Смысловое значение иконы “тайная вечеря” в православной религии

Повреждения и реставрации

?же в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги.
В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно
разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно
было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем,
позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине
основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни
Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие. В
1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо
этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда
занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

IMG_7741 — y.ganden @ Flickr

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело
Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а
затем покрыл фреску лаком. Надолго этой реставрации не хватило, и
другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил
работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он
переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить
работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские
войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали
камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать
апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821
Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно
удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести
роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную
секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является
фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно
поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые
проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем
Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри
осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части
штукатуркой.

Serge020 @ WikiCommons

Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная
подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание
осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать
вибрация.

В 1951—1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию
с расчисткой и стабилизацией.

Vkontakte User @ Vkontakte

Основная реставрация

? 1970-е фреска выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999
годы под руководством Пинин Брамбилла Барсилон осуществлялся
масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная
стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного грязью,
загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков.
Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду
представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную, с
контролируемым климатическим режимом, была превращена сама
трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения
первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование
с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований
образцов керна, а также первоначальных картонов из Королевской
библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не
подлежащими восстановлению

Их написали заново акварелью
приглушенных цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя,
что они не являются оригинальной работой

Vkontakte User @ Vkontakte

Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта
для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут
провести там только 15 минут. Когда фреска была торжественно
открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения
цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур. Джеймс Бек,
профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель
ArtWatch International, особенно строго оценил работу.

Тайная Вечеря. История, описанная в Библии

По традиции в четверг перед Пасхой люди собираются на великую Трапезу. Ученики заранее поинтересовались, где должна пройти тайная Вечеря Иисуса Христа, чтобы подготовиться к ней. Спаситель назвал дом в Иерусалиме, хозяин которого согласился предоставить им комнату для торжественного ужина. В городе было много иудеев, стремящихся расправиться с любым сторонником Христа. Ужин должен был состояться тайно, в присутствии Учителя и 12 учеников.

Подготавливаясь к Тайной Вечери, ученики чувствовали, что этот ужин будет особенным. Они много времени провели со Спасителем и легко определяли Его настроение. К тому же, собирая своих последователей на вечернее застолье, Иисус сказал, что хочет разделить с ними свою последнюю трапезу перед Пасхой и Своими страданиями. Христос знал, что Его ждут мучения и Великий Четверг последний, когда Он живет на свободе.

Собравшимся ученикам Христос подал хлеб и вино. Он сопровождал угощение словами, что это Его тело и кровь, которые они должны теперь вкушать регулярно. Угощение напоминает верующим о принесенной Иисусом жертве ради спасения христиан и всех остальных людей. Также его плоть очищает души и тела от темных помыслов и негативной энергии, которую демон старается вселить в каждого.

На Тайной Вечере Христос установил истину Евхаристии. Во время подготовки к праздничному ужину апостолы начали спор о старшинстве и главенстве между ними. Тогда Иисус сказал, что все они равны перед Богом. Младший является старшим, старший младшим. После этого Он продемонстрировал пример Евхаристии.

Спаситель снял с Себя верхнюю одежду, взял тазик и кувшин с водой и помыл ноги всем Своим ученикам. Апостолы сначала пытались сопротивляться, но выполнили приказ Учителя.

Омывая ноги Своим ученикам, простым людям, Господь господствующих и Царь царствующих продемонстрировал смирение. Выше этого только готовность идти на мучения и смерть ради спасения людей.

Во время трапезы Христос предрек Своим ученикам, что сбудется в ближайшие дни. Он сказал, что один из них предаст Его, но имени не назвал. Когда Иоанн от имени всех присутствующих стал интересоваться, кто это, Иисус ответил, что этот тот, кому Он подаст кусок хлеба и протянул его Иуде Искариоту. Таким образом Иисус постарался ускорить свершение событий, чтобы неминуемое свершилось быстрее.

Библия в своих описаниях Тайной Вечери утверждает, что вместе со съеденным хлебом в душу предателя вошел Сатана. Иуда положил кусок в рот и выскочил из дома. Апостолы не заметили свершившегося. Они решили, что Христос послал его докупить продуктов к столу, поскольку Иуда был их казначеем и хранил у себя общие деньги.

На этот раз Иисус не стал уединяться, как обычно, а стал молиться прямо за столом. Он обращался к своему Отцу Богу с просьбой помочь Ему перенести все страдания. Затем он попросил позаботиться о Своих учениках, сохранить их и укрепить в вере.

Христос просил Своих учеников поддержать Его и молиться вместе с Ним. Но сон одолел апостолов. Они проснулись только тогда, когда в комнату ворвались фарисеи и схватили Иисуса.

История

Это произведение Леонардо создавал несколько лет: с 1495 по 1498 годы. Тщательно прорисованные  детали интерьера, черты образов святых угодников и Христа потребовали долгой, кропотливой работы. Известны достоверные факты о том, как писалась картина, и кто был вдохновителем идеи.

Заказчик знаменитого творения

 Роспись сделана по просьбе герцога, проживавшего в Милане. Его имя – Людовико Сфорцо. Герцог не отличался праведностью, часто принимал участие в разгульных мероприятиях. Жена Сфорцо – Беатриче, напротив, была набожной и кроткой женщиной. Внезапная смерть супруги поставила точку на неправедных деяниях Людовико. Он обратился к мастеру с просьбой о создании картины. Об этом его просила еще покойная Беатриче. Герцог решил хотя бы посмертно исполнить ее волю.

Как создавалась

Картина достаточно большая, размеры – 880х460 сантиметров. Писал особой краской – на основе яиц. Это придало произведению удивительный блеск, краски были насыщенными, люди получились словно живые. Это же способствовало порче росписи. Всего через 20 лет полотно стало трескаться.

Перед ее написанием мастер изобрел особый состав, которым покрыл стену.

Повреждения и реставрации

Использование красок на яичной основе, расположение церкви в сыром месте способствовали сильному повреждению фрески. Краски стали отслаиваться и осыпаться. Есть свидетельство, что в середине 16 века картина на стене практически не была видна.

В 20 веке Мауро Пелличиоли вновь решил заняться реставрацией. То, что сейчас сохранилось на стене трапезной в церкви, дело рук именно этого реставратора. Ему почти удалось восстановить истинные цвета и контуры.

Почему же первая литургия или, как Вы говорите, новозаветная Жертва, совершилась до крестных страданий, то есть до самой жертвы?

В Ветхом Завете жертва для заклания избиралась за некоторое время до самого жертвоприношения: Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца (Исх 12:5–6). Более того, Сам Сын Божий в момент Своего воплощения уже является жертвой за грехи всего мира, о чем свидетельствует апостол Павел: Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне (Евр 10:5). Вторит ему и апостол Петр: Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира (1 Пет 1:18–20).

События последних дней земной жизни Иисуса Христа имеют огромное литургическое значение. Именно о них мы должны вспоминать, когда приступаем к Чаше, как пишет об этом апостол Павел в одном из своих посланий: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор 11:28–29). «Рассуждение о Теле Господнем» и есть призыв к тому, чтобы, приступая к Чаше, христианин вспоминал о Тайной Вечери, крестных страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, как и Сам Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19).

Кроме того, «рассуждение о Теле Господнем» — это вся литургия с ее последованием, молитвами, песнопениями, ектениями. Сама она включает в себя рассказ о Жизни нашего Спасителя — от Рождения до Смерти, Воскресения и Вознесения

Порядок литургического богослужения готовит пришедшего человека к самому важному — к апогею всей жизни, а именно: к Евхаристии и Причастию. Ведь рассуждение выражается в слове или в некоторых действиях, которые порождают мысленные образы, ассоциации

И все это дает нам литургия, чтобы христианин подходил к Чаше осознанно, понимая, что он вкушает Тело и Кровь Самого Христа.

В материале использованы: фото spbpda/flickr.com; Иван Айвазовский. Переход евреев через Красное море. 1891; Сыны Израиля мажут косяки дверей кровью агнца /фрагмент/ — Джеймс Тиссо; gwen; Андреа дель Кастаньо. Тайная вечеря. 1447 год; Сионская горница, священник Александр Тимофеев; Фра Анджелико. Фреска Тайная вечеря. Причастие апостолов. Монастырь Сан-Марко, Флоренция.

Тихон Сысоев

Рекомендации

  1. . sciencedaily.com . Проверено 3 марта 2014 .
  2. Тайная вечеря Леонардо да Винчи -. . Не выставлять . Проверено 10 ноября 2017 года .
  3. . Timeout.com. Архивировано из 29 марта 2013 года . Проверено 30 июня 2019 .
  4. Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 271. ISBN. .
  5. Кеннет Кларк. Леонардо да Винчи , Penguin Books 1939, 1993, стр. 144.
  6. . lairweb.org.nz . Проверено 21 декабря 2012 года .
  7. . Лекции Марка Стила . Серия 2. Эпизод 2. Открытый университет. 7 октября 2003 г. BBC . Проверено 21 декабря 2012 года .
  8. Дюрант, Уилл (2001). . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 206. ISBN. 978-0-7432-2612-7. OCLC   .
  9. ^ . Шикарная история, представленная Академией Хана . Проверено 25 февраля 2014 года .
  10. ^ , стр. 83.
  11. . Тайная вечеря . Проверено 25 февраля 2014 года .
  12. ↑ Steinberg, Leo (2001). Непрекращающаяся «Тайная вечеря» Леонардо . Нью-Йорк: Zone Books. п. 75. ISBN 978-1890951184.
  13. Ср. и .
  14. ^ , стр. 86.
  15. ^ Уайт, Сьюзен Д. (2006). Рисуй как да Винчи . Лондон: Cassell Illustrated, стр.132. ISBN . 
  16. ^ King, Ross (2012). . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: Блумсбери. С. 187–189. ISBN 978-0-7475-9947-0.
  17. , стр. 81.
  18. , стр. 82.
  19. . Лондонский университет искусств . Проверено 11 августа 2008 года .
  20. . Gutenberg.org. 1 января 2004 . Проверено 14 февраля 2012 года .
  21. «Часовня с возвратом живописи эпохи Возрождения». Оксфорд Таймс . 14 сентября 2017. с. 19.
  22. , стр. 74.
  23. , стр. 127.
  24. Уайкс, Алан (1969). Доктор Кардано, экстраординарный врач . п. 26.
  25. ^ Да Винчи, Леонардо (1971). Тейлор, Памела (ред.). Записные книжки Леонардо да Винчи . Новая американская библиотека. п. xvii.
  26. Traverso В.М. (5 июня 2019). . Aleteia — католическая духовность, образ жизни, мировые новости и культура . Проверено 7 июня 2019 .
  27. , стр. 93.
  28. Кинг, Росс (2012). . Нью-Йорк: Блумсбери. ISBN 978-0802717054.
  29. Филипп Уильям (24 мая 1999 г.). . Хранитель . guardian.co.uk . Проверено 21 декабря 2012 года .
  30. Alberge, Dayla (14 марта 2012). . Независимый . Проверено 21 декабря 2012 года .
  31. . Служба общественной дипломатии Федеральной государственной службы по иностранным делам, внешней торговле и сотрудничеству в целях развития . Проверено 20 марта 2020 года .
  32. . TripAdvisor LLC . Проверено 20 марта 2020 года .
  33. ^ . Проект рисунка Морозного художественного музея . Проверено 11 января 2014 .
  34. . МоМА . Проверено 4 декабря 2019 .
  35. Гейл Левин (16 октября 2018 г.). . Univ of California Press. С. 209–. ISBN 978-0-520-30006-4.
  36. . Клара — База данных женщин-художников . Вашингтон, округ Колумбия: Национальный музей женщин в искусстве. Архивировано из на 10 января 2014 года . Проверено 10 января 2014 .
  37. . Метрополитен-музей . Проверено 15 августа 2019 .
  38. Хейден-Гест, Энтони (3 августа 1999). . Artnet . Проверено 12 марта 2010 года .
  39. Шелли, Мэри (1996). Написание путешествий . Лондон: Пикеринг. С. 131–132. ISBN 1-85196-084-8.
  40. ^ Кристофера Hodapp, Alice Von Каннон, Тамплиера Код для чайников , стр 257 (Wiley Publishing, Inc., 2007. ISBN 978-0-470-12765-0 ). 
  41. Розелла Лоренци (9 ноября 2007). . Новости открытия . Проверено 21 декабря 2012 года .
  42. . Extra.beloblog.com. Архивировано из 23 июля 2008 года . Проверено 8 февраля 2009 года .
  43. , hosted.ap.org

Тайная вечеря — испытания временем и возрождение шедевра

Леонардо да Винчи не устраивала традиционная техника написания фрески, предусматривавшая нанесение мазков краски по влажной штукатурке, так как при этом он не имел возможности прорисовывать мельчайшие детали и видеть в полной мере натуральность получаемого цвета, терявшего при окончательном высыхании свою изначальную яркость. Кроме того, подобный способ создания настенной росписи, применявшийся большинством его современников, требовал быстрой работы набело и не позволял заново перекрашивать поверхность, что было неприемлемо для Леонардо, часто вносившего изменения и дополнения в создаваемое им то или иное художественное произведение. Поэтому, чтобы не жертвовать мастерством исполнения, художник в качестве эксперимента использовал смесь темперы и масла, нанося получившуюся краску непосредственно по сухой штукатурке

Однако он не знал или же не принял во внимание, что столь плотное сухое основание не было способно впитать в полной мере приготовленную на масляной основе краску, которая уже через несколько лет начала шелушиться и отслаиваться от стены, в результате чего мастеру еще при жизни пришлось собственноручно исправлять и восстанавливать испорченные фрагменты

В 1652 году жители монастыря вырезали новую дверь в стене с уже изрядно осыпавшейся фреской, удалив при этом небольшую ее часть, на которой были изображены ноги Христа. В дальнейшем, многочисленные и неумело проведенные реставрации, начавшиеся уже в XVI веке, только усугубили плачевное состояние шедевра. Лишь в 1954 году Тайная вечеря Леонардо да Винчи была расчищена от нанесенных ранее слоев, выявленные остатки подлинной живописи закреплены, а некоторые утраченные фрагменты восстановлены по старинным копиям. Как известно, трое учеников художника сделали полномасштабные копии с оригинала фрески Леонардо да Винчи. В частности, хранящаяся сегодня в лондонской Королевской академии художеств картина Тайная вечеря, воспроизведенная на холсте в мельчайших деталях Джампетрино (Giovan Pietro Rizzoli), была взята за основу при последних восстановительных работах, завершенных в 1999 году.

Тайная вечеря. Копия Джампетрино, 1520г.

Еще один подобный экземпляр работы итальянского живописца Андреа Солари (Andrea di Bartoli Solari, 1460-1524) находится в монастыре аббатства Тонгерло в Бельгии, а третий, работы Чезаре да Сесто(Cesare da Sesto, 1477-1523) – в церкви Сан Амброджо в Швейцарии. Благодаря этим точным копиям, оригинал Тайной вечери Леонардо да Винчи не был утрачен безвозвратно и сегодня его по-прежнему можно лицезреть в здании, находящемся рядом с церковью Санта Мария делле Грацие на одноименной площади Милана.

Тайная вечеря. Копия Андреа ди Бартоли Солари

Судьба автора

Один из гениев Ренессанса, человек универсальный, родился недалеко от Флоренции — места, где на рубеже 15−16 веков культурная, политическая и экономическая жизнь была чрезвычайно насыщенна. Благодаря семействам меценатов (таких, как Сфорца и Медичи), щедро платившим за искусство, Леонардо мог творить свободно.

Статуя да Винчи во Флоренции. (wikimedia.org)

Да Винчи не был высоко образованным человеком. Но его записные книжки позволяют говорить о нем как о гении, спектр интересов которого простирался чрезвычайно широко. Живопись, скульптура, архитектура, инженерного дело, анатомия, философия. и так далее, и так далее

И самое важное здесь не количество увлечений, а степень вовлеченности в них. Да Винчи был новатором

Его прогрессивная мысль переворачивала представления современников и задавала новый вектор развития культуры.

ГДЕ В ДОМЕ МОЖНО ПОВЕСИТЬ ИКОНУ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»

Икону можно поставить в «красный угол», где обычно располагается домашний иконостас. Так называют место на стене напротив двери или у окна, куда на полку ставятся иконы Господа, Божией Матери и далее, по вашему желанию, почитаемых семьей святых, например, тезоименитых покровителей дома или великих святых. Можно приобрести полку в иконной лавке, а можно просто поставить иконы на книжную полку — лучше рядом с изданиями о духовной жизни. В одном ряду с иконами не должно быть фотографий родных, вырезок из газет, тем более портретов неких «звезд».

О достойном Причастии и в воспоминание установления Евхаристии перед иконой Тайной Вечери молятся Господу Иисусу следующей молитвой, можно читать ее на русском языке:

Твоей Тайной Вечери сейчас, о Сын Божий, причастника (причастницу) меня прими: не скажу тайны Твоим врагам, не прикоснусь к Тебе поцелуем Иуды, но как разбойник исповедовать буду Тебя: вспомни меня, Господи, в Царстве Твоем. Пусть не как приговор и не как осуждение будет мне Причастие Святых Твоих Тайн, о Господи, но для исцеления души и тела. Аминь.

Перед иконой Тайной Вечери можно читать онлайн тропарь Великого четверга, описывающий события Тайной Вечери и прославляющий Господа:

Когда славные ученики просвещались через омовение на Вечери, тогда Иуда неправедный помрачался недугом сребролюбия и предавал беззаконным судьям Тебя, Судью праведного. Видишь, стремящийся к богатству удавившегося ради него! Беги от голодной до денег души, дерзко покусившейся на Божественного Учителя! О Господи, для всех Благой, слава Тебе!

Да хранит вас Господь и Бог наш Иисус Христос!

https://youtube.com/watch?v=CrsCEpv-dxk

Икона святой Маргариты

Святая великомученица Маргарита почитается православными христианами всего мира. Икона этой святой может помочь вам изменить …

В культуре

Тайная вечеря часто упоминается, воспроизводится или пародируется в западной культуре. Вот некоторые из наиболее ярких примеров:

Не современная живопись, мозаика и фотография

Тайная вечеря, приготовленная в соли на соляной шахте в Величке (Польша)

«Тайная вечеря » Ади Нес (Израиль) была продана в 2007 году за 264 000 долларов.

Копия холста, написанного маслом XVI века, хранится в аббатстве Тонгерло , Антверпен , Бельгия . Он раскрывает многие детали, которые больше не видны на оригинале. Римская мозаика художник Джакомо Раффаэлли сделал еще в натуральную величину копия (1809-1814), заказанный Наполеона Бонапарта , который находится в Миноритенкирхе в Вене .

Современное искусство

В 1955 году Сальвадор Дали написал «Таинство Тайной вечери» , в котором Иисус изображен как блондин, гладко выбритый и указывающий вверх на призрачный торс, в то время как апостолы собрались вокруг стола, склонив головы так, чтобы никого нельзя было опознать. Считается, что это одна из самых просматриваемых картин в коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.

Книга Мэри Бет Эдельсон « Некоторые живые американские художницы / Тайная вечеря» (1972) заимствовала «Тайную вечерю» с головами известных женщин-художников, наложенных на коллаж над головами Христа и его апостолов. Художники, собранные над головами Христа и его апостолов в фильме « Некоторые живые американские женщины-художницы / Тайная вечеря», включают Линду Бенглис , Луиз Буржуа , Элейн де Кунинг , Хелен Франкенталер , Нэнси Грейвс , Лилу Катцен , Ли Краснер , Джорджию О’Киф , Луизу Невельсон. , Йоко Оно , MC Ричардс , Альма Томас и Джун Уэйн . Кроме того, изображения других женщин-художников показаны в рамке произведения; Всего восемьдесят две женщины-художницы являются частью единого образа. Этот образ, обращающийся к роли религиозной и исторической иконографии в подчинении женщин, стал «одним из самых знаковых образов феминистского движения в искусстве» .

Скульптор Марисоль Эскобар изобразил «Тайную вечерю» как трехмерный скульптурный ансамбль в натуральную величину с использованием окрашенного и нарисованного дерева, фанеры, коричневого камня, гипса и алюминия. Эта работа « Автопортрет, глядя на Тайную вечерю» (1982–84) находится в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке .

В 1986 году Энди Уорхолу было поручено создать серию картин по мотивам «Тайной вечери» , которые первоначально были выставлены в Милане. Это была его последняя серия картин перед смертью.

Литература

Автор Мэри Шелли описывает свои впечатления от картины в своем путевом повествовании « Рамблс в Германии и Италии» , опубликованном в 1844 году:

Кино и телевидение

В Луиса Бунюэля «с 1961 года испанский фильм Viridiana , живая картина картины Леонардо поставлен с нищими . Другой нищий «фотографирует» сцену, мигая ими. Эта сцена способствовала его отказу Ватиканом, который назвал ее «кощунственной». Картина пародируется в фильме M * A * S * H (1970), в сцене, где Ястребиный глаз Пирс устраивает «последнюю вечерю» для Уолта (Безболезненного) Валдовски перед его запланированным самоубийством. Различные доктора, все в хирургических халатах, позируют, имитируя картину. В киноверсии Нормана Джуисона « Иисус Христос суперзвезда» (1973) в эпизоде ​​«Тайная вечеря» Иисус и 12 апостолов вкратце имитируют позы каждого персонажа на картине да Винчи. Картина также пародируется в фильме Мела Брукса « История мира, часть I» (1981), что делает Леонардо современником Иисуса.

На маленьком экране появляется множество пародий на картину, в том числе эпизод первого сезона 1998 года «Шоу 70-х «Полосы», в котором Эрика окружают его друзья (а Джеки задается вопросом, почему все сидят по одну сторону стола); Финал седьмого сезона «Секретных материалов» , « Реквием » (и последний эпизод Малдера как регулярный сериал) показывает сцену в офисе Скиннера, где персонажи выстроились в линию в знак уважения к картине; Симпсоны « 2005 сезон 16 эпизода„ Слава Бога, это Судный день “, с Гомером , как Иисус и Мо и другими своими покровителями как ученики; и South Park s 2009 Сезон 13 эпизод „ Margaritaville “, с Кайлом и его друзья едят в пиццерии. В одном из эпизодов драмы CBC 2015 года « Загадки Мердока» под названием « Barenaked Ladies» подозреваемые воссоздают позы Петра, Иуды и Томаса в своих жертвах.

Новаторство композиции

Центром композиции Леонардо делает Иисуса Христа. Доминирующее положение Иисуса подчеркнуто пустующим пространством вокруг него, окнами за его спиной, предметы перед Христом упорядочены, тогда как на столе перед апостолами царит хаос. Апостолы распределены художником на «тройки». Варфоломей, Иаков и Андрей сидят слева, Андрей вскинул руки в жесте, означающем отрицание. Далее следуют Иуда, Петр и Иоанн. Лицо Иуды скрыто в тени, в руках его холщовый мешок. Женственность фигуры и лица Иоанна, потерявшего сознание от новости, позволила многочисленным интерпретаторам предположить, что это Мария Магдалина, а не апостол. За Иисусом сидят Фома, Иаков и Филипп, они все обращены к Иисусу и как бы ожидают от него разъяснений, последняя группа – Матфей, Фаддей и Симон.

Как этот праздник отмечался у евреев? Что значит «приготовить пасху»?

Это был домашний, семейный праздник. В обеденной комнате обустраивали широкий стол, на который ставили чашу с соленой водой — она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь обмакнул опреснок, который подал затем предателю Иуде (Ин 13:26–27).

Также на пасхальный стол ставили блюдо с горькими травами: лук, цикорий, хрен, чеснок. Во время трапезы иудеи вкушали их до тех пор, пока на глазах не появлялись слезы. Так совершалась память о страшной трагедии, когда фараон приказал утопить в водах Нила всех новорожденных еврейских младенцев (Исх 1:22). Кроме того, из фиников, орехов и граната готовилась паста. Ее цвет напоминал глину, из которой порабощенные евреи строили города для фараонов.

Опресноки раскладывали на столе в три стопки, между которыми клали салфетки. Эти три ряда пресного хлеба символизировали, что три социальных уровня иудейского общества — богачи, люди среднего достатка и бедняки — в этот торжественный вечер упразднялись: любой еврей, независимо от своего достатка, возраста и пола должен был участвовать в священной трапезе: И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу (Исх 10:9). Если семья была бедной и не могла позволить себе купить пасхального агнца, то можно было отметить праздник вскладчину с другой семьей.

В кульминационный момент пасхальной трапезы на стол ставили четыре чаши вина, разбавленного водой, которые символизировали четыре обетования, данные евреям Богом во время их исхода из Египта: Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского (Исх 6:6–7).

Глава семейства брал первую чашу с вином и благодарил Бога, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивый плод лозы виноградной!» После чего сосуд передавали по кругу, и каждый отпивал немного вина. Тогда самый младший из присутствующих (во время Тайной Вечери это был апостол Иоанн Богослов) задавал старейшему за столом сакральный вопрос: «Что значит все это?», и ему рассказывали историю исхода израильтян из Египта. При этом читали или пели два псалма — 113-й и 114-й, которые относились к этим событиям, и ели горькие травы.

После того как по кругу передавалась вторая чаша, возглавляющий трапезу брал один опреснок, разламывал его напополам и произносил благодарение: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб». После этого хлеб разделялся между всеми присутствующими. Вслед за этим наступал черед агнца, потом пили из третьей чаши, пели 114–117-й псалмы, а завершала праздник четвертая чаша вина.

После окончания трапезы все выходили на улицу. В Иерусалиме поднимались на Елеонскую гору, где продолжали праздновать уже вместе с другими семьями.

Коринфяне праздновали Вечерю Господню неправильно

Апостол Павел написал им в 1 Послании к Коринфянам и дал им важное наставление, чтобы они исправились. Вот, что он им написал:. Что же коринфяне делали не так на Вечере Господней? Они смотрели только на внешнюю часть этого праздника и оставилии его главный смысл

Точно так же, как поступала церковь Трои, христиане из Коринфа приносили пищу и принимали Вечерю Господню вместе, и это была целая трапеза. Но плохо было то, что на этой трапезе не проявлялась христианская любовь, но на ней были соревнование, ненависть, разногласия и пренебрежение по отношению к тем, у кого ничего не было. Павел был возмущён не тем, а фактом, что не все приносили еду, что на Вечере Господней они устраивали трапезу или что-то подобное. Он не был недоволен этим, потому что я предполагаю, что он сам научил их праздновать так. Апостол был расстроен из-за того, что христиане не понимали…

Что же коринфяне делали не так на Вечере Господней? Они смотрели только на внешнюю часть этого праздника и оставилии его главный смысл. Точно так же, как поступала церковь Трои, христиане из Коринфа приносили пищу и принимали Вечерю Господню вместе, и это была целая трапеза. Но плохо было то, что на этой трапезе не проявлялась христианская любовь, но на ней были соревнование, ненависть, разногласия и пренебрежение по отношению к тем, у кого ничего не было. Павел был возмущён не тем, а фактом, что не все приносили еду, что на Вечере Господней они устраивали трапезу или что-то подобное. Он не был недоволен этим, потому что я предполагаю, что он сам научил их праздновать так. Апостол был расстроен из-за того, что христиане не понимали…

История написания образа

Знаменитый художник Л. да Винчи написал фреску, где изобразил Христа на своем последнем ужине. Он создавал свое произведение в конце XV столетия, сегодня картина хранится в одном из миланских монастырей. Живописец использовал уникальную технику рисования, в центре картины находится Христос, а апостолы разбиты на группы и изображены с боков от Спасителя.

Однако картина итальянского живописца и христианская икона преследуют различные цели. Л. да Винчи желал показать не смысл новозаветного сюжета, но реакцию апостолов на известие о предательстве своего учителя.  Ни один создатель этого священного образа не смог четко описать место проведения трапезы.

Фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Исторические источники утверждают: на период деяний Христа в Иудеи не было длинных столов и стульев, — люди сидели на подушках, а пища лежала на лавках. Поэтому возникло предположение, что обеденный стол есть символ и напоминание о ритуале Евхаристии, которая совершилась по научению Спасителя впервые. Этот предмет мебели, привычный для нас, — прообраз церковного престола в алтарной части храма.

Празднование и народные приметы

Церковь выделила особый день Страстной недели, чтобы вспомнить события Тайной трапезы. Православный народ с колоссальным благоговением вспоминает Великий Четверг и таинство, которое совершил Христос. Верующие люди также сопереживают сильнейшим страданиям на Голгофе, оплакивают предсказанную в Писаниях кончину и радуются воскресенью. А под конец богослужений христиане стараются приобщиться к учению Спасителя посредством исповеди и ритуала Евхаристии.

  • «Чистым» этот день называют неспроста: каждый христианин обязан посетить баню и принять обычную ванну.
  • У крестьян на Руси была традиция идти до ручья и набирать полное ведро воды. Существовало предание, что освященная «четверговая» вода способна смыть все грехи, накопленные за год.
  • Здоровье возвращалось, если человек бескорыстно отдавал реке личную вещь, следом за ней течение уносило все болезни и невзгоды.
  • Однако русские женщины не имели времени посетить реку, на их плечи возлагалась ответственность приготовления большого стола. Они растирали творог, пекли вкусные куличи и скоромные блюда, которыми угощали родственников и пришедших гостей. Дети же занимались покраской яиц на Пасху, до которой оставалось совсем немного времени.

На заметку! Церковь разрешает размещать «Тайную вечерю» в иконостасе, созданном в домашних условиях, над изображениями Богородицы и Мессии. Икону также можно установить в трапезной комнате, где в кругу семьи проходят уютные обеды.

Перед приемом еды у христиан принято произносить молитву. День памяти иконы приходится как раз на Великий Четверг, предвещающий пасхальные торжества.

В священном полотне «Тайная вечеря» верующие наблюдает переломный момент, после которого Спаситель продемонстрирует божественную природу апостолам и покажет пример жертвенности ради любви к Творцу. Воспоминания о событиях, свершившихся в Великий Четверг, помогают христианам не терять веру в трудные минуты, трансформируя горечь в надежду и духовную радость.

Икона Тайная Вечеря

Описание образа

Взглянув на икону «Тайная Вечеря», вы можете буквально прочувствовать атмосферу таинства и спокойствия, которая царила в этот вечер. Во главе стола находится Сын Божий, а апостолы разбиты на группы. Взгляды присутствующих устремлены на Иисуса Христа. Никто не догадывается, что среди гостей присутствует предатель, из-за которого вскоре Спаситель подвергнется страшным мучениям. Автор изобразил Иуду, сидящего в нелепой позе и сжимающего в руке мешок с серебром. Одним из элементов, бросающихся в глаза, является локоть, которым предатель опирается на стол, чего не сделал ни один апостол. Апостол Петр сжимает в руке нож, направленный на Иисуса Христа.

Икона «Тайная Вечеря» имеет несколько вариаций. Это сказывается лишь на некоторых элементах образа, но его смысл и значение остаются неизменными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector