Уклад жизни староверов сибири, на урале

«Что там происходит, знают только посвященные»

Река Дубчес, северный приток реки Енисей, считается мировой «столицей» старообрядчества — по крайней мере для старообрядцев часовенного согласия. Это одно из направлений, которое выросло из течения беспоповцев — то есть тех, кто отвергает необходимость священнослужителей в принципе.

Люди начали селиться здесь еще в конце XVII века — вскоре после раскола 1650–1661 годов, за которым последовали гонения на тех, кто предпочел придерживаться старой веры. Многие ехали в Сибирь добровольно, надеясь обрести спасение души, многих просто ссылали в глухие сибирские леса.

Сегодня в тайге по берегам великой реки по-прежнему стоят закрытые монастыри и скиты, попасть в которые «мирскому» человеку нельзя. «Однажды туда прилетали корреспонденты на вертолете, так обитатели монастыря просто ушли все в лес», — рассказал журналисту «Известий» один из жителей Туруханского района.

старообрядцы

Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

Здесь же, на Дубчесе, находится и деревня Сандакчес — фактически центр местного старообрядчества, через который проходит большинство людей, приезжающих в качестве паломников или с желанием переселиться в эти края.

Автор цитаты

Оставайтесь человеками: граждан РФ поголовно сочли мертвыми

В России распространяется похожее на секту движение «живых», которое парализует работу госорганов

Посетить эти места приезжает много паломников, в том числе из старообрядческих общин, расположенных по всему миру: от Канады до Латинской Америки и Африки. Некоторые из них остаются в монастырях годами. Именно так, объясняет правозащитник, на берегах Енисея появляются люди с просроченными документами и — нередко — иностранными паспортами.

Автор цитаты

Информацию о закрытых и удаленных от мира монастырях подтверждает и разошедшаяся несколько лет назад по многим изданиям история девочки из США, которая, по ее словам, провела в одном из таких монастырей 15 лет.

Она рассказывала журналистам, что родственники-старообрядцы подростком отправили ее в монастырь на Дубчесе с организованной паломнической группой, но через какое-то время прибывшие с ней люди просто уехали — и девочка поняла, что для нее был взят «билет в один конец». Сбежать из монастыря девушке удалось лишь через 15 лет, при этом, как следует из ее рассказа, добраться до Енисейска ей помогли жители располагавшихся неподалеку сел — тоже старообрядцы.

старообрядцы

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Нерелигиозные взгляды

Почему шаманизм не станет официальной религией в России

Правда, Николай Шляхов, рассказывая о монастырской жизни со слов знакомых старообрядцев, говорит, что «насильно их там никто не держит» — если человек чувствует, что не справляется, что такая жизнь не по нему, он может уйти и поселиться в обычной старообрядческой деревне.

Такие деревни, где в основном живут семейные, в отличие от монастырей, хорошо известны местным, и их жители, по словам Ольги Суворовой, по-своему пытаются взаимодействовать с мирскими.

— Я всегда знала, что на Дубчесе у нас существует община беспоповцев, что Чулково — старообрядческое поселение, что капитаны пассажирских судов с ними поддерживают отношения, так же, как и отдельные граждане, которые занимаются рыбалкой и охотой, — поясняет она.

Старообрядцы, которые живут охотой, рыбалкой, а также сельским хозяйством (в Чулково, по ее словам, жители выращивают картошку и выкармливают молочных бычков), торгуют с местными. Или меновым способом, или за деньги, которые им всё равно нужны на приобретение тканей, одежды, обуви и всевозможных инструментов.

Автор цитаты

Обряд воздушного погребения

Обряд воздушного погребения — один из древнейших похоронных обрядов. Тело покойного подвешивается в воздухе, чтобы отдать его стихиям (воздуху, солнцу, ветру и т. д.). В России таким образом могли захоранивать соплеменников мокшане. Они заворачивали тело в собранную с деревьев кору и подвешивали в воздухе. Такой способ носил название «урля».

Был у мокшан и другой метод воздушного погребения. Срубались четыре стоящих рядом дерева. Из бревен делался сруб, который размещался на оставшихся пнях. В срубе оставляли усопшего. Подобные кладбища после принятия Русью христианства были подвергнуты сожжению, и мокшане начали хоронить покойников в земле.

Разница между староверами и православными

Прошло уже три века со времен раскола русской церкви, однако старообрядцы до сих пор продолжают придерживаться догматов старой веры. Это видно не только по древнему церковному уставу, который является для них каноническим, но также по образу жизни, соответствующему старорусским традициям.

Отличить староверов от православных христиан можно по ряду признаков:

  • осеняют себя крестным знамением, сложив только два пальца (средний и указательный);
  • во время Таинства Крещения трижды окунают ребенка в воду;
  • священные песнопения поют обязательно хором;
  • для чтения молитвослова облачаются в специальное молитвенное одеяние;
  • богослужения проводят исключительно по старым изданиям Святого Писания (до 1652 г.);
  • главной святыней является не четырех- или шестиугольный крест, а восьмиконечный;
  • на распятие обязательно наносят слова «Царь Славы»;
  • нательные крестики изготавливают без изображения лика Иисуса Христа;
  • во время священнодействий в храме все присутствующие складывают крест-накрест руки на груди;
  • совершая богослужения, пользуются полной системой преклонений, однако главным является земной поклон;
  • имя Христа пишут на старорусский манер с одной буквой «и» (Исус);
  • для изготовления икон используют только медь или древесину;
  • вместо четок с бусинками используют лестовки, характерные для старой веры.

Отличия православного и старообрядческого нательных крестиков Сегодня староверами часто называют членов религиозных сект или организаций. Однако такое толкование понятия ошибочно, ведь настоящие старообрядцы не имеют ничего общего с современными религиозными течениями. Их история берет свое начало от крещения Руси и не меняется уже на протяжении десяти веков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Старообрядцы — это сектанты? Апология

Сейчас, к сожалению, по незнанию истории, многие считают староверов сектантами (некоторые, даже не знают кто это), что совсем не верно Официально, в нашей стране, основные согласия старообрядцев: являются традиционными обществами, имеющими неразрывную связь с Древней Православной Христианской Церковью, И положительно влияющими на духовное, культурное, экономическое и политическое развитие России. Подтверждения этому есть в различных источниках. Поэтому сектантами старообрядцы не являются по существу. Секты играют деструктивную роль для общества и отрицательно влияют на сознание любого человека, превращая его: в безвольного, управляемого, не имеющего жизненного стержня творить добро.

«Проблемное» население

Сам глава Верхнеимбатского сельсовета явно относится к старообрядцам с уважением. Но как у «человека от власти» у него есть к ним вопросы — в разговоре «своих» старообрядцев он называет «проблемным населением».

Автор цитаты

Церковь как мишень

Кто и почему нападал на храмы и священнослужителей в последние годы

Оформлять или переоформлять документы многие старообрядцы не стремятся потому, что связывают их с нечистой силой и доказывают местным властям, что на документах,якобы есть «число зверя». На любые попытки переубедить, просто говорят: «Мы паспорт получать не будем», — и под любым предлогом стараются уйти от этой темы.

Или, говорят в Верхнеимбатском сельсовете, есть пример того же Ханофера Ефимова.

Несколько лет назад, когда он только собирался жениться на Антониде, он уже приходил к Николаю Шляхову и просил выдать российский паспорт, объясняя, что родился в Красноярске. Глава сельсовета не поверил — и тогда Ханофер признался, что является гражданином Бразилии.

Николай Шляхов вспоминает, что предложил принести все имеющиеся документы, чтобы как-то решить вопрос с восстановлением документов. Например, отправить запрос в консульство, и предупредил, что процедура, скорее всего, будет длинная и сложная. «Тот ушел и больше не появлялся», — сокрушается муниципальный глава.

река

Вид на Енисей

Фото: Global Look Press/Michael Vershinin

Еще сложнее — с оформлением документов на детей. Их «выправлять» местные жители, живущие по своим, внутренним, законам, тоже не стремятся. По мере сил муниципальные власти сами стараются отслеживать появление новорожденных, чтобы убедить родителей оформить документы. Но среди детей, получивших свидетельства о рождении, многие по достижении 20 лет так и не получили паспорта: «И этими вопросами мы тоже занимаемся», — говорит Николай Шляхов.

Выстраивая взаимодействие между представителями таких поселений и «мирскими» — в том числе представителями всевозможных государственных органов и ведомств, — крайне важно избегать конфликтов, убежден председатель юридического центра при Российской ассоциации центров изучения религии и сект Александр Корелов

Россияне продемонстрировали религиозную терпимость

Исследование Gallup International показало, что наиболее толерантны жители стран, не втянутых в конфликты

Автор цитаты

Православные похороны

Традиционный православный похоронный обряд, который начали практиковать после крещения Руси, включает несколько этапов:

  • омовение. Считается, что усопший должен предстать перед Господом с чистыми душой и телом;
  • облачение. Умершего одевают в чистые одежды, накрывают белым саваном (одеянием);
  • положение в гроб. Покойник должен лежать с закрытыми глазами и вложенной в руки ритуальной иконкой. Руки должны располагаться крест-накрест;
  • чтение панихид. До момента выноса тела родственники покойного должны читать особые молитвы. Накануне выноса священник прочитывает заупокойную литию;
  • отпевание, заказываемое в храме;
  • погребение. Священник читает молитву и кидает горсть земли на саван. В случае отсутствия священнослужителя после прощания с покойным и опускания гроба в землю каждый присутствующий должен бросить землю на его крышку;
  • могила закапывается, на ней устанавливается крест.

Хоронить людей по православным традициям принято на третий день после смерти.

Несмотря на то, что главной религией в России считается православие, живы некоторые традиции, к которым прибегали язычники. Например, после выноса тела в доме принято подметать, иногда пол окропляют святой водой. Когда в доме лежит мертвый человек, зеркала обязательно завешиваются тканью, а в гроб покойного часто кладут вещи, которые он любил при жизни: книги, мягкие игрушки, украшения и даже фотографии.

Похоронный обряд у древних славян — комплекс ритуалов, цель которых — облегчить путешествие души в загробный мир. С принятием христианства традиции изменились, хотя многие из них не исчезли полностью. Поэтому современные похороны включают и православные, и исконно языческие традиции.

Меднолитые кресты

Более существенны различия между старообрядческими меднолитыми крестами, принадлежащими различным религиозным согласиям.

В них главной отличительной чертой является навершие — верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других — нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа. Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки. Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.

Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии. Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.

Староверы: что едят

Старообрядческое меню состоит исключительно и скромной, постной пищи. Главой стола считается ржаной и пшеничный хлеб. В осеннее и зимнее время в больших количествах для приготовления блюд применяется картофель и капуста.

В общинах из мясного принято употреблять трофеи с охоты — коз, оленей. Также употреблялась баранина, говядина. Мясо употреблялось в жареном или тешенном виде, из него варились щи, похлебки. Сало использовалось для приготовления яичницы. Из мясных остатков изготавливались пирожки, студень. Также староверы употребляют молоко, масло, простоквашу, творог, сметану.

Среда и пятница в общинах являются постными днями. В это время употребляется хлеб, мучные блюда, картофель, капуста, кисели, каши, постные щи. В качестве угощений во время постных дней выпекались пирожки с луком, ягодами, овощами, грибами или морковью. В обеспеченных семьях готовили студень с хреном, лапшу с мясом, каши, солонину, пироги с говядиной, мясные щи. Пришедших гостей угощали сбитнем. Стоит учесть, что беспоповцы не употребляют картофель, чай.

В этом видео можно узнать больше о быте современных староверов.

https://youtube.com/watch?v=JmgyjaxUT7k

Староверы: где живут

Нижегородская область заключает в своих границах наибольший процент старообрядцев в России. Крупные общины располагаются с Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Москве, Новосибирске.
В Санкт-Петербурге находится одна община беспоповцев и три общины поповцев:

  • Громовская;
  • Лиговская;
  • Покровская.

За пределами России большие общины беспоповцев можно обнаружить в Латвии, Румынии, Белоруссии, Литве. Поповцы населяют территории Украины, США, Румынии, Автралии, Молдавии. Также староверы проживают в Боливии, Чили, Италии, Уругвае, Аргентине, Эстонии, Польше, Болгарии, Бразилии.

Староверы: отличие от православия

Интересно, что старообрядцы утверждают, что они придерживаются православной Веры, а Русская Православная Церковь называет их нововерцами.

  1. Существует множество различий старообрядческой Веры от православия.
  2. Староверы во время крещения используют 2 перста, обозначающие Ипостаси Спасителя, а православные — 3, являющиеся символом Святой Троицы.
  3. Старообрядцы используют греческий вариант произношения «Исус», вместо «Иисус».
  4. Старообрядческая община не приемлет изменений в Символе веры. Они остро выступали за сохранение союза «а» в словах, произнесенных о Сыне Божьем «рожденна, а не сотворенна. В православии они были заменены на «рожденного, не сотворенного».
  5. Староверы осуществляют движение посольно во время крестных ходов, а православные — противосолонь.
  6. Староверческий крест — восьмиконечный без изображения распятия, а православный — четырех и шестиконечный.
  7. Во время молитвы старообрядцы произносят «Аллилуиа» два раза, а православные — три.
  8. Православные четки могут иметь различное количество бусин (обычно используется кратное 10 или 12, либо 33 бусины). Старообрядческие четки содержат 109 бобочками, которые разделены на неравные группы.
  9. В православии крестят неполным погружением или обливанием, а староверческое крещение предполагает полное погружение в воду.
  10. В православии используется моноголосное пение, а старообрядцы придерживаются крюкового пения.

Староверы являются неотъемлемой частью всемирной религиозной истории. На протяжении всей своей жизни они чтут, сохраняют и перенимают Веру прошлых поколений, несмотря на правительственные гонения и сложнейшие условия жизни.

Славянские руны

В Древней Руси, а особенно в Сибири были популярны руны. С помощью них можно было не только проводить сеансы гадания, но и помогать человеку в борьбе с его болезнью. Современные рунные вязи сильно отличаются от языческих, но их сила от этого не становится слабее.

С помощью рун создавали обереги и защиты для дома, наносили татуировки на больной орган человека, а также могли предсказывать события будущего.

Трактовкой рун чаще всего занимались волхвы, ведь для этого необходимо было обладать особенными знаниями. Божества язычников не делились на добрых и злых, каждый из них отвечал за свое природное начало. Это означало, что бог мог как наказать, так и подарить благодать. Каноны и обряды язычников сохранили свою силу по сей день.

Погребальные традиции

Исповедь умирающего

Для умирающего важным моментом считается исповедь, которая произносится перед старейшиной. Православный священник при этом процессе считается явным провожатым в Ад. Человеку обычно подносят к губам чашу со святой водой и задают облегчающие исповедь вопросы. «Желаешь ли поведать о совершенном грехе?», «Хочешь ли извиниться перед кем-либо?» и другие.

Если у умирающего и так есть в чем исповедаться, то его не принято перебивать. В конце исповеди накладывается епитимья. Если человек не успел или не захотел исповедоваться, то тогда старейшина обязан прочесть молитву на отход души. Таких лиц, как правило, не отпевают.

Обычай омовение тела

Для этого процесса приглашают поживших и уже безгрешных членов общины, к которой относился усопший. Они должны быть такого же пола, что и умерший. Важным является то, что необходимо успеть закончить все приготовления до рассвета (если смерть наступила ночью) или до заката (если человек умер днем).

По правилам, омовение начинается с правой стороны. Воду применяют святую, набранную в крещенскую ночь. После завершения данного процесса использованную воду и все принадлежности закапывали за границами села.

Традиционные правила облачения

Усопшего принято одевать в заранее заготовленную одежду. Обычно староверы готовят её ещё при жизни. Если такого комплекта нет, то его шьют прихожане в ближайшие после смерти часы. К такой одежде относятся рубашка русского покроя для мужского пола и длинная рубашка с длинным рукавом для женщин. Цвет – исключительно белый, материал – лен. Повседневная или светская одежда для погребения непригодна.

На ноги принято надевать вязаные носки или чулки, а поверх плетеные лапти. Главное, чтобы не было пластмассовой или резиновой подошвы. Также при погребении на теле должен быть крест. Но не тот, который носят при жизни. Обычно используют приготовленный заранее деревянный крест.

Обычай захоронения

Погребению тело придают на третий день. До этого момента омытый и облаченный усопший лежит на деревянной лавке. В гроб укладывают непосредственно в день похорон. Глаза покойного должны быть закрыты, а руки скрещены на груди. Только в таком положении можно появляться перед Господом.

Заколоченный гроб с телом помещают в могилу так же, как и по христианским традициям.

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами».

Христиане и язычники

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы — это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов — Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов», даже заявлял:

Старообрядцы — это сторонники старого христианского обряда, а староверы — это старая дохристианская вера.

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные. Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников. На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы» стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами».

Г. С. Чистяков

«Промысел назвали браконьерством»

При этом в России с 2006 года действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». По ней,в том числе старообрядцев, проживающих за рубежом, активно приглашают вернуться на Дальний Восток (еще один дореволюционный центр старообрядчества в России).

старообрядцы

Фото: ТАСС/Иванов Виталий

Тем, кто решится на переезд, предлагают помощь — в том числе финансовую, — при оформлении собственности на землю и строительстве домов. Однако в отношении староверов, Россию так и не покинувших, здесь возникает некоторая двойственность.

Автор цитаты

Отшельница Агафья

Как зимует в тайге единственная представительница знаменитой семьи Лыковых

Такая несогласованность выглядит странно в том числе и для представителей общин из других стран — особенно учитывая, что многие общины поддерживают между собой тесные связи. В том числе и с Россией.

— Смотрится всё это так, что одной рукой мы приглашаем старообрядцев — мол, приезжайте к нам на Дальний Восток, будут вам и преференции, и документы. А с другой стороны, мы говорим о тех, кто уже живет на территории Российской Федерации: ребята, они совсем не наши. Пусть они сначала уберутся к вам — причем болезненно, через задержания, суды и решетки, а там мы посмотрим, может быть, потом они смогут к нам вернуться и на Дальнем Востоке жить хорошо и здорово, — указывает Ольга Суворова.

Так, например, серьезная проблема для староверов, живущих в основном охотой и рыбной ловлей, — ужесточение правил рыболовства. Старообрядцы, хотя и придерживаются в первую очередь своих внутренних правил, общие для всех законы нарушать тоже не хотят. Но выжить без охоты и рыбалки они не смогут.

старообряцы

Фото: РИА Новости/Борис Бабанов

Именно во время одного из таких участившихся рейдов рыбинспекции, например, на Енисее был задержан Ханофер Ефимов (что рыбу он ловил, получается, незаконно, он тогда не отрицал).

Автор цитаты

Учитель по призванию

Как живут монахи-миллениалы в буддистских монастырях Монголии

Ольга Суворова согласна с тем, что старообрядцам, ведущим уединенную жизнь в тайге, могут помочь квоты, аналогичные тем, что действуют для коренных народов Севера — в конце концов, указывает она, староверы живут здесь с XVII–XVIII веков. Примерно тогда же в России узнали и о существовании коренных народов Севера. Получается, что они существуют бок о бок уже почти три столетия, и те и другие живут довольно закрытыми сообществами, сохраняющими исторический уклад. И одинаково сильно зависят от традиционных промыслов. Однако у одних есть, скажем, квоты на вылов рыбы и охоту, а у других — нет.

Впрочем, в случае с Енисеем, такие дополнительные привилегии могут вызвать вопросы у жителей соседних деревень, даже несмотря на то, что вообще-то к старообрядцам жители относятся спокойно. Вопрос с ужесточением правил рыбной ловли здесь — больной для всех («У нас мало рабочих мест и много рыбы, охотники ею собак всегда кормили»).

старообрядцы

Фото: РИА Новости/Александр Полегенько

По данным, которые «Известиям» озвучивают сибирские правозащитники, до 70% мужчин на Енисее так или иначе уже имеют судимость из-за нарушений правил рыбной ловли. И вряд ли люди с пониманием отнесутся к тому, что староверов переведут на привилегированное положение, подчеркивает Николай Шляхов, — сибиряк, называющий себя старожилом Туруханского района.

Исторические сведения

С приходом к власти Алексея Романова начали активно продвигаться церковные реформы, которые вскоре привели к расколу русской церкви на две части. Инициатором нововведений стал митрополит Новгородский Никон, которого царь назначил на пост патриарха. Получив власть, он начал внедрять в церковный устав новые правила, тем самым полностью перекраивая догматы православной веры. Так, была изменена форма крестного знамения, поклонов и прочие аспекты, касающиеся богослужений.

Реформа длилась вплоть до прихода к власти Петра I. К этому времени разница между прежними церковными традициями и новыми стала довольно выраженной. Впоследствии эти отличия сыграли огромную роль в становлении русской культуры, а также повседневного быта.

Старообрядцы живут, как правило, общинами

Однако у Никоновских нововведений были противники, яро отстаивающие прежние православные обычаи. В церковной реформе они видели попытки разрушить тот уклад, который веками формировался после крещения Руси. Так начались массовые протесты и волнения. Одним из сторонников староверия был князь Григорий Потемкин, который окрестил новые традиции «злой верой».

После Московского собора, который состоялся в 1656 году, всех несогласных с реформой признали еретиками и отстранили от церкви. Итогом такой анафемы стало возникновение старообрядчества, которое мы знаем сегодня. Именно тогда возникло понятие «старообрядцы», а наряду с ним термин «новолюбцы», обозначающий сторонников Никоновских изменений.

Старая и новая вера

Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений — перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I, эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.

Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное — разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик протопоп Аввакум указывал:

Заб­лудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!

Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин:

Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.

Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:

Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.

О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:

Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом…И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам бу­дет и поношение от всего мира.

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.

Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола — уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой, а послераскольное реформированное исповедание — новой верой.

Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:

Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.

Еще будучи архимандритом он утверждал:

Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.

Так постепенно и появилось понятие «старая вера», а людей, исповедующих её, стали называть «староверы», «староверцы». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры. Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.

Богослужебные обычаи и традиции староверов

Богослужебные обычаи и традиции староверов

Богослужебный процесс

Во время богослужения староверы обычно произносят только Акафисты и ничего более. На службу они приходят в повседневной одежде – кафтанах, рубахах, платьях. Строгих правил обличия не существует. Песнопение должно быть синхронным без отличительных выпадов служащих. Также важна синхронность в действиях всех участвующих в службе: одновременные поклоны и т.д.

Обычай осенения себя крестом

У староверов при осенении крестным знаменем принято использовать двуперстие. Крест же при этом применятся четырехконечный, однако на нем ничего нет, в том числе и распятия.

В настоящее время на вопрос «Кто такие староверы?» с истинным укладом жизни, порядками и мировоззрением сразу ответить сложно. Для этого необходимо, как минимум, ознакомиться с их традициями и обычаями, которые зародились в далеком прошлом и находят отражение в настоящем. На сегодняшний день общин, поддерживающих и сохраняющий староверческий уклад, осталось немного.  Однако все сохранившиеся объединения поражают верой в свой путь и в истинность собственного мировосприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector