Житие митрополита антония сурожского: рассказываем по полочкам

Постриг и врачебная деятельность

После окончания школы, Андрей поступает в Сорбонну на естественный, а затем на медицинский факультет, который и оканчивает к 1939 году. Избрав своей профессией специальность хирурга, юноша, однако, не перестает мечтать о монашеском призвании и в преддверии отправки его на фронт произносит иноческие обеты перед своим духовным отцом. Но из-за недостатка времени постриг будущий архиерей примет позже, лишь в 1943 году, получив при этом имя Антоний.

Молодой человек прошел всю войну, исполняя обязанности полевого хирурга, оперируя и спасая раненых. Он врачевал подопечных не только с помощью скальпеля, но и своей искренней любовью, заботой и участием. Сталкиваясь со многими врачами за годы военной службы, Антоний видел порой их крайнее очерствение и огрубение, вызванное ужасами войны. Но сам он оставался человеколюбивым и милосердным как во время военных действий, так и до самой своей кончины.

Добро и зло

Можно познать добро и вырасти свыше своей меры, но нельзя познать зло и не разрушиться…

…только изнутри приобщенности к Богу можно понимать, что такое добро и что такое зло. Адам сделал ошибку: он решил тварным образом узнать, что такое добро и что такое зло. Он решил вне Бога погрузиться в материальный мир и посмотреть: можно жить в нем или нет?..

…из Библии абсолютно ясно, что он совершается в момент, когда человек решает самостоятельно познать все тварное, всю тварность, все существующее не изнутри Бога, Который все знает до самых глубин, а изысканием своего собственного ума и опыта. В этот момент человек как бы спиной поворачивается к Богу ради того, чтобы лицом обернуться к окружающему миру. Как сказал один протестантский пастор во Франции еще до войны, у человека, который отвернулся от Бога и стоит к Нему спиной, Бога нет; а единственный источник жизни – Бог; такому человеку остается только умереть. Вот в этом и грех, и последствие греха, – не как наказание, а как неизбежное последствие: нельзя оторваться от Жизни и остаться живым.

Ничего нового

Судя по изложению на сайте «Православие и мир», собравшиеся ничего нового в этих книгах для себя не нашли. Обсуждение вращалось вокруг привычных штампов, которые бытуют едва ли не с начала 60-х гг.

Это легко объяснимо. Во-первых, главные докладчики: оо. Уминский и Великанов, А. Архангельский, К. Лученко и В. Лучанинов не были лично знакомы с покойным митрополитом. Да и какие новые слова можно найти, если чуть ли не по нескольку раз в месяц собираться на разноформатные семинары, конференции и круглые столы в честь митр. Антония?

Мешает свежему восприятию бедной мысли митр. Антония и безоговорочное восхищение его личностью. Так и на этот раз, по мнению обсуждающих, в нем было прекрасно абсолютно всё, и ни одна темная черта не омрачила светлого облика митр. Антония.

Литература

  1. ЖМП. 1964, № 7, с. 17; № 6, с. 4; № 11, с. 14.
  2. -«-, 1965, № 3, с. 4; № 6, с. 2; № 11, с. 1.
  3. -«-, 1966, № 1, с. 35; № 4, с. 4; № 8, с. 23; № 11, с. 28.
  4. -«-, 1967, № 2, с. 7, 17-21; № 7, с. 2, 26; № 8, с. 38; № 9, с. 12-23; № 10, с. 9; № 11, с. 6.
  5. -«-, 1968, № 1, с. 26; № 2, с. 15; № 8, с. 1; № 11, с. 49-53; № 12, с. 56-69.
  6. -«-, 1969, № 4, с. 6; № 5, с. 56-60; № 8, с. 1, 18.
  7. -«-, 1970, № 3, с. 5; № 6, с. 22; № 7, с. 11; № 8, с. 31; № 9, с. 26-27.
  8. -«-, 1971, № 1, с. 5, 23; № 3, с. 2; № 4, с. 20; № 6, с. 2; № 8, с. 46; № 11, с. 5, 13, 15.
  9. -«-, 1972, № 3, с. 2; № 4, с. 15-19; № 5, с. 17; № 9, с. 24; № 10, с. 54; № 12, с. 17.
  10. -«-, 1973, № 1, с. 29; № 2, с. 52-54; № 4, с. 7; № 5, с. 3, 5; № 8, с. 2; № 9, с. 2; № 10, с. 28-29, 49-55; № 11, с. 29.
  11. -«-, 1974, № 5, с. 5.
  12. -«-, 1975, № 1, с. 16; № 5, с. 8; № 6, с. 15; № 8, с. 13; № 10, с. 2, 22; № 11, с. 6, 14.
  13. -«-, 1976, № 1, с. 10; № 4, с. 5, 24; № 6, с. 17; № 8, с. 21; № 9, с. 5; № 10, с. 34.
  14. -«-, 1977, № 3, с. 24; № 8, с. 8; № 11, с. 3.
  15. -«-, 1978, № 1, с. 50; № 4, с. 4; № 5, с. 6; № 8, с. 19; № 9, с. 51; № 11, с. 21; № 12, с. 3.
  16. -«-, 1979, № 1, с. 3, 12; № 2, с. 23; № 5, с. 12, 34; № 6, с. 14; № 7, с. 6; № 9, с. 13, 15; № 11, с. 11, 14; № 12, с. 23.
  17. -«-, 1980, № 2, с. 3, 16, 17, 27; № 3, с. 18-19; № 5, с. 8; № 8, с. 54; № 9, с. 7, 9, 12, 62; № 10, с. 3; № 11, с. 6, 27; № 12, с. 8, 31, 33.
  18. -«-, 1981, № 1, с. 11; № 3, с. 18; № 5, с. 4; № 8, с. 15; № 9, с. 3, 9; № 11, с. 5, 9, 17, 20, 26; № 12, с. 25, 31.
  19. -«-, 1982, № 1, с. 39; № 2, с. 7, 21-22; № 5, с. 6, 18, 28, 48; № 6, с. 65; № 7, с. 10; № 8, с. 11, 54, 60; № 9, с. 3; № 10, с. 3, 26, 41; № 12, с. 7, 34, 36.
  20. -«-, 1983, № 1, с. 26; № 2, с. 44, 47, 74; № 5, с. 8; № 6, с. 32; № 8, с. 3, 30; № 10, с. 2, 22, 63.
  21. -«-, 1984, № 1, с. 9-11, 33; № 3, с. 14; № 4, с. 5, 60; № 5, с. 10, 67; № 8, с. 51, 53; № 12, с. 13, 40.
  22. -«-, 1985, № 1, с. 27, 57; № 3, с. 19; № 5, с. 7; № 8, с. 5, 19.
  23. -«-, 1986, № 10, с. 15-17, 20 (некролог).
  24. «Богословские труды», сб. 6-10, 14-15, 18.

Митрополит о любви

Проповеди митрополита Антония Сурожского были посвящены и любви. «Любите друг друга так, как я вас возлюбил…», — именно так звучит одна из заповедей Божьих. Эти слова должны доходить до нашего сердца, радовать нашу душу, однако как трудно воплотить их в жизнь.

Митрополит отмечал, что любовь для каждого человека раскрывается в нескольких плоскостях: это опыт обычной, простой любви между членами одной семьи, детей к родителям и наоборот; это радостное, светлое чувство, возникающее между женихом и невестой и пронизывающее весь мрак. Но и тут можно встретить хрупкость и несовершенство.

Антоний Сурожский говорил о том, что Христос призывает нас любить друг друга, он не делает никаких различий. Это говорит о том, что каждый верующий должен возлюбить абсолютного каждого человека, встречного, незнакомого, привлекательного и не очень. Он хочет сказать, что каждый из нас — это личность с вечной судьбой, созданная Богом из небытия, чтобы внести свой уникальный вклад в жизнь человечества.

Любой из нас вызван и поставлен Господом в этот мир, чтобы выполнить то, что не в состоянии сделать другие, в этом есть наша уникальность. «Мы должны любить любого ближнего своего, как Бог возлюбил всех нас, иначе мы отвергаем самого Христа», — именно так считал Антоний Сурожский. О любви он всегда говорил как об особом чувстве, которое должно быть направлено на весь мир, к Богу и к себе.

Эмиграция

Детство Андрея прошло в Иране, где отец работал консулом, и в России. Но после революции 1917 года семье пришлось уехать в Европу, разделив эмигрантскую судьбу сотен тысяч русских семей, выброшенных из России новой властью.

После нескольких лет скитаний в 1923 году они осели во Франции, где он закончил рабочую школу на окраине Парижа. «Почему? Она была самая дешевая, во-первых, затем, единственная по тому времени вокруг Парижа и в самом Париже, где мне можно было быть живущим.».

Чтобы дети не утратили связи с Россией, не забыли язык и культуру страны, для мальчиков и девочек Парижа и других городов Франции создавались различные организации. Так, например, в 9 лет Андрей попал в скаутский лагерь организации, которая называлась «Молодая Россия».

Там мальчиков учили мужеству, выдержке и готовности к подвигам и правилам русского языка, грамматике. После распада «Молодой России» была организация «витязей», которая тогда начинала формироваться внутри Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД). Отличиями РСХД от предыдущей организации были высокий культурный уровень и религиозность, — при организации был священник и церковь в лагере.

Андрей Блум (справа) и отец Георгий Шумкин в летнем лагере «Витязей» при РСХД. Из архива Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского»

В 14 лет Андрей Блум, будучи атеистом, вдруг невольно услышал проповедь русского православного священника (отца Сергия Булгакова), приехавшего в летний лагерь РСХД, чтобы встретиться с молодежью. То, что услышал юноша, претило собственным убеждениям: кротость, смирение, покорность — рабские чувства.

Чтобы раз и навсегда удостовериться в своей правоте, он решил прочесть Евангелие, выбрав самое короткое из всех, что были дома. Вот как вспоминает тот момент сам митрополит Антоний Блум:

«Как только я 14-летним мальчиком прочел Евангелие, я почувствовал, что никакой иной задачи не может быть в жизни, кроме как поделиться с другими той преображающей жизнь радостью, которая открылась мне в познании Бога и Христа.».

Награды

Церковные:

  • орден св. равноап. кн. Владимира 2-й степени (1964)
  • орден вмч. Георгия Победоносца 1-й степени (1977, Грузинская Православная Церковь)
  • право ношения двух панагий (14 ноября 1978)
  • орден Командора 1-й степени (1978, Финляндская Православная Церковь)
  • орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени (7 сентября 1981)
  • орден святых апостолов Петра и Павла 1-й степени (1981, Антиохийская Православная Церковь)
  • орден Животворящего Креста Господня 1-й степени (1981, Иерусалимская Православная Церковь)
  • орден св. равноап. князя Владимира 1-й степени (19 февраля 1984, в связи с 60-летием)

Светские:

  • медаль Советского Фонда мира (1979)
  • орден Дружбы народов (19 февраля 1984, в связи с 60-летием)

О любви

«Любить всегда стоит дорого; потому что любить по-настоящему — это значит так отнестись к другому, что твоя жизнь тебе уже не дорога — его жизнь дорога, его душа дорога, его судьба дорога».»

Фото Антония Сурожского на встрече в одной из квартир

«Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями. Мы думаем, что любим человека, потому что у нас к нему ласковое чувство, потому что нам с ним хорошо; но любовь — нечто гораздо большее, более требовательное и, порой, трагичное.».

«Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью — только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась.».

О браке и семье

«Брак — чудо на земле. В мире, где все и всё идет вразброд, брак — место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью…».

«Многие рассматривают брак с чисто общественно-государственной точки зрения. В таком случае семья делается не чем иным, как частичкой, очень малой частичкой общегосударственного аппарата, который налагает на нее большую тяжесть, и эта тяжесть иногда оказывается непосильной.».

О разном

«Каждый человек — это икона, которую нужно отреставрировать, чтобы увидеть Лик Божий.».

«Мы не всегда доверяем тому, что Бог в нас верит; и поэтому мы не всегда способны верить в себя.».

«Когда тебя хвалят, ты делай две вещи. Первое: запомни, за что тебя хвалят, и старайся стать таковым. А во-вторых, никогда не старайся людей разубедить, потому что чем больше будешь разубеждать, тем больше люди будут видеть в тебе смирение, которого в тебе вовсе нет…».

Биография митрополита Антония Сурожского уникальна, он один из самых ярких личностей XX века. Его слово обращено к самой глубине человеческой души, и в то же время живое, понятное для всех и каждого, открытое, неизменно находит отклик у читателей, независимо от их убеждений, верований, образования и культурных корней.

45 лет служения Богу в епископском сане

Скончался Митрополит Антоний 4 августа 2003 года в Лондоне, а отпевание прошло 13 августа в Лондонском кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы и Всех Святых. Такая большая разница между датой смерти и похорон обычна для британцев.

Погребение

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Чем запомнился Антоний Сурожский

Индивидуальность трудов Владыки в том, что он ничего не писал: проповеди Антония Сурожского появлялись как устное обращение к слушателю, — не к безликой массе, а к каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Боге, к каждому сердцу.

В следствие этого издания печатались по магнитофонным записям (это и беседы на радио в русских передачах Би-би-си, и внебогослужебные беседы в московских квартирах и в лондонском приходе) и передает звучание живого текста. Впервые его книги о молитве, о духовной жизни вышли на британском языке ещё в 1960-е годы и переведены почти на все языки мира.

А первым еще при жизни Владыки Антония в печать вышел труд «Молитва и жизнь», в котором затрагиваются темы о том, может ли еще человек в наше время молиться и чем отличается молитва от медитации.

В своих книгах и проповедях Антоний Сурожский затрагивает не только проблемы духовности, общественной нравственности, но и темы верности, семьи и брака, открывал в них таинство любви. Каждое его слово, любая буква, написанная им, глубоко продуманы, выстраданы, идут от чистого сердца. Вот лишь малая толика этих высказываний:

Никаких вопросов

У собравшихся не возникает никаких вопросов по поводу воззрений, действий или личности митр. Антония.

О. Павел Великанов стереотипно отмечает: Это была духовно вызревшая личность, которую не вводила в ступор фраза: „Мы с Вами не согласны“.

С одной стороны, это действительно так. Митр. Антоний, не дрогнув, отвергал любые возражения и даже свидетельства Евангелия, если они не легли ему на сердце, и предписывал этот способ общения и чтения Писания всем остальным.

Он мог выйти на воскресную проповедь и сказать прихожанам: Сегодняшнее Евангелие никак не отозвалось в моем сердце, а потому я не могу ничего вам сказать.

Биография

Митрополит Антоний Сурожский, биография которого представлена ниже — не просто значимая историческая личность православного мира. Это целая эпоха для многих, источник знаний о Христе и вере в условиях длительного информационного голода. Это пример безмерной любви к людям, взращиваемой непрестанным служением каждому, кто встречался на его тернистом и трудном жизненном пути.

Семья и детство митрополита Антония

Владыка Антоний (в миру Андрей Борисович Блум) происходил из семьи сотрудника российской дипломатической миссии. Его отец — Борис Эдуардович Блум — имел шотландские корни, а мать — Ксения Николаевна Скрябина — была сестрой известного русского композитора Александра Скрябина.

Родился Андрей Блум 6 (19) июня 1914 года в швейцарской Лозанне, где семья пробыла еще несколько месяцев после его появления на свет. В течение почти двух лет они прожили в Москве, до тех пор, пока отец не получил назначение в Персию, где и прошло детство Андрея. Воспитанием мальчика в основном занимались мать и бабушка по материнской линии, хотя некоторое время при нем находилась русская няня.

Скитания

С началом революции в России для семьи Блум наступили особенно тяжелые времена. В то время, как отец вынужден был оставаться в Персии, мать и бабушка пытались вывезти мальчика из страны. Начался период постоянных изнуряющих переездов. Ища приют, они несколько лет скитались по Европе и лишь в 1923 году осели во Франции.

Франция отнюдь не была радушна, и встретила эмигрантов новыми трудностями и безработицей. Ксении Николаевне, однако, удалось найти работу благодаря знанию иностранных языков и навыкам стенографистки.

Школьные годы

Андрея отдали в школу. Это была не просто общеобразовательное учебное заведение, это была настоящая школа жизни, терпения и мужества. Находилась она на окраине Парижа, в той ее части, куда после захода солнца не решались заглядывать даже полицейские.

Издевательства и побои, наносимые старшими учениками, делали жизнь там еще более невыносимой.

Воспоминания об этом месте были настолько тяжелы для митрополита Антония, что уже в зрелом возрасте, когда, проезжая на метро, он услышал название той станции, где раньше находилась его школа, владыка упал в обморок.

В таких сложных условиях приходилось расти и выживать маленькому Андрею. И хотя жизнь семьи проходила вдали от России, нежное и трепетное чувство к Родине сохранилось в матери и бабушке мальчика и, безусловно, передалось и ему самому.

Обретение веры

Долгое время будущий митрополит был глубоко равнодушен к вере. Однако произошедшая однажды встреча юного Андрея с католиками полностью изменила его мировоззрение. Случилось это тогда, когда мать, стесненная в средствах, привела юношу к ним на «смотрины» с целью получения стипендии, объявленной для русских детей.

Андрей с успехом прошел собеседование и мог быть облагодетельствован, если бы не жесткое требование принять католичество.

Такой подход серьезно возмутил мальчика, и он выразил свой отказ с особой, недетской твердостью. Встреча оставила после себя неизгладимое впечатление и привела к непринятию Церкви в целом.

Вторым поворотом духовного пути стала беседа четырнадцатилетнего Андрея с проповедником — отцом Сергием Булгаковым.

Слова, произнесенные тогда священником, затронули тонкие душевные струны юноши, однако и вызвали в нем бурю негодования и протеста. Придя домой, он попросил у матери Евангелие, чтобы самому удостовериться в своей правоте, но внимательное и вдумчивое чтение Священного Писания произвели на Андрея абсолютно противоположное действие. Новый день он встречал уже верующим человеком, столкнувшимся лицом к лицу со Христом. Это событие определило всю последующую жизнь Андрея.

С 1931 года юноша начинает пономарить на Трехсвятительском подворье Парижа, принадлежащем Православной Церкви Московского Патриархата.

Афоризмы и цитаты

Антоний Сурожский был тем человеком, который обладал даром произносить слова, способные коснуться души того, к кому были обращены. Более того, они до сих пор оставляют неизгладимый след в сердцах людей, заставляют задуматься, взглянуть на себя с новой стороны и, в конечном итоге, переменить жизнь. Каждое его слово наполнено глубочайшей искренней верой и особой мудростью, основанной на любви к Творцу и Его творению.

Несмотря на то, что прошло уже более 15 лет со дня кончины этого великого проповедника, его проповеди все так же актуальны для нас потому, что несут в себе не только нравственные идеалы, но и неподдельную любовь к человеку.

Интересные случаи из жизни митрополита

Хоть в Европе того времени и не было запрета на религиозную деятельность, владыка Антоний испытывал трудности в создании прихода в Великобритании.

Местные власти требовали от митрополита огромные суммы за аренду помещения, то есть храма. В ином случае храм должны были отобрать и сделать из него ресторан. Владыка Антоний не позволил такому случиться. Уже через полтора года вся сумма была собрана.

Все это случилось благодаря милости Божией и трудам ревностного митрополита Антония. Ведь из-под пера владыки вышло более двухсот работ по христианской теме. Его работы читали люди со всех уголков мира. После публикации в газете «Таймс» статьи о трудном положении православных христиан в Великобритании, пожертвования стали приходить от читателей со всего мира.

Вот так любили митрополита Антония его читатели и духовные чада.

Занимая такую важную должность, владыка оставался скромным и простым человеком. Одна семья любезно принимала владыку у себя дома. После трапезы владыка Антоний сам вызвался помочь помыть посуду.

Он помнил о каждом своем духовном чаде. Однажды он предложил своему будущему духовному сыну встречаться для бесед через каждые два месяца в четыре часа дня. Именно в это время и в этот день владыка был всегда на оговоренном месте.

Истории из жизни митрополита могут послужить добрым христианским примером для верующих.

Житие митрополита Антония Сурожского

Путь к служению

Сложные времена для христианской проповеди были у владыки Антония. Тем не менее он с помощью Божией справился и смог создать православную общину на Западе, которая существует и по сей день.


Митрополит Антоний Сурожский

Детство и отрочество

Родился будущий служитель Господень 19 июня 1914 года в Швейцарии, в городе Лозанне. Родители нарекли мальчика Андреем. Дедушка Андрея по материнской линии был русским дипломатом, что позволило ему побывать в разных частях мира. Мать, Ксения Николаевна Скрябина, познакомилась с отцом мальчика в турецком городе Эрзуруме.

Практически сразу после рождения ребенка семья вернулась в Россию. Уже в 1915 году семья перебралась в Персию. Здесь воспитанием мальчика занималась мама и бабушка. В связи с неспокойными временами и нарастающей опасностью, Ксения была вынуждена оставить своего мужа и перебраться в более безопасное место.

Только через год семье удалось осесть во Франции. К эмигрантам в то время относились плохо, да и с постоянной работой были проблемы. Тем не менее знание нескольких языков помогло Ксении Николаевне устроиться стенографисткой.

Андрея устроили в школу, которая находилась на окраине Парижа. Здесь мальчик терпел издевательства и насмешки от сверстников, но не пал духом и получил образование. К сожалению, у матери не хватало средств на обучение сына. Она решилась воспользоваться помощью католического прихода, который предлагал помощь русским эмигрантам, в том числе и стипендии на обучение. Условием такой помощи был переход в католичество. Но мальчик выразил свое негодование, назвав подобную ситуацию торгашеством с боку католической Церкви.

С 14 лет Андрей начал изучение Священного Писания. В 1931 году он стал прислуживать в храме, который принадлежал подворью имени трех святителей. Это подворье находилось в составе Русской православной церкви, что указывает на принадлежность юноши именно к канонической Церкви.

Монашество

После школы Андрей поступает на медицинский факультет Сорбонского университета. Во время обучения он решает принять монашество. К самому началу войны он получил образование хирурга и был вынужден отправиться на фронт, дав при этом монашеские обеты.

И только после возвращения в 1943 году Андрей был пострижен в монахи с именем Антоний. По окончании войны он нашел своих родных и вернулся в Париж.


Антоний Сурожский (Блум)

В 1948 году Антония рукоположили в иеродиакона, а позже и в иеромонаха. Он стал настоятелем храма в Лондоне. В 1956 году был возведен в сан архимандрита. В 1957 году его рукоположили в сан епископа Сергиевского. В 1962 году он стал архиепископом Сурожской епархии, которую возродили на Британских островах. До 1974 года владыка Антоний являлся Патриаршим Экзархом в Европе.

В последние годы жизни он редко проводил богослужения в связи с плохим самочувствием. Митрополит Антоний отошел ко Господу 4 августа 2003 года.

Интересно! Во время Второй мировой войны еще молодой Андрей состоял в рядах французского Сопротивления, тем самым внеся свою лепту в победу над нацистской Германией.

Свобода и рабство. Дисциплина и послушание

Свобода не в том, чтобы человек мог делать все, что ему вздумается, но в том, чтобы он в самом настоящем смысле слова был самим собой…

…родиться с правами свободного человека вовсе не значит быть свободным или остаться свободным. Если вы рождены с правами свободного человека, но стали рабом своих страстей в каком бы то ни было виде, то о свободе больше нельзя говорить…

…свобода… неразлучно связана с дисциплиной: чтобы, родившись свободным, таковым остаться, надо научиться владеть собой, быть хозяином себе.

…два понятия сразу связываются с понятием свободы: способность владеть собой, и та прошколенность, которая к этому ведет, которая в сущности и есть послушание.

…послушание в основе заключается в том, чтобы научиться… вслушаться в то, что говорит другой. И цель его – именно перерасти себя благодаря тому, что ты вслушиваешься в мудрость или в опыт другого человека.

…когда я говорю о послушании, я именно говорю не о том, чтобы раболепно исполнять те или другие правила жизни, а о том, чтобы вслушиваться. Слово «послушание» от слова «слушать».

…послушание и свобода неразрывно связаны; одно является условием другого, как школа. Но конечная цель такого послушания, начинающегося со слушания, вслушивания в мысли, чувства, опыт другого человека – нас научить такой отрешенности от своих предвзятых мыслей или владеющих нами чувств, что мы можем потом вслушиваться в волю Божию.

Взаимоотношения людей. Любовь. Брак

…надо сознавать,.. как важны и драгоценны все наши человеческие отношения, как они могут сыграть решающую роль в абсолютных событиях нашей жизни. Как нам надо воспринимать и бережно, и вдумчиво, и целостно все отношения, какие у нас есть; потому что каждое отношение определяет ситуацию, которая может расцвести в чудо – в чудо встречи с Богом.

…одна из самых трагических вещей на свете – это когда два человека или две группы людей не могут встретиться, не только не имеют общего языка, но не имеют даже точки соприкосновения, когда они, как две параллельные линии, идут каждая в свою строну, как две противоположные бесконечности.

…совсем нелегко научиться слушать с намерением услышать, очень трудно смотреть с намерением увидеть.

Меня очень поражает слово встреча… — это ликующая радость, потому что каждый себя видит в другом и одновременно сознает эту двойственность… это единство двух.

Любить – значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования.

Любовь сказывается вот в чем: в человеке мы вдруг прозреваем что-то, чего никто не видел; человек, который проходил незамеченный, оставленный, отброшенный, чужой, человек, который был просто в массе человечества, вдруг нами замечен, делается значительным, единственным и приобретает в этом смысле окончательное значение.

Не потому Церковь, отдельный человек так воспринимаются, чтятся, что есть эта чистота и добродетель, а потому что человек, которого полюбили, делается тем, чем он, может, никогда и не был. Он получает качество вечности.

Физическое общение мужчины и женщины не греховно; греховно вожделение, греховна бесчувственная жадность. В идеале брак или взаимное общение, которое приводит к нему, начинается в том, что человек другого любит, сердцем любит настолько, что они делаются едиными в духе, едиными в душе; и совершенно естественно, что эта любовь охватывает всего человека, включая и его тело. Просто дивно думать, что и телесность наша участвует в тайне любви, – не обладания, не вожделения, именно той любви, которая делает двух едиными…

Царство Божие уже пришло тогда, когда двое перестали быть двумя и стали едины…

И в Ветхом, и в Новом Завете говорится, что в браке два человека делаются одной плотью, то есть одним живым существом, одной личностью в двух лицах; и разумеется, в этом не может быть греха по существу…

…не в браке грех, не в соединении двух грех, а в том именно, что в таких случаях нет соединения, в том, что когда нет любви, делающей из двух одно, единое существо, тогда это просто общение двух отдельных, друг друга исключающих, друг друга не признающих до конца особей. Это – грех, это прелюбодеяние, это нечистота.

…свобода… это: состояние, когда два человека так друг друга любят, с таким глубочайшим уважением друг к другу относятся, что они не хотят кромсать друг друга, менять друг друга, они взаимно в созерцательном положении…

Богословские беседы

Беседы Антония Сурожского посвящены основным вопросам христианской жизни и веры. Исполненное пониманием и любовью пастырское слово не раз становилось настоящим спасением для людей, которые сталкивались с непреодолимыми преткновениями, неразрешимыми противоречиями. Преподобный умел врачевать мудростью и глубиной своих бесед.

Основные вопросы, которые охватывал священнослужитель, давали ответ на то, что значит быть христианином, как оставаться с Богом в современном мире. Митрополит делал упор на то, что человек — это друг и ученик Христов. Это значит верить в самих людей, начиная, прежде всего, с себя, продолжая всеми другими: чужими и ближними. В каждом человеке заключена частичка Господнего света, и она всегда остается в нём даже в самой кромешной тьме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector