Пюхтицкий монастырь в эстонии

Суточный круг церковного богослужения

Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом.

В православном богослужении многое заимствовано от ветхозаветных молитвенных обычаев. В частности, началом новых суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой суточного круга является вечерня. На вечерне Церковь напоминает молящимся основные события Священной Истории Ветхого Завета: творение мира Богом, грехопадение прародителей, Моисеево законодательство, служение пророков. Христиане благодарят Бога за прожитый день.

После вечерни полагается служить повечерье. Это своего рода общественные молитвы на сон грядущий, на которых мы вспоминаем сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола.

В полночь должна совершаться третья служба суточного круга — полунощница. Это богослужение установлено для напоминания верующим о втором пришествии Господнем и о Страшном Суде.

Перед восходом солнца начинается утреня. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Утреня — одно из самых длительных богослужений.

Около 7 часов утра полагается совершать первый час. Так названа краткая служба, на которой Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.Третий час (10 часов утра) возводит нас священными воспоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Снятый, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен смертный приговор.Шестой час (полдень) — время распятия Господа, а девятый час (три часа пополудни) — время Его крестной смерти. Этим скорбным событиям и посвящаются соответствующие службы.

Наконец, главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия. В отличие от прочих служб, литургия не только напоминает нам о Боге, но предоставляет возможность реально соединиться с Ним в таинстве Причащения. По времени литургия должна совершаться между шестым и девятым часом.

Современная богослужебная практика внесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерье совершается только в Великом Посту, а полунощница — один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и девятый час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три. Вечером друг за другом совершают вечерню, утреню и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения называется всенощным бдением, то есть бодрствованием в течение целой ночи. Древние христиане, действительно, нередко молились до рассвета. Современные всенощные бдения длятся 2-4 часа на приходах и 3-6 часов в монастырях. Утром последовательно служатся третий час, шестой час и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две литургии — ранняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением часов. В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение содержит некоторые песнопения литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь сегодня

Интересно, что обитель с момента своего образования никогда не закрывалась. Она развивалась и разрасталась новыми зданиями, подворьями и другими сооружениями, которые были призваны создать комфортные условия для всех, кто приезжает сюда.

К примеру, монахи сумели построить очень уютный гостиничный комплекс, где можно отдохнуть и даже получить бесплатное трехразовое питание. Как говорят паломники, в гостинице всегда царит идеальная чистота, а еда — удивительно вкусная и свежая.

На сегодняшний момент в Пюхтицком монастыре трудятся сто двадцать монахинь. В советские времена их количество было значительно больше — сто шестьдесят. Сейчас большинство из них старше тридцати пяти лет и в монастыре остро ощущается нехватка молодых послушниц, которые могли бы внести свою посильную лепту в тяжелый монашеский труд. Однако, несмотря на это, настоятельница очень строго отбирает девушек. Ведь служение Богу — это призвание, а не мимолетный порыв души. Сюда часто приезжают верующие на труд, то есть с готовностью отдают свое время и силы на общее благо. Сестры всегда принимают помощь с большой теплотой и радостью, именно эта необычная атмосфера часто становится причиной желания остаться в этих стенах навсегда.

Патриаршее подворье Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря

Православное Патриаршее подворье Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря (Москва) – действующее представительство указанной женской обители в столице России. Учреждено при Церкви Николы в Звонарях (Москва). Адрес: ул. Рождественка, 15/8 (ближайшие станции метро – Кузнецкий мост, Трубная, Лубянка).

Дата учреждения Подворья

Подворье учредили в 1994 году. Случилось это после открытия вновь в Москве Церкви Николая Чудотворца, что в Звонарях, который официальные власти закрыли в 1930-х годах. Представительство Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря основали при указанном храме.

Архитекторы храма

  • Имя автора первоначального храма, к сожалению, неизвестно.
  • после 1996: Чашкин А.И. – интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
  • 1762-1781: Бланк К.И.

Из истории храма

Звонари и сторожа кремлевских церквей и соборов были поселены слободой (современный Звонарский пер.) около 1505 г. Они поставили для себя церковь Николая Божедомского, в прежнее время при ней был убогий дом. В источниках церковь упоминается с 1619 г. С 1657 года Церковь упоминается как каменная. Впервые в наименовании Церкви обозначение «в Звонарях» появилось в документах, датированных 1677 годом. Приход храма святителя Николая в Звонарях (Николы Божедомского) известен с 1677 года. Дошедшее до наших дней здание Церкви построили в 1762-1781 гг. по проекту архитектора Бланка К.И. на средства графа Воронцова И.

Архитектурный стиль и краткое описание Церкви

Ныне она представляет собой храм, сооруженный в архитектурном стиле барокко. Здание имеет укрупненный, сильно вытянутый по поперечной оси объём и стройный восьмерик с высоким куполом. Крупные детали отделки создают характерной для барокко парадный образ здания. Храм имеет четыре престола. Главный престол освящён во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Правый придел – освятили в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Левый придел посвятили святителю Николаю и святителю Алексию. Малый правый придел устроили в честь преподобного Сергия Радонежского и святителя Димитрия Ростовского. И, наконец, малый левый придел освятили в честь Успения Божией Матери.

Храм после 1917 года

В годы богоборчества и гонений на православную церковь приход храма сняли с юридической регистрации и закрыли. Богослужения в нём прекратили. В 1934 году церковные здания передали для использования светскими учреждениями. Одно время в церковных помещениях размещался склад. Неоднократно возникала угроза сноса. С середины 1960-х годов и до возвращения Церкви верующим она принадлежала Московскому архитектурному институту.

Предистория появления при храме Подворья

Появлению Подворья Пюхтицкого женского монастыря в Москве предшествовали события, происходившие далеко от столицы России – в Прибалтике. С 1961 года заботу о Пюхтицком монастыре проявлял епископ (с 1968 — митрополит) Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер). По его инициативе в монастыре построили дом для «представительских целей» с домовой церковью святителя Алексия и великомученицы Варвары (1986). После избрания митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси и вторичным провозглашением независимости Эстонии монастырь получил статус ставропигиального.

Возвращение Церкви верующим

8 июля 1993 года Святейший Патриарх Алексий II подписал Указ об образовании при храме Святителя Николая в Звонарях Подворья Пюхтицкого монастыря. 22 февраля 1994 года здание храма передали Московской Патриархии для учреждения Пюхтицкого Подворья. 29 августа 1996 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое Освящение главного престола и двух боковых приделов Церкви. Ныне – это действующий православный храм с образованном при нём Подворьем, где протекает полнокровная церковная жизнь.

Святыни

В наши дни в Церкви из почитаемых святынь находятся на хранении:

  • чтимая икона Божией Матери «Взыскание погибших»,
  • икона Успение Божией Матери.

Статус

Церковь, при которой образовано указанное Подворье, является объектом культурного наследия, имеет статус памятника архитектуры и охраняется государством.

Другие православные представительства

Подворье Патриаршее подворье Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря – не единственное подобное православное представительство в столице России. Большой интерес, к примеру, представляют также:

  • Подворье Саввино-Сторожевского Монастыря в Кунцево (Москва), 
  • известное Крутицкое Патриаршее Подворье (город Москва).

История возникновения обители

Возле эстонской деревни Куремяэ есть холм, который с незапамятных времен зовут «святым», по-эстонски Pühtitsa. На нем до сих пор растет дуб, возраст которого ученые-дендрологи оценивают никак не меньше, чем в тысячу лет. По всей видимости, на этом холме у финно-угорских племен было место языческого поклонения.

Вот на нем, оправдывая русскую поговорку «свято место…», в XVI веке два эстонских пастуха увидели необыкновенную женщину, излучавшую неземное сияние. Не посмев обратиться к ней напрямую, эти пастухи сбегали в деревню за односельчанами и, вернувшись, на месте видения обнаружили икону Успения Пресвятой Богородицы. С этого момента Пюхтица стала не языческой, а почитаемой православной святыней.

Явление Пресвятой Богородицы на Пюхтицкой горе

На месте обретения иконы была построена деревянная часовня, в которой и пребывала чудотворная икона до момента начала строительства на этом месте православной обители.

Эстляндский губернатор князь Сергей Владимирович Шаховской

О том, чтобы это святое место приобрело приличествующий его статусу вид, очень радели князь Сергей Владимирович Шаховский, губернатор Эстляндии, и его супруга Елизавета Дмитриевна Шаховская. Их усилиями, в 1885 году на Богородицкой горе, возле дуба, где была обретена икона, построили деревянный двуглавый храм с колокольней, в стенах которого заключили часовню и почитаемую икону.

С этого года в Пюхтице образовался православный приход, который, как и везде, куда приходил свет Православной Веры, выполнял не только сакральные, но и просветительские, а также попечительские обязанности. В городе Йыхви, находящимся в семнадцати километрах от Куремяэ, были открыты приют для сирот, школа, больница, аптека. Все эти благотворительные заведения планировалось, после основания в Пюхтице женского православного монастыря, перенести поближе к нему.

года Высочайшим соизволением Богородицкая гора была передана во владение Русской Православной Церкви. А 15 августа этого же года была открыта Пюхтицкая Успенская женская община. При ней действовали приют для сирот и лечебница.

Строительство Святых врат. На заднем плане первая Успенская церковь. 1892

За три года Пюхтица стала местом молитвенного поклонения и призрения убогих, ее популярность стала столь высока, что княгиня Е. Д. Шаховская ходатайствовала перед Св. Синодом о том, чтобы преобразовать общину в монастырь. Оно было удовлетворено года. К моменту образования монастыря в нем проживали двадцать одна послушница, 22 воспитанницы приюта и две сестры милосердия.

Документальный фильм о Пюхтицком монастыре

Неделя 9-я по Пятидесятнице. Спасение утопающего Петра

Митрополит Сурожский Антоний

Так же, как Петру и другим апостолам, нам трудно поверить, что Бог, Бог мира, Бог гармонии может находиться в самой сердцевине бури, которая как будто готова разрушить и нашу безопасность, и лишить нас самой жизни. В сегодняшнем Евангелии говорится, как ученики покинули берег, где Христос остался наедине, в уединенности совершенного молитвенного общения с Богом. Они пустились в плавание, рассчитывая на безопасность; и на полпути их настигла буря, и они поняли, что им угрожает гибель. Они боролись изо всех своих человеческих способностей, опыта и сил, и однако, смертная опасность нависла над ними; страх и ужас охватил их…

Это интересно: Ростовский Борисоглебский мужской монастырь в Ярославской области

Чудо на Журавлиной горе

Событие, которое и предопределило ещё за два века до строительства появление здесь Пюхтинского монастыря, произошло в 16 веке. А именно на Журавлиной горе произошло явление местным крестьянам Пресвятой Богородицы.

Дева Мария явилась им в сверкающем жемчужном облачении. Первыми увидели её двое крестьян, сначала они попытались её догнать, но явление исчезло. На другой день они вновь увидели ее в сиянии чудесного света, после чего побежали в деревню и сообщили всем остальным. И когда все жители, спустя три дня после первого её появления, собрались вокруг, чтобы посмотреть на явление Девы Марии — на месте где она стояла, открылся родник, наполненный чистейшей ключевой водой.

После Богоматерь начала воспарять вверх и поднималась до тех пор, пока не достигла ветвей древнего дуба, стоящего на самом верху. Она остановилась там на несколько мгновений и исчезла, а изумлённые селяне, взобравшись на вершину горы, обнаружили меж ветвей дуба икону Успения Божьей Матери.

Эти селяне были лютеранами. Они передали найденное сокровище русским крестьянам, исповедовавшим православие. Те построили часовню на вершине Журавлиной горы близ того самого дуба, который теперь считается священным, и перенесли туда саму икону.

Святыня находится теперь в Успенском соборе при обители, а то самое старинное древо тоже до сих пор сохранилось.

Примите к сведению: предполагают, что его возраст дуба около тысячи лет! Древний исполин сейчас ограждён от любопытных туристов, каждый из которых пытается отщипнуть кусочек коры от священного дерева себе на память. Старинная часовня также стоит на своём месте. Правда вокруг неё уже выстроена новая, реконструированная часовня, а старинная находится внутри.

Сама же история обители берёт начало от образования отделения Православного Прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы в 1887 году. Именно члены этого общества решили, что необходимо построить большой новый монастырь в этих краях.

Возьмите на заметку: члены Православного Прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы преследовали сразу несколько целей: сплотить православных верующих, основать приют для девочек, школу и лечебницу для местных жителей.

При выборе площадки для возведения они руководствовались тем, какое место наиболее почитаемо селянами, так как князь Сергей Шаховской, один из благодетелей и учредитель собрания братства, считал, что место основания данного проекта заведомо является действительно чудесным в сознании народа, и его нельзя навязать или учредить самостоятельно.

Выбор пал на нынешнюю Богородицкую гору, то самое место, где явилась Пресвятая Матерь Божья Дева Мария.

Первой игуменьей и настоятельницей решили поставить Варвару.

Монахиня, которую по-настоящему звали Елизавета Блохина, в совершенстве знала церковный устав, что являлось первым и необходимым условием для нахождения её на таком важном посту. Немаловажен был и срок ее службы в церкви, а он составлял почти сорок лет! Она обладала некоторыми медицинскими познаниями, так как прошла курс лекций, умела петь и владела церковным пением, также когда-то находилась в помощницах ризничей.Интересный факт: в обитель кто угодно мог прийти за медицинской помощью и получить её, сестры принимали под своё крыло девочек-сирот и давали им образование

К тому времени там находилось всего пять сестёр, включая монахиню Варвару.

Однако сначала это была просто община сестер, а лишь с 1892 года её учредили как монастырь. В 1892 году началось и строительство самого комплекса. Варвара беспокоилась об его красоте и устройстве, сама собирала пожертвования на строительство, сама проводила закупку церковной утвари. Она же привезла из самого Новгорода и старинную икону 1721 года. По её настоянию обители было пожертвовано множество святых икон.

Завершение строительных работ произошло уже не под надзором Варвары, с 1997 года её служба продолжалась уже в другой епархии — Казанской, а на её место назначили игуменью Алексию.

В 20 веке обители пришлось не на много легче, чем другим. Он пережил ужасные репрессии, а уже в шестидесятых годах, когда по всему Советскому Союзу закрывались церкви и храмы, а монастырские комплексы разрушались и разграблялись, обитель осталась на плаву.

Всё благодаря Патриарху Алексию второму, который приложил огромное количество усилий, и добился отмены закрытия комплекса. С тех пор обитель находилась под его защитой. В 1968 году во главе монастыря стала настоятельница Варвара. А в 1990 году монастырь наконец-то смог освободиться от давления эстонской епархии, так как смог получить звание ставропигиального, после чего остался только под руководством Московской епархии.

Комплекс Пюхтицкого женского монастыря

Пюхтицкий монастырь в Эстонии представляет собой законченный архитектурный ансамбль, который привлекает внимание даже туристов, далеких от православия. Эстонские туристические фирмы включают экскурсию в Пюхтицкий монастырь в свои экскурсионные программы по основным достопримечательностям Эстонии

Даже в период существования СССР Пюхтицкий женский монастырь не был закрыт и продолжал принимать православных верующих. После провозглашения независимости Эстонии монастырь стал подчиняться непосредственно патриарху, то есть Пюхтицкий Успенский женский монастырь принял статус ставропигиального.

Эстонцы и гости страны любят Пюхтицкий женский монастырь не только как место хранения чудотворной иконы Богородицы и святое место, но и как известный памятник архитектуры и как одно из самых красивых мест в Эстонии.

В настоящее время комплекс Пюхтицкого монастыря включает в себя несколько объектов.

Успенский собор

В настоящее время является главным храмом монастыря.

В Успенском соборе, построенном в 1910 году, совершается большинство богослужений. Именно в соборе и находится знаменитая чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, найденная более 400 лет назад.

Кроме того, в главном храме хранятся Пюхтицкая икона Божией Матери, чудотворный образ святителя Николая и другие святыни женского монастыря.

Успенский собор представляет собой и интересную архитектурную достопримечательность. Высота собора составляет от земли до креста 38.4 метра, ширина – 21.3 метра, длина – 40.5 метров.

Собор является трехпрестольным:

  • Главный придел – посвящен Успению Божией Матери;
  • Правый придел – преподобному Иоанну Лествичнику и преподобному Серафиму Саровскому;
  • Левый придел – Николаю Чудотворцу и святому великомученику Димитрию Солунскому Мироточивому.

Иконостас, изготовленный в Санкт-Петербурге из сосны известным резчиком по дереву П. Абросимовым и расписанный мастером церковной живописи Ф

Егоровым, привлекает внимание туристов и паломников. Роспись купола Успенского собора полностью повторяет роспись купола храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Трапезный храм

Храм во имя святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, построенный в 1895 году. Здесь находится трапезная, в которой питаются паломники.

Российские туристы и паломники отмечают, что еда в монастыре, приготовленная из натуральных продуктов, которые получают тут же в монастыре, очень вкусная.

Иногда в трапезном храме также проходят церковные службы.

Сергиевская церковь

Церковь (1895 года постройки), в которой также иногда проходят церковные богослужения. Церковь во имя Сергия Радонежского находится на самой высокой точке Богородицкой горы, откуда открывается красивейшая панорама на окрестности монастыря.

Также в комплексе расположены:

  • Николо-Арсениевский кладбищенский храм, 1885 года постройки;
  • Святые врата обители со звонницей из 10 колоколов, 1893 год;
  • Домовая церковь при богадельне во имя святого Алексия и великомученицы Варвары, 1986 год;
  • Дом для представительских целей;
  • Колокольня Сергиевской церкви, построенная в 1988 году;
  • Крестильная церковь во имя Иоанна Предтечи, возведенная в 1990 году;
  • Часовня у дуба, рядом с которым по приданию было явление Богородицы;
  • Георгиевская часовня, 1989 год постройки;
  • Монастырская гостиница, где размещаются паломники и туристы, приезжающие в Пюхтицкий Успенский монастырь;
  • Хозяйственные помещения монастыря (рукодельные, хозяйственные службы, келейные корпуса).

Тут же на территории женского монастыря находятся святой источник и купальня.

История Пюхтинского женского монастыря

История Пюхтинского монастыря – это история борьбы людей за право верить в то, во что они считают нужным верить и хотят верить.

Как уже было сказано, Пюхтинская обитель стоит на эстонской земле. В давние времена здесь у Журавлиной горы пролегал крупный торговый путь меж эстонскими, новгородскими и псковскими землями. Именно тогда эти места стали занимать русские крестьяне. Они селились здесь и строили свои церкви.Знаете ли Вы, что: когда в 13 веке началась экспансия крестоносцев, людям насильно начали навязывать католическую веру. На тех, кто не хотел менять православную веру на лютеранство, обрушились ужасные гонения. Людей хватали, насильно заставляли причащаться, а тех, кто и дальше продолжал сопротивляться, пытали и казнили.

Храмы, церкви и даже часовенки, которые посещали православные верующие, разрушали и сжигали дотла. Поэтому было на этой земле множество мучеников за православное христианство.

Преподобный Исидор Пелусиот жил в IV-V веках. Родом из Александрии. Вырос в среде благочестивых христиан. Он состоял в родстве с Феофилом, архиепископом Александрийским, и его преемником святым Кириллом

Так в начале 15 века, на реке Оможве, что близ древнего Юрьева, произошло ужасное убийство: пресвитер Никольской церкви Исидор и ещё 72 человека, являвшихся прихожанами этой церкви, были арестованы во время освящения воды в реке, затем два дня их держали в тюрьме, подвергали ужаснейшим пыткам. После их утопили подо льдом в той же реке Оможве, в том же самой Иордане, которую они соорудили, чтобы выйти на праздник Богоявления.

Мы уверены, что Вам будет интересна статья о статуе Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро.

Настоятельницы обители

Успенский ставропигиальный женский Пюхтицкий монастырь в Эстонии сменил уже семь настоятельниц. За все время служения они хранили и поддерживали традиции православной веры и способствовали развитию общины. Расцвет обители связывают с деятельностью Варвары I. С 2011 года делами заправляет матушка Филарета.

Игуменьи:

  1. Варвара I, Елисавета Димитриевна Блохина (1843—1915 гг.). Родилась в семье купца первой гильдии. Вскоре отец скончался и поручил двухмесячную Лизу Царице Небесной, надеясь, что «Сама Владычица будет покровительницей и руководительницей всю ее жизнь». В возрасте десяти лет девочка поступила в Крестовоздвиженский Костромской монастырь. Она в совершенстве изучила церковный Устав, проходила клиросное послушание, была искусной золотошвеей, замечательной певчей и чтицей, получила диплом сестры милосердия Красного Креста. 12 августа 1887 года Елисавета приняла постриг в монашество и нареклась Варварой. Через год ее направили в Эстляндию. В 1891 назначена Управляющей общины, а в 1893 — посвящена в сан игуменьи. Стала первой строительницей обители, осуществив проект М. Т. Преображенского. При ней учреждены детский приют, училище, богадельня, лечебница и аптека.
  2. Алексия I, Анна Михайловна Пляшкевич (1847—1923 гг.). Родилась в семье священника, рано осталась сиротой. В десятилетнем возрасте поступила в Спасо-Бородинскую пустынь. Вышивала в рукодельной, училась писать иконы, пела и читала на клиросе. Через 14 лет переведена в Московский Страстной монастырь, в то же время приняла постриг в рясофор и нареклась Аркадия. В 1891 году была пострижена в мантию с наречением в честь святого Алексия. Через шесть лет назначена настоятельницей женской обители и посвящена в сан игуменьи. При ней были значительно расширены благотворительные учреждения и открыта школа живописи. Во время русско-японской войны женская община оказывала помощь раненым воинам. В 1910 усердием Алексии I сооружен Успенский собор.
  3. Иоанна, Анна Алексеевна Коровникова (1867—1943 гг.). Духовная дочь Иоанна Кронштадтского, пострижена в монашество в 1908 году. Через 12 лет утверждена настоятельницей. В годы Второй мировой войны обитель активно оказывала помощь инвалидам и раненым, заботилась о военнопленных.
  4. Алексия II, схиигумения Сергия (Голубева) (1881—1953 гг.). Поступила в монастырь в 1896 году. В 1943 была посвящена в сан игуменьи. Она с любовью проявляла большую заботу о насельницах общины и ближних.
  5. Рафаила, Параскева Филипповна Мигачева (1883—1961 гг.). В 1902 облечена в апостольник, в 1912 — в рясофор, в 1925 приняла монашеский постриг с именем Рафаила. Через 22 года возведена в сан игуменьи.
  6. Ангелина, Людмила Дмитриевна Афанасьева (1894—1973 гг.). В 1920 была пострижена в монахини, до этого работала старшей медсестрой в хирургическом отделении. В 1965 награждена орденом святого князя Владимира III степени.
  7. Варвара II, Валентина Алексеевна Трофимова (1930—2011 гг.). В 1952 году стала послушницей женской обители, в 1958 приняла постриг в монахини. Через 10 лет назначена настоятельницей. Ее усердием монастырь сильно преобразился. Возведены новые здания: Иерусалимский корпус, дом для представительских целей, архиерейский дом, гостиницы для паломников, купальня, крестильный храм и многочисленные хозяйственные и жилые постройки. Устроена электромельница и проведено центральное отопление. Впервые расписаны Святые врата и Успенский собор, позолочены кресты церквей и реставрированы все храмы.

История основания обители

Пюхтицкий женский монастырь расположен в местности называемой по-эстонски Куремяэ, что переводится как Журавлиная гора. Неслучайно, что именно в этом местности возникла обитель, ведь тут проходил древний торговый путь между Новгородом и Таллинном (в древности назывался Колывань). Поэтому с течением времени возникли русские поселения, а значит, появилось и православное население.


Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь, Эстония

Предание, отраженное в летописях XVI века, отмечают, что жители окрестных сел не раз видели в сиянии Пресвятую Богородицу, а в одном месте, где она явилась, забил источник.

Интересный факт! Именно эстонцы-лютеране нашли в расщелине дуба на вершине горы икону Успения Пресвятой Богородицы, которую передали православным. На месте обретения иконы была воздвигнута часовня.

И только спустя столетия после всех этих событий, на Журавлиной горе был основан Пюхтицкий Успенский женский монастырь в истории, которого можно выделить несколько этапов.

  1. В 1887 году открыта школа с приютом для девочек и мальчиков. Принимали туда детей, не различая их исповедание.
  2. В 1888 году здесь поселилась монахиня Варвара (Блохина), приехавшая из Костромского Богоявленского монастыря вместе с еще пятью монахинями.
  3. В 1891 году указом Святейшего Синода в Пюхтицах открыта монашеская женская община, преобразованная в 1893 году в Пюхтицкий Успенский монастырь.

Важно! Особенно много сделали для открытия монастыря и дальнейшего попечение о нем губернатор Эстляндии Сергей Васильевич Шаховской и его жена Елизавета Дмитриевна, оба они похоронены на территории обители. На новый монастырь в Эстонии не раз жертвовал деньги св

праведный Иоанна Кронштадский. В благодарность насельницы подарили ему список с явленной иконы Успения Божией Матери, который св. Иоанн всегда имел при себе до самой своей смерти

На новый монастырь в Эстонии не раз жертвовал деньги св. праведный Иоанна Кронштадский. В благодарность насельницы подарили ему список с явленной иконы Успения Божией Матери, который св. Иоанн всегда имел при себе до самой своей смерти.

Впоследствии этот список также прославился и получил особое название — Пюхтицкий.


Богослужение в Пюхтицком женском монастыре

После революции 1917 года Эстония становится самостоятельным государством. Пюхтицкий монастырь в Эстонии продолжает развиваться и действовать и даже после присоединения Эстонии к СССР, советские власти не решились его закрыть. Таким образом этот монастырь, один из немногих в Русской Церкви, не закрывавшийся со дня своего основания.

Доклады:

Протоиерей Николай Соколов

«Он был молитвенником пред лицом Божиим за нашу землю»

/XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения

Протоиерей Николай Соколов

Деятельность архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в годы Великой Отечественной войны

/XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения

Архимандрит Михаил (Бикович)

Связь монашества Русской и Сербской Православных Церквей в 20–40-е годы ХХ века

/XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения

Игумен Дионисий (Шлёнов)

Богословие победы в святоотеческой традиции

/XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения

Иеромонах Пафнутий (Фокин)

Воин Христов. Духовный облик и жизненный путь архимандрита Кирилла (Павлова)

/XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения

Протоиерей Александр Чесноков

«Были крепки на войне» (Евр. 11:34). Глинские старцы на фронте

/XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения

Протоиерей Николай Соколов

«Он был молитвенником пред лицом Божиим за нашу землю»

/XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения

Протоиерей Николай Соколов

Деятельность архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в годы Великой Отечественной войны

/XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения

Архимандрит Михаил (Бикович)

Связь монашества Русской и Сербской Православных Церквей в 20–40-е годы ХХ века

/XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения

Игумен Дионисий (Шлёнов)

Богословие победы в святоотеческой традиции

/XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения

Иеромонах Пафнутий (Фокин)

Воин Христов. Духовный облик и жизненный путь архимандрита Кирилла (Павлова)

/XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения

Протоиерей Александр Чесноков

«Были крепки на войне» (Евр. 11:34). Глинские старцы на фронте

/XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения

Внутри Успенского собора

Успенский собор Пюхтицкого монастыря снаружи выглядит по монашески-собранным, но не суровым, скорее, наоборот, приветливым. Тут надо отдать должное архитектору: какое-то очень верное решение нашел он для соборного храма женского православного монастыря в лютеранском краю.

Теплое, матерински-обнимающее впечатление поддержано интерьером, решенным в светлых и нежных тонах. Иконостас — белый с золотом, стены — палевые, на полу — опрятный и изящный ковер из метлахской плитки.

В убранстве Успенского собора сочетаются торжественность и почти домашняя уютность. И у паломника, входящего под своды этого храма, рождается чувство, что наконец-то он вернулся — пусть ненадолго — в тот единственный дом, где он будет понят без лишних слов, обогрет и утешен; где сможет набраться сил, для того чтобы идти дальше. И встречает его образ Божией Матери, написанный над главным иконостасом: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни».

Иконостас отсылает, в отличие от внешнего оформления собора, не к древнерусской, а к барочной эпохе. Выполненный в петербургской мастерской Петра Абросимова, он исключительно наряден и легок. Иконы в иконостасе — письма Федора Егорова, тоже петербуржца. Стиль их уверенно можно определить как академический, наиболее соответствующий раме иконостаса. Под стать ей — иконостасы боковых приделов.

В начале 1970-х годов в Успенском соборе устроили отопление. Теперь совершать богослужения стало возможно круглый год. Тогда же храм впервые расписали сценами из Священного Писания и апокрифов, посвященных земной жизни Пресвятой Богородицы.

Росписи в целом выдержаны в академическом стиле, за исключением разве что образа Господа Вседержителя в главном куполе: это изображение стилистически ближе к образцам церковной живописи начала XX века. По типу это Синайский образ Господа Вседержителя.

Саша Митрахович 06:55

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector