Канон по исходе души от тела

Вынос тела и отпевание

В православной традиции похороны совершаются на 3-й день после смерти, при этом сам день смерти считается за первые сутки, даже если человек умер за несколько минут до полуночи.

За недолгое время до выноса гроба из дома следует еще раз прочитать «Последование по исходе души от тела». Перед самым выносом – прочитать литию. Гроб несут в храм, постоянно молясь молитвой «Трисвятое».

Участвующие в траурной процессии должны нести зажженные свечи. Впереди процессии – крест или икону. Заказывать оркестр – не приветствуется при православном погребении.

При вносе тела в храм, по Уставу должен звонить колокол – особым погребальным звоном.

В процессе отпевания священник читает особую разрешительную молитву: с ее помощью с усопшего снимаются запрещения и грехи, в которых он покаялся или не смог вспомнить при жизни (т.е. ведомые и неведомые). Не снимаются специально утаенные грехи. Текст этой молитвы вкладывают в руки усопшего.

Затем родственники прощаются с умершим последним целованием, и священник посыпает его крестообразно землей. Поется «Вечная память».

На кладбище гроб опускается в могилу головой к востоку, совершается краткая заупокойная Лития.

Значение 17-й кафизмы

В течение всех сорока дней по смерти
человека его родные и близкие должны читать Псалтирь.
Сколько кафизм в день — зависит от времени и сил
читающих, но непременно чтение должно быть ежедневным.
Когда прочитана вся Псалтирь, она читается сначала.
Только не следует забывать, что после каждой «Славы…»
надо читать молитвенное прошение о поминовении усопшего
(из «Последования по исходе души от тела»). Многие
родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет
времени или не имеют Псалтири, или не умеют читать
по-церковнославянски, доверяют это чтение другим
(чтецам) за плату или иное вознаграждение. Но молитва
будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий
умершему человек будет сам просить Бога о помиловании
усопшего.

В третий, девятый, сороковой дни следует
читать по усопшему 17-ю кафизму.

В этой кафизме изображается блаженство
ходивших в законе Господнем, т.е. блаженство праведных
людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.

Смысл и значение 118 псалма раскрываются
в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не
скрый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под ред.
А.П. Лопухина дает этому стиху следующее объяснение:
«Жизнь на земле есть странствование, путешествие,
совершаемое человеком для достижения своего отечества и
постоянного, вечного местопребывания. Очевидно,
последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то
земная жизнь должна быть подготовленном к загробной и к
ней может привести только безошибочно избранный на земле
путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в
заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и
не достигнет загробной обители, т.е. загробного
упокоения, как награды за понесенные труды к его
достижению. Здесь — довольно ясное учение о цели земного
существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».

Псалом 142

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь.

Молитва благодарственная за все благодеяния Божии, св. Иоанна Кронштадтского

На каждом мирском пути встречаются соблазны и препятствия. Человек оказывается в плену пороков, греховных помыслов, обид, зависти и жажды возмездия. Зачастую это происходит от того, что мирянин перестает ценить и воспринимает как нечто обыденное все доступные ему блага, дары и милости. Становится слеп к чудесам, ежесекундно встречающимся в жизни.

Тот, кто прослушивает и проживает хвалебную молитву, обретает шанс посмотреть на свою жизнь со стороны, заново научиться радоваться собственному бытию, дарить любовь близким и родным людям, следовать вере и служить Создателю. Христианская душа словно просыпается ото сна и начинается замечать происходящее вокруг, от судьбоносных событий, до мелочей (тоже имеющих ценность):

  • незримое присутствие Господа – в горе и счастье;
  • защиту и помощь в борьбе с внешним и внутренним злом;
  • радость успеха, достижений в карьере;
  • возможность вкушать пищу, делить трапезу с родными людьми;
  • облачаться в комфортные одежды;
  • дышать божественным воздухом;
  • возможность посвятить жизнь делам добродетели и служению Господу Богу.

Умение отрешиться от посторонних мыслей и настроиться на волну благоговения усилит эффект исцеления. С фразами молитвы человек одновременно обращается с просьбой о своих мирских нуждах и прославляет Господа за то, что уже имеет. Очищаются мысли, разум, рассеиваются обиды и дурные помыслы. Черные намерения перестают отравлять суть человеческую, и тогда исцеление на физическом уровне не заставит себя долго ждать.

Псалом 142

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь.

Поминальная трапеза

На поминальной трапезе должно отсутствовать спиртное. Основное блюдо на поминках – кутья (коливо). – отваренные зерна пшеницы или риса с медом (а также изюмом и курагой). Затем традиционно подают блины и кисель. А затем, по возможности, все остальные блюда. Кутью перед употреблением следует освятить. Существует специальный чин освящения кутьи священником. При отсутствии священника, кутью следует покропить святой водой. За поминальным столом следует вести благочестивые беседы, вспоминая усопшего добрым словом, рассказывать о его добрых качествах.

Что не относится к православной традиции:

  • занавешивание зеркал;
  • отказ от вилок во время поминок;
  • ставить стакан с водой (или, еще хуже, с водкой) для покойного;
  • пожелание «пусть земля ему будет пухом»

Всего этого не следует делать, вместо пожелания о «пухе» следует взывать «Упокой, Господи, душу раба Твоего…»

После похорон следует продолжать регулярно помогать душе усопшего. Но об этом – в другой статье.

Если человек перед смертью болеет

Венецианов А.Г. Причащение умирающей. 1839

Некоторые «милосердные» родственники скрывают от больного его близкую кончину. Напротив, гуманно было бы, чтобы человек знал о скором переходе в мир иной и мог достойно подготовиться – исповедаться и причаститься. Также полезно пособоровать больного. Для этих целей на дом или в больницу приглашается священник.

За тяжело больного человека необходимо подавать записки о здравии на литургию (чем чаще, тем лучше), заказывать молебны о здравии, ежедневно давать ему просфору и святую воду. У постели больного можно читать Псалтырь (с поминанием о здравии на Славах).

Если человек не крещен, но находится в сознании, его необходимо покрестить, а затем причастить. В бессознательном состоянии человека не крестят, поскольку крещение должно быть свободным выбором каждого человека, нельзя насильно присоединять его к Церкви.

Если нет возможности позвать священника, или вероятно, что он не успеет доехать, то покрестить умирающего имеет право любой православный мирянин, и не только право – это его священный долг и обязанность.

Как покрестить человека самому: необходимо произнести крещальную формулу без искажений:

«Крещается раб(а) Божий(ая) (Имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь», при этом при произнесении каждого «аминь» нужно омывать голову крещаемого святой водой (если ее нет, то простой водой).

После этого человек считается полноценным христианином, и за него можно подавать записки в храме.

Если после крещения человек по неведомому Божьему помыслу не умрет, то необходимо закончить обряд крещения, обратившись к священнику. Он дочитает необходимые молитвы и совершит таинство Миропомазания.

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим. Припев: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего. Отверз уста моя, Спасе, слово ми подаждь молитися, Милосерде, о ныне преставленном, да покоиши душу его, Владыко. Припев: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего. Мертв быв плотию, Спасе, и во гробе положен с мертвыми, душу раба Твоего покой в месте злачне, яко Милосерд. Слава: Молебный глас мой услыши, Боже Триипостасне, и учини душу преставленнаго в недрех Авраамлих, Избавителю. И ныне: Ты, Пречистая Богородице, Егоже без искуса мужеска заченши родила еси, моли Сына Твоего подати покой рабу Твоему преставленному.

Накануне смерти

В православной традиции каждый искренне верующий человек всю жизнь ежедневно молится о достойной кончине, просит Бога не дать ему неожиданной смерти, не забирать неготовую душу, дать возможность раскаяться в грехах до перехода в Вечность. На всех богослужениях возносятся молитвы о достойном конце христиан «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим. Подай, Господи». Но легкая кончина даруется Богом не всегда. Нередко человек перед смертью болеет — и это всегда шанс ему еще немного измениться, очиститься, серьезно что-то осознать перед лицом перехода в Вечность.

Псалом 142

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь.

Накануне смерти

В православной традиции каждый искренне верующий человек всю жизнь ежедневно молится о достойной кончине, просит Бога не дать ему неожиданной смерти, не забирать неготовую душу, дать возможность раскаяться в грехах до перехода в Вечность. На всех богослужениях возносятся молитвы о достойном конце христиан «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим. Подай, Господи». Но легкая кончина даруется Богом не всегда. Нередко человек перед смертью болеет — и это всегда шанс ему еще немного измениться, очиститься, серьезно что-то осознать перед лицом перехода в Вечность.

Молитвы, очищающие душу

Все православные молитвы были составлены и записаны под влиянием Духа Святого и все они являются боговдохновенными и назидающими. Если человек не может высказать все то, что находится в его сердце, то он использует уже составленные молитвы для этого. Существует целый ряд молитвенных обращений, которые направлены на очищении духа человеческого и тела.

Молитва — это искреннее обращение верующего к Господу

Главным текстом всех христиан является молитва, которая была дана Иисусом Христом своим ученикам — это «Отче Наш». Именно ею следует начинать и заканчивать день, молиться в покаянии и произносить ее в трудностях. Ее можно читать и для очищения духа, чтобы Господь удалил все нечистое и злое, помог восстановиться после греха и утешил после болезни или беды.

Другие православные молитвы:

Молитва на возврат долга и избавление от кредитовМолитва от сглаза, зависти, порчи и злых людейМолитвы о спасении и примирении враждующих

Произнося «Отче Наш», человек:

прославляет Небесного Творца;просит помощи в земных проблемах;просит насущного хлеба;молит о прощении грехов и о возможности прощать;укрепляется в вере.

Молиться этими словами можно каждое утро и каждый вечер:

Можно проговаривать молитву от негатива и очищения от всех злых чувствований:

В ней человек раскаиваться в своих злых чувствованиях, признается, что похоти и страсти захватили его сердце, и он сам не справляется.

В случае если христианин чувствует на себе злые взгляды, ощущает зависть, постоянно подвергается каким-то наговорам или клевете, то следует читать молитву-защиту от злых людей.

Молитва Господу поможет очистить душу христианина

Каждое утро и вечер, во время гигиенических процедур, после умывания лица водой можно проговаривать слова-защиту от злых помыслов и просить Господа о помощи:

Для очищения тела и духа, надо регулярно (лучше во время вечернего или утреннего правила) произносить слова покаяния:

Важно! Своевременно произнесенная молитва-покаяние и прошение Господа о помощи — это залог здоровой и успешной христианской жизни

Важность предсмертных молитв

Многие люди считают, что со смертью все заканчивается. На самом деле, земная жизнь – это лишь начало пути, во время которого человек готовится к тому, что ждет его в Вечности. Там каждый ответит за все, что совершил во время земной жизни.

Очень важно правильно подготовиться к отходу, простить всех и попросить прощения самому. Считается, что смерть, настигшая человека внезапно, дается ему в наказание

Нередко Господом посылается человеку длительная, мучительная болезнь, изматывающая не только болящего, но и его близких. Но именно в этот период у больного есть возможность подумать о собственной жизни, переосмыслить ее. Заглянув в себя, осознав всю тяжесть своих грехов, человек обращает свой предсмертный взор к Господу, прося прощения за все совершенное.

Часто многие родные скрывают от больного безнадежность его состояния, не желая омрачать его последние дни. Но священнослужители считают это неправильным. Скрывая от человека приближающуюся кончину, родные лишают его возможности достойно подготовиться к переходу в иной мир.

Православная церковь заботится о душах своих чад, приобщая их перед смертью к таинствам покаяния, причащения и елеосвящения. О том, чтобы тяжелобольному было доступно прохождение всех этих христианских таинств, должны позаботиться близкие ему люди. Для этого нужно обязательно пригласить священника, который даст напутствие умирающему перед переходом в вечную жизнь.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество. Припев: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего. Сошедый в преисподняя, Христе, совоздвигл еси умершия вся, и преставльшагося от нас покой, Спасе, яко Щедр. Припев: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего. Никтоже без греха есть, токмо Ты Един, Владыко: сего ради преставленному и грехи остави, и в рай того всели. Слава: Услыши, Троице Святая, гласы молебныя, приносимыя Тебе в церкви о усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привержении. И ныне: Родила еси, Пречистая, без мужеска семене, Бога Совершенна и Человека Совершенна, вземлющаго грехи наша, Дево. Того моли, Госпоже, преставльшемуся рабу Твоему подати покой.

Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропари, глас 4-й

Со ду́хи праведных скончавшихся ду́шу раба́ Твоего́ (рабы Твоей), Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженней жизни, я́же у Те́бе, Человеколю́бче.

В покоищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твой упокоеваются, упокой ду́шу раба́ Твоего́, я́ко Един еси́ Человеколюбец.

И ныне: Едина чистая и непорочная Де́во, Бо́га без се́мене рождшая, моли спасти́ся ду́ши его.

Псалом 90

Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: засту́пник мой еси́ и прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися, ору́жием обы́дет тя и́стина Его́.

Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твое́й ты́сяща, и тьма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́; Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́.

Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́; на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́, и изба́влю и; покры́ю и, я́ко позна́ и́мя мое́.

Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́, с ним есмь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние мое́.

Кондак, глас 8

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.

Икос

Сам Еди́н еси́ Безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка: земни́и у́бо от земли́ созда́хомся и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже повеле́л еси́, Созда́вый мя и реки́й ми: я́ко земля́ еси́ и в зе́млю оты́деши, а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: Аллилу́ия, Аллилу́ия, Аллилу́ия.

Тропарь, глас 6

Еди́н естество́м сый Животво́рец, Христе́, и бла́гости вои́стинну неизсле́димая пучи́но, ны́не преста́вльшагося раба́ Твоего́ Ца́рствия Твоего́ сподо́би: Ты бо Еди́н еси́ име́яй мно́жество щедро́т и безсме́ртие.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен:

Исто́чник живота́ ро́ждшая, Влады́чице, Изба́вителя ми́ру Иису́са Го́спода, Того́ приле́жно моли́ безконе́чнаго живота́ преста́вльшагося ны́не раба́ Твоего́ сподобити: Ты бо христиа́н Еди́на еси́ изве́стнейшая Помо́щница.

Го́споди, поми́луй (12 раз). И молитву сию:

Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго преста́вльшагося раба́ Твоего́, бра́та нашего (имярек), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грех и́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и прости́ вся во́льная его согреше́ния и нево́льная, изба́ви его ве́чныя му́ки и огня́ гее́нскаго, и да́руй ему прича́стие и наслажде́ние ве́чных Твои́х благи́х, угото́ванных лю́бящым Тя: а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно во Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га Тя в Тро́ице сла́вимаго, ве́рова, и Еди́ницу в Тро́ице и Тро́ицу во Еди́нстве, правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да.

Те́мже ми́лостив тому́ бу́ди, и ве́ру, я́же в Тя, вме́сто дел вмени́, и со святы́ми Твои́ми я́ко Щедр упоко́й: несть бо челове́ка, и́же поживе́т и не согреши́т. Но Ты Еди́н еси́ кроме́ вся́каго греха́, и пра́вда Твоя́, пра́вда во ве́ки, и Ты еси́ Еди́н Бог ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

(Также эту молитву читают после каждой Славы при последующем чтении Псалтири).

Обращение к Пресвятой Богородице

Счастливо, здорово и успешно дитя, которое ценит и почитает родную мать и выражает благодарность за подаренную жизнь, заботу о физическом и духовном здравии. Обращение с молитвой к Богоматери поселит в душе гармонию, смирение и благодать. Искренний настрой на прослушивание, проживание каждого маленького сюжета в строчках молитвы произведёт настоящий целебный эффект.

Любовь матери врачует самые тяжелые раны, душевные и телесные. Необходимо прослушивать данную молитву в следующих случаях: в период духовных и физических недугов, в состоянии скорби, уныния, при восстановлении после травм и потрясений.

Молитва не только воспевает Пречистую Деву Марию, но и несёт в себе посыл с просьбой об исцелении:

  • от скорбей и печалей;
  • недугов, ран, увечий;
  • последствий бесовских соблазнов;
  • влияния недоброжелателей;
  • боли физической и душевной;
  • страданий после потери близкого человека;
  • мучительных сомнений, тревог, волнений;
  • метаний во время приятия сложных решений.

Звуковые вибрации целебных молитв – универсальное лекарство от самых страшных недугов, духовных, ментальных и физических. Чтобы исцелиться, не нужно ходить в аптеки и покупать лекарства за баснословные суммы, преодолевать преграды и расстояния, чтобы попасть на прием к всемирно известным «светилам».

Последование по исходе души от тела: текст – Эпитафии.ру

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном)

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды);

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз).

Чтение тропарей:

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

Далее читается Псалом 90 (Живый в помощи Вышняго). Текст псалма можно найти здесь.

Как это сделать

Это достаточно не сложная процедура для тех, кто настроен решительно. Необходимо ежедневно утром и вечером произносить некоторые части книги. По времени это отнимет у Вас около 10-40 минут. Это не особенно много для такого дела. Но знайте, что тот негатив, который прицепился к Вам за все это время, будет стараться остановить Вас. Но не стоит поддаваться на это. Что бы ни происходило, не стоит отступать.

Проговаривания псалмов очищения сознания может привести и к нервной неуравновешенности. В конце курса Вы отметите некоторое спокойствие и преображение окружающего мира.

Для чего стоит делать такие очистительные процедуры:

позаботившись о душе в этом мире, Вам будет проще перейти в иной;в этой жизни Вы обретете спокойствие и легкость;постепенно наладятся отношения с тем, кто раньше вызывал у Вас чувство напряженности;внутри Вас будет спокойствие;Вы почувствуете, что такое счастье.

Часто при упоминании об прощении негативных поступков говорят про учение о грехе на примере 50 псалма. В народе он более известен как покаянный. Авторство его принадлежит царю Давиду, который постарался исповедаться в двух преступлениях: прелюбодеянии и убийстве. Он отмечает, что спасение можно найти через покаяние, которое достигается победой над врагом.

Также в нем есть и упоминание того, что ему был дарован пророческий дар и он молит о том, чтобы его не отняли. Он молит об очищении от тех грехов, которые совершил. Чтение данного текста поможет Вам также очистить душу от негативных поступков.

Храни Вас Господь!

Обязательно к прочтению:  «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» псалом

В этом видео Вы услышите чтение 50 песни Псалтыри:

Чин на разлучение души от тела

Кроме «Канона на исход души» в Большом Требнике и в «Иерейском молитвослове» есть другой умилительный канон, творение Андрея Критского, который входит в «Чин, бываемый на разрешение души от тела, внегда человек долго страждет». Большие страдания умирающего побуждают усилить молитву: душа долго страждущего молитвенно ищет помощи у всей Церкви небесной и земной, призывает «ангельстии собори, и человецы вси христолюбцы» , «всех благочестиво в житии поживших», призывает «вси земнии концы совоздохнуть и соплакать». В особенности обращается она к добрым друзьям и знакомым, к возлюбленным братиям, просит их в «память еже к ним дружбы» молить Христа о ней, просит всех их явить благоутробие, оказать милосердие к ней, злосчастной и окаянной, ибо она верит в силу молитвы Церкви: «Если бы вси единем гласом провещали бысте к Владыце, тьмы избавили мя бысте».

В конце Чина приводятся две молитвы: первая «о душе судимей», та самая, что и в «Каноне на исход души», только с некоторыми небольшими сокращениями. Вторая молитва — «О долго страждущем умрети» — нарочитая молитва. В ней прежде всего раскрывается та мысль, что смерть дана Господом как средство против развития зла. Неизреченною мудростию созданный от персти Адам был украшен образом Божиим и добротою и как честное и небесное стяжание предназначался к постоянному славо­словию и благолепию Божией славы и Царства, «но понеже заповедь преступи и Божия Его повеления, приим образ и не сохранив» и таким образом в свою богоподобную природу человек внес начало зла, «сего ради, да не зло безсмертное будет», Господь по человеколюбию лишил человека бессмертия по телу, установил разлучение души от тела, причем тело обращается в то, из чего образовано было, то есть в землю, а душа, вдохнутая Господом, возвращается к Нему, и в определенном Им месте пребывает «даже до общего воскресения». Присутствуя теперь при таком разлучении души от тела одного из рабов Божиих, «долгостраждущего умрети», служитель Божий со смиренным сознанием своего личного недостоинства, но дерзновенно как представитель Церк­ви просит Господа разрешить сему рабу его нестерпимые болезни и содержащие его немощи горькие и упокоить его, идеже праведных дуси.

Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут (и должны) быть прочитаны у одра умирающего мирянином, разумеется, с соответствующей заменой возгласов и опущением молитвы, предназначенных для чтения только от иерея. И кроме положенных в богослужебных книгах канонов близким умирающего должно молиться об отходящем брате.

По книгам:

1. Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М., 1991. С. 169–176;

2. Со святыми упокой: О церковном поминовении усопших: Сборник / Сост. мон. Иулиания (Самсонова). Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2007.

Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М., 1991. С. 37–38.

Кормчая книга. Ч. II; Номоканона пункт 166.

Служебник. Известие учительное о подаянии и приятии Божественных Таин.

Правило 3-е Тимофея, архиеп. Александрийского (Кормчая книга. Ч. I).

Филарет, митр. Московский и Коломенский. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т. Т. V. Ч. 2. СПб., 1888. С. 558.

См.: Канон на исход души. Песнь 6, тропарь 1.

Ср.: Канон на исход души. Песнь 7, тропарь 1.

Кондак по 6-й песни канона, творение прп. Андрея Критского.

Ср. с увещанием пред исповедью: «Пришел еси во врачебницу».

Канон на исход души. По 6-й песни икос.

Здесь далее цитаты из «Канона на разлучение души…»..

Заключение

Обращение к Богу с просьбой о помиловании, бесспорно, необходимо. Однако самое главное – не просто произнести текст вслух или про себя, но и вникнуть в него сердцем.

Митрополит Антоний Сурожский советовал:

«Прежде чем начать молиться «определите то состояние, тот строй, с которым вы к Богу пришли, и скажите Ему прямо: Господи, по правде сказать, мне не хочется сейчас молиться, по правде сказать, я бы предпочел, чтобы можно было без этого обойтись, только боюсь, или стыжусь, или чувство долга во мне крепко, а любви-то к Тебе очень мало <…> поисповедайтесь Ему в своем настроении, в своем расположении. <…>  Читайте молитвы – спокойно, читайте их, не направляя к Богу куда-то, а направляя их острие на себя самого, то есть доводите до своего собственного сознания, до своего собственного чувства, до своей собственной воли, до своего тела эти молитвенные слова, так, чтобы они вошли в вас, и всем сознанием, всем сердцем, всей волей <…> воспринимайте эти слова».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector