Значение слова «зло»

Как победить зло внутри себя?

Как победить зло в себе и нужно ли себя упрекать, ненавидеть, ограничивать? Нужно понимать, что такое зло и с чего оно берет начало. Чем больше человек ставит себе запреты, тем больше увеличивается гнев и ярость. Создается психологический комплекс в ненависти к себе, мешающий нормально жить, радоваться и развиваться. Это приводит к разрушению. Еще на начальном этапе нужно очищать себя от негатива: осознавать и разрешать пороки, но не запрещать.

Что делать если чувствуешь злость?

Что делать если внутри злость:

  1. Проанализировать ситуацию и неадекватное поведение.
  2. Сосредоточиться на эмоциях и чувствах, представить образ негатива (камень, бомба), цвет, форму.
  3. Перед собой мысленно поместить образ.
  4. Пофантазировать: пропустить образ через воображаемый фильтр, увидеть на выходе «чистую» энергию;
  5. Вернуться к ситуации, связанной с озлоблением. Еще раз представить свое поведение, сделать выводы. Этот метод, как победить зло, используйте при каждой вспышки ярости.

В словаре Даля

ср. худое, лихое, худо, лихо; противопол. добро. Духовное начало
двояко: умственное и нравственное; первое относится к истине, а
противоположно ко лжи; второе к добру (благу) и к худу, ко злу. Всякое
зло противно божескому порядку. В отвлеченном виде, зло олицетворяется
духом тьмы. Сделать что на зло другому, в досаду, в противность, в
обиду. Зло злом губится. Не плати злом за зло. Мн. ч. употребл. в род.
падеже. Избавь нас от зол и напастей. Зло нареч. (от прилаг. злой), со
злостью, злобно. Он зло обращается с людьми. Иногда в знач. церк. зле,
люто, тяжко, жестоко, посредством или ради зла. | Влад. усердно, о
работе. Злой, желающий, причиняющий зло другим; вредный, пагубный. О
человеке: у кого душа обратилась ко злу, противник всякого блага, добра,
порочный, нечестивый: кто жесток, тешась страданьями других. О животном:
лютый, опасный. Иногда злой означает высшую степень подразумеваемого
свойства. Злой работник, пск. калужск. старательный, ретивый, способный,
ловкий; | острый, насмешливый, охотник острить. Нам добро, никому зло —
то законное житье! Дружбу помни, а зло забывай. Зла за зло не воздавай.
На зло да наперекор. да людям в укорит. На зло молящего Бог не слушает,
т. е. кто молит о мести. Зло злым исполнить. Лучше смерть, нежели зол
живот. Из двух зол выбирай меньшее. Во зле жить — по миру ходить. Мир во
зле (во лжи) лежит. Злее зла татарская есть»>честь! почет в Орде? Кумыс? Наш
Козьма все бьет со зла (бьет с козла). Девушки хороши, красные пригожи,
да отколь же злые жены берутся? Злая жена — поборница греху. Злая жена —
злее зла. Всех злее злых злая жена. Злая жена — мирской мятеж. От злой
жены не уйдешь. От злой жены одна смерть спасает, да постриженье. Лучше
хлеб есть с водою, чем жить со злою женою. Злой не верит, что есть
добрые люди. Молись, а злых дел берегись. Не пожелаю и злому татарину,
так худо. Злее злого татарина. И доброе слово не уймет злого. Злой с
лукавым водились, да оба в яму ввалились. Ни злому кары, ни доброму
хвалы, неурядица. Добром, так вспомни, а злом, так полно! говорят
икнувши. Что ты так зла, аль давно на медведских дубах не была? у
Мещовска, калужск. губ. при селе Медвежках, два сухих дуба, где, по
преданью, собираются ведьмы. Злая ж. злая часть, година; зло, лихо,
беда, несчастье. Его злая постигла. Зловка ж. злая женщина. Золовка
зловка. Злая корча, болезнь, происходящая от употребления в пищу хлеба
со спорыньей. (Наумов).

Использованные материалы

  • Помазанский, Михаил, протопр., Православное Догматическое Богословие, главы вступительные к отделу «О Боге — Спасителе мира»:

  • Слободской, Серафим, прот., Закон Божий, часть 3, «Беседа о грехопадении»:

  • Березин, И. Н., Русский энциклопедический словарь.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь. Изд. Сойкина, репринт 1992 года.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • International Standard Bible Encyclopedia

  Протопр. Михаил Помазанский говорит о наделении первозданных людей этими тремя качествами. Об ангелах он пишет как о имеющих «разум, волю, знание». О том что им присуща и любовь можно привести слова святителя Николая (Велимировича): «Кого любит Христос, того также и ангелы Его любят. Он любил детей, и приказал Своим ангелам быть их хранителями. … По этой причине ангелы любят и защищают детей.» См. St. Nikolai (Velimirovic), «Angels: Our Elder Brethren», An Offering of the writings of St. Nikolai Velimirovic. The Lord’s Prayer – A Devout Interpretation & Three Lessons of the Orthodox Faith, Safford, AZ: St. Paisius Orthodox Monastery, 2001, 83-84.

  Цит. по Помазанский, Михаил, протопр., Православное Догматическое Богословие, главы вступительные к отделу «О Боге — Спасителе мира»: 3. Грехопадение людей,

  Свт. Кирилл Александрийский, «О вочеловечении Господа»

Методы возврата причиненного зла

Отправить в преисподнюю иногда хочется начальника или коллегу, соперницу или конкурента, соседку или случайного человека. Каждый может оказаться колдуном. В 21 веке сундук Пандоры открыт. Обучиться магическим навыкам несложно

Именно поэтому так важно наказать ведьму сразу, не откладывая. Присосавшаяся сущность, пущенная в вашу сторону колдуньей, ждать не станет

Набедокурит так, пока доберетесь до рун или зеркала, что мало не покажется.

Техники незамедлительного ответного удара делятся на две больших группы:

  1. Прощение. Великолепная методика, основанная на мудрости, взрослости мировоззрения. Работает исключительно верно, но не быстро.
  2. Боевая магия. Базируется на технике насильственного возврата назад негативного намерения. Очень сильная и скоростная. Но нуждается в умении концентрироваться.

Святые о зле и грехе

Прав. Иоанн Кронштадтский

Почему Бог допустил падение человека, Своего любезного создания и венца всех тварей земных? На этот вопрос надо отвечать так: что если бы не допускать человека до падения, то его не надобно было создавать по образу и подобию Божию, не давать ему свободной воли, которая есть неотъемлемая черта образа Божия, а подчинить его закону необходимости, подобно бездушным тварям — небу, солнцу, звездам, земному кругу и всем стихиям, или подобно бессловесным животным; но тогда на земле не было бы царя земных тварей, разумного песнословца Божией благости, премудрости, творческого всемогущества и промышления; тогда человек не мог бы ничем доказать своей верности и преданности Творцу, своей самоотверженной любви; тогда не было бы подвигов борьбы, заслуг и нетленных венцов за победу, не было бы блаженства вечного, которое есть награда за верность и преданность Богу и вечное упокоение после трудов и подвигов земного странствования .

Свт. Кирилл Александрийский

«(человек) получив в удел себе изнурительный пост и скорби, был предан, как бы некоторой узде, болезням, злостраданиям и другим горестям жизни. За то, что не удержался благоразумно в свободной от трудов и печалей жизни, он предается злополучиям, дабы страданиями уврачевал в себе болезнь, постигшую его среди блаженства. … Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Поелику Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поелику преступник подпал сему наказанию, – то и устроят так, что самое наказание служит ко спасению. Ибо смерть разрушает эту животную нашу природу и, таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой — избавляет человека от болезней, освобождает человека от трудов, прекращает его скорби и заботы и оканчивает страдания телесные. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание» .

Зло

Зло, равносильно, как и добро являются основополагающими понятиями этики. Согласно многим религиозным доктринам, эти два понятия стояли у истоков сотворения мира. Только зло является как бы поворотной стороной добра, меньшей его частью. В религии добро – это прерогатива Бога, его могущество в творении добра неоспоримо. Напротив, зло находится в руках у Дьявола (в переводе это значит противник), который слабее Бога. Все религии мира учат, что со злом будет покончено волевым актом Бога. Все явления этого мира проходят через борьбу категорий добра и зла.

Понятие зла – это действия человека или многих людей, направленные на разрушение или игнорирование принятых в обществе моральных принципов, причинение вреда другим людям и себе, оно несет с собой нравственные страдания и ведет к разрушению личности.

Моральное зло являет собой качества противоположные тем, к чему в идеале стремится общество. Качества подкрепляются наличием соответствующих мотиваций, чувств и устремлений. Моральное зло представлено 2-мя основными категориями: враждебность и распущенность.

Враждебность – это внешняя категория, которая, как правило, имеет сильный посыл. Она направлена на достижение господства любыми методами и ведет к разрушению. В своих проявлениях враждебность опирается на самые отрицательные человеческие качества: ненависть, жестокость, агрессия, желание погубить.

Распущенность – внутреннее качество, направленное на разрушение собственной личности. К числу качеств, характеризующих распущенность, относятся: лень, трусость, неумение держать себя в руках, приоритет собственных склонностей и желаний. Распущенность разрушает личность физически и духовно и может привести к полной деградации.

Зло бывает преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное зло предполагает наличие у человека соответствующей мотивации, разработку и исполнение задач, связанных с добровольным причинением ущерба другой личности с целью ее уничтожения, подчинения своей воле, морального и физического насилия. Преднамеренное зло – категория, наиболее порицаемая в обществе, для совершающих преднамеренное зло в любом обществе существует система самых серьезных наказаний, вплоть до отнятия жизни.

Существует также непреднамеренное зло, когда оно происходит вследствие необдуманных поступков, под действием возникших неправильных мотиваций, а также, когда личность не отдает отчет в совершаемых действиях. К непреднамеренному злу, например, следует относить действия людей, имеющих психические отклонения или находящихся под действием наркотических препаратов. Человек, совершающий непреднамеренное зло, как правило, сильно раскаивается в совершенных действиях и система наказаний, в отношении его, действует мягче.

Зло, как моральная категория предполагает в человеке полное отсутствие или низкий порог совести.

Что означает это слово?

Зло – это понятие, противоположное добру, то, что разрушает саму личность, крушит судьбу, что ведет к мучениям и даже к смерти. Это причинение страданий как физических, так и моральных любым образом живому существу.

В переносном значении оно трактуется как беда, несчастье, неприятность.

Его можно также охарактеризовать как умышленно-сознательное, специальное причинение ущерба близким, родственникам и друзьям. Ключевое слово «своим», потому что зло, направленное к чужим людям, часто таковым не считается и будет иметь другие трактовки.

При этом умышленность относится к основным признакам этого порока.

Проблема добра и зла: диалектика понятий

Философия тесно связывает между собой хорошее и плохое. Добра и зла в чистом виде не существует, это всё очень относительно. В любом злом деянии есть крупица добра. А благой поступок не обходится без ложки дегтя. Они даже могут поменяться местами. Так, в Спарте было принято сбрасывать некрасивых детей со скалы, а в японских традициях считалось естественным перенести немощных стариков в «долину смерти» и обречь их на верную погибель. Современное общество такие деяния считает неприемлемым злом, сродни настоящему варварству.

Но даже в наши дни одному и тому же поступку приписываются хорошие и дурные свойства в зависимости от ситуации. К примеру, если полицейский застрелил в ходе погони серийного убийцу, то его поступок считается хорошим.

Бекки и ее особая роль

Сестра Лизы вроде бы как тоже интересуется эзотерикой, ну хотя бы жжет благовония и медитирует. По словам Адама, она верит во все, на что профессор ответил очень хорошо:

И на деле она сбегает из дому уже после первой же встречи со злом. Мне показалось, что между Адамом и Бекки явно что-то произошло, но и об этом создатели умолчали, лишь поверхностно коснувшись их взаимоотношений и того, что однажды она чуть не сожгла их дом. Но откуда тогда видения Адама, появление Бекки в голом виде и попытки соблазнения?

Обычно после подобных событий люди стараются уничтожить подробные артефакты, даже погибают ради этого, как в картине «Шкатулка Дьявола». Делают все, чтобы они больше никогда не попали в мир, а тут такой подарочек. Хотя, возможно, это завязка на продолжение?

Кадр из фильма «Зло» (2018)

Большой толковый словарь

ЗЛОЙ, -ая, -ое; зол, зла, зло; злейший. 1. Наполненный чувством вражды, недоброжелательности (противоп.: добрый). З. человек. З., как собака. З., как змея. У кого-л. сердце з. З. гений чей-л. (о том, кто оказывает на кого-л. дурное влияние, причиняет ему зло, вред). З. дух; з. сила (бес, дьявол). // обычно кратк. Сердитый на кого-, что-л., испытывающий злость. Кто-л. необыкновенно зол. Мать зла на пришедших не вовремя гостей. Сестра была зла на кого-то из-за пустяка. Ах, как я зол! // Язвительный, насмешливый. З. сатирик, фельетонист. З. насмешник. 2. Свирепый, лютый, хищный (о животных). Медведь был з. З. собака. З. волк. 3. Выражающий злобу, злость; проникнутый насмешкой, издёвкой. З. лицо. З. глаза. Бросать на кого-л. исподлобья злые взгляды. З. языки (о любителях пересудов, сплетниках). 4. Вызванный, проникнутый злорадством, злобой. З. умысел. З. чувство. В голове бродят злые мысли. Подстрекать ребятишек на злые выходки. Злое дело, з. умысел (о дурном, преступном поступке, умысле). 5. Заключающий в себе зло. Злое начало. Злые силы. 6. Приносящий беду, неприятности; дурной, плохой. Злое время. Злые минуты для кого-л. Принести злые вести. 7. Причиняющий боль, вред; жестокий. З. недуг. Свирепствует з. грипп. Кого-л. постигнет злое наказание. Кого-л. мучили злые предчувствия. * Злой тоской удручена, К Муравью ползёт она (Крылов). 8. Сильно задевающий, язвительный. З. фельетон. Злая карикатура. У кого-л. был з. язык. 9. Разг. Очень сильный по степени проявления, воздействия; крепкий, едкий, острый. З. мороз, ветер. Злая гроза. З. перец. Злые горчичники. Стужа злее на ночь. Отведать з. махорки. 10. Губительный, бедственный (о судьбе, доле, участи и т. п.). Досталась злая доля. Не поддаться ударам з. судьбы. 11. Разг.-сниж. Усердный, старательный, ретивый. Дядя был з. рыбак. Тройка злых коней. Кузнец был з. работник. Мужик з. до заработков. Отец был з. на работу, до работы. Девушка зла учиться. Злее кого-л. нет плясать. Злое, -ого; ср. =Зло (1 зн.). З. не может привлекать. Видеть з. в окружающем мире.

Как вернуть зло обидчику, заговор

Дабы наказать обидчика вовсе не обязательно привлекать себе в помощь какие-либо сложные обряды. Тем более, когда уже давно испытаны простые, но, тем не менее, действенные заговоры на обидчика.

Чтобы все зло вернулось к тому, кто постоянно пытается колдовать на вас и желает вам зла, возьмите иглы, одну из них простую, а вторую — цыганскую.

Затем в ушко цыганской иглы вставьте простую иглу (ушко к ушку) и закрепите их обе в таком положение плотной ниткой из черного цвета, наговорив на них:

Затем ступайте к дому своего обидчика и воткните цыганскую иглу в дверную раму таким образом, чтобы острие малой иглы было направлено в сторону двери (входа). После чего еще раз шепотом прочитайте сильный заговор на обидчика и быстренько удалитесь.

Что считается злом?

На первый взгляд тесная связь между злом и грехом является готовым ответом на вопрос об определении зла — что же оно такое. С этой точки зрения действие или явление считается злом просто потому, что нарушает Божественный закон: мораль зиждется на Божественной воле; добро есть добро, а зло есть зло по той простой причине, что Бог установил, что так быть должно. И, поскольку слово Божье сохранено в Библии и прочих священных текстах, у нас есть детальный отчет о том, что нравится или не нравится Богу, и, следовательно, мы имеем авторитетное руководство, что нам следует и чего не следует делать.

Верховное воплощение зла — это Сатана

Большинство людей на протяжении человеческой истории, безусловно, принимали такую концепцию морали, добра и зла, без всяких вопросов. Но, тем не менее, проблемы остаются. Во-первых, различные религиозные тексты, посредством которых воля Господа стала известна людям, содержат множество противоречащих друг другу и/или довольно неприятных утверждений. И потому совсем непросто, используя указания самого Бога, построить непротиворечивую систему морали. Вторая проблема, подвергающая сомнению природу Божественной власти, была впервые сформулирована Платоном примерно 2400 лет назад в диалоге «Евтифрон». Предположим, добро и зло определяются одобрением или неодобрением Бога. Но тогда зло порочно, потому что неугодно Богу, или Богу неугодно зло, потому что оно порочно? Если первое, тогда получается, что Бог мог бы решить и по-другому — вполне мог бы одобрить геноцид (допустим), и тогда геноцид считался бы добром; в этом случае мораль не отличается от слепого подчинения деспотической власти. А если верно второе утверждение — Богу неугодно зло, ибо оно порочно, — выходит, что его порочность не зависит от Бога; в этом случае Бог нам вообще не нужен. Итак, когда дело касается нравственности, Бог либо деспот, либо вообще ни при чем, — печальный вывод для тех, кто стремится сделать Бога официальным гарантом своей этики.

Изменение концепции зла в христианстве[ | ]

Христианство вместе с представлением о первородном грехе, лежащем печатью на всем человеческом, вводит синтетическую фигуру, посредника между природой Бога-творца и тварной природой человека: фигуру Иисуса Христа.

Иисус Христос обладает обеими природами — и божественной и человеческой — одновременно, и его появление в мире согласно христианству знаменует искупление родового проклятья и человеческого греха отпадения, знаменует собой новый завет, новый договор с Богом.

Тем самым, зло не устраняется из мира, но человеку даруется обещание вернуть его в лоно творения из обители твари. Разрыв между тварным миром и творцом не устраняется, но сам Иисус Христос выступает как жертва и как дар, способные заполнить разрыв в бытии между творцом и тварью.

Какую модель поведения со злым человеком выбрать, чтобы не получить психологическую травму?

Не принимать слова и действия злого человека близко к сердцу, наверное первое и при этом самое не простое решение. Второе не отвечать злом на зло не тратя свое время и нервы на дискуссию с таким человеком. Постарайтесь понять, что злые люди душевно не здоровы. Встретив на улице человека по внешнему поведению, которого вы сразу заметите, что он душевно болен, и он начнет вступать с вами в неадекватный диалог вряд ли, у вас возникнет желание вступать с ним в полемику, вы просто пройдете мимо.

Злые люди не всегда выглядят неадекватно, это надо понимать, однако это не отменяет их моральных проблем, к которому вы не имеете никакого отношения и поэтому не должны решать их ценой своего душевного равновесия.

Психологи при случайных встречах со злыми людьми не начинают с ними общение. Они отстраненно наблюдают, делая свои выводы. Обычному не подготовленному человеку тяжело занять такую равнодушную позицию, но это самой верный стиль поведения в данных обстоятельствах. Только не обращая внимания на злого человека, вы сможете обезопасить себя от его невротичного поведения тем самым сэкономить свои нервы.

Самая точная практика прощения

Довольно подробно суть методики раскрывает православие, утаивая некоторые моменты. Принципы:

  1. Простить обидчика, врага, колдуна. Внутренне отказаться от идеи мщения. Желательно вслух, называя неприятеля по имени.
  2. Пожелать недругу самого счастливого, хорошего, исполнения мечты.
  3. Забыть о произошедшей неприятности. Навечно. Никогда не возвращаться в прошлое гневными помыслами или сожалениями.

Православные говорят: «Ударили по одной щеке, подставь другую». Но нас таковой вариант мягкотелости не устраивает. Желательно, чтобы провинившийся ни есть, ни спать не смог.

Психологическая обработка прощения, переводящая таковое в направленный удар, сейчас доступна. Внимательно прочтите и воспользуйтесь. Это безопасно.

Надо отодвинуть досаду, посмотреть на ситуацию «сверху». Отстранитесь от собственных эмоций. Просто отодвиньте подальше на время. Теперь делайте мгновенный ритуал:

  1. Намерение навредить пропитано жутким ужасом. Попытайтесь понять, что привело соперника в состояние паники. Желательно докопаться до истины, что несложно.
  2. Вообразите это жалкое, дрожащее от страха, существо. И себя рядом — гармоничную сбалансированную личность, слегка затронутую наветом. Кому теперь хуже?
  3. Пожалейте завистника, изнывающего от боязни, пытающегося опереться на вашу силу.

Как раскрывается значение слова «зло»?

Антипод добра, в моральном аспекте все, что отрицается и подлежит уничтожению согласно общечеловеческим этическим нормам. Злом определяются явления, которые происходят при здравом уме и против воли человека. Степень субъективного человеческого зла считается осознанностью, которая определяет, в каком процентном соотношении личность оценивает уровень причиненных ею злодеяний и способна ли она понести за это соответствующее наказание.

Формальная трактовка термина определяет зло поступками, которые противоречат установленному правовому и нравственному порядку отдельной культуры, как нечто, противостоящее им. С иной стороны, оно характеризуется как действия, причиняющие ущерб другому субъекту, равно как и тому, кто их совершает.

Это понятие относится к физическому или моральному причиненному вреду, боли и другим похожим неприятным ощущениям и эмоциям. Моральное зло мешает взаимодействию между людьми, что порождает недружелюбие и агрессивность и обесценивает высшие нравственные человеческие качества.

Благодаря этому термину стало понятным, что зло не возникает из воздуха, а берет начало из личностных качеств индивида, тем самым призывая его относиться к своей персоне и собственным поступкам осознанно и скрупулёзно, критично.

Как проявляется Зло в человеке и в жизни?

Зло проявляется в виде целого ряда негативных разрушающих мыслей и решений. В виде негативных мотивов, например обида и месть, использование других. В виде неправильных и корыстных целей и планов, в виде насилия над другими, угнетения, причинение вреда, страданий.

Зло проявляется в виде разрушительных действий и негативных поступков — разные виды преступления: наркоторговля, прямое насилие или уничтожение, убийство,воровство, войны. Нанесение вреда себе, как с помощью вредных привычек так и прямого насилия.

Зло проявляется в виде разрушения собственной судьбы или судьбы другого человека.

Что говорит теория моральных ошибок

Чтобы проще объяснить, что такое теория моральных ошибок, ее часто сравнивают с атеизмом. Как атеисты утверждают, что Бога не существует и, соответственно, перестают верить, что мир им создан, — так и философы, которые поддерживают теорию моральных ошибок, говорят, что морали нет, а потому отказываются описывать мир как добрый или злой, а свои и чужие поступки как правильные или неправильные.

Основателем теории моральных ошибок считается австралийский философ Джон Мэки. В 1977 году он издал книгу под названием «Этика: изобретение правильного и неправильного» (Ethics: Inventing Right and Wrong), которая начиналась с того, что нет никаких объективных ценностей, и философам приходится изобретать добро, а не открывать его как уже существующее в этом мире.

По мнению Мэки, в этом и заключается главное отличие этики от других наук, и о нем пора серьезно поговорить. В то время как, например, атом всегда существовал в мире и просто ждал момента, когда наши технологии достигнут необходимого уровня, чтобы его открыть, добра и зла попросту никогда не существовало, а все наши рассуждения о них — только фантазии.

Такой резонансный тезис, конечно же, не остался без внимания, и на теорию Мэки посыпались горы критики. Многие сомневались: неужели совсем никаких объективных ценностей не существует? А как же те случаи, когда всё человечество уверено, что перед ним однозначное добро или зло: например, тоталитарный режим Гитлера, бомбардировки атомными бомбами и убийство невинных людей. Большая часть людей (если вообще не все люди) согласятся с тем, что всё это зло, и вряд ли это когда-либо изменится.

Мэки с этим не спорил: конечно, мы вряд ли поменяем свое мнение относительно всего вышеперечисленного, но «зло» — всего лишь ярлык, который мы навешиваем на все эти события, чтобы их проще было себе объяснить. Если бы мы жили в Средневековье, то, скорее всего, говорили бы, что Вторая мировая война или атомные бомбардировки — это «божья кара» или «дьявольские происки», и винили бы Гитлера в первую очередь не в том, что он аморален, а в том, что ослушался Бога.

Человеческий мозг всегда ищет легкие и простые пути для того, чтобы что-то объяснить и систематизировать, и сейчас ученые всё внимательнее изучают когнитивные искажения.

Кроме того, преступники редко соглашаются с тем, что поступают плохо: так же, как и мы, они верят, что их действия принесут добро, а те, кто пытаются им помешать (то есть мы), — главные злодеи. Как тут не запутаться и понять, кто же действительно на стороне добра, а кто — на стороне зла, и вообще, что скрывается за этими понятиями — этот неудобный вопрос задают философы.

Что представляет собой благо

Под понятием добра имеется в виду все то, что способствует жизни, помогает удовлетворить потребности человека (и духовные, и материальные). Это природные ресурсы, образование, различные предметы культурного потребления. Причем полезность не всегда эквивалентна благу. К примеру, искусство не имеет ровным счетом никакой утилитарной пользы. С другой стороны, развитие промышленности ведет человечество на грань экологической катастрофы.

Добро представляет собой вид духовного блага. В морально-этическом смысле данное понятие нередко употребляется в качестве синонима «благо». Данные слова (добро, благо) указывают на наиболее общие интересы, устремления – то, что должно случиться в жизни, и что заслуживает одобрения.

Современная этика раскрывает понятие добра в нескольких разных, но связанных между собой аспектах:

  • Добро как качество определенного поступка.
  • Как совокупность моральных норм позитивного характера.
  • Как нравственная цель деятельности.
  • Как моральное качество личности.

Проблема зла

Среди вопросов о добре и зле и отношении к ним Бога самой коварной, вероятно, является так называемая «проблема зла» — каким образом совмещаются существование Бога и наличие зла в мире.

Мир очевидным образом полон зла: голод, убийства, землетрясения, болезни — будущее миллионов невинных людей рушится, дети сиротеют, тысячи семей остаются без крыши над головой, в страшных мучениях гибнут младенцы и старики. Тот, кто способен мановением руки прекратить череду страданий, но не делает этого, — бессердечное чудовище. И все же предполагается, что Бог, который в силах остановить весь этот ужас, — существо бесконечно мудрое и милосердное. Зло повсюду, но как оно может существовать параллельно с Богом, который, по определению, способен положить ему конец?

Эта проблема возникает как неизбежное следствие концепции Бога, в которой ему приписываются определенные свойства. Традиционно считается, что Бог:

  • всезнающ: он (или она, или оно) знает все;
  • всемогущ: он способен совершить все;
  • всеблаг: он стремится совершить всякое добро.

Но отсюда следует, что Бог все знает о боли и страданиях в нашем мире, что он способен предотвратить их и что он стремится это сделать. Получается, если не отрицать наличия зла в мире, то либо Бога нет, либо он не обладает перечисленными свойствами: он не знает, что происходит; он просто ничего не может с этим поделать; ему это безразлично.

Возможно ли объяснить, каким образом зло и Бог, со всеми его сверхъестественными качествами, могут сосуществовать? Обычно утверждают, что есть «морально обоснованные причины», по которым Бог, оставаясь нравственно совершенным существом, не всегда избавляет нас от страданий. В некотором смысле в наших же интересах — для нашей пользы — Бог допускает существование зла в мире.

Так что это за высшее благо, которое оправдывает страдания бесчисленного множества людей? Пожалуй, самый мощный и убедительный ответ на проблему зла — так называемый «аргумент свободной воли», согласно которому наши страдания являются платой (и вполне разумной) за возможность совершать свободный выбор. Еще одна важная мысль — подлинная нравственность выковывается на наковальне страданий: только преодолевая трудности, помогая угнетенным, противостоя тирании и т. п., человек превращается в святого или героя, озаряющего мир немеркнущим светом. Однако подобные аргументы выглядят поверхностными рядом с очевидной несправедливостью жизни. Дело не только в том, что общее количество зла и несчастий таково, что объяснить его «воспитательными» целями сложно, но наибольшие страдания выпадают на долю людей добродетельных, в то время как порок остается безнаказанным.

Самый очевидный из недостатков данного тезиса — отсутствие адекватного объяснения существования зла природного. Даже если признать, что свобода воли может оправдать существование «морального зла», как объяснить зло естественное: катастрофы, стихийные бедствия и прочее? Как ограничило бы нашу свободу уничтожение вируса СПИДа, геморроя, москитов, наводнений и землетрясений?

Представления философов о природе человека

Рассуждения о благе и худе заставляют задуматься над одним из важнейших вопросов: какой человек – добрый или злой? Одни считают его добрым по своей внутренней природе, другие – злым. Третьи полагают, что человек ни хорош, ни плох.

Ф. Ницше называл человека «злым животным». Руссо в своем «Рассуждении о неравенстве» писал о том, что личность изначально добра по своей внутренней природе. Только лишь общество делает ее злой. Утверждение Руссо можно считать антитезой религиозной доктрине о первородном грехе и последующем обретении спасения в вере.

Интересно и представление о добре и зле в человеке И. Канта. Он считал, что природа человека зла. В ней содержится неистребимая склонность к сотворению злого. Однако при этом в людях есть и задатки добра. Моральное воспитание личности должно состоять в том, чтобы дать жизнь этим задаткам. Так они получают шанс одержать победу над пагубной склонностью творить плохое.

Многие философы полагают, что изначально человек все же является добрым. Тот же, кто отдал предпочтение злу в своей жизни, представляет собой аномалию, некое исключение из правил. Добро и зло в мире могут быть соотнесены как здоровье и болезнь. Тот, кто выбирает благо, нравственно здоров. Злой же страдает от нравственной болезни, уродства.

Виды зла

Что такое физическое зло? Значение слова в данном случае подразумевает все, отчего человек может испытывать страдания, например, болезнь. Возникает независимо от воли и деятельности людей.

Моральное – это злодеяния, которые вызывают общественное порицание вследствие нарушения морально-нравственных норм.

Социальное зло – преступления, войны. Рождается благодаря людской деятельности.

К слову «зло» синоним подобрать несложно: бедствие, недовольство, горе, ложь, напасть, лихо. А также гнев, убыток, урон, огорчение. Их очень много: разгневанно, рассерженно, грозно, жестоко, страшно и свирепо также являются его синонимами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector