Душа и дух в чем разница православие

Семь даров Святого Духа – православие

Особые действия божественной благодати, которые происходят в душе верующего человека и дают силы на совершений действий ради ближнего своего и Высших сил, принято называть дарами Святого Духа. Их много, но основными являются семь:

  1. Дар страха Божия. Многие люди видят в такой формулировке некое противоречие, поскольку вместе используются такие два слова, как дар и страх. Объясняется это тем, что человек имеет склонность чувствовать себя самодостаточным и совершенным, а это отдаляет его от Господа. Только осознавая величие Бога, можно увидеть реальность мира, избегая совершения серьезных ошибок, поэтому страх является источником блага.
  2. Дар благочестия. Господь прощает грехи и постоянно спасает людей, проявляя милосердие. Дары Святого Духа в православии реализуются посредством молитвы, совершения литургии и так далее. Благочестие также подразумевает милосердие, то есть оказание помощи нуждающимся. Проявляя снисходительность к окружающим, человек поступает, как и Бог по отношению к людям.
  3. Дар ведения. Расшифровывается он, как познание истин, основанных на вере и любви. Стоит заметить, что здесь подразумевается интеллект, сердце и воля. Дары Духа Святого показывают, что нужно познавать мир через Бога и тогда никакие искушения не собьют с праведного пути.
  4. Дар мужества. Очень важен он для спасения и противостояния разным искушениям, которые встречаются на пути в течение жизни.
  5. Дар совета. Человек ежедневно сталкивается с разными ситуациями, где нужно делать выбор и иногда для принятия правильного решения пригодится духовный совет. Святой Дух помогает оставаться в гармонии с Божественным планом спасения.
  6. Дар разума. Он необходим для того, чтобы познать Бога, который открывается в Священном Писании и в Литургии. Первый вариант является источником вдохновения для перехода к божественному знанию, а во второй подразумевает принятие Тела и Крови Господа. Все это помогает человеку изменить свою жизнь.
  7. Дар премудрости. Дойдя до этой последней ступени, человек будет находиться в единстве с Богом.

Хула на Святого Духа

Многие религиозные термины для большого количества людей являются незнакомыми, так есть те, кто не знает, что хула является осознанным отвержением благодати Господа при ее очевидном действии на человека, то есть это богохульство. Иисус Христос говорил о том, что она подразумевает отрицание и оскорбление. Утверждал он еще то, что хула на Святого Духа не простится никогда, поскольку в него Господь вкладывает Божество Свое.

Как стяжать благодать Святого Духа?

Фраза была введена в использование Серафимом Саровским во время беседы, касающейся сути веры. Стяжать Святого Духа – это приобретать благодать. Чтобы этот термин был понят всеми верующими, Саровский истолковал его максимально подробно: у каждого человека есть три источника желаний: духовная, собственная и бесовская. Третья заставляет человека совершать поступки из гордыни и корысти, а вторая предоставляет выбор между хорошим и плохим. Первая воля от Господа и она подталкивает верующего делать добрые дела, накапливая вечные богатства.

Как общаться с Святым Духом?

К святым и трем ипостасям Бога можно обращаться несколькими способами, например, посредством молитв, при чтении Слова Божьего или Святого Писания. Допускает церковь общение в обычном диалоге. Призывание Святого Духа можно осуществлять при помощи нескольких советов.

Необходимо уединиться, взяв и прочитав несколько листиков Библии

Важно расслабиться и освободиться от всех мыслей.
Общение начинается с обычного разговора, поэтому нужно представиться.
Человек должен понимать и ощущать, что Святой Дух живет внутри него.
Во время общения можно задавать разные вопросы, просить об обучении и так далее. Прислушивайтесь к шепоту и внутреннему голосу.
Чем чаще верующих проводит подобные сеансы, тем сильнее он ощущает голос Господа.

Проповедь Петра

Услышав шум, доносившийся из Сионской горницы, собралась большая толпа народа, ведь в этот день все праздновали Пятидесятницу. С прославлениями и молитвами апостолы вышли на кровлю горницы. Люди вокруг поразились, как простые, малообразованные люди разговаривали на иностранных языках, проповедовали Евангелие. Причем каждый из толпы слышал свою родную речь.

Дабы рассеять недоумение собравшихся, к ним вышел апостол Петр. Обратился он к народу со своей первой проповедью. Поведал о том, как сбылось чудесным образом древнее предсказание о сошествии на них благодати Божьей. Объяснил, что такое Дух Святой. Получилось так, что до каждого дошел смысл его сказания, ведь его устами говорил сам сошедший Святой Дух. В этот день со 120 человек церковь возросла до трех тысяч христиан. День этот стал считаться началом существования Христовой Церкви.

Сила и значение молитвы

В христианстве Дух является самостоятельной сущностью и бесплотным созданием, способным пребывать и в мире живых, и в мире мертвых. Им совершается обряд крещения, его упоминают в конце молитвы «Отче наш». Дух не наделен лицом, характером либо эмоциями. Он не только невидим как воздух, но может принимать форму огня или голубя. Также может дарить человеку благословение и силу. Ему удавалось снисходить на многих святых, которые прозревали, становились духовно сильнее и получали возможность нести на себе тяжелую для былых времен ношу – веру в единого Господа.

Молитва, то есть обращение к святому Духу является утренней, универсальной и очень сильной. Те, кто читают ее ежедневно, обязательно смогут попасть в Царство Божье после ухода из земной жизни, при этом отмолив все свои грехи. Действия благодати Бога, принято называть дарами Святого духа. К ним относятся: страх Божий, то есть признание величия Всевышнего; благочестие, то есть милосердие по отношению к нуждающимся; познание окружающего мира; мужество противостояния врагам и искушениям дьявола; разум для чтения Библии и участия в литургиях; премудрость, чтобы через жизненный опыт максимально приближаться к Богу.

В данной молитве человек обращается к высшей силе, называя ее Царем Небесным, поскольку Дух равен Богу Отцу и Сыну, также владеет людьми и миром, царствует над ними. Он изначально наделен огромной силой, способен утешить и поддержать в любых земных несчастьях и скорбях. Спаситель называл его Духом истины, так как именно он может наставить любого человека на правильный путь. Иисус называл его утешителем во время проведения знаменитой Тайной вечери со своими учениками. Спаситель пообещал человечеству, что его отец пошлет Дух во имя Божье, который будет прославлять Господа и действовать от его имени, помогая любому человеку.

В молитве сказано, что Бог все видит, слышит обращенные к нему от чистого сердца просьбы, и дает любому человеку желаемое. Также сказано, что через эту всемогущую высшую силу люди получают от Бога в дар жизнь духовную, святую, помощь в земных делах, очищение от грехов и место в Царстве Божьем после смерти. Святого Духа еще называют Добрым Источником высшего добра, из которого каждый верующий способен регулярно черпать силы и энергию, укрепляя свою веру в Бога и решая свои ежедневные мирские трудности.

Эта молитва является одной из самых сильных в христианстве, она дарует человеку разум, мудрость, стойкость, а также совет, благочестие и способность признавать верховенство Бога, то есть Отца и Сына, а еще Святого Духа – мощной и светлой силы, благодатью которой освящаются таинства крещения, венчания, причастия и просто каждый день истинно верующего человека.

Деноминационные вариации

Икона «Отцы Собора держат Никейский символ веры» .

У христианских деноминаций есть доктринальные различия в своих убеждениях относительно Святого Духа. Хорошо известным примером является полемика Filioque относительно Святого Духа — одно из ключевых различий между учениями основных западных церквей и различных восточно-христианских конфессий ( восточно-православных , восточных православных , восточной церкви ).

В Filioque дебаты ведутся вокруг ли Никейский символ веры должен заявить , что Дух «исходит от Отца» , а затем иметь остановку, как символ веры изначально был принят на греческом (и последующим затем в Восточной Церкви), или должен сказать , «от Отец и Сын », как позже было принято на латыни и за которым последовала Западная Церковь, filioque being« и от Сына »на латыни.

К концу 20 века велись дискуссии об удалении Filioque из Никейского символа веры из англиканских молитвенников в соответствии с подходами восточно-православных и восточно-православных, но они все еще не достигли состояния окончательной реализации.

Большинство представителей основного протестантизма придерживаются тех же взглядов на богословие Святого Духа, что и Римско-католическая церковь, но между пятидесятничеством и остальным протестантизмом существуют значительные различия во взглядах . Пятидесятничество сосредоточено на «крещении Духом», опираясь на Деяния 1: 5, где говорится: «Теперь вы будете крестить Духом Святым». Более поздние харизматические движения сосредоточены на «дарах Духа» (таких как исцеление, пророчество и т. Д.) И опираются на 1 Коринфянам 12 как на библейскую основу, но часто отличаются от движений пятидесятников.

значительно отличаются от господствующей христианской доктрины.

католицизм

Святой Дух был темой по крайней мере в двух папских энцикликах:

  • Divinum illud munus — Папа Лев XIII (1897)
  • Dominum et vivificantem — Папа Иоанн Павел II (1986)

Тема Святого Духа широко обсуждается в Катехизисе Католической церкви как «Я верю в Святого Духа» в параграфах с 683 по 747.

Свидетели Иеговы и христадельфиане

Свидетели Иеговы и христадельфиане рассматривают Святой Дух не как реальную личность, отдельную от Бога-Отца, а как вечную «энергию» или «активную силу» Бога, которую он использует для исполнения своей воли в творении и искуплении.

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней

Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) верят, что Святой Дух является третьим членом Божества . Он — персонаж духа, без тела из плоти и костей. Его часто называют Духом, Святым Духом, Духом Божьим, Духом Господа или Утешителем. Святые последних дней верят в своего рода социальный тринитаризм и субординационизм , что означает, что Отец, Сын и Святой Дух понимаются как едины в воле и цели, но не по существу. Считается, что Святой Дух подчиняется Отцу и Сыну и действует под их руководством. Святой Дух, как и все разумные существа, считается вечным, несотворенным и самосуществующим.

Церковь СПД учит, что влияние Святого Духа можно получить до крещения, но дар или постоянное напарничество Святого Духа, которое приходит через возложение рук должным образом рукоположенным носителем священства с линией власти восходит к Христу через Петра — обретается только после крещения при конфирмации человека . Джозеф Смит , основатель церкви, учил: «Вы могли бы с таким же успехом крестить мешок с песком, как и человека, — сказал он, — если это не будет сделано ради отпущения грехов и обретения Святого Духа. Крещение водой это всего лишь половина крещения, и она ни к чему не годится без другой половины, то есть крещения Святым Духом «.

Традиции на Троицу

Празднование Троицы каждый христианин начинает с уборки собственного жилья. После того как горница засверкает чистотой, принято украшать комнаты зелеными ветками. Они служат символом богатства, плодородия. Службы в этот день также проходят в храмах, украшенных березовыми ветвями, цветами, прославляется Дух святой. Церкви своим богатым убранством выказывают свое преклонение, почтение Святой Троице. Проходят Божественные литургии, потом сразу вечерние.

Верующие в этот день прекращают все работы, пекут пироги, варят кисель, накрывают праздничный стол. В этот период поста нет, поэтому на стол подавать можно все что угодно. После службы люди ходят в гости, прославляют Троицу, угощаются, преподносят подарки друг другу. В этот день на Руси принято было свататься. Считалось, что семья будет счастливой, если сватовство совершалось в Троицу, а сама свадьба на Покров Богородицы.

Святой Дух — кто Он?

Природа Бога всегда будет оставаться для нас тайной. Человеческому разуму в силу его ограниченности не охватить всего, что связано с Богом. И всё же, читая Библию, мы можем прикоснуться к этой тайне. Сегодня мы поговорим о Личности, вызывающей, пожалуй, больше всего дискуссий. Итак, Святой Дух — Кто Он?

Некоторые думают, что Дух Святой — это просто Дух Бога. Но, обозревая всё, что открыто в Библии о Святом Духе, весьма очевидно, что Святой Дух является Личностью. Любая личность характеризуется тем, что обладает чувствами, разумом и волей, позволяющими принимать самостоятельные решения.

Священное Писание подтверждает, что Дух Святой может:

  1. Говорить и руководить: «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице» (Деяния Апостолов 8:29).
  2. Запрещать: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деяния Апостолов 16:6, 7).
  3. Учить: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Евангелие от Иоанна 14:26).
  4. Утешать: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Евангелие от Иоанна 14:16, 17).
  5. Пророчествовать: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Послание Петра 1:21).
  6. Давать дары: «Но каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом» (1 Послание коринфянам 12:7–9).

Дух Святой имеет:

  • Волю: «Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Послание коринфянам 12:11).
  • Интеллект: «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по Божией» (Послание римлянам 8:27).
  • Любовь: «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (Послание римлянам 15:30).
  • Чувства: «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Послание ефесянам 4:30).

Иисус Христос, давая поручение Своим ученикам перед вознесением, сказал: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Евангелие от Матфея 28:19). Таким образом, Он подтвердил Божественность Святого Духа и Его равенство двум другим Личностям Божества — Отцу и Сыну.

Поистине природа Божества уникальна. Под словом «Бог» следует понимать Трех Личностей, составляющих небесное правление и действующих в такой совершенной гармонии, единстве и любви, что Они составляют из Себя одно целое.

По книге Евгения Седова «Триединство Бога»

Газета «Сокрытое Сокровище» июнь 2021 г.

Поделиться

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

Символизм и искусство

Символизм

Святой Дух в виде голубя на марке с Фарерских островов .

  • Вода — означает действие Святого Духа в крещении таким образом, что «одним Духом все крестились», так что они «напоены одним Духом». Таким образом, Дух также лично является живой водой, исходящей от распятого Христа как ее источник и изливающейся в христианах к вечной жизни. Катехизис Католической Церкви , пункт 1137, рассматривает воду жизни ссылки в книге Откровения ( и ) «один из самых красивых символов Святого Духа».
  • Помазание — символика благословения маслом также означает Святой Дух, до такой степени, что он становится синонимом Святого Духа. Пришествие Духа называется его «помазанием». В некоторых деноминациях помазание практикуется в Подтверждении; («миропомазание» в восточных церквях ). Его полную силу можно постичь только в отношении первичного помазания, совершенного Святым Духом, — помазания Иисуса. Титул « Христос » (на иврите, мессия ) означает «помазанник» Божьим Духом.
  • Огонь — символизирует преобразующую энергию действий Святого Духа. В форме языков, «как бы огненных», Святой Дух сошел на учеников в утро Пятидесятницы.
  • Облако и свет — Дух сходит на Деву Марию и «осеняет» ее, чтобы она могла зачать и родить Иисуса. На горе преображения Дух в облаке «сошёл и осенил» Иисуса, Моисея и Илию, Петра, Иакова и Иоанна, и «из облака раздался голос, говорящий:« Это Сын Мой, Избранный Мой; послушайте » ему!'»
  • Голубь — Когда Христос выходит из воды своего крещения, Святой Дух в виде голубя сходит на него и остается с ним.
  • Ветер — Дух сравнивается с «ветром, который дует, куда хочет», и описывается как «звук с небес, подобный порыву сильного ветра».

Искусство и архитектура

Витраж в церкви Вознесения (Джонстаун, Огайо) с изображением огня, символа Святого Духа.

Святой Дух в виде голубя в Благовещенском по Рубенсу , 1628.

Святой Дух часто изображается в виде голубя , основываясь на рассказе о Святом Духе, сошедшем на Иисуса, как голубь, когда он крестился в Иордане . На многих картинах Благовещения Святой Дух изображен в форме голубя, спускающегося к Марии в лучах света, когда архангел Гавриил объявляет о пришествии Иисуса Христа к Марии . Голубя также можно увидеть у уха святого Григория Великого — как записал его секретарь — или других авторов-отцов церкви, диктующих им свои произведения. Голубь также похож на того, который принес оливковую ветвь Ною после потопа, как символ мира.

В книге Деяний описывается, как Святой Дух сошел на апостолов в Пятидесятницу в форме ветра и огненных языков, покоящихся над головами апостолов. Судя по образам в этом рассказе, Святой Дух иногда символизируется пламенем огня.

Древние кельтские христиане изображали Святой Дух в виде гуся по имени Ах Гед-Глас, что означает дикий гусь. Был выбран гусь, а не традиционный голубь, потому что гуси считались более свободными, чем их голуби.

Святой Феофан Затворник — автор разъяснения разницы между душой и духом

Святитель Феофан жил в XIX веке. Он закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, был ее ректором, затем совершал служение в ряде регионов. Он был добрым пастырем, добродетельным человеком и заботливым начальником. Ближе к концу жизни по примеру многих древних святых отцов Церкви святитель Феофан затворился в келье. Отметим, что для России XIX века это был совершенно беспрецедентный случай. В то время широкие круги общества относились к Православию как религии для бедных людей ограниченного кругозора. Просияли в это время лишь старцы Оптиной пустыни, святитель Игнатий (Брянчанинов) — и то сама официальная Церковь удивлялась их подвигам.

Святитель Феофан же продолжил традицию подвига безмолвия и затворничества, идущую из древних монастырей и продолжившуюся как раз в Киево-Печерской лазер, воспитанником которой он был.

Святитель закрылся в келейном корпусе, в отдельном помещении из трех небольших комнат: кабинета, молельни, спальни — и выходил только на галерею, чтобы подышать воздухом. Он устроил крохотную домовую церковь, где в одиночестве каждый день совершал Литургию. Здесь святитель почти никого не принимал, особенно праздных гостей, молился, писал богословские и духовные труды, письма-наставления духовным детям, а также играл на музыкальных инструментах и пел духовные песнопения. Святитель также трудился физически, справедливо говоря, что тело — храм Божий и нужно его утруждать, чтобы поддерживать в форме и заставлять служить Богу и людям. Владыка Феофан резал по дереву, писал иконы, шил сам себе одежду, одеваясь более чем скромно.

Так святитель прожил более 28 лет и отошёл ко Господу 6 (19) января — в праздник Крещения Господня, Богоявления (важно, что само имя Феофан с греческого переводился как Богоявление!)Святитель Феофан Затворник оставил поистине великие труды. Они касаются и богословских тем, и духовных; он сделал доступным для всех православных наследие святых Отцов Церкви и показал простоту духовной жизни

Очень известна книга «Мысли на каждый день» Феофана Затворника. Для каждого дня им написала краткая заметка-размышление, в основном, на тему читаемого в этот день по церковному Уставу места в Новом или Ветхом Завете. Сегодня книга не только издается, но и распространяется в мобильных приложениях вместе с календарями.

Другими работами святителя являются книги «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?», «Как начинается в нас христианская жизнь?», духовные письма, толкования на Апостольские послания, поучения. Важным трудом святителя стало «Добротолюбие избранное для мирян» — поучения древних святых, переведенные на русский язык (удивительно — слова святых перевел современный святой). Этим трудом пользуются по сей день ученики духовных учебных заведений и все православные христиане.

Важность Святого Духа для христианства

Что такое (или кто такой) Святой Дух, и каким значением Он наделяется в христианстве? В определении говорится, что это третье лицо Святой Троицы, но даже христианские конфессии до сих пор не смогли договориться о том, какой именно является Его природа. Именно эта причина стала одной из основных, вызвавших разделение церквей на Западную и Восточную, а позже появился и протестантизм, у которого тоже свои взгляды на этот вопрос.

Католики и православные не смогли договориться вот о чём: от кого исходит Святой Дух – от Бога-Отца или от Бога-Сына? Православные уверены, что первое, но католики считают верными оба варианта – вот здесь и возникает расхождение.

А что же думают протестанты? Вопреки своему названию, протестантская церковь не протестует против этих точек зрения – она просто их не отрицает, а Святому Духу в протестантизме придаётся очень большое значение. Например, пятидесятники считают Его личностью, вселяющей в верующих Божественную силу – а это серьёзное заявление. Во всём этом довольно много мистики, и слишком в это вникать не стоит – достаточно просто понять, что Святой Дух очень важен для всех христиан.

Как правильно молиться

Обращаться к Богу принято при помощи молитвы, которая написана святыми людьми. Найти нужный текст можно в молитвослове (специальном сборнике). Молиться можно везде, но лучше в храме, перед святой иконой.

Перед молитвой нужно осенить себя святейшим крестным знамением, то есть перекреститься. Для этого необходимо сложить вместе три пальца правой руки (указательный, средний и большой), а безымянный и мизинец — пригнуть к ладони. Крестясь, вначале нужно прикоснуться ко лбу, потом — к животу, правому и левому плечу. Перекрестившись, необходимо сказать: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Эта фраза произносится каждый раз, когда человек крестится, в том числе перед утренней или вечерней молитвой.

Во время молитвенного ритуала желательно не читать текст, а выучить его наизусть. К Божьему Духу обращаются при помощи молитвы, начинающейся со слов «Царю Небесный». Божество просят прийти и вселиться в человека, а еще — очистить его грешную душу от скверны, спасти от дьявольских происков. Призывание Божьего Духа помогает в любой затруднительной ситуации, например, когда хотят вспомнить молитвенные слова и настроиться на духовный лад.

Утро принято начинать с «Отче наш». Потом можно прочитать «Радуйся, Мария», «Слава Пресвятой Троице», «Символ Веры», «Под Твою защиту», «Ангел Божий» и «Гимн Святому Духу». На протяжении дня верующие молятся перед принятием пищи и после еды, а также перед началом любого доброго и угодного Всевышнему дела. Вечером принято читать те же святейшие молитвы, что и утром, а еще — молитвенный текст перед сном, начинающийся со слов «Огради меня, Господи». По окончании молитвенных просьб нужно сказать «Аминь» и еще раз перекреститься.

Осеняя себя крестом, всегда нужно складывать три пальца вместе. Это и есть священный символ Троицы. Крестясь, верующие обязательно вспоминают Святого Духа. Без обращения к этому Божеству ритуал крещения немыслим. Во время каждого церковного богослужения обязательно вспоминается Третья ипостась. О Святом Духе говорил даже Спаситель перед своим распятием.

Христос обращался к Богу Отцу и просил его прислать верующим Утешителя. В то время люди не знали это Божество, потому что оно было невидимо. Только ученики и апостолы Спасителя понимали тайну Третьей ипостаси. Верующие приняли Божество, которое всегда с ними пребывало, помогало им не сойти с праведного пути и одолеть все трудности.

Уровни развития души

  1. Молодая душа может быть сравнима с животным: человек управляется инстинктом и оказывается поглощенным борьбой за жизнь. Отсутствует умственное, культурное развитие, возможность оценки себя.
  2. Учебный класс души представляют люди не очень высокой культуры, но с наличием определенных интересов.
  3. На следующем уровне проявляется стремление к культуре и искусству, духовному развитию, углублению морали, появлению нравственности.
  4. На самом высшем уровне души присутствует возможность работы на эволюцию и углубленное влияние на историю всего человечества.

Развивая душу, каждый человек становится полноценной личностью.

Вопрос остается открытым. Однако он очень важен. В разных религиях и учениях на него отвечают неоднозначно. Для начала надо рассмотреть эти термины отдельно. Душа — нематериальная суть личности, обитающая в ее теле. Другими словами — «жизненный двигатель» человека. Вместе с душой начинает свой жизненный путь и телесная оболочка, которая познает окружающую среду с ее помощью. Без души не будет жизни. Дух же является высшей степенью сущности личности. Он влечет и ведет человека к Богу. Именно присутствие духа выделяет людей как высших существ в иерархии животного мира.

Сошествие Духа и Рождение Церкви

В Деян 2:1 сказано «все они были единодушно вместе». Дух Святой пришел не только к каждому верующему в отдельности, но верующим, находящимся в единстве между собой. Завершением этого эпизода стало рождение Церкви как нового сообщества верующих. Сошествие Духа и Рождение Церкви – это не совпадение событий. Это одно событие, где первое стало инициатором второго.

Давайте снова обратимся к Первому посланию к Коринфянам.

«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12:13).

Тело – это Церковь, членом или частью которой является каждый христианин. Процесс приобщения к церкви как духовному Телу Христа — это и есть крещение Святым Духом. Отсюда несложно составить несколько логических задач. Если человек не крещен Святым Духом, значит, он не находится в Теле Христа, и значит, он неверующий. И наоборот. Если человек принимает Христа, Он помещает его в Свое Тело, то есть в Церковь, — посредством крещения в Святом Духе.

Крещение Святым Духом, в отличие от исполнения Святым Духом, не является плодом наших усилий. Это труд Христа в сердцах уверовавших, который создает их духовное единство между собой в одном Теле. Крещение Духом относится к нашему спасению, а не освящению (в отличие от исполнения Духом). Верующие в Коринфе, как мы помним, не совсем хорошо относились друг ко другу. Но тем не менее, они были членами одного Тела, братьями и сестрами друг другу. И это не их заслуга, а заслуга Христа и Его Духа. Верующие в Коринфе должны были (как и мы сегодня) исполняться Духом, т.е. отдать себя в подчинение Духу, чтобы их реальная жизнь соответствовала их положению во Христе.

Эти пояснения (см. выше) важны для понимания еще одного текста, который для пятидесятнического богословия является флагманом идеи крещения Духом как вторичного благословения. Это восьмая глава Деяний, в которой повествуется о крещении Духом самарян.

Благодаря проповеди Филиппа многие из самарян уверовали во Христа. Однако, как мы узнаем из последующих стихов, они были крещены только водою во имя Христа, но не Духом. Эту неполноту восполнили пришедшие из Иерусалима апостолы во главе с Петром. Через возложение их рук они получили Святого Духа.

«Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян.8:14-17).

Итак, в чем причина задержки крещения Духом?
Следует снова вспомнить одну из ключевых идей крещения Духом – крещение в Тело Христа/Церковь, а также извечную проблему отчуждения, которая была между иудеями и самарянами: «ибо иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин 4:9).

Иудеи презирали самарян за их смешение с языческими народами и их религиями. Даже ученики унаследовали предубеждение к самарянам. Помните эпизод с двумя из апостолов, Иоанном и Иаковом, и их желанием спалить огнем самарянское селение, которое отказалось принять Христа. Многие другие люди не принимали Христа, но почему-то эта «террористическая акция» пришла им в голову, когда они увидели самарян! Они даже нашли ей библейское основание в опыте Илии!

И вот теперь эти апостолы, спустя совсем небольшое время, слышат, что самаряне уверовали, а значит, они теперь их братья и сестры, одна Церковь?! Безусловно, они идут в Самарию, чтобы удостовериться в этом невероятном событии. 

Что же убедило апостолов признать их веру во Христа и принадлежность к Его Телу легитимной? Тот факт, в опыте их обращения они увидели тоже, что произошло недавно с самими апостолами – крещение Духом с видимыми знамениями этого явления. Если хотите, это была «самарянская Пятидесятница», которая вторила «иудейской Пятидесятнице». По этой причине эта задержка была столь важна. Церковь иудеев и самарян едина! Подобной задержки больше никогда не происходило, поскольку все усвоили этот божественный урок.

Крещение Духом при посредничестве апостолов было важно и для самих самарян. Вместе с Духом через руки апостолов они приняли и авторитет апостолов, а значит, и новозаветные Писания, которые были ими вскоре написаны

Присутствие апостолов при рождении церкви в Иудее, Самарии и «краях земли», то есть на землях язычников, имело большое значение для единства Церкви, а также признания новозаветного учения, вышедшего из под пера апостолов.

Святой Дух в православии

Итак, в православии говорится, что Он равен и Отцу, и Сыну – у них одна Божественная природа, так что, почитая Его, верующий почитает и Их – в принципе понять несложно.

Однако дальше говорится об отличии, о том, что Он исходит от Бога-Отца, и так было всегда – понятия времени в религии не существует. Святой Дух может вселяться в человека, и этот человек начинает совершать удивительные, чудесные и Божественные поступки – церковь объясняет это человеческое свойство именно так. Ещё Святую Троицу понимают как Ум – Бога-Отца, Слово – Бога-Сына и Дух, и всё это объединяют в одну сущность: это тоже можно понять, потому что ум, слово и душа вряд ли могут существовать отдельно даже в понимании обычных людей.

В православии Святой Дух всегда наделялся таинственным и загадочным характером: Его представляли чем-то вроде анонима, инкогнито – это то, что нельзя увидеть и понять, но можно вообразить и почувствовать. Предполагается, что «в конце времён» все узнают доподлинно, что Он представляет собой, однако церковь к концу времён отсылает нас всякий раз, когда не может чего-нибудь объяснить – к этому мы уже давно привыкли. Конкретного имени у Святого Духа нет, зато есть много разных имён, которыми Его называют богословы и церковные мистики, объясняющие, что с Ним связано всё самое возвышенное и прекрасное. Даже самые «продвинутые» служители церкви признают, что в Священном Писании образ Святого Духа даётся очень туманно: Его называют и пламенем, и благоуханием, и голубем летящим – кстати, именно так Он часто изображается для мирян, — и в то же время говорят, что Он не является чем-либо из этого.

Святой Дух – это не какая-то безликая сила, а отдельная личность, активно действующая в нашей жизни. Он — полностью Бог.

Д-р Марк Берд

Мой брат Дэйв был управляющим нескольких автозаправочных станций. Он бывал на заправках каждый день. Однажды он рано вышел из дому и отправился на самую дальнюю заправку. В то утро у Дэйва было плохое настроение. Он ехал один в машине. Его переполняло чувство одиночества и пустоты. Ехать становилось всё труднее.

Внезапно Дэйв услышал внятный голос! Кто-то в машине сказал: «Иисус любит тебя!». Мой брат оглянулся – в машине никого не было. «Кто это был? Может Бог? Прости меня!» – вскрикнул Дэйв, обращаясь к кому-то. Затем в его сердце что-то произошло. В тот самый момент Бог сказал ему, что теперь он новое творение во Христе.

Потянувшись за сигаретой в верхнем кармане, Дэйв обнаружил, что ему не хочется курить. Он положил пачку с сигаретами в бардачок, чтобы выбросить её на заправке. Когда он приехал поздно вечером домой, он очистил свой бар от бутылок с алкоголем. Он собрал в гостиной семью и сказал, что теперь всё будет по-другому. Всё и в самом деле стало по-другому. Это было более 20 лет назад, и мой брат до сих пор преданно верит Богу.

Кто же говорил с моим братом в машине? Может ангел? Или Иисус? А может, это было всего лишь воображение Дэйва? Я уверен, что голос, который услышал в то утро мой брат, – был голос Святого Духа. Почему Он говорит? Он говорит (часто не вслух), потому что Он – Личность, потому что Он – Бог, и потому что Его работа – приводить нас к Богу и иметь с Ним личные отношения.

Что мне делать?

Что я должен делать, чтобы Святой Дух был во мне? С одной стороны, как замечает свт. Филарет, для этого нужно «родиться свыше» (Иоан. 3:3).Присутствие Духа в человеке — знак его избрания Богом, как это было во времена Ветхого Завета, когда Дух Святой Сам избирал пророков и говорил через них.

С другой стороны, Христос обещал, что «Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него», и в этой связи на первый план выходят внутренние устремления человека: к чему он подлинно стремится, чего он желает, чем он занят в первую очередь. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 7-8)» — цитирует в этой связи свт. Феофан Затворник слова апостола Павла.

Как вы понимаете действие Духа Святого в вас? Что вы делаете, что быть с Ним? Расскажите у нас в блоге!

Поневоле задаешься вопросом: к чему я на самом деле стремлюсь?

Заглядывая внутрь себя, я понимаю, что в первую очередь я хочу счастья: покоя, радости, мира, любви, творчества, свободы. Частенько я начинаю искать все это «на стороне», но в глубине души понимаю, что получить все это смогу только от Бога.

Однако является ли такая мотивация к духовной жизни правильной — такой, какую от меня ждет Господь? Похоже, что не вполне. У меня в голове есть два отдельных понятия: «счастье» и «Бог», и они связаны логически: Бог — это источник счастья, поэтому я стремлюсь к Богу. Читая то, что писали праведники — древние и современные — понимаешь, что у них не было такого разделения. Они видели только Бога — как источника всякой радости, всякого счастья, и стремились непосредственно к Нему.

Остается надеяться, что Господь примет меня и с такой мотивацией.

Матвей Берхин
редактор рассылкиmb@predanie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector