгиня Ольга умерла. Ее похоронили по христианским обычаям, в земле.
В 1007 году внук княгини — Владимир I Святославич — перенес мощи всех святых, включая останки Ольги, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Официальная канонизация княгини состоялась в середине XIII века, хотя чудеса ее мощам приписывали задолго до этого, почитали как святую и звали равноапостольной.
Это интересно: 914,Кочевники древней Руси: делимся знаниями
Кратко о сути и направлениях внешней политики
Княгиня Ольга и СвятославХуд. О. Маркелов
В отличии от правителей-мужчин, Ольга сосредоточилась не на военых походах, а на дипломатии.
Кроме известного посольства в Константинополь и крещения, существует информация о направлении Ольгой послов к германскому королю Оттону I — он согласился направить в Киев епископа, однако затея не увенчалась успехом ввиду непринятия славянами идей новой религии.
Когда князь Святослав повзрослел и начал совершать походы в соседние земли, княгиня сосредоточилась на решении внутренних вопросов.
В 968 году Ольга присутствовала в Киеве, во время осады города печенегами.
Когда, как и почему причислили к лику святых
Годом канонизации святой обычно считается 1547
Однако современные историки обращают внимание на то, что почитание как Ольги, так еще десятков угодников Божиих к этому времени уже сложилось, но, по словам отцов Поместного Собора 1547 г., «не бе им до днесь соборного пениа». Именно празднование давно прославленным святым и установил Собор, созванный также угодником Божиим, свт
Макарием, Митрополитом Московским.
Церковь признает святую равноапостольной, основанием для чего являются:
- проповедь Христа на Русской земле, ранее непросвещенной истинной верой – поистине апостольский труд;
- широкое народное почитание угодницы Божией, которое сложилось сразу по ее кончине;
- многочисленные чудеса, происходившие от ее мощей, икон.
Предыстория крещения Руси: что было «до»?
Обращение соседствующих варварских держав в веру Христа было обычным делом для Византии в IX — X в. н. э. Тем самым Византия приобретала себе новых союзников и сохраняла безопасность своих приграничных земель. Однако не многие знают, что предваряло решение о христианизации древнерусского государства.
Начиная со второй половины IX века в земли Руси направляются и непрерывно занимаются своей миссионерской деятельностью византийские священники, подготавливая почву для дальнейшего христианского просвещения её правящей верхушки и жителей. Поэтому правильным будет сказать, что христианство среди восточных славян начало распространяться несколько раньше, чем произошло её признание официальной религией в 988 году. Это мнение также подтверждается многочисленными находками археологии.
Святая княгиня Ольга
Кроме того, первые попытки христианизации Руси на государственном уровне предпринимала и Княгиня Ольга (правила Киевской Русью с 945 до 960 года в качестве регента при малолетнем сыне Святославе, будущем отце князя Владимира). Она считается первым древнерусским правителем, принявшим христианство.
В 957 году Ольга с делегацией предприняла визит в Константинополь, где пыталась договориться о принятии Древнерусским государством веры Христовой и признании его единоверным союзником Византии. Тогда же во время визита в Византию княгиня Ольга и была крещена (в крещении получила новое имя — Елена).
В 959 году с ответным визитом в Киев прибывают византийские послы. Они просят Ольгу оказать военную помощь их стране, княгиня отвечает отказом. В связи с этим греческое посольство не спешит заключать с Ольгой сделку об обращении Руси в христианскую веру. Таким образом, провести полноценную религиозную реформу, которую получится реализовать только её внуку спустя несколько десятилетий, княгине Ольге не удаётся.
Правление княгини Ольги
Она была первой женщиной, ставшей правительницей одного из самых больших, по тем временам, государств — Киевской Руси. Месть этой женщины была страшна, а правление сурово. Воспринималась княгиня неоднозначно. Кто-то считал ее мудрой, кто-то жестокой и хитрой, а кто-то настоящей святой.
Интерпретация современного художника портрета княгини Ольги. (wikimedia.org)
Еще будучи совсем молодой девушкой, Ольга стала женой великого князя киевского Игоря. Согласно преданиям, их первая встреча была довольно необычной. В один из дней молодой князь, пожелавший переправиться через реку, с берега подозвал к себе плывущего в лодке человека. Разглядел он своего сопровождающего уже только после того, как они отплыли. На удивление князя, перед ним сидела девушка, к тому же невероятной красоты. Поддавшись чувствам, Игорь стал склонять ее к прелюбодеянию. В ответ девушка напомнила князю о чести и что он должен быть достойным примером для всех. Пристыженный словами юной девы Игорь оставил свои намерения. Отметив разум и целомудрие девушки, он расстался с ней, храня в памяти ее слова и образ. Когда же пришло время выбирать невесту, ни одна из киевских красавиц не пришлась ему по сердцу. Вспомнив незнакомку, Игорь послал за ней своего опекуна Олега. Так Ольга стала женой Игоря и русской княгиней.
Теория вторая: политический шаг
Что бы нам ни говорили легенды, историкам доподлинно известно, что первым христианским наставником князя Владимира была его бабушка – княгиня Ольга. И выбор христианской веры вовсе не был продиктован «пышностью ритуалов и красотой храмов», как рассказывается в легенде. Это был исключительно политический ход.
Задолго до того, как Владимир Красно Солнышко крестил Русь, его бабушка, княгиня Ольга, первой стала задумываться об объединении разрозненных племен под знаменем единой веры. Причин было несколько:
- Во-первых, многие страны Европы уже приняли христианство;
- Во-вторых, принятие христианства должно было объединить страну;
- В-третьих, христианство приблизило бы Русь к просвещенным византийцам.
Недолго думая, Ольга, собрав посольство, лично отправилась в Константинополь, чтобы встретиться с императором, своими глазами увидеть храмы и обряды, а затем принять крещение.
И эта теория о смелом и рассудительном политическом шаге, представляется более логичной.
Внешняя политика Святослава
Основное направление внешней политики Святослава – захватнически-оборонительное. Правление Святослава началось с похода на хазар и вятичей, в дальнейшем он воевал с Византией и ходил за Дунай. В летописи рассказывается о том, что князь был сильным, умным и легким на подъем. За собой обозов (груженные товарами и пищей повозки) не возил, дружину держал в строгости, излишеств не терпел. При необходимости войско перебивалось кониной или добытой на охоте дичиной и шло дальше. О своем намерении идти в поход против конкретного племени князь обязательно предупреждал, отправляя гонца с фразой «Иду на Вы».
Князь с дружиной
Истинные намерения
Киевляне бывали в столице ромеев с двумя целями — заключение торговых договоров или военных союзов. Обычно это происходило после стычек киевлян с византийцами. Но визит Ольги происходил ни во время, ни после войны. Цель его была, вероятно, несколько иная. Ольга посетила императорский двор в надежде заключить брачный союз подрастающего Святослава с византийской принцессой (одна из них очень подходила княжичу по возрасту). Сочинение «О церемониях византийского двора» детально описывает этот визит. Он был обставлен по всем правилам дворцового этикета. 9 сентября 957 года посольство киевлян прошло через сад в триклин Юстиниана и расположилось перед троном, покрытым багряным шёлком. Жена императора воссела на трон, её невестка — на кресло, стоявшее рядом, остальные византийцы заняли свои места согласно рангам. После обмена приветствиями и недолгого отдыха Ольга вместе с сопровождавшими её дамами была приглашена на аудиенцию к императору и его детям, где она задала свои вопросы и высказала свои пожелания. Приём завершился обедом, а затем посольству были вручены подарки. Ни о сути переговоров, ни о конечном результате Константин Багрянородный не обмолвился и словом. Однако известно, что успеха посольство не имело. Более того, когда ромейские послы явились в Киев за обещанными рабами, воском, мехами и военной помощью, Ольга заставила их долго ожидать приёма, ответив на недовольство недвусмысленным: «Постойте у меня в Почайне, так же, как я у вас в Суду, тогда и получите обещанное». Видно, приём в Константинополе показался ей унизительным. И ни о каком крещении или перекрещивании и речи не шло. Иначе бы Ольга, как православная правительница, не стала бы вскоре после возвращения из Константинополя отправлять посольство в Рим с просьбой прислать ей латинского епископа. Вероятно, в её голове бродили мысли о создании в государстве единой христианской веры. Поняв после посещения Византии, что арианство не имеет будущего, а чванливые ромеи не дадут её родине церковной независимости, она обратила свой взгляд на Рим. В 959 году в Киев прибыл епископ Адальберт. Он даже построил в городе латинскую ротонду, но успеха его миссия не имела. Ольга старела, Святослав был убеждённый язычник и быстро пресёк христианские инициативы родительницы. Адальберт в ужасе бежал из Киева в 962 году. Через семь лет первая христианка отечества умерла. И на 20 лет в Киеве утвердились языческие ценности. Пока Владимир Святославич не привёл страну к единому знаменателю — православной вере.
Метки: Загадки истории, Русь, христианство, фейк, княгиня, Византия, крещение, княгиня Ольга, Константин Багрянородный
- Назад
- Вперед
Теория вторая: политический шаг
Что бы нам ни говорили легенды, историкам доподлинно известно, что первым христианским наставником князя Владимира была его бабушка – княгиня Ольга. И выбор христианской веры вовсе не был продиктован «пышностью ритуалов и красотой храмов», как рассказывается в легенде. Это был исключительно политический ход.
Задолго до того, как Владимир Красно Солнышко крестил Русь, его бабушка, княгиня Ольга, первой стала задумываться об объединении разрозненных племен под знаменем единой веры. Причин было несколько:
- Во-первых, многие страны Европы уже приняли христианство;
- Во-вторых, принятие христианства должно было объединить страну;
- В-третьих, христианство приблизило бы Русь к просвещенным византийцам.
Недолго думая, Ольга, собрав посольство, лично отправилась в Константинополь, чтобы встретиться с императором, своими глазами увидеть храмы и обряды, а затем принять крещение.
И эта теория о смелом и рассудительном политическом шаге, представляется более логичной.