Тайная вечеря леонардо да винчи
Содержание:
- Рекомендации
- Предпосылки создания образа
- Судьба автора
- Загадки и тайны картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
- «Тайная вечеря»
- Как молиться у иконы «Тайная вечеря»
- Интересные факты
- История написания образа
- Почему же первая литургия или, как Вы говорите, новозаветная Жертва, совершилась до крестных страданий, то есть до самой жертвы?
- Как посетить церковь
- История создания картины
- Как выглядит икона: описание, символизм, художественное исполнение
- «Мона Лиза» («Джоконда»)
- Анализ картины
- История создания: штрихи к портрету заказчика
- Леонардо да Винчи: гений незавершенности
- «Благовещение»
- Месторасположение и история создания:
- Тайная Вечеря в искусстве
Рекомендации
- . sciencedaily.com . Проверено 3 марта 2014 .
- Тайная вечеря Леонардо да Винчи -. . Не выставлять . Проверено 10 ноября 2017 года .
- . Timeout.com. Архивировано из 29 марта 2013 года . Проверено 30 июня 2019 .
- Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 271. ISBN. .
- Кеннет Кларк. Леонардо да Винчи , Penguin Books 1939, 1993, стр. 144.
- . lairweb.org.nz . Проверено 21 декабря 2012 года .
- . Лекции Марка Стила . Серия 2. Эпизод 2. Открытый университет. 7 октября 2003 г. BBC . Проверено 21 декабря 2012 года .
- Дюрант, Уилл (2001). . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 206. ISBN. 978-0-7432-2612-7. OCLC .
- ^ . Шикарная история, представленная Академией Хана . Проверено 25 февраля 2014 года .
- ^ , стр. 83.
- . Тайная вечеря . Проверено 25 февраля 2014 года .
- ↑ Steinberg, Leo (2001). Непрекращающаяся «Тайная вечеря» Леонардо . Нью-Йорк: Zone Books. п. 75. ISBN 978-1890951184.
- Ср. и .
- ^ , стр. 86.
- ^ Уайт, Сьюзен Д. (2006). Рисуй как да Винчи . Лондон: Cassell Illustrated, стр.132. ISBN .
- ^ King, Ross (2012). . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: Блумсбери. С. 187–189. ISBN 978-0-7475-9947-0.
- , стр. 81.
- , стр. 82.
- . Лондонский университет искусств . Проверено 11 августа 2008 года .
- . Gutenberg.org. 1 января 2004 . Проверено 14 февраля 2012 года .
- «Часовня с возвратом живописи эпохи Возрождения». Оксфорд Таймс . 14 сентября 2017. с. 19.
- , стр. 74.
- , стр. 127.
- Уайкс, Алан (1969). Доктор Кардано, экстраординарный врач . п. 26.
- ^ Да Винчи, Леонардо (1971). Тейлор, Памела (ред.). Записные книжки Леонардо да Винчи . Новая американская библиотека. п. xvii.
- Traverso В.М. (5 июня 2019). . Aleteia — католическая духовность, образ жизни, мировые новости и культура . Проверено 7 июня 2019 .
- , стр. 93.
- Кинг, Росс (2012). . Нью-Йорк: Блумсбери. ISBN 978-0802717054.
- Филипп Уильям (24 мая 1999 г.). . Хранитель . guardian.co.uk . Проверено 21 декабря 2012 года .
- Alberge, Dayla (14 марта 2012). . Независимый . Проверено 21 декабря 2012 года .
- . Служба общественной дипломатии Федеральной государственной службы по иностранным делам, внешней торговле и сотрудничеству в целях развития . Проверено 20 марта 2020 года .
- . TripAdvisor LLC . Проверено 20 марта 2020 года .
- ^ . Проект рисунка Морозного художественного музея . Проверено 11 января 2014 .
- . МоМА . Проверено 4 декабря 2019 .
- Гейл Левин (16 октября 2018 г.). . Univ of California Press. С. 209–. ISBN 978-0-520-30006-4.
- . Клара — База данных женщин-художников . Вашингтон, округ Колумбия: Национальный музей женщин в искусстве. Архивировано из на 10 января 2014 года . Проверено 10 января 2014 .
- . Метрополитен-музей . Проверено 15 августа 2019 .
- Хейден-Гест, Энтони (3 августа 1999). . Artnet . Проверено 12 марта 2010 года .
- Шелли, Мэри (1996). Написание путешествий . Лондон: Пикеринг. С. 131–132. ISBN 1-85196-084-8.
- ^ Кристофера Hodapp, Alice Von Каннон, Тамплиера Код для чайников , стр 257 (Wiley Publishing, Inc., 2007. ISBN 978-0-470-12765-0 ).
- Розелла Лоренци (9 ноября 2007). . Новости открытия . Проверено 21 декабря 2012 года .
- . Extra.beloblog.com. Архивировано из 23 июля 2008 года . Проверено 8 февраля 2009 года .
- , hosted.ap.org
Предпосылки создания образа
В христианской культуре этот образ символизирует начало нового пути в истории человечества. События Великого четверга положили начало новым отношениям между Господом и людьми.
На иконе отражены последние дни земной жизни Иисуса Христа. В тот день Спаситель собрал за одним столом всех Своих учеников и последователей. В качестве угощения для апостолов Спаситель приготовил хлеб и вино, символизирующие Его тело, страдающее за грехи всего человечества, и кровь, которую Сыну Божьему предстояло пролить для их искупления.
Ужин был устроен тайно, ведь Христос уже знал о том, что Его разыскивают фарисеи. Знал Он и о предательстве Иуды. Сын Божий собрал своих последователей в горнице, чтобы последний раз вкусить с ними пищу, почтить праздник иудейской Пасхи и поведать им о таинстве Евхаристии.
Перед началом трапезы Спаситель собственноручно омыл ноги каждому из своих учеников, Своим примером показывая, как должны они служить друг другу. Во время вечери Спаситель напомнил Своим ученикам о том, что Ему многое предстоит претерпеть и многие муки придется вынести ради людей. Он объяснил ученикам значение таинства Евхаристии и рассказал о том, какое значение будет иметь причастие для всех будущих поколений: тем верующим, кто придет к покаянию и причастию, будут прощаться их грехи.
После Спаситель Сам преломил хлеб и подал ученикам чашу с вином. Всем людям Он заповедовал поступать также, памятуя о той жертве, которую Сын Божий принес ради нас. Так Господь установил в христианстве новую Пасху, единственной жертвой в которой стал Он Сам.
Судьба автора
Один из гениев Ренессанса, человек универсальный, родился недалеко от Флоренции — места, где на рубеже 15−16 веков культурная, политическая и экономическая жизнь была чрезвычайно насыщенна. Благодаря семействам меценатов (таких, как Сфорца и Медичи), щедро платившим за искусство, Леонардо мог творить свободно.
Статуя да Винчи во Флоренции. (wikimedia.org)
Да Винчи не был высоко образованным человеком. Но его записные книжки позволяют говорить о нем как о гении, спектр интересов которого простирался чрезвычайно широко. Живопись, скульптура, архитектура, инженерного дело, анатомия, философия. и так далее, и так далее
И самое важное здесь не количество увлечений, а степень вовлеченности в них. Да Винчи был новатором
Его прогрессивная мысль переворачивала представления современников и задавала новый вектор развития культуры.
Загадки и тайны картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Леонардо долго искал натурщиков для главных действующих лиц, Иисуса Христа и Иуды. Однажды в церковном хоре художник заметил молодого человека с одухотворенным и чистым лицом. Именно его он изобразил, рисуя Спасителя. С натурщиком для Иуды, все обстояло намного сложнее. Из-за отсутствия подходящего образа для Иуды работа с фреской встала, монахи проявляли все больше беспокойства по этому поводу.
Дошло до того, что настоятель пожаловался герцогу Сфорцу на Леонардо, на его бездействие. Они боялись отрешенности и задумчивости да Винчи, он мог не выходить на обед или ужин, заниматься другими проектами.
Леонардо был вызван к герцогу для дачи объяснений своего поведения и этапам проведения работ. В результате перебранки между настоятелем монастыря и да Винчи в присутствии герцога, Леонардо сказал настоятелю следующее: «Если вы так сильно спешите, я могу взять как образ для Иуды, ваш лик». На этом обсуждение закончилось.
После трёх лет поисков он случайно обнаружил подходящего мужчину, который спал пьяный в канаве. Леонардо велел доставить любителя выпить в свою мастерскую.
эскиз «Тайной вечери»
Когда картина была закончена, пьяница удивил всех, заявив, что картина ему уже знакома. Выяснилось, что три года назад этот человек вел иной образ жизни, пел в церковном хоре и позировал художнику для изображения Иисуса Христа. Историки подтверждают вероятность этой версии. То есть изображение Христа и Иуды, Леонардо взял с одного и того же человека, но в разный период его жизни, и в этом есть определенный смысл. Борьба добра со злом в одном человека. В пользу этой версии, говорит определенное сходство в чертах лица Христа и Иуды.
В разное время помещение трапезного зала использовалось в качестве конюшни, казармы, оружейного склада, тюрьмы. Картина не раз подлежала реставрации. Во время бомбардировки Милана английской авиацией в годы Второй Мировой войны здание доминиканского монастыря было практически полностью разрушенными. Уцелела лишь стена с росписью да Винчи. Это было поистине чудесно! Возможно это знамение свыше и поэтому сегодня люди могут в полной мере оценить монументальную роспись.
Пять столетий «Тайная Вечеря» серьезно реставрировалась как минимум восемь раз. Новые слои красок, которые наносились во время реставраций, сильно исказили подлинник. От оригинального цвета осталось примерно половина. Это послужило основой причиной того, что девятая по счету реконструкция продолжалась почти 21 год, и это при том, насколько далеко шагнул технический прогресс. Закаменевшая за много веков пыль, грибок снимались крайне тщательно.
Легендарное творение Леонардо да Винчи вновь начало вдохновлять и поражать туристов со всего мира 26 мая 1999 года. Посетители снова могут увидеть путь, на который указывает людям Иисус Христос.
16.02.2019 15:08
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
«Тайная вечеря»
Монументальная роспись, над которой да Винчи работал в течение трех лет (1495-1498 гг.), располагается на задней стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Тема росписи является вполне традиционной для подобного рода помещений.
Фреской в традиционном понимании «Тайная вечеря» не является, Леонардо писал ее по сухой штукатурке, а не по влажной. Он последовательно нанес на каменную стену несколько покрытий из смолы, габса и мастики, а затем расписал ее темперой.
Роспись является отдельной вехой искусства эпохи Ренессанса. Она отличается невероятной точностью и глубиной перспективы. Техника мастера оказала огромное влияние и буквально направила в нужное русло развитие всей живописи Запада.
Как молиться у иконы «Тайная вечеря»
Обращаться к Господу, стоя перед этой иконой, можно каждый день. Молиться у иконы можно утром и вечером, во время традиционного молитвенного правила. Также обращаться перед ней к Господу можно перед причастием, перед принятием пищи и просто в той ситуации, когда нужно попросить у Бога совета.
Молиться у этой иконы можно как дома, так и посетив храм.
- Перед тем как приступить к молитве, нужно несколько минут провести в тишине, настроившись на молитвенный лад.
- Перекрестившись и сосредоточившись, можно приступать к чтению традиционного молитвенного текста, стараясь каждое слово молитвы пропускать через свое сердце.
- После можно дополнить молитву своими словами, не забывая раскаяться в своих прегрешениях и поблагодарить Бога за любовь и милосердие.
- Завершать общение с Господом лучше крестным знамением и поклоном.
Молясь перед этой иконой, следует вспомнить те события, которые происходили в Великий четверг, не забывать о той великой жертве, которую Спаситель принес ради нас, чтобы указать нам путь к спасению.
Интересные факты
С ней связаны некоторые факты, достоверность которых не доказана.
Долгое создание вызвано тем, что художник не мог отыскать прототипов для главных персонажей– Иуды и Христа. Иисуса он писал с юноши, который пел при церковном хоре. А вот человека, с которого бы можно было написать Иуду, Леонардо отыскать не мог. Только в конце третьего года работы над фреской, он увидел пьяницу, лежавшего в канаве. Да Винчи приказал привести его к себе. Тот, протрезвев, поведал гению кисти, что раньше служил певчим, служил Господу, но сейчас опустился на самое дно. Самым прекрасным воспоминанием несчастного был случай, когда с него писали Спасителя.
Изумленный художник с восторгом принялся писать. Образ Иуды был найден.
Искусствоведами ведутся споры по поводу того, кто находится справа от Спасителя. Многие исследователи утверждают, что это не мужчина, а Мария Магдалина. Другие ученые говорят, что все персонажи написаны в той очередности, в которой размещаются знаки зодиака. По этой версии выходит, что Христос родился под знаком Козерога.
Во время захватнической войны с фашистами все было уничтожено взрывами. Уцелела только стена с фреской. В конце 17 века помещение трапезной на стене было переоборудовано в конюшню.
Эксперты в области искусства отмечают, что Леонардо обдумал все детали. Так, возле Иуды стоит солонка с рассыпанной солью, что всегда считалось предвестником беды, и порожняя тарелка.
История написания образа
Знаменитый художник Л. да Винчи написал фреску, где изобразил Христа на своем последнем ужине. Он создавал свое произведение в конце XV столетия, сегодня картина хранится в одном из миланских монастырей. Живописец использовал уникальную технику рисования, в центре картины находится Христос, а апостолы разбиты на группы и изображены с боков от Спасителя.
Однако картина итальянского живописца и христианская икона преследуют различные цели. Л. да Винчи желал показать не смысл новозаветного сюжета, но реакцию апостолов на известие о предательстве своего учителя. Ни один создатель этого священного образа не смог четко описать место проведения трапезы.
Фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Исторические источники утверждают: на период деяний Христа в Иудеи не было длинных столов и стульев, — люди сидели на подушках, а пища лежала на лавках. Поэтому возникло предположение, что обеденный стол есть символ и напоминание о ритуале Евхаристии, которая совершилась по научению Спасителя впервые. Этот предмет мебели, привычный для нас, — прообраз церковного престола в алтарной части храма.
Празднование и народные приметы
Церковь выделила особый день Страстной недели, чтобы вспомнить события Тайной трапезы. Православный народ с колоссальным благоговением вспоминает Великий Четверг и таинство, которое совершил Христос. Верующие люди также сопереживают сильнейшим страданиям на Голгофе, оплакивают предсказанную в Писаниях кончину и радуются воскресенью. А под конец богослужений христиане стараются приобщиться к учению Спасителя посредством исповеди и ритуала Евхаристии.
- «Чистым» этот день называют неспроста: каждый христианин обязан посетить баню и принять обычную ванну.
- У крестьян на Руси была традиция идти до ручья и набирать полное ведро воды. Существовало предание, что освященная «четверговая» вода способна смыть все грехи, накопленные за год.
- Здоровье возвращалось, если человек бескорыстно отдавал реке личную вещь, следом за ней течение уносило все болезни и невзгоды.
- Однако русские женщины не имели времени посетить реку, на их плечи возлагалась ответственность приготовления большого стола. Они растирали творог, пекли вкусные куличи и скоромные блюда, которыми угощали родственников и пришедших гостей. Дети же занимались покраской яиц на Пасху, до которой оставалось совсем немного времени.
На заметку! Церковь разрешает размещать «Тайную вечерю» в иконостасе, созданном в домашних условиях, над изображениями Богородицы и Мессии. Икону также можно установить в трапезной комнате, где в кругу семьи проходят уютные обеды.
Перед приемом еды у христиан принято произносить молитву. День памяти иконы приходится как раз на Великий Четверг, предвещающий пасхальные торжества.
В священном полотне «Тайная вечеря» верующие наблюдает переломный момент, после которого Спаситель продемонстрирует божественную природу апостолам и покажет пример жертвенности ради любви к Творцу. Воспоминания о событиях, свершившихся в Великий Четверг, помогают христианам не терять веру в трудные минуты, трансформируя горечь в надежду и духовную радость.
Икона Тайная Вечеря
Описание образа
Взглянув на икону «Тайная Вечеря», вы можете буквально прочувствовать атмосферу таинства и спокойствия, которая царила в этот вечер. Во главе стола находится Сын Божий, а апостолы разбиты на группы. Взгляды присутствующих устремлены на Иисуса Христа. Никто не догадывается, что среди гостей присутствует предатель, из-за которого вскоре Спаситель подвергнется страшным мучениям. Автор изобразил Иуду, сидящего в нелепой позе и сжимающего в руке мешок с серебром. Одним из элементов, бросающихся в глаза, является локоть, которым предатель опирается на стол, чего не сделал ни один апостол. Апостол Петр сжимает в руке нож, направленный на Иисуса Христа.
Икона «Тайная Вечеря» имеет несколько вариаций. Это сказывается лишь на некоторых элементах образа, но его смысл и значение остаются неизменными.
Почему же первая литургия или, как Вы говорите, новозаветная Жертва, совершилась до крестных страданий, то есть до самой жертвы?
В Ветхом Завете жертва для заклания избиралась за некоторое время до самого жертвоприношения: Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца (Исх 12:5–6). Более того, Сам Сын Божий в момент Своего воплощения уже является жертвой за грехи всего мира, о чем свидетельствует апостол Павел: Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне (Евр 10:5). Вторит ему и апостол Петр: Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира (1 Пет 1:18–20).
События последних дней земной жизни Иисуса Христа имеют огромное литургическое значение. Именно о них мы должны вспоминать, когда приступаем к Чаше, как пишет об этом апостол Павел в одном из своих посланий: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор 11:28–29). «Рассуждение о Теле Господнем» и есть призыв к тому, чтобы, приступая к Чаше, христианин вспоминал о Тайной Вечери, крестных страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, как и Сам Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19).
Кроме того, «рассуждение о Теле Господнем» — это вся литургия с ее последованием, молитвами, песнопениями, ектениями. Сама она включает в себя рассказ о Жизни нашего Спасителя — от Рождения до Смерти, Воскресения и Вознесения
Порядок литургического богослужения готовит пришедшего человека к самому важному — к апогею всей жизни, а именно: к Евхаристии и Причастию. Ведь рассуждение выражается в слове или в некоторых действиях, которые порождают мысленные образы, ассоциации
И все это дает нам литургия, чтобы христианин подходил к Чаше осознанно, понимая, что он вкушает Тело и Кровь Самого Христа.
В материале использованы: фото spbpda/flickr.com; Иван Айвазовский. Переход евреев через Красное море. 1891; Сыны Израиля мажут косяки дверей кровью агнца /фрагмент/ — Джеймс Тиссо; gwen; Андреа дель Кастаньо. Тайная вечеря. 1447 год; Сионская горница, священник Александр Тимофеев; Фра Анджелико. Фреска Тайная вечеря. Причастие апостолов. Монастырь Сан-Марко, Флоренция.
Тихон Сысоев
Как посетить церковь
Роспись можно увидеть, если посетить Santa Maria delle Grazie в Милане. Попасть сюда рекомендуется во время путешествия по Италии.
Чтобы беспрепятственно пройти на территорию, нужно записаться. Без предварительного соглашения не пускают. Очередь расписана на несколько недель вперед. Кроме того, в здание могут пройти не более 1000 человек в день. Полюбоваться снаружи на постройку вы, конечно, сможете, но попасть внутрь без сопровождения экскурсовода – нет. Многие туристы не знают этой особенности и уезжают ни с чем, так и не увидев знаменитую «Тайную вечерю» да Винчи.
Доехать до достопримечательности можно по Зеленой ветке метро или на трамвае под номером 8. Таксисты с удовольствием вас также довезут. Можно ехать на арендованном автомобиле. Экскурсия непродолжительна по времени.
История создания картины
Сложно верится, но картина «Тайная вечеря» была написана в 1495 году на заказ миланского герцога Людовико Сфорца. Несмотря на то что правитель славился своей распутной жизнью, у него была очень скромная и благонравная жена Беатриче, которую он, стоит отметить, очень уважал и почитал.
Но, к несчастью, истинная сила его любви проявилась лишь тогда, когда его супруга скоропостижно скончалась. Скорбь герцога была столь велика, что он 15 дней не выходил из собственных покоев, а когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга. Он навсегда поставил точку в своем разгульном образе жизни.
Это уникальное творение художник завершил в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 сантиметров. Лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться на 3,5 метра вверх. Создавая картину, Леонардо пользовался яичной темперой, что впоследствии сыграло с ней злую шутку. Полотно начало разрушатся всего через 20 лет после создания.
Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие на одной из стен трапезной в Милане. Если верить искусствоведам, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. С помощью этого незамысловатого приема он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) находится гораздо ближе, чем мы думаем.
Как выглядит икона: описание, символизм, художественное исполнение
Центром иконографической композиции образа «Тайная вечеря» является Сам Спаситель. Христос и Его ученики изображены на иконе за большим столом, накрытым белоснежной скатертью. В центре стола расположена большая чаша с вином и хлеб, который Спаситель позже разделит между своими учениками.
Место этой исторической трапезы остается неизвестным по сей день, но многие историки христианства считают, что в те времена еще не принято было восседать за такими большими столами, а простые люди в обиходе обычно не использовали лавки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что большой стол, накрытый белой скатертью, также несет в себе особый символизм, являясь прообразом престола, расположенного в алтаре.
Один из учеников Христа, изображенный на этом образе, тянется к центру стола: это и есть Иуда, предавший своего Учителя и людей, считавших его своим соратником. Такое изображение несет в себе особый символизм: в то время как другие ученики внемлют словам Спасителя, внимательно слушают Его и не отвлекаются на посторонние мысли, фигура Иуды выражает смятение и рассредоточенность. Он не может внимательно слушать Христа, так как уже знает, какой поступок он совершил.
«Мона Лиза» («Джоконда»)
Портрет супруги торговца шелком из Флоренции Ф.Д. Джокондо Лизы Герардини был написан приблизительно в 1503-1505 годах. Ныне картина считается самой известной не только в творчестве Леонардо да Винчи, но и вообще в мировой живописи всех времен и народов. Биографы великого мастера всегда писали о месте полотна в творчестве художника, его отношении к портрету и о том, с какой страстью он отдавался работе над ним.
Многие картины Леонардо да Винчи (с названиями и описанием некоторых вы можете ознакомиться, прочитав статью) окутаны мистикой. Однако «Джоконда» в этом вопросе стала настоящим лидером. Она всегда была овеяна тайной и аурой загадки. Биографы и искусствоведы уже не первое столетие бьются над многими вопросами о ее создании. В частности, рассуждают о том, действительно ли моделью была жена обычного купца. Существуют версии, что в этом качестве могла выступать Изабелла Арагонская, возлюбленный мастера Салаи или даже сам Леонардо да Винчи, завуалировавший таким образом свой автопортрет.
В настоящее время картина хранится в Лувре (Париж).
Анализ картины
Подробное описание картины искусствоведы делали не раз. Они искали скрытую информацию, оставленную художником. В целом, произведение представляет собой сцену из Святого писания.
На фреске изображен ужин Иисуса со своими учениками. На нем присутствуют все его последователи. Отдельного описания заслуживает Иуда. Он с мешочком в руках, в котором, по всей видимости, находится плата за его предательство учителя.
Это отличает произведение от предыдущих работ мастера. На них предатель находится отдельно, в стороне.
Скрытый смысл
Художника всегда считали загадочной личностью. Все работы мастера наполнены скрытым смыслом. Не удивительно, что исследователи не перестают искать. Строятся догадки по поводу расположения людей, обсуждается утварь, размещенная на столе. Диспут вызвало предположение о том, кто находится по правую сторону от Иисуса.
Эскиз
По мнению экспертов, вначале Леонардо задумал другой сюжет. При помощи живописи он хотел изобразить тот момент, когда Христос сказал, что ему известно о предателе.
Художник живо и ярко передал все эмоции, вызванные этими словами, на лицах учеников. Доказательством служат сохранившиеся эскизы. Они хранятся в Венецианском музее. Мастер тщательно прорабатывал образы и детали будущего шедевра.
Размещение фигур и предметов
Как уже говорилось, бытует предположение о том, что люди на ней написаны в последовательности знаков зодиака. Так, Христос является Козерогом. Знак – символ движения вперед, совершенства. Если учитывать это мнение, понятно, что справа от Иисуса Христа – женщина. Она находится на месте знака Девы.
На столе изображена рыба. По поводу этого также ведутся споры. До сих пор не могут выяснить, что нарисовано: сельдь или угорь. В любом случае, не случайно. Сельдь символизирует учение, наставничество, а угорь, наоборот, отречение от веры.
Композиция фрески тщательно продумана, здесь нет случайных персонажей или предметов. Именно поэтому искусствоведы не перестают искать скрытый смысл «Тайной вечери».
Реакция персонажей
Художнику удалось мастерски изобразить реакцию персонажей на события. На картине представлен момент ужина Христа со своими учениками. Но каждый человек, знакомый с писанием, понимает, что персонажи запечатлены после произнесения Иисусом слов о предательстве. Каждый из присутствующих испытывает свои чувства.
Взглянув, становится понятно, что, к примеру, Варфоломей готов тотчас расправиться с предателем, а Андрей говорит, что он точно не предатель.
Перенести такое количество эмоций на рисунок не удавалось ни одному живописцу.
Загадка фрески: апостол или Мария Магдалина
На то, что справа от учителя размещена женщина, а не его ученик, указывают следующие факты:
- Персонаж по своему местоположению относится к знаку Девы. Это, по мнению исследователей, подтверждает то, что изображена женщина.
- Если обвести контуром фигуры Иисуса и образ справа, получается буква «М». С нее начинается имя спутницы Христа. Кроме того, «М» – символ брака в Италии. Это опровергает все домыслы насчет того, что Мария Магдалина являлась любовницей Спасителя.
Противники версии не согласны с этим утверждением и считают, что это ученик.
История создания: штрихи к портрету заказчика
Заказчиком фрески выступил миланский покровитель Леонардо, герцог Лодовико Сфорца – личность весьма неординарная, что было вполне в духе того времени. Сластолюбец, интриган, заговорщик, убийца – и искусный дипломат, вдохновенный строитель, любитель музыки и живописи.
Его личным другом был настоятель доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, домовой церковью семейства Сфорца – церковь при монастыре.
По большому счету роспись трапезной Санта-Мария-делле-Грацие, начавшаяся в 1494 году, была данью тщеславию герцога, а сама трапезная предназначалась не столько для братии, сколько для торжественных приемов.
Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане
Только представьте: за главным столом восседает все семейство Сфорца, над ними – по католической традиции – распятие, а на противоположной стене, за таким же длинным итальянским столом – Христос и апостолы – та самая картина «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Кто бы отказался вкусить даров земных в таком обществе?
Распятие тоже было не из простых, и именно с него начались работы по росписи трапезной. Это огромная сюжетная фреска, над которой трудился художник Донато Монторфано и которая сегодня считается единственным подписанным творением этого мастера.
Но и это еще не все. Изображения Лодовико, его отца Франческо Сфорца, его жены Беатрисы Д’Эсте и сына Массимилиано были размещены в нижней части фрески «Распятие». Они были написаны в 1497 г., уже после смерти супруги герцога, и их автором был уже не Монторфано, а Леонардо да Винчи.
Фреска “Распятие” Донато Монторфано
К сожалению, во время бомбардировки Милана в 1943 году пострадала именно нижняя часть фрески, и от этих изображений остались лишь 2 фрагмента.
Полностью были разрушены и росписи боковых стен трапезной, и только стена, где находилась «Тайная вечеря», обложенная мешками с песком, уцелела полностью.
Леонардо да Винчи: гений незавершенности
Много ли Вы знаете современных художников, которые удостоились бы в 30 лет чести работать на самых высокопоставленных особ?
Высокая смертность в Средние века оправданием не является, так как умирали, в основном (если не было эпидемий), младенцы, а в 50-60 лет мужчины вовсе не выглядели такими уж глубокими стариками. Особенно если принадлежали к одному из 2-х высших сословий или выбрали стезю торговли или ремесла.
Художничество в те годы тоже было ремеслом – не лучше и не хуже прочих, и дефицита мастеров не наблюдалось. Молодых, старых, талантливых и не очень. Тем более в Италии, где в каждом мало-мальски крупном городе была своя школа изобразительных искусств.
Самодвижущаяся деревянная повозка Леонардо да Винчи
Леонардо же прославился к 30 годам вовсе не как художник, а как математик и инженер. Эпоха была беспокойной: итальянские герцоги ходили в ближние походы отнюдь не с дружественными визитами.
Как следствие, спрос на качественные фортификационные сооружения и бронебойную технику был приличным, и в 1482 году Леонардо пригласили в Милан.
Впрочем, все городские укрепления, равно как и конная статуя отца миланского герцога Лодовико Сфорца, так и не были возведены. Остались незавершенными и почти все живописные полотна, заказанные Леонардо герцогом и его приближенными. Почему?
«Благовещение»
Картину религиозной тематики «Благовещение» Леонардо да Винчи писал в молодом возрасте, находясь «под крылом» своего учителя Верроккьо, в 1472-1475 гг. Сюжет полотна обращается к евангельскому тексту, который повествует о возвещении Девы Марии архангелом Гавриилом о будущем рождении Иисуса Христа.
Композиция проста и в некоторым смысле традиционна. На переднем плане мы видим коленопреклоненного архангела с белой лилией в левой руке и Марию. Горизонтальная линия на заднем плане заполнена обширным пейзажем.
Можно сказать, что до великого мастера перспектива в изобразительном искусстве не применялась, да и сам он к этому пришел не сразу, что наглядно демонстрирует это раннее произведение («Благовещение»). Картина Леонардо да Винчи подверглась небольшим изменениям. Изначально крылья архангела были меньшего размера и смотрелись намного гармоничнее. Однако неизвестным художником они были дорисованы и в результате стали более громоздкими.
Картина с 1867 года хранится в одной из самых старых галерей Европы Уффици (Флоренция, Италия).
Месторасположение и история создания:
Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие, расположенной на одноименной площади Милана. А точнее – на одной из стен трапезной. Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется. Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона — миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками. Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте, которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни. Надо признать, что Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты.
А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.
Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Тем более что посмотреть есть на что. Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением. Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темпры, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. Но об этом чуть позже.
Тайная Вечеря в искусстве
Тема Тайной вечери вдохновляла многих художников на написание шедевральных полотен. Наибольшую известность получила картина великого ученого Леонардо да Винчи.
Художник несколько отошел от фактического изображения ужина и изобразил Иисуса и апостолов сидящими за большим столом, уставленным яствами. В те времена не было специальной мебели для принятия пищи. Рабы спешно проглатывали свой кусок стоя. Свободные граждане, особенно знать, возлежали на коврах.
Леонардо допустил (возможно сознательно) еще одну ошибку. Ужин начинался после захода солнца. Позади Иисуса в окна видны горы, залитые светом.
Наиболее правдоподобно изображены события Тайной Вечери на картине кисти Александра Иванова. На ней запечатлен момент возлежания Учителя и Его учеников на коврах вокруг угощений.
В иконографии наравне с изображением трапезы, популярна тема утверждения Евхаристии, а именно момент, когда Иисус моет ноги своим ученикам. Множество вариантов икон с изображением этих событий, оставили древние иконописцы.