Монастырь нило-столобенская пустынь

Содержание:

Лечебный массаж

Массаж – это терапевтический метод, представляющий собой совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы. Массаж осуществляется руками или с помощью специальных аппаратов. Используются такие приёмы, как поглаживания, разминания, растирания, вибрация и т.п. Для усиления эффекта могут применяться массажные масла, лекарственные мази и гели. Массаж обеспечивает непосредственное воздействие на рецепторы, расположенные на поверхности тела, и опосредованное – на более глубокие структуры (мышцы, сосуды, внутренние органы).

Эффект лечебного массажа

Лечебный массаж усиливает местное кровообращение, способствует оттоку лимфы из тканей и внутренних органов, стимулирует работу иммунной системы. Массаж оказывает комплексное лечебное воздействие на организм, в том числе:

  • укрепляет сердечно-сосудистую систему;
  • улучшает работу сердца;
  • устраняет застойные явления;
  • положительно влияет на суставы и опорно-двигательный аппарат;
  • улучшает обмен веществ, стимулирует питание тканей;
  • благотворно сказывается на работе центральной и периферических нервных систем;
  • снимает стресс;
  • поднимает жизненный тонус.

Эффект массажной терапии во многих случаях заметен уже после первого сеанса. Однако максимальная эффективность достигается при организации курса процедур, кратность которых подбирается в зависимости от того, какое заболевание послужило причиной назначения массажа, на какой стадии оно находится, каково общее состояния организма и тому подобных факторов.

Особенности архитектуры

Огромный архитектурный комплекс отчасти напоминает небольшой город-крепость. Подобное сходство объясняет высокая гранитная набережная и большое количество монастырских построек.

Монастырские корпуса соборного двора

Юго-восточную часть занимает длинное двухэтажное здание, датированное 30-ми годами XIX столетия. В углу располагаются Архиерейские покои, далее простираются бывшие монашеские кельи, казенная палата и ризница. Раньше чуть поодаль располагался настоятельский корпус, однако сегодня на его месте находится трапезная. На севере можно увидеть самую старую постройку, относящуюся ко второй половине XVII века.

Корпуса гостиного двора

В западной части монастырского комплекса располагаются гостиные покои. Двухэтажные постройки были возведены в конце XVIII столетия, а вот трехэтажный корпус датируется 1806 годом. Ранее на его месте находились одноярусные рабочие кельи, сегодня же здесь обустроена гостиница для паломников.

Архиерейская пристань

В начале XIX века напротив главных восточных врат была сооружена гранитная пристань. Ее отстроили специально для совершения крестного хода, шествующего из Осташково. Торжественная процессия проходила ежегодно, чествуя день обретения чудотворных останков отца-основателя Столобенской обители.

Надвратная Светлицкая башня

Башня, расположенная на стороне Светлицкого полуострова, возведена в стиле ампир. По архитектурной задумке она должна была связывать Богоявленский храм и Архиерейскую пристань. Также она выполняла роль своеобразного маяка, освещая путь ночью или во время погонного ненастья.

Набережная монастыря

Гранитная набережная, делающая Нило-Столобенскую пустынь похожей на берега Санкт-Петербурга, возводилась практически 20 лет. Она полностью окружает остров Столобной, а также затрагивает часть Светлицкого полуострова. По проекту тверского зодчего Ивана Федоровича Львова камень должен был препятствовать осадке и размытию почвы.

Хозяйственные строения

В конце XVIII – начале XIX веков на южном берегу озерного залива находились одноэтажные постройки хозяйственного назначения. Здесь работали столяры, кузнецы, слесари, судоремонтники; располагался амбар, пивоварня и рыбацкая. Сегодня на их месте можно увидеть гаражи, конюшни, скотный двор, а также рабочие кельи.

Богоявленский собор

Центральное место в монастырском комплексе занимает храм Богоявления – трехъярусная постройка с пятью главами. Он был возведен на месте сгоревшей церкви и определил дальнейший архитектурный стиль пустыни. Собор имеет три придела: главный – во имя Богоявления, правый – во имя Благовещения; левый – во имя Николая Мирликийского.

Центральное место в монастырском комплексе занимает храм Богоявления

Храм всех святых

Наиболее древнее здание, датируемое 1699 годом, изначально было пятикупольным, однако позже его увенчали одноглавой ротондой. Пока строился Богоявленский собор, этот храм выполнял основную роль, там же размещались чудотворные мощи Нила Столобенского. Долгое время церковь всех святых считалась больничной, поскольку к ней примыкал монастырский лазарет.

Храм преподобного Нила Столобенского

Надвратный храм находится в связке с Архиерейскими палатами и возвышается у центральных восточных врат. Постройка датируется серединой XVIII столетия, однако после возведения Богоявленского собора ее архитектура была несколько изменена – вместо пяти куполов появилась одна шарообразная глава с крестом.

Петропавловский храм

Возле монастырской трапезной, расположенной в западной части обители, можно увидеть собор апостолов Петра и Павла, построенный во второй половине XVIII века. До прихода к власти большевиков он славился высокохудожественным иконостасом, а также богатым внутренним убранством.

Иоанно-Предтеченский храм

Церковь во имя Иоанна Крестителя была возведена на месте часовенки, построенной Нилом Столобенским. Сегодня она представляет собой прямоугольное, двухъярусное здание, увенчанное пятью куполами. Первый этаж отведен под храм Покрова Богородицы, здесь же находится бывшая келья отца-основателя. Несмотря на плачевное состояние, собор удалось восстановить практически с нуля.

Крестовоздвиженский храм

На юго-западе православной пустыни находится однокупольный собор во имя Воздвижения Креста Господня, датируемый 1784 г. Именно на этом месте основатели монастыря поставили деревянный крест с изображением Нила Столобенского. Ранее Крестовоздвиженский храм окружала каменная стена, а внутреннее убранство отличалось обилием лепнины, позолоты, настенной росписи и прочих элементов декора.

Однокупольный собор во имя Воздвижения Креста Господня

Наследие преподобного Нила

Древняя обитель приютилась на острове Столобном, что у восточного берега озера Селигер. Это в 25 километрах от Осташкова. Ближайшим населенным пунктом является деревня Светлица. Возможно, остров так назвали из-за вытянутой формы. Однако более достоверной кажется другая версия. На острове находилось древнее капище, в центре которого возвышался столб для принесения жертв. Отсюда и пошло название – Столбовой.

Имя монастырю было дано по преподобному Нилу Столобенскому, в честь которого и была основана обитель. Он родился в XV веке в Жабенском погосте, неподалеку от Великого Новгорода. После смерти родителей юноша ушел в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь под Псковом, где и стал монахом. Свое монашеское имя он получил в честь христианского святого Нила Постника.

Нил Столобенский (фрагмент иконы 1771 года)

В 1515 году Нил решил оставить монастырь и стать отшельником. В течение 13 лет он жил в лесной келье в полном одиночестве. Пищей ему служили дубовые желуди и съедобные травы. Он молился день и ночь. Согласно легенде, однажды его решили убить лихие люди. Однако монах вышел к ним с чудотворной иконой, и разбойники в ужасе разбежались. Им почудилось, что их окружают вооруженное люди.

Слух о чудесном отшельнике стал распространяться по всей округе, к нему потянулись люди с просьбами. В поисках уединения Нил оставил свою келью и ушел на Селигер. Там на острове он выстроил часовню и келью, в которой в одиночестве прожил еще 27 лет. Отшельник прославился тем, что дал обет нележания. Чтобы спать, монах подвешивал себя на крючки, вбитые в стену. В келье он вырыл могилу, куда установил гроб. Умер преподный Нил в декабре 1555 года.

Цены на проживание и лечение в Ниловой Пустыни.

В 5-7 минутах ходьбы от ванного корпуса расположен Гостевой дом «Усадьба Нила».
Стоимость проживания в благоустроенных номерах с питанием — от 1300 с человека.
Без питания с общим туалетом и кухней, где можно готовить себе самостоятельно, от 600 рублей.
Мы останавливались в этом пансионате и я написала отдельную статью с видео об условиях проживания в нем.

Посмотреть свободные номера и актуальные цены в Усадьбе Нила можно с помощью виджета.

Проживание и 3-х разовое питание в пансионате Филатовский в номерах с туалетом и душем — от 1320 рублей за сутки. Номера 2-х, 3-х местные, теплые, но очень маленькие.
Номера с общим туалетом и душем на этаже — от 900 руб. с человека сутки.
До ванного корпуса 10-15 минут ходьбы.
Проживание в пансионатах: Радон, Энергетик, Металлист — от 1470 руб. за сутки. Номера благоустроенные.
Полулюксы и люксы можно снять в пансионате «Шумак». Цена за полулюкс – 1420 рублей, за люкс – 1500 рублей с человека в сутки.
До ванного корпуса далековато, отдыхающих возит автобус.
Расписание автобуса вывешено у пансионата Энергетик: автобус на ванны идет в 9-30, в 10-00 и в 13-45. С ванн также по расписанию: в 11-00, 12-00, 15-00 ч.
В стоимость проживания в пансионатах не входит лечение, ванны, массаж, физиопроцедуры. Их нужно оплачивать отдельно.

Узнать цены и свободные места в пансионате «Энергетик» в Ниловой Пустыни можно с помощью этой формы:Ванный корпус и поликлиника. Немного пошаркано, однако видно, что ремонт и осовременивание архитектуры идет полным ходом: заменили окна на пластиковые.

P.S. Были в мае 2018 года — ванный корпус отстроили новый. Цивилизация)

Расписание богослужений Нило-Столобенской пустыни

Отправляясь в Нилову пустынь, многие туристы и паломники хотят попасть на одно из богослужений, проходящих в монастыре. Общий распорядок служб в обители для будних дней выглядит следующим образом:

  • С 6 часов утра и до 14 часов дня служатся полунощница, братский молебен, утреня, часы и литургия.
  • В 14 часов читается молебен с акафистом преподобному Нилу Столобенскому.
  • В 18 часов проходит вечеря, а в 20 часов — малое повечерие.

Такой распорядок в Ниловой обители сохраняется на протяжении 6 дней от понедельника до субботы. В воскресные дни расписание немного меняется — с 8 утра служится молебен с акафистом Нилу Столобенскому, часы и литургия, а с 20 до 9 часов происходит Всенощное бдение.

Важно! По окончании вечерней службы каждый день монахи совершают крестный ход.

Храмы Нилова монастыря на Селигере

На фото монастыря Нилова пустынь на Селигере можно рассмотреть несколько красивых и величественных храмов. Все они обладают собственной богатой историей и заслуживают более подробного изучения.

Богоявленский собор

Богоявленский собор является главным строением монастырского комплекса, как по размерам, так и по значению. Возведен величественный собор был в 1833 году, на месте старого строения, подвергшегося разрушениям. Четырехугольный собор увенчан пятью куполами, над западным входом расположена колокольня, а состоит собор из трех престолов — главного, во имя Богоявления Господня, правого, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, и левого, во имя Николая Чудотворца.

Именно в Богоявленском соборе в Ниловой пустыни проводятся богослужения, здесь же хранится главная реликвия монастыря — мощи Нила Столобенского.

Храм Всех Святых

Вторая по значимости постройка на территории обители — это Храм Всех Святых, который одновременно является старейшим зданием Ниловой пустыни. Возведен шестиглавый храм был в 1701 году. В начале XIX столетия именно в нем хранились мощи Нила Столобенского и проводились богослужения, пока в Богоявленском соборе шла масштабная реконструкция.

В настоящее время ведется восстановление храма в Ниловой обители. Поскольку на момент начала работ он был разрушен довольно сильно, на приведение постройки в порядок понадобится немало времени — капитального ремонта требуют стены и кровля.

Храм Преподобного Нила Столобенского

Храм Преподобного Нила Столобенского является надвратным и венчает восточные врата обители. Возведение храма было закончено в 1755 году, изначально строение было увенчано пятью куполами, но в 1838 году храм незначительно реконструировали — поставили крышу-ротонду с шаром и крестом над ним. Таким образом, храм стал внешне соответствовать архитектуре главного Богоявленского собора Ниловой обители.

Храм Святых Апостолов Петра и Павла

Западные врата Ниловой пустыни венчает еще одна церковь — надвратный пирамидальный храм Святых Апостолов Петра и Павла. Построен храм был в 1764 году на деньги прихожан, главной его достопримечательностью являлся резной деревянный иконостас и объемная внутренняя лепнина.

Храм Святого Пророка Иоанна Предтечи

В западной части острова когда-то располагался храм Святого Пророка Иоанна Предтечи — он был установлен в 1781 году над местом первой землянки самого Нила Столобенского. В нижнем этаже здания находился храм Покрова Пресвятой Богородицы, а в северо-западной части располагалось углубление, собственно и представлявшее собой остатки пещеры святого отшельника. В этом углублении был впервые установлен скульптурный образ святого Нила, сюда приходили паломники и люди, жаждущие исцеления и помощи, а рядом с храмом располагалось монастырское кладбище для братьев обители.

После революции храм Святых Апостолов Петра и Павла был полностью разрушен, и только в наши дни раскопки позволили обнаружить и очистить руины фундамента церкви.

Храм Воздвижения Креста Господня

В юго-западной части острова расположился одноглавый храм Воздвижения Креста Господня, он был построен в 1788 году на деньги прихожан на месте небольшой каменной часовни

Известен храм был своей изящной внутренней отделкой и красочным иконостасом, даже император Александр I, посетив монастырь в 1820 году, обратил внимание на внутреннее убранство храма и похвалил мастеров, расписывавших церковные стены. В настоящее время храм находится в хорошем состоянии и открыт для посещения

Дацан в Ниловой Пустыни: как его найти.

От главного моста через реку до Ниловского дацана примерно 3-4 км вверх по течению реки.
По древней легенде, когда-то на гору Холма-Ула спустился Бог Хан Шаргай нойон, глава 5-ти хаатов, которые восседают на гребнях Саян. После такого знаменательного события, на этом месте был построен небольшой деревянный домик для молитв.
Но теперь здесь раскинулся современный красочный храмовый комплекс.
В 2003 году здесь воздвигли ступу долголетия – Намжал, в переводе с тибетского обозначает «победу над демоном смерти». Это одна из восьми ступ, посвященных Будде.
Ступа Намажал – ступа долголетия имеет более чем 2500-летнюю историю. Конструкция ступы выражает все этапы на пути к просветлению. Участие в строительстве ступы, ритуальные обходы, поклоны, подношения, ремонт и другие действия полезны для исполнения повседневных желаний страждущих. При этом очень важна благая мотивация и соблюдение канонов моральной чистоты. Цель строительства ступы – долгое здравие для старцев и отсутствие преград для жизни молодых.

Обитатели дацана

Настоятели монастыря

На протяжении своей истории Нилова пустынь находилась под управлением 10 настоятелей и 2 наместников. Каждый из них внес свой вклад в развитие и процветание обители.

В 1594 по 1614 год настоятелем монастыря был Герман Столобенский, именно он основал обитель и провел ее через самые тяжелые годы Смутного времени.
В 1614 году настоятелем стал иеромонах Нектарий, выполнявший обязанности настоятеля до 1667 года и впервые обративший внимание знатных вельмож российского государства на молодую монастырскую обитель.
В период с 1636 по 1647 год монастырем управлял игумен Досифей, поскольку на это время Нектарий был отозван для исполнения обязанностей архиепископа Сибирского и Тобольского.
С 1711 по 1716 год монастырем управлял игумен Паисий, однако в роли настоятеля он пробыл недолго и вскоре попросил о переводе его в Иосифо-Волоколамский монастырь.
В 1755 году в качестве настоятеля обители упоминается игумен Феодосий.
С 1781 по 1789 году Ниловой пустынью управляет архимандрит Иоанникий, при этом сохранились свидетельства, что назначен на свой пост после смерти Феодосия он был по причине прошения, поданного богомольцами и жертвователями.
С 1797 по 1789 год обителью недолго управлял архимандрит Анастасий, на пост настоятеля он был назначен за свои организаторские способности.
В 1789 году Анастасия сменил архимандрит Иоасаф, он управлял пустынью только до 1800 года.
Последним настоятелем монастыря стал архимандрит Иоанникий, ранее принявший постриг в Ниловой пустыни. Свой пост он занял в 1922 году, а 1928 году монастырь был окончательно закрыт.. После того, как в 1991 году Нилова пустынь была возвращена во владение православной Церкви, в управлении монастырем успели принять участие двое наместников

Первым из них стал Вассиан Шуста, занимавший пост до 2000 года, а после него должность занял архимандрит Аркадий Губанов

После того, как в 1991 году Нилова пустынь была возвращена во владение православной Церкви, в управлении монастырем успели принять участие двое наместников. Первым из них стал Вассиан Шуста, занимавший пост до 2000 года, а после него должность занял архимандрит Аркадий Губанов.

Предтеча Ломоносова

Фото Наталии Фаустовой

Нилова пустынь дала миру не только архитектурные шедевры и духовные сокровища, но и знаменательные научные достижения. С этой обителью тесно связана судьба Леонтия Магницкого, который за 50 лет до Ломоносова отправился пешком с возчиками за знаниями и стал автором первого российского учебника арифметики, геометрии, тригонометрии и начатков алгебры.

Будущий ученый и соратник Петра I родился в Осташкове в крестьянской семье Филиппа Теляшина. Он был племянником возглавлявшего Нилову пустынь святителя Нектария и первые знания получил в монастырской библиотеке. Отроком он с крестьянским обозом отправился на обучение в Иосифо-Волоколамский монастырь, затем — в Москву, в Симонов монастырь. Затем он стал слушателем первого в России учебного заведения — Славянско-Греко-Латинской академии.

Крестьянский сын изучал богословие, философию, логику, психологию, физику, риторику, освоил латынь и греческий, а также голландский, немецкий и итальянский языки, увлекся математикой.

Знания Леония Теляшина в области математики удивляли многих

Петр I пожаловал ему фамилию Магницкий, отметив, что «как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя»

По распоряжению царя ученый стал преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения». Именно Магницкий ввел в русский язык такие термины, как множитель, делитель, миллион, триллион, извлечение корня.

Основатель Московского госуниверситета Михаил Ломоносов называл Магницкого своим учителем, особо выделяя написанную им «Арифметику». При этом ученый, за выдающиеся заслуги удостоенный дворянского звания, был известен еще и как защитник православия.

В Осташкове, в бывшей слободе Трестьянка, сохранилась улица имени Леонтия Магницкого. Уроженец тверского города был похоронен в Москве. Его могилу обнаружили в 1932 году при строительстве первой линии столичного метрополитена. Под головой ученого сохранилась чернильница в форме лампады.

Останки впоследствии перенесли в Нилову пустынь. Монахи надеются поставить памятник воспитаннику обители и воссоздать могильную плиту с эпитафией, в которой говорится о добродетельной христианской жизни покойного. 

Оковецкие чудеса

Фото Наталии Фаустовой

История Спасо-Преображенского скита Ниловой пустыни, расположенного в 90 километрах от Осташкова, напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской. В 1539 году, в то время, когда на Селигере подвизался Нил Столобенский, в лесной глуши у древнего городища на реке Пырошня людям явилось «чудо из чудес» — сияющая в ветвях дерева икона. Святыня не давалась в руки до тех пор, пока местные жители не пришли в лес крестным ходом, возглавляемые иноком. Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ — Честного Креста Господня. Впоследствии их оформили в одну иконную доску.

«Сказание об Оковецких иконах» рассказывает, что после обретения иконы 25 человек получили исцеление, получив благодатную помощь от Бога и родившей Его Богоматери. Об обретенной святыни было доложено государю Иоанну IV.

Оковецкая икона, по приказу Иоанна Грозного в Москву, стала любимым образом государя. На месте ее явления царь распорядился построить церковь во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Еще три храма в честь Оковецкой иконы были поставлены в Москве.

В столице число связанных с образом чудес стало сокращаться, а местные жители просили вернуть им святыню. Иоанн васильевич не стал препятствовать и распорядился отправить икону в деревню Оковцы. С тех пор и по сей день к месту явления иконы прибывает множество богомольцев. Известно, что чаще всего по молитвам перед чудотворным образом благодатную помощь получают страдающие болезнями глаз, опорно-двигательного аппарата и бездетные пары.

С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев, а затем и в Зубцов. . Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов.

В 1930 году храм в деревне Оковцы закрылся, а явленная икона бесследно исчезла. Остались лишь фотографии и списки с образа. А в Оковецком скиту на том месте, где была явлена святыня, по-прежнему бьет святой источник, к которому приезжают множество паломников.

текст Брезгиной Веры

«Отечества, преподобне, удалився, в пустыню вселился еси, и, на остров Селигера езера возшед, жестоко житие показал еси, и, многих добродетельми удивив, дарования чудес от Христа приял еси…»

использован материал сайта:Издательства «Фома» 

Архитектура

Обитель несколько изменила свой первоначальный живописный облик к началу XX века, она стала напоминать городскую площадь. Подобная форма возникла благодаря высокой набережной и классическому главному собору. Несмотря на различие особенностей здешних строений, комплекс являет гармоничное архитектурное единство, считающее грандиозным памятником зодчества.

  • К востоку и югу расположены монастырские корпуса, выполненные в готическом стиле. На западной стороне паломники найдут гостиный двор, великолепно украшенный цветниками и газонами.
  • Главным строением, находящимся в центре обители, является пятикупольный Богоявленский собор. Именно здесь совершаются престольные богослужения, а также хранятся святые останки отца и Небесного покровителя пустыни.
  • В северо-западной области красуется небольшая церковь Всех Святых, в которой раньше располагалась монастырская больница. Сегодня идут восстановительные работы по возвращению её прежнего обличия.
  • На восточных вратах стоит собор святителя Нила, возведенный в середине XVIII столетия. С противоположной стороны расположен храм Петра и Павла, убранство которого декорировано лепниной и изящными скульптурами.


Церковь чудотворца Нила Столбенского в мужском монастыре

Одноглавый Собор Воздвижения Креста находится на юго-западе Столобенского острова. Внутренняя отделка пестрит изяществом иконостаса и несравненной легкостью росписи стен, красочностью живописи.

Массаж активно применяется в рамках восстановительной терапии, в частности для реабилитации пациентов, перенесших травмы или длительное течение хронических заболеваний.

Массаж назначается при заболеваниях:

  • сердечно-сосудистой системы – сердечной недостаточности, повышенного артериального давления (гипертонии) или, наоборот, гипотонии (пониженного давления), в рамках курса реабилитации после перенесенного инфаркта миокарда;
  • опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, сколиоз);
  • дыхательных органов (бронхиальной астмы, хроническом бронхите, пневмонии);
  • радикулите;
  • невралгии;
  • хроническом гастрите;
  • и некоторых других.

Массаж также показан и здоровым людям. В этом случае к массажу прибегают в целях:

  • профилактики развития различных заболеваний;
  • повышения иммунитета;
  • благотворного воздействия на мышечную систему. Массаж расслабляет мышцы, возвращает тканям гибкость, подвижность и эластичность, снимает усталость;
  • улучшения качества кожи. Массаж нормализует работу сальных желез, делает кожу упругой и эластичной, предупреждает образование морщин;
  • улучшения самочувствия.

Тайны, были и легенды Ниловой Пустыни

Селигер и окрестности Ниловой пустыни, как никакое другое место, пропитаны легендами. Реальность и выдумки здесь перемешаны так, что порой трудно в преданиях отделить исторические факты от народного вымысла.

Вот, например, история чудесного спасения монахов от эпидемии холеры: в округе монастыря вовсю бушевала болезнь, не щадившая никого – ни старых, ни малых. Добралась она до святой обители. И тогда вынесли иноки чудотворную икону и обошли с нею вокруг острова.

Это было единственное использованное лечебное, санитарное и карантинное мероприятие. Но напасть, что безжалостно в округе косила людей, неожиданно отступила и более ни один из монастырских обитателей не пострадал, хотя монастырь дверей не закрывал ни от кого…

Революция в начале XX века принесла обители неисчислимые бедствия: святые мощи были вскрыты, монастырь Нила Столобенского новая власть закрыла, судьбы иноков, обитавших в нем, закончились печально, в большинстве своем они сгинули в сталинских лагерях.

Исчезли и веками накопленные церковные драгоценности – утварь, иконы, дары российских государей, вельмож и простых паломников.

По легенде, часть своих сокровищ до приезда отряда красноармейцев монахи сумели надежно спрятать где-то на территории монастыря, да только секрет свой никому передать не смогли – чекисты всех расстреляли. Но и без этого они выгребли немало: два фунта драгоценностей  и серебра более чем на тридцать пудов.

С 1927—1939 год здесь находилась детская колония правонарушителей. Говорят, что мальчишек наказывали, заставляя стесывать с верхней части стен и подкупольного пространства фрески с изображениями святых. Так они там на полметра глубь выбили штукатурку и кладку. Под Богоявленским собором находился древний подземный некрополь. Недавно братия расчистила подвалы и обнаружила, что захоронения нарушены, по-видимому, недоросли-вандалы, пытались среди костей игуменов отыскать сокровища.

Существует легенда, что среди этих вчерашних малолетних бандитов и беспризорников исправлялся и готовился к последующей нормальной жизни сын известного педагога Макаренко. Но это сказки чистой воды: у Антона Семеновича своих детей не было, вот у его жены Галины – то да, у нее был сын от первого брака, но Лева Салько рос примерным мальчиком… Возможно, толчком для создания легенды послужил тот факт, что в колонии воспитанники жили по методике Макаренко.

В 1939—1940 годах Вторая мировая война еще только разгоралась, когда в бывшем монастыре Нило-Столобенской Пустыни оказались интернированные по пакту Молотова — Риббентропа польские офицеры.

Эта трагическая тайна острова Столобный была раскрыта в девяностых годах прошлого столетия. Более 6 тысяч поляков отсюда были отправлены в подвалы НКВД в Калинине, расстреляны и захоронены под селом Медным. Об этой печальной странице истории напоминает католический крест и мемориальные доски, что установлены у въезда в обитель.

Во время войны здесь помещался госпиталь, после войны снова бы лагерь, но уже для наших сограждан, что побывали в фашистском плену.

В шестидесятые годы практически все постройки бывшего монастыря пришли в аварийное состояние и тогда тут устроили дом для инвалидов. Потом было решение устроить здесь турбазу и в 70-х годах начали делать соответствующие работы, от которых было больше вреда, чем пользы. А уж 90-м году передали все церкви и началась на острове Столобный вновь монашеская жизнь…

А вот недавно бытовала еще легенда, конец которой естественным образом пришел в 2011 году

Многие обращали внимание, что часы на монастырской колокольне ненастоящие: на круглых жестянках нарисован циферблат, стрелки которого показывают без четверти двенадцать

Легенда гласила, что это напоминание. Полночь – время, когда торжествуют темные силы. Человеку хватит пятнадцати минут, чтобы обдумать прошедший день, покаяться совершенных прегрешениях и прочитать молитву. Но в июле 2011 года освятили новые куранты на колокольне Богоявленского собора, Теперь часы идут, а безобидной легенде пришли кранты.

От монастыря три километра – летом на катере, а зимой можно пешком, — в общем, рукой подать до лесистого острова Городомля, который некогда входил в состав Ниловой пустыни. Там тоже жила и по сей день живет тайна. В 37 году сюда перевели секретный объект — институт микробиологии, что работал на нужды армии, после войны здесь занимались не менее секретной работой – ракетостроением. До сих пор здесь действует пропускной режим…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector