Труды а.с. макаренко и его вклад в педагогику
Содержание:
- Коммуны
- Система эта основана на трех взаимосвязанных принципах:
- Литературная деятельность
- Биография Антона Семеновича Макаренко: молодые годы
- Януш Корчак (1878 — 1942)
- Джон Дьюи (1859 — 1952)
- Смерть
- Детство и юность
- Педагогика
- Советская критика
- Вклад Макаренко в педагогику
- Что осталось
- Основные педагогические идеи Макаренко
Коммуны
Количество беспризорников в 20-е гг. XX века было огромно, а методов работы с ними не было. Педагогические коммуны стали решением.
Первая из них была создана в 1921 году недалеко от Полтавы на базе трудовой колонии и получила своё название в честь Максима Горького, который активно участвовал в борьбе с детской беспризорностью. Дети, разделённые на отряды по 7-15 человек, имели самоуправление, выборные должности и даже хорошо налаженное производство, которое позволяло коммуне не только обеспечивать себя, но и отдавать деньги в бюджет государства.
Любая деятельность детей оказывалась полезной и осмысленной. Он разработал «метод перспективных линий», который предполагал, что перед человеком ставится цепочка последовательных конкретных целей.
Через воспитательные учреждения Макаренко на Украине прошли многие «неблагополучные» дети и малолетние преступники.
За системой Макаренко стоял дух коллективизма, строгая дисциплина и постоянная занятность. Перед педагогом стояла цель именно воспитывать, а не образовывать. В одной из лекций он рассказывал: «Лично мне на практике пришлось воспитательную цель иметь как главную: поскольку мне в течение 16 лет поручалось перевоспитание так называемых правонарушителей, передо мной ставилась прежде всего задача — воспитать переделать характер».
5 высказываний Макаренко:
- Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
- Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
- Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания.
- Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям.
- Без искреннего, открытого, убеждённого, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива.
Первая коммуна просуществовала пять лет, а затем Макаренко принял решение перенести её под Харьков. Одной из причин стало то, что многие ребята хотели освоить рабочие специальности, а такой возможности не было. На новом же месте уже существовали оборудованные мастерские и электростанция. Вторая причина: растущее неприятие другими педагогами системы Макаренко и невозможность дальше возглавлять коммуну.
Казалось, что сохранить порядок и выстроенные отношения в новой коммуне уже не удастся: на момент переселения в колонии было уже 300 воспитанников. Но методика Макаренко сработала. Так называемый «метод взрыва», когда воспитанники включаются в работу сразу, без подготовки, отлично подействовал.
На безе мастерских этой коммуны, названной в честь Феликса Дзержинского, был создан завод ФЭД (что и расшифровывается как Феликс Эдмундович Дзержинский). На заводе в то время производились простейшие сверлильные машины и затем уже прославившиеся фотоаппараты.
Этой коммуной педагог руководил до 1935 года. Потом его перевели в Киев, а дальше в Москву, где он прожил до самой смерти.
Система эта основана на трех взаимосвязанных принципах:
Труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.). При этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе
Принципиально важно, чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами.
Самоуправление.
Коллективная ответственность. За проступок одного отвечает вся группа.
Макаренко отмечал: необычайно быстро, за считанные месяцы перевоспитываются трудные подростки. У них появляется осознание границ своих полномочий и ответственности.
В то же время он писал, что воспитание — это длительный процесс как в целом, так и в его отдельных частях.
Военизированный характер воспитания в колонии был продиктован тем, что подобный антураж был привлекательным для подростков того времени. Дисциплина выражалась в ее неукоснительном соблюдении, поскольку сами ребята были в ней заинтересованы. Ни одно из наказаний, применяемых в колонии, не было унизительным. Самое суровое – бойкот – применялось крайне редко.
Литературная деятельность
Педагогическая деятельность Антона Макаренко нашла отражение во многих его литературных произведениях.
Первый писательский опыт педагога был не самым успешным и подвергся в 1914 году критике Максима Горького. Последующие одиннадцать лет Макаренко ничего не писал, но записные книги все же вел.
Позже, последовав совету Горького, побывавшего в трудовой колонии под Полтавой, Антон Семенович снова вернулся к литературной деятельности. Практическое знание и понимание того, как должен быть устроен воспитательный и обучающий процесс, легли в основу статей и книг Антона Макаренко.
В 1925 году он приступил к работе над своим главным произведением — «Педагогической поэмой» (окончена в 1935 году).
В 1932 году увидела свет книга «Марш 30 года» о детской трудовой коммуне им. Дзержинского.
Методику педагогической деятельности и воспитания Макаренко продолжил разрабатывать и описал ее в ряде опубликованных статей.
В 1934 году Антон Семенович Макаренко вступает в ряды членов Союза советских писателей.
«Методика организации воспитательного процесса», первая научная работа педагога-писателя, вышла в 1936 году. Со ставшей известной и очень популярной «Книгой для родителей» читатели знакомятся в 1937 году.
Факты личной биографии Макаренко описал в повести «Честь» (1938 год) и в неоконченном романе «Пути поколения».
Среди литературных произведений Макаренко — очерки и статьи, повести и романы, рассказы, пьесы, киносценарии.
Биография Антона Семеновича Макаренко: молодые годы
Будущий выдающийся педагог родился 1 (13) марта 1888 года в городе Белополье, Сумского уезда, Харьковской губернии.
Родители Антона Семеновича Макаренко — простые по происхождению люди. Отец Семен Григорьевич, высококвалифицированный маляр, трудился в железнодорожном депо Харьковской железной дороги, мать Татьяна Михайловна вела домашнее хозяйство.
Глава семьи был хорошо образован, выписывал из Москвы и Санкт-Петербурга техническую литературу, много читал и пользовался авторитетом в депо.
Кроме Антона, в семье воспитывались еще двое младших детей: сестра Александра и брат Виталий.
У семейства Макаренко был большой дом, окруженный садом.
Глядя на отца, Антон с детства пристрастился к чтению. Мальчик рос сосредоточенным, не очень разговорчивым, часто болел и мало общался со сверстниками. Его замкнутость и слабое зрение не раз становились предметом насмешек, порою очень жестоких, со стороны ровесников.
Следуя по стопам отца, в 9 лет Антон начал обучаться ремеслу в железнодорожном училище, а после переезда семьи в Крюков (ныне Полтавская область) продолжил четырехгодичное образование в Кременчугском училище и окончил его в 1904 году.
Уже в этот период юноша увлекается педагогикой. Антон Макаренко в 1905 году оканчивает краткие учительские курсы и начинает преподавать русский язык, рисование и черчение в Крюковском железнодорожном училище.
В 1917 году Макаренко блестяще защищает дипломную работу по теме «Кризис современной педагогики» в Полтавском учительском институте и оканчивает его с золотой медалью.
Дипломированного специалиста призывают в армию, но слабое зрение не позволяет продолжить службу. Антона Семеновича демобилизуют.
С 1918 года Антон Семенович Макаренко работает инспектором городского Высшего начального училища в Крюкове (Кременчугский уезд).
После перебирается жить в Полтаву и заведует начальным городским училищем.
Януш Корчак (1878 — 1942)
Пожалуй, базовый принцип педагогики Корчака — у ребенка есть права. В том числе право злиться, честно высказывать свои мысли, допускать ошибки, терпеть неудачи, иметь секреты от взрослых. И эти права нельзя обесценивать.
«Вместо того чтобы наблюдать, видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример «удачного ребенка” и перед собственным ребенком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться», — с возмущением писал он о традиционных методах воспитания. Преподавание невозможно без любви и уважения к ребенку, причем любить и принимать его нужно таким, какой он есть. Нельзя «лепить» ребенка словно из глины, нельзя насильно подгонять его под представления взрослых. Нелепо злиться, что он не такой, каким воспитатель хотел бы его видеть.
Причина многих педагогических ошибок — «неполноценный» статус ребенка в обществе, считал Корчак. «Есть как бы две жизни: одна важная и почтенная, а другая — снисходительно допускаемая, менее ценная. Мы говорим: будущий человек, будущий работник, будущий гражданин. Как будто всерьез — это лишь в будущем». А между тем, «ребенок — иностранец: он не совсем понимает язык, не знает направлений улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы». Именно таким гидом, по Корчаку, и должен стать педагог.
Джон Дьюи (1859 — 1952)
Американский педагог всю жизнь потратил на создание стратегии «прогрессивного» воспитания. Главный недостаток школы, считал он — ее оторванность от реальной жизни ребенка: он не имеет возможности в школе использовать опыт, приобретенный вне школы, и наоборот. Кроме того, школа учит детей действовать по указке, не поощряет (а чаще наказывает) сомнения и эксперименты и таким образом уничтожает естественную любознательность, изначально присущую каждому ребенку.
«Мышление начинается там, где есть проблемная ситуация», — был убежден Дьюи. Поэтому скучные лекции нужно заменить игровыми методиками, в рамках которых перед учениками ставятся интересные задачи, требующие активного действия. Роль педагога — научить выдвигать и проверять гипотезы, снабдить приемами для самостоятельного получения знаний, поощрять самостоятельность и творческое мышление.
Смерть
Умер Макаренко 1 апреля 1939 года при странных обстоятельствах. Мужчина, возвращавшийся из Дома отдыха писателей в Подмосковье, опаздывал на электричку. Антона Семенович ждали в издательстве с новыми готовыми статьями о принципах воспитания. Вбежав в вагон, Макаренко упал на пол и больше не очнулся.
Могила Антона Макаренко
Официальная причина смерти – сердечный приступ. Ходили слухи, что в Москве Макаренко должны были арестовать, поэтому педагог не выдержал напряжения. Вскрытие показало, что сердце талантливого воспитателя повреждено необычным образом. Орган принимает подобный вид, если в организм попал яд. Но подтверждение отравления найдено не было.
Макаренко похоронили на Новодевичьем кладбище. Советские газеты разместили на страницах некролог, где упомянули Антона Семеновича как заслуженного писателя. О педагогической деятельности мужчины не напечатали ни слова.
Детство и юность
Рождение звезды педагогической сферы произошло в городе Белополье Сумского Уезда. Географически это расположено в Харьковской губернии, именно там 13 марта 1988 года появился на свет маленький Макаренко Антон Семенович. Родители будущего воспитателя из простого рода, отец Семен Григорьевич занимался малярными работами в железнодорожной области, мать Татьяна Михайловна Дергачева, по предкам из дворянского рода.
Антон Семенович Макаренко и его биография не позволяет вникнуть в глубокие детали детства великого публициста советского времени. Младший брат Виталий принимал участие в Брусиловском прорыве, он был рожден в 1895 году и прожил до 1983 года. О своем старшем брате писал, что, несмотря на украинское происхождение, всегда считал Антона русским на сто процентов.
Макаренко отлично знал украинский и польский языки, нередко вставлял цитаты на них в свои произведения, но отдавал предпочтение русскому языку и его особенностям. Учеником он прослыл прилежным и внимательным, в 1904-м году окончил четыре класса училища в городе Кременчуге. Отец сразу определил симпатии сына к образовательному ремеслу и предрек ему будущее учителя.
Макаренко «педагог от бога», после окончания специализированных курсов, он начинает в семнадцать лет трудиться в родном училище. Девять лет он преподавал в различных железнодорожных образовательных учреждениях. В 1916-м пошел в армию ратником, но близорукость позволила ему досрочно демобилизоваться.
Педагогика
После нескольких лет педагогической деятельности Антон Семенович поступил в Полтавский учительский университет. Он получал высшие оценки по всем дисциплинам, вследствие чего окончил вуз с красным дипломом.
В то время биографии Макаренко начал писать свои первые произведения. Свой первый рассказ «Глупый день» он отправил Максиму Горькому, желая узнать его мнение о своем творчестве.
Позже Горький ответил Антону. В своем письме он в жесткой форме раскритиковал его рассказ. По этой причине, Макаренко забросил писательскую деятельность на целых 13 лет.
Стоит заметить, что Антон Семенович будет поддерживать дружеские отношения с Горьким в течении всей жизни.
Свою знаменитую педагогическую систему Макаренко начал развивать в трудовой колонии для несовершеннолетних преступников, расположенной в деревне Ковалевка неподалеку от Полтавы. Он пытался найти наиболее эффективный способ воспитания подростков.
Интересен факт, что Антон Макаренко изучил труды многих педагогов, однако ни один из них не вызвал у него удовлетворения. Во всех книгах предлагалось перевоспитывать детей в жесткой форме, что не позволяло найти контакт между воспитателем и подопечными.
Взяв под свою опеку малолетних правонарушителей, Макаренко разделил их на группы, которым предложил собственноручно обустроить свой быт
При решении каких-либо важных вопросов он всегда советовался с ребятами, давая им понять, что их мнение очень важно для него
Первое время воспитанники часто вели себя по-хамски, однако позже начали проявлять к Антону Макаренко все большее уважение. Со временем ребята старшего возраста добровольно брали инициативу в свои руки, занимаясь перевоспитанием младших ребят.
Таким образом Макаренко смог создать эффективную систему, при которой некогда дерзкие воспитанники становились «нормальными людьми» и стремились передать свои идеи младшему поколению.
Антон Макаренко побуждал детей стремиться получить образование, чтобы в будущем иметь достойную профессию
Также он уделял большое внимание культурной деятельности. В колонии часто ставились спектакли, где актерами были все те же воспитанники
Антон Макаренко и его воспитанники
Выдающиеся достижения в воспитательно-педагогической сфере сделали мужчину одним из самых известных деятелей мировой культуры и педагогики.
Позже Макаренко направили возглавить другую колонию, находящуюся под Харьковом. Власти хотели проверить, была ли его система успешной случайностью или же она действительно работала.
На новом месте Антон Семенович быстро установил уже проверенные порядки. Любопытно, что он взял с собой несколько беспризорников из старой колонии, которые помогали ему работать.
Под руководством Макаренко трудные подростки начали вести достойный образ жизни, избавляясь от вредных привычек и воровских навыков. Дети засеивали поля после чего собирали богатый урожай, а также производили разную продукцию.
Более того, беспризорники научились изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Таким образом, подростки могли самостоятельно кормить себя, почти не нуждаясь в финансировании со стороны государства.
Максим Горький и Антон Макаренко с воспитанниками
В то время биографии Антон Макаренко написал 3 произведения: «Марш 30 года», «ФД-1» и легендарную «Педагогическую поэму». Вернуться к писательской деятельности его побудил все тот же Горький.
После этого Макаренко перевели в Киев на пост помощника начальника отдела трудовых колоний. В 1934 г. его приняли в Союз советских писателей. Во многом это случилось благодаря «Педагогической поэме», в которой он простыми словами описал свою систему воспитания, а также привел множество интересных фактов из своей биографии.
В скором времени на Антона Семеновича был написан донос. Его обвиняли в критике Иосифа Сталина. Предупрежденный бывшими сослуживцами, он успел переехать в Москву, где продолжил писать книги.
Совместно со своей супругой Макаренко издает «Книгу для родителей», в которой представляет свой взгляд на воспитание детей. В ней говорилось, что каждый ребенок нуждался в коллективе, который в свою очередь помогал ему адаптироваться в социуме.
Позже по мотивам произведений писателя будут сняты такие картины, как «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и «Большие и маленькие».
Советская критика
Интересно, что система воспитания Макаренко, на первый взгляд, пропитанная советскими ценностями, критиковалась в СССР достаточно сильно. Самые известные произведения Макаренко о практической работе в колониях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях» признавались «фантастическими», не соответствующими действительности, выходили с большими цензурными ограничениями.
Для многих его последователей приверженность новой системе имела драматические последствия. Некоторые из них, например, воспитанник и сподвижник Макаренко Семён Калабалин попал под арест по ложному доносу в 1938 году, когда начался Большой террор.
Между строк:
Воспитательным опытом Макаренко и Калабалина, а также судьбами воспитанников занималась Фрида Вигдорова, которая смогла задокументировать легендарный судебный процесс над Иосифом Бродским.
В отличие от многих коллег, Макаренко жёстко разделял процесс воспитания и обучения, считая, что методы должны для них выбираться разные. «Словесное» воспитание и чтение, считал он, не так хорошо работает, как коллективная работа и показательный пример. К тому же педагог отдавал предпочтения разновозрастным группам детей, а не классам.
Кроме того, по Макаренко, обязательным было соблюдать дисциплину, но стремиться к идеальной учёбе — нет.
К тому же в СССР не принято было использовать метод «педагогического риска», когда учитель идет на эксперимент, а не предпочитает позицию чеховского учителя «кабы чего не вышло».
Вопросов к системе, которая строилась на детском труде, было множество. Для одних он был слишком жёстким, другие не верили в силу самоуправления, предпочитая строгий контроль. Ведь самоуправление — это элемент демократии, которая в советском обществе воспринималась как нарушение субординации.
Да и сам проект больше относился по своей сути к периоду НЭПа и не отвечал идее «всеобщей уравниловки». Многие исследователи отмечают, что такой эксперимент, как коммуна, был невозможен без поддержки некоторых партийных функционеров, в том числе главе НКВД Украины того времени Всевлода Балицкого.
В сегодняшнем мире представить себе коммуну со строгой дисциплиной, где дети занимаются «взрослым» трудом, невозможно. Это просто не отвечает запросу современного общества. Но, возможно, именно это смогло бы решить вопрос социализации «сложных» детей, если хотя бы частично применять его методы. А социальный эксперимент, который удалось провести педагогу, дал огромное количество материала для дальнейших исследований: недаром существует такая отрасль педагогической науки, как «макаренковедение», по которой защищают диссертации.
Вклад Макаренко в педагогику
На первых порах труды Антона Семеновича воспринимались властью и серьезными людьми той эпохи в штыки, не было доверия. Слова «демократия» боялись как огня, а дать человеку свободу – означало обучить его жизни вне идеологических принципов. Постепенно работы писателя были отредактированы цензурой, а зерно его методик стали применять на практике. Только после успешных и одобренных властью экспериментов с организацией детских домов были комплексно внедрены основные методики Макаренко.
«Книга для родителей» позволит без лишнего пафоса воспитать здорового и крепкого духом человека, который сможет развиваться и прогрессировать в плане реализации полезных обществу деяний. Педагогические аспекты великого прозаика двадцатого века подвластны всем родителям по сей день. Я верю, что в ближайшие годы идеология и воспитание человека станет приоритетным направлением в развитии общества нашей страны, что позволит ее сберечь и сохранить.
Если кратко объяснять методику великого Макаренко. Он говорит о воспитании в человеке желания двигать общество, действовать совместно ради решения общих полезных социуму деяний. Только благими поступками можно выстроить счастливое будущее для себя и своего окружения. Уважение пожилых и поддержка молодых – основа здорового общества.
Что осталось
Прослужив на должности около двух лет, Макаренко тихо вышел в отставку и перебрался с семьёй в Москву. К тому времени у него была семья (обещания никогда не жениться он не исполнил, зато исполнил другое — не иметь собственных детей). Дело вышло так: прожив с попадьей Елизаветой Фёдоровной 20 лет, Макаренко её, наконец, оставил. Брат Виталий в своих воспоминаниях объясняет так: «У неё полезли наружу атавизмы старой поповской семьи — жадность, скупость и мелочность. Она завела с десяток кошек, и во всех комнатах стояла вонь». А может, дело просто в том, что после бесконечных безответных любовей — к учительницам, почтальоншам, просто случайным знакомым — он влюбился в инспектора из наркомпроса, посетившую Колонию имени М. Горького в 1927 году, — Галину Стахиевну Салько, и она вдруг ответила его на чувства. Антону Семёновичу было тогда 39 лет. Он писал ей трогательные письма: «Опять вечер, и опять я остаюсь в одиночестве перед жизнью и любовью, двумя страшными вещами, которых обыкновенно боятся люди… В моей каторжной жизни любовь, как городничий, вошла в переполненный храм, и в храме стало жарко и тесно. Я не знаю, кого жалеть, публику или городничего, и я не знаю, чего бояться. Но что я непременно обязан делать — это благодарить Вас за то, что Вы не прошли мимо случайности — меня. За то, что Вы украсили мою жизнь смятением и величием, покорностью и взлётом. За то, что позволили мне взойти на гору и посмотреть на мир. Мир оказался прекрасным».
Галина Стахиевна
Вскоре она переехала к нему с сыном Львом. Сам Макаренко воспитывал племянницу Олимпиаду — дочь брата Виталия. Виталий был белогвардейцем и едва успел спастись от большевиков, оставив беременную жену. Жил в Париже, дочь свою никогда не видел (в скобках заметим, что и о попадье судить не мог, разве что со слов брата). Девочка, с младенчества отданная Антону, долго считала его своим родным отцом. Воспитывалась она в Коммуне, наравне с другими. А впрочем, лучшего места для ребенка тогда и не было…
И вот теперь семья — супруги Макаренко и двое детей — перебралась в Москву. Антон Семёнович, к этому времени уже автор нашумевшей «Педагогической поэмы», вступил в Союз писателей. Продолжал заниматься литературой, читал лекции по педагогике, вёл передачу на радио, работал над сценарием фильма «Путёвка в жизнь»… Был ли он счастлив? Вряд ли. С женой отношения охладели. Делом своей жизни — воспитанием трудных подростков он заниматься не мог.
Макаренко умер внезапно, в поезде из подмосковного Голицыно в Москву — вёз с дачи вариант сценария на студию. Разрыв сердца. И это не просто такое выражение. В буквальном смысле его сердце разорвалось на две половины, как если бы разломили яблоко. Антону Семёновичу исполнился всего 51 год, он многое ещё мог бы сделать, если б ему не помешали…
Жена не пришла на его похороны, сослалась на плохое самочувствие. Зато потом долгие годы ездила по стране, выступала с лекциями о системе Макаренко. С некоторых пор эта система сделалась страшно популярной (какой никогда не была при жизни Антона Семёновича). Его книги стали бесконечно переиздаваться в разных странах. В Японии так до сих пор на психологических факультетах труды Макаренко входят в обязательную программу. А в Германии есть центр по изучению его наследия. Что ещё осталось? Ученики. Из них ни один не сделался человеком недостойным — брака в воспитании Антон Семёнович не допускал. Артисты, инженеры, музыканты, учителя… Особенно много среди бывших воспитанников Макаренко было учителей. Ещё остались внуки — художник и режиссёр Антон Васильев и знаменитая актриса Екатерина Васильева
Не важно, что они Антону Семёновичу двоюродные, их мать вырастил и воспитал именно он, а воспитать — это главное. Во всяком случае, по Макаренко
Основные педагогические идеи Макаренко
В основу своих методик Антон Семенович заложил принцип параллельного действия. Суть его проста, но и одновременно сложна в понимании. Человек должен являться центральной точкой развития общественной и его собственной жизни, а также стать важнейшей составляющей трудового коллектива. Он выступает творцом успеха во всех аспектах его жизнедеятельности, а принципы и нормы закладываются учителями на первом этапе воспитательного процесса. Так учили нас и наших предков, что сейчас происходит в школах, этого сказать точно не могу.
Человек должен с раннего детства играть в жизнь, но с максимальной ответственностью и уважением к другим участникам процесса, чего не наблюдается в современном обществе. Кратко свои идеи Макаренко выделял через коллектив:
- назначение должностей в органах самоуправления.
- качественная связь с обществом.
- единая цель для команды единомышленников.
- разработка комплекса общих действий для ее достижения.
- контроль, дисциплина и ответственность.
Педагогические идеи Антона Семеновича рассматриваются через призму соблюдения режима, трудового распорядка дня, организации активного отдыха. Через творческую составляющую происходит развитие личности в человеке, его индивидуальные успехи внутри коллектива способствуют росту веры в свои силы и раскрывают оптимально имеющийся потенциал.
Основные идеи Макаренко заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Профессионализм педагога должен заключаться в умении подводить от частностей к общему, точечно и конструктивно. Я понимаю методики легендарного учителя, как умение через конкретные задачи подключать у ребенка максимальный интерес к общественно-полезной жизни.