Структура церкви: вселенская церковь

Споры

Несмотря на то, что титулование «Вселенский» зафиксировано в ряде международно-правовых актов (в частности, в Лозаннском договоре (1923)), правительство Турецкой Республики не признаёт за Константинопольским патриархом титула «Вселенский» и признаёт только его статус как главы православной общины Турции.

В июле 2008 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге единогласно вынес решение, которым признал юридический статус Константинопольского патриархата и осудил правительство Турции за незаконное присвоение приюта на острове Бююкада (один из девяти Принцевых островов в Мраморном море), тем самым удовлетворив апелляцию Константинопольского патриархата, впервые обратившегося с иском о защите своих имущественных прав в европейские судебные инстанции.

В конце января 2010 года Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию № 1704 «Свобода религиозных и других человеческих прав немусульманского меньшинства в Турции и мусульманского меньшинства во Фракии (Восточная Греция)», которая призывает, среди прочего, власти Турции уважать право Патриарха включать в свой титул определение «Вселенский», а также признать за ним право юридического лица; документ называет институт «Вселенским православным патриархатом в Стамбуле» (the Ecumenical Orthodox Patriarchate in Istanbul).

Использованные материалы

  • «Церковь Богородицы Фара», Попов И. Н., «БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ», Православная энциклопедия, т. 5, 671-677:

  • Лидов А. М., «О константинопольском прототипе царского храма», Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры. Материалы и исследования, вып. XIX, М., 2008, 7-42:

  • Лидов А. М., «Реликвии Константинополя Нерукотворные образы в Византии», Реликвии в Византии и Древней Руси: письменные источники, М., Прогресс-Традиция, 2006, 167-173:

  • «Храм Богоматери Фаросской (храм Богородицы при маяке; храм Владычицы Икокиры)», Византийский словарь: в 2 тт., СПб.: Амфора, ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, 472-473:

  Византийские историки сообщают: «Михаил велел сделать из саркофага Константина парапеты для церкви Богоматери Фаросской, которую он построил».

  Николай Месарит, «Декалог о реликвиях Страстей, хранящихся в церкви Богоматери Фаросской» , Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира , М., 2000, 127-131.

  См. ст. «Constantinople in Latin period» в Энциклопедии эллинского мира,

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

Роль в православном епископстве

Вселенский патриарх играет уникальную роль среди православных епископов, хотя и неоднозначно. Он является primus inter pares («первый среди равных»), так как он старший среди всех православных епископов. Это первенство, выражаемое в канонической литературе как presbeia («прерогативы», буквально «старшинства»), дает вселенскому патриарху право председательствовать на всеправославных соборах .

Кроме того, каноническая литература Православной церкви предоставляет вселенскому патриарху право рассматривать апелляции в случае спора между епископами. Однако вопрос о том, ограничиваются ли эти канонические права только его собственным патриархатом или являются универсальными для всей Православной церкви, является предметом споров, особенно между Вселенским патриархатом и Русской православной церковью .

Исторически сложилось так, что вселенский патриарх слышал такие призывы и иногда был приглашен вмешаться в споры и трудности других церквей. Еще в 4 веке Константинополь сыграл важную роль в смещении нескольких епископов за пределами его традиционной юрисдикции. Это происходит и сегодня, когда в 2006 году патриархат был приглашен помочь в объявлении архиепископа Кипрской церкви недееспособным из-за болезни Альцгеймера . Кроме того, в 2005 годе Константинопольский Патриархат созван всеправославный Синод , чтобы выразить православного мир подтверждения отложения Патриарха Иринея в Иерусалиме . В 2006 году патриархат был приглашен для слушания апелляции русского православного епископа в Соединенном Королевстве в споре с его настоятелем в Москве, хотя последний отклонил и результат этой апелляции, и право на ее подачу.

Вселенский патриарх не имеет прямой юрисдикции за пределами Константинопольского патриархата, предоставленного ему в православной канонической литературе, но его основная функция в отношении всей Православной церкви — это регулирование отношений между автокефальными и автономными церквями. То есть его основная роль заключается в продвижении и поддержании единства Церкви.

Эта уникальная роль часто предполагает, что вселенский патриарх в некоторых источниках упоминается как «духовный лидер» Православной церкви, хотя это не официальный титул патриарха, и он обычно не используется в научных источниках о патриархате. Такое название приемлемо, если оно относится к этой уникальной роли, но иногда приводит к ошибочному мнению, что эта должность, таким образом, эквивалентна православному папе. Однако нет православного понятия, эквивалентного папству: православные церкви действуют в синодической системе, в соответствии с которой церковные вопросы решаются компетентным синодом епископов, в котором каждый епископ имеет один голос. Пять патриархов древней пентархии (Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим в указанном порядке) должны получить высшие чести, но не имеют никакой реальной власти над другими епископами, кроме власти синода, который они возглавляют ( и в котором они также обладают одним голосом).

В 2007 году патриарх одобрил Равеннский документ , католико-православный документ, подтверждающий, что епископ Рима действительно является прото («первым») Церкви, как в словах «первый среди равных», а не верховный, хотя в будущем должны быть проведены дискуссии о конкретных экклезиологических упражнениях папского первенства. Согласно Люмену Джентиуму , патриарх является законно посвященным епископом в римской экклезиологии, и существует просто несовершенное церковное общение между Константинополем и Римом, которое, тем не менее, существует и которое может быть улучшено в какой-то момент истории.

Вселенская церковь (Церковь Христова)

Существование Христовой Церкви как некоторого ноуменального принципа не является всеобщей очевидностью; поэтому от христианина требуется вера в неё. Об этом прямо говорит Никео-Цареградский Символ веры: «Верую во Единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую церковь», признаваемый в исторических церквях и большинстве протестантских конфессий.

В Новом Завете содержится ряд образов, раскрывающих христианское понимание Церкви и её роли:

  • образ виноградника (Мф. ; Лк. );
  • образ виноградной лозы и её ветвей (Ин. );
  • образ пастыря и стада (Ин. );
  • образ рыболовного невода (Мф. , );
  • образ засеянного поля (Мф. );
  • образ строящегося здания (Еф. );
  • образ дома (1Тим. ; Евр. );
  • образ брачного союза (Еф. );
  • образ невесты Христовой (Еф. ; 2Кор. );
  • образ града Божия (Евр. );
  • образ матери верующих (Гал. );
  • образ главы и тела (Еф. , ).

Все эти образы раскрывают разные стороны одного явления — всемирного объединения верующих, прошедшего сквозь века и связанного центральной идеей, о которой говорится в Библии, имеющего свою историю и перспективу.

Монашество:

Сергей Михеев

О качестве аргументации в меморандуме двух Синодальных комиссий ЭПЦ в пользу признания «украинской автокефалии»

/Исследования

Cвященник Александр Мазырин

В чем заблуждается Патриарх Варфоломей. О сути, причинах и путях преодоления современного кризиса межцерковных отношений

/Исследования

Священник Михаил Желтов

Историко-канонические основания единства Русской Церкви

/Исследования

Протоиерей Андрей Новиков

Апофеоз восточного папизма

/Исследования

Священник Александр Мазырин

Константинопольская Патриархия и обновленческий раскол

/Исследования

Сергей Платонов

Монастыри в СССР: экономическое и юридическое положение 1943-1953 годов

/Исследования

Собрание святынь храма

«».

  • Терновый венец
  • Гвоздь Распятия
  • Ошейник Христа
  • Гробные пелены
  • Лентион — полотенце, которым Христос вытер ноги апостолам
  • Копие
  • Багряница
  • Трость
  • Сандалии Господни
  • Камень от Гроба

Помимо десяти реликвий Страстей Месарит сообщает что в храме сохранялись два важнейших Нерукотворных образах Христа, на плате и черепице:

  • Мандилион — нерукотворный образ на плате
  • Керамион — нерукотворный образ на черепице

Всего в привдорном Фаросском храме было сосредоточено более 20 наиболее значимых христианских реликвий, в том числе части Святого Креста. Все святыни, за исключением Мандилиона и Святого Чрепия, подвешенных в реликвариях на серебряных цепях в арках подкупольного пространства, хранились в южном пределе в специальном прозрачном хранилище-витрине из ценных пород дерева и полированных пластин горного хрусталя.

История ранних веков

(Архиепископство) Константинопольское имеет непрерывную историю с момента основания города Константином Великим в 330 году нашей эры . После того, как Константин Великий расширил Византию, сделав ее второй столицей в 330 году, было сочтено целесообразным, чтобы ее епископ, когда-то являвшийся суфражистом экзарха Фракии и Македонии, митрополит Гераклейский , был возведен в архиепископство. В течение многих десятилетий главы Римской церкви выступали против этого стремления не потому, что кто-то думал оспаривать их первое место, а потому, что они защищали «Петровский принцип», по которому все Патриархаты произошли от Святого Петра и не желали нарушать старый порядок. в иерархии по политическим причинам.

Тронный зал Константинопольского Патриархата. Евангелие восседает на возвышении ; патриарх восседает на нижнем престоле впереди.

В 381 году Первый Константинопольский собор объявил, что «епископ Константинополя будет иметь первенство чести после епископа Рима, потому что это Новый Рим» (канон III). Престиж офиса продолжал расти не только из-за очевидного покровительства византийского императора, но и из-за его огромного географического значения.

Халкидонский в 451 установлен Константинополе как патриархии с церковной юрисдикцией над Малой Азией (епархии Asiane и Понт) и Фракия , а также за варварскими территории, неконвертированные земли за пределами определенной территории Западного Патриархата (Старый Рим ) и три других патриархата, Александрия, Антиохия и Иерусалим, предоставили ему экстерриториальную апелляционную юрисдикцию над решениями других патриархов по каноническому праву и предоставили ему почести, равные почестям, принадлежащим первому христианскому престолу, Риму, с точки зрения первенства, однако Рим сохранил за собой его старшинство (канон XXVIII). Лев I отказался принять этот канон, ссылаясь на то, что он был создан в отсутствие его легатов . В VI веке официальным титулом стал «архиепископ Константинопольский, Нового Рима и вселенский патриарх».

Нынешним патриархом (с 1991 года) является Варфоломей I, который стал более известен, чем любой из его предшественников в наше время, благодаря своим многочисленным пастырским и другим визитам в многочисленные страны на пяти континентах и ​​созданию постоянного бюро при церкви. Штаб-квартира ЕС, в дополнение к укреплению давно созданного Патриаршего центра в Прени-Шамбези , Швейцария , а также его экологические занятия, которые принесли ему прозвище «Зеленый Патриарх».

Этимология

В русском языке, как в большинстве славянских языков, термин «церковь» восходит к греческому прилагательному Κυριακόν, «Господне» (принадлежащее Господу), от которого также происходит название церкви в германских языках. Согласно Фасмеру, прежде чем попасть в славянские языки, слово прошло через языки германские. Однако в греческой христианской традиции, включая новозаветную и святоотеческую, церковь обозначается словом греч. Ἐκκλησία (экклесия), «собрание» (перевод на греческий др.-евр. קהל «собрание» из Писания), непосредственно к которому восходит название церкви на латыни, у большинства народов романской языковой группы, валлийцев, армян, грузин, а также у турок и арабов.

От слова Ἐκκλησία также происходит название экклезиологии — раздела христианского богословия, освещающего вопросы, связанные с церковью.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

Мировое православие объединяет 250-300 млн православных христиан по всему миру. Однако точных цифр не назовет никто. Структура православной церкви очень отличается от католической. Католическая церковь – как большая пирамида, на верхушке которой находится епископ, и он – безоговорочный глава. Православная церковь состоит из 15 таких, равных на первый взгляд, пирамид – автокефальных церквей.

«Если попасть в Гизу или Мексику, то там на одной территории могут стоять несколько пирамид. Все они одной высоты – формально. Но, как и в Гизе или Мексике, некоторые пирамиды построены раньше. Так и с православными церквями», – объяснил Говорун.

В первом тысячелетии самыми влиятельными были Римская (до раскола), Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская церкви. И только в средние века к ним начали присоединяться славянские патриархаты. Все они были частью Константинополя. «Вселенский патриархат играл очень важную роль, – отмечает Говорун. – Хотя он и был равным среди других, все-таки он был первым. Из ближайшей к этому устройству политической модели можно назвать Британское Содружество. Там тоже формально признают политическую роль британской королевы как лидера содружества, но она не вмешивается во внутренние дела государств».

«Первенство чести» вселенского патриарха Константинополя в православном мире признают практически все поместные церкви – до недавних пор включая РПЦ. «Сейчас это больше дань традициям. Конечно, за патриархом Варфоломеем не стоит огромное количество парафий. И это очень раздражает РПЦ. Они считают, что если у них самая крупная церковь, то они и должны диктовать условия», – отметил Горевой.

Патриарх Варфоломей «первый по чести», но не может навязать свое решение другим. «Должно быть согласие церкви, – говорит архимандрит. – Константинополь не может ни одну церковь принудить к чему-то. Он может только убедить. Или поощрить».

Инфографика – Алина Подлесная/LIGA.net

Внутри Вселенского патриархата у предстоятеля гораздо больше влияния. Но и тут оно небезгранично. Позиция патриарха Варфоломея чем-то напоминает светскую должность президента. А синод из митрополитов – Верховную Раду. Он собирается ежемесячно, а каждые полгода – переизбирается. «Нет такого, как в РПЦ, что синод постоянный и годами прикормлен, – объясняет Горевой. – Тут действительно есть элементы церковной игры».

В решении сложных вопросов Варфоломей часто обращается к советникам и экспертам. «Все они очень хорошо образованы, – уточняет Говорун. – Его круг общения очень разнообразен. Он не сидит в теплой ванне, в которую (условно) руководитель офиса заносит ему информацию и формирует взгляды. Он получает разные точки зрения».

Константинополь уже предоставил – до Украины – автономию еще девяти поместным церквям. Сегодня некоторые в корыстных целях отрицают это факт. Какое безрассудство – патриарх Варфоломей

Но все же есть в структуре Вселенского патриархата несколько людей, которые могут влиять на Варфоломея. К его ближайшему окружению относятся: помощник и главное доверенное лицо – митрополит Варфоломей Самарас; влиятельный иерарх Константинополя, митрополит гальский Эммануил Адамакис; американский архиепископ Элпидофор Ламбриниадис.

«Два сильных лидера – Эммануил Гальский и архиепископ Элпидофор в США. Один из них, возможно, в будущем займет престол патриарха», – не исключает Горевой.

Эммануил занимается новой церковной политикой и решает все вопросы, связанные с межцерковными каноническими делами. Он отвечал за всеправославный собор и украинскую автокефалию, участвовал в переговорах по Македонской церкви.

«А Элпидофор – это ястреб, он выстраивает отношения с США. С победой Байдена это сотрудничество усилится. Оно заключается в том, чтобы снизить роль РПЦ во влиянии на другие церкви. Для США церковь Кирилла – это инструмент Кремля», – считает Горевой.

Именно их электронную почту пытались атаковать российские хакеры из группировки Fancy Bear. В 2018 году Associated Press писала, что взломщики рассчитывали получить доступ к перепискам окружения Варфоломея (сам патриарх почтой не пользуется), и это было связано с подготовкой томоса для ПЦУ.

Структура и епархии

Имеет сложную административно-каноническую структуру на всех обитаемых континентах Земли, исключая Африку, которая полностью находится в юрисдикции Александрийского патриархата; включает шесть архиепархий, восемь Церквей и 18 митрополий, каждая из которых подчиняется непосредственно Вселенскому патриарху.

Кроме того, три из шести архиепархий имеют в своём составе митрополии — всего 17.

Две Церкви в составе патриархата имеют статус автономий: Финляндская и Эстонская. Критская архиепископия имеет статус полуавтономной церкви.

В Турции

На территории Турецкой Республики в настоящее время имеется десять епархий:

  1. Константинопольская архиепископия, возглавляемая патриархом: Стамбул и окрестности;
  2. Адрианопольская митрополия: район Эдирне
  3. Халкидонская митрополия: азиатская часть Турции
  4. Имврская и Тенедская митрополия: острова Имврос и Тенедос
  5. Принкипонисская митрополия: Принцевы острова
  6. Деркская митрополия
  7. Писидийская митрополия
  8. Прусская митрополия
  9. Смирнская митрополия
  10. Силиврийская митрополия

В Америке

В 1921 году, была создана единая греческая архиепископия Северной и Южной Америки под юрисдикцией Элладской церкви, которая в следующем году была переведена в состав Константинопольской церкви. В 1996 году из её состава вывели митрополии: Канады (Торонтская), Мексики и Центральной Америки (Мехико), Южной Америки (Буэнос-Айрес). Таким образом, в составе Американской архиепископии остались только приходы в США.

Кроме того, в прямом подчинении Патриархата в Северной Америке пребывают:

  • Албанская православная епархия в Америке
  • Американская карпаторосская православная епархия учреждена в 1938 году.
  • Украинская православная церковь в Канаде: украинские приходы в Канаде, принятые в юрисдикцию Вселенского престола в 1990 году от неканонического украинского автокефализма;
  • Украинская православная церковь в США принята в юрисдикцию Константинопольского патриархата 12 марта 1995 года, в ноябре 1996 года объединилась с УПЦ в Америке;

Западноевропейский экзархат русской традиции

Учреждён 17 февраля 1931 года патриархом Фотием II грамотою митрополиту Евлогию (Георгиевскому), на основании которой русские православные церкви в Европе во главе с управляющим ими митрополитом Евлогием были приняты в юрисдикцию Константинопольского патриарха с преобразованием во временный экзархат. Экзархат объединял православных христиан различного этно-культурного происхождения в нескольких странах Европы, главным образом во Франции, существуя параллельно греческой Галльской митрополии и в юрисдикции Константинопольского патриархата в Европе. Был упразднён в 2018 году.

«Соломон, я превзошел тебя!»

Собор Святой Софии построен во времена правления известного византийского императора Юстиниана, пришедшего к власти в 527 году. Деятельный и целеустремленный правитель создал могучую Византийскую империю: ввел новые законы, расширил территории, построил великолепные дворцы и храмы.

Гордый император решил возвести собор, который затмил бы своим величием храм царя Соломона в Иерусалиме. Чести построить жемчужину Византии удостоились архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета, которые были не просто строители, а выдающиеся ученые-инженеры, прославившиеся скрупулезным знанием математики и физики.

Пять лет (532-537) под руководством архитекторов 10 000 рабочих возводили Айя-Софию – символ Константинополя. Сооруженный из кирпича храм отделывали золотом, серебром, поделочным камнем, жемчугом, слоновой костью и драгоценными камнями. Ради возведения чуда Константинополя трудилась вся страна. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи.

Невиданное великолепие храма поражало народную фантазию, так что сложились легенды, будто в сооружении собора участвовали небесные силы. Войдя в построенный храм, Юстиниан, восхищенный великолепием, упав на колени, воскликнул: «Соломон! Я превзошел тебя!»

Примечания

  1. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Статья «церковь»
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 мая 2013.
  3. Church // The New Shorter Oxford English Dictionary (англ.)русск. (англ.) / Lesley Brown. — Оксфорд: Oxford University Press, 1993. — ISBN 0-19-861134-X. «8. A non-Christian society or movement regarded as a religion or as having the social, ethical or spiritual qualities of a religion. Example: Church of Scientology»
  4. Зеленов Л. А., Владимиров А. А., Щуров В. А. История и философия науки : учебное пособие. — Флинта : Наука, 2008. — 456 с. — ISBN 978-5-9765-0257-4
  5. «An extension has taken place in recognized usage in accordance with which men speak of the Buddhist or the Jewish Church, meaning the whole body of believers in Buddhist or Jewish teaching.»
  6. ↑ . Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык». «Грамота.ру». Дата обращения: 22 мая 2020.
  7. Валгина Н. С., Еськова Н. А., Иванова О. Е., Кузьмина С. М., Лопатин В. В., Чельцова Л. К. // Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Лопатин В. В.. — М.: АСТ, 2009. — 432 с. — ISBN 978-5-462-00930-3. — ISBN 978-5-699-18553-5.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 мая 2015.
  9. патр. Сергий (Страгородский). Значение апостольского преемства в инославии
  10. Архиепископ Магакия (Орманян). Армянская Церковь / Епископ Езрас Нерсисян. — Издано тиражом 10 000 экземпляров в раках альманах «Великая Армения». — Финляндия: Арман Джилавян, Армен Джилавян, 2006. — С. 105-107. — 208 с.

Публикации:

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний

Соборный разум Церкви должен дать оценку действиям Патриарха Варфоломея

/Интервью

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

Автокефалия должна быть плодом единства Церкви, а не следствием ее разделения

/Интервью

Митрополит Китирский Серафим

Об украинской «автокефалии»

/Статьи

Митрополит Волоколамский Иларион

Каким должно быть оружие журналиста в информационной войне против христианства?

/Статьи

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

«Мы столкнулись с попыткой навязать Православной Церкви новую экклезиологию»

/Интервью

Архимандрит Лазарь (Терещенко)

Монастырь в медийном пространстве, или Для чего монахам информационная служба

/Интервью

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний

Соборный разум Церкви должен дать оценку действиям Патриарха Варфоломея

/Интервью

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

Автокефалия должна быть плодом единства Церкви, а не следствием ее разделения

/Интервью

Митрополит Китирский Серафим

Об украинской «автокефалии»

/Статьи

Митрополит Волоколамский Иларион

Каким должно быть оружие журналиста в информационной войне против христианства?

/Статьи

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

«Мы столкнулись с попыткой навязать Православной Церкви новую экклезиологию»

/Интервью

Архимандрит Лазарь (Терещенко)

Монастырь в медийном пространстве, или Для чего монахам информационная служба

/Интервью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector