Великий четверг: тайная вечеря христова (богослужение, аудио, проповеди)

Евангелие дня (Мф. 26, 20–39)

Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.

При сем и Иуда, предающий его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем не как Я хочу, но как Ты.

Великая жертвенность

На иконе «Тайная вечеря» изображен поистине переломный момент в Евангельском повествовании. Скоро Учитель явит апостолам Божественную природу. А затем и многие из них примут такую же мучительную смерть. И хотя Церковь будет основана в день Пятидесятницы, здесь, в этой горнице, совершилась главная жертва — Господь сначала моет ноги ученикам, потом и тело свое отдает, и кровь, пусть пока в символическом виде, но скоро Он взойдет на Голгофу. Пусть же память об этом событии помогает терпеть трудности временной жизни.

  • Икона Древо Жизни
  • Икона «Одигитрия» — найдете здесь
  • Жировицкая икона —

Как правильно причащаться в церкви?

Принято следовать правилам, указывающим как причаститься в церкви. После исповеди, батюшка благословляет на принятие Святого причастия, которое совершают того же дня. На литургии после молитвы «Отче наш» причастники подходят к ступеням, ведущим в алтарь, и ждут выноса священником Чаши. Креститься перед самой чашей не уместно, надо внимательно слушать молитву.

В такой момент не надо суетиться, создавать толпу — неторопливо подходить к причастию, пропуская вперед детей и стариков. Перед самой Святой Чашей, скрестив руки на груди, произнести свое имя, открыть рот и проглотить частичку, поцеловать край чаши, затем пройти к столику с теплым чаем и просфорами, запить причастие. После таких действий дозволено целовать иконы, разговаривать. В один день два раза причащаться запрещено.

Как подготовиться к причастию?

Подготовка к причастию взрослого человека — выдержать пост, примириться с врагами, не питать чувства ненависти или злобы, осознать греховные проступки сожалеть о неправильно сделанном, воздерживать себя несколько дней от телесных удовольствий, совершить покаянные молитвы, исповедаться. Решение о причащении тяжелобольных, без особой подготовки принимает священник.

Находящихся в смертной опасности людей, если у таковых нет возможности подготовиться к принятию Святых Таинств, не лишают возможности причаститься. К причастию без исповеди и поста допускаются крещенные церковью дети до 7 лет. Грудных младенцев после Таинства Крещенья, можно причащать очень часто, им дают малую частичку – капельку под видом Крови.

Пост перед причастием

Перед причастием принято выдерживать пост, воздерживаться от приема мясных, молочных, рыбных продуктов на протяжении 3-7 дней, если на этот период не припадает установленный церковью для всех одинаковый пост, например – Рождественский, Великий. Принимать решение можно ли причащаться если не постился по физическому состоянию здоровья человека, надо только по совету священнослужителя. Исключение из правила дети до семилетнего возраста и люди, чье здоровье не позволяет придерживаться такой системы питания.

Ответ на вопрос, можно ли причащаться без исповеди покаявшемуся человеку — нет. Священник выслушивает грехи кающегося не из любопытства, он посредник который свидетельствует Богу, что человек раскаявшись приходил в церковь, сожалел, изъявил желание начать жизнь с нового листа. Исповедующий человека батюшка принимает решение о допуске к причастию, дает благословение исходя из конкретных правил, а не личных побуждений.

Молитвы перед причастием

В предшествующий причастию день с вечера и до самого принятия Таинств, совершают отказ от еды и принятия воды, не курят сигарет, не допускают интимных отношений. Следует предварительно прочитать молитвы к причастию – обращения к Богу, в которых он высказывает словами свою греховность, и просит прощенья. Перед тем как исповедаться, читают покаянные молитвы названые канонами:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице;
  • канон Ангелу Хранителю;
  • последование ко Святому Причащению.

Прочитать положенные перед причастием молитвы в один вечер трудно, допускается разделить чтение правил их на 2-3 дня. Канон ко Причащению (Правило ко Причащению) читается накануне вечером, после чего идут молитвы на сон грядущий. Молитвы перед Причащением (Правило ко Причащению) читают утром в день Причастия, после утренних молитв.

«Да молчит всякая плоть человеча…»

Тро­парь, глас 8

Аудио:

Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча, и да стои́т со стра́хом и тре́петом, и ничто́же земно́е в себе́ да помышля́ет: Царь бо Ца́рствующих и Госпо́дь госпо́дствующих прихо́дит закла́тися и да́тися в снедь ве́рным. Предхо́дят же сему ли́цы А́нгельстии со вся́ким Нача́лом и Вла́стию, многоочи́тии Херуви́ми и шестокрила́тии Серафи́ми, ли́ца закрыва́юще и вопию́ще песнь: Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа.

Пере­вод: Да умолк­нет вся­кая плоть чело­ве­че­ская, и да сто­ит со стра­хом и тре­пе­том, и ни о чем зем­ном в себе да не помыш­ля­ет, ибо Царь цар­ству­ю­щих и Гос­подь гос­под­ству­ю­щих при­хо­дит заклать­ся и дать Себя в пищу вер­ным. Пред Ним шеству­ют сон­мы Анге­лов со вся­ким их началь­ством и вла­стью, мно­го­окие Херу­ви­мы и шести­кры­лые Сера­фи­мы, закры­вая лица и воз­гла­шая песнь: Алли­лу­ия, Алли­лу­ия, Аллилуия.

Во Свя­тую и Вели­кую Суб­бо­ту на Литур­гии, вме­сто Херу­вим­ской пес­ни, поют «Да мол­чит вся­кая плоть человеча».

Объяснение молитвы пред св. причащением

ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ ФОРУМА

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем.

Сыне Божий! Прими меня сегодня причастником Твоей тайной вечери, потому что я не разскажу о тайне Твоим врагам и не поцелую Тебя, как Иуда, но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, в Твоем царствии.

В этой молитве христианин, приступающий к св. чаше, молит Сына Божия, чтобы Он сподобил его причаститься св. тайн, и указывает причину, почему он желает этого причащения.

1) Желая причаститься тела и крови Христовых, верующий молит принять его причастником тайной вечери. Это – потому, что каждый раз, как совершается литургия, не только воспоминается, но и повторяется тайная вечеря, совершенная Христом в Сионской горнице. Тот же Христос стоит посреди нас в храмах Божиих, когда совершается преданная Им безкровная жертва, и в то же время Он, вся исполняяй неописанный, в пренебесном и мысленном жертвеннике, на небе, ходатайствует пред лицом Божиим (Евр. 7, 25, 9, 24), чтобы принята была благодарственная жертва, приносимая служителем Его священником от лица всех верующих. Хлеб и вино, принесенные в жертву Богу Отцу, и, по ходатайству Сына Божия, принятые Им, Духом Святым претворяются в то же самое истинное тело и в ту же самую истинную кровь Христа, которыя были в руках Его на тайной вечери. Наконец, и ныне за Литургией Христос Сам державною Своею рукою преподает нам пречистое тело Свое и честную кровь (молитва священника после «Отче наш»). Таким образом, каждый раз, как мы в храмах Божиих приступаем к трапезе Господней, мы как бы переносимся в Иерусалим, в Сионскую горницу, где на тайной вечере первый раз совершено было таинство причащения и преподаны высочайшая пища и высочайшее питие, тело и кровь Господни.

2) Молясь о причащении, верующий указывает причину, почему он желает его. Это указание причины есть вместе с тем и обещание причастника, которое он дает. Оно выражено не прямою речью, а в образах, для наглядности взятых из свящ. истории. Из них один отрицательный, от котораго причастник отвращается, а другой – положительный, которому он желает уподобиться.

Первый образ есть образ Иуды предателя. Избранный в число ближайших учеников Господа, 12 апостолов, ходивший за Господам, Иуда сделался отступником. Он разсказал врагам Христа о тайне пребывания Его в саду Гефсиманском, он лицемерным поцелуем, как условным знаком, предал Его. Верующий обещает не быть подобным Иуде: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда.

Напротив, – верующий желает и обещает уподобиться благоразумному разбойнику, познавшему на кресте царство Христово и покаявшемуся. Ему предносится образ этого разбойника, висящаго на кресте и взывающаго к Господу: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Си (Лук. 23, 42). Чего желал разбойник, когда говорил эти слова? Конечно, не того только, чтобы Господь просто вспомнил о нем в Своем царствии, но того, чтобы Господь ввел его в это царствие, дал ему возможность быть вместе с Ним. Это видно из ответа Господа, который, конечно, соответствовал прошению разбойника: аминь глаголю тебе: днесь со мною будеши в рай (44). Тем же гласом благоразумнаго разбойника, уподобляясь ему, взывает и желающий причащения св. тайн: помяни мя, Господи, во царствии Твоем!

Русская Православная ЦерковьНиколаевский Собор

Псалом 115-й

Веровах темже возглаголах: аз же
смирихся зело
. Аз же рех во иступлении моем: всяк
человек ложь. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде
ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову;
молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его.
Честна пред Господем смерть преподобных Его. О Господи,
аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея; растерзал
еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне
призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми
Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме.

Аз — я. Веровах, темже возглаголах: аз
же смирихся зело
— я веровал, потому и говорил, что я
весьма смирился. Рех — я сказал. Во исступлении — в
душевном смущении… «экстаз»: когда чувства переполняют, неконторолируемо выплескиваются наружу.
О всех, яже
воздаде ми
— за все, что Он мне даровал. Честна
исполнена чести, дорога. Преподобных — святых. Растерзал еси — Ты расторг.
Пожру — пожертвую, принесу в жертву.
Молитвы моя Господеви воздам — обеты мои перед Господом
исполню (так объясняют святитель Афанасий Великий,
святитель Иоанн Златоуст и другие отцы Церкви).

В центре этого псалма — та же Чаша
спасения, Евхаристическая чаша, что и в
Пс.22-ом. Для понимания некоторых стихов псалма
приводим фрагменты толкования святителя Афанасия
Великого.

Веровах, темже возглаголах: аз же
смирихся зело —
 «Когда, говорит Псалмопевец, уверовал
— возглаголал я великое; тогда увидев, что сам я — ничто,
смирихся зело».

Аз же рех во исступлении моем: всяк
человек ложь
—  «Став выше человека, презрел я все
человеческое; ибо изступление означает изменение…
Увидев, что всяк человек ложь (потому что помыслы
человеческие обманчивы), смирился и подверг себя
злостраданиям, чтобы не пасть с высоты стояния своего».

Молитвы моя Господеви воздам…  —
«Какой же
обет дает он, кроме сего — Чашу Господню приняв,
призвать имя Господне? Сие и исполняю, говорит он, когда
буду во дворех Божиих, то есть в Церкви Христовой или в
Иерусалиме небесном».

Слава, и ныне: Аллилуиа (трижды). И три
поклона.

Молитва Симеона Метафраста, 3-я

Едине чистый и нетленный Господи, за
неизреченную милость человеколюбия, наше все восприемый
смешение от чистых и девственных кровей паче естества
Рождшия Тя, Духа Божественнаго нашествием, и
благоволением Отца Присносущаго, Христе Иисусе,
премудросте Божия, и мире, и сило; Твоим восприятием
животворящая и спасительная, страдания восприемый,
крест, гвоздия, копие, смерть, умертви моя душетленныя
страсти телесныя. Погребением Твоим адова пленивый
царствия, погреби моя благими помыслы лукавая
советования, и лукавствия духи разори. Тридневным Твоим
и живоносным воскресением падшаго праотца возставивый,
возстави мя грехом поползшагося, образы мне покаяния
предлагая. Преславным Твоим вознесением, плотское
обоживый восприятие, и сие десным Отца седением почтый,
сподоби мя причасием Святых Твоих Тайн десную часть
спасаемых получити. Снитием Учителя Твоего Духа сосуды
честны священныя Твоя ученики соделавый, приятелище и
мене покажи Того пришествия. Хотяй паки приити судити
вселенней правдою, благоволи и мне усрети Тя на облацех,
Судию и Создателя моего, со всеми святыми Твоими; да
безконечно славословлю и воспеваю Тя, со Безначальным
Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим
Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Нетленный — здесь: цельный, чистый, беспримесный (не
имеющий в Своем Божественном естестве никакого
постороннего элемента — в противоположность нашему
«смешению». Смешение — сложную, «составную» природу.
Паче естества — сверхъестественно. Рождшия Тя — Родившей
Тебя. Твоим восприятием — тем, что Тобой воспринято, то
есть воспринятой Тобою плотью. Восприемый — принявший.
Лукавая советования — злые, дурные намерения. Лукавствия
духи
— духов зла. Разори — рассей, разгони.
Грехом поползшагося — впавшего в грех (буквально:
поскользнувшегося в грехе). Образцы мне покаяния
предлагая можно понимать двояко: предлагая мне образцы
покаяния или же: давая мне средства к покаянию. Плотское обоживый восприятие — обожествивший воспринятую Тобою
(человеческую) плоть. И сие десным Отца седением почтый
— и давший ей почесть сидеть справа от Отца. Десную
часть
— правую сторону. Снитием — сошествием. Сосуды
честны — драгоценными сосудами (вместилищами Духа).
Священныя Твоя ученики — Твоих святых учеников.
Приятелище и мене покажи Твоего пришествия — яви и меня
вместилищем Его пришествия. Паки — вновь. Усрети Тя на
облацех
— встретить Тебя, грядущего на облаках.

Эта молитва последовательно проводит
перед нашим внутренним взором этапы Домостроительства
Божия, тайну спасения рода человеческого в Личности
Христа — Его Воплощение, Рождество, Страсти, Распятие,
Погребение, Воскресение, Вознесение, Сошествия Святого
Духа на апостолов, Второе пришествие, Страшный Суд — и
все это теснейшим образом связывает с приготовлением к
принятию Святых Христовых Таин и с самим участием в
Таинстве Причащения. Дело Божиего Промысла обращено этой
молитвой лично для меня, сходится в точку моего сердца,
моей жизни. В этом отношении молитва напоминает тайную
молитву Евхаристического канона (центр Литургии), когда
устами священника возносится благодарение за все
воспоминаемое дело нашего спасения (также — вплоть до
Страшного Суда), и «точкой схода» оказывается престол со
Святыми Тайнами. На Святые Тайны устремлена и вся
молитва Симеона Метафраста…

Погреби моя благими помыслы лукавыя
советования… Порядок слов отличен от привычного нам:
погреби мои злые намерения благими помыслами.

Перевод на русский язык

Для тех, кто сложно воспринимает староцерковный язык, подойдет вариант на русском.

«Верую, Господи, открыто признаю, объявляю, что Ты поистине Христос, пришедший в мир грешных спасти, из которых первый (ая), то есть самый (ая) большой (ая) есть я. Еще верую, что это есть самое пречистое Тело Твое, и эта самая есть честная Кровь Твоя. Поэтому молюсь тебе: помилуй меня и прости мне прегрешения, сделанные по собственной воле и сделанные против моего желания, которые сделал(а) словом или делом, знавши или не знавши, что это грешно. Удостой меня безнаказанно причаститься пречистых Таинств Твоих, для прощения грехов и получения вечной жизни.

Сын Божий, сделай меня участником (участницей) Твоей Тайной Вечери: я врагам Твоим не открою тайны, и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда, но как разбойник (покаявшийся на кресте) верую в Тебя и говорю Тебе: вспомни меня, Господи, в царстве твоем.

Господи! Пусть будет мне причащение Святых Твоих Таин не в осуждение или наказание, но во исцеление души и тела. Аминь».

Слезы иезуита

И вот тут-то, я бы даже сказал, снимается даже древняя вражда… Несколько лет назад я имел возможность слушать лекции отца Мигеля Арранца, когда он был еще жив. Баск, испанец, отец-иезуит, не могущий терпеть русской рясы, русского Православия, вскипавший негодованием, когда видел православного священника,— я этому свидетель.

Однажды он напал на меня страшно, как — не буду объяснять, долго. Я регулярно ходил на его лекции в Андреевский монастырь. Ибо он литургист и магистр богословия, и я — магистр богословия. Ведь я тоже, хоть маленький, но литургист, я должен был слышать этого человека, это колоссальный ученый ум.

О. Мигель Арранц

И вот, со всей нелюбовью к Православию, к православному духовенству он вдруг, когда говорил о Великом Четверге, вдруг вспомнил свой приезд в Троице-Сергиеву Лавру как раз в православный Великий Четверг. И он стоял там в самый разгар советского времени и видел, как причащаются православные русские женщины, старушки и крестьяне, и мужчины.

И у него, у иезуита, прожженного иезуита, даже в рассказе, когда он говорил о Троице-Сергиевой Лавре и Успенском соборе, слеза появилась. «Как причащались эти люди! — говорит

— Какое было Причастие!..» Когда такое звучит из уст иезуита — это особенно важно. Он понимал и понял, как Господь верующим православным людям дает это участие в Тайной Вечере и причащает их всех, не обзывая схизматиками и всякими другими нехорошими словами

Православное восприятие Святых Христовых Таин, которое прожигало даже иезуита до того, что он прослезился. Я это запомнил хорошо, потому что я знаю его личное отношение к православному духовенству и вообще к Православию. А вот он всё это оценил!.

Рождество Богородицы: молитвы о помощи, счастье и благополучии

В день Рождества Пресвятой Богородицы особую силу обретают молитвы о личном счастье и семейном благополучии. Ни одна искренняя просьба не остается неуслышанной в этот чудесный православный праздник.

Молитва о помощи в Рождество Богородицы

Каждому человеку нужна помощь и заступничество Господа. Молитвы Богородице обладают удивительной силой, и через них Божия Матерь укажет вам выход из отчаянного положения. Вся история жизни Девы Марии так или иначе связанна с Господом. Она — земная мать Иисуса Христа, и в ее силах попросить для вас помощи, когда вам или вашим близким грозит беда.

Молитву Богородице принято читать в минуты отчаянья, когда надежда на торжество справедливости утрачена, а поддержки ждать неоткуда. Главное, чтобы слова шли от чистого сердца и подкреплялись крепкой верой. Даже если беда миновала или вовсе не угрожает вам, возьмите себе за правило читать молитвенную просьбу Божией Матери. Это убережет вас от резких поворотов судьбы и смягчит судьбоносные моменты в жизни. Молитва, помогающая обрести поддержку, покровительство и помощь, звучит так:

«О, Дева Пресвятая! Прошу, стань заступницей моей и не оставь меня без помощи и поддержки! Убереги меня от лжи и бед всяких, от горечи, страданий и злобы. Помоги мне встать на пусть истинный, укрепи веру мою. Помоги мне в борьбе с врагами моими, защити от нападок и от нечисти всякой. Прошу, дай мне сил справиться с болезнями всеми и невзгодами. Исцели душу мою и помоги вновь подняться с колен. Ибо лишь ты способна помочь мне, Пресвятая Богородица, заступница наша. Славься во веки веков. Аминь».

Молитва Богородице о счастье

Когда речь заходит о благодати Божией, перед глазами встает лик Девы Марии, которая обрела истинное счастье путем молитв и праведной жизни. Поэтому данная молитва представляет собой чистосердечное обращение к Пресвятой Деве. Каждый человек достоин счастья, и приблизить его можно, прочитав молитвенную просьбу с надеждой на скорое чудо:

«Пресвятая Богородица! Молю, открой мое сердце для любви и чувств нежных. Пусть в душе моей не будет места горю и злобе. Предай мне больше любви и радости, семье моей счастья и улыбок подари. Не дай познать мне горести и печали, ниспошли удачу, блаженство и благоденствие! Да славиться имя Твое ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Молитва о благополучии Пресвятой Богородице

Понятие «благополучие» обширно. Но в день Рождества Богородицы благоденствие — не что иное, как семейное счастье и процветание. Предание о рождении Девы Марии — история, полная любви и сострадания Божьего. Известно, что Богоматерь появилась на свет по молитвам своих праведных родителей, которые до преклонного возраста таили надежду на дитя, ежедневно молясь Господу.

Молитва о благополучии совершенно естественна для каждого, кто хочет обрести гармонию и взаимопонимание с супругом, родителями и детьми. В осознании верующего человека любовь — это взаимное уважение, поддержка, забота.

Молитвы Богородице представлены в переводе с церковнославянского языка, чтобы их было проще выучить наизусть. Чтобы ваши просьбы дошли до Божией Матери, следует читать их ежедневно, утром и вечером

Вступив на путь религиозного воспитания, важно сохранить верность выбранному пути. Молитвы о счастье и благополучии следует продолжать читать, даже если в вашей личной жизни уже имеются заметные изменения. Молитва Богородице о благополучии:

Молитва Богородице о благополучии:

«О, Спасительница наша, Царица Небесная! Услышь и не оставь нас без внимания! Возрадуемся вместе с тобой в этот светлый праздник. Не оставь нас в моменты тягости и грусти, стань заступницей нашей и не оставь без своего покровительства. Не дай нам погрязнуть во грехе, даруй нам радость, счастье, благополучие в семье и в жизни нашей. Пройди вместе с нами наш путь духовный, ибо в конце пути предстанем пред престолом Господа. Избавь нас от трудностей и горя, Пречистая Дева, дабы тянулись души наши к свету и небесам. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Помните, только искренние молитвы Богородица сможет услышать и прийти вам на помощь. Молитесь от чистого сердца, и тогда вы непременно обретете счастье, благополучие и поддержку. Также написанную от руки молитву можно всегда носить при себе, и она будет работать как оберег, защищая вас от зла и неприятностей. Мы желаем вам отличного настроения и крепкой веры. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Псалом 23-й

Господня земля, и исполнение ея,
вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю
есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору
Господню? И кто станет на месте святем Его? Неповинен
рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и
не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет
благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса
своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога
Иаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата
вечная; и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы?
Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите
врата князи ваша, и возмитеся врата вечная; и внидет
Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь Сил, Той
есть Царь славы.

Исполнения ея — все, что ее наполняет
(исполнение — наполнение). Той — Он. Ю — ее.
Уготовал
есть
— устроил. Иже не прият всуе душу свою — тот, кто в
душе своей не увлекался суетою, не привязывался к
суетному. Не клятся лестию — не клялся ложно. Искреннему
— ближнему. Сей — здесь: таков. Возмите врата князи ваша
— поднимите, князи, врата ваши. Возмитеся — Возвысьтесь,
поднимитесь. Господь сил — Господь и Господин ангельских
Сил, ангельских воинств.

Кто взыдет на гору Господню или кто
станет на месте святем Его? «Под горою Господа ты должен
разуметь в совокупности весь храм, под местом святым ты
можешь разуметь святой престол и жертвенник в каждом
храме» (Евфимий Зигабен). Под горою Господней
Псалмопевец разумеет также духовное и Небесное Царствие
Божие. Для готовящегося ко Причащению центральным в
восприятии этого псалма должно быть представление о
царстве святыни, в которое должен вступить он лично,
дерзая на принятие Святых Христовых Таин.

Возмите врата князи ваша, и возмитеся
врата вечная…
По изъяснению святых отцев (Афанасия
Великого, блж. Феодорита, блж. Иеронима), в последних
стихах псалма заключается пророчество о вознесении
Господа Иисуса Христа на небо в присутствии горних Сил —
Архангелов и Ангелов. Именно они названы здесь
«князьями» торжествующей Церкви, они отверзают Ему врата
и уготовляют Ему шествие в горний мир.

Неповинен рукама: пред нами, во-первых,
форма тв. падежа двойственного числа, во-вторых —
оборот, весьма характерный для церковнославянского
языка, а в современном русском сохранившийся лишь в
отдельных словосочетаниях (ср. стоящее рядом: чист
сердцем, которое можно встретить и в современном языке)

Возмите врата, возмитеся… В глаголе возняти, вознитися приставка воз- имеет то же значение,
что и в современных глаголах вознестись, взойти и т. п.

Толкование на Евангелие от Матфея

Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе Самого Себя – и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь. Итак, никто не должен приступать с пренебрежением, никто с малодушием, но все – с пламенною любовью, все – с горячим сердцем и бодростию.

Если иудеи ели агнца с поспешностью, стоя и имея сапоги на ногах и жезлы в руках, то гораздо более тебе должно бодрствовать. Они готовились идти в Палестину, ты же готовишься идти на Небо. Поэтому должно всегда бодрствовать, – немалое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются. Подумай, как ты негодуешь на предателя и на тех, которые распяли Христа. Итак, берегись, чтоб и тебе не сделаться виновным против Тела и Крови Христовой. Они умертвили всесвятое Тело; и ты принимаешь его нечистою душою после столь великих благодеяний. В самом деле, Он не удовольствовался лишь тем, что сделался человеком, был заушен и умерщвлен; но Он еще сообщает Себя нам, и не только верою, но и самим делом делает нас Своим Телом. Насколько же чист, должен быть тот, кто наслаждается Бескровною Жертвою! Насколько чище лучей солнечных должны быть – рука, раздробляющая Плоть Христову, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною Кровью! Помысли, какой чести ты удостоен, какою наслаждаешься трапезою! При виде чего трепещут Ангелы и на что не смеют взглянуть без страха по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотию со Христом. Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю – пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел этого, но Сам питает нас Собственною Кровью и через это соединяет нас с Собою. Размысли же, что Он родился от нашего естества. Но ты скажешь: это не ко всем относится. Напротив, ко всем. Если Он пришел к нашему естеству, то очевидно, что пришел ко всем; а если ко всем, то и к каждому в отдельности. Почему же, ты скажешь, не все получили от этого пользу? Это зависит не от Того, Который благоволил совершить это для всех, но от тех, которые не восхотели. С каждым верующим Он соединяется посредством Тайн и Сам питает тех, которых родил, а не поручает кому-либо другому; и этим опять уверяет тебя в том, что Он принял твою плоть. Итак, удостоившись такой любви и чести, не будем предаваться беспечности. Действия этого таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил их тогда, на той вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, то пусть удалится; трапеза не допускает тех, кто не таковы. Это та же самая трапеза, которую предлагал Христос, и ничем не менее той. Нельзя сказать, что ту совершает Христос, а эту – человек: ту и другую совершает Сам Христос. Это место есть та самая горница, где Он был с учениками; отсюда они вышли на гору Елеонскую. Выйдем и мы туда, где простерты руки нищих; это именно место есть гора Елеонская; множество же нищих – это маслины, насажденные в доме Божием, источающие елей, который будет полезен для нас там, который имели пять дев, и которого не взявши, другие пять погибли. Взявши этот елей, войдем, чтобы нам с горящими светильниками выйти навстречу Жениху. Взявши этот елей, выйдем отсюда. Не должен приступать сюда ни один бесчеловечный, ни один жестокий и немилосердый, словом – ни один нечистый.

Святитель Иоанн Златоуст

^ Моли́тва 2-я, святого Иоа́нна Златоустого

Господи Боже мой, знаю, что не стою я того и не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, в дом души моей, потому что он весь пуст и обрушился, и нет во мне достойного места, где бы Тебе главу приклонить. Но как Ты ради нас уничижил Себя Самого, сойдя с высоты, снизойди и ныне до ничтожества моего. И как Ты соблаговолил возлечь в пещере в яслях бессловесных животных, так благоволи войти и в ясли неразумной души моей и в оскверненное тело моё.

И как Ты не отказался войти и вкусить вечерю с грешниками в доме Симона прокаженного, так соблаговоли войти и в дом смиренной души моей, прокаженной и грешной. И как Ты не отверг подобную мне блудницу и грешницу, пришедшую и прикасавшуюся к Тебе, так сжалься и надо мною грешным, приходящим и касающимся Тебя. И как Ты не погнушался скверных и преступных уст её, целовавших Тебя, так не гнушайся ни ещё более скверных и преступных, чем у неё уст моих, ни мерзких и нечистых губ моих, ни гнусного и сквернейшего языка моего.

Но да будет мне горящий уголь всесвятого Твоего Тела и драгоценной Твоей Крови в освящение, и просвещение, и укрепление смиренной моей души и тела, в облегчение тяжести многих моих согрешений, в сохранение от всякого диавольского воздействия, к устранению и обузданию злых и порочных привычек моих, к умерщвлению страстей, к соблюдению заповедей Твоих, к приумножению божественной Твоей благодати и Царства Твоего приобретению. Ведь я не с небрежением прихожу к Тебе, Христе Боже, но с дерзновенным упованием на неизреченную благость Твою, и для того, чтобы не оказаться мне похищенным духовным волком, если я далеко уклонюсь от общения с Тобой.

Поэтому молю Тебя: как единый Святой, освяти, Владыка, мою душу и тело, ум и сердце, и внутренние чувства, и всего меня обнови, и укорени страх пред Тобою во всех членах моих, и освящение Твоё сделай неизгладимым во мне. И будь мне помощником и защитником, направляя, как кормчий, мирно жизнь мою, да сподоблюсь я стать по правую руку от Тебя со святыми Твоими по молитвам и ходатайствам всечистой Твоей Матери, невещественных Твоих служителей и пречистых Сил, и всех святых от века Тебе благоугодивших. Аминь.

«Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…»

Сти­хи­ра на цело­ва­ние Пла­ща­ни­цы

Аудио:

Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго, в нощи́ к Пила́ту прише́дшаго и Живо­та́ всех испроси́вшаго: даждь ми Сего стра́ннаго, Иже не име­ет где гла­вы́ подклони́ти; даждь ми Сего стра́ннаго, Его́же уче­ник лука́вый на смерть пре­да­де́; даждь ми Сего стра́ннаго, Его́же Ма́ти зря́щи на кре­сте́ ви́сяща, рыда́ющи вопия́ше и ма́терски восклица́ше: увы Мне, Ча́до Мое! Увы Мне, Све́те Мой и утро́ба Моя возлю́бленная! Симео́ном бо предрече́нное в церк­ви днесь собы́стся: Мое серд­це ору­жие про́йде, но в радость Вос­кре­се­ния Тво­е­го плач пре­ло­жи́. Покланя́емся страсте́м Тво­им, Хри­сте, покланя́емся страсте́м Тво­им, Хри­сте, покла­ня­ем­ся страсте́м Тво­им, Хри­сте, и Свя­то­му Воскресению.

Пере­вод: При­ди­те, про­сла­вим Иоси­фа, наве­ки памят­но­го, ночью к Пила­ту при­шед­ше­го и Жизнь всех испро­сив­ше­го: «Отдай мне Сего Стран­ни­ка, Кото­рый не име­ет, где гла­ву при­к­ло­нить; отдай мне Сего Стран­ни­ка, Кото­ро­го уче­ник ковар­ный пре­дал на смерть; отдай мне Сего Стран­ни­ка, Кото­ро­го Матерь, видя вися­щим на Кре­сте, с рыда­ни­я­ми взы­ва­ла и по-мате­рин­ски вос­кли­ца­ла: «Увы Мне, Дитя Мое! Увы Мне, Свет Мой и Жизнь Моя воз­люб­лен­ная! Ибо пред­ска­зан­ное в хра­ме Симео­ном в сей день сбы­лось: Мое серд­це меч прон­зил, но в радость о вос­кре­се­нии Тво­ем плач пре­тво­ри!» Покло­ня­ем­ся стра­да­ни­ям Тво­им, Хри­сте. Покло­ня­ем­ся стра­да­ни­ям Тво­им, Хри­сте. Покло­ня­ем­ся стра­да­ни­ям Тво­им, Хри­сте, и свя­то­му воскресению!

При пении этой сти­хи­ры люди под­хо­дят при­ло­жить­ся к Пла­ща­ни­це в Вели­кую Пят­ни­цу. В пес­но­пе­нии вспо­ми­на­ет­ся тай­ный уче­ник Хри­ста Иосиф Ари­мо­фей­ский, кото­рый после смер­ти Спа­си­те­ля пошел к Пила­ту и попро­сил у него Тело Гос­по­да, кото­рое затем пре­дал погре­бе­нию вме­сте с пра­вед­ным Нико­ди­мом, тоже тай­ным Его уче­ни­ком. Они сня­ли с Кре­ста Тело Спа­си­те­ля, обер­ну­ли пла­ща­ни­цей и поло­жи­ли в новом гро­бе, в кото­ром никто ранее не был погре­бен (этот гроб свя­той Иосиф при­го­то­вил зара­нее для себя) в Геф­си­ман­ском саду, в при­сут­ствии Бого­ма­те­ри и свя­тых жен-мироносиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector