Староверы и православные в чем разница

Иконы в храмах

Важный признак старообрядческого храма — это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т.н. «каноническом стиле».

Внутреннее убранство старообрядческих храмов

Изображения в итальянском стиле или стиле эпохи ренессанса, которые легко встретить в храмах Московской Патриархии или униатских церквях, в старообрядческих храмах просто недопустимы. Поэтому, увидев в храме иконы новодельного письма, вы можете быть уверенными, что попали куда угодно, только не в старообрядческий храм и здесь вам не запретят прикладываться ко всем доступным иконам после богослужения.

Одна из новообрядческих икон (новодел). Имеет широкое распространение Адаптированная под правосланую иконографию католическая икона (новодел) . В 20 в. была распространена на Юге России и в униатских храмах. Теперь ее можно встретить в любом храме Мос.Пат.

Православные (старообрядческие) иконы

Если в храме имеются иконы царя Николая II, прп. Серафима Саровского. блж. Матроны , то храм однозначно не может быть старообрядческим, так как старообрядцы не прославляли этих святых и иконы им не писали.

Так же следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме цилиндров, то вы скорее всего зашли в храм РПЦ МП, ибо такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской же церкви иноки и святители носили совсем другие головные уборы.

Клобуки в старообрядческой Церкви на иконе святителя и у Предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия

На иконе Святитель Лука в клобуке цилиндрической формы – иконография никонианской церкви (новодельное письмо)

Что общего между православными и старообрядцами

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православие» можно считать условным. Сами приверженцы старой веры именно себя считали истинно православными и называли по-разному — например, древлеправославными христианами. В их сочинениях нередко встречались такие термины как «правоверие», «истинно православная церковь».

Церковь православными христианами называла тех, кто последовал новым правилам. Можно заключить, что и они, и те, кто не были согласны с нововведениями, правы, считая свою веру истинной. Разница между старыми и новыми церковными догмами действительно невелика и касается лишь формальностей, связанных с отправлением некоторых обрядов и проведением богослужений.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Сравнение

В старообрядческой церкви принято двуперстное крестное знамение. Совершенная и единственно признанная форма изображения креста – восьмиконечная. В православии признаются также четырехконечные и шестиконечные кресты. Крестное знамение трехперстное. Также православные произносят «Аллилуйя» не дважды, как староверы, а трижды.

трехперстное крестное знамение

В старообрядческой церкви сохраняются некоторые древние написания слов и старые названия. Например, инок вместо иеромонаха, Иеросалим вместо Иерусалима.

Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Иисус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский и IИС ХС (Иисус Христос).

Для Святых Даров в православной церкви используется агнец, специальный Литургический хлеб. Он приготовляется служащим священником во время проскомидии. Этот обычай возник примерно в IX веке, поэтому его нет в старообрядческой церкви.

Иконы в старообрядческой церкви пишутся в традиционном византийском и древнерусском стиле. В православной церкви заметно влияние западноевропейской живописи. В РПЦ запрещено изготовление литых икон. Такого запрета в старообрядчестве нет.

В православной церкви не приняты начальные и конечные поклоны на богослужении. Во время службы совершаются поясные поклоны, в исключительных случаях земные.

В старообрядческой церкви в начале и в конце службы совершаются поклоны. Во время службы принято совершать земные поклоны. Все действия верующих синхронные, чего нет в православии.

Церковное пение в старообрядческой церкви унисонное, монодическое. Не приветствуется принятое в православии хроматическое и партесное, так называемое, светское пение. В церковном чтении старообрядцев широко используются погласицы.

В Символе Веры в православной церкви убрано принятое у староверов противопоставление понятий «рожденна, несотворенна». В древнем изложении, которое исповедуют староверы, это звучит как «рожденна, а несотворенна». Также у староверов существует несогласие с тем, что Дух Святой тоже должен исповедоваться, как истинный. В православном символе читаем всего лишь: «Бога истинна от Бога истинна» касаемо Отца и Сына.

В православной церкви богослужения совершаются по Славянскому Типикону, сложившемуся на основе Иерусалимского устава. Старообрядческие службы проходят по Иерусалимскому древнему уставу.

Крестный ход вокруг храма в старообрядческой церкви принято совершать по часовой стрелке, то есть по солнцу. В православной церкви крестный ход идет против часовой стрелки.

В старообрядческой церкви не принято исполнять Акафисты, кроме Акафиста Похвалы Богородицы. Отвергаются и другие молитвенные сочинения, не имеющие древнего происхождения. В православной церкви много акафистов. Они служатся на молебнах и читаются дома.

Вода, освященная в канун Богоявления считается Великой Агиасмой. В православной так называется вода, освященная в день самого праздника.

Четыре раза в году, во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста в православной церкви совершается Пассия — особая служба, посвященная чтению текстов Евангелия, повествующих о страстях Христовых. В старообрядческой церкви Пассия не служится.

Старообрядчество — религиозное движение, возникшее в России в середине XVII в. во время реформы Православной церкви, которую проводил патриарх Никон с 1653 года.

Старообрядцами (сам термин появился в XIX в.) называют приверженцев старой веры, противников этих реформ. В Церкви в это время возник раскол. Движение старообрядцев возглавил протопоп Аввакум.

Собор 1666-1667 годов проклял староверие как «хулу на Господа» и последовательно проводил унификацию обрядов, книг и икон по греческому образцу. Приняв через Византию в X веке христианство, Русь восприняла от Константинопольской Церкви и ее богослужение и уставные тексты. За шесть с половиной веков возникло немало разночтений в текстах и различий обрядового характера. За основу для нового славянского текста в ходе реформ были приняты новопечатные греческие книги. Начались жестокие гонения старообрядцев. Приверженцы старообрядчества основывали свои скиты в глухих местах на Севере, Урале и в Заволжье. Само старообрядчество со временем разбилось на различные формации — согласия и толки.

Отличия

Староверам и старообрядцам действительно часто пытаются приписать одно мировоззрение, при том, что между ними есть огромные отличия. Путаницы эти создают люди, не владеющие русской терминологией и трактующие определения на свой лад.

Староверы исконно верят в свой собственный Род, и при этом не относятся ни к какой религии. Старообрядцы же придерживаются христианской религии, но той что была до реформы. С какой-то стороны их даже можно назвать разновидностью христиан.

Отличить их друг от друга просто:

  1. У староверов нет молитв. Они считают что молитва унижает и того к кому она обращена и того кто ее совершает. Существуют свои собственные обряды среди рода, но они известно только конкретному роду. Старообрядцы молятся, молитвы их похожи на те, что можно услышать в православных церквях, но совершаются они в специальном одеянии и завершаются тем, что они крестятся по старым обрядам двумя пальцами.
  2. Обряды староверов и их представления о добре, зле, укладе жизни нигде не писаны. Они передаются по наследству из уст в уста. Могут быть записаны, но записи эти каждый род держит в тайне. Старообрядческие религиозные писания составляют первые христианские книги. 10 заповедей, библия, старый завет. Они находятся в общем доступе и знания передаются свободно, не основываясь на родовых связях.
  3. У староверов нет икон. Вместо них дом их полон фотографий предков, писем их, наград. Они почитают свой род, помнят его и гордятся им. У старообрядцев тоже нет икон. Хотя они придерживаются христианской веры, церкви их не заполнены внушительными иконостасами, икон нет даже в традиционном «красном углу». Вместо этого в церквях они делают отверстия в виде дырок, так как считают что бог не в иконах, а на небе.
  4. У староверов нет идолопоклонничества. Традиционно в религии есть главный живой элемент, которому покланяются и которого называют Богом, сыном его или пророком. К примеру, Иисус Христос, пророк Мухаммед. Родноверие восхваляет только окружающую природу, но не считая ее божеством, а считая себя ее частью. Старообрядцы возносят исуса, библейского героя.
  5. В Родной Вере староверов нет определенных правил, которым нужно придерживаться. Каждый человек волен сам жить в ладу со своей совестью. Не обязательно участвовать в каких-то обрядах, носить одеяния и следовать одному единому мнению. Иначе дела обстоят у старообрядцев, ведь у них есть четко определенная иерархия, свод правил и одежда.

Кто такие старообрядцы и откуда они взялись?

Часто путают понятие «староверы» и «старообрядцы»; кто-то считает, что это одно и то же, а кто-то называет староверов двоеданами. И те и другие глубоко ошибаются. Дело в том, что староверы – это те товарищи, которые жили на территории Киевской Руси до её крещения, то есть до христианства. Как они жили в те времена, во что верили, можно только предполагать, изучая древние раскопки.

Старообрядцы иногда называют себя староверцы, двоеданцы или двоедане. В сущности они раскольники. Откуда они взялись? Всё началось с Петра нашего Первого и патриарха Никона, которые помешавшись слегка, простите, на западной культуре, решили провести в России реформу не только армии, но и церкви.

Произошёл раскол: большая часть верующих пошла за протопопом Аввакумом, проповедовавшем старые обычаи и порядки, остальные – за патриархом Никоном в пользу греческой церкви. Начались притеснения раскольников: их убивали, сжигали живьём, изгоняли с насиженных мест, грабили их дома. Аввакум был казнён жесточайшим образом через сожжение. На всех раскольников был наложен двойной платеж дани.

Года два, рассказывал папка, предки его расчищали землю под огород и пашню, строили крепкий дом и хозяйственные постройки под одну крышу. А заборы сделали чуть ли не под три метра, да ещё и гвоздей сверху наколотили – зверья было в лесах видимо-невидимо. К их поселению присоединились другие семьи, выросла целая деревня.

Все помогали друг другу, собирали помочи на большие работы. Строили из сосны: ее легче было распиливать на доски, она не так гнила, как ель, не растрескивалась при высыхании. Старообрядцы были очень трудолюбивы, бережливы и аккуратны, все обучены грамоте. Они не пили спиртного, не курили, не позволяли даже рядом с собой курить.

Соблюдали все традиции, отвергали всё, что приходило из чуждого им мира. Лечились травами, близки были с природой. Считалось, что осина забирает хворь, поэтому при недомогании стояли несколько минут, обняв её ствол. Не раз замечала, как папка прикладывает ко лбу осиновое полено, объясняя, что дерево забирает головную боль.

Течения и виды старообрядчества

Учитывая региональность и удаленность друг от друга недовольных новыми правилами реформы Никона, спустя несколько десятилетий появились разные течения старообрядцев. Это связано с тем, что священнослужители, вдохновлявшие раскольников и собиравшие большое число последователей, не только стремились отстоять принципы староверия, но и внедрить свои собственные идеи и убеждения.

Представители разных согласий старообрядчества не признавали друг друга, считая именно свою веру и традиции истинными.

Поповское согласие

Наиболее популярным течением старообрядчества было «поповство». Староверы этого согласия существовали и вели свою деятельность аналогично православной церкви. У них были свои священники, которые считались необходимыми для проведения обрядов и таинств. Оплот поповцев-старообрядцев находился в Нижегородской области, позднее распространился по России – в Донскую область, Чернигов, а в 19 веке главная община находилась в Москве.

Священнослужителей старообрядцы принимали из православной церкви, поскольку сами не могли рукоположить духовенство, к тому же считали, что преемственность сохраняется, не смотря на реформы.

В 1846 году возникла Белокриницкая иерархия, которая и по сей день остается ведущим течением в старообрядчестве. Часть раскольников перешла в беспоповкую секту, не захотев подчиняться митрополиту Боснийскому Амвросию, перешедшего из православия в старообрядцы.

Единоверие

Единоверы, так называемые православные старообрядцы. 1800 году они перешли в подчинение Русской православной церкви, при этом сохранили все традиции старообрядчества в неизменном виде, поскольку православным митрополитом были объявлены «пункты единоверия».

На сегодняшний день продолжают существовать единоверческие общины.

Беспоповские секты

Как следует из названия это течение старообрядчества осуществляло свою деятельность без священнослужителей. После смерти попа заменить его было некому, а тех, кто следовал новым принципам и традициям в православии старообрядцы не доверяли. Поэтому оставшись без священника, староверы были вынуждены назначать мирянина на эту должность. Пришлось отказаться от элементов, которые мог проводить только духовный чин, но в целом богослужения продолжались проводиться.

Массовое место проживания беспоповских сект относится к северным районам России (наиболее распространено Даниловское Поморское и Федосеевское согласие), Карелии, Вятской губернии, Нижегородской области, но как явление они встречались повсеместно.

Помимо отказа отказа от священнослужителей, у этого течения появилось много форм. Некоторые согласия полностью отказывались от икон, считая их оскверненными, молились глядя строго на восток, для чего в стене дома проделывали дыру (от чего получили название «дырники»). Иные предпочитали бежать и скрываться от властей, не уплачивать налоги и другие повинности (таких называли бегуны или странники).

Список раскольников Даниловской беспоповской секты 1904 года Вятская губерния. Старообрядцы Орловского уезда. Источник ГАКО

В чем разница между православными христианами и староверами?

Фото: Flickr.com

Православными христианами принято считать тех, кто признает учения официальной церкви – РПЦ. Старообрядцы тоже верующие, но они не согласились с реформами Никона, поэтому отошли от позиции официальной церкви.

Экспертами, специализирующимися на богословии, определено около десятка принципиальных моментов, по которым можно понять, в чем отличия между православными и староверами. Они касаются организации и проведения церковных церемоний, толкования Библии, внешнего вида, некоторых бытовых вопросов.

Фото: Flickr.com

Необходимо отметить, что и среди старообрядцев не существует однородности. Здесь выделяют определенные течения, представители которых отличаются уже между собой, оставаясь при этом старообрядцами. Отличия православных от старообрядцев заключается в следующем:

  1. Крест у старообрядцев, в отличие от православного, имеет 8 концов. К привычному для верующих крестику добавляется прямая перекладина сверху и косая в самом низу. Это момент, в котором согласия нет между самими старообрядцами. Существуют отдельные течения, которые признают другие формы креста для ношения и совершения богослужений.
  2. Старообрядцы признают исключительно земные поклоны. А у православных в обиходе еще и поясные.
  3. Одна из реформ Никона касалась категорического запрета креститься двумя пальцами, как было принято раньше. Появился специальный указ, который предписывал исключительно троеперстное знамение, то есть православные могут креститься только тремя пальцами, сложенными вместе. Старообрядцы категорически отказались подчиняться нововведению, сравнивая троеперстное знамение с кукишем. Двумя пальцами старообрядцы крестятся до сих пор.
  4. Нательным символом у старообрядцев издавна считался 8-конечный крестик, располагавшийся внутри 4-конечного. Принципиальное отличие от православных обычаев заключается в том, что на нем категорически не наносится изображение распятого Иисуса Христа, что повсеместно используется в христианстве.
  5. По-разному православные христиане и старообрядцы записывают имя Бога. Причем вариантов большое множество, они содержатся в молитвах и трудах богословов. По оценкам экспертов таких разночтений насчитывается более 60.
  6. В ходе проведения богослужения православные христиане держат руки по швам. Старообрядцы во время службы скрещивают руки на груди.
  7. В старообрядчестве утвержден категорический отказ от табачной продукции и алкогольных напитков. Только в нескольких старообрядческих толкованиях принятых моделей поведений допускается употребление спиртного по великим религиозным праздникам. Однако и в этих случаях максимум не более трех рюмок.
  8. Старообрядцы заметно отличаются от православных по внешнему виду. Если в православном храме женщины могут находиться в платках, шапках или косынках, завязанных сзади на узел, то в старообрядческих храмах женщинам предписано быть только в платке, заколотом булавкой под подбородком. В одежде старообрядцев не допускается наличие ничего яркого и разноцветного. Мужчинам рекомендовано носить рубашки на старорусский манер навыпуск. Образ дополняет пояс, который условно разделяет тело человека на верхнюю духовную часть и нижнюю, считающуюся грязной.
  9. Даже в повседневной жизни приверженец старообрядческой церкви не может носить галстуки. Их ассоциируют с Иудой Искариотом, называя Иудиной удавкой. Также строго запрещается брить бороды.

Это основные моменты, по которым можно отличить православного христианина от старообрядца. Остальные нюансы не такие существенные и принципиальные.

Епархии РПсЦ

По состоянию на весну 2021 года.

  • Донская и Кавказская епархия — архиепископ Зосима (Еремеев)
  • Иркутско-Забайкальская епархия — епископ Патермуфий (Артемихин)
  • Казанская и Вятская епархия — епископ Евфимий (Дубинов)
  • Казахстанская епархия — епископ Сава (Чаловский)
  • Киевская и всея Украины епархия — епископ Никодим (Ковалёв)
  • Кишинёвская и всея Молдавии епархия— епископ Евмений (Михеев)
  • Московская митрополия — митрополит Корнилий (Титов)
  • Нижегородская и Владимирская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Новосибирская и всея Сибири епархия — епископ Силуян (Килин)
  • Самарская и Саратовская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Санкт-Петербургская и Тверская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Томская епархия — епископ Григорий (Коробейников)
  • Уральская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Хабаровская и всего Дальнего Востока епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Ярославская и Костромская епархия — епископ Викентий (Новожилов)

Троеперстие

Первоначально пальцы при совершении крестного знамения складывали в виде двоеперстия: указательный и средний пальцы соединены, остальные согнуты и сомкнуты. Такой жест и сейчас можно увидеть на старинных иконах. В таком виде крестное знамение было заимствовано из Византии. В 13 в. в греческой Церкви произошло изменение молитвенного жеста, а в 17 в. патриарх Никон путем реформы привел русскую церковную традицию в соответствии с изменившейся греческой. Так было введено троеперстие, и до сих пор православные христиане крестятся именно так. При совершении крестного знамения большой, указательный и средний пальцы соединяются, это символизирует единство и нераздельность Святой Троицы. Безымянный палец и мизинец прижимаются к ладони. Сочетание двух пальцев обозначает единство двух природ Иисуса Христа – божественной и человеческой. В сущности, символизм двоеперстия был таким же – 3 и 2, Троица и Богочеловек, так что изменение касалось не столько содержания, сколько формы, но в современной Православной церкви утвердилось именно троеперстие, а двоеперстие сохранилось лишь у старообрядцев, следовательно, православному христианину не нужно его применять.

Сравнение староверов и православных христиан

В чем же разница между староверами и православными христианами?
Староверы более отрешены от мира, нежели православные христиане. В быту у них сохранились древние традиции, которые, по сути своей, стали определенным ритуалом. Быт православных христиан лишен многих утяжелющих его религиозных обрядов. Главное, о чем никогда не следует забывать, – это молитва перед каждым делом, а также соблюдение Заповедей.
В православной церкви принято троеперстное крестное знамение. Оно означает единство Пресвятой Троицы. При этом мизинец и безымянный палец прижимаются вместе к ладони и символизируют веру в богочеловеческую природу Христа. Старообрядцы средний и указательный палец складывают вместе, исповедуя двойственную природу Спасителя. Большой, безымянный палец и мизинец прижимают к ладони, как символ Пресвятой Троицы.
У старообрядцев принято двукратно возглашать «Аллилуия» и добавлять «Слава Тебе, Боже». Так, утверждают они, возглашала древняя церковь. Православные «Аллилуия» возглашают трижды. Само это слово в переводе означает «хвалите Бога». Троекратное произношение, с точки зрения православных, прославляет Пресвятую Троицу.
Во многих староверских течениях принято для участия в богослужении надевать одежду в древнерусском стиле. Это рубаха или косоворотка для мужчин, сарафан и большой платок для женщин. Мужчины, как правило, отращивают бороду. У православных христиан особый стиль одежды полагается только священству. Миряне приходят в храм в скромной, не вызывающей, но обычной светской одежде, женщины – с покрытой головой. К слову сказать, в современных староверских приходах нет строгих требований к одежде молящихся.
Во время богослужения староверы держат руки не по швам, как православные, а скрещенными на груди. И для одних, и для других это – знак особого смирения перед Богом. Все действия во время службы верующие старообрядцы совершают синхронно. Если нужно кланяться, то это одновременно делают все присутствующие в храме.
Староверы признают только восьмиконечный крест. Именно такую его форму они считают совершенной. Православные, кроме этого, еще и четырехконечный, и шестиконечный.
При богослужении старообрядцы совершают земные поклоны. У православных во время службы приняты поясные. Земные же совершаются только в особых случаях. Причем, в воскресенье и праздники, а также а святую Пятидесятницу, земные поклоны строго запрещены.
Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Иисус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский) и IИС ХС (Иисус Христос). На нательном восьмиконечном кресте староверов нет изображения распятия.
Как правило, на могилах староверов ставятся восьмиконечные кресты с двухскатной крышей, так называемые голубцы, – символ русской старины. У православных не приняты кресты, накрытые сверху крышей.

Обычаи и традиции староверов

Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.

С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете. Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.

Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».

Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника. Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.

Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения

Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика — в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки — в диапазоне восьми дней до и после рождения.

Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.

Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.

Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину — женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки — простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.

Авторы Гайдпарка

  • Петр Новыш

    И все-таки какими разными были мы — студенты ЛИАПа. Мой друг Анатолий

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Сногшибательный лозунг

    Читать полностью

  • bambambigelow

    Критика «Северного потока-2» грозит Латвии газовым кризисом

    Читать полностью

  • bambambigelow

    В РФ отреагировали на желание Киева вытеснить Москву с газового рынка

    Читать полностью

  • Анатолий Ключников

    Преемственность поколений

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Для чего Вашингтону нужна Япония?

    Читать полностью

  • наталья гончарова

    Вы заметили, что эстрада наша как-то изменилась?

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Самозванцы

    Читать полностью

  • Nikol

    Верите ли вы в то, что канал RT способен распространять фейки

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    Осень

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    На выборах в ГД РФ на территории Дании с огромным отрывом победила КПРФ?

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Признаёте ли Вы осуществление экстремисткой деятельности А. Навальным и созданным им сообществом?

    Читать полностью

Староверы или старообрядцы?

Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное — это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.

Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.

Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан — поврежденные или вовсе неправильные.

Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector