66 афоризмов ницше, которые заставят вас взглянуть на жизнь под новым углом

Творчество немецкого философа: Ницше и Заратустра

Фридрих с раннего детства был довольно слаб здоровьем и умудрился переболеть всеми детскими болезнями, какие только можно придумать. С восемнадцати лет он периодически жаловался на страшные головные боли, а во время работы санитаром перенес кошмарную дизентерию, лечить которую в то время не умели. Огромный удар по нему нанёс также разрыв с сердечным другом – Вагнером, которого он искренне считал самым близким человеком. Он практически не спал, регулярно попадал в руки эскулапов, а к тридцати вообще чуть полностью не ослеп.

Интересно

Болезням, которые постигли несчастного философа, мог бы позавидовать любой медицинский справочник конца прошлого века. По разным данным от страдал от шизофрении, ревматизма, лихорадки, дизентерии, мигрени и прочих малоприятных заболеваний. Современные исследователи считают, что все эти симптомы могут свидетельствовать о недиагностированном сифилисе, которым он легко мог заразиться в студенческие годы.

Творческий путь

В конце семидесятых он уже болел постоянно, но находил себе силы работать не покладая рук. Он писал много, чтобы успеть оставить потомкам «руководство», как правильно следует построить общество и на чем при этом основываться. Лечился он тогда опиатами, что наводит некоторых исследователей на мысль еще и о сильной зависимости мэтра от наркотических веществ. В мае семьдесят девятого он понял, что преподавать уже не может, потому ушел на пенсию с хорошим содержанием в три тысячи франков.

  • В том же году Ницше выпустил свое сочинение «Странник и его тень», отмечая впоследствии, что знает все о тенях, ведь как раз боролся со слепотой.
  • В июле восемьдесят первого в тираж пошла «Утренняя заря», с которой начался совершенно новый виток философии гения.
  • Спустя год Фридрих отправился в Вечный город, где ему пришло множество идей. В 82-м вышла первая часть книги «Так говорил Заратустра». Через пару лет появилась вторая часть, а в восемьдесят пятом и третья. Четвертую и последнюю книгу серии он издавал уже за свои деньги небольшим тиражом, а экземпляры раздал своим немногочисленным друзьям.

Однако главным произведением ученого можно назвать концептуальную книгу «Воля к власти» в которой отражена вся суть придуманного ним учения. В ней он затрагивает «мораль господ и рабов», где всю ответственность за пребывание последних постоянно в униженном положении он возлагает на самих обиженных и оскорбленных, которые принимают придуманную господами мораль.

Темы творчества Фридриха

Этот философ первым в истории подверг сомнению само существование истины как таковой, фундаментальной основы человечества в виде причинности воли, единства с нею рассматриваемого субъекта, а также возможность рациональной оценки поступков и для себя, и для окружающих. Являясь высокопрофессиональным философом, Ницше выбрал особый, афористичный стиль написания своих трудов. При этом он принимает теорию «здорового и упадочного». Первое прославляет жизнь во всех ее проявлениях, а второе тянет ее вниз, в бездну, вызывает пороки и разнообразные недостатки.

Причем источником культуры здоровья он называл единение аполлонийского и дионисийского. Первое как бы окутывает бытие легкой дымкой, подобной сну или фантазии, позволяя упростить существование, а второе является самой жизнью, пьянящей, необузданной, вольной и природной страстью. Кроме того, к характерным чертам творческой мысли философа можно отнести его крайний нигилизм с центральной идеей смерти Бога. Он пишет, что нравственность давно утонула в морали, а само божество задохнулось, задушенное богословием.

Еще одна фундаментальная черта и главенствующая тема творчества Ницше – понятие сверхчеловека, за которую так яростно хватались в Третьем рейхе. Он противопоставляет его последнему человеку, который живет, подобно животному или растению, заботясь исключительно о комфортных условиях. Такой сверхчеловек будет априори стремиться к власти, так как не воспринимает иного положения вещей. Он должен возвыситься над дробностью бытия, мелочностью всего происходящего с индивидом.

Личная жизнь

Ницше поддерживал дружеские отношения со многими выдающимися людьми Германии. Еще в гимназии он подружился с будущим востоковедом и санскритологом Паулем Дойссеном, в Лейпцигском университете – с филологом Эрвином Роде. В 1868 году он познакомился с великим немецким композитором Рихардом Вагнером. В Вагнере Ницше нашел своего единомышленника, но после нескольких лет тесной дружбы обвинил его в отступничестве от их общих идеалов. А Вагнер осудил книгу Ницше «Человеческое, слишком человеческое», намекнув, что у автора что-то с головой не в порядке.

Непросто складывались отношения Ницше с женщинами. Он дружил только с теми из них, кто годился ему в матери, как писательница Мальвида фон Мейзенбург. От остальных он старался держаться подальше и никогда не женился. Из-за этого некоторые исследователи пришли к выводу, что он был скрытым геем. Другие считают, что причиной был сифилис, который он якобы подхватил в каком-то борделе, или иные недомогания, преследовавшие его всю жизнь. Но это из области слухов и бездоказательных догадок.

Однако в 1882 году в Риме он встретил эксцентричную особу по имени Лу Саломе, дочь российского генерала немецкого происхождения. В ней он нашел родственную душу и просил выйти за него замуж, но она отказалась, поскольку отрицательно относилась к идее брака, как такового. Вместо этого она предложила Ницше и его другу, философу Паулю Ре, создать тройственный союз свободных мыслителей.

Лу Саломе, Пауль Ре и Фридрих Ницше

Некоторое время они жили вместе, путешествуя и предаваясь интеллектуальным беседам. Однако сестра Ницше Элизабет сочла своим долгом избавить брата от «этой ужасной женщины». Ее вмешательство вызвало скандал, в результате которого Ницше и Лу Саломе расстались. Ницше не простил этого сестре. Хотя она заботилась о нем в последние годы его жизни, но одновременно редактировала его сочинения, внося в них собственные идеи – а была она националисткой и антисемиткой.

Сам Ницше никогда антисемитом не был! Лишь спустя многие годы ученым удалось очистить его тексты от этих искажений. Элизабет надолго пережила своего брата и в 1930 году вступила в нацистскую партию.

Ницшеанство в России

Первый отклик на идею о сверхчеловеке мы находим в «Преступлении и наказании» Достоевского. Писатель блестяще показал влияние гимнов Заратустры на мировоззрение главного героя романа Раскольникова. Именно Ницше разрешил ему взять топор и убить старушку-процентщицу. Но Достоевский показал также все ничтожество суперменов, когда они сталкиваются с неотвратимым наказанием. Парадоксальный, но вполне логичный вывод делает Федор Михайлович: ницшеанство очень часто притягивает людей слабых и закомплексованных, больных и мнительных.

Фридрихом Ницше зачитывалась революционная Россия, от Михаила Бакунина и Сергея Нечаева до большевистских вождей. Проповедником ницшеанства в нашем отечестве был первый пролетарский писатель Максим Горький, который даже внешностью старался походить на своего кумира – посмотрите ницшевские усы «Буревестника».

С Ницше полемизировал Владимир Соловьев, выражая сожаление, что его философия воздействует на умы русского юношества. Василий Розанов, написавший прекраснейшие строки о русском православии, пропитавшись ницшеанством, изрыгает из себя совершенно антихристианскую книгу «Люди лунного света», где он приписывает христианам всевозможные пороки.

Творчество и новая философия

Ницше был филологом по профессии. Его книги написаны слогом, который сильно отличается от сложившегося стиля изложения философских учений. Часто Ницше выражал свои мысли афоризмами и поэтическими строфами. Свободное отношение к стилю изложения долго служило препятствием к публикациям произведений молодого Ницше. Издатели отказывались печатать его книги, не понимая, к чему их отнести.

Ницше считали великим нигилистом. Его обвиняли в отрицании морали. Он писал об упадке искусства и о самоуничтожении религии. Он обвинял окружающий мир в погружении в мышиную возню, в бессмысленности бытия. Однако, Ницше не видел в этих явлениях конца цивилизации. Наоборот, в его сознании, все наносное и искусственное в жизни открывает возможность появления сверхчеловека, того, кто сможет отбросить все ненужное, подняться над толпой и увидеть истину.

«Поистине, человек – это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым.

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он – это море, где может потонуть ваше великое презрение».

Написанные афористичным и легким слогом, работы Ницше, тем не менее, нельзя назвать легкими для восприятия. Его мысль часто несется бешенным темпом и успеть за его умозаключениями, не останавливая и не осмысливая — сложно. Сам Ницше отдавал себе отчет, что его не скоро поймут: «Я слишком хорошо знаю, что в тот день, когда меня начнут понимать, я не получу от этого никакой прибыли».

Болезнь Ницше

В Базельском университете Ницше впервые испытал приступы психического заболевания. Для поправки здоровья ему пришлось уехать на курорт в Лугано. Там он начал интенсивно работать над книгой «Происхождение трагедии», которую хотел посвятить Вагнеру. Болезнь не отходила, и ему пришлось оставить профессорскую должность .

2 мая 1879 года он оставил преподавание в университете, получив пенсию с годовым содержанием 3000 франков. Его дальнейшая жизнь стала борьбой с болезнью, вопреки которой он писал свои произведения. Вот строки с его собственными воспоминаниями того периода:

“ …в тридцать шесть лет я опустился до самого низшего предела своей витальности — я ещё жил, но не видел на расстоянии трёх шагов впереди себя. В то время — это было в 1879 году — я покинул профессуру в Базеле, прожил летом как тень в Санкт-Морице, а следующую зиму, самую бедную солнцем зиму моей жизни, провёл как тень в Наумбурге.

Это был мой минимум: «Странник и его тень» возник тем временем. Без сомнения, я знал тогда толк в тенях… В следующую зиму, мою первую зиму в Генуе, то смягчение и одухотворение, которые почти обусловлены крайним оскудением в крови и мускулах, создали «Утреннюю зарю».

Совершенная ясность, прозрачность, даже чрезмерность духа, отразившиеся в названном произведении, уживались во мне не только с самой глубокой физиологической слабостью, но и с эксцессом чувства боли.

Среди пытки трёхдневных непрерывных головных болей, сопровождавшихся мучительной рвотой со слизью, я обладал ясностью диалектика par exellence, очень хладнокровно размышлял о вещах, для которых в более здоровых условиях не нашёл бы в себе достаточно утончённости и спокойствия, не нашёл бы дерзости скалолаза.”

Биография Фридриха Ницше

Фридрих Ницше остается одним из самых видных представителей немецкой школы философии. Он является видным мыслителем, поэтом и философом 19-20 столетий.

Учение, которое он создал за период своей жизни, стало не только достоянием возрожденной философской школы, но и широко распространено среди научного сообщества, а также неплохо известно и обычным людям.

В первую очередь Ницше запомнился за то, что постоянно сомневался в основных принципах, на которых базировалось общественное понятие тех лет.

Для него не было запретных тем в сфере морали, либо общественных отношений. Подобный подход и сегодня остается темой для острой полемики между сторонниками и противниками данной позиции.

Детство и юность

Маленький Фридрих Вильгельм появился в 1844 году в небольшой деревушке возле города Лейпциг. Отец мальчика, Карл, а также его дедушки, представляли собой потомственных священников-лютеран.

Отец умирает всего через несколько лет после смерти Людвига, и все заботы о семействе ложатся на мать. Ницше в 1858 году отправляется учиться в  гимназию Пфорта, и этот момент в его жизни становится переломным.

Дело в том, что именно здесь Фридрих делает свои первые пробы пера. В гимназии он увлеченно изучает античные произведения, а также длительное время хотел стать музыкантом.

Здесь он впервые открыл для себя произведения таких известных композиторов, как:

  • Вагнер;
  • Шиллер;
  • Гельдерлин.

После завершения курса в гимназии, парень отправляется университет города Бонн, где она начинает изучать философию и теологию. Тем не менее, уже через несколько месяцев он быстро разочаровывается в своем выборе.

Наука выглядит для молодого человека не особо интересной, к тому же, у него не сложились отношения с прочими мальчиками, которые проходили обучение на курсе философии. По этой причине Фридрих принимает решение продолжить обучение в университете Лейпцига.

Во время своих частых визитов в местные книжные магазины, молодой Фридрих находит книгу Артура Шопенгауэра, в которой известный писатель рассматривает представление о мире. Данная книга оказывает очень сильное влияние на Ницше, который с этого момента не представляет для себя иного пути, кроме философии.

Стоит отметить, что данное явление и сегодня остается редкостью, а на тот момент в Европе впервые пригласили на должность профессора парня, который только недавно завершил обучение.

Стоит заметить, что, несмотря на успехи, сам философ не имел определенного удовольствия от процесса получения знаний. Но от возможности стать профессором, он не отказался.

Творчество и взгляды

Профессорская деятельность Ницше продолжалась сравнительно недолго. При поступлении в преподавательский состав вуза, ему пришлось отказаться от своего гражданства, ведь Базель является частью Швейцарии.

Поэтому произошедшая в последующем война между Францией и Пруссией осталась без деятельного участие в ней Ницше.

Поэтому уже в 1879 году он завершает свою научную деятельность, и приступает к работе над своими книгами.

Первое произведение, которое вышло из-под пера мастера, получило название Рождение трагедии из духа музыки. Ранее писатель уже успел создать несколько крупных научных статей, но публикация столь значительной работы предстояла впервые.

В своей книге он изучает особенности греческой трагедии, а вторая часть сочинения посвящена Вагнеру, с которым Фридрих длительное время находился в дружеских отношениях.

Смерть Бога

Философ постоянно уделял внимание религиозным и сакральным вопросам человеческого бытия.  Так одним из ключевых постулатов, которые выработал Ницше, является концепция смерти бога

Оно же говорит о том, что философ называл возрастанием нигилизма, что в результате стало причиной обесценивания чувств.

Сам Ницше выступал с жесткой критикой христианской доктрины, которая противопоставляет реальную жизнь загробной. Свои взгляды учены выразил в нескольких сочинениях, получивших общественный резонанс.

Он продолжал отстаивать свою позицию вплоть до смерти, которая приходится на 1900 год. Ницше повлиял на взгляды многих современников благодаря своей манере острой полемики.

Фридрих Ницше философия

Философское развитие Ницше традиционно делят на три основных периода, отражающих основные тенденции в его творчестве. В «ранний» период (1881-1886) преобладала философия культуры и эстетики, а также влияние Артура Шопенгауэра и Вагнера. Второй период (1876-1882) отражает оценку всех ценностей и критику, а третья – желание создать совершенно «новую философию», за которой больше нет ни Бога, ни человека.

Статья по теме: Сущность гуманистического рационализма Пьера Абеляра

Несмотря разделение, даже в его ранних работах, наблюдается звучание серии мотивов, которые позже находят своеобразное развитие и модификации в его зрелых работах. В то же время его взгляды в большинстве случаев преднамеренно подвергаются антисистематическим разборам в эзотерической и афористической форме, провоцируя возможности для различных интерпретаций.

На самом деле философ писал блестящим литературным языком, сознательно вплетенным в парадоксальную полифонию, акцентов и мыслеформ и образов. Поэтому все его творчество представляет собой как бы многогранную гигантскую структуру, но некоторые выдирают оттуда просто красивые кусочки мозаики, на которые предлагают смотреть другим, не говоря об общей картине этой разноцветной и фактурной громады.

Сам Ницше считает, что нет никаких реальных фактов о знании, а только «интерпретации» и интерпретации интерпретаций, которые придают явлениям различное значение в зависимости от точки зрения субъекта. Поскольку один текст допускает множество интерпретаций и никто из них не может утверждать, что он прав, то «истина – это такое заблуждение», без которого конкретные люди просто не могут существовать.

Даже законы природы являются лишь субъективной интерпретацией наших собственных символов, с помощью которых мы создаем «мир», чтобы мы могли жить в нем. Поэтому «мир», задуманный как нечто независимое от нас, нашего собственного существа, логики и предрассудков, невозможен и «не существует».

Смерть

Философ нередко оказывался непонятым как близкими людьми, так и широкой общественностью. Его идеология начала набирать популярность лишь в конце 1880-ых годов, а в начале XX века его труды были переведены на многие языки мира. В 1889 году творческая работа Фридриха Ницше прекратилась из-за помутнения рассудка.

Фридрих Ницше в психиатрической клинике

Существует мнение, что философа шокировала сцена избиения лошади. Этот припадок и стал причиной прогрессирующего психического недуга. Последние месяцы своей жизни писатель провел в базельской психической больнице. Через некоторое время престарелая мать забрала его в родительский дом, однако вскоре она скончалась, из-за чего философ получил апоплексический удар. 

Ницше скончался 25 августа 1900 года.

Детство и юность

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в деревне Рёккен, расположенной неподалеку от Лейпцига. Его отец, Карл Людвиг Ницше, равно как и оба его дедушки, был лютеранским священником. Через несколько лет у мальчика появилась сестра Элизабет, а еще через пару лет – брат Людвиг Йозеф. Младший брат Фридриха скончался в 1849 году, а его сестра прожила долгую жизнь и ушла в мир иной в 1935 году.

Мыслитель Фридрих Ницше

Вскоре после рождения младшего сына Карл Людвиг Ницше скончался. Заботы по воспитанию Фридриха полностью взяла на себя его мать. Так продолжалось до 1858 года, когда возмужавший юноша отправился получать образование в престижной гимназии «Пфорта». Время учебы в гимназии стало судьбоносным для Ницше: там он впервые начал писать, увлекся чтением античных текстов и даже пережил непреодолимое стремление посвятить себя музыке. Там же Фридрих познакомился с произведениями Байрона, Шиллера, Гёльдерлина, с работами Вагнера.

В 1862 году Ницше начал обучение в Боннском университете, выбрав филологию и теологию. Студенческая жизнь скоро наскучила молодому студенту; вдобавок к этому у него не складывались отношения с однокурсниками, которым он пытался привить прогрессивное мировоззрение. Поэтому скоро Фридрих перевелся в Лейпцигский университет. Как-то раз, прогуливаясь по городу, он случайно забрел в лавку старых книг и приобрел произведение «Мир как воля и представление» Артура Шопенгауэра. Книга очень впечатлила Ницше и оказала влияние на его становление как философа.

Артур Шопенгауэр

Учеба Фридриха на факультете филологии в Лейпцигском университете проходила блестяще: уже в 24-летнем возрасте парня пригласили преподавать классическую филологию в статусе профессора в Базельском университете. Это был первый случай в европейской системе высшего образования, когда столь юному ученому было позволено получить статус профессора. Тем не менее, сам Ницше не получал большого удовольствия от учебы, хотя и не отказался строить профессорскую карьеру.

Однако философ недолго проработал в должности преподавателя. Заступая на этот пост, он решил отказаться от гражданства Пруссии (Базельский университет расположен в Швейцарии). Потому во Франко-прусской войне, состоявшейся в 1870 году, Ницше участвовать не смог. Швейцария в этом противостоянии занимала нейтральную позицию и потому разрешила профессору лишь работу санитаром.

Фридрих Ницше в молодости

Фридрих Ницше с детства не отличался сильным здоровьем. Так, в восемнадцатилетнем возрасте он страдал от бессонницы и мигреней, в тридцать лет, вдобавок к этому, практически ослеп и начал испытывать проблемы с желудком. Работу в Базеле он завершил в 1879 году, после чего начал получать пенсию и вплотную занялся написанием книг, не переставая бороться с болезнью.

Женщины в жизни безумного философа: от колыбели до могилы

Одним из самых туманных и непонятных в учении Фридриха является его отношение к женщинам. Вопреки расхожим мифам, он не был женоненавистником в полном смысле этого слова. В раннем его творчестве он даже превозносит женщину, считая ее более близкой к идеальному мировоззрению и аполлонийскому взгляду на вещи. В то же время он приписывает представительницам прекрасного пола слабость, неспособность к дружбе, и, что особо парадоксально, наличие непреодолимых хищнических инстинктов.

Без супруги и детей

Годы жизни Ницше не протекали в абсолютном одиночестве. К примеру, во время поездки в Рим, он свел знакомство с писательницей Лу Андреас-Саломе (Lou Andreas-Salomе), русско-немецкого происхождения, урожденной Лизой (Луизой) Густавовной фон Саломе. Она была тонким психологом, прекрасным слушателем и благодарным читателем. Впоследствии она говорила, будто от Фридриха последовало предложение руки и сердца, которое она отвергла, однако было ли нечто подобное, ответить трудно.

Известно точно, что совместно с философом-позитивистом Паулем Рэ они одно время проживали своего рода семейством. Были ли между ними в это время какие-либо отношения, включая романтические – неизвестно, однако философия их объединяла прочно, пока сестра Фридриха не написала девушке гневное письмо с ругательствами. Не выдержав необоснованных оскорблений, обиженная женщина навсегда рассорилась с Ницше. Больше они не встречались. Единственной верной до конца осталась мать мужчины, вот ее он любил нежно и трепетно, порой забывая, что она тоже женщина.

Финал жизни немецкого мыслителя: в памяти потомков

В восемьдесят девятом году философу пришлось отказаться от творчества. У него стремительно начало развиваться слабоумие (деменция), он сильно изменился. В его комнате, где обычно был безупречный порядок, а каждая мелочь имела собственное место, воцарился жуткий бардак. Он стал ступать неуверенно, спина его ссутулилась, а четкость мысли пропала. Любитель наглаженных сорочек и модных галстуков стал неряшливым, а порой был грязным. Он ел одно сладкое, которое раньше совершенно не переносил, а писать стал так, что не снилось даже врачам. Он и сам понял, что сдает, потому стал тренировать мозг и руки, переписывал свои и чужие философские труды, стараясь осмысливать суть, но ничего не помогло.

После странных и неразборчивых посланий кайзеру и канцлеру, друзья обманом поместили его в психиатрическую клинику. Впрочем, на тот момент уже плохо понимал, что вокруг него происходит, хотя друзей и родных узнавал и даже нормально с ними общался. В девяностом году мать забрала его из лечебницы, героически ухаживала за ним семь долгих лет, пока сама не отдала богу душу. После этого он уже был «овощем»: не двигался, не разговаривал, не мог самостоятельно есть и пить, ходил под себя. 25 августа 1900 года великий философ скончался и был похоронен рядом с членами семьи в родной деревеньке.

Кроме своих бессмертных сочинений, о которых спорят величайшие умы планеты уже больше сотни лет, Ницше оставил после себя еще и музыкальные произведения. Он активно писал их на протяжении нескольких лет и получалось у него неплохо. Его именем не названы города и улицы, зато в кинематографе образ применялся неоднократно. К примеру, в ленте «По ту сторону добра и зла» итальянского режиссера Лилианы Кавани главную роль сыграл швед Эрланд Юзефсон. В израильском фильме «Когда Ницше плакал» почти гениально воплотил образ персонажа американец Арманд Ассанте.

Неоднозначные афоризмы Ницше

Самый опасный зверь – это человек.

Быть великим, значит указывать направление.

Собираешься сходить к женщинам? Возьми с собой плетку!

Государство и церковь – одно и то же. Обе системы лживы и непостоянны.

В христианстве ни религия, ни мораль никак не стыкуются ни с одной точкой реального мира.

47

Красота не случай. Также и красота расы или семьи, их изящество
и мягкость во всех местах вырабатывается: она, подобно гению, есть конечный
результат накопленной работы поколений. Надо, чтобы были принесены большие
жертвы хорошему вкусу, надо, чтобы ради него многое делалось, многое не
делалось – семнадцатый век во Франции достоин удивления и в том и в другом,
— надо, чтобы в нем видели принцип выбора общества, места, одежды, полового
удовлетворения; надо, чтобы красота предпочиталась выгоде, привычке, мнению,
косности. Высшее правило: надо не “распускаться” также и перед самим собою.
– Хорошие вещи чрезмерно дороги: и постоянно имеет силу закон, что тот,
кто ими обладает, является иным человеком, чем тот, кто их приобретает.
Все хорошее есть наследство: что не унаследовано, то несовершенно,
то является началом… В Афинах во времена Цицерона, выражающего свое удивление
по поводу этого факта, мужчины и юноши были гораздо красивее женщин: но
какой работы и напряжения в служении красоте требовал там от себя мужской
пол в течение столетий! – Тут надо именно не промахнуться насчет методики:
голая дисциплина чувств и мыслей почти ноль (- в этом заключается великое
недоразумение немецкого образования, которое совершенно иллюзорно) – надо
прежде всего убедить тело. Строгое соблюдение значительных и избранных
жестов, обязательство жить лишь с такими людьми, которые не “распускаются”,
совершенно достаточно для того, чтобы сделаться самому значительным и
избранным: через два-три поколения все это уже переходит в духовную
область,
Для жребия народа и человечества является решающим обстоятельством,
чтобы культура начиналась с надлежащего места – не с души (что
составляло роковое суеверие жрецов и полужрецов): надлежащее место есть
тело, наружность, диета, физиология, остальное вытекает отсюда…
Греки остались поэтому первым культурным событием истории – они
знали, они делали то, что было необходимо; христианство, презиравшее
тело, было до сих пор величайшим несчастьем человечества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector