Смертию смерть поправ
Содержание:
Пасхальные часы и Литургия
Во многих храмах за окончанием утрени следуют пасхальные часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме. Всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв. Во время пения часов пред Литургией диакон совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Если в храме Богослужение проводят несколько священников, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности. Во время чтения Евангелия с колокольни доносится «перебор», когда ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.
Популярное за 7 дней
Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33
Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01
Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10
Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07
Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56
Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00
2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54
Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54
Дела семейные
30.09.21 10:41
Как распознать в себе гордыню?
01.10.21 10:24
Христос попрал смерть не меньше 6 раз
Любопытно, что Иисус Христос попрал смерть не единожды, а не меньше шести раз.
- Когда воскресил мальчика. Об этом нам сообщает Евангелие от Луки:
(7:14–15)
- Когда воскресил девушку. Тоже приведём версию из Евангелия от Луки:
(8:52–56)
Иисус Христос воскрешает девушку, чем показывает свою власть над смертью
- Когда воскресил Лазаря. Процитируем Евангелие от Иоанна:
(11:38–44)
3
стольких человек воскресил, согласно Евангелию
- Когда воскрес. По человеческим представлениям Иисус Христос скончался (по крайней мере, это каноническая православная версия, а чужие рассматривать не будем). Иисус должен был остаться на том свете, но Он преодолел черту смерти в обратном направлении и явился своим ученикам.
- Когда открыл врата ада. В Священном Писании такой истории нет. Но Предание сообщает, что Иисус Христос не сразу воскрес после смерти, а отправился в ад, чтобы вывести оттуда некоторых умерших людей. Кого именно — идеальный вопрос для бесконечного спора. Об этом нигде ничего не сказано, так что правильного мнения нет.
Сам сюжет о Христе, который спускается в ад, основан на ветхозаветных пророчествах:
(Ос. 13:14)
(Пс. 23:7)
Надо признать, что сами пророчества явно имеют корни в аккадской традиции, но всё же этот догмат имеет огромное число приверженцев в христианском мире.
Существует догмат о том, что Спаситель вывел души из ада, но чьи именно, не ясно
- Когда дал миру надежду на жизнь после смерти. Согласно православным представлениям, раньше не существовало никаких надежд на жизнь после смерти. Только Христос, когда принял на себя кару за людские грехи, открыл дорогу в рай тем, кто раскаялся. Смерть им более не грозит, так как она побеждена смертью Христовой.
Христос призывает не бояться телесной смерти, но опасаться смерти духовной:
(Мф. 10. 28)
Рассказывает священник Афанасий Гумеров:
По христианскому догмату, Иисус спустился в ад за праведниками
Смертию смерть поправ — значение
Своим Воскресением Христос победил смерть (Рим.6:9). Он преодолевает и все наши личные смерти, в том случае если Его жизнь становится нашей жизнью благодаря Воскресению (2 Кор. 4:10-11). На все эти смерти Христос отвечает неповторимым образом – воскресая из мертвых и попирая смертью смерть.
В свете Воскресения Христа нет места отчаянию, безысходности и разрушению. Все оживотворяется и обновляется. И даже сама смерть из процесса тления становится началом жизни. Как говорил наш почтенный старец, архимандрит Георгий Капсанис, “чем был бы мир без Воскресшего Христа и Воскресения, которое Он нам подарит? Безграничным кладбищем. Чем были бы мы? Приговоренными к смерти, ждущими, когда придет наш час погаснуть и исчезнуть. Никакого смысла и цели не имела бы жизнь. Отец Иустин Попович очень верно отметил, что не уверовал бы во Христа, если бы Он не победил смерть”.
Евангельские повествования и церковная гимнография говорят нам о том, что, когда Христос добровольно пошел на страдания, ученики Его не осознали этого. Час Его Страстей не стал для них временем радостных размышлений и чаяний. Скорбь и страх овладели ими, и вполне оправданно. Лишь после Воскресения они воспрянули духом: “Ученики обрадовались, увидевши Господа” (Ин.20:20).
Часы наших ежедневных смертей, искушений, отчаяния и неудач – отнюдь не легки. И в такие моменты мы не можем быть радостными. Нас наполняют гнетущие чувства, мысли и желания. Прежде всего, они не богоугодны, поскольку мешают нам пережить радость общения с Богом, с ближним, а также с самим собой.
В эти минуты мы можем обратиться к примерам наших святых, которые, будучи сынами Воскресения, вкусили его плоды и впоследствии сделались его неопровержимыми свидетелями. Из опыта святых мы узнаем, что добровольное шествие с Христом на страдания – это обещание и совместного с Ним воскресения. Если с любовью к Христу мы добровольно и терпеливо выносим наши ежедневные смерти, они становятся для нас возможностями и путями к нашему личному во Христе воскресению. “Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может” (2 Тим. 2:12-13). Тогда радость и мир Воскресения станут неотъемлемыми дарами Христа, которые будут сопровождать нас как во временной жизни, так и в вечности. Святой Григорий Палама подчеркивает это в своем знаменитом письме к монахине Ксении.
Прошли многие годы, и сейчас Греция оправляется от своей недавней Голгофы. Большинство наших братьев страдает от последствий кризиса. Многие люди утратили смех, радость, мир, оптимизм, мечты и надежды. В воздухе витает угрюмость, печаль, разочарование и гнев. Но человек не может так жить. Он начинает искать выход. В особенности, молодежь.
Обратим сегодня наш взор к Воскресшему Христу и осознаем, что Он есть помощь в наших тяготах. Воскресший Господь приносит сердцу истинный мир, а лицу – истинную радость. Как говорил святой Порфирий Кавсокаливит, “Христос есть источник жизни, радости, света и истины. Христос – это все”.
Христос – это все для Православной Церкви и нашей православной традиции, Христос наших святых отцов, исповедников и преподобных, Христос, Который сегодня изгоняется с нашей несчастной родины посредством межрелигиозного синкретизма в новых школьных программах, упразднения воскресного выходного дня, принятия антиевангельских законопроектов, учреждения исламской кафедры на богословском факультете университета Салоник. Все это делает более долгим и печальным траур греческого народа, а “Плач о павшем Константинополе” скорбной песней, которая пока не собирается заканчиваться.
Однако наш благочестивый народ все же не предал Христа, оказывает сопротивление проискам врагов нашей греко-православной идентичности и остается верным всему тому, что перенял от святых учителей Церкви и нации. Он верует, надеется и терпит. Последнее слово остается не за смертью, но за жизнью.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Архимандрит Христофор, игумен святого киновиального монастыря преподобного Григория.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
Крестный ход
Есть разные традиции. Где-то пасхальная заутреня начинается ровно в полночь, и предваряющий её крестный ход начинается, соответственно, минут за 15 до неё. Где-то в полночь начинается сам крестный ход.
В любом случае, без крестного хода не обойтись.
Символизируя переход от мрака язычества к свету христианства, живописно оттеняя свет Воскресения Христова, крестный ход начинается в темном храме, освещенном лишь горящими в руках людей свечами.
Если настоятель знаком с греческими традициями, то он может вынести огонь для прихожан из алтаря под пение особой стихиры: «Приидите, приимите свет от Невечерняго Света и прославите Христа воскресшаго из мертвых!»
Фото Санкт-Петербургской Духовной академии
Если такой традиции нет, то люди зажигают свечи самостоятельно.
Итак, после небольшой паузы и зажжения свечей, священнослужители в алтаре, при закрытых вратах и завесе иконостаса, трижды поют стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время совершается троекратное каждение в алтаре вокруг престола. Мы его не видим, но слышим позвякивание кадила, доносится благоухание ароматного ладана.
Стихира поётся каждый раз всё громче, её подхватывает хор. Открываются Царские врата, всё еще в темноте священнослужители в белых одеждах, напоминающих нам о том, что в древности прямо накануне Пасхи крестили всех, желающих стать христианами, выходят из алтаря.
Хору уже подпевают все прихожане. Слышен ликующий звон колоколов. Впереди священников идут заранее приготовившиеся прихожане и алтарники, несущие особый фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери. Далее идут попарно хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие настоятель храма с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке.
Если в храме только один священник, то иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне, прикрыв руки платками из благоговения к святыне.
За священниками идём и все мы – прихожане. Неторопливо обходим вокруг храма. Душа звенит внутри в такт колоколам, уста поют святые и таинственные слова, а руки заботливо прикрывают пламя свечки от прохладного ночного весеннего ветерка.
Вот все подходят к входу в храм, он называет притвор. Входные, западные двери уже специально закрыты.
Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение и прославляет Святую Троицу.
Священнослужители трижды поют главное песнопение праздника — тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав (т.е. Христос восстал из мёртвых, Своею смертью победив смерть, и пребывающим в могилах подарив жизнь). Им вторит хор.
Затем священнослужители поют особые стихи. Их мы будем слышать в начале каждого богослужения и иногда в других местах службы. Это называется пасхальным началом:
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь», и пр.
На каждый стих певцы снова поют тропарь «Христос воскресе».
Время от времени настоятель обращается ко всем с приветствием: «Христос воскресе!». В ответ надо как можно громче ответить: «Воистину воскресе!» Не бойтесь, не молчите — это ночь особой радости.
Отверзаются церковные двери, и крестный ход входит в храм, как когда-то жены-мироносицы вошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Храм наполняется светом всех светильников. Начинается светлая пасхальная заутреня, то есть утреня, начинающаяся задолго до рассвета.
Этапы службы
Праздничные богослужения проводятся в торжественной обстановке. Начало пасхальной службы и ее окончание регламентирует Богослужебный Устав – Типикон.
На заметку! Типикон – книга, в которой написано, дни и часы божественных служб, а также порядок вознесения молитв, содержащихся в Служебнике и Часослове.
Начало службы
Пасхальное богослужение начинается поздно вечером в Великую Субботу. Как правило, время начала службы на Пасху наступает незадолго до полуночи. По времени она идет около 5 часов. Приблизительное время начала и окончания: с 23-00 или 23-30 до 3 часов ночи. В целом служба на Пасху ночью длится около 4 часов.
Обряды накануне Пасхи
Пасхальные службы в церквях начинаются еще за неделю до праздничного дня. Традиционно двери храмов не закрываются в течение недели – чтобы каждый прихожанин мог прийти в Обитель Божию в любое время. К праздничному богослужению верующие начинают готовиться с 12 дня Великой Субботы. Но по большому счету весь долгий пост, предшествующий Пасхе, и есть периодом подготовки к великому событию.
В последний день Страстной Седмицы проходит Литургия Василия Великого. В 22 часа зажигают свечи, ударяют палкой о било (церковный музыкальный инструмент) и читают Трисвятое, далее Псалом пятидесятый, Канон Великой Субботы и песни, за которыми опять повторяют Трисвятое. Затем читают небольшой тропарь, Ектинию и Благословение.
https://youtube.com/watch?v=akAFtctyxgw
Религия
Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су, еди́ному безгре́шному. Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Христе́, и свято́е Воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим: Ты бо еси́ Бог наш, ра́зве Тебе́ ино́го не зна́ем, и́мя Твое́ имену́ем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся Свято́му Христо́ву Воскресе́нию: се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру, всегда́ благословя́ще Го́спода, пое́м Воскресе́ние Его́: распя́тие бо претерпе́в, сме́ртию смерть разруши́.
Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.
Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!
Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.
Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!
Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!
Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.
Святитель Иоанн Златоуст
—————————————- —————————————- ———
Со светлым праздником , друзья !
Что значат куличи и яйца
– Почему по традиции освящают именно куличи, пасхи и яйца?
– Освящение пасхальных яств – это древняя церковная традиция. Дело в том, что первые христианские общины собирались в дни особых праздников вокруг общения с Богом (что есть молитва) и друг с другом. Центральным богослужением в суточном круге является Божественная литургия. Дословный перевод слова «литургия» означает «общее дело». Так вот, вокруг «общего дела» собирались первые христиане, чтобы совершить молитву, богослужение, а потом иметь возможность пообщаться друг с другом за общественной трапезой. В христианской традиции праздничная трапеза называется продолжением литургии. Вот куличи и являются образом тех приношений, которые употреблялись во время праздничных пасхальных трапез. Сегодня сложно представить пасхальную трапезу без кулича.
Что касается крашеных яиц, то по этому поводу существует древняя история. Я бы хотел, если это возможно, попросить редакцию. Первые три читателя, которые пришлют историю, положившую начало красить яйца перед Пасхой, получат от меня пасхальные подарки.
– Конечно, отец Дмитрий. Ждем от читателей ответ на ваш вопрос на адрес электронной почты redactor@kubnews.ru.
– Есть ещё один вопрос, который волнует людей: надо или идти на Пасху на кладбище?
– На Пасху – нет! В период первой пасхальной недели нет никакого упоминания о смерти. Церковь в своих молитвах и песнопениях провозглашает имя Воскресшего Христа как победителя смерти. Именно поэтому на этой неделе не совершаются заупокойные поминовения до особенного дня, до Радоницы. В девятый день после Пасхи совершается первое поминальное заупокойное богослужение по пасхальному чину. Чинопоследование богослужения на Радоницу совершенно не похоже ни на одну заупокойную службу. Оно содержит в себе слова победы жизни над смертью: «Адам воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение». Это о той победе, которую ждали ветхозаветные праведники, чего ждут наши умершие сродники, того Царства, которое основал Воскресением Христос.
Всех призываю в этот день совершать молитвы об усопших родных, близких, знаемых, всех православных христиан.
– Что надо сделать, чтобы и после Пасхи в душе как можно дольше сохранился свет этого праздника?
– Я сказал о том, что праздник Пасхи неразрывно связан с нашей надеждой на Господа Бога. Сказал и том, что всем нам надлежит научиться той Божественной, безусловной, беспричинной, жертвенной любви, которую Господь явил нам своей жизнью, смертью и Воскресением. А чтобы свет и радость Пасхи Христовой сохранились в нашей жизни как можно дольше, необходимо верить. Верить Богу искренне, твердо и действенно. Эти три добродетели – вера, надежда и любовь – являются основанием мирной жизни человека. Они помогут нам преодолеть всякую скорбь и печаль, всякие трудности и настроения, помогут обрести мир и радость в жизни.
Обложка: Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
Пасхальная заутреня
Начало пасхального богослужения больше похоже на таинство и имеет некую загадочность, в то время, как заутреня состоит из радостных песнопений и чтения канона. С началом заутрени все прихожане возвращаются в церковь, двери остаются открытыми.
В это время положено читать и петь отрывки из Священного Писания. Звучат:
- пение канона и стихиры;
- торжественное чтение евангелия;
- чтение заамвонной молитвы.
Служба в пасхальную ночь чтением заамвонной молитвы не заканчивается, ведь после этого на специальный алтарь перед иконой с изображением воскресшего Христа выносится священный хлеб, который по-гречески называется артос. Готовится он по специальному рецепту и освящается служителями церкви. Артос остается на алтаре в течение нескольких дней.
Собственно, на этом Пасхальная литургия завершается, и раздается праздничный колокольный звон. Теперь верующие имеют возможность подойти к кресту, помолиться и поздравить друг друга с наступлением Пасхи.
Собака, труп человека…
Советские учёные любили использовать в своих опытах собак, начиная с Павлова, исследовавшего условный рефлекс, заканчивая улетевшими в космос Белкой и Стрелкой. С трупной кровью была та же картина. В 1928 году киевский хирург Владимир Шамов откачал девяносто процентов крови испытуемой собаки, а потом перелил в неё кровь пса, убитого за десять часов до эксперимента. И собака-пациент выжила.
Шамов вынес из эксперимента следующее: «Труп в первые часы после смерти не должен более рассматриваться мёртвым, он не только продолжает жить в отдельных своих частях, но и может дарить ещё живущим дары необычайной ценности — вполне жизнеспособные ткани и органы».
На III Всеукраинском съезде хирургов в Днепропетровске Шамов доложил о своих успехах научному сообществу. Следует отметить, что до этого эксперимента на собаках не только кровь, но и остальные органы мёртвых считались заражёнными трупным ядом.
Выступление Шамова произвело фурор. В зале присутствовал тогда и знаменитый советский хирург Сергей Юдин — звезда первой величины, поинтересовавшаяся, почему тот не провёл этот эксперимент на людях, что позволило бы хирургу попасть в историю. Шамов возразил, что у него могут быть проблемы с законом, неудавшийся эксперимент грозил тюрьмой. Тогда Юдин «срисовал» саму идею и ждал несколько лет, прежде чем реализовал её.
Молитвы
Тропарь на Пасху (Светлое Христово Воскресение), глас 5
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в,// и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Кондак на Пасху (Светлое Христово Воскресение), глас 8
А́ще и во гроб снизше́л еси́ Безсме́ртне,/ но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко победи́тель Христе́ Бо́же,/ жена́м мироно́сицам веща́вый, ра́дуйтеся:/ и Твои́м апо́столом мир да́руяй,// па́дшим подая́й воскресе́ние.
Молитва Воскресшему Спасителю
Сла́ва Тебе́, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же мо́й, я́ко па́ки сподо́бил мя́ еси́ недосто́йнаго, преше́дша по́прище свята́го поста́, поклони́тися Боже́ственным Страсте́м Твои́м и ви́дети всера́достный де́нь пресла́внаго из гро́ба Воскресе́ния Твоего́, во́ньже свободи́л еси́ су́щия во а́де от ве́к свя́занныя ду́ши пра́ведных. Тоя́ Боже́ственныя свобо́ды ду́ха и пло́ти, дража́йший Спаси́телю мо́й, и а́з жела́ю, да разреши́ мя́, свя́зана су́ща мно́гими грехи́, и да сотвори́ши возсия́ти живоно́сному све́ту Воскресе́ния Твоего́ во мра́чней души́ мое́й: ви́жду бо безчи́сленныя щедро́ты и неизрече́нное человеколю́бие Твое́, я́ко не то́чию от небытия́ в бытие́ мя́ приведе́ши, и о́браза Твоего́ подо́бием украси́в, всея́ до́льния тва́ри влады́ку поста́вил мя́ еси́, но и посе́м па́дша с высоты́ и врагу́ порабо́тившася, не оста́вил еси́, но, искупи́в мя́ безце́нною Кро́вию Твое́ю, благода́тию креще́ния снабди́л мя́ еси́, да востеку́ на пе́рвое достоя́ние. А́з же, окая́нный, запя́т бы́в умо́м плотски́м, обрати́хся вспя́ть и па́ки ра́б сотвори́хся греха́ и страсте́й, до́ндеже еди́н по еди́ному погуби́х вся́ да́ры благода́ти Твоея́. И ны́не у́бо, что́ сотворю́, не ве́м: оба́че помяну́в глаго́лы пречи́стых у́ст Твои́х, я́ко не прише́л еси́ призва́ти пра́ведники, но гре́шники в покая́ние, и а́з, я́ко еди́н от си́х, с ве́рою и смире́нием прихожду́ к Живоно́сному Гро́бу Твоему́, не арома́ты и воню́ ми́ра нося́й (на́г бо е́смь и пу́ст благи́х де́л), но па́че наде́жду имы́й обрести́ в не́м проще́ние грехо́м мои́м и обновле́ние нечи́стому житию́ моему́. При́зри у́бо на мя́, ка́ющася и служи́ти Тебе́ хотя́ща, и не отри́ни от благода́ти Воскресе́ния Твоего́! Живоно́сною сме́ртию Твое́ю и погребе́нием умертви́ моя́ лю́тыя стра́сти, да я́ко ме́ртв и погребе́н жи́ву в ми́ре се́м. Пресла́вным воста́нием Твои́м воздви́гни мою́ ду́шу, умерщвле́нную грехи́, и оживи́ со́весть, ея́же ничто́же в ми́ре ну́жнейше е́сть. Вознесе́нием Твои́м отто́ргни мя́ от су́етных и душетле́нных бла́г земны́х, и сотвори́ мя́ го́рняя му́дрствовати, я́ко да не ктому́ себе́ живя́ и угожда́я, но Тебе́, Го́споду и Бо́гу моему́, служа́ и рабо́тая, я́коже сподо́бихся поклони́тися Воскресе́нию Твоему́ на земли́, та́ко сподо́блен бу́ду ви́дети Тебе́, дражайшаго Искупи́теля моего́, и на Небеси́, за прия́тие сме́рти кре́стныя сла́вою и че́стию венча́нна, и ста́в одесну́ю вели́чествия Твоего́, со Арха́нгелы и А́нгелы, и со все́ми искупле́нными Тобо́ю бра́тиями мои́ми, во ве́ки веко́в пою́ Тебе́: Аллилу́иа. Ами́нь.
Гений и злодейство
Сергей Сергеевич Юдин — личность незаслуженно забытая. Поскольку его имя можно поставить в один ряд с именами Пирогова и Павлова. Истинный создатель Института им. Склифосовского, любимец международного медицинского сообщества, настоящая и яркая звезда отечественной хирургии. Он имел достаточный вес и репутацию, чтобы позволить себе поставить опыт на человеке.
В марте 1930-го 33-летний москвич в самом расцвете сил решил покончить с собой, перерезав в тёплой ванне сосуды левого локтевого сгиба.
Обескровленного инженера привезли в Склиф, и Юдин понял — пришло его время. Пациент был практически безнадёжен, что нивелировало риски с законом. Чтобы перелить бедолаге кровь живого донора, требовалось ждать четыре часа для того, чтобы проверить кровь на сифилис по реакции Вассермана, но здесь у больного не было и часа. В то время не существовало ещё методов консервации крови, поэтому в институте не было её запасов.
Юдин собрался с духом и быстро спустился в морг в поисках подходящего тела. Донором стал шестидесятилетний алкоголик с жировыми отложениями на печени, скончавшийся от сердечной недостаточности. Юдин отсосал 420 мл крови большим шприцем Жане из нижней полой вены брюшной полости трупа. Когда хирург уже держал кровь в руках, в дверь постучался дежурный врач и попросил поторопиться — у суицидника началась агония.
Юдин вспоминал впоследствии, что уже после вливания 200 мл трупной крови «пострадавший порозовел, стал дышать спокойнее и глубже, а к концу переливания крови к нему вполне вернулось сознание». Ещё через несколько дней самоубийцу выписали из больницы. Это была победа. Некоторые коллеги недоумевали, как это удалось провернуть Юдину, ведь трупы лежат в морге, подначальном совершенно другому отделению.
Разгадка была простой. Патолого-анатомическое отделение Склифа возглавлял профессор Арсений Русаков, который, несмотря на высокую квалификацию, как многие медики того времени, пристрастился к морфию. Юдин же был в институте главным хирургом, поэтому ключ от запасов заветного вещества был у него в кармане. То есть, возможно, именно благодаря морфину в СССР появился передовой на тот момент метод переливания трупной крови, за который тут же ухватились военные медики.
Начался звёздный час самого Сергея Сергеевича и его метода. Его особенностью стало то, что донорами становились только мужчины. Трупы детей Юдин не использовал по этическим соображениям, а по физиологическим — женщин, из-за того что, как он думал, через влагалище может начаться быстрое заражение трупа.
Трупная кровь скапливается в лёгких и в органах брюшной полости. Поскольку сердце донора уже не бьётся, забор такой крови проходил с осложнениями, поэтому была разработана специальная методика: в просвет яремной вены вводят катетеры — один в сторону головного мозга, другой в обратном направлении. Операционный стол опускают «головой» вниз, и скопившаяся в лёгких и брюшине трупная кровь стекает в ёмкости. С одного трупа можно собрать до трёх литров отличной крови.
После смерти кровь вначале сворачивается, но через несколько часов снова становится жидкой, «фибринолизированной», утрачивая способность сворачиваться. Такая кровь даже предпочтительнее крови живых доноров, поскольку после переливания не возникает цитратного шока и можно влить в пациента сразу до трёх литров крови. Юдин и его ученики выполнили в Склифе больше двух с половиной тысяч переливаний трупной крови, а это двадцать три тонны жидкости.
Несмотря на все успехи Юдина во время Великой Отечественной войны, в практику медицинской службы Красной армии метод переливания трупной крови не вошёл, хотя и был эффективно использован в условиях боевых действий — во время гражданской войны в Испании 1936–1939 гг.
После открытия и успешного применения метода Юдин был обласкан международным медицинским сообществом, в особенности его полюбили англичане. Юдин состоял в переписке с Черчиллем, а настоятель Кентерберийского собора Хьюлетт Джонсон написал в альбом посетителей Склифа: «Какое величие кроется в идее, что ещё живущая кровь мёртвого человека переливается живому, страждущему по ней».