Митрополит иларион (алфеев)
Содержание:
Музыка. Фильмы
Иларион Алфеев не забросил свое музыкальное творчество. Через него он теперь несет веру к Христу. В 2006—2007 годы он создал следующие произведения: «Божественная литургия», «Всенощное бдение», «Рождественская оратория», «Страсти по Матфею». Последняя оратория звучала не только в России, но и в Канаде, Австралии. За пять лет ее исполнили полсотни раз. Публика стоя аплодировала композитору. Профессиональные музыканты, исполняющие творения, высоко оценивают шедевры митрополита. Произведение митрополита Илариона «Рождественские оратории», которое прозвучало в Вашингтоне, вызвало бурю восторга. Музыка проникла в душу каждого. Успех позже был подтвержден в Бостоне, Нью-Йорке и, безусловно, в Москве. В сотрудничестве со Спиваковым в 2011 году митрополит Иларион создает Рождественский фестиваль, который проходит теперь ежегодно в канун святого праздника.
На создании музыки священник не останавливается. На телевидении общеобразовательный цикл ведет митрополит Иларион. Фильмы, снятые Алфеевым, рассказывают об истории, становлении христианства, вот лишь некоторые:
- 2011 — «Путь пастыря».
- 2012 — «Человек перед Богом», «Церковь в истории», «Путешествие на Афон».
- 2013 – «Паломничество на Святую Землю».
- 2014 – «Православие в Грузии». «Православие в Сербских землях».
Илларион как Отец
Илларион имеет все шансы стать терпеливым и заботливым папой. Обычно дети его просто обожают и сильно к нему привязаны. Он не всегда может проявить строгость в нужный момент. Дети могут воспользоваться его мягкостью и добросердечностью, однако при попытке сесть ему на голову, он все-таки поставит их на место.
Как правило, Илларион — высоко духовный человек. Он может быть связан с религией, а может быть просто послушным мирянином. Нередко он с детства знакомит детей с Библией и воспитывает в детях качества, прописанные в ней: честность, милосердие, трудолюбие, щедрость, бескорыстность.
Хобби и профессия
Илларион увлекается всем, что может улучшить его настроение, дать силу или толчок к творчеству. У него нет одного хобби, так как однообразие утомляет парня. Ему необходим распорядок, помощь в организации творческого процесса. Если это делает уважаемый и авторитетный для него человек, он становится ведомым, управляемым.
Тайна имени Илларион скрывает удивительно любопытную личность. Он пробует найти свое призвание во многих сферах деятельности. Выбор в основном останавливает не на науке, а на творческой деятельности, искусстве. Знает, как заработать деньги и получает искреннее удовольствие от возможности интересно их потратить. Он не «болеет» накопительством, стяжательством, но знает цену всему.
Такой мужчина может стать отличными чиновником в той сфере, которая его интересует. Удовлетворение приносит работа юриста, преподавателя, искусствоведа, политолога, учителя. В творческой сфере он достигает успеха, избрав профессию скульптора, художника, модельера. На работе он ответственный сотрудник, очень организованный и трудолюбивый.
Характеристика имени по буквам
И – богатая фантазия, проницательность, живой ум, практичность, внимательности к деталям. Носитель имени с этой буквой стремится к гармонии с собой и окружающим миром. Обладает хорошим чувством юмора, наделен чувствительностью, добротой и мягкостью. Это честный и прямолинейный человек. В любви романтичен, долго ищет свой идеал. Буква «И» в начале имени наделяет его носителя отстраненностью, стремлением к идеалам. Повтор буквы в имени свидетельствует об одаренности человека, внутренней потребности в духовности.
Л – эстетический взгляд на вещи, творческие способности. Такой человек интересен в общении, умеет располагать к себе, уступать и подстраиваться под других людей. Обожает сюрпризы и нестандартные ситуации. Умеет любить, хранит верность избраннику. Желает делиться знаниями, эмоциями и ощущениями со второй половинкой. Сильно привязан к родным людям. Повтор буквы в имени наделяет его обладателя стремлением к внешней и внутренней красоте.
А – активность, тяга к начинаниям, желание достичь успеха в жизни, стремление к комфорту. Носитель имени с этой буквой обладает силой и стойкостью духа, самостоятельностью, внешней яркостью, лидерскими качествами. Поступает по-своему, не любит подстраиваться под других людей.
Р – смелость, стремление к активным действиям, ответственность, умение вникать в суть происходящего, уверенность в своей правоте. Носитель имени с этой буквой – оптимист. Не унывает и не сдается при неудачах. Склонен к риску. В качестве спутника жизни выбирает сильного духом, верного и способного поддержать в трудную минуту партнера.
О – активность, упрямство в достижении желаемого, стремление к чувственному познанию мира и себя, проницательность. Носитель имени с этой буквой умеет распоряжаться деньгами. Это жизнерадостный, добрый и отзывчивый человек. В любви способен на глубокие искренние чувства.
Митрополит Иларион. Книга «Иисус Христос»
На протяжении всей жизни Иларион Алфеев интересовался темой Христа. В какой-то момент он понял, что пришло время ознакомиться с Новым заветом в современном исполнении. Связано это было с тем, что Илариона благословил Патриарх на подготовку новых учебников для духовных семинарий. Первым встал вопрос о создании учебника по Новому Завету и Четвероевангелию. Митрополит пришел к мысли, прежде чем создавать учебник, он должен вначале написать книгу. Так зарождалась книга о Христе, которая должна была превратиться в учебник. Планировалось написание одной книги, но в процессе работы автор понял, что огромные блоки информации просто не поместятся в одно издание, в итоге получилось шесть. 22 июля вышла в свет первая книга митрополита Илариона «Начало евангелия» — одна из блока об Иисусе Христе. В целом труд завершен, требует редактирования только шестая книга.
Книга выстроена не в хронологическом порядке евангельских событий. Эпизоды из жизни Христа автор рассматривает тематическими блоками.
Первая книга «Начало евангелия». Митрополит Иларион говорит в ней о состоянии современной науки о Новом завете, дает общее введение в серию книг о Христе. Рассматриваются здесь основные темы четырех Евангелий: Благовещенье, Рождество, выход Христа на проповедь, Крещение. Также дается общий набросок конфликта с фарисеями, который привел Иисуса к осуждению на смерть.
Вторая книга посвящается христианской нравственности, представлена она в виде обзора Нагорной проповеди.
Третья книга полностью посвящается чудесам, свершенным Христом. В ней разъясняется, что такое чудеса, почему многие люди не верят в них. Как соотнести чудо с верой Божьей. Каждое чудодейство рассматривается в книге в подробностях отдельно.
Четвертая книга — «Притчи Иисуса». Рассмотрены здесь и изложены по порядку все притчи, которые представляет Евангелие. Автор объясняет, почему Иисус для своих учеников выбирает именно такой жанр.
Пятая книга называется «Агнец Божий». Она посвящается оригиналу Евангелия, в ней материал, который не имеет дублирований в синоптических Евангелиях.
Шестая книга — «Смерть и воскресение». Описывает в ней автор последние дни жизни Иисуса Христа на Земле, страданиях его на кресте, смерти, а затем и воскрешении. О явлениях Спасителя ученикам своим после вознесения на небеса.
На основе этой духовной эпопеи митрополит Иларион и будет создавать учебники для духовных семинарий и школ.
Зрелый возраст
В середине 90-х годов экономика России переходит на рыночные отношения. Верхние эшелоны власти лихорадит борьба за руководство страной. В непростое время пришлось возвращаться отцу Илариону на родину.
Работа в РПЦ
В январе 1996 года священник назначается в клир московского собора святой великомученицы Екатерины на Всполье. Сейчас этот храм — подворье американской православной церкви. В это же время отец Иларион активно ведет преподавательскую деятельность.
Лекции читаются в духовных семинариях в России и за рубежом:
- в Калуге и Смоленске преподается курс патрологии — учения о святых отцах Церкви;
- в Анкоридже на Аляске и в Нью-Йорке проводятся занятия по догматическому богословию;
- в Кембридже (Великобритания) преподается лекционный курс по мистическому богословию в Восточной Церкви.
В 2000 году во время Пасхальной службы в московском Свято-Троицком храме отец Иларион возведен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в игуменский сан.
Принятие сана архимандрита
На праздник Рождества Христова в 2002 году в кафедральном Успенском соборе смоленской епархии игумен Иларион возводится в сан архимандрита. Решение Священного Синода определило назначение архимандрита Илариона (Алфеева) викарием Сурожской епархии. Чин архимандрита является высшим званием монашествующих священников.
Через неделю в храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий II, которому сослужили 10 архипастырей, рукоположил Илариона в епископа. Епископство — высший ранг церковного священноначалия. Епископ считается преемником апостолов и обладает благодатной властью совершать все Святые Таинства.
В 2009 году в кремлевском Успенском соборе происходит возведение в сан архиепископа — следующую степень священной иерархии. Поставление на эту ступень происходит через хиротесию, или руковозложение. Отличие от хиротонии, которая означает рукоположение, состоит в том, что обряд совершается в храме, а не в алтаре.
В следующем году в храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возводит архиепископа Волоколамского Илариона в сан митрополита.
Общественно-политическая деятельность
Доктор богословия руководит Общецерковной аспирантурой и докторантурой. Владыка возглавляет многочисленные комитеты по поддержанию диалога с зарубежными православными церквями. Он участвует в работе комиссий по налаживанию связей с представителями других конфессий.
Телевидение часто приглашает руководителя ОВЦС для участия в передачах, тема которых связана с религией. Журналистам нравиться беседовать с интересным собеседником. У иерарха есть собственный сайт в Интернете, на котором представлена деятельность митрополита.
Личная жизнь
Иерархическая лестница в церкви имеет характерную особенность. Чем выше положение священнослужителя, тем меньше у человека остается свободного времени. Настоятель простого деревенского прихода располагает возможностью завести семью, женатый батюшка в состоянии вести домашнее хозяйство. Иерарх на высокой должности обязан всецело отдаваться исполнению своих обязанностей, поэтому им может стать только монах.
Вся личная жизнь владыки Илариона посвящена служению православной церкви. Он является членом Священного Синода, руководит работой Отдела внешних церковных связей, служит настоятелем московского храма Спаса Преображения на Большой Ордынке.
Карьера и работа
Обладатель имени – трудолюбивый, исполнительный, старательный работник, который отлично ладит как с коллегами, так и с руководством. Он не склонен к импульсивным и необдуманным поступкам. Прежде чем что-то сделать, мужчина тысячу раз взвесит все «за» и «против», поэтому начальство поручает ему выполнение самых сложных задач. Надо сказать, парню это только приносит удовольствие: чем труднее задание – тем интереснее с ним справляться.
В то же время значение имени Илларион наделяет своего обладателя невероятной нерешительностью и застенчивостью, что очень мешает в продвижении по карьерной лестнице. Несмотря на свои выдающиеся интеллектуальные и творческие способности, мужчина довольствуется малым и всю жизнь может проработать на низкооплачиваемой должности. Единственное исключение составляют носители имени, рожденные зимой. Они активны, энергичны, решительны, всегда достигают поставленных целей и могут отстоять свои интересы. Мужчины, появившиеся на свет в любое другое время года, отличаются пассивностью, инертностью, неуверенностью в себе.
Иллариону подойдут следующие профессии:
- программист;
- врач;
- инженер;
- историк;
- художник;
- писатель;
- педагог;
- антиквар;
- ювелир.
Значение и происхождение имени Илларион также наделяет своего обладателя хорошо развитым воображением, творческими задатками, креативностью, поэтому такой мужчина нередко является генератором идей. У него есть своя философия, с которой он может поделиться с окружающими. Именно поэтому он может попробовать свои силы в роли государственного деятеля или священнослужителя.
Юношеские годы и молодость
В десятилетнем возрасте Гриша принял крещение. Запретный в годы застоя мир церкви начал привлекать любознательного ребенка. Мальчик посещал богослужения в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Вскоре по благословению архиепископа Питирима, настоятеля храма, Григорий становится чтецом на литургии.
Часто во время школьных каникул юноша посещает Свято-Духов монастырь в Вильнюсе. Здесь, несмотря на огромную возрастную разницу, завязывается дружба с владыкой Викторином. Старец, помнивший приезд Николая II в Вильну, становится духовным наставником юноши.
Студенческие годы
Получив среднее образование, молодой человек поступает в Московскую консерваторию в класс профессора А. А. Николаева. Обучение прерывает призыв в Советскую Армию. Рядовой Алфеев становится барабанщиком в военном духовом оркестре. Отслужив два года в Вооруженных силах, он в ноябре 1986 года возвращается в Москву.
Григорий бросает учебу в консерватории и решает поступить в семинарию. Однако вступительные экзамены проводились только в сентябре следующего года. Будущий священник отправляется в Прибалтику, где поступает послушником в Свято-Духов монастырь.
Монашеский постриг
Человек, разочаровавшийся в мирской жизни, по благодати Божьей приходит в монастырскую общину. Смысл жизни инока – служение Богу.
При постриге монах дает три обета:
- послушания;
- нестяжания;
- целомудрия.
Послушание требует полного отсечения собственной воли. Так монах учится воспринимать Божью волю как главное руководство в жизни. Нестяжание означает, что инок не имеет права чем-либо владеть. Допускается наличие немногочисленных личных принадлежностей в келье. Целомудрие подразумевает не просто отсутствие сексуальной жизни и семьи. Святые отцы указывают на целостную мудрость, которая помогает воспринимать земной путь, как предстояние перед Богом.
Пострижение Григория Алфеева в монахи состоялось 19 июня 1987 года в храме Святого Духа в Виленском монастыре. После обряда священнослужитель получил имя Иларион в честь игумена Далматского монастыря в Константинополе. Ровно через два месяца совершилось рукоположение в иеромонахи.
Церковная служба
Став священником, отец Иларион служит литургии и исповедует прихожан. Через полтора года архиерей обители вручил батюшке указ о назначении на приход. В литовской деревне Калайняй жили 10-13 русских прихожан. Через некоторое время добавились еще два прихода: один — в селе Титувенай, другой — в городе Тельшяй.
Отец Иларион поставил перед собой задачу служить каждый день по полному монастырскому уставу. С 2:30 храм готовился к богослужению. В 3:00 начиналась полунощница, затем утреня. К десяти часам утра заканчивалась литургия. Вечером совершалась вечерня и повечерие. Днем священник общался с прихожанами или читал богословские книги.
Преподавание в академии
Во время служения в Литве Алфеев заочно получал высшее богословское образование. За один год закончена Московская семинария, за два — пройден академический курс. В 1991 году после окончания духовной академии в Москве и защиты кандидатской диссертации отец Иларион получил приглашение работать в учебном заведении.
Священник сначала преподавал гомилетику — искусство составления проповеди, затем — догматическое богословие и Новый Завет. Кроме этого, велись занятия со студентами в кружке греческого языка. Через два года поступило предложение — поехать на учебу в Оксфордский университет.
Стажировка в Оксфорде
В Англии отец Иларион значительно расширил свое богословское образование. Этому во многом способствовал митрополит Диоклийский Каллист, который руководил работой священника из России. Университетский преподаватель известен благодаря фундаментальному труду «Православная церковь», изданному в переводе на русский язык. Помимо учебы Иларион участвовал в богослужениях на приходах великобританской Сурожской епархии.
Итогом заграничной командировки стала докторская диссертация, посвященная преподобному Симеону Новому Богослову. Как правило, на написание научной работы такого уровня отводится три года. Русский клирик подготовился к экзамену за два года. В 1995 году новоиспеченный доктор философии возвращается в Москву. Новым местом служения стал Отдел внешних церковных связей Русской православной церкви.
Епископ Венский и Австрийский
Определением Священного Синода от 7 мая 2003 года назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархии и с сохранением должности Представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.
В 2003 году начаты масштабные реставрационные работы в венском кафедральном соборе святителя Николая. 24 мая 2007 года собор посетил Президент Российской Федерации В. В. Путин. Гостями собора были также архиепископ Венский кардинал Кристоф Шёнборн, архиепископ Пражский и Чешских Земель Христофор, председатель Национального собрания Австрии Андреас Коль.
В 2004 году начат и в 2006 году завершён капитальный ремонт храма во имя святого Лазаря Четверодневного в Вене.
13 октября 2004 года завершён судебный процесс по вопросу о принадлежности Свято-Успенского собора в Будапеште, который пытался отобрать у Русской церкви Константинопольский патриархат. В период с 2003 по 2006 год собор неоднократно посещали высшие лица Российского государства, в том числе премьер-министры М. Касьянов и М. Фрадков. 1 марта 2006 года собор посетил В. В. Путин. Результатом этого визита стало решение властей Венгрии осуществить капитальный ремонт собора.
Выступил за возможность использования русского языка в православном богослужении, оговорившись, что считает недопустимым отказ от церковнославянского:
1 февраля 2005 года избран приват-доцентом богословского факультета Фрибургского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия.
24 августа 2005 года удостоен Макариевской премии за труд «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».
29 сентября 2006 года призвал к созданию православно-католического альянса для защиты традиционного христианства в Европе. По словам епископа, сегодня становится все труднее говорить о христианстве как единой системе ценностей, разделяемой всеми христианами мира: пропасть между «традиционалистами» и «либералами» неуклонно расширяется. В этой ситуации, по мнению епископа, необходимо консолидировать усилия тех Церквей, которые считают себя «Церквами Предания», то есть католиков и православных, включая т. н. «дохалкидонские» древние восточные Церкви.
Отношение к смерти
Как рассказывает сам митрополит, тема смерти волновала его с раннего детства. Уже в пятилетнем возрасте он осознал факт, что все люди когда-то умирают. Значит, и он тоже. Но почему? Для чего тогда дана жизнь? Мысли эти терзали его все время. В юности эти думы посещали его вновь. Любимым поэтом юноши стал Федерико Гарсиа Лорка. Творчество его в большей степени посвящалось смерти. Через стихи автор предсказывал, а впоследствии и пережил собственную трагическую кончину. Иларион, окончив музыкальную школу, к выпускному экзамену подготовил вокальный цикл для тенора и фортепиано на стихи этого автора, свою работу он назвал «Четыре стихотворения Гарсиа Лорка». Много лет спустя произведение было оркестровано и переименовано как «Песни смерти».
На похоронах учителя в сознании неопытного Илариона многое перевернулось. Для чего дана человеку жизнь? Этот вопрос был одним из первых. В скором времени умирает бабушка, после этого сестра, а затем и отец Илариона. Юноша пытался понять, почему же это происходит с близкими и родными ему людьми. Пришло осознание того, что ответы на поставленные вопросы может дать только христианская вера. Она укрепляет наш дух, который противится смерти
Важно было осмыслить, для чего приходит смерть к каждому, только в разное время, какой переход (и куда) она означает. Митрополит Иларион, фильмы которого дают ответы на подобные вопросы, старается донести до всех христиан смысл жизни и смерти
Совместимость
Значение и происхождение имени Илларион предполагает отличную совместимость со следующими женскими именами: Светлана, Злата, Ирина, Кристина, Елизавета, Варвара, Екатерина, Милана, Маргарита, Алеся, Камила, Марья, Дарья, Алиса, Арина, Вероника. Полное отсутствие взаимопонимания с Элиной и Юлией. Возможен неплохой союз с Надеждой, Наталией, Мирославой, Алиной, Таисией, Дианой, Евой, Аленой, Верой, Ольгой, Василисой, Александрой, Викторией, Аминой, Ангелиной, Яной, Ульяной, Анной, Валерией, Ксенией, Анастасией, Софией, но при условии, что партнеры научатся находить компромиссные решения.
Брак и семья
Обычно Илларион женится довольно поздно, поскольку к выбору будущей жены подходит очень ответственно и серьезно. Если ему не повстречается девушка, которая взбудоражит его сердце и душу, может остаться на всю жизнь холостяком.
Обладатель имени очень привязан к семье, ценит домашний уют, но супруге следует помнить, что карьера и работа всегда будут для мужа на первом месте
Детей он любит, окружает заботой и вниманием, но в то же время воспитывает в строгости. Если женщина смирится с тем, что Илларион основную часть времени будет уделять профессиональной деятельности, они проживут долгую и счастливую жизнь
Если же она будет постоянно упрекать супруга в том, что для него важнее работа, развод неизбежен.
Смысл жизни
Много лет он проповедовал Христа через созданные им музыку, книги, телепередачи и фильмы. Но и для себя он постоянно открывал Спасителя мира вновь и вновь. Вся деятельность митрополита была мотивирована следующим фактором: когда он писал или говорил что-то, сначала открывал и пропускал это через самого себя и только потом подавал людям.
Алфеев Иларион хотел поделиться верой во Христа с людьми, которые находились вне православной веры и для которых она не являлась основным мотивирующим фактором. Он пытался достучаться до их сердец и объяснить, что жизнь во Христе и в церкви очень насыщенная, содержательная и интересная.
Детство Илариона
Появление Григория на свет совпало с закатом хрущевской «оттепели». Эра первых космических полетов и трудового энтузиазма сменялась эпохой экономического застоя. Политические реформы сворачиваются, усиливается антирелигиозная работа правоохранительных органов. Страна отгораживается от внешнего мира железным занавесом.
Происхождение и рождение
Будущий епископ православной церкви родился 24 июля 1966 года в Москве. Родители мальчика принадлежали к интеллигенции, были работникам науки и культуры. Две половинки ячейки советского общества представляли два популярных в те годы лагеря — физиков и лириков.
Детство прошло в двухэтажном доме на улице Неждановой, где в коммунальной квартире проживали пять семей. Воспитание в семье основывалось не на наказаниях и запретах, а на приобщении к интеллектуальному миру. Ребенок получал мощный духовный толчок от литературы, живописи и музыки, которые сопутствовали взаимоотношениям взрослых.
Семья
Новорожденному дали имя в честь деда — Г. М. Дашевского. Григорий Маркович трудился в Академии наук, писал книги об истории гражданской войны в Испании. В 1944 году майор Дашевский скончался от ран, полученных на фронте.
Отец митрополита Илариона — В. Г. Дашевский, доктор физико-математических наук. Ученый анализировал пространственное распределение атомов в молекуле. Результаты исследований изложены в ряде научных монографий. Вскоре после рождения сына Валерий Григорьевич покинул семью, закончил жизнь трагически после несчастного случая.
Воспитывала Гришу мама — В. А. Алфеева. Валерия Анатольевна родилась 19 июня 1938 года на Рязанщине в деревне Пителино. С 1961 года девушка работала журналисткой после окончания Московского университета. Алфеева пишет повести и рассказы на религиозные темы, а 1981 году становится членом Союза писателей.
Обучение музыке
Приобщение к музыке началось еще в утробе матери. Во время беременности Валерия Анатольевна любила слушать произведения Баха, Брамса и Шостаковича. Впоследствии эти композиторы стали любимыми авторами Григория.
В школьные годы это был подвижный, веселый и остроумный парнишка. Он увлекался изучением иностранных языков, любил читать книги мировой классики. На стихи любимого поэта Гарсия Лорки Григорий написал выпускное сочинение. Часто вместе с мамой подросток посещал художественные экспозиции, филармонические концерты.
Школьный преподаватель Владимир Довгань отмечал глубокое проникновение одаренного ученика в смысл музыкального произведения. В 1984 году юноша блестяще окончил музыкальную школу с отменной композиторской программой. В виде исключения Григорию выдали диплом, в котором значилось, что выпускник имеет композиторскую квалификацию.