Житие и почитание в православии митрополита ионы московского, тексты молитв
Содержание:
Самые известные чудеса
Святитель объединил в себе все евангельские добродетели, за что получил от Господа дар пророчества и исцеления. По молитвам действующего митрополита происходили выздоровления неизлечимых больных и другие необъяснимые явления.
Святитель Иона митрополит Московский помог избавиться от затяжного недуга дочери великой княгини, которая уже находилась на пороге смерти. Праведник не накладывал рук, не давал никаких снадобий. При исцелении людей он полагался только на поддержку Творца и силу молитвы.
Те, кто не верил в божественную помощь, получали строгое наказание. Как рассказывает легенда, однажды некий мужчина усомнился в чудесных исцелениях и стал возводить хулу на Святого Духа. Этот человек старался доказать, что болезни исцеленных закончились самостоятельно, без воздействия свыше. Иона смиренно попросил его не сомневаться и доверять Господу, однако мужчина продолжал насмехаться. Этим он вызвал праведный гнев митрополита, который воскликнул: «Пусть онемеет твой лукавый язык. Умрешь вместо больного». После этих слов наглец тут же лишился дара речи, упал не землю и скончался.
Известна история о том, как чудотворец спас от разрушения Москву, а ее жителей защитил от неминуемой гибели. В 1451 г. татарские племена вторглись на Русь и осадили столицу. Чтобы спасти свой народ, Иона с другими священнослужителями совершил крестный ход и попросил у Бога освобождения от завоевателей. Старец был уверен в том, что вскоре сама Матерь Божия явит свою небесную помощь. Так и случилось: когда пришел праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы, татары покинули Москву, гонимые невидимой силой.
Сын вотчинника
Согласно Житию, Иона происходил из семьи землевладельца Федора Одноуша, вотчина которого располагалась в галичских землях. Точное время рождения святителя Ионы неизвестно. Предположительно, это событие произошло в конце 80-х — начале 90-х годов XIV века. Не много можно сказать и о детских годах святителя. В Житии содержится довольно этикетное для агиографии указание на его раннее — «от юности» — стремление к служению Христу.
Иноческий постриг святитель принял «во едином отъ монастырей въ Галичьской земьли», откуда через непродолжительное время перебрался в Москву «во обитель Пречистыя Богородицы на Симаново». Здесь он трудился в пекарне. Согласно Житию, святитель постригся в двенадцатилетнем возрасте, но и это указание вполне может отражать общее место, характерное для житий русских подвижников. Интересно включенное в состав Жития предсказание митрополита Киевского и всея Руси Фотия о том, что монах Иона «будет велик святитель во странах земли Рускиа».
В годы пребывания Ионы в Симоновом монастыре там произошел раскол братии на сторонников общежительных и келлиотских принципов иноческой жизни. Иона, который тогда «бяше млад», как об этом свидетельствует преподобный Иосиф Волоцкий, занял сторону приверженцев общежительного устава.
Из Симонова монастыря Иона рукополагается в сан епископа Рязанского и Муромского, однако дата хиротонии неизвестна. Духовная грамота святителя Ионы указывает, что он был поставлен во владыки от митрополита «господина и отца кир Фотия», а это значит между 22 апреля 1410-го и 2 июля 1431 года. Согласно русской канонической практике начала XV века, архиерейская хиротония могла совершиться только над человеком, достигшем возраста сорока лет.
По мнению ряда исследователей, какое-то время после вступления на престол великого князя Московского Василия Темного (февраль 1425 года) Иона еще находился в Симоновом монастыре. Из ряда документов известно о некоем Ионе, архимандрите Симонова монастыря в первой половине XV века, а в Супрасльской летописи под 1426 годом упоминается о посылке митрополитом Фотием в Тверь архимандрита Ионы из Москвы, причем из какого монастыря, не указано. Вопрос в том, относятся ли данные сведения к будущему митрополиту. Если это так, то рукоположение Ионы имело место уже в последние годы жизни митрополита Фотия, после 1426 года.
Примечательно, что ближайший предшественник святителя Ионы на кафедре епископов Рязанских и Муромских владыка Сергий Азаков также являлся выходцем из Симонова монастыря. Эта обитель была одним из нескольких основных духовных центров Руси, наиболее часто поставлявших кандидатов для замещения высших постов в русской церковной иерархии.
↑ Интересные факты
- Пророчество, оставленное святителем Фотием. Один раз, будущий святой Фотий, при посещении Симонова монастыря, зайдя в пекарню, узрел спящим уставшего молодого монаха Иону. Во сне, правой рукою, юноша держал благословляющий жест. Тогда митрополит Фокий объявил присутствующим, что этому монаху Господом уготовано быть митрополитом на Руси, наставлять народ на праведный путь. Ещё Фотий предрёк, что Иона святой.
- По достижении 40 лет Иона прошёл обряд рукоположения, потому что в XV веке хиротония совершалась в этом возрасте. После этого святитель получил возможность самостоятельно совершать церковные таинства и обряды.
- Как то святитель, по окончании богослужения, дал боярину, мучимому зубной болью, священного хлеба за которым последовал сильный удар по щеке. Возмутившийся было боярин, обнаружил, что зубы больше не болят.
- Из Жития: излечения больных происходили уже у гроба усопшего Святителя Ионы так же, как и другое чудо. Спустя 10 лет, извлечённые останки для перезахоронения не были прахом, они не истлели.
Тексты молитв
Существует несколько текстов молитв, с которыми принято обращаться к митрополиту Ионе.
Тропарь
Яре́м Госпо́день измла́да восприи́м,/ и Того́ стопа́м невозвра́тным жела́нием после́довал еси́,/ и освяще́ннаго по́двига дости́же,/ святи́тельства па́ству прии́м и чуде́с от Бо́га да́ры прия́т,/ с ве́рою приходя́щим к ра́це моще́й твои́х/ подае́ши разли́чным неду́гом исцеле́ние неоску́дно,/ о́тче наш Ио́но, святи́телю Христо́в,// моли́ Христа́ Бо́га дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Перевод: С детства приняв иго Господне (Мф.11:30) и устремившись бесповоротно по Его пути, ты достиг труда священнослужения, получил паству как епископ и принял дар чудотворений от Бога. Всем с верой приходящим к раке с мощами твоими ты неистощимо подаешь излечения от различных болезней, отче наш Иона, святитель Христов, моли Христа Бога даровать нам великую милость.
Ин тропарь
От ю́ности твоея́ весь сам себе́ Го́сподеви возложи́в,/ в моли́твах и труде́х, и в посте́х, о́браз быв доброде́тели,/ отону́дуже ви́дев Бог твое́ благо́е произволе́ние,/ архиере́я тя и па́стыря Це́ркви Свое́й устроя́ет./ Те́мже и по преставле́нии, честно́е те́ло твое́ це́ло и нетле́нно соблюде́ся,/ Ио́но святи́телю:/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: С юности своей посвятив всего себя Господу, в молитвах, трудах и постах ты был примером добродетели, потому Бог, увидев твое доброе намерение, сделал тебя архиереем и пастырем Своей Церкви. Поэтому и по преставлении, почитаемое тело твое целое и нетленное сохраняется, Иона святитель, моли Христа Бога, да спасет души наши.
Ин тропарь святителю Ионе, митрополиту Московскому и всея Руси, глас 3
Боже́ственною благода́тию просвети́вся/ и по сме́рти показу́я све́тлость жития́ твоего́,/ источа́еши ми́рови благоуха́ния/ притека́ющим к ра́це моще́й твои́х,/ и наро́ди Моско́встии наста́вляеши ко све́ту благоразу́мия,/ Ио́но, о́тче наш,/ моли́ Христа́ Бо́га// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Перевод: Божественной благодатью просветившись и после смерти являя светлость жизни твоей, ты источаешь благоухающее миро, приходящим к раке с мощами твоими, и людей московских направляешь к свету благоразумия, Иона, отче наш, моли Христа Бога даровать нам великую милость.
Тропарь святителям Московским
Первопресто́льницы Росси́йстии,/ и́стиннии храни́телие апо́стольских преда́ний,/ столпи́ непоколеби́мии, правосла́вия наста́вницы,/ Пе́тре, Алекси́е, Ио́но, Фили́ппе и Ермоге́не,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Первосвятители Российские, истинные хранители апостольских преданий, непоколебимые столпы, наставники Православия, Петр, Алексей, Иона, Филипп и Ермоген, Владыку всех молите даровать мир вселенной и душам нашим великую милость.
Кондак
Жела́нием духо́вным по́стническое житие́ соверши́в/ и святи́тельства па́ству прии́м,/ чистоты́ ра́ди теле́сныя и тело́ твое́ Влады́ка Христо́с соблюде́ нетле́нно,/ и Петру́ чудотво́рцу насле́дника тя соде́ла,/ и того́ нра́ву после́довал еси́,/ и учи́теля тя Христо́с Своему́ ста́ду дарова́,/ иде́же лежа́т целе́бныя мо́щи твоя́,/ благоуха́ют, я́ко от кади́ла благово́нна,/ и подаю́т исцеле́ния немощны́м, ве́рою приходя́щим,// святи́телю Ио́но, моли́ Христа́ Бо́га непреста́нно о всех нас.
Перевод: Духовным устремлением ты вел постническую жизнь и принял паству как епископ, из-за телесной чистоты и тело твое Владыка Христос сохранил нетленным и сделал тебя наследником чудотворца Петра, ты последовал его образу и Христос даровал тебя Своей пастве как учителя. Там где покоятся твои исцеляющие мощи, они благоухают, как от ароматного кадила, и подают излечение больным, приходящим с верой, святитель Иона, моли Христа Бога не переставая обо всех нас.
Величание святителям Московским
Велича́ем вас,/ святи́телие Христо́вы/ Пе́тре, Алекси́е, Ио́но, Фили́ппе и Ермоге́не,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу:/ вы бо мо́лите за нас// Христа́ Бо́га на́шего.
Труды
Сохранилось писанное им самим «Евангелие келейное» и 38 учительных посланий, принадлежащих к числу лучших произведений древнерусской церковно-учительной литературы. Из них одни имеют предметом благосостояние государства и порядок внутреннего управления; другие относятся к охране православия от латинства и к борьбе с стремлениями лжемитрополита Исидора; третьи обращены к частным лицам и содержат в себе утешение скорбящим и увещания к святой жизни. Тридцать пять посланий святителя Ионы изданы в «Актах исторических» и «Актах» археогр. ком. и экспедиции. Святитель Иона составил чин поставления в епископы.
Кончина
Скончался 31 марта 1461 г.
За время его жизни и деятельности в русской митрополии произошли два крупных события, которые историю высшего административного управления Русской Церкви обозреваемой первой половины московского периода подразделяют, в свою очередь, еще на две половины.
Одно из событий количественного характера — сокращение внешних пределов русской церкви чрез отделение от нее литовско-галицкой части, которая с тех пор начинает жить своей особенной жизнью, при своеобразных политических и культурных условиях.
Другое — качественного свойства: это начало фактической (хотя и не утвержденной формально) автокефалии Русской Церкви. Поставление самого митрополита Ионы на Москве произошло еще без намерения со стороны русских навсегда выйти из-под власти Константинопольского патриарха. Русские в настоящем случае проявили до излишества скрупулезную каноническую совестливость и не решались сделать того, что они не только с полным правом могли, но, при тогдашних обстоятельствах, даже и должны были сделать, т.е. открыто провозгласить своих митрополитов независимыми от патриархов-униатов. Но такое намерение и решимость сложились, наконец, при жизни митр. Ионы, хотя Константинопольские патриархи в то время стали уже снова православными. Св. Иона сам благословил посредством особой грамоты, положенной на престоле в Успенском соборе — быть своим преемником ростовскому архиепископу Феодосию.
Святитель Иона, митрополит Московский. Иконы
В иконописных подлинниках встречаются следующие описания облика святителя Ионы: «Сед, брада покороче Власиевы, на к мало подвоилась, на главе шапка, сакос»; «сед, аки Власий брадою, риза святительска, оба во амфорах»; «надсед, брада доле Петра митрополита, на концы поуже, в саку»; «сед, брада Сергиева, власы с ушей, в шапке и во амфоре и сакосе, в руке Евангелие. Сак бакан, испод лазорь»; тот же текст с добавлением «ризы крестечныя, сакос празелень. Наиболее ранним изображением святителя Ионы является его надгробная икона из Успенского собора Московского Кремля с образом Пресвятой Богородицы «Моление о народе», с предстоящими избранными святыми и молящимся народом. На ней святитель представлен как молитвенник за христианский род и покровитель государства, а также и княжеского дома, потому что его изображение предшествует фигурам двух князей.
Святитель Иона, митрополит Московский. Середина XVII в. Происходит из деисусного чина церкви Илии Пророка в Ярославле
Святитель Иона, митрополит Московский. Русь, начало XVII в. Минея Март (фрагмент). Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии
После общерусского прославления образ святителя Ионы встречается на предметах, выполненных лучшими мастерами эпохи царя Иоанна IV. В Успенском соборе Московского Кремля сохранились пять надгробных лицевых покровов с образом святителя Ионы, выполненных в середине XVI — начале XVIII вв. Как правило, это вклады московских цариц, изготовленные в их мастерских.
Святитель Иона, митрополит Московский. Мастерские царицы Анастасии Романовны. Шитый покров на раку. Москва, 1547-1552 гг. Успенский собор Московского Кремля. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Святитель Иона, митрополит Московский. Покров на раку. Шитьё. Москва, 1553 г. Успенский собор Московского Кремля. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Святитель Иона, митрополит Московский. Москва. Шитьё
Житийные иконы святителя Ионы встречаются крайне редко. Изображение Ионы часто включалось в композиции икон, прославляющих Московских святых. Известно, что наиболее распространенным был извод с изображением трех святителей Московских: митрополитов Петра, Алексия и Ионы.
Святители Петр, Алексий, Иона и Филипп Московские. Третья четверть XVII в. Происходит из г. Калязина Тверской области. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Святитель Иона изображался в составе Соборов русских святых: на выговских иконах конца XVIII — начала XIX в. и первой половины XIX в. из деревни Чаженьга Каргопольского района Архангельской области, на иконе письма мастера-старообрядца П. Тимофеева, 1814 г.
Образ всех российских чудотворцев. Икона создана на Выге в 1730 г., предположительно, каргопольским иконописцем Даниилом Матвеевым, насельником Выговского общежительства и учеником ее киновиарха — Андрея Денисова. Представляет небесный сонм русских подвижников — хранителей истинного благочестия. Шестой ряд, слева, святители: 88. Иона, митрополит Московский. Москва, ГИМ Святитель Иона, митрополит Московский, на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Митрополит Иона. Москва. 1690 г. Из церкви апостола Филиппа (собор Двенадцати Апостолов) Московского Кремля
Разберись в себе
Если кажется, что тебя преследуют «неудачи», подумай, что ты в жизни делаешь неправильно. Духовный мир неразрывно связан с физическим, человек – это не только плоть и кровь, но и душа. Наши мысли и поступки отражаются на невидимой сфере персонального бытия, хотя это и не заметно глазу. Понятие «неудачник» больше похоже на клеймо, чем на объяснения того, что с нами происходит. Возможно, стоит к чему-то поменять отношение. Может, необходимо перестать совершать какие-то действия, конкретно – грех и беззакония, к которым так склонен человек. Ну а самое главное – нужно довериться Богу. У Него о нас есть Свой замысел, от которого мы, скорее всего, отклонились. Или Бог нас испытывает.
О пророке Ионе у Бога также был замысел – отправить святого на проповедь покаяния в Ниневию. Но Иона не захотел. Чтобы вразумить пророка, Бог послал на корабль, в котором плыл святой, страшную бурю. Иона понял свою ошибку и сделал безумное с точки зрение формальной логики – попросил моряков выбросить его за борт как причину их несчастий. В то же время пророк тем самым полностью предался в руки Бога и его безумное, на первый взгляд, действие есть лишь акт безоговорочного доверия Творцу. Как известно, пророк не утонул, а был поглощен китом. Но и здесь смерть миновала его, что лишь подтверждает тезис о том, что Богу нужно доверять.
Житие святителя Ионы, митрополита Московского
Будущий митрополит Московский и всея Руси Иона родился в 1390-е годы в Костромских пределах, неподалеку от Солигалича, в благочестивой христианской семье. Отца будущего владыки звали Феодором. В двенадцатилетнем возрасте отрок принял постриг в Благовещенском монастыре у погоста Унорож близ Галича, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания. Однажды митрополит Московский Фотий посетил Симонов монастырь и после молебна, преподав благословение архимандриту и братии, пожелал благословить иноков, исполнявших послушание на монастырских работах. Когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука утомленного инока была согнута в благословляющем жесте. Митрополит Фотий просил не будить его, благословил спящего инока и пророчески предсказал присутствовавшим, что этот монах будет великим святителем Русской Церкви и многих наставит на путь спасения. Уже через несколько лет инок Иона был поставлен епископом Рязани и Мурома.
В 1431 году скончался митрополит Московский Фотий. Через пять лет после его смерти за благочестивую жизнь митрополитом Московским и всея Руси был избран епископ Иона. Когда новоизбранный митрополит отправился в Константинополь, чтобы принять поставление на митрополию, то оказалось, что незадолго до того болгарин Исидор уже был посвящен на русскую митрополию. Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский собор, который состоялся в 1438 году, где принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора, и тот вынужден был тайно бежать в Рим (где умер в 1462 году).
На Всероссийскую митрополию единодушно был избран епископ Иона. 15 декабря 1448 года епископ Иона был поставлен на Русскую митрополию. Он бы первым поставлен на Москву своими (русскими) святителями: «по благословению Анастасия патриарха Царя града; ходил сей Иона в Царьград и взял благословение от него, на то, чтобы на Москве митрополит поставлялся Русскими архиепископами и епископами, без того, чтобы ходить к Царю граду, поскольку путь к Царю граду захватили Турки».
При митрополите Ионе были торжественно причислены к лику святых Русской церкви местночтимые святые митрополит Алексий, мощи которого были обретены нетленными при перестройке Чудова монастыря, начатой в 1431 году, и Сергий Радонежский. За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. 30 марта 1461 года, во вторник Страстной недели, митрополит Иона преставился. Погребли его в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Москве, за левым клиросом, напротив преосвященных митрополитов Киприана и Фотия.
И это пройдет
Иногда трудное детство дает нам печальную пищу для размышлений на всю жизнь, хуже всего, формирует негативный и опасный стереотип о том, что мы, дескать, несчастны с рождения. Проблема в том, что когда человек концентрируется на дурных мыслях, то их становится только больше, они пронизывают всю нашу природу и в конечном счете отравляют жизнь. Мы подавляем в себе творческую энергию, заложенную в нас Богом, вместо того, чтобы ее реализовывать себе и ближним на благо. Если вам кажется, что всё совсем плохо, попробуйте подумать о чем-то хорошем и сокровенном, сосредоточьтесь на том, чего хочет ваше сердце. И, главное, помолитесь Богу. Он Источник Жизни и всего доброго и светлого в этом мире. И Он способен изменить ВСЁ конкретно в вашей жизни.
Знаете, маленький пророк Иона ведь рос без отца, с мамой, как бы сейчас сказали, в малоимущей семье. На долю мальчика выпала доля жить во времена голода. Конечно, на Иону тяжким грузом упала и болезнь, которая мучительно убивала его. Можно ли представить более скорбное стечение обстоятельств для маленького человека, ничего в жизни не успевшего сделать? Но Бог послал в дом вдовы из Сарепты Сидонской пророка Илию. И по молитвам святого Иона, находившийся то ли на последнем издыхании, то ли уже умер, был воскрешен гостем. Да, надо еще заметить, что в доме скромной вдовы в это непростое для Израиля время всегда были продукты для приготовления еды. Бог не оставил. И одна из самых несчастных семей вмиг стала счастливой.
Избрание митрополитом Московским и всея Руси
В 1431 г. умер святитель Фотий. Спустя несколько лет его преемником выбрали Иону, отличавшегося редким христианским смирением. В те времена вновь избранному митрополиту нужно было отправиться в Константинополь, чтобы получить посвящение, и Иона собрался в дальний путь. В этот период выяснилось, что еще один человек, болгарин по имени Исидор, претендует на российскую митрополию. Собор русского духовенства отклонил кандидатуру иностранца, после чего Исидор бежал в Рим.
Несмотря на то, что получить благословение в Константинополе Ионе не удалось, он был утвержден на Всероссийскую митрополию. Эти события стали началом автокефалии Русской церкви. В 1459 г. был закреплен новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов, который предусматривал одобрение Собора русских епископов и согласие действующего Московского князя.
В декабре 1448 г. Иона приступил к исполнению своих обязанностей. Он всячески содействовал развитию православной веры на родной земле, заботился о чистоте нравов среди русского народа. Митрополит поддерживал хорошие отношения с великим князем Василием Васильевичем, давал ему мудрые советы, стремился усилить власть Москвы над другими русскими княжествами. При активном содействии Ионы к лику российских святых были причислены митрополит Алексий, а также величайший богоугодник Сергий Радонежский.
Житие святого
Приблизительная дата рождения митрополита – 1390 г. Иона появился на свет в селе Одноушево, неподалеку от города Галича, принадлежащего к Костромской земле. Его отца звали Федором. Родители будущего святого были глубоко верующими людьми и воспитывали сына в соответствии со всеми христианскими заповедями.
В возрасте 12 лет отрок решил посвятить себя безраздельному служению Господу. В этот период он принял монашество в галичской Благовещенской обители. Позже юноша стал послушником Московского Симонова монастыря, где, помимо исполнения иноческих обязанностей, служил пекарем.
Однажды уставший Иона заснул прямо в пекарне, придав своей руке жест благословения. Его увидел Московский митрополит Фотий, посетивший в этот день Симонов монастырь. Он велел не будить молодого монаха и никоим образом не наказывать его. Кроме этого, Фотий сделал предсказание о том, что в будущем Иона станет великим святителем Русской церкви и поможет спастись многим людям.
Пророчеству действующего митрополита суждено было осуществиться. Уже спустя несколько лет Иону, отличившегося за годы иночества строгим соблюдением православных канонов, назначили епископом Мурома и Рязани.
Иона Московский
Родился в 1390-х годах в селе Одноушево близ Солигалича в семье служилого землевладельца по имени Феодор Одноуш. «Иона бысть родом от места города Галича, близ предел казанския земли, разстояния имея от солигаличския яко 6 верст на реке на Святице, родися от отца благочестива, именем Феодора, зовомаго Одноуша, идеже ныне погост по его имени Одноушево именуемое, его же той Одноуш дал в дом соборной церкви Пречистыя, иже на Москве». В 12 лет принял монашеский постриг в Благовещенском монастыре у погоста Унорож близ Галича. Через несколько лет перешёл в Симонов монастырь (Москва), где исполнял послушание пекаря.
С 1431 года — епископ Рязанский и Муромский.
По смерти в 1431 году митрополита Фотия де-факто возглавил Русскую Церковь: в 1432 году он именуется «нареченным в Святейшую митрополию Русскую». Однако междоусобная борьба за великокняжеский престол не позволили святителю выехать в Константинополь к патриарху Иосифу II для посвящения. Тем временем, осенью 1433 года литовский князь Свидригайло послал в Константинополь для посвящения в митрополита епископа Смоленского Герасима. Последний был возведён в Константинополе в сан митрополита всея Руси; но в 1435 году, заподозренный князем Свидригайло в измене, был умерщвлён. После кончины митрополита Герасима в Константинополь отправился епископ Иона; но, в 1437 году прибыв в столицу Империи, узнал, что патриарх Иосиф в 1436 году уже поставил на Русскую митрополию Исидора.
15 декабря 1448 года на Соборе русских епископов в Москве был избран митрополитом Киевским и всея Руси. Его кандидатура не была согласована с Патриархом в Константинополе; однако предполагалось, что он получит благословение в Царьграде post factum
. Но епископу Ионе не удалось пойти в Царьград за посвящением.
В 1458 году Москва отвергла предложение Литвы, привезённое Ивашенцем, о кандидатуре на пост митрополита Григория Болгарина, ученика митрополита Исидора.
Постоянно проживал в Москве и стал последним святителем, имевшим кафедру в Москве, но носившим титул митрополита Киевского.
В 1459 году соборным решением закрепил новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов — Собором русских епископов с согласия московского князя. Таким образом, было положено начало фактической автокефалии Русской церкви, которая отвергла Флорентийскую унию.
Митрополит Иона имел большое влияние на великого князя Василия II, активно участвовал в его деятельности по объединению разрозненных русских княжеств.
При митрополите Ионе были торжественно причислены к лику святых Русской церкви местночтимые святые митрополит Алексий, мощи которого были обретены нетленными при перестройке Чудова монастыря, начатой в 1431 году, и Сергий Радонежский.
Скончался 31 марта 1461 года.
Икона и молитвы к святому
Самое раннее изображение чудотворца – надгробная икона, находящаяся в Успенском соборе города Москвы. Здесь вместе с праведником нарисованы Пресвятая Богородица, избранные праведники и молящийся народ.
На иконах Иона чаще всего предстает в красивых священных одеждах, особом головном уборе и с книгой в руках. Весь его образ напоминает православным христианам о необходимости следовать Господним заповедям, стремиться к сохранению своей души в духовной чистоте.
К митрополиту обращаются в самых разных ситуациях. В молитвах к святителю верующие просят:
- исцелить от болезней;
- защитить от зла и несправедливости;
- сгладить конфликтные ситуации;
- придать сил в борьбе с греховными соблазнами;
- поддержать в духовном возрождении;
- помочь обрести глубокую веру в Бога.
Молиться перед иконой Ионы и обращаться к нему со светлыми просьбами лучше всего в дни святителя. Благодаря этому просьбы приобретают наибольшую силу. Канон митрополиту можно найти здесь.
В России действуют храмы, освященные в честь митрополита Ионы. В Троицком-Голенищеве (территория Москвы) в церкви Живоначальной Троицы имеется придел, названный именем православного чудотворца. Первые упоминания о нем датируются 1627 годом. По решению советских властей в 1939 г. храм был закрыт. Вновь функционировать он начал только с 1991 г.