Санкт-петербургская епархия

Святыни митрополии

  • В Александро-Невской Лавре находится икона Богородицы, привезенная с горы Афон. Также в специальных киотах в храмах Лавры хранятся мощи Киево-Печерских святых, Иннокентия Иркутского, Федора Новгородского. Сама Лавра считается одной из главных Православных обителей, центром распространения христианской культуры, объектом бесценного культурного наследия.
  • Казанская икона Богородицы, особо почитаемая в России и во всем мире, занимает почетное место в иконостасе Казанского собора. Этот образ неразрывно связан с преданиями о заступничестве и милосердии Богородицы, которое она неоднократно являет нашему народу.
  • Имя Ксении Петербургской известно каждому православному христианину. Часовня на Смоленском кладбище, где захоронены мощи Святой, стала местом паломничества для тысяч верующих.
  • Особая икона Святителя Николая хранится в храме Николая Чудотворца. В этой же церкви хранится уникальная икона Святой Троицы.

Санкт-Петербургская митрополия занимается такими направлениями церковной работы, как миссионерским, социальным

Митрополия помимо основной своей задачи — организации взаимодействия епархий, также активно занимается и другими приоритетными направлениями церковной работы: миссионерским, социальным, катехизическим.

Митрополит Варсонофий поздравил воспитанников детского дома с Рождеством

Например, во многих больницах Санкт-Петербургской епархии есть храмы или молитвенные комнаты, в которых проводятся регулярные богослужения. С пациентами беседуют священники, совершаются требы.

Мамам, которые оказались в трудной жизненной ситуации, оказывается материальная помощь — церковь предоставляет место для проживания, если его нет, обеспечивает одеждой и питанием.

Особое внимание уделяется деятельности, направленной против абортов.

В епархии действуют координационные центры разной направленности: помощь малообеспеченным семьям и нуждающимся, помощь сиротам, поддержка больных и инвалидов, глухих и слепоглухих.

Проводится работа по борьбе с наркоманией и алкоголизмом. В митрополии есть свои волонтёры, сестры милосердия.

Литература

  • Справочный указатель соборов и церквей С.-Петербургской епархии и состоящих при них священнослужителей и приходов с предварительным обозрением состава епархиального управления за 1867 г.. С.-Петербург. 1867 . 148 с..
  • Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии: Вып. 1-10.. С.-Петербург. 1869 — 1885.
  • Памятная книга по С.-Петербургской епархии.. С.-Петербург. 1899 . ,72,508 стб..
  • Список церковных школ С.-Петербургской епархии, состоящих в ведении С.-Петербургского епархиального училищного совета в 1907 г.. С.-Петербург. 1911 . 129 с..
  • Бовкало А.А., Галкин А.К.. Правящие архиереи Санкт-Петербургской — Петроградской — Ленинградской епархии: Хронологический список.. Христианское чтение.. С.-Петербург. 1991 . 2. с. 55-64..
  • Семенова Т.Н. и др., сост.. Культовые здания Петербурга: Указатель русской литературы 1717-1917 гг.: Вып. 1: Общий отдел. Православные соборные и приходские церкви…; 2-е изд., испр. (Материалы для библиографии Петербурга-Ленинграда).. С.-Петербург. 1996 . 216 с.
  • Церковные Ведомости, 1892, № 44 (приб.), 1527-1529.
  • Церковные Ведомости, 1903, № 20, 751-754.

Биография

Родился 3 июня 1955 г. в с. Малиновка Аркадакского р-на Саратовской обл. Происходит из многодетной крестьянской семьи.
В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу, в 1973-1975 гг. проходил службу в рядах Советской армии.
В ноябре 1975 г. после демобилизации из армии устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор г. Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест (Кожевников, в схиме Михаил).
В 1976-1979 гг. обучался в Московской духовной семинарии.
В октябре 1977 г. принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. 30 марта 1978 г. наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 г. им же — в сан иеромонаха, а в 1982 г. возведен в сан игумена. В лавре нес послушание помощника ризничего и помощника благочинного.
В 1982-1986 гг. обучался в Московской духовной академии, защитил кандидатскую диссертацию по истории Афона.
Во время обучения в Московских духовных школах каникулярное время ежегодно проводил в Пюхтицком монастыре в Эстонии, где не раз сослужил митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию, будущему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.
После окончания МДА по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова) направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию.
С 15 сентября 1986 г. по 15 июня 1988 г. был настоятелем Казанской церкви г. Кузнецка Пензенской обл., а с 15 июня 1988 г. по 7 февраля 1991 г. — настоятелем Успенского собора г. Пензы, секретарем Пензенского епархиального управления.
В 1987 г. возведен в сан архимандрита.
В 1988 и 1990 гг. был участником Поместных Соборов Русской Православной Церкви.
Это было время начала возрождения церковной жизни после семи десятилетий гонений. Храмы стали возвращаться Церкви, повсеместно прошли торжества по случаю юбилея 1000-летия Крещения Руси. После этого юбилея количество приходов и число верующих стало возрастать. Встал вопрос о выделении приходов Мордовии из состава Пензенской епархии и образовании самостоятельной Саранской и Мордовской кафедры, а также о кандидатуре архиерея на эту кафедру. Выбор Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода по рекомендации архиепископа Серафима пал на архимандрита Варсонофия.
8 февраля 1991 г. рукоположен в архиерейский сан семнадцатью епископами в г. Москве и 15 февраля прибыл в Саранск.
В феврале 2001 г. возведен в сан архиепископа.
Возглавляя различные паломнические группы, более десяти раз побывал в Святой земле, семь раз на Святой горе Афон, четыре раза в Египте, два раза в Италии, один раз на Кипре и т.д. Совершал многократно Божественные литургии на Голгофе и у Гроба Господня, в храме Рождества Христова в Вифлееме (Палестинская Автономия), в храме Преображения Господня на Святой горе Синай, в монастыре святой великомученицы Екатерины, в монастырях Афона — Пантелеимоновском, Зографском, Хилендарском и в лавре преподобного Афанасия, в древнем Киккском монастыре на Кипре, молился у мощей святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, в г. Бари.
Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии.
В 2009-2013 гг. — председатель Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси.
Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. (журнал № 142) утвержден в должности управляющего делами Московской Патриархии.
Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии — постоянным членом Священного Синода — возведен 1 февраля 2010 г. в сан митрополита.
С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
С мая по октябрь 2011 г. временно управлял новообразованной Ардатовской епархией.
Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Мордовской митрополии.
Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 103) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Макаровка Октябрьского р-на г. Саранска Республики Мордовия.
Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. (журнал № 8) назначен Преосвященным Санкт-Петербургским и Ладожским, главой Санкт-Петербургской митрополии, постоянным членом Священного Синода с временным сохранением должности управляющего делами Московской Патриархии.
Образование:

Архиереи

  • Никодим (Скребницкий) (1 сентября 1742 — 2 февраля 1745)
  • Феодосий (Янковский) (10 марта 1745 — 22 апреля 1750)
  • Сильвестр (Кулябка) (25 апреля 1750 — 17 апреля 1761)
  • Вениамин (Пуцек-Григорович) (15 сентября 1761 — 25 июля 1762)
  • Гавриил (Кременецкий) (25 июля 1762 — 22 сентября 1770)
  • Гавриил (Петров-Шапошников) (22 сентября 1770 — 16 октября 1799)
  • Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 — 26 марта 1818)
  • Михаил (Десницкий) (26 марта 1818 — 24 марта 1821)
  • Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 — 17 января 1843)

    Никанор (Клементьевский) (? — август 1826) в/у, еп. Ревельский

  • Антоний (Рафальский) (17 января 1843 — 4 ноября 1848)

    Никанор (Клементьевский) (4 ноября — 20 ноября 1848) в/у, архиеп. Новгородский

  • Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 — 17 сентября 1856)

    Платон (Фивейский) (17 сентября — 1 октября 1856) в/у, еп. Ревельский

  • Григорий (Постников) (1 октября 1856 — 17 июня 1860)

    Леонтий (Лебединский) (июнь — 1 июля 1860) в/у, еп. Ревельский

  • Исидор (Никольский) (1 июля 1860 — 7 сентября 1892)

    Антоний (Вадковский) (7 сентября 1892 — 18 октября 1892) в/у, еп. Выборгский

  • Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 — 5 декабря 1898)

    Иоанн (Кратиров) (3 октября — 25 декабря 1898) в/у, еп. Нарвский

  • Антоний (Вадковский) (25 декабря 1898 — 2 ноября 1912)
    • Никандр (Феноменов) (26 мая — 26 сентября 1910) в/у, еп. Нарвский
    • Никандр (Феноменов) (1912 — 26 сентября/9 октября 1912) в/у, еп. Нарвский
    • Никандр (Феноменов) (2 — 23 ноября 1912) в/у, еп. Нарвский
  • сщмч. Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 — 23 ноября 1915)

    сщмч. Вениамин (Казанский) (12 июня 1914 — 25 июля 1914) в/у, еп. Гдовский

  • Питирим (Окнов) (23 ноября 1915 — 6 марта 1917)

    сщмч. Вениамин (Казанский) (6 марта — 25 мая 1917) в/у, еп. Гдовский

  • сщмч. Вениамин (Казанский) (25 мая 1917 — 12 августа 1922)

    Алексий (Симанский) (29 мая 1922 — 1922) в/у, еп. Ямбургский

  • Феодор (Поздеевский) (август/сентябрь 1923)
    • Гурий (Степанов) (июль 1923 — июль(?)1923) в/у, еп. Алатырский
    • Мануил (Лемешевский) (23 сентября 1923 — 15 февраля 1924) в/у, еп. Лужский
    • Венедикт (Плотников) (февраль 1924 — 18 декабря 1925) в/у, еп. Кронштадтский
  • сщмч. Иосиф (Петровых) (26 августа 1926 — 13 сентября 1927)
    • Гавриил (Воеводин) (14 сентября 1926 — 19 апреля 1927) в/у, еп. Кингисепский (Ямбургский)
    • Николай (Ярушевич) (17 сентября 1927 — февраль 1928) зам. в/у, еп. Петергофский
  • сщмч. Серафим (Чичагов) (февраль 1928 — сентябрь 1933)
  • Алексий (Симанский) (18 октября 1933 — 4 февраля 1945)

    Григорий (Чуков) (26 мая 1944 — 7 сентября 1945) в/у, архиеп. Псковский

  • Григорий (Чуков) (7 сентября 1945 — 5 ноября 1955)
  • Елевферий (Воронцов) (28 ноября 1955 — 27 марта 1959)
  • Питирим (Свиридов) (21 апреля 1959 — 19 сентября 1960)
  • Гурий (Егоров) (19 сентября 1960 — 14 ноября 1961)
  • Пимен (Извеков) (14 ноября 1961 — 9 октября 1963)
  • Никодим (Ротов) (9 октября 1963 — 5 сентября 1978)

    Антоний (Мельников) (сентябрь — 10 октября 1978) в/у, митр. Минский

  • Антоний (Мельников) (10 октября 1978 — 29 мая 1986)
  • Алексий (Ридигер) (29 июля 1986 — 10 июня 1990)

    Алексий (Ридигер) (10 июня — 20 июля 1990) в/у, патриарх Московский и всея Руси

  • Иоанн (Снычев) (20 июля 1990 — 2 ноября 1995)

    Симон (Гетя) (3 ноября — 27 декабря 1995) в/у, еп. Тихвинский

  • Владимир (Котляров) (27 декабря 1995 — 19 марта 2014)
  • Варсонофий (Судаков) (с 19 марта 2014)

История епархии

Ранние периоды существования епархии в Санкт-Петербурге были неразрывно связаны с названиями таких городов, как Новгород и Псков. Ранее эти земли находились под управлением архиереев Новгорода. Изменение ситуации произошло после того, как Петр Великий учредил Святейший Синод.

Реформы Петра Первого привели к тем событиям в жизни Православной Церкви, которые стали называть «Синодальным периодом». Он продлился вплоть до Октябрьской революции и характеризовался развитием Православной Церкви и небывалым ростом числа прихожан. В основе таких положительных перемен лежали правильные реформы в церковной жизни и самоотверженный подвиг русских подвижников христианства тех времен.


Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге

Начиная с 1721 года, в Церкви была введена Синодальная форма управления, а земли, прилегающие к северной столице, были названы Синодальной областью. К 1742 году название «Синодальная область» было упразднено, а вместо нее была учреждена Санкт-Петербургская епархия. Почти через 30 лет состоялось объединение Петербургской и Новгородской епархии в одно образование, позже получившее статус митрополии.

Важно! Епархией в христианстве называют территорию, возглавляемую архиереем. Во вверенной области архиерей по своему усмотрению решает любые духовные вопросы, возникающие среди духовенства и мирян

Митрополией называют как город, являющийся центром епархии, так и саму епархию, возглавляемую митрополитом. В Синодальный период на территории Русского государства действовало три митрополии: Московская, Киевская и Санкт-Петербургская.

Административным центром новой епархии стал Санкт-Петербург. Он сыграл важную роль в развитии и становлении Русской Православной Церкви, так как был основным местопребыванием Священного Синода в течение нескольких веков.

В 1799 году Новгородская епархия была отделена от Петербургской, но вновь объединились они менее чем через год. Позже епархии разъединялись и объединялись еще дважды — в 1818 и 1848 годах.

Начиная с 20-х годов прошлого века, в связи с переименованием Санкт-Петербурга, епархия стала называться Ленинградской. Сейчас ей возвращено историческое название.

Учебные заведения

На территории митрополии действует Санкт-Петербургская духовная академия. Она была открыта во времена правления Петра Великого и работает по сей день. Основной целью деятельности академии является профессиональная подготовка служителей Церкви. Академия готовит священнослужителей, способных возглавлять приходы, вести богослужения, преподавать в академиях и семинариях.

Важно! Санкт-Петербургская духовная семинария готовит священнослужителей, которые в дальнейшем будут вести свою деятельность в приходских храмах. В духовных школах митрополии также готовят дирижеров церковных хоров, где вместе с профильным музыкальным образованием ученики получают основы богословских знаний

В духовных школах митрополии также готовят дирижеров церковных хоров, где вместе с профильным музыкальным образованием ученики получают основы богословских знаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector