Свобода совести и вероисповедания. фз «о свободе совести и о религиозных объединениях»

Свобода совести и отделение церкви от государства[ | код]

Связь между свободой совести и отделением Церкви от государства, по-видимому, неоднозначна. С одной стороны, существует положительная корреляция между отделением церкви от государства и обеспечением в этом государстве свободы совести.
Например, шариат включает в себя нормы и правовые, и религиозные. Так, например, в 2006 году шариатский суд Афганистана приговорил к смертной казни Абдул Рахмана — мусульманина, сменившего религию. С другой стороны, отделение церкви от государства не гарантирует свободы совести, а неотделение её не исключает. Так, известны страны с государственной церковью (например, Великобритания и большинство других монархических государств Европы), тем не менее, обеспечивающие своим подданным право исповедовать религию по выбору или не исповедовать никакой. Напротив, в некоторых государствах с отделённой церковью (все коммунистические режимы, Ирак, Турция) адепты многих религий подвергались дискриминации.

Отделение церкви от государства происходило: в России — 1918 год (Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви), Франция — ратифицировано в 1905 году. Колумбия — 1853 год. США — 1787 год.

Примечания и ссылки

  1. .
  2. Кристофер Марш, Религия и государство в России и Китае: подавление, выживание и возрождение , Continuum International Publ. Группа, 2011, стр.47.
  3. Джон А. Хардон, Католический словарь: сокращенное и обновленное издание современного католического словаря , Crown Publishing Group, США, 2013 г., стр. 230-231
  4. Уильям Дж. Коллиндж, Исторический словарь католицизма , Scarecrow Press, США, 2012, стр. 376
  5. Эрвин Фальбуш, Джеффри Уильям Бромили, Энциклопедия христианства, том 4 , издательство Wm.B. Eerdmans Publishing, США, 2005 г., стр. 601-603
  6. Эрвин Фальбуш, Джеффри Уильям Бромили, Энциклопедия христианства, том 4 , издательство Wm.B. Eerdmans Publishing, США, 2005 г., стр. 601-602
  7. Эрвин Фальбуш, Джеффри Уильям Бромили, Энциклопедия христианства, том 4 , издательство Wm.B. Eerdmans Publishing, США, 2005 г., стр. 602
  8. Фрэнк Дж. Смит, Религия и политика в Америке: Энциклопедия церкви и государства в американской жизни , ABC-CLIO, США, 2016, с. 679
  9. Брайан Стиллер, Евангелисты во всем мире: глобальный справочник для 21 века, Thomas Nelson Publishing, США, 2015, стр. 214
  10. Норман Э. Томас, «Миссии и единство: уроки истории, 1792-2010», США, Wipf and Stock Publishers, 2010, страницы 137-138
  11. Коран (29-46)
  12. Сура 8, стих 39: «И сражайтесь с ними до тех пор, пока не прекратится какое-либо общение и пока религия не будет полностью с Аллахом». Затем, если они прекратят (они будут прощены, потому что) Аллах наблюдает за тем, что они делают. По словам экзегета Корана Табари (839–923), по словам Урваха ибн Зубайра ( ум . 713), раскрыто против курайшитов и Мекки » после жестокого обращения с обращенными мусульманами, которые были вынуждены уйти в изгнание до Абиссинии  » Эбу Кафер Мухаммед б. Издания Cerir et-Taberi , Taberi Tefsiri , Hisar Yayınevi: 4 / 218-219; Сура 8, стихи 59 и 60: «Да не думают неверующие, что они убежали от Нас. Нет, они никогда не смогут остановить Нас (догнать их в любое время). И приготовьтесь против них все, что вы можете как сила и как вооруженная кавалерия, чтобы напугать врага Аллаха и вашего, а также других, которых вы не знаете, кроме тех, кто здесь, но которых знает Аллах. И все, что вы потратите на пути Аллаха, будет вам полностью возмещено, и вы не пострадаете. В Эбу Джафер Мухаммед б. Издания Cerir et-Taberi , Taberi Tefsiri , Hisar Yayınevi: 4 / 236-237; Сура 9, стих 5: «Убивайте неверующих, где бы вы их ни встретили …», — цитирует Рене Маршана , «Единосущен ли терроризм исламу? », La Nouvelle Revue d’histoire , Hors-Série, № 13-H, осень-зима 2016, с. 55-57; Сура 47, стих 4: «Когда встретишь (в битве) неверующих, ударь им по шее. Затем, когда вы доминируете над ними, надежно соедините их. Тогда это либо бесплатное освобождение, либо выкуп, пока война не сбросит свое бремя. Это так, потому что, если бы Аллах пожелал, Он отомстил бы им, но это должно испытать вас друг за друга. А тех, кто будет убит на пути Аллаха, Он никогда не сделает свои действия напрасными. Табари сообщает от Катада ибн аль-Нуман ( ум. 742 или 749), что этот стих был ниспослан Мухаммаду во время битвы при Ухуде в мусульманском лагере, « чтобы мусульмане не ослабели и не перестали подвергаться резне » , поэтому он нацеливается на противников, присутствующих в Ухуде во время битвы, в Эбу Кафер Мухаммед б. Издания Cerir et-Taberi , Taberi Tefsiri , Hisar Yayınevi: 7 / 428-431.  
  13. Заказать п о  2006-03 от28 февраля 2006 г., Жора п о  121 — го марта 2006.
  14. Статья 2 вышеупомянутого Постановления.
  15. По
  16. (tr) Эртугрул Мавиоглу, «Мараш Катлиаминда Дерин Тартизма», в газете « Радикал » , 7 января 2007 г.
  17. . «  Всеобщая декларация прав человека  », ст.  18. (действующая редакция: 10 декабря 1948 г.)
  18. . «  Международный пакт о гражданских и политических правах  », ст.  18. (действующая редакция: 19 декабря 1966 г.)
  19. Комитет по правам человека , пункт принял титул Замечание общего порядка 4 статьи 40 Международного пакта о гражданских и политических правах: Замечание общего порядка п О  . 22 (48) (статья 18 ,27 сентября 1993 г. , стр.  2-4 .
  20. .
  21. .

Что такое «свобода вероисповедания»

Свобода вероисповедания – это элемент свободы совести и право человека как исповедовать и практиковать любую религию, так и отказаться от нее и возможность этот отказ пропагандировать.

В данное понятие также включают следующие элементы:

  1. Возможность исповедовать религию.
  2. Возможность совершать религиозные обряды и ритуалы.
  3. Возможность сменить религию.
  4. Право вести пропаганду религиозного течения.
  5. Возможность заниматься благотворительной деятельностью.
  6. Право на религиозное образование.
  7. Равенство всех граждан перед законом вне зависимости от отношения к религии.

Право человека выбирать, какой религии придерживаться или не придерживаться ее совсем, а также равенство людей перед законом вне зависимости от сделанного выбора – это один из принципов, на котором строится светское общество и государство.

Светское общество – это такое общество, в котором церковь отделена (существует также термин «секуляризация») от власти, а законы и политику страны правительство определяет исходя из гражданских норм, а не религиозных воззрений.

Парадоксально, но именно при таком государственном устройстве, когда церковь отделена от власти, возможна свобода вероисповедания.

В теократических государствах превалирует одна религия и исповедующие другие вероучения или отвергающие их вовсе подвергаются дискриминации, гонениям и репрессиям.

Определения понятия «совесть»

Совесть в философии означает внутренний критерий нравственности при оценке своих действий, который регулирует действия и высказываемые мысли, а также ограничивает свободу человека определенными моральными рамками. Современные исследователи совесть определяют как способность индивидуума осуществлять в своих действиях нравственный самоконтроль, формулировать для себя самостоятельно моральные обязанности и ценности, требовать их выполнения от себя, а также производить оценку поступков, которые были совершены. При этом подчеркиваются личностные, индивидуальные начала каждого конкретного человека.

Отрицательная сторона закона

ФЗ «О свободе совести…» имеет и отрицательную сторону. Религиозной организацией в нем признается лишь та, у которой есть подтверждение ее существования на этой территории не менее 15 лет, которое было выдано местными органами самоуправления; либо выданное указанной организацией подтверждение о его вхождении в состав централизованной религиозной организации. Однако не все из них могут доказать сегодня свое существование в этом периоде, необходимо учесть и то, что в стране до 1991 года велась атеистическая политика, так что многие религиозные организации возникли совсем недавно. Поэтому возможны определенные трудности для регистрации той или иной религиозной организации, а следовательно, и новое проявление бюрократизма. Также можно сделать вывод о том, что закон «О свободе совести и религиозных объединениях» фактически лоббирует православие, поскольку многие годы именно оно было единственной в стране разрешенной религией. Может возникнуть ситуация, при которой, не признавая иные религиозные направления, органы местной администрации могут их запрещать со ссылкой на пункт в нем. Таким образом, законодательство о свободе совести целесообразно было бы пересмотреть, поскольку складывается монопольное влияние на общество православной церкви, а это ограничивает свободу вероисповедания. По мнению множества представителей правозащитного движения, а также ряда религиозных объединений, этот закон далек от совершенства. Российская Хельсинская группа, более того, ратует за его отмену. Представители ее считают, что таким образом нарушается свобода совести в России.

Однако данный закон, несмотря на это, функционирует и по сей день. В правительстве РФ была создана и работает вот уже несколько лет группа по анализу предложений по его совершенствованию, поступающих из регионов страны.

Оскорбление чувств верующих — это нарушение права на свободу совести

Много шума поднял вопрос о картинках в интернете, которые насмешливо преподносят другие религиозные традиции.

Чаще всего закон трактуют не правильно, а так, как удобно.

В действительности нарушением правомерно признать те действия, которые попадают под следующее описание:

ФЗ 125, статья 6, пункт 3 на сайте «Консультант-Плюс»

Как видно, необходимо соблюдение важного условия: нарушить права верующих можно только вблизи объектов религиозного почитания (храм, священное место, реликвия). Однако Статья 148 УК РФ расширяет этот перечень, вводя понятие «публичных действий»:

Однако Статья 148 УК РФ расширяет этот перечень, вводя понятие «публичных действий»:

УК РФ Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий на сайте «Консультант-Плюс»

Явное неуважение — это такое, которое нельзя интерпретировать двояко (скажем, человек мог не преследовать цель оскорбить, а просто пошутить на религиозную тему). В противном случае оно неявное и не попадает под пункт оскорбления.

Также справедливо заметить, что публичное место — это трибуна, официально зарегистрированное СМИ и т.д. В эту категорию никак не попадают:

  • Материал с частной страницы в социальной сети;
  • Устное или письменное личное мнение;
  • Шутки и анекдоты на религиозную тему;
  • Религиозная полемика;
  • Проповедь внутри своей религиозной традиции;
  • Исповедование взглядов, альтернативных чьим-то религиозным догмам.

Ересь не преследуется государством. Например, Бог-Отец у секты катаров считается злым, и закон даёт право высказывать любые мнения (фреска во Владимирском соборе в Киеве)

Скажем, катары — это еретическая секта. Они убеждены, что Бог из Ветхого Завета — это злое и жестокое существо по имени Ялдаваоф. Православная церковь не имеет права запрещать их тексты, хотя христианам такие взгляды неприятны.

Но это различие религиозных догм, убеждений. А право на свободу совести позволяет катарам негативно высказываться о Ялдаваофе и придерживаться собственного толкования Ветхого Завета.

То же самое и сатанисты, противопоставляющие себя христианской традиции. Это их право. И если бы государство принялось защищать права православной Церкви, борясь с теми, кто критикует её догмы, это было бы нарушением прав сатанистов.

А что же тогда нарушение прав? Это, например:

  • Прийти в чужой храм и разрисовать граффити иконы;
  • Сорвать чужой религиозный обряд;
  • Препятствовать крестному ходу христиан или харинаме индуистов;
  • Объявить через СМИ (допустим, по телевизору), что, скажем, зороастрийцы заблудшие язычники.

Но в то же время нарушением не будет:

  • полемика с православным священником на сайте РПЦ;
  • озвучивание взглядов, альтернативных догматическим (например, у Христа была жена, Иуда не был предателем, Иисус не был Мессией и т.д.).

Шествие сатанистов в США. Такие религиозные организации имеют право существовать, если их деятельность не нарушает закон

Важно только одно — чтобы деятельность человека не мешала другим исповедовать свою веру, не пересекала грань их частной жизни (в том то и ответственность СМИ, что они пересекают эту грань). Если некто перегородил вход в храм — это реальное препятствие, а если он на своей частной странице кроет матом священников — это уже его личное дело, никто не обязывает туда заходить

Увы, у нас всё перевёрнуто с ног на голову, а потому законы часто истолковывают в пользу более влиятельной стороны, минуя логику, что нарушает 3 пункт 3 статьи 125 Федерального закона.

Обеспечение защиты прав на свободу вероисповедания

Отметим, что у каждой отдельной личности есть право на религиозную свободу. Однако, пользуясь ей, нужно придерживаться нравственного принципа социальной и личной ответственности. Дело в том, что гражданское общество вправе защищать себя от возможных злоупотреблений, возникающих под видом религиозной свободы. Обеспечение этой защиты — дело гражданской власти. Именно на нее возлагается также первостепенная обязанность поддерживать и охранять религиозную свободу различными средствами, включая справедливые законы, а также обеспечить благоприятствующие развитию в стране религиозной жизни условия.

Свобода вероисповедания и уроки религии в школе

В российских школах в последние годы ввели разнообразные уроки религии. Связано это с тем, что в стране учатся люди с разными взглядами на жизнь. У них должна быть возможность изучать те или иные направления по вероисповеданиям.

В 28 статье Конституции РФ говорится, что ребенок имеет право на свободное выражение веры. Если он атеист (неверующий), принуждение к религиозным мероприятиям и соответствующим урокам невозможно. Школа должна оставаться светской, но уважать взгляды/принципы жизни каждого ученика.

В пункте 2 статьи 14 Конституции также говорится о том, что религиозные объединения в стране равны. Школа является госучреждением. У нее нет никакого права распространять те или иные воззрения в плане веры.

Также стоит обратить внимание на ФЗ «О свободе веры, религии и совести». Там говорится о том, что никого нельзя насильно заставить выбрать мировоззрение или отправить на соответствующее обучение.. При этом у школ есть некая свобода

Рассматривая вероисповедание, требуется понимать – подобные уроки, обряды и мероприятия будут проводиться только с письменного согласия родителей. Образовательное учреждение имеет право предлагать религиозное обучение, но законные представители несовершеннолетних сами решают, кто будет им пользоваться.

При этом у школ есть некая свобода. Рассматривая вероисповедание, требуется понимать – подобные уроки, обряды и мероприятия будут проводиться только с письменного согласия родителей. Образовательное учреждение имеет право предлагать религиозное обучение, но законные представители несовершеннолетних сами решают, кто будет им пользоваться.

Что такое свобода совести

Свобода совести означает два понятия. С одной стороны, это демократическая правовая догма, она относится к правовой категории. С другой стороны, свобода совести — это философский, этический аспект. Понятие является многогранным и сложным, оно имеет политическую, социологическую, философскую подоплеку. 

Истинная свобода совести предполагает высшую степень морального развития. Человек стремится исключить все действия со своей стороны, которые могут принести малейший вред окружающим или природе. Кроме этого, он становится активным участником прогрессивного развития социума, оказывает поддержку и помощь нуждающимся людям. Что значит свобода совести? Это желание принести максимум пользы миру, не навредить собственными действиями. Различают три уровня данного понятия:

  • На ложном уровне совесть проявляется в действиях одного или нескольких индивидов, которые обусловливают эти поступки, как собственные моральные убеждения в рамках общественной или классовой принадлежности. Такие принципы не вписываются в общественное развитие и прогресс социума.
  • На относительном этапе свобода совести — это право одного индивида выражать собственные ценности и ориентиры. Это может быть также объединение, организация, партия. Их принципы и понятие совести не полностью вписываются в общественный прогресс.
  • На истинной стадии свобода совести идеально совпадает с взглядами и мнениями общества. Она может проявляться в конкретном индивиде или группе людей. Именно истинную совесть считают проявлением данного понятия.

Основываясь на данной классификации, можно судить, что право на свободу совести имеет каждый гражданин страны. Однако оно включает две стороны:

  1. Субъективный подход. Основывается на нравственных убеждениях определенной личности. Это может быть партия, группа лиц, объединение или один человек. 
  2. Объективная точка зрения. Базируется на общественных моральных принципах. Общество находится в постоянном развитии, принципы меняются, совершенствуются.

Именно за счет кардинальной разницы между двумя подходами к пониманию совести в истории человечества всегда присутствует ложный и относительный уровень. 

Факторы возникновения

Термин введен в XVII веке английским философом А. Коллинзом, когда в Европе происходила борьба с религиозной терпимостью, авторитаризмом и догматизмом церкви. Другие факторы появления и развития:

  • Критическое отношение к религиозной картине мира и мировоззрению.
  • Расширение знаний человека о мире, природе.
  • Совершенствований орудий труда.
  • Научный и технический прогресс.
  • Развитие промышленности, образования и науки.
  • Накопление знаний, что способствовало появлению новым методам познания мира, действительности, понимания мира и природы.
  • Усложнение общественной и политической жизни.

Вследствие этих факторов происходили духовные и религиозные революции, например, разрыв между светской властью и церковью, появились понятия о правах человека, политической системе государства, сформировалось критическое мышление, разрушались многовековые стереотипы о церкви, религии, месте человека в обществе.

За религиозное образование детей отвечают родители

Религиозное образование детям никто не имеет право навязывать. Введение в школьную программу уроков христианства, ислама, индуизма и т.д. возможно, но только в качестве дополнительных занятий, на которые дали согласие сами родители:

ФЗ 125, статья 5, пункт 4 на сайте «Консультант-Плюс»

Пока ребёнок воспитывается родителями или опекунами, именно им разрешено решать религиозную судьбу своих отпрысков, но без излишнего давления.

Они вполне могут вне образовательной программы дать детям представление о любой религии. Однако стоит помнить, что обучение — это одно, а участие в богослужениях — другое.

Нет ничего плохого в том, чтобы рассказать детям о христианстве. Но тянуть ничего не соображающее чадо в обрядовую деятельность не стоит. Пользы не будет. Это должен быть сознательный выбор человека.

Священник в Волгоградской школе: религиозное обучение возможно с письменного согласия родителей

Право на свободу совести и свободу вероисповедания

Версия для печати

Статья 28 Конституции РФ провозглашает:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.».

Свобода совести и свобода вероисповедания основаны на светском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Под совестью понимается душевное свойство человека, проявление нравственного самосознания, самоконтроля, признания необходимости соблюдения тех или иных правил жизни. Для религиозных людей совесть, прежде всего, связана с догмами веры. Для атеистов совесть основывается на моральных критериях разграничения добра и зла. Таким образом, содержание свободы совести предполагает свободу на самоопределение личности, свободу мировоззренческого выбора человека. Одним из элементов свободы совести является свобода вероисповедания.

Содержание свободы вероисповедания включает в себя, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии в Российской Федерации не допускается. Свобода вероисповедания означает право человека на, выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением

Статья 28 Конституции РФ в завуалированном виде закрепляется право не только на атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду («распространять религиозные и иные убеждения»). С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о праве «не исповедовать никакой» религии, поскольку это заложено в содержании свободы совести. Следует помнить, что данная статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что же касается правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ.

Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

— верующий человек имеет право заменить военную службу на альтернативную, если это противоречит его убеждения;.

– никто не обязан сообщать о своей вере никому, и никто не вправе требовать этого от других людей;

– никому не может быть запрещено принимать участие в богослужениях, но и никто не может быть принуждён к этому;

– священнослужитель не может быть привлечен за отказ от дачи показаний по фактам, ставшим ему известным из исповеди;

— верующие могут объединяться в различные группы и организации. Объединение граждан может, как иметь регистрацию, так и не иметь;

– закон позволяет проводить религиозные встречи, как в специальных местах, так и в жилых помещениях;

– религиозные организации вправе проводить богослужения в больницах, детских домах, тюрьмах, домах престарелых;

– религиозные организации вправе производить, распространять, продавать и покупать религиозную литературу, аудио и видео материалы и иные предметы религиозного назначения.

Важным элементом свободы вероисповедания является право гражданина на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Право на свободу совести признано за ребенком, в то время как родители осуществляют воспитание и образование детей. По просьбе родителей или лиц их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений, по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления, предоставляет религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

В Российской Федерации запрещены религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.

Положительная тенденция

Одной из положительных тенденций в развитии в нашей стране религиозной ситуации является защита прав верующих, а также продолжение совершенствования законов. В частности, в доперестроечное время существовало множество нарушений, однако суды и прокуратура не рассматривали дела, связанные с религией. Начиная с 90-х годов 20 века и до сегодняшних дней было рассмотрено уже немало таких дел. Кроме того, возникла возможность через Конституционный суд РФ вносить поправки в закон 1997 года. Суд возвращался к нему уже несколько раз и выносил соответствующие решения.

Таким образом, законодательство находится сегодня в стадии совершенствования. Поступают просьбы правозащитных организаций и отдельных верующих о доработке статей или об их отмене. Правда, существует тенденция, которая идет от некоторых представителей религиозно-общественных организаций и госорганов пересмотреть принцип Конституции о недопустимости в стране официально признанной церкви или религии. Речь идет, конечно же, о православии. Его некоторые представители духовенства определяют «господствующим» в государстве. Они указывают на духовный менталитет, на большое количество верующих, на строительство часовен и храмов в государственных, а не только в независимых учреждениях. Конечно, существуют проблемы, и решение их — важнейшая задача, стоящая перед обществом и государством.

Свобода совести — что это такое?

Если данное понятие рассматривать с точки зрения социологии, то это уже некоторая духовная ценность общества, важное его благо, которое было создано в результате исторического социального развития. Однако нас интересует свобода совести в юридическом аспекте

В 1993 году принята была Конституции РФ. В 28-й статье этого документа затрагивается этот вопрос. Нередко свобода совести в нем равнозначна вероисповеданию,она отождествляется также атеизмом или же с выбором между ними. Тем не менее совесть и свобода ее хотя и являются ядром религиозной нравственности, они не определяют ничем не ограниченного выбора между отрицанием Бога и верой в него. Совесть — душевное свойство, присущее каждому человеку вне зависимости от его признания или отрицания. Оно заключается во врожденном различении и познании добра и зла. Еще в младенчестве закладывается совесть, когда родители объясняют детям, что хорошо, а что плохо.

Нравственные нормы определяют этот наш внутренний регулятор действий. Ими руководствуется человек во внешнем проявлении собственных чувств и мыслей. Если он поступает бессовестно, то обычно несет ответственность за это. Сначала она моральная, а затем может наступить и правовая. Совесть, являясь элементом нравственного сознания, служит для ориентации человека в мире правильных и неправильных поступков. Склонность к их оценке с точки зрения зла и добра — одна из главных черт натуры человека.

Субъективный и объективный смысл свободы совести и составляющие этого понятия

С юридической стороны это понятие рассматривается в субъективном и объективном смыслах слова. Принцип свободы совести в объективном смысле выражает система юридических норм, которые формируют законодательство в конкретной стране в данный исторический период. В субъективном же смысле это конкретные притязания, права, возможности, которые возникают в пределах и на основе законодательства.

Можно выделить в содержании свободы совести следующие составляющие: равноправие граждан страны независимо от отношения к религии; право иметь любую веру или же не признавать и не иметь никакой; право проводить свободно атеистическую пропаганду, однако не допуская при этом оскорбления религиозных чувств людей, считающих себя верующими; равенство перед законом всех религий; свободное отправление различных религиозных обрядов и культов и т. д.

Литература[ | код]

  • Адамишин А. Л. «СССР и международное сотрудничество в области прав человека». М.: Международные отношения, 1989
  • Бердяев Н. А. «Опыт парадоксальной этики». М.:АСТ, 2003. С. 13
  • «Свобода совести». Литературно-философский сборник. Издательство И. Д. Сытина, 1906
  • Федотов В.В., Ткаченко А.А. Римская империя и проблема тоталитарного типа культуры. // Античность и общечеловеческие ценности. Вып. 6.- Алматы: Изд-во Казахского гос. ун-та, 1999. — ISBN 9965-01-289-X. С. 252 – 265.
  • Федотов В.В. Свобода совести в Римской империи. // Античность и общечеловеческие ценности. Вып. 7.- Алматы: Изд-во Казахского гос. ун-та, 2000. — ISBN 9965-408-53-X. С. 188 – 202.
  • Иванов В. Н. «Основные права и обязанности граждан СССР». М.: Государственное издательство юридической литературы, 1953
  • Кириченко М. Г. «Свобода совести в СССР». М.: Юридическая литература, 1985
  • Коркунов Н. М. «Русское государственное право». М., 1908
  • Орландо В. Э. «Принципы конституционного права». Издательство В. М. Саблина, 1907
  • Савельев В. Н. «Свобода совести: история и теория». М.: Высшая школа, 1991. ISBN 5-06-001989-6
  • Струве П. Б. «Избранные сочинения». М.: РОССПЭН, 1999. С. 25-34
  • Фуров В. Г. «Буржуазные конституции и свобода совести». М.: Политиздат, 1983
  • «Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России». Справочник. М: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 1996. — 208 с.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector