Житие святого митрополита алексия московского и о чем просят перед иконой, тексты молитв

Литература

  • Никитин В.А. Святейший Патриарх Алексий II. Жизнь и деяния во славу Божию. М.: Астрель: Русь-Олимп, 2009 год
  • ЖМП. 1961, № 9, с. 4; № 10, с. 11.
  • -«-, 1962, № 2, с. 23.
  • -«-, 1964, № 5, с. 14, № 8, с. 1
  • -«-, 1965, № 1, с. 5; № 4, с. 5; № 6, с. 2.
  • -«-, 1966, № 2, с. 34; № 5, с. 4; № 10, с. 17, 18.
  • -«-, 1967, № 4, с. 3; № 5, с. 37; № 7, с. 26, 39-40; № 9, с. 1, 7; № 10, с. 3; № 12, 3, 21.
  • -«-, 1968, № 2, с. 15, № 3, с. 3, 14; № 7, с. 23; № 9, с. 12; № 11, с. 32; № 12, с. 17, 37.
  • -«-, 1969, № 4, с. 6; № 8, с. 1; № 9, с. 5; № 11, с. 22.
  • -«-, 1970, № 1, с. 18; № 2, с. 43; № 3, с. 26; № 6, с. 11-32; № 7, с. 11; № 10, с. 16, 55-59; № 11, с. 4,5; № 12, с. 30.
  • -«-, 1971, № 2, с. 16; № 3, с. 16; № 4, с. 3; № 6, с. 1; № 7, с. 1; № 8, с. 46; № 9, с. 35; № 10, с. 28; № 11, с. 2, 13, 15; № 12, с. 40.
  • -«-, 1972, № 1, с. 23; № 3, с. 3, 45; № 5, с. 17; № 7, с. 33; № 9, с. 24, 30, 33; № 10, с. 2; № 12, с. 7, 12, 17, 24.
  • -«-, 1973, № 1, с. 35, 65; № 3, с. 25; № 5, с. 5; № 11, с. 9.
  • -«-, 1974, № 1, с. 27; № 2, с. 11, 40; № 5, с. 4, № 9, с. 9; № 11, с. 9, 23.
  • -«-, 1975, № 1, с. 30, 34; № 2, с. 3; № 3, с. 20; № 6, с. 13; № 10, с. 22; № 12, с. 9.
  • -«-, 1976, № 1, с. 16; № 2, с. 12; № 3, с. 12, 20; № 9, с. 5; № 12, с. 10.
  • -«-, 1977, № 2, с. 23, 67; № 3, с. 7; № 4, с. 22; № 5, с. 4; № 10, с. 9; № 11, с. 3; № 12, с. 3.
  • -«-, 1978, № 1, с. 28, 34, 36; № 2, с. 7; № 6, с. 23; № 7, с. 62; № 10, с. 7; № 11, с. 4; № 12, с. 10, 22.
  • -«-, 1979, № 1, с. 9; № 3, с. 21,22; № 5, с. 7, 11, 12; № 6, с. 2, 45; № 8, с. 38, 53; № 9, с. 8, 24, 50; № 10, с. 24, 25, 26; № 11, с. 14; № 12, с. 3, 6, 57.
  • -«-, 1980, № 1, с. 8, 45; № 3, с. 4; № 5, с. 7, 17; № 8, с. 24-25; № 9, с. 9-10, 12, 34, 42; № 10, с. 2-3, 21-22; № 11, с. 8, 12, 56; № 12, с. 8, 28, 58.
  • -«-, 1981, № 1, с. 59-60; № 2, с. 4, 8, 13; № 3, с. 3; № 4, с. 55; № 5, с. 6, 15, 33; № 7, с. 63; № 8, с. 36; № 9 , с. 6, 48; № 11, с. 62; № 12, с. 3, 6.
  • -«-, 1982, № 1, с. 9, 59, 61; № 2, с. 5, 7, 55; № 3, с. 3, 17; № 5, с. 6, 59; № 7, с. 10, 33, 51, 59; № 8, с. 11, 45, 46, 53; № 9, с. 3; № 10, с. 35; № 12, с. 4, 7, 39, 109,124,129.
  • -«-, 1983, № 1, с. 9, 11, 68; № 2, с. 5, 44, 47; № 3, с. 26; № 4, с. 9, 45, 58; № 5, с. 7, 24, 27, 68; № 7, с. 14, 57-58; № 8, с. 5, 31; № 9, с. 5, 17, 21; № 10, с. 17, 22; № 11, с. 18, 21; № 12, с. 8-11.
  • -«-, 1984, № 2, с. 4; № 3, с. 49; № 4, с. 5, 14, 53; № 5, с. 7-8, 11, 54; № 6, с. 3, 6; № 7, с. 49, 52; № 8, с. 6, 19, 61, 63; № 9, с. 6, 8, 62; № 10, с. 4, 10, 13, 17, 42; № 11, с. 5, 51; № 12, с. 3.
  • -«-, 1985, № 1, с. 46, 58; № 2, с. 8; № 3, с. 60; № 4, с. 5-6, 20; № 5, с. 6, 24, 58; № 6, с. 65; № 8, с. 2, 7, 64; № 9, с. 9, 91; № 10, с. 9, 12-13, 52; № 11, с. 28, 85; № 12, с. 41, 43, 10.
  • -«-, 1986, № 1, с. 23; № 11, с. 2-3, 8-9.
  • -«-, 1988, № 10, с. 7.
  • -«-, 1989, № 6, с. 5.

Призвание

Вся атмосфера семьи Ридигеров была пропитана религией, ребенок впитывал ее с младых ногтей. Он очень любил и знал церковные службы, даже разыгрывал их в своих играх. Его духовник активно поддерживал влечение мальчика к православной вере. В 1941 году будущий Святейший Патриарх Алексий 2 становится алтарником, помогая диакону – своему отцу. Затем он в течение нескольких лет служит в разных храмах Таллина. Судьба Алексия, по сути, была предрешена с самого рождения, он с 5 лет существовал только в лоне церкви.

В 1947 году будущий Святейший Патриарх Алексий 2 поступает в Ленинградскую духовную семинарию, его принимают сразу в третий класс благодаря высокой образованности и подготовленности. В 1949 году он поступает в Ленинградскую духовную академию. В этот период возрожденные образовательные религиозные заведения пребывают на подъеме, это позволяет получить Алексию высококлассное образование. Он был очень хорошим студентом, все преподаватели отмечали его вдумчивость и серьезность. У него не было душевных смятений и исканий, он был абсолютно уверен в своей вере и своем предназначении.

Князь Тверской в плену

Как пишет историк Русской Церкви Карташев, «политика, как известно, есть такая область, в которой трудно бывает соблюсти этическое равновесие», и приводит историю с пленением тверского князя Михаила Александровича.

Дмитрий Донской и митрополит Алексий к тому моменту, а это шестидесятые годы XIV века, активно строили московский каменный Кремль. И он, по мысли князя и святителя, был не только мощным оборонительным укреплением, но и четким политическим символом. В стенах кремля Дмитрий Иванович принимал присягу от удельных князей. Кто-то давал её добровольно, а кто-то — нет.

Михаил Александрович Тверской и вовсе подался к литовскому князю Ольгерду, намереваясь положить конец владычеству Москвы. Мир в итоге был заключён, но Москва хотела лишить тверского князя всякой реальной власти. Дальнейшие события в летописи приводятся так: «князь великий Дмитрий Иванович со отцем своим пресвященным Алексием митрополитом зазваша любовию к себе на Москву князя Михаила Александровича Тверского, и потом составиша с ним речи, таже потом бысть им суд на третей на миру в правде: да (потом) его изымали, а что были бояре около его, тех всех поимали и розно развели».

В итоге Михаила пришлось выпустить, и он попытался отомстить в 1378 году осадив Москву, но тут Кремль сыграл роль уже не символа, а военного укрепления, именно за его стенами и удалось скрыться митрополиту и князю.

Два посольства

Первое – от Феогноста с прошением о рукоположении Алексия, во второй делегации был сам Алексий. Стоит отметить, что даже через год «проверки» Алексия и его назначения на митрополичью кафедру, патриарх Филофей выдал следующую резолюцию: «Хотя подобное дело совершенно необычно и небезопасно для церкви, однако ради достоверных и похвальных свидетельств о нем (Алексие) и ради добродетельной и богоугодной жизни, мы судили этому быть, но это относительно одного только Алексия и отнюдь не дозволяем и не допускаем, чтобы на будущее время сделался митрополитом русским кто-нибудь другой, устремившийся сюда оттуда: из (клириков) сего богопрославленного, боговозвеличенного и благоденствующего Константинополя должны быть поставляемы митрополиты русские».

Так, в 1354 году Алексий стал главой русской митрополии

Осторожность греков вполне понятна, они ещё со времен Андрея Боголюбского наблюдали активные попытки русских сделать свою церковь максимально автономной и независимой от Константинополя. И поставление на митрополичью кафедру русского было одним из таких шагов

По сути, как отмечает историк Карташев, Русская Церковь превращалась в Церковь сугубо национальную, а для Констанинополя такой процесс был сигналом того, что греки постепенно утрачивают своё религиозное, а, следовательно, политическое влияние на Русь. Стоит подчеркнуть, что Церковь в то время была и религиозным, и политическим институтом, и инструментом Византийской империи.

Православные тексты на русском языке

В дни памяти преподобного Алексия Зосимовского у святых его мощей в обители и перед иконописным изображением лика старца священнослужители и прихожане читают молитвенные тексты, прославляющие миссию и деяния батюшки.

Тропарь

Я́ко звезда́ путево́дная/ и уте́шитель богому́дрый/ в годи́ну лю́тых испыта́ний яви́лся еси́,/ затво́рниче преди́вный о́тче Алекси́е,/ огне́м бо ве́ры распала́емь,/ любо́вь Христо́ву стяжа́л еси́,/ те́мже и, благода́ть Ду́ха Свята́го восприе́м,/ и́мя избра́нника Бо́жия на патриа́рший престо́л/ жре́бием откры́л еси́./ Ны́не же, Святе́й Тро́ице предстоя́,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак

Благочести́ваго ко́рене о́трасль свята́я,/ мно́гими доброде́тельми от ю́ности просия́л еси́,/ любо́вию Христо́вою уязви́вся,/ ева́нгельски лю́дем послужи́л еси́,/ и, в пусты́ню Зоси́мову всели́вся,/ неоску́дный исто́чник благода́ти показа́лся еси́,/ преподо́бне ста́рче наш Алекси́е,/ Це́ркве Ру́сския украше́ние./ Сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Избра́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Выступление перед членами Парламентской ассамблеи Совета Европы, 2 октября 2007 года (видео)

Выступление Предстоятеля Русской Православной Церкви перед членами Парламентской ассамблеи Совета Европы

2 октября 2007 года в ходе визита в Страсбург Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось его выступление на сессии ПАСЕ перед парламентскими делегациями 40 стран, входящих в Совет Европы.

Во вступительном слове председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден назвал визит Предстоятеля Русской Православной Церкви историческим, подчеркнув, что он стал итогом ряда встреч и мероприятий, проходивших в последние годы. Также председатель ПАСЕ напомнил об участии Святейшего Патриарха Алексия в межхристианском диалоге, о создании по его инициативе Межрелигиозного совета России, а также о том, что во время его Патриаршества состоялось воссоединение Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. «Послание мира, которое несет Святейший Патриарх Алексий, ведет Россию и другие страны к тому, чтобы люди смогли жить вместе в мире», — подчеркнул он.

Обращаясь к депутатам, Святейший Патриарх Алексий напомнил, что «европейский континент испытал влияние многих культур, которые представлены на нем и сейчас, но именно в рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека и об условиях его реализации», что христианские идеи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и общественной жизни.

«Любой честный исследователь истории Европы засвидетельствует, что благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась изящная этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека — важнейшая политическая идея Европы, — возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности и составляли с ней своеобразный тандем, — сказал Святейший Патриарх Алексий. — Однако сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека».

Не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы не считаемся со свободой, считает Предстоятель Русской Православной Церкви: «Нравственность представляет собой свободу в действии. Это свобода, уже реализованная в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы самой личности или всего общества. Мораль обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его единство, достижение которого является одной из целей Европейской конвенции о защите прав человека».

Святейший Патриарх Алексий выразил убеждение, что ни одно мировоззрение, включая секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. «Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного пространства. Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование в том числе и в публичной сфере. Для того, чтобы избежать возможных столкновений различных мировоззрений, и нужен серьезный межкультурный диалог при самом активном участии представителей традиционных религий и секулярного мира», — подчеркнул Святейший Патриарх, предложив, чтобы одной из площадок такого диалога был Совет Европы, «имеющий потенциал и опыт проведения мировоззренческого диалога о европейских ценностях».

Святейший Патриарх Алексий также ответил на вопросы участников заседания ПАСЕ.

По материалам информационного агентства РПЦ

Завещание Симеона Гордого

Но этими свершениями роль и место в истории святителя Алексия не исчерпываются. И здесь стоит напомнить, что Русь периода Феогноста и Алексия, и далее, была под Золотой Ордой. Что накладывалось свой отпечаток и на состояние государства, и на состояние общества. В целом же, удельные князья продолжали растаскивать страну на части, не позволяя ей организовать хоть какое-то подобие единства.

И Алексию представилась возможность сыграть в этих объединительных процессах особую, религиозно-политическую роль. Еще в 1353 году, великий князь Симеон Гордый оставил своеобразное завещание своим братьям Ивану Красному и Андрею, в котором говорилось: «слушали бы есте отца нашего владыки Алексея, тако же старых бояр, хто хотел отцю нашему добра и нам».

По сути, Алексий стал опекуном княжеского рода, а позже, стал регентом при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче, позже названном Донским. Иван Красный своим завещанием передал под начало Алексия ещё и «управление и охрану всего княжества, не доверяя никому другому в виду множества врагов».

Такое положение, когда в руках православного иерарха сосредотачивалась и светская власть не было уникальным для Восточных Церквей. Нечто подобное было в свое время в Болгарской Церкви. Но для России – это был действительно уникальный опыт.

Во времена Хрущева

Но такое положительное отношение к РПЦ продолжалось недолго.

Со смертью Сталина и приходом к власти Никиты Хрущева партия взяла курс на атеистическое воспитание народа.

При этом церкви отводилась незначительная роль и власти всячески стремились ограничить ее влияние.

Одновременно с этим стартовала программа по снижению финансового обеспечения церквей и сокращению духовных заведений.

Патриарх Алексий, несмотря на все свое влияние, не мог достучаться до верховной власти. Даже разрешенные Хрущевым инициативы Алексия не выполнялись.

Мемориальная доска на Московском доме, в котором жил Патриарх Алексий

Но даже в таких трудных условиях патриарх стремился проповедовать православное учение. Негласно Алексий разрешает священникам проводить службы.

За подобные деяния пострадали несколько батюшек: на них завели уголовные дела. В режиме постоянного противостояния власти и завершилась карьера Алексия 14 феврали 1970 года.

17 апреля 1970
Алексий I умер в Переделкино от сердечной недостаточности

Награды

Церковные

  • орден св. равноап. князя Владимира 2-й степени 11/V-1963 г.
  • орден св. равноап. кн. Владимира 1-й степени 27/V-1968 г.
  • орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени 21/II-1979 г.
  • орден св. равноап. Кирилла и Мефодия 1-й степени Чехословацкой Православной Церкви 20/Х-1962 г.
  • ордена Болгарской Православной Церкви св. Иоанна Рыльского 1-й степени (май 1968) и св. царя Бориса-Крестителя (1998)
  • орден апостола Марка Александрийской Православной Церкви 1969 г.
  • право ношения двух панагий (18 июня 1971).
  • орден Животворящего Креста 1 и 2 степени Иерусалимской Православной Церкви 1968, 1984 г.
  • орден св. вмч. Георгия Победоносца 1-й и 2-й ст. Грузинской Православной Церкви 1968, 1972 г.
  • орден ап. Петра и Павла 2-й степени Антиохийской Православной Церкви 1/IХ-1981 г.
  • ордена митрополий Антиохийского Патриарха
  • медаль 1500-летия Иерусалимского Патриархата 1965 г.
  • золотая медаль 1-й ст. св. великомуч. Димитрия Солунского (Греция) 25/IХ-1980 г.
  • золотая медаль 1-й ст. св. вмч. Екатерины Митрополия Катерини (Греция) 4/V-1982 г.
  • именная панагия (9 сентября 1986, к 25-летию архиерейской хиротонии)
  • именная панагия (4 июля 1988 г. за активное участие в подготовке и проведения празднования 1000-летия Крещения Руси).

Светские

  • Государственный орден СССР «Дружбы народов» 22/11-1979 г.
  • почетная грамота Советского фонда мира 23/VII-1969 г.
  • медаль Советского фонда мира и почетной грамотой 13/ХII-1971 г.
  • памятная настольная именная медаль Советского фонда мира 1969 г.
  • медаль Всемирного совета мира, в связи с 25-летием движения сторонников мира 1976 г.
  • медаль Советского комитета защиты мира, в связи с 25-летием образования комитета 1974 г.
  • почетная грамота Советского комитета защиты мира 11.1979 г.
  • почетная грамота Советского фонда мира и памятной медалью 11.1979 г.
  • памятная медаль Всемирного Совета Мира, в связи с 30-летием движения сторонников мира 1981 г.
  • почетный знак Правления Советского фонда мира за активное участие в деятельности фонда 15/ХII-1982 г.
  • грамота общества советско-индийской дружбы (ЖМП. 1986, № 5, 7).

Алексий становится епископом

После Священного Синода, в августе 1961 года святейший патриарх становится епископом Таллинским и Эстонским. В то время церковь была не в лучшем положении из-за начавшихся хрущевских гонений. Молодой епископ в первые же дни столкнулся с проблемами.

Власти собирались закрыть Пюхтицкий монастырь и более тридцати приходов. Тогда Алексей идет на хитрость – он организовывает посещение монастыря представителями немецкой евангелистской церкви.

Статьи о Пюхтицком монастыре появляются в немецких газетах, советское правительство не решается закрыть обитель. Затем епископ отстоял таллинский кафедральный собор.

И продолжал бороться с атеистически настроенной властью, сохраняя церковные приходы в целостности. В это же время Алексий  занимает должность заместителя председателя в Отделе внешних церковных отношений.

24 июня 1964 года происходит возведение в сан архиепископа, а в декабре того же года назначение управляющим делами Московской епархии.

История семьи

Отец Алексея Михайловича Ридигера Михаил Александрович Ридигер (1900–1960), родился в Санкт-Петербурге , происходил из дворянской семьи балтийских немцев . Его предок, капитан Генрих Николаус (Нильс) Рюдингер, командир шведского укрепления в Даугавгриве , шведская Ливония , был посвящен в рыцари шведским королем Карлом XI в 1695 году. После того, как шведская Эстония и шведская Ливония вошли в состав Российской империи после Великой войны Северная война в начале 18 века, еще один предок Алексия II, Фридрих Вильгельм фон Рюдигер (1780–1840), принял православное христианство при Екатерине Великой . От брака с полькой Софи Доротея Еженбская родился прадед будущего Патриарха Егор (Георгий) фон Рюдигер (1811–1848).

После Октябрьской революции 1917 года отец Алексея Ридигера Михаил стал беженцем, и семья поселилась в Эстонии, сначала в Хаапсалу, где приют предоставил священник Ральф фон цур Мюлен. Позже Михаил переехал в Таллинн, столицу Эстонии, где в 1928 году познакомился и женился на Елене Иосифовне Писаревой (1902–1955), которая родилась и позже умерла там.

Отец Алексея Ридигера окончил Таллиннскую духовную семинарию в 1940 году, был рукоположен в сан диакона, а затем и во священника и исполнял обязанности настоятеля храма Рождества Богородицы в Таллинне. Позже он был членом и председателем епархиального совета в Эстонии.

Патрилинейное генеалогическое древо

Генрих Николаус (Нильс) Рюдингер (умер в 1711 г.) Петер фон Рюдингер Карл Магнус фон Рюдингер (1753–1821) Фридрих Вильгельм (Федор Иванович) фон Рюдигер (1780–1840) Егор (Георгий) Федорович Ридигер (1811–1848) Александр Егорович Ридигер (1844–1877) Александр Александрович Ридигер (1870–1928) Михаил Александрович Ридигер (1900–1960) Алексей Михайлович Ридигер (1929–2008)
Кристин Элизабет фон Викеде (1680–1721) Элизабет Визнер Шарлотта Маргарета фон Мальтиц (1758 — 1786) Софи Доротея Ежембска Маргарет Гамбургер Евгения Германовна Гизетти (умерла в 1905 г.) Аглаида Юльевна Балц (1870–1950) Елена Иосифовна Писарева (1902–1955)

Личная жизнь

Данилов монастырь , резиденция Патриарха и Священного Синода

Он женился на Вере Алексеевой, дочери таллиннского священника Георгия Алексеева, впоследствии епископа Таллинна и архиепископа Горького, 11 апреля 1950 года, во вторник Светлой седмицы, когда браки обычно запрещены по церковной традиции; однако было дано митрополитом Ленинградским Григорием по просьбе епископа Таллинского Романа и отцов жениха и невесты (оба были священниками и вместе сослужили брак). Московские новости утверждали, что согласно доносу, написанному священником-инспектором Парийским в Ленинградский совет по делам религий, брак был ускорен для того, чтобы Ридигер стал диаконом и не был призван в ряды советских военных (брак невозможен после рукоположение в православие). Вплоть до 1950 года семинаристам была предоставлена ​​отсрочка от призыва, но в 1950 году это было изменено, и только духовенство было освобождено. По причинам, которые остались личными, они развелись менее чем через год.

Особняк Патриарха располагался в селе Лукино (недалеко от Переделкино ), ныне западном пригороде Москвы; Он включает в себя церковь XVII века, музей и просторный трехэтажный дом, построенный в конце 1990-х годов. Согласно интервью Патриарха в мае 2005 года на территории резиденции, все домашние дела берут на себя монахини из Пюхтицкого монастыря .

В центре Москвы находилась и рабочая резиденция — городской особняк XIX века, переданный Патриархату по указу Сталина в сентябре 1943 года. Обе резиденции одновременно служили жилыми помещениями и Патриаршим кабинетом. Он передвигался на броневике и с января 2000 года находился под защитой федеральных агентов ( ФСО ).

Формальная резиденция (нечасто используемая для некоторых официальных функций) находится в московском Даниловом монастыре  — двухэтажном советском здании, построенном в 1980-х годах.

Он умер 5 декабря 2008 г. от сердечной недостаточности в возрасте 79 лет. Он умер за 80 дней до своего 80-летия (23 февраля 1929 г. — 5 декабря 2008 г.), будучи всего на один день старше на момент смерти, чем предыдущий российский патриарх, который умер. 81 день до его 80-летия (23 июля 1910 — 3 мая 1990)

Как провожали Алексия II в последний путь

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева .

Андрей Шарый : Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго похоронили сегодня в Богоявленском Кафедральном соборе Москвы. Патриарх скончался 5 декабря. Ему было 79 лет. Отпевание Алексия Второго проходило в храме Христа Спасителя в Москве. Это было почти кремлевское мероприятие. Присутствовали президент России с супругой, премьер-министр России с супругой. Людмила Путина была в черном, довольно открытом платье и элегантной шляпке. Юрий Лужков, Владислав Сурков, Никита Михалков, Виктор Черномырдин. Я называю разных людей со всем разных политических и общественных групп. Православный мир представляли Александр Лукашенко, Борис Тадич, Сергей Багапш, Эдуард Кокойты. Президент Украины Виктор Ющенко не приехал. Его замещала секретарь Совета безопасности Украины Раиса Богатырева. Ей даже стало плохо во время церемонии отпевания. Ее отправили в посольство. К счастью, все обошлось. Из Тбилиси приехал патриарх Грузии Илия. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.

Ольга Вахоничева : Прощание с патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым продолжалось три дня. Храм Христа Спасителя, где был установлен гроб, за эти дни посетили около 80 тысяч человек.

— Если я позавчера простояла четыре часа и не смогла пройти, потому что у меня с сердцем плохо было, а сегодня по такой погоде я с больным сердцем, инвалид второй группы, иду к патриарху, чтобы попросить у него прощения. У меня есть основания просить у него прощения. Очень печально, что при его жизни нам ничего о нем не рассказывали. Он делал свое дело, а мы не знали. Мы просто в него верили. У меня есть основания попросить у него прощение.

— Такое горе! Такая потеря! Не знаю… Как бы он для церкви столько делал. Хочу просто последнюю дань ему отдать. Поклониться ему за все его хорошие дела для народа, для церкви. Просто поклониться.

— Он просвещал нас все эти годы последние и приближал нас к высокой нравственности. Я считаю, что это один из главных людей в нашем государстве, который сеял зерно нравственности. Мы ему за это очень благодарны.

— Я здесь живу. Меня обязали в порядке церковного циркуляра.

-Он святой наш.

Ольга Вахоничева : Заупокойную Божественную литургии провел митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Отпевание патриарха возглавил приехавший в столицу патриарх Константинопольский Варфоломей. Проводить обряды им помогали представители других поместных церквей, а также архиереи Русской православной церкви.

На службу в храм Христа Спасителя ближе в полудню приехали президент Дмитрий Медведев, премьер Владимир Путин, министры, депутаты, главы Белоруссии, Украины и Сербии. Согласно последней воле патриарха место его упокоения в Благовещенском приделе Богоявленского Кафедрального собора в Елохово. Здесь же хранится рака с мощами Святителя Алексия Московского, который был митрополитом в конце XIV века.

Панихиды сегодня служили во всех приходах Русской православной церкви. Вспоминают Алексия Второго и представители православной церкви за рубежом. Священник американской православной церкви протоиерей Джозеф Ликуар.

Джозеф Ликуар: В том, что касается нашей церкви, он поддерживал автокефалию, дарованную нам в 1970 году. Он способствовал возвращению Зарубежной православной церкви в лоно патриархии, вернув ее в семейство православных церквей и, что самое главное, он стал лидером, обеспечившим восстановление православной жизни в России. Ведь за эти почти два десятилетия произошли удивительные вещи — такой рост числа монастырей, такое количество церквей восстановлено и построено. Православная церковь превратилась в стабильный организм. Это позитивное наследие.

Не будем при этом забывать, что церковь в России находилась в совершенно особых обстоятельствах. И мы вряд ли когда-нибудь узнаем, на какие компромиссы пришлось пойти патриарху для того, чтобы сохранить и укрепить церковь.

Ольга Вахоничева : После смерти Алексия Второго временным главой Русской православной церкви стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он будет управлять церковью до официальных выборов нового главы.

Детские годы

23 февраля 1929 года в семье Михаила Александровича Ридигера и Елены Иосифовны Писаревой в столице Эстонии Таллине появился на свет мальчик Алеша. Его потомками были обрусевшие немецкие дворяне и эстонцы. Семья Ридигеров в свое время эмигрировала из Санкт-Петербурга в Эстонию. Михаил Александрович был священнослужителем. Семья славилась глубокой верой и благочестием, которое пустило глубокие корни в душу Алеши.

Патриарх Алексий II

Семейная жизнь четы Ридигеров была неотделима от церковного служения. В возрасте 6 лет маленький Алеша впервые участвовал в богослужении в качестве помощника, он разливал для прихожан святую воду во время празднования Крещения Господнего.

Стремление мальчика служить в храме, выучившего к 9-ти годам Литургию, вызывало смущение у родителей, которые успокоились после посещение Валаамских монахов. Старцы посоветовали не сдерживать мальчика в стремлении служить, если он относится к церковному служению серьезно, со всем пониманием.

Во время семейных паломнических поездок в монастыри, Псково-Печерский, Свято-Успенский, Свято-Преображенский на Валааме, Алеше Богом была дарована встреча с благословенными монахами. Особое влияние на дальнейшую жизнь отрока оказали старцы:

  • схиигумен Иоанн (Алексеев);
  • иеросхимонах Ефрем (Хробостов);
  • монах Иувиан (Красноперов).

Святые отшельника сразу почувствовали в отроке родную душу, они с радостью беседовали с ним во время паломнических поездок семьи. Через родник русской святости Валаам юный Ридигер узнал о преподобном Иоанне Кронштадтском, который был причислен к лику святых во время патриаршего служения Алексия ІІ. Допущенный прислуживать в алтаре Валаамских святынь, юноша принимает решение посвятить себя Богу и служению людям.

Монашество и просветительская деятельность

1902, 2 февраля Пострижен в монахи епископом Арсением. Все произошло в Троицко-Сергиевой Лавре
1902, 17 марта Принял рукоположение до иеродиакона
1903, 21 декабря Повышен до иеромонаха
1904 – 1906 Занимает должность инспектора Псковской духовной семинарии. При этом преподает там же Священное Писание
1906 Повышен до ранга архимандрита, поставлен во главу Тульской духовной семинарии
1911, 6 октября Занимает пост ректора Новгородской духовной семинарии. По совместительству становится настоятелем Антониева монастыря. Его покровитель Арсений получил повышение и проявил инициативу в продвижении Алексия
1913, 28 марта После доклада Священного синода императору Николаю II, Алексий получает должность епископа Тихвинском и вторым Викарием Новгородской епархии. Наречение состоялось 28 апреля этого же года
1913, 27 апреля Избран председателем НЕУС — Новгородского епархиального учебного совета

Служение Патриарха Алексия Второго

Цель Патриаршего служения новый Предстоятель РПЦ видит в объединении всех славянских церквей и широком общественном служении.

Его святейшее служение началось с обретения мощей и перенос их на новое место святых:

  • Серафима Саровского;
  • святителя Иоасафа Белгородского;
  • Патриарха Тихона:
  • святителя Филарета Московского;
  • преподобного Максима Грека;
  • святителя Александра Свирского.

С благословением на Патриарший престол Алексия Второго Православная Церковь вступила в новый период своего развития. Деятельность Святейшего Патриарха затрагивает все сферы жизни в России и постсоветском пространстве. Он участвует в подготовке встречи нового тысячелетия и 2000-летия христианства, проводит конференции и миротворческие форумы.


Служение Алексия ІІ в храме Христа Спасителя, Москва

Помимо посещения церкви и монастыри в русской епархии и за границей, Святейший Алексий ІІ возглавляет выпуск «Православной энциклопедии», благотворительный фонд примирения и согласия, участвует в попечительном совете военного фонда.

Многие страны мира публикуют его работы на самые разнообразные темы, как богословские, так исторические и миротворческие.

Пять раз он был председателем заседания Священного синода. В открытии духовных семинарий, академий, церковноприходских школ Патриарх видел необходимость формирования нового поколения священнослужителей для укрепления православной веры на Руси.

Важно! Придерживаясь принципа невмешательства власти и Церкви, патриарх выступал за новые взаимоотношения между ними на основах душеспасительства. Благодаря кропотливой работе Святейшего Алексия Второго Церкви вернули возможность проводить благотворительную работу, помогая нищим и малоимущим, открывать больницы и приюты. Множество монастырей приобрели статус национальных памятников, что дало им право начать новую жизнь

Благодаря кропотливой работе Святейшего Алексия Второго Церкви вернули возможность проводить благотворительную работу, помогая нищим и малоимущим, открывать больницы и приюты. Множество монастырей приобрели статус национальных памятников, что дало им право начать новую жизнь.

Патриарх Алексий на государственном уровне доказывал, что невозможно возрождение нравственности вне Церкви, и духовная культура может возрастать в тесном сотрудничестве со светской. Как миротворец, святой отец едет на Балканы и Северный Кавказ, его видят на Ближнем Востоке и Южной Осетии. Возникают новые епархии и центры духовного руководства, в отдаленные районы приходит оживленная церковная жизнь.

Трудно найти сферу человеческой и церковной деятельности, в которой не оставил бы своего наследия Светлейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, сохранивший до конца своих дней простоту, терпение, смирение и доступность для всех людей.

Образование и военная служба[править | править код]

Начальное образование получил дома. С до гг. обучался в Лазаревском институте восточных языков, состоявшем тогда из пятиклассной гимназии и специальных классов с трёхлетним сроком обучения арабскому, персидскому, турецкому языкам, а также истории, языкам и культуре стран Востока и Закавказья.

В 1891 г. был переведён в аристократическое учебное заведение — Катковский лицей (с г. Императорский лицей памяти Цесаревича Николая), который окончил в г.

В 1896 г. поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, продолжая жить в лицее. Закончил полный курс в три года и получил учёную степень кандидата прав за своё сочинение Комбатанты и некомбатанты во время войны.

В — гг. находился на военной службе в качестве вольноопределяющегося в 7-м гренадерском Самогитском полку. Вышел в запас в чине прапорщика.

В 1900 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в г. со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета»). Значительное влияние на него оказал тогдашний ректор академии епископ (затем митрополит) Арсений (Стадницкий); инспектором Академии был архимандрит Евдоким (Мещерский).

Сообщение о кончине

За час до полудня, 5 декабря 2008 года, глава пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский объявил о скоропостижной кончине патриарха. Местом исхода Владыки стала собственная резиденция, неподалёку от посёлка Переделкино. По заявлению обслуживающего персонала, Алексий II проследовал в ванную комнату для умывания около 7 утра. Ближе к 8:00 патриарх не вышел к заказному завтраку.

Обеспокоенные служащие направились с проверкой в покои Его Святейшества, но застали двери в спальне закрытыми. В ходе осмотра покоев через уличные окна обнаружилось, что старец, вероятнее всего, находится в ванной комнате. На предложения о помощи Алексий не отвечает.

Незамедлительно была вызвана охрана, сотрудникам которой удалось выломать дверь. Владыку обнаружили лежащим на полу ванной комнаты. Тело уже остывало. Прибывшим медикам ничего не оставалось, как констатировать смерть патриарха от инфаркта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector