Правила поведения при посещении монастыря

Пещерные монастыри России

Скальные монастыри – это особые обители, которые основывали монахи-отшельники, уходя от мирской жизни. Они вызывают восхищение и поражают своим внутренним убранством, ведь они буквально прорубались в скалах.

Троицкий Сканов монастырь

В XIX веке монахи-отшельники удалились от мирской жизни и построили в пещере небольшую часовню.

В глубину скалы проходит 2,5 км проходов до самого нижнего яруса, где располагается источник с чистой, святой водой. В советское время храм был разграблен и разобран, в результате чего многие проходы обвалились. В последние годы ведутся активные работы по восстановлению.

При пострижении в монахи человек принимает новое имя

В практике Русской Православной Церкви монашеский постриг производится над иноками или инокинями. При этом существует чин рясофорного послушника или же послушницы.

Он отличается от обычного послушника тем, что рясофорному дозволяют носить рясу, камилавку и чётки. Кроме того, рясофор получает новое имя.

«Чин, бываемый на одеяние рясы и камилавки, еже есть рясофор». 1906 год. Рясофор — это первый чин монашества. Рясофору дозволенно носить рясу, камилавку и чётки

Иерей в рясофорном чине в России называется иеромонах. При этом многие священники, принявшие целибат, принимают этот первый чин монашества, ведь без этого невозможно рукоположение во священники. Необходимо отличать рясофора-послушника от инока-рясофора. Инок — это монах.

Над ним совершается пострижение и став иноком вернуться в мирскую жизнь практически невозможно.

Сам постриг представлен собой обет отречения от мира. При его совершении у человека символически постригаются волосы. Ему дается новое имя в память святого, становящегося покровителем постригаемого.

Многие, приняв иноческий чин другие, чины монашества не принимают и всю жизнь живут в нём.

Великая схима. Суздальский музей-заповедник, 2015 год. Монахи, постриженные в великую схиму, носят соответствующее одеяние. Великосхимники — это высшая степень монашества

Кроме рясофора монахи постригаются в мантию и в схиму. Это совершенная и совершеннейшая степень монашества. Между собой все степени отличаются теми обетами, которые принял на себя человек, постригаемый в них.

Непосредственно монахом инок становиться после пострижения его в малую схиму, так как именно тогда им произносится три монашеских обета.

Что же касается великосхимников, то это высшая степень монашества и только эти монахами могут жить в затворе и отшельчестве, а также возлагать на себя иные обеты и совершать аскетические подвиги.

Зачем уходить в монастырь?

В Православии монашеский путь рассматривается как особый духовный дар и образ жизни некоторых членов Церкви. Они полностью посвящают себя служению Господу, не имея в душе иных привязанностей. Идти этим путем способны далеко не все, хотя поступить в монастырь находится немало желающих. В сознании невоцерковленных людей сложились неверные представления о монашестве.

Распространено, например, мнение, что монастырь — это место, куда «уходят» из семьи, города, мира. Причинами такого «ухода» считают неразрешимые личные проблемы, надоевшую суету, житейскую усталость и тому подобное. Однако в основе этих мотивов лежит не истинное монашеское призвание, а желание человека устраниться от решения проблем. Люди с подобными устремлениями и понятиями в монастырях не задерживаются. Ведь чтобы остаться в монастыре, в него нужно не «уйти», а прийти, оставив за спиной то, что называется житейскими узами. Таково исполнение евангельских слов: «Не можете служить Богу и маммоне» (Евангелие от Матфея, 6:24). Христианин, желающий полностью посвятить себя Богу, разрывает прежние привязанности с миром, удаляется в монастырь.

Доклады:

Игумения Викторина (Перминова)

Главная задача игумена – помочь послушнику обрести связь с Богом

/XXIV Международные Рождественские образовательные чтения

Игумения Викторина (Перминова)

Важность периода послушнического искуса и формирование у послушников осознанного отношения к монашеской жизни

/«Монашество Святой Руси: от истоков к современности»

Игумения Викторина (Перминова)

Апостольское служение городских женских монастырей: содержание и формы

/XXIII Международные Рождественские образовательные чтения

Игумения Викторина (Перминова)

Богослужение в монастыре: для братии или для паломников?

/XXIII Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап

Как попасть в женский монастырь на проживание

Чтобы стать монахиней, нужно не только пройти долгий и сложный духовный путь

Есть и бюрократические моменты, о которых вам важно знать. Подготовьте документы заранее: понадобятся паспорт, текст с вашей автобиографией, справка о семейном положении и заявление, обращенное к настоятельнице монастыря

Как решиться на жизнь в женском монастыре и что делать:

  1. Для начала хорошо подумайте: нужно ли это вам? Решение должно быть твердым и не вызывать никаких сомнений. Данный шаг кардинально поменяет всю вашу жизнь. Жизнь в монастыре далеко не развлечение — вам предстоит тяжело трудиться физически, соблюдать пост и бороться с любыми плотскими желаниями. Взамен вы получите спокойную жизнь без мирских тревог, в чистоте, свете и вере.
  2. Если вы четко поняли, что вам это необходимо, поговорите со своим священником. Он не только поможет подобрать для вас монастырь, но и даст советы о том, как подготовиться к отказу от мирской жизни.
  3. Позаботьтесь о том, чтобы закончить все мирские дела: погасите долги, предупредите родственников и уладьте все юридические моменты с имуществом.
  4. Далее вам нужно прийти к настоятельнице монастыря, в котором вы планируете проходить службу. Она расскажет обо всем нюансах — о том, что нужно взять с собой, а что вам не понадобится, например.
  5. По приезду в монастырь вам понадобится показать все вышеперечисленные документы и получить согласие настоятельницы. После этого вы поступаете на службу на испытательный срок. В среднем он длится три года, но может быть завершен и ранее при условии хорошей службы. Все будет зависеть от мнения настоятельницы о вашей готовности стать монахиней.
  6. После этого времени на ваше имя настоятельница подает просьбу о постриге архиерею, после чего вы можете удостоиться звания монахини.

Важно: никаких взносов для поступления на службу делать не требуется. Пожертвования и благотворительность — дело сугубо добровольное

Если вы искренне хотите помочь, тогда можете отдать свои средства на счет монастыря.

Не менее важно заранее понять истинную причину, по которой вы желаете постричься в монахини. Если это лишь эмоциональный порыв, вызванный желанием сбежать от проблем, лучше выждать время, чтобы не жалеть в дальнейшем

Ваше намерение должно быть твердым и окончательным.

Что ждёт в монастыре

Сразу по приходу в обитель принять постриг невозможно. Обычно устанавливается испытательный срок от трёх до пяти лет. В это время женщина присмотрится к монастырской жизни и сможет понять, готова ли она окончательно оставить мир и остаться в обители. Перед тем как принять постриг, женщина проходит несколько этапов монастырской жизни.

  1. Трудница. На этом этапе женщина выполняет любую физическую работу, которую ей поручают. Это довольно сложный период, ведь придётся и мыть помещения, и стирать, и готовить, и работать на огороде или скотном дворе — работы в монастырях всегда предостаточно. Время, свободное от работы, посвящается молитвам. Трудницей женщина будет оставаться примерно три года. Обычно в этот период человек определяется, сможет ли до конца своих дней жить в монастыре.
  2. Послушница. Если первый период пройден успешно, трудности женщину не сломали и она по-прежнему намерена оставаться в монастыре, необходимо написать прошение игуменье. Если трудница зарекомендовала себя хорошо, её переведут в послушницы — лицо, которое готовится к принятию пострига. Послушница надевает чёрный подрясник -это говорит о том, что она на шаг ближе к своей цели. В этот период послушница постоянным трудом и смирением подтверждает готовность окончательно отказаться от мирской суеты. Срок пребывания в послушницах определяется индивидуально для каждого человека. На этом этапе ещё можно уйти из монастыря, если пришло понимание о неверности своего выбора.
  3. Монахиня. Когда обе начальные стадии пройдены, а желание стать монахиней укрепилось, настоятельница подаёт прошение архиерею, после чего женщина принимает постриг. При этом необходимо принять несколько серьёзных обетов, полностью отказаться от мирской жизни и принять новое имя. В православной обители принимаются следующие аскетические обеты:
  • Послушание. Монахиня не имеет воли собственной, она полностью подчиняется настоятельнице, духовнику и даже другим монахиням. Женщине навсегда следует забыть о собственном мнении, желаниях, своеволии.
  • Безбрачие (девство). Монахини не ведут половую жизнь, не заводят семью и детей.
  • Нестяжание. У монахини не должно быть частной собственности.
  • Молитва. Монахиня молится беспрерывно, вслух или в мыслях.

Вот и все ответы на вопросы, как уйти в монастырь, что для этого нужно. Если женщину не напугали предстоящие трудности, желание служить Богу и ближнему по-прежнему сильно, а уход в монастырь — дело решённое, возможно, это и есть её путь, ведь, как говорят опытные священники, в монастырь принимают не люди, а сам Господь.

«три типа монашеской ситуации».

Первая ситуация

— это уже устроенный старый монастырь. Это то, что принято подразумевать под словами «уйти в монахи». Уйти в монахи — для многих это значит, уйти в монастырь. И отец Серафим пишет о том, что духовный плод в таком монастыре достигается за счет страданий, связанных с пребыванием в таком месте, а также за счет непрерывной связи с прошлым. Такой монастырь как бы тянет нитку из прошлого, люди к ней приобщаются, за счет этого получается духовный плод, и плюс страдания, связанные с пребыванием в таком монастыре.

Здесь отец Серафим говорит о монастырях в традиции Зарубежной Церкви. В августе этого года, всего месяц назад, игумения Александра из РПЦЗ(А) делала доклад о монастырях Зарубежной Церкви. Она бывала во всех исторических монастырях РПЦЗ. Она описывает четыре женских монастыря Зарубежной Церкви и главный мужской монастырь РПЦЗ Джорданвиль. В ее докладе тщательно рассматривается распорядок жизни и богослужений в таких монастырях, но во всем докладе нигде не упоминается, хотя бы даже кратко, главное делание монаха — Иисусова молитва. Может быть, у нее свой взгляд, конечно, но и от других очевидцев, бывавших в этих монастырях, я тоже слышала, что там основные усилия направлены на прием паломников и на поддержание старинных зданий. Обычно у этих монастырей довольно большая недвижимость, которую трудно поддерживать, монахи ради этого трудятся, и об Иисусовой молитве в монастырях Зарубежной Церкви мне не доводилось слышать.

Хотя есть немножко другой монастырь, другой по духу, он находится в Бостоне. В США есть даже несколько таких монастырей в дружественной нам Церкви, где совсем другое отношение к Иисусовой молитве, но они все англоговорящие, немножко в другой, греческой, традиции, но такие монастыри есть.

Второй тип «монашеской ситуации»,

о котором пишет отец Серафим, возникает, когда какой-то человек начинает подвизаться сам, согласно своему пониманию примеров великих подвижников прошлого. Отец Серафим поясняет, что это самый опасный из всех открытых сегодня монашеских путей. И это понятно, почему. Отец Серафим приводит много причин того, почему это опасно, и объясняет, какими качествами должен обладать человек — почти невозможным сочетанием качеств — чтобы так выживать. И, кроме того, такое отшельничество в России — это еще и физически опасный путь. Если в Америке, где жил отец Серафим, можно огородить территорию, написать «частная территория», и она будет достаточно хорошо охраняться, то в России всё это гораздо опаснее.

Но есть еще одна вещь, которой не было во времена отца Серафима, которая одновременно и благо, и зло. Это современные средства связи. Если такой подвижник действительно старается не пользоваться Интернетом, то он выбирает описанный отцом Серафимом второй тип со всеми опасностями. Если же он пользуется Интернетом, то тогда он приближается к третьему типу, потому что у него появляются какие-то единомудренные люди, с которыми он может общаться, и тогда получается то, что отец Серафим назвал третьим типом «монашеской ситуации».

Третий тип «монашеской ситуации»

возникает тогда, когда группа из нескольких человек начинает подвизаться, поддерживая друг друга. Этот случай для истинного православия в России очень частый. Здесь есть приходы, они либо квартирного типа, либо храмы (но храмов довольно мало удалось ИПЦ удержать), в этих общинах есть люди, старающиеся жить по-монашески, они обычно держатся вместе, и позже кто-то из них получает постриг. Таким образом, при приходе получается небольшая монашеская община, обычно городского типа, который нередко называют монашеством в миру.

Проблем здесь много, но четыре лежат на поверхности. Первое — как держать форму, второе — как сохранить некоторую изоляцию от мира, третья проблема женского монашества — как бороться с любоначалием (это обратная сторона проблемы послушания), и четвертая проблема — это коллективная гордость.

Причины отречения от мирской жизни

Подвижники древности отрекались от мирской жизни, поскольку она их не привлекала. А избранные пустыни и пещеры были для них не темными сырыми могилами, а цветущей страной духа.

По словам архимандрита Рафаила (Карелина), монашество – это феномен, который сложно понять, не имея внутреннего опыта, который выразить словом практически невозможно. Современные люди не понимают красоты монашеской жизни и порой задаются вопросами о том, почему некоторые отрекаются об мирского существования. Монашество покрывает всю духовную жизнь. Его невозможно понять, не пережив и не прочувствовав на себе, подобно тому как сложно понять любовь нелюбящему сердцу.

Инок Никодим об отречении от мирской жизни

Преподобный Варсонофий Оптинский сравнивал иночество с безбрежным морем, которое невозможно переплыть. Его не может понять человек, который еще не ступил на этот путь. Целью монашеской жизни отец Варсонофий называл поиск Бога. Но можно жить в монастыре и ничего не достичь

Поэтому важно не то, как попасть в монастырь, а для чего

Люди принимают постриг в поиске непрерывного богообщения, искания Фаворского света. Монахи – это свет мира. Одно только внешнее выполнение устава и ношение монашеской одежды еще не делает человека монахом или монахиней. Как лампе нужен огонь, чтобы светить, так и человеку. Преподобный Амвросий Оптинский писал, что монашество произошло от желания человека жить по учению и заповедям Евангелия. Это очень сложно осуществить среди мирских забот и суеты. Монашество – совершенное христианство.

В поучениях Аввы Дорофея есть рассказ о праведном Досифее. Юноша удостоился явления Божией Матери, которая назвала ему необходимые для спасения условия. Выполнение их стало смущать окружающих юноши, и ему посоветовали уйти в монастырь. Он пришел в обитель и твердил отцам: «Хочу спастись».

Среди мужчин

Прежде чем собираться в монастырь, мужчине нужно обязательно открыть свои помыслы духовному отцу. Разумеется, стать монахом – не быстрый процесс, которому предшествует послушнический искус. Но после пострига изменить уже ничего нельзя. Человек навсегда дает ряд обетов Богу и не может их нарушать.

Причин, по которым мужчина хочет стать монахом, может быть несколько. Часто желание принять постриг путают с желанием избавиться от проблем, ведь порой в монастырь бегут по таким причинам:

  • сложности в личной, семейной жизни;
  • трудности в работе, нужда;
  • горе, потеря близкого человека, сильный стресс;
  • несчастная любовь (более свойственно юношам).

Перечень причин может дополняться, ведь это дело сугубо личное. Но уход в мужской монастырь с целью спасения от жизненных трудностей не является верным путем.

Монашество – совершенное христианство

Среди женщин

Отличий в причинах желания пострига между мужчинами и женщинами практически нет. Но женщины по своей природе более эмоциональны и им сложнее переносить потрясения мирской жизни. Проживание в обители – это тяжелый труд, поэтому ошибочно искать в женском монастыре покоя от сложностей.

В книге «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима Саровского» сказано, что батюшка Серафим благословлял на монашескую жизнь не каждого, кто просил его. Некоторым батюшка советовал повременить с постригом, некоторым вообще не рекомендовал уходить из мира, другим женщинам вместо того, чтобы стать монашкой, предлагал прежде создать семью.

Необходимые качества

Уйти в монастырь — что для этого нужно? Нужно многое, в первую очередь необходимо обладать рядом качеств, а именно:

  1. Искренне верить в Бога.
  2. Иметь смирение и большое терпение.
  3. Постоянно трудиться над собой, борясь с собственными страстями, греховными мыслями и пороками.
  4. Отказ от любых вредных привычек.
  5. Отказ от любых проявлений мирской суеты.
  6. Любовь к молитве.
  7. Любовь к ближнему и всему живому.

Кроме того, следует учитывать, что монахини постоянно заняты тяжёлым физическим трудом, зарабатывая себе на жизнь, поэтому очень желательно иметь крепкое физическое здоровье и выносливость. А ещё придётся соблюдать посты и стоять на службах, которые в монастыре длятся несколько часов подряд. Поэтому кроме физической, нужно обладать и духовной силой. Каждый человек предварительно должен решить для себя, сможет ли он выдержать такую жизнь, ведь снять с себя монашеский чин очень проблематично.

Паломники приезжают молиться или работать?

Я — не знаю, к сожалению или к счастью, — до того, как попала в нашу обитель, ни в одном монастыре не была. Ни на послушании, ни просто в каких-то паломнических поездках — разве что проездом пару раз. Был момент, когда мне хотелось, чтобы всё происходило по-настоящему: сначала пройти путь послушничества, потом иночества, но получилось иначе. В итоге мне неизвестно, как обстоят дела в других монастырях, сложно что-либо комментировать, но я убеждена: если что-то получилось не так, как вы предполагали, нужно об этом спокойно поговорить.

Как это происходит у нас? Одно дело, если в монастырь приехала группа просто посмотреть, помолиться, подать записки, поставить свечи. Мы её встречаем, проводим экскурсию — обычно это делает священник или кто-то из сестёр; если есть возможность, то и я могу. Это занимает час-полтора, два — уже много, люди устают. Мы поим их чаем, и они уезжают. Другое дело — когда человек приезжает, чтобы побыть в монастыре подольше. Уставом нашего монастыря предусмотрено пребывание в обители на протяжении минимум трёх дней, а потом уже паломник смотрит, оставаться на более долгий срок или нет. Когда люди приезжают и говорят: мы хотим у вас пожить чуть ли не месяц, — я отвечаю: давайте, побудете три дня, посмотрите, какой у нас распорядок, как проходит день, как мы молимся, трудимся, а потом решим. В процессе этих трёх дней человек понимает, что от него требуется и насколько это соотносится с тем, что он хотел бы. Если его что-то не устраивает — он уезжает, если всё в порядке — остаётся.

Те, кто хотел бы провести у нас несколько дней, обычно предупреждают об этом заранее, и мы предлагаем приехать в дни, когда есть богослужения — чтобы всё начиналось с молитвы. Потом, если они хотят остаться, мы говорим: у нас следующий распорядок дня и вот такой объём работы — что вы могли бы делать, какое у вас состояние здоровья? Мы всегда об этом спрашиваем, ведь сейчас так много всевозможных недугов у людей. Кто-то не хочет встречаться с людьми, стремится провести время в уединении — думаю, такому человеку нужен хороший, грамотный помощник. Всё это нужно обсуждать и решать.

Человек в монастыре общается не с наместником или игуменьей — с ними он пересекается один-два раза. В основном его день проходит среди людей, которые, как и он, приехали в монастырь, и с сёстрами или братьями, которые окружают его во время послушания. В эти моменты никто ни от чего не застрахован. Паломник может столкнуться с тем, к чему не готов. Настроение окружающих людей, состояние их телесного и духовного здоровья могут не совпадать с вашими. Кто-то расположен поговорить, кто-то — помолиться. Бывает, что паломник не очень хорошо понимает монастырские правила. Например, традиционно в обителях во время исполнения послушания все совершают молитву или слушают аудиозаписи Псалтири, акафистов, проповедей.

Если хотел помолиться, а отправили на кухню — надо разобраться, почему так вышло. Не везде большое число братьев или сестёр, порой настоятель сталкивается с ситуацией, когда какие-то дела просто некому выполнять. У нас так случалось. Например, нас трое на клиросе, и если одна монахиня заболела, а другая вынуждена уехать по срочному делу, я пою одна. Или ещё ситуация: однажды наши повара не вышли на работу по уважительным причинам, — и мы сами приготовили себе поесть после службы. Так что бывает всякое, и не стоит обижаться, если вас попросили помочь. Что касается настоятеля — думаю, прежде всего ему надо быть готовым с людьми разговаривать. В тот момент, когда идёшь к человеку, нужно себя подготовить: быть адекватным, внимательным, а собственные неприятности и проблемы решать наедине с собой.

Здоровье – не самоценность

– Если мы будем думать, что болезнь и сами страдания, связанные со страданиями плоти, это следствие грехопадения, то мы будем воспринимать очевидным образом здоровье не как самоценность, – сказала матушка. – Вспомним одну из любимых в миру поговорок: «Лишь бы быть здоровым!» Тем самым крепости телесных сил, отсутствию страданий дается не должное место. Для христианина – и мирянина, и монаха – должно быть очевидным другое. Не лишь бы быть здоровым, а лишь бы быть нам всем со Христом. Прежде всего мы должны смотреть в монастырях, что приближает нас к Богу, а что – отдаляет. Апостол Павел, которому был дан «ангел сатанин» в плоть, говорит, что он трижды молил Бога о том, чтобы ему исцелиться от этого страдания, от жала сатаны, и Господь ответил ему: «…довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи свершается», о чем мы читаем во Втором послании святого апостола Павла к Коринфянам.

…Что за болезнь была у великого святого, которого по праву называют рупором Святого Духа, – предположения высказывались разные, но к единому мнению ученые, богословы, медики так и не пришли. Впрочем, разве так важен для нас (как и для христиан предшествующих веков) ответ? Куда важнее то, что этот пример, который можно назвать хрестоматийным примером из азбуки спасения, истинному христианину надо крепко держать в памяти и цепляться за него, как за спасательный круг в бушующем море. Наш современник, схиархимандрит Авраам (Рейдман), духовник Ново-Тихвинского женского монастыря и Свято-Косьминской мужской пустыни, в одной из своих проповедей четко указал, при каких условиях совершается сила Божия: «Не там, где просто есть немощь, ведь мы немощны во всем и всюду, но там, где мы замечаем ее и от этого смиряемся. Когда мы не только умом осознаем свою немощь, но и в сердце наше глубоко проникает это смиренное ощущение, тогда мы даем место Господу и в нас начинает действовать Его сила». Смиряться, правильно оценивать смиренное ощущение в настигшей тебя немощи – вот какой основной вывод из всего следует.

По словам матушки Софии, вокруг много явных свидетельств того, что благодать Божия часто даруется людям за какие-то страдания, и распространенное святоотеческое выражение «Отдай кровь и прими Дух» относится не только к духовному здоровью, но и к телесному здоровью. В каком плане?

–  Мы должны постоянно чем-то жертвовать, – сказала она, – чтобы не прийти к закату дней этакими крепкими, розовощекими и ни к чему не имеющими сострадания людьми, которые вдруг неожиданно узнают, что есть смерть и неизбежен конец их земной жизни и физическому здоровью, о котором они заботились в первую очередь.

Монах — это человек, непрестанно славящий Бога

Слово «монах» греческого происхождения. Переводится оно как одинокий, живущий в уединении, одиночный.

Монашество — это образ жизни тех православных христиан, которые решили полностью посвятить себя молитве и аскетическим подвигам.

Если же рассматривать богословскую точку зрения на институт монашества, то она говорит о том, что это религиозно-церковный институт.

Он объединяет тех людей, которые решили изолировать себя от внешнего мира для того, чтобы найти идеальную форму служения Богу.

Видеоролик: Преподобный Антоний Печерский. Цикл телепрограмм «Закон Божий». Часть 1. О вере и жизни христианской. В фильме рассказывается о житии преподобного Антония Печерского — основателя монашества на Руси.

В России монахов очень часто называют иноками, от слова «иной». Монашество при этом называется иночеством. В Библии нет прямого упоминания слова «монах».

При этом святые Отцы говорят о том, что прообразом монаха в Священном Писании может служить Иоанн Креститель, ведший уединённую жизнь.

Цель монаха — постоянно славить Бога в молитве.

На Руси родоначальником монашества считается преподобный Антоний Печерский (983 — 1073 гг.), основатель Киево-Печерской Лавры.

Цель монаха — непрестанно славить Творца. Именно поэтому он уходит от мира, чтобы он не соблазнял его и не отвлекал от служения Богу. В этом он подобен Ангелу, который всегда готов исполнить Божию волю. Ангелы постоянно славят Господа, и монах постоянно пребывает в молитве.

В.Тропинин «Монах со свечой», 1834 год. Цель монашеской жизни ― достижение состояние святости и получение Божией благодати

При этом необходимо всегда помнить, что термин монашество в православии применяется только к тем лица и сообществам, которые следуют определённым правилам.

Так монах должен принять на себя некоторые обеты, например, отречение от всех благ мира.

Кроме того он обязан подчиняться уставу того монастыря, в котором он живёт или же получить благословение на ведение иноческой жизни в скиту или пещере.

Цель монашеской жизни — достижение святости или духовного совершенства для получения Божией благодати и спасения мирян.

Много ли монастырей сейчас в России?

В 1914 году в дореволюционной России существовало огромное количество приходов, церквей. Только монастырей насчитывалось 1 025. После революции 1917 года практически все они исчезли, были разрушены и сожжены. В советские времена знали о существовании всего 16 таких мест.

С 1991 года монастыри начинают расти. И уже в 2013-м этих священных обителей становится 700. Но их число все растет, на сегодняшний день монастырей насчитывается более 1 000.

Поэтому всем, кто желает очистить свою душу от нехороших помыслов, пожить в труде и благочестии, нужно выбрать для себя место, где это действительно возможно.

4) Следующая опасность — это коллективная гордость

Это не только у монашествующих, но это и вообще для ИПЦ очень опасная вещь. Сам я грешный, но зато к какой хорошей организации я принадлежу!.. О коллективной гордости отдельно пишет отец Серафим как раз применительно к той группе людей, которые организовали свою монашескую общину фактически на пустом месте. Он говорит, что «видимость «правильности» может производить духовное самодовольство и пренебрежительное отношение к тем, кто, не будучи членом их группы, — не столь «правильны»».

Отец Серафим дает совет, как с этим бороться. Он пишет: «Чем меньше такая группа находится в центре общественного внимания, и чем меньше сосредотачивается на своей «правильности» и своих отличиях от более старых институтов, тем больший шанс она имеет сохранить свое духовное здоровье». То есть, такая группа должна по возможности меньше находиться в центре общественного внимания.

Здесь мы плавно перешли к боковому, но животрепещущему вопросу женского монашества, к проблеме внешнего вида,

Самые знаменитые монастыри России

Об этих обителях знает практически каждый житель России, многовековая история, чудотворные иконы и Святые-чудтворцы, служившие в монастырях сделали их бессмертными.

Оптина пустынь

Один из самых знаменитых и почитаемых монастырей в России. Сюда приезжают со всей России за помощью и советом к старцам.

Чудотворные иконы и молитва помогает обрести здоровье, веру и любовь. Добраться до монастыря можно из города Козельск, который находится в Калужской области.

Новодевичий монастырь в Москве

Большое подворье находится в Москве и имеет многовековую историю.

Именно здесь провела остаток своих дней Царевна Софья, старшая сестра Петра I. Женский монастырь можно посетить в качестве прихожанина, а также стать послушницей. Сюда часто приходят помолиться одинокие девушки в поисках помощи в обретении спутника жизни.

Александро-Свирский монастырь

Мужская обитель была основана в XV веке святым, преподобным Александром Свирским среди дремучих лесов, в месте обитания языческих племен кореллов, вепсов и чуди.

Святой славится своими религиозными подвигами, которые описаны в житие и рассказываются в храме. В храме обозначены особые места поклонения и явления святого духа Александру Свирскому.

Здесь покоятся мощи Александра Свирского, освященная копия знаменитой Туринской плащаницы, которая со временем начала мироточить. Со всех концов страны съезжаются посмотреть и помолиться на великую святыню.

Главное, что нужно заимствовать у монахов — радость

Монахи уходили из мира, прятались от него. Преподобная Мария Египетская ушла от людей в пустыню. Преподобный Сергий Радонежский отправился в глухую лесную чащу и вырыл там землянку. Принявшие монашеский постриг не ходили в мир и не общались с мирянами много лет — до достижения определённой духовной зрелости. Даже известные старцы послушание принимать посетителей и выслушивать их нужды воспринимали с сожалением: это отвлекало их от молитвы, самого главного монашеского делания.

Зачастую разговоры тех, кто подражает монашеской жизни в миру — о том, что мир лежит во зле, что всем нам надо каяться, молиться. Любят они поговорить и о конце света, об адских мучениях. Ощущение последних времён было в Церкви всегда: конец света христиане ожидали в ближайшие дни после вознесения Христова, и в каждом следующем поколении жило это мироощущение. Оно не отнимало у христиан радости, не вселяло страх и тревогу. Они жили и живут с мыслью, что Господь нам всем подарил Своё Царство, открыл врата рая. Почему некоторые люди постоянно себя принижают, говорят о том, что их участь — всё время каяться и плакать?

Мы пытаемся бороться с грехами и жить со Христом. Но Христос человеку принёс не уныние от осознания грехов, а радость. Преподобный Серафим Саровский встречал каждого со словами «Христос воскресе, радость моя!» Он радовался, что Христос воскрес ради него.

В разговорах многих мирян, подражающих монахам, нет радости: только бесконечное уныние и осуждение: властей, церковноначалия, священников. В их представлении и храмы у нас не такие, и молятся, служат в них не так. Мне, как человеку очень жизнерадостному и весёлому, это претит.

Как начать подготовку к монашеству

Итак, как уйти в монастырь женщине? Если решение принято твёрдо, можно начинать готовиться к монастырской жизни. Сначала необходимо начать жизнь воцерковлённого человека — регулярно бывать на службах в храме, исповедоваться, причащаться, соблюдать посты, стараться следовать заповедям. Можно, с благословения священника, прислуживать в храме — чистить подсвечники, мыть полы и окна, помогать в трапезной и исполнять любую другую порученную работу.

Необходимо будет решить все вопросы, связанные с мирскими делами — определить, кто будет смотреть за квартирой или домом (часто будущие монахини просто продают свою недвижимость и вкладывают средства в обустройство монастыря), решить любые юридические вопросы, пристроить домашних питомцев, если они есть, в надёжные руки. Далее необходимо поговорить со своим духовным наставником, рассказать о своём намерении. Священник поможет выбрать обитель и подготовиться к монашеской жизни. В обязательном порядке нужно получить благословение духовника на уход от жизни в миру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector