Монастыри ростова великого. почему эти места заставляют возвращаться вновь и вновь

Церковно-храмовый ансамбль

Самым старым храмом является собор Зачатия праведной Анны, возведенный по приказу митрополита Иона в конце 1680-х гг. При первом освящении он получил название Троицкий, а немного позже — Зачатьевский. Здание собора высокое, имеет мощные фасады, которые делятся на несколько частей. С виду храм — это пятикупольное строение, центральный купол которого расположен на световом барабане, а другие — на глухих. Их расцветка — золотой (главный купол) и синие (малые купола) – связана с Пресвятой Богородицей.Внутри собор украшен фресковой живописью, которую делали ярославские мастера. Деревянный иконостас изначально был заменен обычной каменной стеной с росписями. Гораздо позже иконостас был все-таки сделан, покрыт позолотой и иконами. На его изготовление потрачено одну тысячу рублей — для 18 века это была огромная сумма. Собор приобрел большую известность в христианском мире в середине XVIII века — когда под полом были найдены мощи святого Арсения.Возле комплекса возведена церквушка в честь святителя Иакова, которую несколько раз перестраивали и увеличивали. В результате была сооружена Яковлевская церковь, имевшая классические формы и органично вписавшаяся в общий ансамбль монастыря. Ее внешнее и внутреннее убранство имеет строгие черты, роспись сделана Т. Медведевым. К храму в подклете в начале XX века достроена Воскресная церковь, где разместили часовню Гроба Господнего.Очень похожим на Яковлевскую церковь является храм святителя Димитрия. Его возвели на средства ростовского графа Н. Шереметьева, который в конце 18 века пригласил из Москвы зодчих и мастеров. Как и церковь, храм множество раз менял внешнюю и внутреннюю архитектуру, из-за чего в конечном варианте наметилась определенная диспропорция в размерах. На самом верху находится купол, расположенный на четверике. Его венчает главка, дополненная более маленькими по краям четвериками. На фасаде находятся портики, имеющие колоны, барельефы. Внутри строение расписано иконами и фресками, над которыми трудился изограф П. Рябов.Еще одним важным строением в ансамбле монастыря стала колокольня, имеющая три яруса — ее крыша заканчивается высоким шпилем. На строительство ушло десять лет, к концу же 1780-х гг. она приобрела черты стиля классицизм. Все это позволило колокольне гармонично смотреться рядом с соседними зданиями, возведенными в том же стиле. Дополнили классические формы колоны, пилястры, руст. Рядом с ней были сооружены кельи и покои настоятеля. В монастырь ведут двое ворот — со стороны озера и дороги.

Особые даты в истории монастыря

В Спасо-Яковлевском Дмитриевом монастыре несколько раз в году — в строго определенные даты — совершаются крестные ходы. К таковым относятся 27 ноября, 21 сентября и 6 августа. Кроме того, сюда постоянно съезжаются паломники – чтобы поклониться мощам святых, а также желающие излечиться от тяжелых болезней. Круглый год церкви и храмы святыни принимают посетителей, которых интересуют находящиеся здесь мощи, ее история и архитектура. Открыт монастырь и для монахов со всего православного мира, для которых приготовлены специальные кельи.

Покровительство дома Романовых

Монастырь в XVII веке находился под защитой царской семьи. Сначала здесь хранился большой колокол, называемый Царским. Елизавета Петровна передала сюда и серебряную раку, в которой хранятся мощи святителя Димитрия. Екатерина II способствовала объединению женской и мужской обителей, постоянно защищала их от упразднения.

Современное состояние и время работы Петровского монастыря

Сегодня Петровский монастырь – это действующая мужская обитель, где проживает настоятель и братия. Монастырь, хоть и с большим трудом возрождается. Здесь ведутся реставрационные работы и восстанавливаются старые здания, а также работает воскресная школа, в которой занимаются 90 детей, и существует собственная иконописная мастерская.

Попасть на территорию монастыря и сделать пожертвования на восстановление храмов может любой желающий. Богослужения по будням начинаются в 7.30 и 9.30. По субботам в 17.00 проходит всенощное бдение. А по воскресеньям в 9.00 — литургия.

Особо почитаемыми монастырскими святынями являются иконы, изображающие Петра царевича Ордынского, момент явления этого святому апостолов Петра и Павла, а также образ Успения Божией Матери, привезенный в монастырь из обители Вепрева Пустынь.

Великая, святая Русь!

Весть о новом святом быстро разлетелась в православном мире. Русские люди свято верят в чудеса. Жители Темерницкой крепости в честь нового святого решили переименовать своё поселение-крепость и назвать её в честь святителя Димитрия Ростовского.

Слобода вокруг этой крепости стала называться Ростовской. А позднее, там возник город Ростов. И чтобы не было путаницы с именами городов, к его названию стали прибавлять «на Дону». Так и возник Ростов-на-Дону. А в центре города стоит памятник святителю Дмитрию.

Вот так и появилось в России два города с одинаковым названием. И что интересно, во втором городе, который расположен на Дону, проживает сейчас более 1 миллиона человек. В то время как в более старинном Ростове Великом — всего чуть более 30 тысяч.

А на территории монастыря продолжалось каменное строительство и обустройство его земель. В начале 20 века восхитительный колокольный звон Яковлевского монастыря создавали 22 колокола. Самый большой из них весил около 13 тонн, и считался одним из трёх самых тяжёлых колоколов Ростова Великого.

Был здесь разбит и великолепный сад с плодовыми деревьями. Для ухода за растениями нанимали садовника, который получал 10 рублей в год! Тогда это были большие деньги…

Современный облик обители

Все три храма, находящиеся на территории монастыря, выстроены в единую линию вдоль восточной стены обители — это придаёт внешнему облику монастыря строгий классический вид.

Зачатьевский собор

Зачатьевский собор (1686)

Современное здание собора (первоначально освящённого в честь Троицы) выстроено в 1686 году в узорочном стиле. Своды поддерживают четыре столпа. Алтарь отделён каменной стеной с иконостасом. Между столпами и стенами переброшены арки.

В XIX веке собор был окружён пристройками. Северный каменный Иаковлевский (первоначально — Зачатьевский) придел выстроен в 1725 году. Паперть собора возведена в 1836 году. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов: слева погребены гробовой иеромонах Амфилохий (ум. 1824) и архимандрит Иннокентий (ум. 1847), справа — Полежаевы Михаил Михайлович (ум. 1876) и Вера Леонидовна (ум. 1885).

Внутри сохранились фрески 1689 года. На алтарной стене (на уровне  — в правой нише) сохранилась надпись в четыре ряда:

Фрески выдержаны в жёлтых, голубых, коричневых тонах. В стенных нишах по сторонам иконостаса изображены: справа — святые праведные Иоаким и Анна, слева — святитель Иаков. В верхнем ярусе настенных росписей изображены ветхозаветные события, связанные с праотцем Авраамом и явлением ему Святой Троицы. Нижний ярус стен расписан фресками на евангельские события. На столпах изображены воины-мученики.

Димитриевский собор

Димитриевский собор Спасо-Яковлевского монастыря

Димитриевский собор нередко именуют Шереметьевским в честь его строителя — графа Н. П. Шереметева, а также его сына Д. Н. Шереметева (устроившего здесь в 1869—1870-х годах новый иконостас) и внука С. Д. Шереметева (также сделавшего несколько крупных вкладов в обитель).

Собор возведён в —1801 годах в классицистическом духе по проекту московского архитектора Е. С. Назарова и крепостных зодчих Шереметева Миронова и Душкина. Храм бесстолпный, огромный купол опирается на сильно выступающие пилоны, украшенные двумя парами пилястр, выполненных из искусственного мрамора. В соборе очень светло благодаря окнам алтаря, высоким боковым окнам и продолговатым окнам барабана.

Интерьер Димитриевского собора

Перед входом в храм — трапезная со сводчатыми перекрытиями, которые опираются на два квадратных столпа. В трапезной два придела, посвящённых св. Дмитрию Солунскому и св. Николаю Чудотворцу.

Димитриевский храм построен как холодный; отапливались лишь приделы, где службы совершались круглогодично.

Первоначально все иконостасы храмы были деревянными, однако в 1860-х годах иконостас главного храма были заменен на новый — в виде триумфальной арки из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского).

Храм украшен лепниной работы Ивана Фохта и Г. Замараева.
Главное скульптурное изображение храма — «Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского» — находится на фронтоне северной стороны.

Стенные росписи исполнены большей частью ростовским художником Порфирием Рябовым в начале XIX века. В центральном куполе изображена Святая Троица, на двенадцати овалах — апостолы, на парусах евангелисты, на стенах — мученица Александра, преподобный Иларион, св. Александр Невский, св. Сергий Радонежский, на столпах — св. Леонтий Ростовский, св. Николай Чудотворец, в трапезной — орнаменты и сцены из жития св. Димитрия Ростовского.

Вид со стен монастыря на озеро Неро

Часовня Св. Иакова над Святым источником в монастыре

Яковлевская церковь

Храм св. Иакова Ростовского выстроен в 1836 году на месте старого Иаковлевского придела Зачатьевского собора. Строительство собора было осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства графини А. А. Орловой-Чесменской.

Храм пристроен вплотную к Зачатьевскому собору и имеет с ним общую паперть. Яковлевская церковь была тёплой, отапливалась круглый год (в отличие от летнего Димитриевского и нерегулярно отапливаемого в XIX веке Зачатьевского соборов).

Росписи, выполненные Тимофеем Медведевым, не сохранились.

Колокольня

Возведена во второй половине XVIII века. Трёхъярусная, довольно простая по архитектуре, она несколько теряется на фоне храмов монастыря. Отделка колокольни отличается лаконичностью.

Количество колоколов менялось на протяжении времени: в конце XVIII века их было 4, к началу XX века их было 22, причём самый большой весил 12,5 тонн (около 3 тыс. пудов).

Надкладезная часовня Св. Иакова

Построена над источником, который известен местным жителям с давних пор, считается целебным и, по легенде, связан с именем Св. Иакова (хотя достоверных подтверждений этому не имеется).

Деревянная часовня возведена в 1996 году (архитектор — М. Панкратов, Москва).

О расположении и названии

Полное наименование монастыря звучит так – Спасо-Яковлевский Димитриев мужской. Что означает длинный набор слов? И еще вопрос – почему один из его храмов находится за пределами монастырских стен? Начнем с названия. Точнее, с конца названия.

Многие улыбнутся: «Ну, то что мужской – понятно, раз там живут только мужчины».

А вот сами монахи так никогда не скажут. Во-первых, они приходят в монастырь НЕ жить, но – спасаться. А во-вторых, неверно утверждать, что там находятся одни мужчины. Нет обителей только с монахами-мужчинами или исключительно с женщинами-монахинями.

Дело тут вот в чем: любое церковное таинство проводится только священником-мужчиной. Поэтому для совершения обрядов мужское присутствие обязательно в женском монастыре, с другой стороны, в мужских монастырях всегда есть мирские женщины, выполняющие те или иные работы, к примеру, на кухне или в пекарне.

Недавно узнала вовсе удивительное: оказывается, на Житомирщине вот уже полвека существует – и не католический, а православный! – Мужской, и, одновременно, женский монастырь. В тихом пристанище Свято-Георгиевской обители поселка Городница вместе молятся и трудятся 46 сестер и 40 братьев …

Идем дальше. Благодаря обретенным в 1757г. мощам митрополита города Ростова Димитрия, в знак уважения к этому святому, к названию добавилось Димитриев.

А ранее, в 1389 году в Ростове занимал епископскую кафедру Иаков. Любопытный момент: Был он НЕ только современником заступника и молитвенника земли русской преподобного Сергия , но и его земляком.

Высоко взлетел Иаков, выходец из простых крестьян, за благочестивую жизнь свою удостоился быть поставленным епископом. Но судьба предназначила ему неожиданно отложить все апостольские дела и основать маленькую обитель, которая потом пышно разрастется в Спасо-Яковлевский монастырь Ростова Великого.

Случилось так, что в эту пору была осуждена на казнь некая ростовская женщина. За какие провинности последовало столь строгое наказание, летопись умалчивает, туманно называя их «беззакониями». Но несчастная бросилась к ногам Иакова, умоляя о снисхождении. Глава епархии проявил милосердие и «не выдал ее на смерть», избрав карой преступнице покаяние.

Это так возмутило ростовского князя и граждан города, что они изгнали сразу ставшего неугодным епископа.

Изгнанный Иаков вышел к озеру, снял свою святительскую мантию, расстелил ее на воде, встал на нее и поплыл. Люди бежали по берегу вслед за чудом и умоляли простить их. Плащ пристал к берегу, святой простил раскаявшихся ростовчан, забыл нанесенную ему обиду, но назад в город не вернулся. Так на этом месте возникла святая обитель, в которой соорудили братские кельи с деревянной церковью в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Здесь же в Яковлевском монастыре и закончил Иаков свои дни.

Но, надо заметить, вблизи незапланированно возникшей обители, вот уже больше века существовал еще один монастырь – Спасо-Песоцкий. Его, в самый разгар монгольского нашествия, основала необыкновенная женщина – ростовская княгиня Марья Черниговская. Из всего монастырского ансамбля до нас дошло единственное сооружение – Спасо-Преображенский собор, перестроенный в камне в XVII веке.

В 1765 году императрица Екатерина Великая упразднила древнюю обитель Спаса на Песках. Земли отошли государству, а все храмы и здания, ему принадлежавшие, были приписаны к Спасо-Яковлевскому Дмитриеву мужскому монастырю. Принадлежать-то они стали, но физически так и остались на прежнем месте. Вот почему так оказалось, что Церковь Спаса Преображения находится вне каменной стены с башнями, ограждающей существующую обитель.

Фото и описание

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь расположен на берегу озера Неро. Он был основан в 1389 г. У монастыря – богатая и длинная история. На этом месте первоначально было заложено два монастыря: Спасо-Песоцкий женский и Яковлевский мужской . Женскую обитель основала в середине 13 в. дочь князя Михаила Черниговского Мария, являвшаяся женой князя Василька Ростовского, который погиб в 1238 г. в битве на реке Сить. После такой потери княгиня ушла от мира и за пределами города основала монастырь Спаса Преображения, его также называли Княгининым монастырем. Здесь Мария прожила всю оставшуюся жизнь, а перед смертью приняла монашеский постриг. От обители сохранился только храм Спаса на Песках. По указу Екатерины II в 1764 г. женский монастырь упразднили и приписали к Яковлевскому.

Почти через 100 лет после основания женского монастыря рядом был основан мужской. Заложил его епископ Ростовский, Святитель Иаков. Отказавшись выдать горожанам для казни женщину, святитель был изгнан из города. Но, выйдя из города, Иаков на глазах многих ростовчан проплыл по озеру чудесным образом на расстеленном плаще. Он остановился рядом со Спасским Княгининым монастырем, где им и была заложена новая обитель. Она была названа Зачатьевской. После кончины Иакова монастырь стали называть Яковлевским. Постройки этих монастырей были деревянными. Поэтому не дошли до нашего времени.

С течением времени оба монастыря беднели и разрушались. Но митрополит Иона Сысоевич поддержал Яковлевский монастырь, поставив над могилой св. Иакова каменную церковь и перестроив Зачатьевский собор в 1686-1691 гг. Монастырь был приписан к Архиерейскому дому.

В начале 18 в. в Ростов приехал святитель Димитрий, Он был поставлен митрополитом монастыря. В 1709 г. по его завещанию он был погребен в Зачатьевском (Троицком) соборе.

Самым старым зданием монастыря является собор Зачатия праведной Анны. Его строительство было начато в 1686 г. при митрополите Ионе. Сначала его освятили как Троицкий, в 1754 г. он стал Зачатьевским. Центральная глава храма стоит на световом барабане, а четыре боковых − на глухих. Малые купола – синего цвета с золотыми звездами, центральный – золотой. В 1689-1690 гг. храм расписали ярославские мастера, его фрески до настоящего времени являются лучшими образцами изографического искусства Ярославля. В 1752 г. под полом этого собора были обнаружены мощи митрополита Ростовского, св. Арсения, возле которых стали происходить чудесные исцеления, тогда Синодом было принято решение о прославлении этого святителя.

В том же 1752 г. к стене Зачатьевского собора была пристроена первая Яковлевская церковь. В 19 в. ее разобрали и построили заново. Яковлевская церковь несколько меньше Димитриевской, но очертания, формы и детали декора их схожи.

В начале 20 в. владыка Иосиф, последний настоятель монастыря, устроил в подклете храма Воскресенскую церковь с часовней Гроба Господня внутри.

Димитриевская церковь начала строиться в 1794 г. на средства, выделенные графом Н.П. Шереметевым. Для строительства он привлек зодчего из Москвы, Елизвоя Назарова, и крепостных мастеров – Миронова и Душкина. Алексей Миронов строил много для графа Шереметева, работал в его усадьбах Останкино и Кусково. Дмитриевский храм построен в стиле классицизма, но в процессе строительства его проект несколько раз корректировался, поэтому, несмотря на красоту и проработанность отдельных элементов здания, в общем, оно смотрится не совсем пропорциональным. Храм увенчан большим куполом с одной главкой. На углах четверика – маленькие главки. Фасады здания со всех сторон украшены многоколонными портиками ионического и коринфского ордера, мелкие портики – на окнах, многочисленные барельефы. По мнению И. Грабаря, фигуры и барельефы, колоннаду западного портика, вполне мог сделать архитектор Кваренги. Стены храма расписал в конце 18 в. ростовский изограф, мастер Порфирий Рябов.

Восточнее всех храмов расположена трехъярусная колокольня, увенчанная шпилем, относящаяся к 1776-1786 гг. Она украшена довольно сдержанно, в классическом стиле, пилястрами и рустом, парами колонн, и выполняет роль высотной доминанты монастыря.

Келейные здания и настоятельские покои были построены в 1776-1795 гг. Они выдержаны в стиле классической жилой архитектуры 18 в.

В монастырь с двух сторон ведут ворота − от озера и от дороги.

В советские времена, в 1923 году монастырь был закрыт, а в 1928 г. запретили богослужения в его храмах. Его настоятель Иосиф был арестован, он погиб в ссылке. В монастырских зданиях долгое время располагались жилые помещения, склады, детский сад. В 1920-е гг. этот памятник лишился многих ценных икон и прочей церковной утвари, которые бесследно исчезли.

История Спасо-Яковлевскго Дмитриев монастыря

На озере Неро в XII -XIV веках велось активное возведение церковных объектов, появление которых должно было способствовать укреплению позиций христианства. В середине 1250-х гг. здесь возникает женская обитель, основанная княгиней Марией Михайловной. После смерти своего мужа — князя Василька Ростовского – она решила уйти в монастырь и перед смертью принять постриг. Заложенное Марией сакральное сооружение получило название Спасо-Песоцкий, или Княгинин монастырь. От той обители сохранился лишь храм Спаса.В конце 1380-х гг. святителя Ростовской епархии Иакова изгнали из города местные жители. По преданиям, он переплыл озеро на плаще и сошел на берег около Спасского монастыря. Тут-то им и была заложена мужская обитель, называвшаяся сначала Зачатьевской, а после — Яковлевской. Через несколько лет Иаков умер и был похоронен около главной церкви. Спустя полтора столетия его причислили к Святым. В то время практически все религиозные строения были деревянными, как следствие, уже к концу 1680-х гг. стали приходить в упадок. Митрополит Ростовский Иона решил заняться восстановлением обителей. Так, над могилой Иакова построена церковь, на месте же Зачатьевского монастыря возвели новые каменные церкви и храмы. Освящение святыни состоялось в 1691 г., названа она в честь святой Троицы. С начала XVIII века митрополитом в монастыре назначен святитель Димитрий, позже похороненный в Троицком храме и причисленный к Святым через несколько десятилетий. Обосновано это тем, что возле его мощей происходили чудеса: исцеление больных, прозревание слепых, душевное восстановление неверующих и маловерующих.Одновременно с обновлением мужской обители происходило восстановление женской. В 1764 г. их объединили, освятив как Спасо-Яковлевский монастырь, а в 19 веке было додано имя Дмитриев — в честь святителя Дмитрия. В течение второй половины 18-19 веков храм обновлялся за счет реставрации существующих построек, произведена замена деревянной ограды с башнями на каменную. Позже возведены постройки для жилья и ведения хозяйства, колокольня, храм святителя Димитрия и церковь святителя Иакова. Именно в этот период монастырь приобрел свой современный вид: окружали его стены с башнями по периметру и над воротами, парадный двор и три храма, напротив которых расположились двухэтажные строения для монахов, колокольня, хозяйственная зона.В 1920-х гг. в жизни обители произошли значительные изменения. Сначала ее закрыли, а потом там и вовсе отменили проведение служб. Территорию монастыря отдали под квартиры, склады и детский сад. Большая часть икон и церковной утвари были вывезены в неизвестном направлении. Только через 70 лет монастырский комплекс вернули под юрисдикцию православной церкви. Тогда же в него переехало 11 монахов, которые и начали постепенное восстановление строений. Важным событием стала передача мощей святителя Димитрия и преподобного Авраамия обратно, на территорию монастыря. В самом начале 2000-х гг. здесь открыто духовное училище, миссионерский и медицинский центры.

История Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

На берегу озера, где возвышается комплекс современного монастыря, с середины XIII века стояли храмы женской обители. Ее основательницей считается Мария, приходившаяся дочерью князю Михаилу. Она была замужем за ростовским князем Васильком Константиновичем. В 1238 году страшная трагедия вошла в жизнь Марии. Княгиня потеряла супруга, который погиб во время битвы с татарами на реке Сить. Став вдовой, Мария жила в новой Спасо-Песоцкой обители до своей кончины, а незадолго до смерти постриглась в монахини. В честь нее монастырь долгое время называли Княгининым. Сегодня напоминанием о древней женской обители служит сохранившаяся церковь Спаса на Песках.

История мужского монастыря начинается на 150 лет позже женского – в 1389 году. Его стали строить рядом с Княгининой обителью, благодаря решению епископа Ростовской епархии святителя Иакова. Первоначально новый монастырь именовали Зачатьевским, а после кончины Иакова обитель стали называть его именем.

Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро зимой

Со временем храмы на обеих монастырских территориях ветшали. В 60-х годах XVIII века более богатый женский монастырь был упразднен указом императрицы Екатерины II, а его земли и здания отданы мужской обители. Свежее дыхание монастырской жизни пришло вместе с митрополитом Ионой, который прославился возведением каменного Ростовского кремля. В конце 80-х – начале 90-х годов XVII века митрополит вложил средства в строительство кирпичной церкви над местом погребения святителя Иакова и построил в камне старый Зачатьевский храм. Саму обитель в это время стали числить за Архирейским домом в Ростове, и это спасло мужской монастырь от разорения.

В начале 1700-х годов в монастырских стенах поселился святитель Димитрий, выполнявший в Ростовской епархии обязанности митрополита. Он прожил здесь семь последних лет своей жизни и был похоронен в Зачатьевском храме. Для хранения его мощей императрица Елизавета Петровна заказала красивую сделанную из колывановского серебра раку. Но смерть государыни помешала передать дары в обитель. Поэтому в 1763 году на торжествах, посвященных возложению мощей святителя Димитрия в раку, присутствовала уже новая царица – Екатерина II.

Слева направо: Димитриевский собор, Яковлевская церковь, Зачатиевский собор

Во второй половине XVIII века на монастырской территории выросло много каменных строений, которые заменили обветшавшие деревянные постройки, – ограда с угловыми и надвратными башнями, новые храм и колокольня, а также различные здания для братии и хозяйственных нужд. Чуть позже в монастыре построили огромный храм, освященный в честь Дмитрия Ростовского.

После того, как в 30-е годы XIX века на территории обители возвели заново каменную церковь Иакова, монастырь принял облик, известный нам сегодня. Он вырос в законченный архитектурный ансамбль, восхищавший всех, кто бывал в старинном русском городе, своей массивностью и величием.

Слева направо: Северные ворота, Димитриевский собор

С наступлением нового советского периода в истории России в 1923 году обитель закрыли. А спустя 5 лет запретили проводить богослужения во всех ее храмах. Помещения братских келий передали детскому саду, под квартиры, военную базу и склады. В эти годы монастырь лишился практически всей своей ценной утвари. Лишь в 1991 году обитель вернули верующим, и несколько лет понадобилось для ее восстановления и реставрации.

Восстановительный период

Православные христиане не смирились с полуразрушенным состоянием древней святыни и образовали инициативную группу, которую возглавил правящий архиерей Владимир (Сабодан).

При поддержке владыки Владимира монастырь иконы Божьей Матери Иверской был возвращен Церкви.

  • Первые богослужения начали проводить в храме Димитрия Ростовского, в 1991 году Священный Синод официально объявил об открытии женской обители в Ростове-на-Дону.
  • В 1992 году митрополит Владимир (Сабодан) подарил монастырю святой образ Божьей Матери «Иверская», который был написан на святой Афонской горе.
  • На средства благодетелей и администрации Ростова началось возрождение поруганной святыни, которую с 1993 года возглавила игумения Неонилла.


Интерьер Иверского монастыря

Монахини, насельницы с матушкой Неониллой взялись за строение келий, благоустройство источника и палисадника с розами, они засадили огороды, посадили новые деревья в саду, возобновили разведение скота и птицы.

Параллельно шло восстановление храма, колокольни, звон колоколов которой ростовчане услышали в 1995 году.

В 1996 году пятиглавый монастырский комплекс снаружи был восстановлен, начались внутренние работы.

В это время заболела матушка Неонилла, через 3 года она почила с Богом.

В 1996 году руководство монастыря в Ростове-на-Дону возложено на инокиню Рахиль, через год она возводится в сан игуменьи и становится настоятельницей обители.

3 ноября 1996 года стал знаменательным днем в жизни женского монастыря. Архиепископ Пантелеимон (Долганов) освятил верхнюю церковь в честь святого лика Богородицы «Иверская», после чего прихожане могли присутствовать на богослужениях ежедневно.

К концу 2002 года полностью закончена роспись стен и обновление иконостаса в нижнем приделе.

Экскурсионная программа

Мы решили заказали индивидуальную экскурсию, во время которой местный батюшка целый час водил нас по храмам и очень интересно рассказывал про историю этого места и о связанных с ним человеческих судьбах.

Побывали мы и на чердаке одного из храмов, что редко где разрешается. Точнее, это было место, где располагался церковный хор, почти под самым куполом. Для нас открывали и те храмы, которые были в данный момент закрыты для посещения другим паломникам.

Экскурсию можно заказать, приехав в монастырь. Стоимость на группу 500 рублей. Здесь же при входе можно приобрести билеты на смотровую площадку. Их цена 50 руб на человека.

Нужно учитывать, что забраться на юго-западную башню и прогуляться по крепостной стене можно ежедневно с 10.00 до 17.00. Кстати, при заказе экскурсии, вход на смотровую площадку бесплатен, он входит в стоимость экскурсионной программы.

Если у вас нет возможности добраться до монастыря самостоятельно, можете заказать организованную экскурсию заранее. В сопровождении профессиональных экскурсоводов вы сможете увидеть все самые главные достопримечательности Ростова Великого.

Спасо-Яковслевский монастырь расположен в городе Ростове Ярославской области по адресу: улица Энгельса, дом 44. По будням утренние службы там проходят в 7:30, а в праздники и выходные — в 9 часов. Вечерние службы проходят ежедневно в 17:30.

В Зачатьевском соборе сейчас не служат, так как он находится на реставрации, но 1 раз в неделю здесь проходит молебен. Можно оставить записку с именами родных и знакомых, чтобы о них тоже помолились во время службы, если сами не сможете присутствовать.

Рядом с монастырем есть небольшая парковка. Координаты: 57.1753, 39.39296.

Вы можете посмотреть расположение мужского монастыря на карте (нажмите «+», чтобы приблизить объекты).

Город называется Ростов Великий, но он небольшой, там проживает всего 32000 человек. Но зато здесь 5 действующих монастырей и ещё 2 в пригороде. Приходите, это место намолено веками, и здесь это ощущается!

Наша поездка В Яковлев монастырь состоялась 18 июля 2021 года. Другие достопримечательности Ярославской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Монастырь ростов на дону на северном

Церкви, храмы, монастыри
Город: Ростовская область, Ростов-на-Дону

Свято-Иверский монастырь в Ростове-на-Дону – монастырь женской общины города. Первоначальное церковное наименование — Троице-Алексеевский. Свято-Иверский монастырь посвящён наследнику престола цесаревичу Алексею. Свято-Иверский монастырь расположен в живописной долине реки Темерник у излучины, близ современного жилого массива «Северный». По прошению монахинь Черноморского монастыря, в 1903 году управа отвела место для строительства женской обители недалеко от города. Именовался он Федоровский, по имени его устроителя. Жилые постройки были возведены из дерева, через два года построили каменную церковь по проекту ростовского архитектора Н. М. Соколова. В мае 1908 года возведен храм, двухъярусный, двухэтажный, с верхней церковью, венчанной декоративным пятиглавием, а внизу трапезная и келарни. Над притвором возвышалась двухъярусная звонница общей высотой свыше 17 метров.

года церковь освящается во имя Иверской иконы Божией Матери – в честь иконы Старинного. В октябре 1910 года управа выделяет 30 десятин под Свято-Иверский монастырь и 5 под кладбище. года случился пожар. В годы гражданской войны Свято-Иверский монастырь в Ростове-на-Дону значился уже как артель для производства сельскохозяйственных продуктов, а после, в 1929 году, он был использован как детский дом для беспризорных.

Храм утратил свои купола, звонницу и был похож на обыкновенную гражданскую постройку, позднее использовался для клуба, административных помещений, складов, мастерских.

Свято-Иверский монастырь в Ростове-на-Дону возобновил деятельность лишь в 1991 году. В 1996 г. восстановлен храм обители. Насельниц около 40 человек. В цокольном помещении устроен престол во имя Святителя Димитрия Ростовского. Восстановление закончено в сентябре 1999 г. архитектором Г. Г. Чекмаревым. В 2003 году завершено строительство келейного корпуса.

Святой источник, имеющийся при Свято-Иверском монастыре в Ростове-на-Дону, привлекает множество паломников всего края.

Adblock detector

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector