Митрополит варсонофий (судаков) назначен новым митрополитом санкт-петербургским и ладожским
Содержание:
- Награды
- Ученость без Бога ничего не стоит
- Взаимоотношения с людьми и безбожными чиновниками
- Владыка Варсонофий служит в церквях Русской православной церкви
- Духовный путь
- Где будет сокровище ваше, тут будет и сердце ваше
- Митрополит Варсонофий служит в армии и поступает в духовную семинарию
- История
- Детство и юность владыки Варсонофия
- В кругу мудрых наставников
- Скорби послушника
- Другие статьи из рубрики «Служение»
- И внемлет арфе Филарета
- Начало духовного восхождения
- Начало духовного восхождения
Награды
Церковные:
Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (1981)
Медаль преподобного Сергия Радонежского II степени (2001)
Орден преподобного Серафима Саровского II степени (2005)
Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (27 апреля 2008) — «во внимание к усердным трудам и в связи с 30-летием служения в священном сане »
Орден преподобного Сергия Радонежского I степени (25 августа 2012)
Орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени (12 июля 2015)
Орден преподобного Саввы Освященного (Александрийская Православная Церковь; 7 декабря 2017)
Медаль во имя святого Андрея Боголюбского I степени (Владимирская епархия; 6 июля 2011)
Медаль Саратовской епархии «Спас Нерукотворный» I степени (4 августа 2013) — за большой вклад в дело восстановления храма великомученицы Параскевы
Медаль «25 лет Саранской и Мордовской епархии РПЦ» (14 февраля 2016 года) — за особые заслуги перед Саранской и Мордовской епархией
Орден Святого Гроба Господня (Иерусалимская православная церковь; 17 сентября 2018)
Государственные:
- Орден Дружбы (2002)
- Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
- Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения»
- Орден «За заслуги» III степени (Украина, 27 июля 2013 года) — за значительный личный вклад в развитие духовности, многолетнюю плодотворную церковную деятельность и по случаю празднования на Украине 1025-летия крещения Киевской Руси
- Почётная грамота Республики Мордовия
Ученость без Бога ничего не стоит
Столь же основательно и глубоко Варсонофий анализирует творчество еще одного великого русского поэта – М.Ю. Лермонтова. В своих стихотворениях он порой поднимается до самых высот духа, приближающих человека к Богу. Варсонофий обращается к стихотворению поэта «Ангел» (1831). Он вспоминает, как на одном из вечеров, когда он еще жил в миру, исполнение этого стихотворения, положенное на музыку, привело всех слушавших в глубочайшее душевное волнение, столь сильное, что один из гостей закрыл лицо руками и заплакал, как ребенок, хотя его никогда до этого не видели плачущим. Воздействие этого стихотворения было столь сильным потому, что оно как бы вырвало людей из их обыденной повседневной жизни и приблизило к Богу.
Оптина пустынь фотография начала 20 века
«Ученость без Бога ничего не стоит, и даже талант, не направленный на угождение Божие, не имеет никакой цены». В своих беседах Варсонофий неоднократно отмечает, что некоторые стихотворения поэта, например «Молитва» (1839), были тесно связаны с Иисусовой молитвой, силу которой поэт чувствовал и понимал:
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненья далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Из этих строк видно, как восхищают Лермонтова слова молитвы, но именно восхищение красотой этих слов, их возвышенным настроем как бы выдает уязвимое место в творчестве поэта, поскольку он не понимает молитву как великий и непрестанный труд. Для него она сладость, непревзойденное удовольствие и наслаждение, и, «к сожалению, молитва не спасла Лермонтова, так как он ожидал от нее только восторгов, а труда молитвенного понести не хотел».
Взаимоотношения с людьми и безбожными чиновниками
– Владыка «видел» людей?
– Я не могу утверждать, что он был прозорливым, но точно знаю, что ему было достаточно одной встречи, чтобы дать оценку, понять, что за человек стоит перед ним. Он никому об этом не говорил, а для себя делал выводы. Ведь ему приходилось общаться со многими людьми.
Да взять хотя бы уполномоченных по делам религии. Без их ведома священнослужители ни шагу не могли сделать: нельзя было ни рукоположить священника, ни доску прибить на храме. За всем следило «око государево», и все фактически состояли на службе в КГБ. Был такой уполномоченный в Чернигове Котенко – страшный человек. Он вызвал Блаженнейшего и, чтобы последний отрекся от веры, начинал убеждать: «Что ты, такой молодой, умный, дурака валяешь? Давай отправим тебя в институт, сделаешь карьеру». И Владыка, который тогда был епископом, ответил, что у него свои экзамены и институты. Но уполномоченный не унимался, начал вспоминать, как своими руками на Западной Украине расстрелял 72 человека. На что Блаженнейший сказал: «Если бы Вы их переубедили и они стали коммунистами, я бы больше Вас уважал, а расстрелять – усилий не нужно».
Владыка Варсонофий служит в церквях Русской православной церкви
Всего спустя месяц монах Варсинафий получает следующий сан и становится иеродиаконом. А осенью 1978 года его рукоположат в сан иеромонаха. Стоит отметить, что в 1977 году он поступает в Московскую духовную семинарию и в 1979 с успехом ее оканчивает всего за три года, вместо обычных четырех.
Получив сан иеромонаха Судаков продолжает служить в Лавре и занимается обязанностями помощника ризника. Это продолжается до 1982 года.
Варсонофий защитил диссертацию – «Афон – великая сокровищница православия».
В 1982 году Судакова рукоположили в сан игумена (настоятель храма или монастыря). Одновременно он поступает в Московскую духовную академию для получения высшего богословского образования. В ней святой отец проучится до 1986 года.
Студентам МДА полагались каникулярные отпуска. Отец Варсонофий во время вынужденного отпуска отправлялся в Пюхтицки женский монастырь, что стоял в Эстонии. Здесь он служил под началом митрополита Алексия и игуменьи Варвары.
После окончания Московской духовной академии занимался следующим:
- 1986 — 1988 — игумен в Казанской церкви города Кузнецк, что в Пензенской области;
- 1987 — рукоположен в сан архимандрита;
- 1988 — 1991 — занимал должность настоятеля в Успенской церкви города Пенза;
- 1988 и 1990 года — участник Поместного собора.
Духовный путь
Имея начальное церковное образование, сразу после возвращения из армии в ноябре 1975 года Анатолий Судаков переезжает в город Сердобск (Пензенская область), где устраивается алтарником в поместном храме. Его усилия и старания замечает настоятель Модест и рекомендует ему продолжать получать образование. Анатолий прислушивается к совету старшего служителя и отправляется учится в Московскую духовную семинарию.
Интересно! На протяжении первых двух лет своей службы и учебы все чаще Анатолий задумывается о монашеском постриге и в 1977 году принимает окончательное решение — отправляется в Троице-Сергиевскую лавру как послушник.
Монашество
Служа обычным монахом, Анатолий постигает всю мудрость жизни иноков, параллельно обучаясь в Духовной академии в Москве, он понимает, что это его призвание и судьба. В марте 1978 года послушник Анатолий принимает постриг и новое имя — Варсонофий, в честь епископа Твери.
Митрополит Варсонофий на богослужении в Никольском монастыре
Все это происходит под руководством и с благословения наместника лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым). Именно он отмечает старательность инока и через месяц возводит его в новый сан — Варсонофий принимает чин иеродиакона, а уже осенью этого же года и чин иеромонаха.
Будучи служителем в Троице-Сергиевской лавре, Варсонофий параллельно продолжает обучение в академии, откуда выпускается в 1979 году, сдав экзамены экстерном и проучившись в общей сложности 3 года вместо необходимых 4-ех.
При этом он остается служить в лавре до 1982 года и выполняет обязанности помощника ризничего и благочинного. Со временем Варсонофий решает продолжать обучение и вновь в 1982 году подает документы в Московскую духовную академию, но уже для получения высшего богословского образования.
Одновременно с этим в Троице-Сергиевской лавре его возводят в чин игумена. Продолжая обучение в академии до 1986 года Варсонофий защищает диссертацию на тему «Афон — великая сокровищница православия».
Во время своих каникулярных отпусков в академии игумен Варсонофий отправляется служить под началом митрополита Алексия и игуменьи Варвары в Пюхтицкий женский монастырь, который находится в Эстонии. Митрополит Алексий впоследствии станет Святейшим Патриархом Всея Руси. После выпуск из академии Варсонофий продолжает служить в Лоне Церкви:
- игуменом в Казанской церкви Кузнецка (Пензенская область);
- главой Успенского собора Пензы;
- участвовал в Поместных Соборах.
Кроме этого, в 1987 году Варсонофий был возведен в сан архимандрита, а по рекомендации архиепископа Серафима во время отделения Саранской епархии ее возглавил.
Архиерейство
Варсонофий был назначен архимандритом Саранской и Мордовской епархии не только из-за своего положения и образования, но и потому что прекрасно знал дела храмов этой области и был ознакомлен с их проблемами и успехами. Он был во главе епархии 23 года и дослужился за это время до чина епископа (2001 год) и архиепископа (2010 год).
Митрополит Варсонофий на освящении храма святителя Иоанна Милостивого
Под его началом было открыто около 200 новых приходов, среди них 14 монастырей. Он основал Саранское духовное училище и епархиальную печать. Помимо работы в епархии, Варсонофий занимался прочими работами и служениями. Среди них можно выделить особо:
- летом 2005 года работал в синодальной рабочей группе по созданию документа, который обозначал бы позицию РПЦ в сфере межрелигиозных отношений;
- весной 2009 года занимал должность и.о. управляющего Московской патриархии;
- участвовал до 2010 года в высшей административной работе РПЦ.
Именно Варсонофий был инициатором создания Мордовской митрополии и разделения ее на три епархии: Саранской, Ардатовской и Краснослободской. Осенью 2011 года он был назначен митрополитом Мордовской митрополии.
Где будет сокровище ваше, тут будет и сердце ваше
Были и ещё знаки. Зашёл как-то Павел Иванович в Казанский монастырь на исповедь и узнал случайно, что настоятеля монастыря зовут игумен Варсонофий. Когда Павел Иванович заметил, что это имя трудное на слух, ему ответили: «Чем же трудное? Для нас привычное..
Ведь в нашем монастыре почивают мощи святителя Варсонофия и архиепископа Гурия…» С этого дня Павел Иванович стал часто молиться у мощей Казанского чудотворца, испрашивая у него покровительства себе: «Святителю отче Варсонофие, моли Бога о мне!» Посещая этот монастырь, он невольно обратил внимание на его бедность и стал помогать: купил лампадку, киот на большую икону, ещё что-то… «И так полюбил всё в этом монастыре! Воистину: где будет сокровище ваше, тут будет и сердце ваше»
Митрополит Варсонофий служит в армии и поступает в духовную семинарию
Период восстановления Советского Союза после окончания Второй мировой войны можно назвать по-настоящему тяжелым. Западную часть страны буквально заново отстраивали из руин. И даже в 1955 году отголоски этого страшного отрезка времени еще слышались в отдаленных деревнях и селах.
Именно в таком селе 3 июня 1955 года появился на свет мальчик, в будущем ставший владыкой Санкт-Петербургской и Ладожской митрополии. Семья святого отца могла похвастаться многодетностью. Он рос в окружении множества братьев и сестер.
Огромное влияние на будущее оказала мать Анатолия – Антонина Судакова-Позорова. Она с ранних лет прививала своим детям любовь к церкви и даже дала им первичное церковное образование. Одновременно Анатолий получал обычное школьное образование, а закончи школу юноша сразу стал работать, чтобы помочь своей семье.
Тогда Анатолию было всего семнадцать лет, а он уже успел поработать почтальоном в селе и рабочим на кирпичном заводе.
2018
в этом году Варсонофия не пускают на Афон
Спустя год, в 1973, когда Анатолию стукнуло восемнадцать его, призвали на службу в армию. Надо сказать, что ему повезло – его отправили служить в Германскую Демократическую Республику.
Условия службы в ГДР разительно отличались от оной в глубинке на Дальнем Востоке или пустынях Средней Азии. Положенные два года Анатолий отслужил в танковых войсках, будучи механиком-водителем танка. Так юноша посетил горд Потсдам и Бранденбурге. В 1975 году демобилизован и отправлен домой в родное село.
История
Исторически, территория в церковно-каноническом отношении была в ведении епископов Новгородских — до начала XVIII века.
По основании Санкт-Петербурга, до учреждения отдельной епархии, существовала Санкт-Петербургская Синодальная область, управлявшаяся Святейшим Синодом через специально назначенных лиц. Состоявшая при Святейшем Синоде «Тиунская изба» (контора) ведала небольшой территорией «Ингерманланда» под именем Синодальной области».
Епархия была учреждена 1 (12) сентября 1742 года при архиепископе Великоновгородском и Великолуцком Амвросии (Юшкевиче) (—) — под управлением епископа Никодима (Сребницкого).
После 1 (12) января 1775 года и до 18 (30) октября 1892 года территория обычно управлялась вкупе с Великоновгородской епархией: правящий епископ после 25 июня (7 июля) 1818 года обычно титуловался «Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, Свято-Троицкия Александро-Невския лавры священно-архимандрит». С 1865 года, ввиду присоединения Эстляндской губернии к Рижской епархии, титул был сокращён пропуском слова «Эстляндский».
Летом 1923 года из 123 петроградских храмов 113 находились в ведении «обновленческой» епархии под управлением обновленческого митрополита Петроградского Артемия (Ильинского). В октябре того же года, по прибытии в Петроград новоназначенного «староцерковного» епископа Мануила (Лемешевского), соотношение между двумя противоборствующими «ориентациями» существенно изменилось в пользу «староцерковников», хотя позиции «обновленцев» в Ленинграде оставались весьма сильными вплоть до 1943 года.
В конце декабря 1927 года, в связи с неприятием «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) значительною частью «староцерковников», а также вследствие недовольства смещением с Ленинградской кафедры ранее назначенного правящего архиерея — митрополита Иосифа (Петровых), значительная часть епархии во главе с викарным епископом Димитрием (Любимовым) объявила «О разрыве с митрополитом Сергием» (Акт от 26 декабря 1927 года, вручённый епископу Николаю (Ярушевичу)), после чего викарий Николай (Ярушевич) был назначен временно управляющим епархией. В конце февраля 1928 года митрополит Сергий назначил на Ленинградскую кафедру митрополита Серафима (Чичагова), которому при содействии прибывшего весной того же года епископа Мануила (Лемешевского) удалось стабилизировать ситуацию в епархии.
К началу Второй мировой войны (1 сентября 1939 года) Ленинградская епархия, наряду с Московской, осталась одной из двух епархий Московской патриархии в пределах СССР, сохранившей правящего архиерея. Число же действующих приходов в ней сократилось до полутора десятков. Если в начале 1937 года, накануне Большого террора, на современной территории Ленинградской области действовало 249 приходов Московской патриархии, то к лету 1941 года там функционировало 16 церквей. Возможность возрождения храмов была широко реализована верующими в оккупированных районах области, с августа 1941 года по осень 1943 года.
12 марта 2013 года из территории епархии были выделены Выборгская, Гатчинская и Тихвинская епархии, которые (вместе с Санкт-Петербургской) вошли в состав новообразованной Санкт-Петербургской митрополии.
Детство и юность владыки Варсонофия
Будущий архипастырь родился 3 июня 1955 года в простой многодетной семье, проживавшей селе Малиновке Саратовской области, и во святом крещении был наречён Анатолием. В те годы, когда атеизм был возведён в ранг государственной политики, начальное религиозное образование ребёнок мог получить только дома. Эту обязанность и возложила на себя его мать Антонина Леонтьевна, приложившая все силы для того, чтобы сделать детей верными последователями учения Христова.
Как и большинство его сверстников-односельчан, Судаков Анатолий, окончив школу, в течение года трудился, ожидая повестку из военкомата, а затем, когда, наконец, исполнилось положенных восемнадцать, распрощался с близкими и отправился служить в армию. Крепкого и смышлёного деревенского парня определили в Германию, где он провёл два года в качестве механика-водителя танковых подразделений, размещённых в Бранденбурге и Потсдаме.
В кругу мудрых наставников
Исполняя в Троице-Сергиевой лавре возложенные на него послушания, будущий митрополит Варсонофий в своих трудах опирался на советы мудрых наставников. Среди них были духовники лавры архимандриты Наум и Кирилл, наместник лавры архимандрит Евсевий (Саввин) и многие другие лица, делившиеся с ним своим духовным опытом.
Приходилось ему также тесно общаться с будущим патриархом всея Руси, а в те годы митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером). С ним игумен Варсонофий встречался, и даже неоднократно сослужил ему во время посещений женского Пюхтитского монастыря в Эстонии, куда регулярно наведывался в каникулярное время.
Скорби послушника
Десятого февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу, преемникам старца Амвросия. Новый послушник не позволил себе никаких подготовительных этапов и сразу начал подвижнический образ жизни. Видя стремительное духовное возрастание инока, враг рода человеческого начал делать всё возможное, чтобы привести его в отчаяние и изгнать из скита. Он восстанавливал против него некоторых братьев. Послушник Павел не поддавался, вёл себя смиренно, однако, многого ему это стоило.
Духовное чадо отца Варсонофия, отец Никон, позднее записал в своём дневнике: «Сейчас мне Батюшка говорил о том, как он переносил скорби, когда был послушником. Переносил Батюшка скорби, рассуждая так: «Должно быть, я достоин этих всех скорбей. Значит, все они нужны, чтобы смыть с меня гордыню и прочие страсти». Переносил Батюшка скорби, никому не говоря о них, не жалуясь, стараясь не озлобляться на обидчиков. Мало того, чтобы только перенести оскорбления, надо позаботиться и о том, чтобы не озлобиться на нанёсшего оскорбление. «Иногда, — говорил Батюшка в другой раз, — приходилось так, что впору уходить из Скита, — но я решил лучше умереть, нежели уйти. Я имел твёрдую надежду на Бога и Его Пречистую Матерь. Встану, бывало, перед Казанской иконой Божией Матери, помолюсь – и легче мне станет».
Другие статьи из рубрики «Служение»
23 марта 2015
Штрих резцом — как движение смычка…
За двадцать пять лет церковного возрождения мы стали свидетелями того, как храмы восстали из руин и благоукрасились. Сложно представить, что так было не всегда, сложно представить и то, с каким трудом в конце XX века открывались первые иконописные и киотные мастерские.
4 марта 2015
Вылезти из-под кровати
Марина Козикова любит танцевать, черный шоколад и своих кошек, но больше всего — свою работу. Марина руководит Координационным центром по работе с инвалидами Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии. Будучи сама инвалидом, она участвовала в церемониях открытия и закрытия Паралимпийских игр в Сочи …
17 июня 2015
Сердце священника
В этом году 17 июня исполнился год, как отошел ко Господу настоятель храма святителя Николая Чудотворца на улице Академика Лебедева протоиерей Александр Григорьев. Удивительно благотворным был его священнический путь. Недаром «Журнал Московской Патриархии» писал, что отец Александр «мог бы быть наглядным учебным пособием для тех, кто занимается в …
6 ноября 2013
Дом Романовых — уроки благотворительности
Выставка-ярмарка с таким названием прошла 3 ноября в выставочном комплексе торгового центра «Гарден Сити». Выставка организована сестричеством преподобномученицы Елисаветы в Лахте.
24 октября 2013
Дневник валаамского волонтера
«Она же только что с Афона!» — несколько раз искренне оговаривался батюшка по моем возвращении с острова Валаам. И по сути не ошибался: Валаам издревле считается именно Афоном, только нашим, северным. Оказаться в рядах волонтеров и «подвизаться» в меру своих сил в Валаамском монастыре может каждый. Причем из любой точки мира. Для этого при обители …
И внемлет арфе Филарета
Варсонофий, вслед за Оптинским старцем Амвросием, показывал несостоятельность всех идей и учений, не соответствовавших духу и учению Православной Церкви.
Между тем русская литература того времени пыталась рассматривать проблемы, которые традиционно относились к сфере философии, богословия, психологии и других областей. При этом она впитывала в себя различные элементы западноевропейской светской идеологии: атеизм («Письмо к Гоголю» В.Г. Белинского, «Что делать?» Н.Г. Чернышевского), нигилизм («Отцы и дети» И.С. Тургенева), критическое отношение к Церкви и ее догматам у Л.Н. Толстого, непомерное увлечение физической красотой вопреки религиозной духовности (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др.), возвышение эстетизма в ущерб религиозной вере, мотивы тоски и разочарования, гордыни и уныния вопреки евангельским заповедям, имевшиеся почти у всех русских поэтов и писателей того времени.
Вид на пустынь со старой переправы
Обращаясь к творчеству А.С. Пушкина, Варсонофий раскрывал противоречивость его внутреннего мира: поэт хотя искал Бога и праведный путь к Богу, но в силу своей полуверы останавливался на полпути.
Особенно интересен анализ стихотворения «Стансы», написанного Пушкиным под впечатлением проповеди митрополита Филарета в Успенском соборе. Это стихотворение Варсонофий назвал дивным, «за которое, наверное, многое простил ему Господь». Ведь известно, что Пушкин не раз собирался уйти в монастырь, о чем Варсонофий упоминает в своих беседах, и, видимо, неслучайно проповедь митрополита Филарета вызвала такой гениальный отзвук в душе поэта.
Варсонофий дает своеобразную предысторию этого необычайного всплеска творческой энергии и воображения Пушкина, связанную с еще одним стихотворением, «Дар напрасный, дар случайный…», которое вызвало столь же гениальный отклик со стороны митрополита Филарета: стихотворение-ответ, написанное в том же стихотворном размере и почти в тех же словах. Хочется привести оба произведения, чтобы читатель почувствовал глубинную взаимосвязь между этими личностями и их творениями, светским и религиозно-духовным.
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
(А.С. Пушкин)
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.
(Митрополит Филарет)
Что касается «Стансов», Варсонофий отмечает значимость последнего двустишия:
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.
И хотя Пушкин, видимо, не слышал серафимского пения, он, как говорит Варсонофий, «подразумевал под этим нечто великое, с чем только и можно сравнить слова митрополита Филарета». Как известно, последнее четверостишие «Стансов» было таким:
Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.
Однако под давлением цензуры Пушкин вынужден был его изменить на приведенный выше вариант.
В отличие от многих писателей и поэтов Пушкин скончался, причастившись, и, может быть, поэтому, как замечает Варсонофий, Господь его простил.
Начало духовного восхождения
Сразу же по пострижении в монашество митрополит Варсонофий начал восхождение по ступеням церковной иерархии. Уже через месяц он был рукоположен в сан иеродиакона, а спустя ещё полгода в иеромонаха. После этого, вплоть до 1982 года, служил помощником ризничего.
В эти годы удивительным образом проявились его работоспособность и настойчивость. Поставив себе целью получить духовное образование, игумен Варсонофий, не прерывая выполнение своих основных обязанностей, сумел окончить семинарию за три года, вместо положенных четырёх, что позволило ему в 1982 году поступить в Московскую духовную академию.
Начало духовного восхождения
Сразу же по пострижении в монашество митрополит Варсонофий начал восхождение по ступеням церковной иерархии. Уже через месяц он был рукоположен в сан иеродиакона, а спустя ещё полгода в иеромонаха. После этого, вплоть до 1982 года, служил помощником ризничего.
В эти годы удивительным образом проявились его работоспособность и настойчивость. Поставив себе целью получить духовное образование, игумен Варсонофий, не прерывая выполнение своих основных обязанностей, сумел окончить семинарию за три года, вместо положенных четырёх, что позволило ему в 1982 году поступить в Московскую духовную академию.