О причащении на пасху, светлую седмицу и в период пятидесятницы

Содержание:

Домашние молитвы Светлой Седмицы

Итак, давайте разберем, как меняются домашние молитвы Светлой Седмицы и чем они отличаются от привычных нам. Я допускаю, что мою страницу могут читать люди, которые только воцерковляются, и начну с малого вступления.

Одним из важных моментов церковной жизни христианина является ежедневное домашнее (т.н. «келейное»)  чтение утренних и вечерних молитв. Это можно сравнить с  «добрым утром» и «спокойной ночи», которые любящие дети говорят своим родителям утром и отходя ко сну. Утренние и вечерние молитвы — это набор молитв, составленных разными святыми, которые Церковь рекомендует как содержащие самые необходимые для каждого православного славословия и прошения к Богу, Богородице и святым на день и грядущую ночь.

От праздника Пасхи и до праздника Троицы домашние молитвы изменяются для того, чтобы выразить почтение святому празднику на протяжении Светлой Седмицы и затем показать понимание верующим основных библейских событий, последовавших за нею.

Самое главное изменение, о котором нужно знать верующему: во все дни Пасхальной недели (Светлой Седмицы) – первой недели после праздника Воскресения Христова, до утра субботы включительно, – вечерние и утренние молитвы дома не читаются. Вместо них поются или читаются Часы Пасхи. Их можно найти в больших молитвословах и молитвословах-канонниках.

Также любые другие домашние молитвы Светлой Седмицы — каноны, акафисты и пр. обязательно предваряются  троекратным чтением тропаря Пасхи:

Псалмы и молитвы, обычные для домашних молитв при чтении канонов и акафистов с Трисвятого по “Отче наш…” (с тропарями после него) при этом не читаются.

Вместо молитвы «Достойно есть…», обычно завершающей чтение любых молитвенных правил читается т.н. «задостойник» (см. ниже).

Часы Пасхи поются также вместо Повечерия и Полунощницы.

На протяжении Светлой Седмицы христианином дома не читаются Псалтирь и никакие покаянные молитвенные правила.

Со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны. Подробнее о поклонах можно прочесть здесь.

Подготовка к Причастию на Светлой Седмице

Если христианин провел в воздержании и молитве Великий пост, то на Светлой Седмице он может приступать ко Причащению натощак (т.е. не принимав пищи и воды с полуночи), но без поста накануне. Разумеется, следует сделать оговорку, что перед Причастием и разговлятьсяРазговение — разрешение, по окончании поста, употреблять скоромную пищу, запрещенную во время поста нужно в меру, не переедая и не предаваясь пьянству, курению табака.

Домашние молитвы Светлой Седмицы, составляющие правило ко Святому Причащению, изменяются таким образом: вместо трех канонов (Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю) читается Канон Пасхи, затем — Часы Пасхи, Канон ко Причастию с молитвами.

Как уже говорилось выше, все молитвословия, в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении, предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи, а псалмы и молитвы с Трисвятого по “Отче наш…” (с тропарями после него) — не читаются.

Что касается исповеди перед Причастием: если вы исповедовались на Страстной седмице и не совершали тяжких грехов, тогда необходимость исповеди непосредственно перед Причастием лучше определить со священником храма, где вы хотите причаститься или своим духовником.

Домашние молитвы второй седмицы по Пасхе и до Троицы

Со второй седмицы по Пасхе (вечер первой субботы) возобновляется чтение обычных утренних и вечерних молитв, а также Правила ко Святому Причащению, включающего каноны ко Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и Последование ко Святому Причащению.

Однако необходимо обратить внимание на следующие особенности: до праздника Вознесения Господня (40-й день по Пасхе), накануне которого совершается отдание праздника Пасхи, вместо молитвы Святому Духу “Царю Небесный…” трижды читается тропарь Пасхи “Христос воскресе из мертвых…”. От Вознесения же до праздника Святой Троицы (50-й день) молитвы начинаются с Трисвятого “Святый Боже…”, молитва Святому Духу “Царю Небесный…” не читается и не поется до праздника Святой Троицы

От Вознесения же до праздника Святой Троицы (50-й день) молитвы начинаются с Трисвятого “Святый Боже…”, молитва Святому Духу “Царю Небесный…” не читается и не поется до праздника Святой Троицы.

Еще раз напоминаю, что до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны не только дома, но и в Храме, в частности — на возглас «Святая — Святым» и при выносе святой Чаши.

Задостойник

От понедельника Светлой Седмицы до Вознесения вместо обычного окончания молитв «Достойно есть…» поется задостойник:

По материалам сайтов azbyka.ru и foma.ru

Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или , чтобы сообщить мне о ней.

Какую читают молитву от всех болезней на Пасху

В Светлую седмицу происходят настоящие чудеса. Все болезни могут отступить под силой действия священной молитвы, которую читают на Пасху. В такой великий праздник сам Бог спускается к верующим, чтобы осенить их благодатью и подарить исцеление

Поэтому важно знать, какую читают молитву от всех болезней на Пасху. После чтения пасхальных часов можно своими словами попросить у Бога здоровья для себя и своих близких

Текст вечерней молитвы от всех болезней, которую читают в день Пасхи

О Премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельней Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твоя и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.

Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя).
Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя).
Аминь.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)
Глас 6:
Воскресение Христово видевше,/ поклонимся святому Господу Иисусу,/ единому безгрешному./ Кресту Твоему покланяемся Христе,/ и святое воскресение Твое поем и славим:/ Ты бо еси Бог наш,/ разве Тебе иного не знаем,/ имя Твое именуем./ Приидите вси вернии,/ поклонимся святому Хри¬стову воскресению:/ се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда благословяще Господа,/ поем воскресение Его:/ распятие бо претерпев,// смертию смерть разруши. (Трижды)
Ипакои, глас 8:
Предварившия утро яже о Марии,/ и обретшия камень отвален от гроба, / слышаху от Ангела:/ во свете присносущнем Сущаго,/ с мертвыми что ищете, яко человека;/ видите гробныя пелены, тецыте, и миpy проповедите,/ яко воста Господь, умертвивый смерть,// яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Кондак, глас тот же:
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне,/ но адову разрушил еси силу,/ и воскресл еси яко победитель, Христе Боже,/ женам мироносицам вещавый: радуйтеся,/ и твоим апостолом мир даруяй,// падшим подаяй воскресение.
Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог,/ в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом,// вся исполняяй неописанный.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Яко живоносец, яко рая краснейший,/ воистину и чертога всякаго цар¬ска¬го показася светлейший, Христе, гроб Твой,// источник нашего воскресения.
И ныне и присно и во веки веков, аминь:
Вышняго освященное Божественное селение, радуйся:/ Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим:// благословена Ты в женах еси, всенепорочная Владычице.
Господи, помилуй. (40 раз)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; и ныне и присно и во веки веков, аминь.
Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим,/ без истления Бога Слова рождшую,/ сущую Богородицу Тя величаем.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)

Об особенностях причащения в Светлую Седмицу

протоиерей Димитрий Смирнов

66-е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам всю Светлую Седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн. Это правило Вселенского Собора. К сожалению, мало кто может это выполнять. Еще меньше тех людей, которые вообще об этом знают, потому что практика так нашу жизнь исковеркала, что все часто совершается совсем по-другому.

У многих людей до сих пор существует еретическое представление (это ересь – настоящая, осужденная Вселенским Собором), что мясо и причастие несовместимы. Туда привносят какие-то индуистские соображения: что это убитое животное и прочая ерунда. Как будто картошка – это не убитое растение. Это совершенно не христианское представление, потому что сказано: «Кто гнушается мяса по причине нечистоты, анафема да будет». Но у многих людей к мясу какое-то специфическое отношение. Был пост – человек постился, сейчас нет поста – человек не постится.

Я не запрещаю причащаться. А я сам? Я сам вчера ел мясо, а сегодня я служу. Если я, священник, это делаю, значит, получается, что мне можно, а ему нельзя? По какому такому праву? Непонятно. Священник должен жить строже, чем мирянин. Получается, что священник сам-то себе все позволяет, а другим нельзя. Это же лицемерие.

Какие особенности подготовки к Причастию в это время?

Читается Пасхальный канон и Пасхальные часы.

***

Зачем на исповеди нужен священник

Исповедь — это не беседа. Священник не обязан что-то говорить. Он обязан слушать, обязан понять, искренне ли кается человек. Давать советы не всегда уместно. Митрополит Антоний Сурожский говорил в одном своем слове об исповеди: «Иногда честный священник должен сказать: «Я всей душой болел с тобой во время твоей исповеди, но сказать тебе на нее ничего не могу. Я буду молиться о тебе, но совета дать не могу».

Каждая исповедь — это обещание приложить все усилия для того, чтобы впредь не возвращаться к исповеданному греху. Священник — только свидетель этой вашей клятвы верности Богу.

Священник наделен властью от Бога прощать те наши грехи, в которых мы приносим искреннее покаяние. Это нелегкое бремя ответственности и власти Христос дал Своим апостолам.

Не нужно равняться на старые предания и мифы

Священник Максим Бражников, настоятель храма Казанской иконы Богородицы города Орска

В каноническом сборнике, в одном из правил, написано, что от Пасхи до Вознесения все верующие должны участвовать в жизни Церкви и причащаться Святых Тайн. То есть прямо предписывается в это время часто находиться в храме и причащаться.

Наш церковный устав ставит такие дни, когда причащаться нельзя – если в этот день не совершается литургия, или если это, например, Великая Пятница или другие дни Великого поста, когда нет Литургии Преждеосвященных Даров. Соответственно, в обычное время всем причащаться – надо, и уж на Пасху тем более усердствовать в этом деле – надо. Нет никаких запретов и ограничений, если мы говорим о причастии на Пасху. На Светлой неделе причащаться тоже надо – нет поста, хотя лучше стараться не переедать, тем более что после Страстной седмицы «праздник живота» не так уж и полезен для здоровья. На Светлой неделе достаточно соблюдать евхаристический пост – от полуночи до самой Божественной литургии.

Если человек постился Великим постом, причащался на Страстной седмице, то ему полагается приступать к Святым Христовым Тайнам и на Пасху, и во время Светлой седмицы. Насколько я знаю, где-то еще сохранилась такая традиция, что на Пасху священники не причащают людей, но это было еще в СССР, и только в некоторых областях, где традиционно Пасху отмечали с размахом. Люди, предвкушая пир горой на всю деревню и зная, что на Пасху они будут объедаться, слушались своих духовников, которые им советовали причащаться как-нибудь заранее – например, в Великий Четверг или в Великую Субботу, а на Пасху, мол, не стоит.

Но я очень надеюсь, что подобные утверждения в прошлом, потому что уже и наша церковная власть несколько раз выпускала документы о подготовке христиан к Святому Причащению, в которых говорится о том, что нет запретов на причастие в праздник.

Правда, я изредка сталкиваюсь с ситуациями, что в некоторых храмах священники отказываются причащать людей по каким-то причинам, но мы знаем, что и сам Святейший Патриарх в своей проповеди призывал людей причащаться на Светлой неделе, поэтому нам, наверное, лучше равняться на него, чем на старые предания и мифы.

Если человек постился, на Пасху он чувствует в себе призвание перед Богом. Или обновление призвания. И тогда уже понимает, что не хочет расставаться с Богом. Пост закончился – а ему расставаться с Богом не хочется. И что же делать? Снова пойдем в церковь, будем слушать и внимать молитвам, будем читать Евангелие, будем и дальше в радости усиливать нашу молитву и научимся наконец радостно и нормально жить.

Записали Ирина Якушева, Артем Левченко, Ольга Лунина

Назад в раздел

Вы здесь

  • Главная
  • По ком звонит колокол
  • Причащение на Светлой седмице

Пасха Христова
Протоиерей Андрей Ефанов

Причащение на Светлой седмице

— Я слышал, что на Светлой седмице можно причащаться, не постясь. Правда ли это, и как готовиться к причастию на Светлой седмице. Нужно ли исповедоваться, в любом ли храме меня могут причастить?

— Если христианин провел в воздержании и молитве Великий пост, то на Светлой седмице он может приступать ко причащению натощак, но без поста накануне. Правило ко причащению составляет чтение пасхального канона, часов Пасхи и канона с молитвами ко причастию. Что касается исповеди: если Вы исповедовались на Страстной седмице и не совершали тяжких грехов, тогда необходимость исповеди непосредственно перед причастием лучше определить со священником вашего прихода или духовником.

Конечно же, практика причащения не может быть полностью регламентирована. Общая концепция такова, как выше написано, но в некоторых пределах она может разниться от прихода к приходу. Поэтому лучше всего, во-первых, посещать регулярно один и тот же храм, во-вторых, прислушиваться к тому, что говорит духовник или же священнослужители вашего прихода. Тогда Вам станет проще определиться с регулярностью причащения и днями, когда лучше приступать к этому спасительному таинству.

2 и 3  февраля 2015 года проходившее в Москве Архиерейское совещание утвердило документ «Об участии верных в Евхаристии». О причащении на Светлой седмице в нем говорится следующее:

«Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением

Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития»

Опубликовано: 13/04/2015

О причащении на Светлой Седмице

митрополит Иларион (Алфеев)

Я считаю, что священники, которые не благословляют причащаться на Пасху, допускают очень грубую ошибку. Почему? Потому что Литургия служится для того, чтобы люди причащались.

В Великий Пост по будням – по понедельникам, вторникам и четвергам – Литургия не служится. И это отсутствие возможности причаститься и является знаком покаяния и поста. А тот факт, что Устав предписывает служить Литургию на Светлой Седмице каждый день, как раз и означает, что люди призываются каждый день причащаться.

Почему они не должны поститься в Пасхальную седмицу? Потому что, как сказал Христос, «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?»

Пасха – самый главный праздник христианской Церкви. Весь Великий Пост является подготовкой к Пасхе. Как можно требовать от человека, чтобы он ещё и в Светлую седмицу тоже постился, если он хочет причащаться!

***

Не причащаться – это лишить себя полноты Праздника

Священник Владислав Мишин, и.о. настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Москве

В целом отношение к причащению – это серьезный показатель того, где христианин находится. Причащение Святых Христовых Таин – это исполнение заповеди Христа Спасителя, Который Себя заповедовал нам и оставил эту дивную заповедь: «Сие творите в память обо Мне». Христиане собираются вместе в память о Господе нашем Иисусе Христе, Литургия и Причащение – это неотъемлемая часть нашей духовной жизни. Причастие – это как бриллиант в оправе, ведь в этот момент Сам Господь нас изменяет, входит в нас и поддерживает.

Сам я начал свое воцерковление в 1989 году, оно было связано с Оптиной пустынью, там я крестился. Мое первое причастие было как раз на Праздник Пасхи, в 1989 году в этом монастыре. И никогда ни по отношению к паломникам, ни по отношению к братьям даже не вставал такой вопрос – причащаться ли на Пасху? Для тех людей, которые меня окружали, это было жизненно, это было тем, к чему люди стремились всей своей душой.

Пасхальная радость переполняла меня. Это была единственная в моей жизни Пасха, когда я молился во время трех пасхальных Литургий. Ранняя – во Введенском соборе, следующая – в скитском храме Иоанна Предтечи, поздняя Литургия – в Никольском приделе Введенского собора. Я ликовал, подпевал хору. Хотелось, чтобы служба никогда не кончалась.

Причастие на Пасху – это полнота Праздника, к которой мы приобщаемся, которую Господь дает человеку.

Можно только посочувствовать людям, которые приобщались к другой традиции, или, может быть, есть какие-то другие обстоятельства, которые не позволили им причаститься в этот Праздник.

Если немного углубиться в этот вопрос, то можно отметить, что есть благочестивая традиция причащаться на Праздник Святой Пасхи и есть традиция причащаться в течение Светлой недели. И у разных духовников есть разное отношение к тому, как это нужно делать. Одни говорят, что если человек причащается, он должен в любом случае готовиться к этому, поститься и только после этого причащаться, другие напоминают, что Пасха – праздников Праздник, Торжество из торжеств – церковный устав в это время не подразумевает поста. Поэтому спокойно можно, вкушая все умеренно, прочитывая положенные молитвы, причащаться Святых Христовых Таин.

Не причащаться – это лишить себя полноты Праздника

Священник Владислав Мишин, и.о. настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Москве

В целом отношение к причащению – это серьезный показатель того, где христианин находится. Причащение Святых Христовых Таин – это исполнение заповеди Христа Спасителя, Который Себя заповедовал нам и оставил эту дивную заповедь: «Сие творите в память обо Мне». Христиане собираются вместе в память о Господе нашем Иисусе Христе, Литургия и Причащение – это неотъемлемая часть нашей духовной жизни. Причастие – это как бриллиант в оправе, ведь в этот момент Сам Господь нас изменяет, входит в нас и поддерживает.

Сам я начал свое воцерковление в 1989 году, оно было связано с Оптиной пустынью, там я крестился. Мое первое причастие было как раз на Праздник Пасхи, в 1989 году в этом монастыре. И никогда ни по отношению к паломникам, ни по отношению к братьям даже не вставал такой вопрос – причащаться ли на Пасху? Для тех людей, которые меня окружали, это было жизненно, это было тем, к чему люди стремились всей своей душой.

Пасхальная радость переполняла меня. Это была единственная в моей жизни Пасха, когда я молился во время трех пасхальных Литургий. Ранняя – во Введенском соборе, следующая – в скитском храме Иоанна Предтечи, поздняя Литургия – в Никольском приделе Введенского собора. Я ликовал, подпевал хору. Хотелось, чтобы служба никогда не кончалась.

Причастие на Пасху – это полнота Праздника, к которой мы приобщаемся, которую Господь дает человеку.

Можно только посочувствовать людям, которые приобщались к другой традиции, или, может быть, есть какие-то другие обстоятельства, которые не позволили им причаститься в этот Праздник.

Если немного углубиться в этот вопрос, то можно отметить, что есть благочестивая традиция причащаться на Праздник Святой Пасхи и есть традиция причащаться в течение Светлой недели. И у разных духовников есть разное отношение к тому, как это нужно делать. Одни говорят, что если человек причащается, он должен в любом случае готовиться к этому, поститься и только после этого причащаться, другие напоминают, что Пасха – праздников Праздник, Торжество из торжеств – церковный устав в это время не подразумевает поста. Поэтому спокойно можно, вкушая все умеренно, прочитывая положенные молитвы, причащаться Святых Христовых Таин.

Общие вопросы о причастии

Цель Божественной литургии — это причащение верующих, то есть хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы для того, чтобы их вкушали люди, а не только служащий батюшка. В древние времена человек, который был на литургии и не причастился, затем обязан был давать объяснение священнику, почему он этого не сделал. В конце каждой литургии священник, появляясь в Царских Вратах с Чашей, произносит: «Со страхом Божьим и верою приступите». Если человек причащается раз в году, то ему нужен и предварительный недельный пост в пище, и каноны с молитвами, а если человек соблюдает все четыре больших поста, постится каждую среду и пятницу, то ему можно причащаться без дополнительного поста, постясь так называемым евхаристическим постом, т. е. причащаться натощак. Что касается правила к причастию, то надо сознавать, что оно дано, для того чтобы вызвать у нас покаянные чувства. Если мы часто причащаемся и у нас есть это покаянное чувство и нам тяжело перед каждым причастием вычитывать правило, то можно каноны опустить, но молитвы к причастию желательно все-таки прочитать. При этом нужно помнить слова преподобного Ефрема Сирина: «Боюсь причащаться, осознавая свое недостоинство, но еще больше — остаться без причастия».

Статья по теме: Об участии верных в Евхаристии

Сколько дней после причастия не делать поясных и земных поклонов?

Если богослужебный устав (во время Великого поста) предписывает земные поклоны, то уже начиная с вечернего богослужения их можно и нужно класть. А если устав не предусматривает поклонов, то в день причастия совершаются только поясные поклоны.

Батюшка отказал мне в причастии, потому что у меня были подкрашены глаза. Прав ли он?

Наверно, батюшка посчитал, что вы уже достаточно зрелая христианка, чтобы осознать, что в храм идут, не подчеркивая красоту своего тела, а для лечения души. А вот если пришел человек начинающий, то под подобным предлогом лишать его причастия нельзя, чтобы навсегда не отпугнуть от Церкви.

Особенности проведения евхаристии в православной церкви

Православные клирики и священники, которые проводят службу в храмах, выступают против причастия неподготовленных мирян. Священнослужители православной церкви, таким образом, не хотят снижать значимость этого великого таинства.

Когда основная масса прихожан регулярно посещала храмы, а воцерковленность была нормой жизни обычного человека, причастие проводилось по воскресеньям. Потом причащаться стали после многодневных постов, которые держали 4 раза в год.

Сегодня, когда миряне не могут регулярно посещать службы в храмах, обряд евхаристии многие верующие стараются проводить в период завершения Великого поста и на Пасху. Так как в православии полагается исповедаться перед причастием, многих интересует, когда можно исповедоваться перед Пасхой.

Для справки! В советский период пройти обряд Евхаристии верующие старались во время Страстной недели – самой строгого периода воздержания Великого поста. В это время соблюдаются главные требования православия к тому, что прикасается к таинству евхаристии – держание поста и исповедание перед священником, выступающим в роли свидетеля в покаянии верующего перед Богом.

Получение причастия перед Пасхой в Великий четверг считается канонической формой проведения обряда евхаристии, так как повторяет события, зафиксированные в Новом Завете накануне крестного подвига Спасителя.

До недавнего времени причаститься в православных храмах можно было только перед Пасхой, так как в этом случае удавалось соблюсти все требования: держать пост и исповедаться перед причастием. До недавнего времени причастие можно было получить только перед Пасхой в Великий четверг или Великую субботу Страстной недели Великого поста. В эти дни проведение исповеди не нарушает обрядовых законов и полностью соответствует общему смыслу проводимых в храмах служб.

В советское время во время Пасхи священники не причащали верующих, пришедших на пасхальную литургию, так как праздничная служба не сочеталась с обрядом исповеди.

После того как патриарх московский Кирилл благословил причащение в Пасхальную ночь без исповеди, у прихожан, державших Великий пост, появилась возможность причаститься после праздничной литургии не исповедуясь.

В советскую эпоху во многих православных храмах сложилась традиция проводить причастие на:

  • Вербное воскресенье;
  • В Великий четверг;
  • В Великую субботу.

Нередко в советское время в ходе пасхальной литургии Евхаристическая Чаша вовсе не выносилась из алтаря. Сегодня такого больше не практикуется, и православные могут проходить обряд евхаристии после совершения предварительной подготовки не только во время Великого поста, но и в праздничные дни.

Можно ли причащаться в субботу перед Пасхой сегодня? Да, можно. Для этого следует обратиться накануне к священнику храма, который скажет, как нужно провести подготовку для евхаристии, без которой мирян не допускают к священному таинству.

Для справки! Верующим, жившим в советское время, сложно было соблюдать все требования, которые предъявляет церковь к тем, кто проходит таинство евхаристии. Поэтому чтобы не снижать всю значимость священного причащения верующего к телу и крови Господа евхаристию переносили на время Великого поста.

Всем православным, желающим причаститься к телу и крови Господня в великий праздник Воскресения, следует заранее уточнить у священника своей церкви, когда причащаются перед Пасхой и уточнить, как нужно правильно подготовиться к этому важному и священному христианскому таинству

Не нужно равняться на старые предания и мифы

Священник Максим Бражников, настоятель храма Казанской иконы Богородицы города Орска

В каноническом сборнике, в одном из правил, написано, что от Пасхи до Вознесения все верующие должны участвовать в жизни Церкви и причащаться Святых Тайн. То есть прямо предписывается в это время часто находиться в храме и причащаться.

Наш церковный устав ставит такие дни, когда причащаться нельзя – если в этот день не совершается литургия, или если это, например, Великая Пятница или другие дни Великого поста, когда нет Литургии Преждеосвященных Даров. Соответственно, в обычное время всем причащаться – надо, и уж на Пасху тем более усердствовать в этом деле – надо. Нет никаких запретов и ограничений, если мы говорим о причастии на Пасху. На Светлой неделе причащаться тоже надо – нет поста, хотя лучше стараться не переедать, тем более что после Страстной седмицы «праздник живота» не так уж и полезен для здоровья. На Светлой неделе достаточно соблюдать евхаристический пост – от полуночи до самой Божественной литургии.

Если человек постился Великим постом, причащался на Страстной седмице, то ему полагается приступать к Святым Христовым Тайнам и на Пасху, и во время Светлой седмицы. Насколько я знаю, где-то еще сохранилась такая традиция, что на Пасху священники не причащают людей, но это было еще в СССР, и только в некоторых областях, где традиционно Пасху отмечали с размахом. Люди, предвкушая пир горой на всю деревню и зная, что на Пасху они будут объедаться, слушались своих духовников, которые им советовали причащаться как-нибудь заранее – например, в Великий Четверг или в Великую Субботу, а на Пасху, мол, не стоит.

Но я очень надеюсь, что подобные утверждения в прошлом, потому что уже и наша церковная власть несколько раз выпускала документы о подготовке христиан к Святому Причащению, в которых говорится о том, что нет запретов на причастие в праздник.

Правда, я изредка сталкиваюсь с ситуациями, что в некоторых храмах священники отказываются причащать людей по каким-то причинам, но мы знаем, что и сам Святейший Патриарх в своей проповеди призывал людей причащаться на Светлой неделе, поэтому нам, наверное, лучше равняться на него, чем на старые предания и мифы.

Если человек постился, на Пасху он чувствует в себе призвание перед Богом. Или обновление призвания. И тогда уже понимает, что не хочет расставаться с Богом. Пост закончился – а ему расставаться с Богом не хочется. И что же делать? Снова пойдем в церковь, будем слушать и внимать молитвам, будем читать Евангелие, будем и дальше в радости усиливать нашу молитву и научимся наконец радостно и нормально жить.

Записали Ирина Якушева, Артем Левченко, Ольга Лунина

https://www.pravmir.ru/ya-zhe-uzhe-prichashhalsya-kakogo-mifa-stoit-izbegat-na-pashu-i-na-svetloj-nedele/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com Назад в раздел

Как часто нужно исповедоваться?

Вопрос этот не имеет однозначного ответа. Частоту исповеди должен определять сам христианин, посоветовавшись со своим духовником. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в одной из передач так ответил на вопрос телезрителей: «По мере необходимости, это очень индивидуально. Если есть навык, то каждый раз, когда сердце болит о каком-то грехе. Кому-то это необходимо несколько раз в месяц, кому-то — раз в неделю, кому-то чаще, кому-то реже. Надо исповедоваться так часто, чтобы голос совести всегда громко звучал в человеческом сердце. Если он начинает затихать, значит, что-то не так».

Если же исповеданный грех продолжает мучить, и боль от него не утихает, не стоит этим смущаться, сказал владыка. «Грех наносит рану человеческой душе. Для заживления любой раны требуется время, она не может просто взять и затянуться. Мы люди, у нас есть совесть, у нас есть душа и после нанесенной ей раны она, конечно же, болит. Иногда всю жизнь. Есть такие ситуации, такие грехи, рана от которых остается в человеческом сердце очень надолго, даже если человек раскаялся и получил прощение от Бога».

Но если эти грехи больше не повторялись, то называть их снова на исповеди нет необходимости, отметил митрополит Лонгин. «Каждый грех, мы знаем, по традиции заглаживается епитимьей. И вот эта память о грехе, память скорбная, болезненная, вполне может быть воспринята как епитимья от Бога».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector