Славяно-греко-латинская академия

Содержание:

В каких заведениях можно получить среднее профессиональное образование

СПО предполагает подготовку
специалистов среднего звена. Выпускники получают более глубокие знания в своей
области и могут продолжить обучение, поступив в вуз.

Здесь есть два вида
учебных заведений:

  • техникум;
  • колледж.

Учиться в них нужно уже
дольше – 3 года 10 месяцев по очной форме.

Чем они отличаются

В техникумах можно
рассчитывать на прохождение образовательных программ только базового уровня. В
колледжах чаще встречаются программы углубленной подготовки.

Также считается, что
учеба в техникуме приближена, скорее, к школьному формату, тогда как в колледже
– к вузовскому. Поэтому последние находятся на ступеньку выше.

Есть ли исключения

В общем виде иерархия
ссузов выглядит так:

Колледж
Техникум
Профессиональный лицей
Профессиональное училище

Но всегда ли учебные заведения располагаются в ней
именно так? На самом деле, есть исключения. В доказательство рассмотрим такие
образовательные организации, именуемые училищами:

  1. Музыкальное
    училище имени Гнесиных. Это подразделение Российской академии музыки готовит
    артистов, имеющих право вести преподавательскую деятельности. А это
    низкоквалифицированным трудом не назовешь.
  2. Медицинское
    училище №24 в Москве. Несмотря на название, готовит медсестер и медбратьев по
    специальности

    .

  3. Ярославское
    высшее военное училище противовоздушной обороны. Это полноценный вуз,
    выпускники которого становятся офицерами.
  4. Нахимовское
    военно-морское училище. Оно вовсе не связано с получением профессии. Это
    образовательная организация основного общего и среднего общего образования.
    Проще говоря, учатся там школьники.

Можем ли мы отнести их к
заведениям низшей ступени среднего специального образования? Определенно нет.

Так что иногда название
может быть обманчиво. Сохранили его как устоявшийся бренд или не успели
провести реорганизацию – причины могут быть разными. Поэтому смотреть нужно в
первую очередь на образовательные программы, которые предлагает ОО.

Литература

  • Ковалев А. Историческое описание Ставрипигиального второклассного Заиконоспасского монастыря в Москве на Никольской улице / сост. Алексей Ковалев. — М., 1887. — 136 с.
  • Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII веков. — СПб.: Типо-литография М. П. Фроловой, 1899
  • Воскресенский Г. А. Ломоносов и Московская славяно-греко-латинская академия. — М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1891.
  • Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей. М., 1891.
  • Богданов А. П. Борьба за организацию славяно-греко-латинской академии // Советская педагогика. — 1989. — № 4. — С. 128—134
  • Славяно-греко-латинская академия // Сафлор — Соан. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 23).
  • Клименко А. А. Заиконоспасский монастырь. Славяно-греко-латинская академия. Новые материалы // Охрана и реставрация памятников архитектуры. Опыт работы мастерской № 13. — М., 1981. — С. 44-53.
  • Панибратцев А. В. Философия в Московской славяно-греко-латинской академии (первая четверть XVIII века). — М.: Ин-т философии РАН, 1997. — 152 с.
  • Лихудовские чтения : материалы научной конференции «Первые Лихудовкие чтения» (Великий Новгород, 11-14 мая 1998 года) / отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. — Великий Новгород: овГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. — 248 с.
  • Рамазанова Д. Н. Богоявленская школа Лихудов — первый этап Славяно-греко-латинской Академии // Очерки феодальной России. Вып. 7. — М., 2002. — С. 211—237.
  • Вознесенская И. А. Московская Славяно-греко-латинская академия в первой трети XVIII века. // Россия и Христианский Восток = La russie et l’orient chretien — Вып. 2-3. — М., 2004. — С. 518—523.
  • Рамазанова Д. Н. Формирование учебной программы Славяно-греко-латинской академии // Образ науки в университетском образовании : материалы XVII научной конференции (Москва, 27-29 января 2005 г.). — М., 2005. — С. 226—230.
  • Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке. — М. : Языки славянских культур, 2009. — 296 с. — (Россия и Христианский Восток. Библиотека; Вып. 7.) — ISBN 978-5-9551-0298-6
  • Родион (Ларионов), иеродиакон. Московская Академия на перепутье: от Лихудовской школы к «заведению латинских учений» (1694—1701) // Религиозное образование в России и Европе в XVII веке. — СПб., 2011. — С. 142—158.
  • Вандулакис И. «Материалы для изучения курсов Лихудов по грамматике и логике в Славяно-греко-латинской Академии» // Россия и Христианский Восток. Вып. IV—V. — М., 2014. — С. 350—356.
  • Стефаненко О. С. Роль Славяно-греко-латинской академии в истории российского образования. — М.: Перо, 2017. — 98 c.

Школа советского периода

Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:

  • В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд. 
  • В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
  • В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах. 
  • В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
  • С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей. 

Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.

Славяно-греко-латинская академия

Первое в России высшее учебное заведение, открытое в 1687 году, носило название Эллино-греческой академии, с 1701 по 1775 год — Славяно-латинской, а с 1775 по 1814 год — Славяно-греко-латинской академии. Из Славяно-греко-латинской Академии образовались Императорский Московский университет (1755) и Московская духовная академия (1814).

Славяно-греко-латинская академия

Инициаторами создания Славяно-греко-латинской академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело. За два года до смерти С. Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту), в которой выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения. Целью создания Академии С. Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов.

В 1682 через два года после смерти Полоцкого, Привилея была, наконец, принята  к утверждению царем Федором Алексеевичем. В Академии должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию. Учителя и ученики Академии должны были быть, по замыслу Полоцкого, подсудными только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям (прообраз университетской автономии). Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики – обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя – пенсиями. Как учреждение, долженствующее готовить правоверных священнослужителей, Академия должна была научить блюсти чистоту религиозных помыслов.

Симеон Полоцкий

Ей Полоцкий перепоручал ведение цензуры религиозных книг, право вершить суд над отступниками от православия, контролировать деятельность иных образовательных учреждений (если они будут созданы) и даже домашних учителей. Главное место в ученых планах Академии должен был занять греческий язык – основный язык русских богослужебных книг.

Первыми преподавателями Академии были братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения. Начав в 1685 занятия в древнем московском Богоявленском монастыре, они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в нее риторику.

Преподавание велось также и монахами Заиконоспасского монастыря, светскими профессорами. Академия была всесословным учреждением. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви. В годы расцвета, в начале XIX века, в академии обучалось свыше 1600 человек.

Социальный состав учащихся был пестрым: сын конюха, купца мог соседствовать с сыном церковнослужителя высоко ранга и даже с сыновьями столичной знати (князей Одоевских, Голициных). Этим Академия разительно отличалась от других образовательных учреждений, придерживавшихся сословного принципа обучения. Помимо русских, в Академии обучались также украинцы, белорусы, выходцы из Речи Посполитой, крещеные татары, литовцы, молдаване, грузины и греки, был в списках даже один македонец. Ученики старших «классов» учительствовали у младших, помогая преподавателям. Несмотря на то, что Академия принимала людей «всякого чина и сана», стипендии у обучающихся были разные: княжеские дети получали в месяц по золотому, а простые – по полтине.

Поэт В. Тредиаковский

В академии в разное время учились многие, ставшие известными в будущем люди — поэты, ученые, священнослужители: Амвросий (Протасов), Антиох Дмитриевич Кантемир, Михаил Васильевич Ломоносов, Иннокентий Иркутский, Ефимий Болховитинов (Евгений, митрополит киевский), Федор Григорьевич Волков (будущий актер и режиссер), Василий Тредиаковский, Василий Владимирович Петров, Леонтий Филиппович Магницкий, Иван Иванович Комов, Степан Петрович Крашенинников, Василий Иванович Баженов, Фёдор Поликарпович Поликарпов-Орлов, Н. И. Попов, Карион Истомин, П. В. Постников, Н. Н. Поповский, Антон Барсов, Алексей Барсов, Дмитрий Виноградов, П. В. Победоносцев (писатель,    профессор Московского университета, отец обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева), В. И. Ромодановский.

Ссуз как подразделение вуза

Нередко высшие учебные
заведения получают лицензии не только на бакалавриат и / или магистратуру, но и
на среднее профессиональное образование. Это обычная практика, особенно для
крупных образовательных организаций.

Чаще всего на базе вузов создаются
колледжи. Они, как уже упоминалось, дают образование, по формату более близкое
к университетскому.

При такой насыщенной
структуре выше вероятность возможности перезачета дисциплин при поступлении на
более высокий уровень. Иными словами, выпускник колледжа, поступающий по
программе бакалавриата в той же ОО, может рассчитывать на сокращенное обучение.

Первый технический вуз в России

В первой четверти ХVIII века Петр I дал мощный импульс развитию образования в России, удачно заложил основы профессиональной системы образования. Во второй половине XVIII века в Российской империи началось бурное развитие промышленности, особенно горного дела на Урале. Нужны были специалисты высокой квалификации. Приглашение в Россию инженеров-иностранцев дорого обходилось государственной казне. Поэтому группа башкирских рудопромышленников во главе с Исмаилом Тасимовым обратилась в Берг-Коллегию (орган руководства горнорудной промышленностью) с предложением о создании училища по подготовке горных специалистов. Сенат одобрил это предложение и представил императрице Екатерине II доклад «»Об учреждении Горного училища при Берг-Коллегии»», который она утвердила.

Торжественное открытие состоялось 28 июня 1774 года и было приурочено ко дню восшествия на престол императрицы.

С этой даты идет отсчет времени создания первого технического вуза в России. Училище разместилось на Васильевском острове. Учебный процесс в Горном училище сочетал в себе все необходимые для того времени теоретические и практические занятия. Так, по инициативе первого директора училища М.Ф.Соймонова, во дворе вуза был построен «»примерный рудник»», который позже стал составной частью первого отечественного Горного музея в Петербурге. Параллельно с занятиями ведущие преподаватели А.Нартов, С.Нарышкин, П.Рычков и другие проводили научные исследования, привлекая к ним лучших студентов.

Дальнейшее развитие горного дела в России требовало все большее число инженеров, поэтому с годами вуз претерпевал изменения. Если при создании училища насчитывалось всего 23 студента, то через 10 лет их насчитывалось уже 60.Немалую лепту в развитии Горного училища внесли его директора. Это тайный советник, сенатор А.Алябьев, которого назначил император Павел I, генерал от артиллерии, сенатор А.Корсаков, который преобразовал Горное училище в Горный кадетский корпус. Это Е. Мечников, который продолжил улучшение развития учебной программы вуза. Именно в его период руководства (1817-1824 г.г.) как никогда возросла популярность Горного кадетского корпуса среди молодежи, ибо этот вуз выпускал не только талантливых инженеров, но и видных деятелей русской литературы и искусства (А.Бестужев-Марлинский, Н.Языков, В.Каратыгин, И.Орлов и др.).

А в 1833 году уже при новом директоре Е.Корнееве сам император Николай I утвердил положение и устав с новым названием Института Корпуса горных инженеров, который в его царствование больше походил на военно-учебное заведение, чем на технический институт. И только при правлении императора Александра II утвердили новый устав. С 1866 года Горный институт стал открытым высшим техническим заведением с 5-летним сроком обручения.

Предметная система образования и другие особенности Горного института вызвали интерес в других вузах страны. Распространение этой систем способствовали изданные в августе 1905 года «»Временные Правила об управлении высшими учебными заведениями ведомства Министерства народного просвещения»» (это был один из наиболее демократичных руководящих документов высшей школы).

Ректоры

  • Гавриил (Кременецкий) (20 сентября 1743 — 5 апреля 1748)
  • Вениамин (Краснопевков-Румовский) (1770 — 17 января 1774)
  • Вениамин (Багрянский) (июль 1782 — ок. кон. 1783)
  • Амвросий (Орлин/Яковлев-Орлин) (1791 — 1792)
  • Антоний (Знаменский) (7 апреля 1795 — 1797)

Далее до 1809 года см. список ректоров академии

  • Анатолий (Максимович) (25 августа 1809 — 1812)
  • Мефодий (Пишнячевский) (1812 — 1813)
  • Иннокентий (Смирнов) (сентябрь 1813 — 1819)
  • Иоанн (Доброзраков) (ноябрь 1824 — январь 1826)
  • Антоний (Домкинский) (февраль 1826 — сентябрь 1827)
  • Нафанаил (Павловский) (сентябрь 1827 — 8 сентября 1830)
  • Макарий (Зимин) (1830 — 1838)
  • Афанасий (Соколов) (7 марта 1838 — 25 июня 1841)
  • Феогност (Лебедев) (24 июля 1841 — 1848)
  • Христофор (Эммаусский) (21 октября 1848 — 8 февраля 1849)
  • Иоанникий (Горский) (2 апреля 1850 — 15 апреля 1856)
  • Нектарий (Надеждин) (2 апреля 1857 — 17 мая 1859)
  • Леонтий (Лебединский) (17 мая 1859 — 1860)
  • Платон (Троепольский) (21 марта 1860 — 1864)
  • Палладий (Раев-Писарев) (2 декабря 1864 — 1866)
  • Павел (Лебедев) (20 декабря 1866 — 1868)
  • Хрисанф (Ретивцев) (8 января 1869 — 1874)
  • Княжинский Василий Стахиевич (24 апреля 1875 — 2 января 1880)
  • Николай (Налимов) (21 марта 1889 — 1890)
  • Антоний (Храповицкий) (1890)
  • Питирим (Окнов) (1 января 1891 — 17 июля 1894)
  • Иннокентий (Фигуровский) (1894 — 1895)
  • Павел (Поспелов) (14 июля 1895 — 21 ноября 1897)
  • Мефодий (Великанов) (30 ноября 1897 — 31 июля 1899)
  • Сергий (Тихомиров) (6 октября 1899 — 15 октября 1905)
  • Вениамин (Казанский) (1905 — 1910)
  • Василий Мартинсон (25 января 1910 — 1918)

1918 — 1946 — закрыта

  • Исидор (Богоявленский) (1946 — 1947)
  • Кирилл (Гундяев) (26 декабря 1974 — 26 декабря 1984)
    • Мануил (Павлов) (1985 — 1986) и.о.
    • Стойков Василий Иванович (1992 — 1993) и.о.
  • Стойков Василий Иванович (1993 — 17 июля 1996)
  • Константин (Горянов) (17 июля 1996 — 6 октября 2008)
  • Амвросий (Ермаков) (6 октября 2008 — 14 июля 2018)
  • Серафим (Амельченков) (14 июля 2018 — 9 июля 2019)
  • Силуан (Никитин) (с 9 июля 2019)

Причины возникновения первых университетов в Европе

В Европе первые университеты появились не как прихоть отдельных учёных. Этому способствовали серьёзные изменения в обществе. Предпосылками появления первых университетов в Западной Европе можно назвать следующие:

  • необходимость в специалистах, которых не могли дать монастырские школы;
  • развитие семи классических искусств и наук, которые легли в основу образовательной модели Liberal Arts;
  • желание сохранить имеющиеся знания и приумножить их;
  • формирование и развитие академической традиции.

Все эти причины выявили необходимость создавать новые институты и готовить специалистов в разных областях знания.

Наука и образование

Богоявленский собор Богоявленского монастыря постройки 1696 г. и памятник братьям Лихудам

«Привилегия на Академию» — учредительный документ Славяно-греко-латинской академии 1682 г.

Славяно-греко-латинская академия

Первое высшее учебное заведение на нынешней территории России было учреждено на основе привилегии царя Фёдора Алексеевича 1682 г., а фактически начало функционировать уже при царице Софье. Инициатором создания академии был выдающийся русский просветитель XVII в. Симеон Полоцкий (учитель старших детей Алексея Михайловича, включая Фёдора Алексеевича и Софью Алексеевну), а также его ученик Сильвестр Медведев. Уже в 1682 г. были созданы Богоявленская и Типографская школы, на основе которых в 1685 г. была создана собственно Славяно-греко-латинская академия. Первыми преподавателями были братья Иоанникий и Софроний Лихуды, выдающиеся богословы греческого происхождения. Первоначально Академия размещалась в московском Богоявленском монастыре, но к 1687 г. для неё было выстроено специальное здание в Законоспасском монастыре, отчего годом открытия академии часто называется 1687 год.

В академии изучали грамматику, поэзию, риторику, логику и физику, философию и богословие, арифметику, историю, географию, греческий и (с начала XVIII в., после преобразований просветителя Палладия Роговского) латинский язык. Академия носила, таким образом, первоначально богословский, а затем общий гуманитарный характер. После основания в 1701 г. московской (первого технического вуза России) многие учащиеся Славяно-греко-латинской академии после первоначального обучения переходили в навигацкую школу и иные основанные при Петре I училища. Впоследствии многие лучшие профессора перешли в основанные в 1725 г. , а затем и в Московский университет, основанный в 1755 г. выпускником Славяно-греко-латинской академии Михаилом Ломоносовым. Кроме Ломоносова, в число выдающихся выпускников академии входили: математик и педагог Леонтий Магницкий (основоположник математического образования в России), выдающиеся поэты Антиох Кантемир и Василий Тредиаковский, архитектор Василий Баженов и актёр Фёдор Волков (основатель русского театра). Академия оставалась самым популярным вузом России вплоть до основания Московского университета, который во многом был создан именно на основе Славяно-греко-латинской академии.

Судя по тому, что формирование Славяно-греко-латинской академии происходило на протяжении большей части 1680-х гг., а также по тому, что для академии было выстроено собственное здание, а зарплаты преподавателей высшего класса и иностранного происхождения в ту эпоху были сопоставимы по относительной величине с нынешними зарплатами топ-менеджеров крупных компаний, создание первого в России высшего учебного заведения можно отнести к крупным проектам.

Спасская башня Сызранского кремля, 2008 г.

Металлургическая промышленность

Олонецкие горные заводы

В 1680-е гг. начинается масштабный рост металлургической промышленности в Карелии (Олонецкой земле), где датчанин Бутенант фон Розенбуш при содействии правительства построил 5 чугуноплавильных и железоделательных заводов: Устьрецкий, Фоймогубский, Лижемский, Спировский и Кедрозерский. Заводы использовали местные болотные и озёрные руды. Первый же медеплавильный завод в Карелии (Спировский медеплавильный) был построен при поддержке правительства ещё в 1670 г. новгородским купцом Семёном Гавриловым в Фоймогубской волости на Заонежском полуострове.

Примечания

  1. ↑ . Красная книга Архнадзора: электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой.
  2. Малиновский А. Ф. Историческое обозрение Москвы. — М.: Вече, 2007. — С. 225.
  3. . Портал открытых данных Правительства Москвы. Объекты культурного наследия.
  4. Аринин Е. И.publisher = Дни Славянской письменности и культуры. Рождественские чтения во Владимире. .
  5. . Портал открытых данных Правительства Москвы. Объекты культурного наследия.
  6. Платонов, Никита // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М.: Педагогика. 1985. С. 236—240
  8. Смолина К. А. Сто великих театров мира.. — М.: Вече, 2001. — 479 с.
  9. . Портал открытых данных Правительства Москвы. Объекты культурного наследия.
  10. Ева Меркачева. . МК.RU (04.08.2017).
  11. . Департамент культурного наследия города Москвы.

Итак…

Особенностью российской системы образования по сравнению с другими европейскими странами являлось многообразие форм образовательных организаций, их организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности, состава учредителей и источников финансирования. Наряду с общеобразовательными учреждениями, гимназиями и университетами, находившимися в подчинении Министерства просвещения (созданного в 1802-04 годах), существовало еще несколько важных научно-образовательных подсистем, игравших не меньшую роль, но ориентировавшихся на другие модели и находившихся в подчинении других ведомств. Еще в конце XVIII – начале XIX века были созданы образовательные, художественные и научные учреждения, которые курировали непосредственно члены царской  фамилии. Часть этих учреждений были объединены позже в Ведомстве Императрицы Марии (институты и гимназии) и Министерстве Императорского Двора (Высшее художественное училище, Училище живописи, ваяния и зодчества и другие художественные и театральные учебные заведения).

Министерству промышленности и торговли подчинялись высшие политехнические, горные и коммерческие учебные заведения.

В процессе столыпинских реформ под руководством начальника департамента в сельскохозяйственном ведомстве графа П.Н. Игнатьева в 1909 – 1914 годах была создана стройная система начальных, средних и высших сельскохозяйственных учебных заведений, подчинявшихся Главному управлению землеустройства и земледелия.

Целый ряд учебных заведений был подчинен Министерству внутренних дел, Министерству путей сообщения, Министерству юстиции, Министерству финансов, Его Императорского Величества Канцелярии.

Количество студентов в высших учебных заведениях России (в тысячах человек) на 1914 год

Университеты

Факультеты:

Богословский  0,13;  Историко-филологический 3,4; Физико-математический 9,9; Юридический 15,3; Медицинский 9,4; Восточных языков 0,18; Всего: 38,2.

Технические институты   26,5; Медицинские и ветеринарные институты 6,8; Духовные академии 0,8; Педагогические 2,1; Юридические 2,7; Сельскохозяйственные и лесные 7,0; Высшие женские учебные заведения 33,8 .

Фортификационные сооружения

Крепость Сызрань (Сызранский кремль)

Известная в настоящее время как Сызранский кремль крепость собственно кремлём, конечно, не являлась, поскольку возводилась не посреди большого города для защиты его жителей, а в чистом поле. Крепость с четырьмя деревянными и одной каменной башней построена в рекордно короткий срок летом 1683 г., что, впрочем, характерно для практически всех передовых крепостей, строившихся на границе со степью — затягивать стройку не было возможности, так как в этом случае кочевники могли напасть на неё большими силами ещё в процессе строительства. Также крепость играла значительную роль в борьбе с волжскими пиратами, до её строительства постоянно нападавшими на суда в окрестностях этого места. В то время предполагалось, что крепость станет центром целой оборонительной черты, однако в дальнейшем планы были пересмотрены. Судя по очень редкому для пограничной крепости (вследствие большой трудоёмкости) наличию крупной каменной надвратной башни, проект относится к крупным.

Школьное образование при Петре I

Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:

  • В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
  • В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
  • В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.

При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания. 

[править] Ссылки

Университеты

Московский государственный им. М. В. Ломоносова • Военный университет Министерства обороны РФ • Кинематографии им. С. А. Герасимова • Высшая школа экономики • Гуманитарных наук • Дружбы народов • Университет по землеустройству • Туризма и сервиса • Управления • Юридический (МГЮА) • Авиационный институт • Автомобильно-дорожный • Тонких химических технологий • Городской педагогический • Геологоразведочный им. С. Орджоникидзе • Горный • Индустриальный • МГИМО • Институт радиотехники, электроники и автоматики • НИУ «МИЭТ» • Сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева (аграрный университет) • Гуманитарный им. М. А. Шолохова • Лингвистический • Медико-стоматологический • Областной • Психолого-педагогический • Строительный • Текстильный • Машиностроительный университет «МАМИ» • Технический университет гражданской авиации • Технический им. Н. Э. Баумана • Технологический университет «Станкин» • Геодезии и картографии • Дизайна и технологии • Инженерной экологии • Культуры и искусств • Леса • Печати • Пищевых производств • Приборостроения и информатики • Путей сообщения • Технологий и управления • Экономики, статистики и информатики • Педагогический государственный • Технический университет связи и информатики • Физико-технический институт • Энергетический институт • Технологический университет «МИСиС» • Ядерный университет «МИФИ» • Первый медицинский им. И. М. Сеченова • Экономический им. Г. В. Плеханова • Российский гуманитарный • Медицинский им. Н. И. Пирогова • Социальный • Театрального искусства • Технологический им. К. Э. Циолковского • Инновационных технологий и предпринимательства • Университет МВД • Нефти и газа им. И. М. Губкина • Физической культуры, спорта, молодёжи и туризма • Химико-технологический им. Д. И. Менделеева • Финансовый при Правительстве РФ

Академии

Внешней разведки • Государственной противопожарной службы МЧС • Гражданской защиты МЧС • Труда и социальных отношений • Управления МВД • Академия ФСБ • Внешней торговли • Славянской культуры • Классическая им. Маймонида • Дипломатическая • Ветеринарной медицины и биотехнологии • Водного транспорта • Хореографии • Художественно-промышленная им. С. Г. Строганова • Архитектурный институт • Правосудия • Народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ • Открытая академия транспорта • Правовая академия Министерства юстиции РФ

Институты

Военный институт (инженерных войск) • Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина • Пограничный институт ФПС • Российская школа частного права • Академический художественный им. В. И. Сурикова • Музыки им. А. Г. Шнитке • Русского языка им. А. С. Пушкина • Музыкально-педагогический им. М. М. Ипполитова-Иванова • Театральный им. Б. Щукина • Школа-студия МХАТ • Литературный им. Горького • Гуманитарно-экономический • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина

Консерватории

Академия хорового искусства • Консерватория им. П. И. Чайковского • Российская академия музыки им. Гнесиных

Филиалы

Московский киновидеоинститут — филиал СПбГУКиТ • Институт туризма и гостеприимства — филиал РГУТиС

Университеты

Гуманитарный • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный • Российский новый • Российский православный • Финансово-юридический (МФЮА) • Государственного управления • Университет РАО

Академии

МНЭПУ • Православная духовная • Туризма

Институты

Библейско-богословский св. ап. Андрея • Биркат Ицхак • Высшая школа культурологии • МГИКУ • Гуманитарный • Евразийский открытый • Индустрии сервиса • Коммерции и права • Мировых цивилизаций • Открытого бизнес-образования и дизайна • Современного искусства • Управления и информатики • Психоанализа • Банковский • Телевидения и радиовещания • Экономики, менеджмента и права • Психолого-социальный • МИСАО • Православный св. Иоанна Богослова • РЭШ • Энергобезопасности и энергосбережения • Свято-Филаретовский православно-христианский • Старообрядческий богословский

Смольный институт Екатерины II

До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:

  • В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству. 
  • В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
  • В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
  • В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий. 

Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:

  • Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
  • Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
  • Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
  • Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector