Андреевский мужской монастырь в москве

История

В эпоху правления императора Петра I на территории Васильевского острова планировали устроить административный центр города. Тогда же русский император пожелал в честь святого Андрея Первозванного возвести на территории острова церковь, первый камень которой был заложен в 1724 году. К сожалению, Петр I не дожил даже до начала строительства

Деревянная церковь была завершена в 1732 году. Над проектом работал знаменитый итальянский архитектор Доменико Трезини.

Петербург разрастался, число прихожан увеличивалось. В 1744 году церковь Андрея Первозванного получила статус собора. Члены императорской семьи и именитые горожане часто посещали проводимые здесь богослужения. Однако деревянный собор обладал одним большим недостатком. Здание оказалось очень холодным, и при низкой температуре проводить здесь богослужения было затруднительно.

В настоящее время деревянное здание собора не сохранилось. Через 32 года после открытия храм сгорел во время грозы. Вынести из огня успели только иконостас. В 1764 году на этом месте началось строительство храма. Автором нового проекта и руководителем строительства стал архитектор Александр Францевич Вист. Возведение храма завершили к 1780 году, тогда же он был освещен.

В конце XIX века была проведена незначительная перестройка. Появилась колокольня, возведена часовня, тогда же пристроили северный и южный приделы. Начиная с 1864 года при церкви начал работать благотворительный фонд, председателем которого долгое время был Петр Семенов Тян-Шанский.

В 1938 году Собор Андрея Первозванного закрыли, и долгое время здание стояло заброшенным. После войны храм переходил от одного хозяина к другому. Надо отметить, что ни одного из них не интересовал вопрос сохранения культурного наследия.

Прихожане неоднократно обращались с просьбой о возврате собора и его восстановлении. Часть помещений вернули церкви только в 1990 году, но еще пять лет на бывшей территории храма размещалась Кунсткамера. После того, как музейный фонд был вывезен, в церкви провели большие восстановительные работы.

Монастырь сегодня

В наши дни Андреевская обитель имеет статус действующего мужского монастыря. В нем расположена Синодальная библиотека и воскресная школа. Верующие и туристы могут побывать в обители в любой день с утра до вечера.

Посетителей просят уважительно относится к живущим здесь насельникам и не фотографировать монахов, священников, богослужения и внутренние интерьеры церквей. Кроме того, при посещении монастырских храмов туристов просят не забывать выключать мобильные телефоны.

Ежедневные службы идут в Воскресенском храме. В будние дни они начинаются в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам — в 9.00 и 17.00. Престольный праздник святого Андрея Критского отмечают здесь 17 июля. При входе в обитель работают иконная и книжная лавки. Те, кто хочет пообедать, могут это сделать в платной трапезной.

История храма

Петр I считал своим небесным покровителем апостола Андрея Первозванного. При закладке города на Неве царь поместил в основание каменной крепости ковчег с мощами святого.

Орден Андрея Первозванного был учрежден в 1698 году. Почетную награду вручали за выдающиеся военные подвиги и государственную службу. При жизни Петра I кавалерами ордена стали 38 человек, включая самого царя. В конце XVIII века, во время правления императора Павла I Орден Андрея Первозванного получил официальный статус и стал одной из самых главных наград Российского государства.

В начале XVIII столетия деловой и административный центр города находится на большом Васильевском острове

Петр I хорошо понимал важность этого места и хотел, чтобы возле здания Двенадцати коллегий появился новый Андреевский храм

Вид Андреевского собора с Большого проспекта Васильевского острова

В 1724 году шведский архитектор Никодемус Тессин-младший по поручению царя взялся за проект. Он выполнял волю Петра I и старался, чтобы будущая церковь напоминала базилику Святого Петра в Риме. Зодчий успел подготовить подробные чертежи и модель, но в 1725 году Петр I скончался, и замыслы по возведению храма пришлось отложить.

Жители Васильевского острова молились в небольшой деревянной церкви при Меньшиковском дворце. Места для всех не хватало, поэтому горожане обратились с просьбой построить более вместительный приходской храм. По указу императрицы Екатерины I на эти цели было выделено 3 тысячи казенных рублей.

В 1729 году Джузеппе Трезини подготовил архитектурный проект, и стройка закипела с новой силой. Через три года сподвижник Петра I архиепископ Феофан освятил Андреевскую церковь. Иконостас для нее принесли из домового храма Меньшиковского дворца, а царица Анна Иоанновна пожертвовала деньги для покупки богослужебной утвари и облачений.

Вид Андреевского собора от обелиска в честь 300-летия учреждения Ордена Святого Апостола Андрея Первозванного

Деревянный храм был небольшим и тесным. В зимние месяцы он не отапливался, поэтому в 1745 году рядом построили теплую каменную церковь, которую посвятили Трем Святителям Вселенским. На церковных службах в этом храме бывали многие знаменитые и богатые люди. Известно, что под сводами собора принесли присягу профессора императорской Академии Наук Василий Тредиаковский и Михаил Ломоносов.

В 1761 году произошла трагедия. Во время сильной грозы в деревянную церковь попала молния, и она полностью сгорела. Прихожане спасли только резной иконостас. Архитектор Александр Францевич Вист подготовил новый проект, поэтому в 1764 году началось строительство каменного здания.

Через два года незаконченный купол храма неожиданно рухнул. Архитектора схватили и посадили под арест. Потом комиссия разобралась, что Вист не виновен, и его оправдали. В 1780 году затянувшееся на несколько лет строительство наконец было завершено.

Вид Андреевского собора с 6-7-ой линии Васильевского острова

В конце XVIII – начале XIX века собор достраивали, переделывали и украшали. Возле храма появилась ограда с часовней. Интерьеры оформили лепниной и росписями, а перед входом поместили барельеф Андреевского ордена, который несли два ангела. Потом здание сделали теплым и пристроили к нему два придела с северной и южной стороны.

В начале прошлого века при храме существовало благотворительное общество, которое помогало бедным. Здесь были открыты детский приют, богадельня для больных и известный в городе народных хор.

В 1922 году по всей стране проводили изъятие церковных ценностей в пользу голодающих в Поволжье. Из Андреевского собора увезли серебряные и позолоченные сосуды, кресты и оклады старинных икон. На несколько лет храм оказался в руках обновленцев, которые активно сотрудничали с новой властью.

Тем временем город рос и перестраивался. Для расширения ленинградских бульваров в 1920-е годы снесли соборную часовню и часть ограды. Потом храм лишился всех своих колоколов. Поначалу их перенесли в Петропавловскую крепость, но затем отправили на переплавку. В 1938 году решением Ленгорисполкома собор закрыли, старинный иконостас забили фанерными листами, а внутри устроили склад.

В годы войны в храме действовали войска противовоздушной обороны. Во время обстрелов и взрывов авиабомб были выбиты стекла, пострадали крыша, фасад, интерьеры и уникальный резной иконостас.

Когда война закончилась, собор отреставрировали и разместили внутри часть коллекций знаменитой Кунсткамеры. Верующим здание вернули только в начале 1990-х годов. После этого был сделан капитальный ремонт, а на куполах появились позолоченные титановые кресты.

Соборные купола

Храм в Люблино Андрея Первозванного

Храм в Андрея Первозванного в Люблино можно смело назвать целым храмовым комплексом, хотя изначально речь шла о маленькой церкви во имя святителя Тихона, расчитанной максимум на сто прихожан. Всё началось в 1999 году при главенстве в РПЦ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Он и оставятил первый закладной камень в основание престола будущего храма на территории общины Апостола Андрея Первозванного. Небольшую церквушку возвели довольно быстро, и уже в начале 2021 года в ней начали богослужения.

Храм облагораживался, приход рос, и тогда было принято решение о строительстве большого собора, который смог бы вместить полторы тысячи человек.

Начало работ было положено в 2018 году. Согласно планировке собор имеет один большой купол, в нём отсутствуют колонны, что предпологает большую свободную площадь для прихожан и великолепную акустику. К фасаду храма вплотную расположена звонница. Снаружи собор будет обложен белым камнем, как было принято в старорусские времена. Собор находится на стадии строительства и в нём не проводят богосложений, однако в сам комплекс является действующим.

В храме Андрея Первозванного в Люблино хранятся часть мощей святого апостола.

Храм Андрея Первозванного в Люблино расписание богослужений

Беседы с настоятелем храма отцом Виктором проводятся по окончании вечернего богослужения по вечерам в субботу. Вы можете задать любые вопросы и получить исчерпывающие ответы на них.

Евангельские беседы о вере и жизни церкви проходят по четвергам в 19:30, так же после вечерних богослужений, иерейем Иоанном Ковалем.

Беседы о святых подвижниках, их благочестивом житии, истории христианской церкви проводятся Александром Черменским по пятничным вечерам в 18:30.

Огласительные беседы для взрослых и маленьких прихожан, желающих принять крещение, либо стать крестными родителями, проходят ежесубботно в 15:00. (Без огласительных бесед таинство крещение не может быть проведено, исключением может стать лишь серьёзная болезнь).

Расписание самих богослужений в храме апостола Андрея Первозванного можно найти на официальном сайте.

Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь — одна из старейших обителей столицы России. Она была основана в начале XIV века и на протяжении столетий служила центром духовной жизни столицы, а благодаря мощным стенам и принимала под защиту горожан во время иноземных вторжений.

Архитектурный облик обители, сложившийся в XVII-XVIII веках, поражает воображение. Здесь сохранилось 7 храмов, наибольший интерес их них представляет Собор Петра митрополита (1517 г.) авторства итальянского зодчего Алевиза Нового. Главной святыней монастыря является особо чтимый образ иконы Казанской Богоматери.

Мощи Митрофана Воронежского хранятся в монастыре

За стены обители можно попасть не только во время службы, но и с экскурсией. Экскурсия «Один день в монастыре», длящаяся 5 часов и знакомящая с внутренней жизнью обители, обойдется в 5 тыс. руб.

Святыни хранящиеся в монастыре:

  1. Чудотворная Казанская икона Божьей Матери (по преданию способна исцелять от припадочных болезней)
  2. Икона святителя Петра с частицей мощей (метрополит живший в 14 веке, миривших русских князей и ездивший в Орду для сохранения прав духовенства)
  3. Мощи Митрофана Воронежского (первый епископ Воронежский живший в 17 веке)
  4. Крест с частицей Живоносного Древа Господня (содержит часть креста на котором, распяли Иисуса)
  5. Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых (по преданию, помогают при тяжёлых недугах)
  6. Дивеевский ковчег (содержит мощи Серафима Саровского)

Из истории старинной обители

Андреевский монастырь известен давно. Предание относит возникновение мужской обители у «Воробьевых круч» к XIII веку. В низине у реки – в Пленницах – образовалась Преображенская пустынь. Так называли обитель монахов, удаленную от людских поселений. Место на берегу реки Москвы, названное Пленницей, в былые времена славилось тем, что там делали плоты из поленьев и спускали вниз по течению.

Образование Андреевского монастыря

В XVI веке произошло событие, изменившее судьбу Преображенской пустыни. В 1591 году войска крымско-татарского хана Казы-Гирея подошли к Москве. По пути из Крыма хан сжёг и разрушил русские поселения, намереваясь то же сделать с Москвой.

Для ободрения русского войска при защите столицы царь Федор Иоаннович повелел вынести чудотворную Донскую икону. Вокруг крепостной стены с иконой устроили крестный ход, а потом торжественно поставили ее в походную церковь.

Не дожидаясь рассвета, 19 августа войско хана поспешно отступило. Чудо совершилось в день памяти святого мученика Андрея Стратилата. В Преображенской пустыни, на месте отступления татарского войска, построили деревянную церковь, которую назвали Андреевской. Вскоре деревянное строение сгорело.

Детище Федора Ртищева

Церковь заново отстроил в камне на собственные средства Федор Михайлович Ртищев. Выходец из знатного боярского рода, любимец царя Алексея Михайловича, он отказался от блестящей карьеры дипломата, занявшись благотворительностью и служением простым людям.

На личные средства Ртищев организовывал больницы и приюты, спасал голодающих во время неурожаев, продавая свое имущество. О доброте Федора Михайловича ходили в народе легенды.

С именем боярина Ртищева связан расцвет обители. В 1648 году усилиями «милостивого мужа» на территории Преображенской обители устроили храм, покровителем которого избрали святого мученика Андрея Стратилата.

Ртищев пригласил в монастырь 30 образованных монахов из Киево-Печерской лавры и Межигорского монастыря. Так возникло «Учительское братство» – духовно-образовательный центр, где желающих учили славянской и греческой грамматике, риторике и философии.

Образованнейшие монахи изучали духовную литературу, переводили с греческого языка духовные книги и создавали свои религиозно-просветительские тексты. Служители говорили, что собираются в монастыре «ради книжного учения»: «Ртищевское братство» стало основой для Славяно-греко-латинской академии, которая положила начало Московскому университету.

В это время монастырь, к которому был приписан Донской монастырь, располагает собственными землями, мельницей и рыбными промыслами. В 1648-1654 годы с помощью зодчего Григория Копыла сооружается комплекс монастырских зданий, строительство которых финансируется из царской казны.

Трудные времена

Монастырь не обошли стороной трудности. Во времена Петра I в 1724 году здесь открыли школу и приют для сирот и подкидышей и тюрьму – помещение для «колодников».

Монашеская жизнь медленно, но неуклонно угасает. В 1762 году в Андреевском монастыре содержали умалишенных. Во время чумы 1771 года Екатерина II приказала устроить на территории монастыря кладбище для родовитых горожан, которое превратилось в городской некрополь.

В 1803 году в монастыре устраивают богадельню, где призревалось 956 человек. Купцы и фабриканты жертвовали огромные суммы на возведение корпусов заведения.

В 1900 году в монастыре открывается церковно-приходская школа, которая работает до 1917 года. Власть большевиков закрыла храм, превратив его в Дом-коммуну московской фабрики Госзнака. В монастырских постройках открыли школу и клуб, некрополь уничтожили.

В 1960 году здесь находился Всесоюзный НИИ комитета стандартов измерительных приборов, в 1980 – Всесоюзный НИИ метеорологической службы.

Восстановление и реставрация

С 1967-1971 годы в комплексе Андреевского монастыря велась реставрация. В 1991 году указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители учреждено Патриаршее подворье, а через год возобновились богослужения.

В монастыре работает Синодальная библиотека. С 2013 года здесь действует Андреевский мужской ставропигиальный монастырь.

Исторические сведения

Древняя легенда гласит о том, что именно на месте, где почти через полторы тысячи лет будет построен этот величественный храм, апостол Андрей Первозванный во время своего путешествия из Корсуня по Днепру в первом веке нашей эры водрузил Крест и сказал, что здесь пребывает благодать Божья и будет возведен прекрасный город. Уже после основания Киева и Крещения Руси на этом месте были построены храмы, которые были преимущественно деревянными, поэтому неоднократно были разрушены, и построены вновь. Именно поэтому по повелению императрицы Елизаветы Петровны на месте Андреевского бастиона Киевской крепости в 1749 году было заложено основание каменного храма. Проект этого собора был создан придворным архитектором Растрелли, но руководство строительством было возложено на местного военного архитектора Ивана Мичурина, которому пришлось «привязывать» к сложному рельефу местности и геологическим условия киевского Подола этот храм. Кроме того, пришлось преодолевать сопротивление духовенства, которое препятствовало переносу освященного Креста с места, считавшегося историческим.

Расположение и особенности архитектуры

Церковь Андрея Первозванного (Андреевская церковь Киева) возвышается над всем Подолом на крутом правом берегу Днепра. Сегодня этот храм остается одним из самых заметных зданий города – прямо к нему от Контрактовой площади поднимается прославленный Андреевский спуск. На сегодняшний день это здание остается единственным сохранившимся зданием на территории Украины, которое было построено по проекту Растрелли. В строительстве принимали участие многие мастера Украины и России, занимавшиеся росписью и отделкой здания, а также внутренним убранством собора. После завершения строительства здание долго не использовалось и было освящено только в 1767 году, хотя практически сразу же были начаты переделки его куполов и внешнего декора.

После 1917 года возникла необходимость глубокого ремонта фундамента здания, отведения подпочвенных вод, которые располагаются очень близко к поверхности почвы на холме непосредственно возле храма. До 1953 года предпринимались попытки законсервировать живопись и резьбу уникального иконостаса, установленного в соборе. После революции Церковь Андрея Первозванного была отнесена к Софийскому культурному заповеднику, и по его заказу в 1970 году была начата реставрация собора по первоначальным планам, составленным Растрелли.

Андреевская церковь Киева построена в виде крестообразного храмового здания, вытянутого по продольной оси, размеры которого составляют 31 х 20 метров. Его высота составляет 47 метров, причем внутри храм имеет только один центральный купол, украшенный богатой росписью, тогда как снаружи он окружен 4 декоративными куполами, поставленными на контрфорсы по диагоналям здания. В оформлении фасадов здания и его наружной решетки использованы чугунное литье и лепной декор. Внутреннее убранство собора составляет роскошный орнамент ручной работы – в оформлении задействованы личные картуши императрицы Елизаветы.

К главным святыням собора Андрея Первозванного относят частицу мощей апостола Андрея и великолепно оформленное Евангелие, подаренное императором. В настоящее время собор действует — в нем ежедневно проводятся службы УПЦ Киевского патриархата.

А спустя 150 лет после возмещения андреевской церкви закладывается известный Николаевский костел, который строиться в стиле неоготики с приминением абсолютно новых на то время инженерных решений

Что посмотреть рядом

Те путешественники, которые планируют посетить духовные места Москвы, могут разработать собственный маршрут, включив в него Донской, Новодевичий, Андреевский мужской монастырь. Они находятся неподалеку. Туристы, которые планируют посещение бесплатных экскурсий по Воробьевым горам, встречаются у монастыря летом несколько раз в неделю и имеют возможность осмотреть уютную местность, которая отражает жизнь монахов. Если вы гуляете в Нескучном саду или парке Горького, дойти до этой достопримечательности можно пешком. Выше монастыря расположена смотровая площадка Воробьевы горы, открывающая живописные виды на Кремль, Москва-Сити, Нескучный сад, МГУ.

Архитектурные памятники и святыни

Первоначальный архитектурный ансамбль монастыря был создан в середине XVII века под руководством талантливого зодчего Григория Копылы. Сегодня монастырская территория имеет форму правильного прямоугольника. Со всех сторон ее обрамляют двух-трехэтажные корпуса келий, учебных корпусов и хозяйственных построек, построенных в XIX веке.

Церковь Иоанна Богослова в колокольне

Особенно красиво смотрится монастырь с фарватера реки. Проплывающие на прогулочных теплоходах москвичи и туристы могут любоваться каменными корпусами и живописными куполами трех православных церквей.

Центральное место занимает самое высокое здание — трехъярусная барочная колокольня с храмом Иоанна Богослова. Она была возведена в 1748 году на деньги, которые пожертвовал граф С. Б. Шереметев. Вначале храм посвятили Архангелу Михаилу, но в середине XIX века его реконструировали и переосвятили.

С 1997 года над церковью была восстановлена звонница. Колокола для нее отлили на частном заводе Рудольфа Пернера, расположенном в городке Пассау. Примечательно, что мастера этого небольшого баварского городка занимаются изготовлением колоколов уже 400 лет, и их изделия можно увидеть в храмах по всему миру.

Старейший монастырский храм Андрея Стратилата был построен в 1675 году. Каменное здание стало памятью о древней деревянной церкви, с которой началась монашеская жизнь на берегу реки. Барабан под куполом и четверик храма украшен красивыми поливными изразцами «павлиний глаз», сделанными мастерами из Белоруссии.

Вид на монастырские купола

Главным в обители считается старинный храм Воскресения Христова, возведенный на рубеже XVII-XVIII веков. Красивая одноглавая церковь оформлена в традициях московского или «нарышкинского» барокко и возвышается в западной части монастыря. Она состоит из высокого подклета, лаконичного четверика, крытой галереи и трехчастной абсиды. Внутри храма хранится одна из монастырских святынь — икона Казанской Божией Матери.

Архитектура Андреевской церкви

Культовое сооружение построено в барочном стиле, характерном для XVIII века. Оно отличается контрастностью форм и богатством отделки. Заложенный в плане традиционный для христианских церквей крест имеет длину около 32 метров и ширину — более 20 метров. Высота здания составляет 46 метров. Колокольня в проект изначально не закладывалась.

Военный архитектор Мичурин разработал уникальную опорную конструкцию для Андреевской церкви. Она передает свой вес на стилобат, представляющий собой двухэтажное строение. Таким образом бо́льшая часть нагрузки приходится на материковый, а не насыпной грунт. Массивный фундамент стилобата углубляется на 5 метров ниже уровня пола первого этажа. Основание выдерживает не только вес двух сооружений, но и почти 100-тонные украшения фасада церкви, изготовленные из литого чугуна.

Боковой фасад, jacky chan

Центральный купол со световым барабаном окружают декоративные главки. Их поддерживают группы колонн коринфского ордера, объединенные антаблементами и арочными фронтонами. Фасады делятся по вертикали пилястрами, а по горизонтали — выступающими архитектурными профилями. Сочетание цветов — белого, бирюзового, зеленого и золотого — гармонично и живописно. В общем здание смотрится легко и динамично.

Церковь стоит на пятиугольной террасе, к которой ведет трехпролетная чугунная лестница, послужившая декорацией в одной из сцен советского комедийного фильма «За двумя зайцами». Для облегчения подъема, на площадках установлены скамейки. Вход в храм осуществляется с западной стороны. С паперти открываются зрелищные виды на Киев.

Элементы фасада, Официальная группа facebook

История

Сегодня Андреевский монастырь в Москве является снова действующим, но так было далеко не всегда. Обитель пережила тяжелые времена. История Андреевского монастыря достаточно богата на знаменательные события. По мере распространения христианства на территории Руси как главной религии количество пустыней постепенно увеличивалось.

Преображенская обитель в Андреевский монастырь была переформирована в шестнадцатом веке, когда мужская братия, обретавшаяся в ее стенах, стала достаточно многочисленной. Поэтому на ее территории был основан храм усилиями «милостивого мужа». Так называли современники Федора Ртищева – мецената, благодетеля и высоконравственного человека.

Главным покровителем Андреевского монастыря был избран святой мученик Андрей Стратилат. Известно, что этот прославленный воин жестоко пострадал за веру. Ртищев не случайно задумал построить Андреевский монастырь именно в этой части Москвы. Дело в том, что в 1591 году отсюда со своим войском позорно бежал Кызы-Гирей — крымско-татарский хан. Православные тогда посчитали, что к этому чуду был причастен Стратилат, которому они так усиленно молились.

История монастыря

По преданию, мужская обитель на правобережье реки Москвы появилась в конце XIII века. Однако, первые документальные сведения о монастыре относят к середине XVII столетия. В те времена на берегу стоял деревянный храм Андрея Стратилата, построенный в честь чудесного освобождения горожан от нашествия отрядов хана Казы-Гирея. Зеленое урочище называли «Пленницами», потому что здесь вязали плоты-«поленицы», которые потом сплавляли по реке.

В 1648 году стольник и сподвижник русского царя Федор Михайлович Ртищев получил благословение патриарха Иосифа и возвел в Пленницах каменный Преображенский храм. Возле него боярин устроил новый монастырь, который занял место между Донской и Новодевичьей обителями. Три монастыря отлично дополняли друг друга и были призваны защищать подступы к российской столице с южной стороны. Однако, к середине XVII века границы государства так сильно расширились, что христианские обители уже не играли особой роли в обороне города.

Андреевский монастырь на фоне Москвы-реки

В новом монастыре поселилось 30 иноков, приглашенных Ртищевым из Межигорского монастыря, Киевско-Печерской лавры и других монашеских общин Малороссии. При монастыре существовало Учительское или Ртищевское братство — объединение просвещенных людей, которые занимались переводом на русский язык иностранных книг.

В 1652 году здесь открыли первое академическое заведение Москвы, занятия в котором проходили под руководством опытных преподавателей Епифания Славинецкого и Арсения Сатановского. Молодые люди осваивали основы грамматики, учили философию и риторику, а также читали тексты на славянском, латинском и греческом языках.

С появлением духовного училища Преображенскую пустынь переименовали в Андреевский монастырь. Через 33 года монахов переселили на территорию Китай-города, обитель приписали к Заиконоспасскому монастырю, а из училища переросло в Славяно-греко-латинскую академию.

К началу XVIII века земли обители числились за Монастырским приказом. Настоятель просил государя вернуть их монастырю, но Петр I решил упразднить Андреевскую обитель и создать в ней заведение для сирот и детей-подкидышей, которых тогда называли «зазорными» детьми. Помимо этого в бывшем монастыре обустроили острог для «колодников».

Церковь Андрея Стратилата

В 30-е годы XVIII века при российской императрице Анне Иоанновне детское заведение и тюрьму закрыли, и обитель вновь стала действующей. В 1760-е годы здесь располагался приют для умалишенных, а после церковной реформы, проведенной Екатериной II, монастырь преобразовали в приходской храм и дом призрения для женщин-«ленивец». По воспоминаниям одного из иностранных дипломатов в стенах монастыря по 2-3 недели работали женщины, которые занимались витьем веревок для нужд адмиралтейства.

Монастырский некрополь издавна служил местом погребения родовитых москвичей. Особенно много захоронений появилось в 1771 году, когда по городу прокатилась страшная эпидемия чумы или «моровой язвы».

В начале XIX столетия в обители возвели несколько каменных корпусов и утроили в них богадельню Купеческого общества. В новых зданиях поселились более 500 пожилых москвичей и инвалидов, а деньги для них жертвовали богатые купцы — Боткин, Королев, Бахрушин, Зубов, Алексеев, Пашков и Крашенинников. В 1900-е годы по инициативе священника Николая Молчанова при бывшем монастыре открыли церковно-приходскую школу, где дети учились грамоте, письму и основам счета.

Собор Воскресения Христова в Пленницах

С приходом новой власти постройки отдали фабрике Госзнак, а церковь Андрея Стратилата закрыли. Дом-коммуну заселили служащие и рабочие фабрики. Бывшую церковь хотели переделать под фабричную школу, однако она так и не была создана.

Монастырская богадельня просуществовала до 1924 года. Через год после ее закрытия, Воскресенский храм отдали клубу Госзнака, а еще через несколько лет ликвидировали последнюю церковь Иоанна Богослова. Во время антирелигиозной кампании, которую проводили по всей стране, могилы Шереметевых, Машковых, Плещеевых, Щербаковых, Ларионовых и других родовитых горожан были уничтожены.

Как и многие монастыри Москвы, православная обитель начала возрождаться с изменением политики государств — в начале 1990-х годов. Поначалу сюда перевели богатую Синодальную библиотеку и восстановили Воскресенский храм, а в 1996 году все здания и землю отдали Церкви.

Адрес

Эта святая обитель находится в одном из красивейших уголков столицы, у подножья знаменитого на всю страну природного заказника Воробьевы горы. Андреевский монастырь, предусмотренный для мужской братии, был основан, как свидетельствуют легенды, где-то в тринадцатом столетии. Точную дату назвать невозможно, однако согласно некоторым данным, он был основан спустя три века после того, как на Руси было принято христианство. Адрес Андреевского монастыря: Андреевская набережная, строение 2. Добраться до него можно на метро, выйдя на станции Воробьевы горы.

Нынешний статус Андреевского монастыря – ставропигиальный. Его присваивают тем сооружениям или обителям, крест над которыми был воздвигнут высшими духовными чинами. Это весьма почетно. Более того, присвоение статуса ставропигиального означает, что Андреевский монастырь в числе ему подобных находится в подчинении не местной епархии, а непосредственно самого патриарха и высочайшего синода.

Согласно старинным описаниям, в московских Пленницах примерно в тринадцатом веке был организован монастырь Преображенская пустынь. Он просуществовал до шестнадцатого столетия, а впоследствии был переименован в Андреевский. Пустынью на Руси традиционно называли обители монахов, удаленные от людских поселений. Такие общины на Руси не были редкостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector