Кто такой неофит: определение неофитства в православии, слова святых отцов

Стать неофитом

Большая неправда вырастает из маленькой, а маленькая — очень часто из недоразумения. Порой всё, что требуется для установления истины, — это вернуть словам их первоначальное значение. Мы живём в век подмены понятий. Эта фраза набила оскомину, но не потеряла актуальности. И не потеряет, пока солдат с оружием в руках в чужой стране называется миротворцем. Или пока блудное сожительство называют гражданским браком. Не должна терять…

Во всём этом больше возмущает не сам факт подмены, а та наглость и уверенность, с которой меняют значение привычных слов на прямо противоположное. И чем меньше удивляет этой наглостью, например, реклама в телевизоре, тем более режет слух, когда наизнанку выворачивают, казалось бы, совершенно незыблемые понятия — церковные. Уже мало кого можно удивить негативным оттенком при употреблении абсолютно специфических церковных терминов «катавасия» или «богадельня». Скомпрометирован самый дивный цвет — голубой. Кто теперь помнит о том, что это цвет Богородицы, что храмы, посвящённые Ей, по обычаю, цвета ясного неба?

Ортодоксия подразумевает традицию. У Церкви нет лишних слов. Более того — лишних букв тоже нет. Первые расколы и жестокие споры породила всего одна маленькая йота. От одной буквы зависела судьба Церкви и судьба европейской культуры…

Традиция — это верность наследию. Когда наследство растрачивается, остаётся лишь корыто со свиным кормом. Немалая доля наследства христиан приходится на слова. Их много, слов, которые нам переданы на хранение. Собственно, весь этот разговор — об одном из них. Красивом и лёгком, как дыхание ребёнка, — слове «неофит».

У негативной информации есть свойство быстро распространяться и претендовать на истину. Это следствие одной давней катастрофы, произошедшей в Эдемском саду, когда в мир вошла смерть. Сорняки растут быстрее, чем розы и примулы.

Понятие «неофит» сегодня имеет негативную окраску. С ним постепенно, но прочно связали множество пороков. Гордыня, склонность к поучениям, неразумие, ненависть к ближнему, ревность не по разуму — это ещё не полный перечень. О неофитах пишут разгромные статьи. Неофитам ставят диагнозы. Клинически описывают «синдром неофита», «болезнь неофита». Чётко указываются симптомы и сроки, в которые протекает эта болезнь. В общении между ходящими пять или даже целых десять лет к обедне нет более тяжкого оскорбления, чем обвинение в неофитстве. Но так было не всегда…

Слова о том, что появление нового христианина сродни рождению ребёнка, когда‑то были не просто словами. Готовили и готовились к этому событию порой не один год. Молитвой, постом и словом. Точнее — словами.

Огласительные беседы, которые проводили с готовящимися к Крещению, составили немалую часть святоотеческого наследия. И это были не простые посиделки за чашкой чая. Святитель Кирилл Иерусалимский, например, проводил трёхчасовые огласительные занятия по будним дням. Его курс предполагал около двадцати таких занятий. Всё было серьёзно: будущие неофиты сдавали самый настоящий экзамен.

Христиане вместе с оглашенными стремились участвовать в подготовке к Крещению. Так родился Великий пост. Не потому, что было желание кого-то в чём-то ограничить. А потому, что хотелось вновь и вновь переживать радость Воскресения и победы над смертью. Крещение для христиан — это воскресение из мёртвых. Слово «неофит» было тесно связано с другим словом — Пасха.

В пасхальную ночь можно вспомнить об этом, если присмотреться и прислушаться. Наш ночной крестный ход когда-то начинался как шествие новокрещёных неофитов. С горящими свечами в руках, в белых одеждах они шли в храм Святой Софии на литургию.

Одно из значений слова «неофит» — «дитя». Дети — создания шумные. Шумели они и тогда, когда их подводили ко Христу. Ученики из соображения дисциплины шикали на них, останавливали. Наверное, не обошлось без подзатыльников. Но слова Спасителя расставили всё по своим местам.

Неофит — это тот, кто сделал выбор и ещё не забыл об этом. Если он определил центром своей жизни Христа, то достоин за это уважения. У него есть свои проблемы и трудности, но он — часть команды. Рядом с неофитом не должен стоять равнодушный и скучающий в своей вере «дембель», отпуская едкие шуточки. Иначе следующими словами, которые подменят и испоганят, уже будут слова «брат» и «сестра».

Когда-то авансом мне был выдан талант. Новенький, сверкающий. Я радовался ему, как ребёнок. Лучи щедрого солнца согревали меня, играя в складках белой одежды. Приумножил я его? Или давно закопал втихаря, прошептав заклинание «крекс-пекс-фекс»?

Расстояние между христианином и тем, на что он дерзает, — неизмеримо. То, что принадлежит вечности, не измеряется километрами и годами. Поэтому все мы — только в самом начале пути.

Православие радо появлению новых неофитов, но требует от них должного прилежания

Какой религиозной традиции не всё равно, сколько у неё приверженцев? Православие — не исключение. Новый воцерквлённый человек — это всегда радость. И радость не с формальной позиции организации, которая получила ещё одного члена, а радость духовная.

Стоит напомнить, что в православии есть убеждение, что только путь за Христом ведёт к спасению. Соответственно, каждый новый член Церкви — это потенциально спасённая душа.

Но сам факт того, что человек пришёл в церковь, покрестился, купил свечку, ещё ни о чём не говорит. Можно посадить цветок в горшок, но если за ним не ухаживать, он завянет. Так и православное общество должно заботиться о неофите, чтобы тот не почувствовал себя чужим в церкви Божьей.

Кто такой неофит в православии?

Неофитство в православии — явление многогранное. Казалось бы, какое определение подойдёт неофиту? «Человек, который в христианстве меньше десяти лет»? Есть подобные соображения, но они в корне неправильны.

Можно десять лет ходить в тренажёрный зал, но если там просто сидеть, не делать никаких упражнений, то фигуру это никак не улучшит.

То есть неофит — это не указание на христианский стаж, а на что-то иное. На что же? Скорее, на вектор его духовной жизни. Неофит — это тот, который встал на путь познания Христа и идёт по нему.

Неофитство — это не статус, а процесс. Нельзя встать на путь, поставить всё на паузу, грешить направо и налево, но формально оставаться неофитом. Ты либо идёшь по этому пути, либо сходишь с него. Стоять на нём невозможно.

Иоанн Крестьянкин учил, что человек, обращаясь к Богу, отдаёт Ему сердце

Неофитам важно прочувствовать глубину этого высказывания, а не относиться к вере формально. И, конечно, нет никакой справки о том, что человек неофит

Неофитами называют новичков, но главное — чтобы те сами считали себя людьми на духовном пути. Важно не то, кем нас считает окружение, а то, что у нас внутри

И, конечно, нет никакой справки о том, что человек неофит. Неофитами называют новичков, но главное — чтобы те сами считали себя людьми на духовном пути

Важно не то, кем нас считает окружение, а то, что у нас внутри

Архимандрит Иоанн Крестьянкин так и сказал, в контексте разговора о введении документов, проходящих через компьютер:

Иоанн Крестьянкин

архимандрит

неофит

неофи́т

НЕОФИТ -а; м. . Книжн.

1. Новообращённый в какую-л. религию. // Новичок.

2. Новый и горячий приверженец, сторонник чего-л. (общественного движения, социального учения и т.п.); прозелит (2 зн.). С отвагой неофита приняться за дело.

◁ Неофитка, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. Неофитский, -ая, -ое. Н-ие взгляды.

Значения в других словарях

  1. неофит — (Греч.) Начинающий; готовящийся к посвящению или кандидат на Мистерии. Методы посвящения были разными. При испытаниях неофиты должны были пройти через все четыре стихии, появляясь в пятой как величественные Посвященные. Теософский словарь
  2. неофит — НЕОФИТ, а, м. Новый последователь какой-н. религии (спец.), а также (перен.; книжн.) новый сторонник какого-н. учения. | ж. неофитка, и. Толковый словарь Ожегова
  3. Неофит — А, муж. Стар. редк. Отч.: Неофитович, Неофитовна. Производные: Неофитка; Нефита. Происхождение: (Греч. neophytos — вновь насажденный; перен. новообращенный.) Именины: 3 февр., 24 авг., 2 сент., 4 сент., 22 нояб., 2 дек., 16 дек. Словарь личных имен
  4. Неофит — Неофит иеромонах нач. XVIII в., полемист с раскольниками, авт. «Вопросов», † 1727. {Венгеров} Неофит дух. писатель, архиманд. (Сергиев Посад, 1910). {Венгеров} Неофит дух. писатель, архим. (Вологда, 1912). {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия
  5. неофит — см. >> новый Словарь синонимов Абрамова
  6. неофит — НЕОФИТ м. греч. новичок, новобранец, новоприемеш, новик; новокрещен. Толковый словарь Даля
  7. неофит — Новичок, новобранец, новообращенный; недавно принятый в члены какого-либо общества Ср. Искательный светский неофит от своей роли (выходной, лакея без слов) не уклонился и показывал, что он этим не обижается… Лесков. Захудалый род. 2, 4. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  8. Неофит — (neophytus, польск. neofit) — так назывались в Польше и Литве евреи, обращенные в христианство и получившие этим путем дворянское достоинство (Статут Литовский. Разд. I, арт. 7). В 1764… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. неофит — НЕОФ’ИТ, неофита, ·муж. (·греч. neophytos, ·букв. недавно насажденный) (·книж. ). 1. Новообращенный в какую-нибудь религию. 2. Новый приверженец какого-нибудь учения (ирон.). | Новичок в каком-нибудь деле (ирон.). Толковый словарь Ушакова
  10. неофит — НЕОФИТ а, м. néophyte < neophytos < neos новый + phyton растение. 1. Новый последователь какой-л. религии. Крысин 1998. Новообращенный в христианскую веру, новоокрещенный. КСИС 1846. // Петрашевцы 1953 220-221. 2. Новый сторонник какого-л. Словарь галлицизмов русского языка
  11. неофит — орф. неофит, -а Орфографический словарь Лопатина
  12. неофит — -а, м. книжн. 1. Новый приверженец какой-л. религии. Сам прежде был раскольником и, как всякий неофит, относился с фанатическою нетерпимостью к бывшим единоверцам. Мельников-Печерский, Счисление раскольников. 2. Новый сторонник какого-л. Малый академический словарь
  13. неофит — неофит м. 1. Новообращённый в какую-либо религию. 2. Новый последователь какого-либо учения или общественного движения. 3. перен. Новичок в каком-либо деле. Толковый словарь Ефремовой
  14. НЕОФИТ — НЕОФИТ (от греч. neophytos — новообращенный) — 1) новый приверженец какой-либо религии. 2) Новый сторонник какого-либо учения или общественного движения; новичок в чем-либо. Большой энциклопедический словарь
  15. Неофит — (греч. neophitos – новообращенный) 1) новый приверженец какой-либо религии; 2) новый сторонник какого-либо учения или общественного движения; новичок в чем-либо. Словарь по культурологии
  16. неофит — Неофита, м. [греч. neophytos, букв. недавно насажденный) (книжн.). 1. Новообращенный в какую-н. религию. 2. Новый приверженец какого-н. учения (ирон.). || Новичок в каком-н. деле (ирон.). Большой словарь иностранных слов
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

2005—2021 Gufo.me

Неофит — это … Значение понятия и синдром неофитства

Опубликовано: 11 Октября 2018

Понятие происходит от древнегреческого νεόφυτος, что значит «недавно насажденный». В самом общем значении неофит — это новый член, новообращенный приверженец какой-либо религии, религиозного течения.

В истории этим термином определяли: новых адептов тайных собраний — например, древнегреческих элевсинских мистерий — культов олимпийских богинь плодородия Деметры и ее дочери Персефоны; принявших крещение христиан, которые в период с Пасхи до Антипасхи (в значении «напротив», а именно — первое воскресенье после празднования Пасхи) носили белые одеяния; новопостриженных монахов в различных монашеских орденах.

Также греческое слово неофит означает: новичка в абсолютно любой деятельности; растение, только что обосновавшееся в какой-либо локации.

Что такое синдром неофита Синдромом неофита или неофитства в теории религии называют излишнее рвение, импульсивность, которое наблюдают именно у новообращенных последователей. Это в какой-то мере психическое расстройство радикалов, которые, обретя другой смысл жизни, готовы ради него пожертвовать всем, что у них есть — имуществом, семьей, благополучием, любимой прежде деятельностью, интересами и даже собственной жизнью.

Такой неофит — это человек, считающий, что именно ему открылся смысл религиозного учения, что именно он обязан пролить свет знания на более размеренных и спокойных последователей веры или культа. Однако это ему, в отличие от мирных верующих, не хватает опыта, знаний, гибкости ума, которые помогают в полной мере постичь учение, догму.

Данный неофит — это прежде всего максималист, впадающий в крайность. Сегодня такие люди жертвуют огромные суммы нищим, нуждающимся, являются образцами меценатства, а завтра «сжигают» силой своей ненависти и агрессии всех, кто в чем-то не согласен с их взглядами. Опасность, которую таит в себе синдром неофитства многие граждане, которых охватил такой синдром, часто оказываются без жилья, семьи, средств к существованию, увлекшись учением той или иной секты.

Известно огромное количество случаев, когда недобросовестные лидеры околорелигиозных течений сколачивали целые состояния из пожертвований таких вот неофитов. Но это еще не самая страшная опасность.

Не является лекарственным средством. Как показывают исследования, во многих громких терактах последних лет участвовали именно мусульманские неофиты.

Новообращенные очень ценятся экстремистскими группировками — они не выделяются среди местного населения, но при этом агрессивны, решительны, способны на любые жертвы.

Определены группы риска — люди, которых с большой вероятностью могут завербовать экстремисты, сделав их неофитами-террористами: асоциальные личности, склонные к протесту против общества, — нередко они уже являются адептами радикальных группировок; граждане с серьезными материальными трудностями — как правило, они винят в своих бедах власть, общественность; люди, на которых вербовщики сумели насобирать серьезный компромат, коим их шантажируют в своих целях; фанатики религии — психологически обработав эти личностей, экстремисты могут направить ход их мыслей в нужное направление — пострадать за веру.

Понятие «неофит» разъясняется как в ряду принципиально близких, так и весьма отдаленных значений. Синдром же неофита главный смысл имеет один — разрушительное воздействие как на личность, так и на ее поступки.

Синдром неофита — это горделивость, импульсивность и крайности в духовной жизни

Синдром неофита — это не болезнь, а досаждающее окружающим поведение. Скажем, жил себе человек спокойно и вдруг наткнулся на христианство. Его окатил поток откровений, кажется, вся жизнь встала с ног на голову. Всё прекрасно и обещает быть ещё лучше.

Неофит с головой ныряет в новую для себя сферу, а попутно пытается туда же затянуть окружающих. Если это не удаётся, он начинает на них злиться, мол, недалёкие, тёмные, чужие люди, ничего не понимают.

Верующему выстригают часть волос, так происходит пострижение в монахи. В древности новообращённого назвали бы неофитом, но сегодня этот смысл остался только в истории

Всё это признаки не духовного человека, а того, кому не хватает житейской мудрости. Этот запал со временем утихает, но на первых парах подобный энтузиазм делает неофита просто невыносимым для окружающих.

Многие верующие так и остаются неофитами, но выход есть

Истощение — тот естественный итог бездумного неофитства. Распылив все силы, человек угасает и теряет интерес к религии (хотя и не только к ней, неофит-вегетарианец ничем не спокойнее неофита христианина).

Увы, сделать следующий шаг способен далеко не каждый верующий. Многие так и остаются неофитами. Встречали ли Вы ворчливых старух в церкви, которые ругают молодых девушек за короткие юбки, неправильно поставленные свечи и т.д.? Вот они — тот самый случай, когда христианство шиворот на выворот: атрибуты впереди учения. Ни смирения в них, ни любви, один формализм.

Формализм не должен быть впереди учения.

Неофитам на религиозном пути можно дать два совета:

  1. Изучить список ошибок новичков, чтобы не повторять их.
  2. Довериться мудрому и опытному христианину, который, если что, подскажет, что исправить в себе.

Комбинируя и то, и другое, будет намного проще понять саму суть христианской веры и приблизиться к духовному совершенству.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Имя Неофит

Кроме всех перечисленных значений, Неофит — греческое мужское имя. Его принимали многие епископы, патриархи, архимандриты, монахи Элладской (Греческой), Болгарской, Русской, Александрийской православных церквей, в частности:

  • иеромонах Неофит, умерший в 1727 году, главный труд его противораскольнической деятельности — «Поморские ответы»;
  • епископ Греческой православной церкви Неофит Каристский (1790-1851), бывший участником Элладского освободительного движения;
  • отшельник Неофит Кипрский (1134-1214) — основатель одноименного монастыря на острове Кипр;
  • Неофит Урбнисский, умерший в 587 году, — это имя принял бывший полководец Омар (Персия), признанный позже великомучеником;
  • архимандрит Неофит (Осипов) (1875-1937), канонизированный в 2009 году.

Что такое неофит? Это и составная часть некоторых топонимов — названий болгарских сел Неофит-Рильски (Варненская область) и Неофит-Бозвелиево (Кырджалийская область).

Кто такой неофит?

Читать также:

Это страшное слово «катехизация», или Почему надо говорить о вере

Неофитами в христианстве называют новообращенных, новоначальных людей, то есть тех, кто только начинает совершать свои первые шаги в Церкви. В переводе с греческого это слово еще означает «недавно насажденный». Это новая жизнь, свежие побеги винограда Христова, без которых у христианства нет будущего, без которых насаждение никогда не принесет плодов.

Иначе говоря, неофитством можно назвать первый период воцерковления начинающих. Понятно, что этот период имеет ряд своих особенностей, духовных радостей и подводных камней, но через него неизбежно проходят все, кто рано или поздно приступает «работать Господеви».

Очень часто, впрочем, название «неофит» употребляют с негативной окраской, со значением какой-то болезни или опасного синдрома. Но в самом неофитстве, на самом деле, нет ничего плохого. Это время духовного младенчества или взросления, без которого становление взрослого христианина просто невозможно.

Как писал протодиакон Андрей Кураев, «если неофитство болезнь, то это хорошая болезнь». Плохим оно становится только тогда, когда человек застревает в этом состоянии надолго, не перерастает его в определенный момент, а то и вовсе никогда.

История неофитства

Она достаточно протяженна во времени. Каждая эпоха наделяла это понятие чем-то своим.

Появление и распространение

История этого явления насчитывает не одну тысячу лет. Помянутая нами выше мистерия в Элевсине богини Деметры, закрытые мистические сообщества древнегреческих орфиков, Гермеса Трисмегиста и школа Пифагора предлагали для своих неофитов ряд ступеней-инициаций, предполагавших прохождение испытаний для достижения эзотерических знаний и особых состояний сознания через осознание временности бытия и обретения высокой нравственности во имя освобождения от бренной материальной природы.

Особо хочется выделить пифагорейскую школу, основанную Пифагором в италийском городе Кротоне в шестом веке до нашей эры, в которой происходил очень тщательный отбор учеников, в котором была внутренняя и внешняя сторона.

Внешняя предполагала суровые экзамены:

  • воздержание от пищи;
  • задержка дыхания под водой;
  • восьмидесятикилометровый бег.

Внутренняя сторона экзаменов заключалась в открытии у кандидата определенных черт и качеств характера, таких как:

  • честность;
  • праведность;
  • любовь к окружающему миру.

Если испытуемый успешно проходил экзамены, он допускался к дальнейшим испытаниям, продолжавшимся в течение следующих пяти лет.

На протяжении всех этих лет новообращенный не должен был говорить (ибо многословие плодит ложь), должен был искупаться в кипящей воде, пройти испытание огнем и каленым железом, выдержать проверки на сострадание и добродетель, проявить стойкость в отношении сексуальных желаний.

Начиная с ранних христианских общин через эпоху средневековья и до наших дней, где на новом жизненном этапе новообращенный постепенно входил в новый образ, он менял привычный мирской стиль жизни на новый, который заключался в изменении окружения, поведения, манеры одеваться, либо монашеском постриге, приготовлении стать на путь Господнего служения.

Современное положение

Данное понятие в современном христианстве так же, как и раньше, характеризует приобщение новичков к церковной жизни. Но существует поправка на множественность современных религиозных конфессий, соотнесенную с единицей площади того пространства, в котором они существуют, а также на большее количество и разнообразие соблазнов, встающих между Богом и людьми.

Это особый период первой духовной любви, духовных радостей, но при этом, — и подводных камней. В этом, как и в любом другом явлении жизни имеет место человеческий фактор. Другими словами, — каждый приходит к вере с набором индивидуальных обретенных качеств и черт характера, с личными мотивами, сформированными предшествующим образом жизни. И все же, есть нечто общее в нем для каждого новообращенного.

Вот эти качества:

  • пребывание в состоянии эйфории, а не веры;
  • преувеличение собственных сил;
  • максимализм;
  • желание всех спасать;
  • нетерпимость к иным духовным позициям и взглядам;
  • строгое отношение к себе, граничащее с фанатичным желанием перенять образ жизни христианских подвижников и святых отцов.

Если попытаться завязать разговор с молодым новообращенным в любой христианской конфессии на религиозную тематику, можно увидеть воинственную, иногда даже агрессивную позицию по отношению к иным духовным течениям, сильно отличающимся в методах следования к Богу от взглядов, которые так рьяно отстаивает новичок. Он искренне и наивно верит в свою абсолютную правоту, готовый поучать и обличать, хотя сам еще находится в возрасте духовного младенчества.

Каждому – индивидуальный подход

Власти Северного Кавказа выражают
беспокойство в связи с тем, что число новообращенных в
регионе стремительно растет. Такое заявление сделал на
днях полпред президента в СКФО Александр Матовников.
Полпред пояснил, что не видит ничего плохого в том, что
жители региона принимают какую-либо веру, однако,
властям необходимо понимать, для чего они это делают –
истинны ли их религиозные чувства.

В свою очередь начальник главка МВД по
Северо-Кавказскому федеральному округу Сергей Бачурин
отметил, что некоторые проблемы, касающиеся
радикализации общества и преимущественно молодежи,
действительно существуют и требуют решения. По его
словам, наибольшее беспокойство вызывают как раз люди,
поменявшие свои религиозные взгляды. Он уточнил, что
новообращенные являются наиболее мотивированными и
зачастую фанатично настроенными сторонниками
экстремистских и террористических идеологий.

Начальник полицейского главка также
отметил, что только за первое полугодие текущего года в
регионе было зафиксировано 1058 неофитов. Это достаточно
большая группа людей, поэтому они не должны быть
безразличны местным властям и правоохранителям.

В правительстве Ставропольского края
считают, что неофиты действительно нуждаются во внимании
со стороны органов государственной власти и местного
самоуправления. Власти должны вовремя оказать человеку
поддержку, помочь ему адаптироваться в социальной среде
и не допустить попадания под влияние радикальных идей.

Сотрудниками органов местного
самоуправления проводится адресная профилактическая
работа в отношении неофитов, если для этого есть
причины.

– К каждому конкретному случаю необходим
индивидуальный подход, – говорит председатель комитета
Ставропольского края по делам национальностей и
казачества Александр Писаренко. – Очень важным является
понимание мотивации человека, решившего сменить веру.
Если данное решение принято человеком осознанно,
добровольно, без внешнего воздействия и давления, то,
как правило, в проведении адресной профилактики нет
необходимости. Если семья благополучная,
социализированная, члены семьи не склонны к радикальным
идеям и не имеют проблем с законом, профилактическая
работа не проводится.

Председатель комитета считает, что
лицам, сменившим веру, не следует избегать общения с
представителями государства, ведь их усилия всегда
направлены только на то, чтобы помочь человеку, не
допустить его вступления в ряды экстремистов.

Московский комсомолец — 27.11.2018.

Синдром неофита

Неофитство в православии — это своеобразная болезнь новичков, которая получила название «синдром неофита».

Что собой представляет

Данный синдром характеризуется излишним рвением, чрезмерной импульсивностью, наблюдаемой у новообращенных. Большей частью — это люди, впадающие в крайности, имеющие весьма поверхностное представление о личной ответственности и считающие себя полагающимися на волю Божью.

Подобный сверхгорячий новичок из-за недостатка жизненного опыта, мудрости и гибкости сознания клеймит направо и налево тех, кто мыслит иначе, а своих ближних, более теплых собратьев по вере обвиняет чуть ли не в отступничестве. Такие неумеренно восторженные христиане способны нанести серьезный вред, в первую очередь — себе.

Эти юные неокрепшие ростки с неукоренившейся корневой системой часто претендуют на роль огромного дуба с мудростью столетий. В результате любой более или менее сильный ветерок нагибает их к земле, а под напором серьезной стихии они покидают место своей изначальной высадки и блуждают, подобно перекати-поле к иным, по их мнению, — более благодатным землям.

От чего возникает

В этом явлении есть изначальный положительный момент, ибо в своем стремлении познать Бога новичок действует, прибегая к помощи церкви. И хорошо, если в ее лице помощь придет со стороны опытного духовного наставника.

У младохристианина появляются:

  • горячая вера;
  • стремление творить добро;
  • свойственный возрасту максимализм;
  • ревность по вере.

Но эти позитивные качества в нем еще младенческие, нуждающиеся в осмыслении и развитии, требующие корректировки и окультуривания. И благо, если этот труд — совместное творчество неофитствующего и его духовника. В противном случае может произойти «застревание» в возрасте духовного младенчества с недетскими амбициями со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Глубинно же, этот синдром православного неофитства берет начало в неординарной социально-политической ситуации, которую переживает наша страна и имеет непосредственную связь с прошлым.

Духовный семидесятилетний вакуум атеизма был заполнен сверхнормативной религиозностью, где упор был сделан не на качество посетителей прихода, а на количество, с дальнейшей популяризацией и навязыванием церковными иерархами — культа православия с проявлением оттенка коммерциализации. Это привело к искажениям и уходу от чистоты православной веры. Религия иконок и церковных ларьков, идущая по миру с протянутой рукой, попыталась заменить веру чистой глубины и в целом потерпела фиаско.

Младохристиане, пресытившись первой духовной любовью, начинают усматривать прорехи и изъяны в церковной среде. Вследствие этого они с присущей им рьяностью создают православные клубы за пределами церкви, наполняя их своим неокрепшим пониманием христианской правды, ослабляя и без того расшатанные опоры русской православной церкви.

Из этого синдрома может возникнуть и другое явление — прозелитизм, когда некто, разуверившийся в прежних духовных ценностях, меняет свою веру и переходит в иную конфессию, иногда начиная вести боевые действия с бывшими единоверцами.

Опасность синдрома

Эта духовная болезнь таит в себе опасности большие и маленькие, скрытые и публичные.

Вот некоторые из них:

  • отсутствие смирения, что мешает трезво разглядеть реальность текущего момента;
  • нетерпимость к чужим мнениям и навязывание своего, что отталкивает не только незнакомых, но и близких людей;
  • состояние хронического конфликта с социумом;
  • невыдерживание испытания временем, попадание под влияние лидеров околорелигиозных сообществ.

Известно немало примеров, когда молодые люди, поддавшись влиянию лидеров новых христианских течений и сект, лишались материальных ценностей, средств к существованию, разрушали свои семьи.

Другим печальным примером попавших под влияние являются мусульманские новообращенные, порой из числа русского населения, которые принимали участие в громких террористических актах. Они — весьма ценный материал для экстремистов всех мастей, поскольку особо не выделяются среди мирного населения, но при этом обладают необходимыми для террориста качествами, такими как решительность, агрессивность, фанатизм.

Работа с молодежью должна осуществляться без социально-политических нагрузок

Ее внимание необходимо привлечь последовательным неагрессивным рассказом о Церкви без желания чему-то противодействовать либо осуждать иные взгляды и позиции. Ведь подсознанием и душой воспринимается информация не через слова, а посредством считывания внутренней убежденности рассказчика

Что такое синдром неофита

Синдромом неофита или неофитства в теории религии называют излишнее рвение, импульсивность, которое наблюдают именно у новообращенных последователей. Это в какой-то мере психическое расстройство радикалов, которые, обретя другой смысл жизни, готовы ради него пожертвовать всем, что у них есть — имуществом, семьей, благополучием, любимой прежде деятельностью, интересами и даже собственной жизнью.

Такой неофит — это человек, считающий, что именно ему открылся смысл религиозного учения, что именно он обязан пролить свет знания на более размеренных и спокойных последователей веры или культа. Однако это ему, в отличие от мирных верующих, не хватает опыта, знаний, гибкости ума, которые помогают в полной мере постичь учение, догму.

Данный неофит — это прежде всего максималист, впадающий в крайность. Сегодня такие люди жертвуют огромные суммы нищим, нуждающимся, являются образцами меценатства, а завтра «сжигают» силой своей ненависти и агрессии всех, кто в чем-то не согласен с их взглядами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector