Что такое дрожжевая инфекция?

Не откладывать на потом и подбирать индивидуально

Дети очень непосредственны, быстро всё забывают. Не только обиды, но и свои плохие поступки. Именно потому наказание должно быть определено по возможности сразу после проступка — чтобы не нарушилась причинно-следственная связь. В раннем возрасте нет смысла наказывать провинившегося утром ребёнка лишением вечерних мультиков, потому что он уже забыл об этом. Я глубоко убеждён: чем меньше ребёнок, тем короче должен быть период между проступком и наказанием.

Мы уже определились с тем, что наказания поклонами или вычитыванием каких-то молитвенных правил недопустимы. Думаю, гораздо уместнее будут наказания, связанные с лишением каких-либо удовольствий: сладостей или развлечений типа мультиков, компьютерных игр, прогулки с друзьями и тому подобного. Кроме того, сам строгий разговор с родителем может быть не только вразумлением, но и собственно наказанием — рекомендую пользоваться этим средством.

Наказание, как правило, настолько индивидуально, что говорить «наказывайте вот так» будет совершенно неправильным. Чтобы оно было полезным и приемлемым для ребёнка, родителям надо проявить мудрость и творчество. Конечно же, слово «творчество» я употребляю в плане выбора правильного и грамотного наказания, а не степени его изощрённости. Порой родители бывают настолько изобретательны в придумывании наказаний, что становится не по себе.

Избежать большого числа наказаний поможет ряд правил, которые упорядочивают жизнь ребёнка и его поведение. Например: «У нас правило: мы встаём и чистим зубки, а потом заправляем кровать» — так мы наводим порядок в жизни ребёнка. «Тот, кто не чистит зубы, не получает завтрак» — а это уже правило воспитательное.

«Санкции» епитимьи и допустимость ее смягчения

Епитимья зависит, как от прегрешения, так и от условий и жизненной ситуации кающегося. Духовник, определяя епитимью, действует не только исходя из учений Иисуса и существующих правил епитимьи, а также на основании конкретной ситуации. Епитимья призвана облегчить страдания согрешившего, убедить его отречься от ложных убеждений, обуздать похоть.

Архиепископ Платон полагает, что церковное наказание должно иметь силу до того момента, пока согрешивший будет в нем нуждаться. Он сравнивает духовное врачевание с физическим лечением – больной должен принимать таблетки постоянно, пока не излечится. Поэтому следовать духовным ограничениям нужно до того времени, пока не будет проявляться симптомов содеянного греха.

Соответственно, наказание для мирян и церковнослужителей происходит в разной форме и назначается на разный срок. Суть церковной епитимьи заключается в лишении определенных прав и благ, которые определяются решением Церкви. Апогеем для грешника становится отлучение, или анафема.

Возможна, в качестве исключения, перемена вторым духовником наказания, назначенного другим священником. Это происходит, если первый духовный наставник не учел жизненную ситуацию или по причине значительных перемен в жизни:

  • внезапная болезнь;
  • перемена службы и занятий;
  • обнищание.

Основная санкция епитимьи – покаяние. Традиционно кающиеся проходят четыре ступени и делятся на соответствующие группы. Василий Великий характеризовал таким образом степени покаяния:

  1. Плачущие – те, кто возносят молитвы Богу и просят прощения за территорией храма.
  2. Слушающие – люди, которые слушают церковные песнопения внутри храма.
  3. Припадающие – стоящие сзади амвона, и выходящие по провозглашению дьякона.
  4. Купностоящие – допущенные до определённых церковных обрядов, но воздерживающиеся от таинства причастия.

Епископ в традиции епитимьи выступает не только духовных наставником, но и судьей. Человеколюбие – главная черта епископа, которым он должен пользоваться, наблюдая за согрешившим. Горячее раскаяние и новая жизнь без прежних прегрешений – повод уменьшить срок или тяжесть наказания за блуд. Василий Великий объясняет право священнослужителей на усиление либо ослабление епитимьи тем, что они получили от Бога власть решения вопросов о духовном взыскании. Плохие судьи будут осуждены Творцом, если увеличат или уменьшат срок епитимьи, руководствуясь личными побуждениями.

Влияние на душу человека

Дебелость и нечувствие души, и, как итог, мучение и смерть. После блудного греха душа очень сильно мучается и страдает. Ей тяжело, она опустошена, она изранена, и блудный грех он очень сильно оскверняет душу и колеблет ум. Согрешивший блудом – это полностью деморализованный человек, склонный к отчаянию, так как ум не может постичь всю глубину своего падения. Именно падения, так как только к блудным грехам это слово употребляется и ни к каким другим.

Даже если человек лишь в уме согрешил блудом, он все равно пал, так как блуд сразу обрушивает все духовное здание человека до основания. В своих творениях Прп. Иоанн Лествичник не раз приводит такое сравнение: когда в Церковь принимают раскаявшегося еретика (человека, отступившего от господствующих или общепринятых взглядов, правил, положений), то его принимают через покаяние и даже в сущем сане (если он иерей) и все, никаких епитимий(вид церковного наказания для мирян в христианской Церкви, духовные лекарства и духовное закаливание). А за прелюбодеяние отлучали от Причастия от 9 до 15 лет. То есть насколько страшнее грех блуда по сравнению с ересью!

Преподобный Иоанн Лествичник

Распаление души страстями – человек может окончательно потерять контроль над собой и стать просто животным, рабом своих страстей.

Парализация всех духовных движений в человеке – после греха, человек не может найти в себе силы и воли молиться, поститься искренне, всей душой.

Расстройство, беспокойство, метание и шатание души – это когда душа не может найти покоя. Она трепещет, как флаг на ветру, не находя себе пристанища.

Подавление радости о Боге в душе человека – это происходит, когда человек начинает наслаждаться блудными помыслами, грехом. Такой Человек уже не может радоваться: он шутит, улыбается, он приветлив и дружелюбен, он душа компании, а внутри тоска и уныние, и нет места радости в его душе – страсть все уничтожила.

Влияние на ум человека

Погружение ума во тьму и омрачение его – он становится не восприимчив ко всему духовному.

Дебелость и расстройство ума – когда человек мыслит и мудрствует только по-мирскому, духовной составляющей уже нет. Это происходит, когда человек полностью порабощен пороком. Он не может представить себя без этого. Он говорит, думает, шутит и живет только этим. Посмотрите на современное телевидение – и там вы найдете только блуд и чрево. И больше ничего.

За что может быть наложена епитимья?

Фото: Tatmitropolia.ru

Есть целый список греховных поступков, за совершение которых может быть наложена епитимья. Среди поступков, предполагающих дальнейшее наложение священником епитимьи, стоит отметить следующие:

  • убийство и аборт (аборт — это тоже убийство, но еще не рожденного на свет человека);
  • измена в браке и блуд (под блудом принято понимать наличие интимных отношений вне брака);
  • рукоблудие – за этот грех не всегда налагается епитимья, чаще такая мера принимается по желанию самого грешника;
  • клевета и предательство – при совершении этих грехов, рекомендуется принять епитимью добровольно;
  • обман других людей с целью собственной выгоды.

Чтобы получить епитимью добровольно, человеку необходимо пойти на исповедь. Рассказывая о совершенном тяжелом грехе священнику, с подробности вдаваться не нужно, также нельзя осознанно утаивать грехи. Конечно же, к исповеди стоит подготовиться заранее, сделав для своей совести своего рода экзамен, прочитав специальные молитвы. Если человек не уверен, что сможет вспомнить все свои грехи в момент исповеди, их можно записать на бумаге. Осознав свои грехи, нужно пообещать Богу их больше не совершать, после чего смело можно идти на исповедь.

Жена

Ни пресвитер, ни диакон, ни иподиакон не должны быть лишаемы общения с законной женой. Шест. 13. Священники, удаляющиеся от своих жен под видом благочестия, не должны уже и жить с ними. Шест. 30. Честная супружеская жизнь не препятствует мужу быть священником и диаконом. Шест. 13. Священников, диаконов, иподиаконов и всех, прикасающихся святыне, воздержание от жен. Карф. 4, 34, 81. Шест- 13. Жена производимого во епископа должна вступить в отдаленный монастырь, где должна пользоваться содержанием его и может быть произведена в диаконисы, если достойна. Шест. 12, 48. Жена не должна оставлять своего мужа, гнушаясь браком. Гангр. 14. Оставленная, должна быть безбрачна. Васил. 48. Жены во время Божественной Литургии должны молчать, а о учении дома спрашивать мужей. Шест. 70. Жен прелюбодействовавших не должно делать явными, но дозволять стоять им с верными без приобщения, доколе исполнится время покаяния. Васил. 34. Жену, жившую в целомудрии и в плену поруганную, должно допускать до общения. Григ. Неокес. 2.

Примеры[править]

Литература

  • Н. А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо», вставное стихотворение «О двух великих грешниках» — ради искупления грехов бывший разбойничий атаман Кудеяр стал старцем-отшельником и должен срезать ножом огромный дуб. Субверсия: дуб упал сам, как только Кудеяр прирезал барина-злодея .
  • А. Н. Толстой, «Повесть смутного времени». Тут лихому батюшке епитимья заместо кистеня:
А вечером поп Наум подошел к нашим воротам и стал бить в них рукой, покуда его не впустили. Наум сел на лавку в избе, где мы ужинали, сам худой, борода спутанная, глаза беловатые, дикие, из подрясника полбока выдрано, — тело видно. И стал он говорить дерзко: — Я теперь поп безместный, протопоп мне по шее дал: „Николай-чудотворец, говорит, и без тебя обойдется“. Дайте мне нагольный полушубок да шапку баранью, — я уйду в степь — воровать. А не дадите мне шапку да полушубок — наложу на вас епитимью, — я еще не расстриженный, — или еще чего-нибудь сделаю. Все равно теперь пропадать. Мы, русские люди, все проклятые. У нас дна нет. Сейчас же дали полушубок, и шапку, и пирогов на дорогу.
  • Кэндис Робб, «Аптекарская роза» и другие детективные романы про Оуэна Арчера — знахарка Магда Дигби когда-то отказала в исцелении кому-то, кого сочла недостойным, и раскаялась в этом. С тех пор она всегда говорит о себе только в третьем лице («Магда») и никогда не использует слово «я», чтобы не забывать, что она — лишь инструмент в руках высших сил (в духе восточной философии и буддизма с идеей «отрешения от своего Эго»). Подробно эта история изложена в десятой книге «A Vigil of Spies», пока что не переведённой на русский.
  • Ю Нёсбе, «Нетопырь» — после того, как главный герой-алкоголик спьяну устроил автокатастрофу, в которой погиб его напарник, он в наказание не разрешает себе пить.
  • Н. Попова, «Конгрегация» — реформу Инквизиции начал кающийся малефик, для которого служба дознавателем была епитимьей.
  • «Зверолов» — в здешнем уголовном кодексе существует только три наказания за правонарушения трёх соответствующих степеней тяжести, и самое лёгкое из них — как раз епитимья. Обычно её запрашивают сами граждане при явке с повинной — благо в гипергуманистическом обществе XXV века можно смело признаться, какая работа во искупление безобразий тебе будет наиболее неприятна, и никто не подумает воспользоваться этим в корыстных целях.
  • Сэй Алек (наст. имя Алексей Герасимов), «Мерзкий старикашка» — сосланного в монастырь на исправление за ересь звездочёта назвали Крушнапраньюдрулпрапрахма-шинью. С тем расчётом, что если он чего неподобающего и брякнет, то паломники потом не смогут объяснить, кто им такую чушь наплёл. В качестве епитимьи ему наказали построить обсерваторию и обучить десяток учеников.

Кино

Красный отель — после того как хозяйка отеля, прежде, чем завязать, исповедовалась заезжему священнику в том, что они с мужем убивают постояльцев, испуганный священник, увидев входящего мужа, поспешно выдал ей следующую епитимью «дочь моя, всё не так ужасно… восемь раз „отче наш“ и двадцать „ave“, отпускаю Вам все грехи»

Телесериалы

  • Вавилон 5. Серийному убийце стирают личность и записывают поверх новую? Отличная идея. А что будет, если новая, «хорошая» личность узнает о тёмном прошлом и не сможет жить с таким грузом вины?
  • Rome — совершив грех кровосмешения , Октавия сбегает жить в храм, где в качестве дополнительной кары режет себе руки. Октавиан оперативно является забрать её назад и на протесты сестры о том, что её дом теперь среди жрецов, которые защитят её, невозмутимо отвечает, что уже подкупил их и довольно-таки дёшево.

В чем заключается суть епитимьи?

Основополагающая сущность епитимьи заключается не в наказании грешника, потому что такие решения подвластны только Богу. Это способ вернуть в душу кающегося покой, облегчить страдания совести за совершенный блуд, заживить духовную рану, нанесенную грехом. Епитимья – дополнительная возможность для согрешившего за счет усиления аскетических практик прийти к единению с Богом, поблагодарить его за любовь и просветление, осознать свою неправоту перед ним и продемонстрировать, что покаяние не поверхностно, а исходит от сердца.

Василий Великий утверждает, что суть церковного наказания заключается в извлечении христианина из сетей лукавого и чтобы «грех всячески ниспровергать и истреблять». По его мнению, продолжительность епитимьи может быть не фиксированной, а зависеть от душевного состояния согрешившего, его раскаяния и духовной пользы от наложенных санкций. По убеждению Василия Великого, «врачевание надо измерять не временем, но образом покаяния».

Цель епитимьи выявить грех и призвать согрешившего покаяться. Путем покаяния и санкций епитимьи искореняются причины греха и не допускается его повторения.

Качества епитимьи

Протоиерей Георгий Бреев утверждает, что совершенный грех возможно искупить Богоугодными делами. Для скупого — это проявление милосердия. Для совершавшего блуд – целомудренный и скромный образ жизни.

Назначение епитимьи – сугубо индивидуальный процесс. Исцеление происходит путем совершения деяний, противоположных греху, в котором кается прихожанин. Как утверждает Святой Василий, любая из данных Богом человеку душевных способностей «становится для обладающего ею благом или злом по образу употребления». Св. Василий учит, что все зависит от «согласия» и соразмерности, от гармонии или «симметрии» душевной жизни. Гармония кроется в разуме человека. Ключ к разумному согласию и целостности души кроется в человеческом разуме. Епитимья выступает как благодетель, который позволяет найти этот ключ. Одно из основных качеств епитимьи — пребывание наедине с Богом и общение с ним в любви. Грех состоит в блуде, а первопричина греха кроется в удалении от Бога. Только тогда епитимья будет благотворная и лечебная, когда будет соразмерна с совершенным деянием.

Епитимья призвана искоренить грех

Василий Великий объясняет, что грех исцеляется противоположными по сути ему деяниями. Например, тот, кто злословил, должен благословлять. Лиходеев призваны отдавать. Грешившие пьянством врачуются постом. Грех гордыни излечивается смирением. Грех блуда – воздержанием. Также важна сила раскаяния, готовность принять все тягости и испытания, которые будут на пути к очищению души.

Стоит учитывать личные качества согрешившего и условия его жизни. Таким образом, нельзя назначать пост беременным женщинам или больному человеку. Духовное взыскание назначают исходя из следующих факторов:

  • обстоятельства прегрешения;
  • сопутствующие причины и обстоятельства;
  • пол согрешившего;
  • возраст;
  • семейный статус и общественное положение.

В труде архиепископа Вениамина «Новая Скрижаль» написано, что священник должен на таинстве исповеди задать семь вопросов. Духовник должен знать, кто грешил и что его к этому побудило. Спросить, что и где было совершено, а также – каким образом, в какое время и с какой целью

Важно выяснить во время исповеди, кем является раскаивающийся, какой образ жизни ведет и внутренние мотивы его душевного падения

Например, епитимья за блуд в отношении к молодому юноше будет мягче, чем за аналогичное согрешение, совершенное взрослым зрелым мужчиной, который уже несколько лет состоит в браке.

Традиция вместо закона

В настольной книге священнослужителя говорится, что епитимья должна помочь согрешившему христианину, во-первых, осознать меру своего греха и почувствовать его серьезность, во-вторых, придать ему силы снова встать, окрылить надеждой на Милосердие Божие, в-третьих, дать ему возможность проявить решимость в своем покаянии. К такому пониманию епитимьи Церковь пришла далеко не сразу.

Во второй половине IV века, после того как гонения на христиан прекратились и Церковь наводнили вчерашние язычники, святые отцы стали вырабатывать определенные нормы и правила общинной жизни. В том числе Василий Великий выводит ряд дисциплинарных канонов, показывающих, какие требования предъявляются к человеку, желающему исправиться. В те времена исповедь была публичной и касалась только наиболее важных проступков (в отличие от современной исповеди, которая часто превращается в «откровение помыслов»). Именно публичной исповеди посвящены каноны IV века. Они предусматривают в основном один вид воздействия — отлучение от причастия на 10, 15 и даже 20 лет за убийство, кражу, прелюбодеяние и тому подобные тяжкие грехи. В конце IV века возникает институт тайной исповеди. Первоначально и там продолжали использоваться установленные канонами санкции, но постепенно подход к кающемуся смягчается. Иоанн Златоуст, например, в своих творениях советует не подходить к назначению епитимьи формально, призывает руководствоваться скорее духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений.

Трулльский собор 691 года своим последним (102-м) каноном также рекомендует духовникам индивидуальный подход и закрепляет возможность как ужесточать, так и смягчать епитимью, предписанную канонами. «Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен». На рубеже VI-VII веков начинает складываться специфический сборник — каноникон, предназначенный для регламентации тайной исповеди. Он вводит два важных новшества: с одной стороны, дифференциацию греховных деяний по степени их тяжести, с другой — различие самих грешников в зависимости от индивидуальных особенностей. Например, он мягче относится к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке. Именно в канониконе происходит резкое сокращение сроков отлучения от причастия и появление новых форм епитимьи. Скажем, вместо десяти лет новые правила предписывают отлучать от причастия на два года, но эти два года кающийся должен соблюдать более строгий пост, читать молитвы, класть поклоны и т. д.

Сборник постепенно распространяется в Византийской Церкви; в поздней Византии появляется целый ряд его переработок или самостоятельных сборников похожего характера (так называемых «покаянных номоканонов»). Примерно в то же время эти сборники проникают в славянские страны, здесь переводятся и начинают применяться в духовнической практике.

«В советское время церковно-правовая наука практически перестала существовать, а место закона заняла традиция, — говорит Альберт БОНДАЧ, преподаватель истории источников церковного права ПСТГУ. — Сегодня нет четких предписаний, устанавливающих меру церковной ответственности за грехи. Эта область, как и многие другие вопросы, полностью регламентируется обычаями, которые могут различаться от прихода к приходу. Но так или иначе, епитимья, как правило, сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и неформальному отлучению от причастия на небольшой срок. А такие суровые наказания, как длительное отлучение от причастия или анафематствование, налагаются только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола».

Кирилл МИЛОВИДОВ

«Санкции» епитимьи и допустимость ее смягчения

Епитимья зависит, как от прегрешения, так и от условий и жизненной ситуации кающегося. Духовник, определяя епитимью, действует не только исходя из учений Иисуса и существующих правил епитимьи, а также на основании конкретной ситуации. Епитимья призвана облегчить страдания согрешившего, убедить его отречься от ложных убеждений, обуздать похоть.

Архиепископ Платон полагает, что церковное наказание должно иметь силу до того момента, пока согрешивший будет в нем нуждаться. Он сравнивает духовное врачевание с физическим лечением – больной должен принимать таблетки постоянно, пока не излечится. Поэтому следовать духовным ограничениям нужно до того времени, пока не будет проявляться симптомов содеянного греха.

Соответственно, наказание для мирян и церковнослужителей происходит в разной форме и назначается на разный срок. Суть церковной епитимьи заключается в лишении определенных прав и благ, которые определяются решением Церкви. Апогеем для грешника становится отлучение, или анафема.

Возможна, в качестве исключения, перемена вторым духовником наказания, назначенного другим священником. Это происходит, если первый духовный наставник не учел жизненную ситуацию или по причине значительных перемен в жизни:

  • внезапная болезнь;
  • перемена службы и занятий;
  • обнищание.

Основная санкция епитимьи – покаяние. Традиционно кающиеся проходят четыре ступени и делятся на соответствующие группы. Василий Великий характеризовал таким образом степени покаяния:

  1. Плачущие – те, кто возносят молитвы Богу и просят прощения за территорией храма.
  2. Слушающие – люди, которые слушают церковные песнопения внутри храма.
  3. Припадающие – стоящие сзади амвона, и выходящие по провозглашению дьякона.
  4. Купностоящие – допущенные до определённых церковных обрядов, но воздерживающиеся от таинства причастия.

Епископ в традиции епитимьи выступает не только духовных наставником, но и судьей. Человеколюбие – главная черта епископа, которым он должен пользоваться, наблюдая за согрешившим. Горячее раскаяние и новая жизнь без прежних прегрешений – повод уменьшить срок или тяжесть наказания за блуд. Василий Великий объясняет право священнослужителей на усиление либо ослабление епитимьи тем, что они получили от Бога власть решения вопросов о духовном взыскании. Плохие судьи будут осуждены Творцом, если увеличат или уменьшат срок епитимьи, руководствуясь личными побуждениями.

Епитимья за блуд

Почти в каждом пособии по исповеди перечисляются грехи, связанные с блудом. Среди них находятся: собственно, сам блуд, прелюбодеяние и рукоблудие (малакия).

Блуд отличается от прелюбодеяния тем, что в первом случае мужчина и женщина вступают в интимную связь, не будучи официальными мужем и женой. А во втором случается супружеская измена. Согласно правилам Василия Великого наказываются эти грехи довольно строго – покаянием до семи лет. Однако сегодня таких жестких правил не существует. Это может быть отлучение от евхаристии на несколько месяцев плюс указанные ранее ограничения. Духовник налагает епитимью с учетом всех тех правил, которые описаны выше.

Что касается епитимьи за рукоблудие, то за него предусматривалось отлучение от причастия на 40 дней вместе с сухоядением (строгим постом, исключающим употребление вареной пищи). Теперь же назначается епитимья, продолжающаяся две-три недели, без строгих ограничений.

Епитимья в IV веке

Начиная со второй половины IV века, после прекращения гонений на христиан, в Церковь пришли вчерашние язычники. Тогда святые отцы начали вырабатывать нормы и правила поведения внутри общин. Среди них и Василий Великий, который вывел несколько дисциплинарных канонов, объясняющих, какие требования нужно предъявлять к человеку, если он хочет исправиться.

В отличие от сегодняшнего дня в то время исповедь представляла собой публичный процесс и затрагивала только самые важные проступки. Именно такому виду исповеди и посвящены каноны. Ими предусматривается в основном лишь один вид воздействия, выражающийся в отлучении от причастия. Это очень длительные сроки епитимьи – 10, 15, 20, 25 лет.

Они назначались за грехи, которые считались очень тяжкими. Это епитимьи за прелюбодеяние, кражу, убийство, кровосмешение, а также за волшебство, клятвопреступление, мужеложство, скотоложство. Еретики и раскольники наказывались до тех пор, пока не отрекались от заблуждений.

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.Войдите или зарегистрируйтесь

Анонимное мнение
сан не указан,
17 августа 2016 15:46

О. Димитрий, давно Вас знаю и очень уважаю, но вроде бы есть каноны, что нельзя отменять епитимью и вроде бы нет такого канона, что ее может только духовник накладывать, требник повелевает накладывать ее после каждой исповеди

Димитрий Смирнов
протоиерей, Москва
26 августа 2016 19:25

Я таких канонов не знаю и руководствуюсь высказыванием величайшего русского богослова и церковного историка В. В. Болотова, который сказал: «Канонично то, что полезно для Церкви».
Если молодой 23-летний иеромонах, не видя того, что человек болен скалеозом или артрозом, назначает ему 100 поклонов, то я ничесоже сумняшеся всё это «лечение» отменяю. И всё

Владимир Воробьев
протоиерей
, Москва
31 октября 2016 14:56

С канонами в этом вопросе совсем не просто. Таинство покаяния в разные периоды истории понималось и практиковалось очень по-разному. Поэтому по большей части применять буквально древние каноны в сегодняшней церковной ситуации не получится. Нужно научиться понимать дух и идею канонов, и в этом духе строить церковную жизнь. Если же руководствоваться только буквой канонов, забывая о их смысле, то получится, что мы преследуем цель, противоположную той, которую ставили перед собой древние отцы-творцы канонов. По смыслу древних канонов епитимьи может накладывать только духовник, пристально наблюдающий за состоянием души кающегося, так же как сильные лекарства больному может назначать врач, который ответственно следит за их действием. Я близко знаю случай, когда врач назначил сильное лекарство дистанционно, и больного едва успели спасти от смерти, грозившей от наступившего анафилактического шока. Так же может быть и с безответственно наложенной епитимьей — грешник просто уйдет из Церкви, решив, что «все попы — фарисеи и буквоеды». Зато священник, наложивший по букве канона епитимью, будет радоваться, что «исполнил» канон.
«Вроде бы есть каноны… вроде бы нет канонов», «Требник повелевает…»
Нужно не буквоедство, а понимание сути.

Агапий (Голуб)
иеромонах, Жировичи
22 августа 2016 23:05

Спасибо за эти ответы. Постараюсь обсудить их с «нашими». Мне не раз приходилось сталкиваться с такими случаями. Обычно «пострадавшие» «получали травму» в Почаеве, но несколько раз было — от «ревностных» приходских духовников.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.Войдите или зарегистрируйтесь

Скопец. Скопчество.

Кто сделался скопцом от человеческого
насилия или во время гонения от варваров, или от врачей
по болезни, или так родился, тот может быть в клире, и
если достоин, даже — епископом. Апост. 21. Перв. 1. Но
кто оскопил сам себя, тот если клирик — извергается, а
если мирянин, не принимается в клир, и на три года
отлучается от Таинств. Апост. 22, 23, 24. Перв. 1.
Скопцы, ни из священного чина. ни миряне, не должны
иметь при себе женщины или рабыни, кроме жены, матери,
сестры, тетки и других лиц, чуждых подозрения. Перв. 3.
Шест. 5- Оскопивший другого или своеручно, или
посредством повеления, без побуждающей к этому болезни,
если принадлежит к священному чину — извергается, а если
мирянин — отлучается. Двукр. 8.

Грех блудодеяния

Седьмая заповедь слова Божьего гласит о запрете всякого прелюбодеяния, то есть любого нарушения супружеской верности и других незаконных, блудливых связей. Нельзя заранее с точностью сказать, какого вида епитимья может быть наложена, все зависит от конкретного случая, воли человека к искуплению греха и решения самого наставника.

Так какие же действия являются грехами против седьмой заповеди? Это интимные отношения между мужчинами и женщинами, не состоящими в законном союзе, одобренном церковью. Епитимья за блуд может быть наложена с отлучением от причастия сроком на 7 лет. Прелюбодеяние (измена законному мужу или супруге), разврат, гомосексуализм и лесбиянство, искушение во сне – все это большие грехи, но это далеко не полный их перечень.

Стоит прислушаться к словам священников, которые говорят, что если епитимью не дает духовный наставник – ее назначает сам Господь. Если человек понимает это и принимает – результат, безусловно, будет действенным. Однако это куда более трудный путь, чем чтение канона в течение определенного времени, назначенного священником.

Показания к применению

Для многих православных людей епитимья — это какое-то дисциплинарное взыскание, налагаемое на провинившегося. Такая трактовка верна лишь отчасти.

Само слово пришло к нам из греческого, где оно звучало как епитимИя, с ударением на предпоследнем слоге, и действительно означало в том числе и кару, взыскание. Но в духовном смысле это не наказание, а скорее лекарство, чтобы рана, оставленная грехом, быстрее затянулась.

Лекарство, которого человек ищет сам, обличаемый совестью. «Епитимья рождается из некоего позыва к правильному действию, которым бы зачеркивалось мое прошлое, — объясняет духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий БРЕЕВ . — Помните евангельский эпизод с мытарем Закхеем? Господь сказал ему: “…сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” (Лк.19: 5). Мытарь в глазах правоверных людей того времени был человеком презренным, полностью потерявшим совесть и отверженным Богом. И вот понимая, как он облагодетельствован, Закхей неожиданно говорит: “Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо”. Господь ничего ему не советовал и не приказывал. Просто посетил его, а в мытаре родилось ответное чувство. Потому что он посмотрел на свое прошлое — да, действительно, оно достойно осуждения. Действительно, с таким тяжким грузом невозможно жить. Бог пришел к нему навстречу, посетил его дом, возвысил его, и естественно ответное святое желание переменить свою жизнь. Некая справедливость требовала от него, чтобы он понес какую-то епитимью, и он сам ее себе провозглашает. Епитимья — это такое средство, которое человек, имея глубокую веру в Бога и понимая свою неправду пред Ним, дополнительно принимает на себя, чтобы показать, что его покаяние не поверхностно. Что он благодарит Бога за милость, но хочет дополнительно понести некое праведное воздаяние по своим делам».

В 1999 году исторический центр Хоры с монастырем святого Иоанна Богослова и пещера Апокалипсиса на острове Патмос были провозглашены ЮНЕСКО памятниками мирового наследия

Душа томится и страдает от нанесенной грехом раны. Совесть обличает, и нам становится тяжело нести этот груз. Сокрушаясь о своем грехе, мы идем на исповедь, чтобы получить прощение. Мы верим, что Господь принимает наше искреннее раскаяние, но иногда возникает потребность сделать еще что-то, что очистило бы нашу душу и сняло бы с нее тяжкий грех. «Практика давать епитимью существует с древности, — объясняет о. Георгий. — На человека возлагаются такие обязательства, исполнение которых было бы ему по силам и исправляло его. Святые отцы говорили, что совершенный грех врачуется как бы противоположным воздействием. То есть если ты был скупой — прояви милосердие. Если не был целомудренным, то оставь прежний образ жизни и живи целомудренно. Ради последнего многие даже брали на себя подвиг иночества».

Виды епитимьи

Так как епитимья – это переданная через священника воля Божья, то относиться к ней надо серьезно. В установленные временные рамки (обычно 40 дней) нужно выполнить все назначенное, по возможности придерживаясь твердого распорядка. Возможны такие виды епитимьи:

  • милостыня;
  • длительный пост;
  • чтение домашних молитв;
  • воздержание от исполнения супружеского долга;
  • поклоны во время богослужения и др.

Если кающийся по каким-либо причинам не может выполнить епитимью, он должен обратиться к наложившему ее священнику за советом, как лучше поступить в этом случае, получить его благословение. Если грех кающегося очень серьезный (убийство, измена супругу), то помимо основных правил дополнительно может назначаться запрет на причащение на определенный промежуток времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector