Неделя о мытаре и фарисее в 2021 году. первый зов великопостной весны

Случай в Коринфе, проливающий больше света

Апостол Павел услышал страшную весть о случае инцеста, произошедшего в церкви Коринфа, и тогда он пишет следующее:

Апостол сразу же принял меры – написал 1 послание к Коринфянам, и просил их принять срочные меры и выгнать его из Церкви блудника, который говорил и думал, что он является “братом”:

В конце главы он говорит христианам, как обращаться с тем, кто был отлучен от Церкви:

Так что же это значит, чтобы мы считали как мытарей и грешников “брата” или “сестру”, которые были исключены из Церкви? Не иметь никакой связи с ними. Но, помните, что это отношение может быть принято только после того как вы лично обличили его, если он не исправился, вы взяли с собой каких-либо свидетелей, и если он опять не исправился, сказать всей церкви. Только после того, как их отлучат из Церкви (а это называется предать в руки сатаны) вы не должны иметь никаких связей с ним или с ней.
Нелегко сделать это, и печально видеть, как люди боятся обличать человека, который живет в грехах, о которых они знают, и если дело дойдет до обличения и отлучения от Церкви, то все те, кто боялся обличать, продолжают поддерживать с ним отношения. Если мы не равнодушны и любим тех, кто называет себя “братом” или “сестрой”, мы должны обличать в соответствии с Писанием именно потому, что любим их и хотим спасения их души. Да поможет нам Бог!

Перевод: Моисей Наталья

История выражения

Фото: Nicola-arzamas.ru

Первосвященники и высшие чины израильского народа были шокированы словами Христа.

Народ был не только удивлен, но и разгневан. Как так может получиться? Может и им нужно отдать предпочтение греховным делам, чтобы оказаться в Царствие Божьем?

Объяснение приводится в тексте Евангелия. Обратимся к описанию события, когда Иоанн Креститель крестит народ, чтобы избавить их от грехов земных и приблизить к Богу.

На крещение пришли и мытари. Оно задали вопрос: «Что же нам делать?» Но Иоанн Креститель отвечал, что свой выбор они уже сделали, то есть пришли на крещение, а значит, каются и заслуживают прощения, в то время как законники отказались от действа. В этом и кроется смысл слов, сказанных Иисусом Христом.

Сборщики налогов и Христос

Однако читая Евангелие, повествующее о жизни Господа Иисуса, мы замечаем, насколько разительно отличались взгляды, которым учил он, от общепринятых в то время. Мы нигде не читаем, что Матфей или Закхей продолжали обманывать людей после того, как стали христианами. Напротив, как мы узнаем из Библии, Матфей оставил свою контору ради того, чтобы следовать за своим Господом. Не удивительно, что Христос так ценил этого человека! Он сам неоднократно говорил: «Не здоровые нуждаются во враче, а больные», — показывая тем самым, что мытарь — это не такой уж безнадежный человек, как считало большинство в те времена. Более того, то, с какими чувствами Матфей написал свое повествование о жизни Христа, восхищает многих ценителей мировой литературы. «Читая его Евангелие, — говорят они — чувствуешь, с какой теплотой он говорит о своем Господе». Видно, что весть Сына Бога находила отзывы в сердцах даже тех, кто в глазах других находил только лишь презрение.

«Мытарство» на Руси

В те времена вся пошлина или налог, который собирали мытари, шел на обеспечение князей, владеющих тем или иным уделом. Они обладали правом разрешать или не позволять мыт на своей территории. К примеру, когда два князя договаривались о совместном сотрудничестве, тогда и первый и второй были обязаны из вежливости позволить купцам без лишних препятствий провозить свои товары по территории другого. В то время это называли «без рубежа» (т. е. без границ) или «без зацепок» (т. е. без препятствий).

Если же были те, кто хотел всячески избежать уплаты обязательного налога, тогда такие люди могли быть оштрафованы за нарушение устного закона. Такой штраф назывался «промытом». Отсюда же происходит слово «промытаривать», которое созвучно современному «промотать», что, очевидно, указывало на штрафные санкции, из-за которых человек мог лишиться последнего имущества.

Древняя Иудея

Древняя Иудея была государством-вассалом Римской империи. Управлял ею римский наместник, и на территории действовали римские законы. Налогами, как и в Риме, занимались специальные конторы. Между прочим, сборщик налогов в Иудее был самым презренным человеком. Он входил в определённое сословие в обществе, к которому иудеи относились с глубоким презрением, так как они были нечестны, зачастую превышали ставку налога, состояли на службе прокуратора и собирали дань в пользу Рима. Занимался этим, как и в Риме, мытарь.

Это слово было ругательным. Зазорным считалось с ними общаться, вместе есть, пить. Хорошо известно, что ученики Христа Матвей и Закхей были мытарями, но искренне раскаялись и перестали заниматься этой деятельностью. Впоследствии Матвей был провозглашён апостолом – посланником.

История происхождения молитвы мытаря

Гордыня и превозношение в православии считаются одними из самых страшных грехов, ведь именно эти пороки привели к падению ангела света. Поэтому истинно верующий человек постоянно просит Бога сохранить его от этого греха и проверяет свое духовное состояние, обращаясь с молитвами к святым и ангелу-хранителю.

Чтобы понимать, что означает молитва мытаря, и в каких случаях ее необходимо произносить, стоит разобраться, кем являлся этот человек. Современному человеку, не изучающему Библию и не посещающему храм, сложно понять значение слова «мытарь», ведь сегодня таких людей нет. Однако мытаря, или сборщика податей, можно сравнить с современным налоговым инспектором. В древние времена такие люди отвечали за наполнение казны императора и собирали подати со всех жителей подконтрольной территории. В те времена, когда Христос совершал свое земное служение, к мытарям относились пренебрежительно и не любили за то, что они брали с народа намного больше податей, чем это полагалось по закону.

Иудейские священники считали сборщиков податей оскверненными из-за того, что те общались с язычниками, и старались не находиться в их обществе. В притче, которую рассказал Иисус своим ученикам, речь шла о фарисее, уважаемом члене иудейского общества, и всеми презираемом мытаре, которые зашли в храм помолиться. Первый благодарил Бога за то, что живет праведной жизнью и не похож на стоящего рядом сборщика податей. Второй же не смел поднять головы и, осознавая свои грехи, каялся и просил прощения у Господа. Христос сказал, что из этих двоих мытарь пойдет более оправданным, чем священник, так как искренне покаялся в своих деяниях.

С тех пор в православии этой молитве придается большое значение, так как сам Господь обратил на нее внимание в Святом Письме

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

Дела семейные
30.09.21 10:41

Притчи о возможности покаяться

Фото: Ru.wikipedia.org

Христос напоминает нам, что осознание неправедной жизни возможно в любой момент. Мы видим это на примере притч и Библейских описаний.

Даже в самый трагичный момент распятия Христос указал собравшимся людям, что дарует такую возможность каждому независимо от его поведения. Преступник, которого, распяли вместе с ним, достоин прощения. Он признал Господа, покаялся о недостойной земной жизни.

Известно и такое сказание. Отец повелел сыновьям идти работать в винограднике. Один из них отказал родителю. Но позже признал, что не прав и отправился трудиться. Второй же сын, пообещав отцу выполнить указание, ничего не сделал. Кто же из них достоин Царствия Божьего?

Конечно, первый сын. Он поступил неправильно, но искупил вину последующим поступком.

Когда нужно читать

Добрые дела, совершаемые человеком, не могут принести ему спасения и прощения совершенных грехов, так как Богу нужны смиренное сердце и искреннее покаяние. Именно поэтому молитва мытаря имеет такое большое значение в православии.

Читают молитву сборщика податей в нескольких случаях:

когда человек чувствует беспричинный страх или тревогу за себя и своих ближних;
проходя мимо церкви или любого христианского храма;
собираясь на богослужение и перед входом в церковь;
перед обращением к Господу с любой просьбой;
когда человек чувствует, что поступил неправильно, и у него тяжело на сердце;
при возникновении тяжелых жизненных обстоятельств или проблем;
перед входом в любое помещение;
при начале важного дела;
перед тем, как лечь в больницу;
после пробуждения и перед отходом ко сну;
когда необходимо срочно обратиться к Господу, а времени на долгие молитвы нет;
в начале первой части семипоклонного начала;
при окончании основной молитвы дома или в храме;
перед началом принятия пищи и после окончания трапезы.

А в чем нам каяться?

Фото: Semyaivera.ru

Законники, книжники, фарисеи были уверены, что каяться им не в чем. Они ведут праведную жизнь, а значит, заслуживают Царствия Божьего.

Слова Иисуса о том, что они туда не попадут, разгневали служителей земного правителя. Если уж блудницы да мытари попадут, то они и подавно!

Но это не так. Люди грешившие, искренне покаялись в своих грехах. Их охватило чувство вины. Они осознали, какой недостойный образ жизни вели.

А вот фарисеи да прислужники царя вины не осознали, не поняли, что живут не по Божьим Законам. Так в чем же нам каяться перед Господом, если вины нет?

Случалось ли вам плохо думать о ближнем? Или испытывать желание отомстить, чувство неприязни? Отказывали ли вы в помощи нуждающемуся? Даже люди, посвятившие служению Церкви, находят в своих поступках и мыслях греховное. Они спешат покаяться.

Но значит ли этот факт, что грешить можно при земной жизни? Ведь перед смертью мы можем раскаяться и очиститься от грехов?

Нет, мы не знаем, когда наступит наш смертный час. Более того, цель раскаяния – не искупление от грехов, а дарование возможности начать новую жизнь, «с чистого листа», без прегрешений.

Поэтому Господь и поставил блудниц да мытарей впереди фарисеев, не пожелавших раскаяться и отвергших Христа.

Иисус постоянно напоминает своим ученикам о необходимости каяться на примере притч.

Толкование в контексте

Но не будем заблуждаться – любая (даже самая правильная и хорошо оформленная) определенность сковывает человека гробницей – о чем и говорит Иисус, сравнивая фарисеев в другом месте с гробами окрашенными, красивыми, внутри которых лишь кости и прах (Мф. 23, 27).

Заметим – так удаленные части Евангелия открывают истинное значение друг друга.

Но еще больше помогают открыть значение друг друга близкие друг другу евангельские эпизоды – на первый взгляд, разрозненные и даже вызывающие в нас недовольство прерывистостью сюжетного хода. Полагаю, в ряде случаев, плавность сюжетного хода приносилась в жертву именно смысловым стяжениям и соответствиям. Как в случае с притчей о мытаре и фарисее. Ибо сразу за этой притчей у Луки следует эпизод о приносимых к Иисусу младенцах – и слова о том, что только приняв Царствие Божие, как дети, мы можем войти в него (Лк. 18, 17).

Пусть дети идут ко Мне. Карл Блох. Дата неизвестна

О чем просит фарисей?

Поразительно – но он ни о чем не просит! Его молитва – это молитва благодарения, а не молитва нужды; по-видимому, он молится самой совершенной из молитв. И он не приписывает себе заслугу своих достоинств и своей совершенной жизни – он заслугу того, что он все заповеданное исполняет, относит всецело на счет Бога. Он чувствует себя любимцем Бога, созданным иным, чем прочие люди, погрязшие во грехах и не соблюдающие закона. Фарисей же исполняет даже больше, чем требуют закон и регламент: постится больше заповеданного и отдает больше, чем требует закон, согласно которому десятина взималась лишь с урожая и скота (а не со всего приобретенного). Фарисей здесь является как вещь, целиком и даже с небольшим избытком заполнившая свои границы, занявшая положенные ей пределы, полностью осуществившаяся. Вещь, с которой ее Творцу как бы нечего больше делать.

Правила чтения

Даже такую молитву, как обращение мытаря, необходимо читать правильно, чтобы она принесла пользу, а не была статичным произношением заученных слов. Человек должен осознать свою греховность и необходимость в Господе для борьбы с темными силами. Также молящийся должен искренне захотеть изменить свою жизнь и понимать, что это возможно только с Божьей помощью.

В том случае, если текст произносит женщина, ей необходимо покрыть голову косынкой или шарфиком, и менять слова на «грешную», «грешной». Также молитва сопровождается тремя поясными поклонами, по одному на каждую строчку произносимого текста.

Если человек с полным смирением произносит молитву, Бог всегда придет к нему на помощь в сложной ситуации и защитит от зла.

Чем занимались мытари в Риме

В Римской империи сбором налогов, накладываемых на земельные участки, занимались римские военачальники. Данная система была хорошо урегулирована. Однако обладать властью на экспорт или импорт товаров, перевозимых через страну купцами, мог, в принципе, каждый, кто обладал соответствующим влиянием. Достаточно было получить необходимое разрешение. Но стоить эта привилегия могла немалое количество финансовых средств. Когда такие «мытари», или сборщики, занимались своей работой, то могли получать прибыль от налоговых поступлений, которые намного превышали сумму их обычной ставки. Правда, вся эта деятельность проводилась совсем не так легко, как может показаться. Субподрядчики или начальники постоянно контролировали правомерность сбора налогов в некоторых частях своей территории.

Как рассматривали мытарей и грешников во времена Иисуса?

Когда Иисус жил и служил на этой земле, Иудея находилась под римским владычеством. Они искали людей, не имеющих моральных принципов и жадных из народа Израиля, которых они нанимали на работу для сбора непосильных налогов, введенных против их народа. Вместе со сбором налогов, которые итак были слишком большими, они, мытари, брали еще сверх того, что было положено, для того, чтобы заработать себе богатства. Таким образом, этих людей очень сильно ненавидели в народе.
Фарисеи, с другой стороны, были партией, которая претендовала на то, что они самые верные Закону Ветхого Завета, но они добавили много человеческих заповедей к этому закону и требовали их исполнения от людей. Другие Иудеи считали, что фарисеи являются самыми верными и исполняли все то, что фарисеи говорили. Давайте теперь посмотрим несколько примеров из Писания, которые покажут нам, как относились фарисеи и народ к мытарям и грешникам.
Когда Иисус пришел в дом мытаря Левия, который стал апостолом Матфеем …

Таким образом, фарисеи не позволяли себе садиться за стол, чтобы есть и пить с мытарями и грешниками.
Евангелист Лука рассказывает нам следующее:

Из этих стихов, кажется, что фарисеям даже не разрешалось сидеть вместе в одном месте с мытарями и грешниками.
Мытарь Закхей так хотел услышать учение Господа Иисуса о спасении, что даже пренебрег презрением, которое было со стороны народа, пренебрег стыдом и влез на смоковницу, чтобы увидеть Иисуса, когда Он должен был проходить мимо. Господь Иисус увидел состояние его сердца и решил остановиться в его доме.

Как видите, на этот раз не только фарисеи, но все, присутствующие роптали и осуждали Иисуса за то, что Он пришел в дом мытаря, которого они называли грешником. Это показывает нам, что они никогда так не поступали.

Евфимий Зигабен

аще же не послушает их, повеждь Церкви: аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь

Аще же не послушает их, повеждь Церкви

Церковью здесь называет предстоятелей Церкви верующих. Открой им все, относящееся к нему. Может быть, они убедят его, уважающего достоинство их.

Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь

Прекрати с ним после этого всякое общение, как с неисцелимым. К неверующим язычникам присоединил и мытарей по причине их любостяжания, корыстолюбия, бесчувственности и несправедливости. Итак, послушаем же мы, подверженные такого рода страстям. Смотри, какое старание Он заповедует прилагать для исправления соблазнивших нас; а мы не стараемся врачевать даже тех, которых мы сами соблазнили. Но что же? одно ли это наказание будет для неисцелимого? Нет; слушай, что дальше следует.

Толкование Евангелия от Матфея.

Сбор налогов в древней Руси

Система налогообложения Рима перешла и в Византию, откуда слово «мытарь» пришло на Русь после крещения. Значение у него осталось прежним, мытарь — это таможенник. Сбор дани (основного налога) проходил в ноябре месяце. Сборщик налогов — князь со своей дружиной, который объезжал всех поданных и собирал «полюдье». Определённого размера данная повинность не имела, кроме этого во время объезда князь проводил суды.

Именно после сбора «полюдья» был убит князь Игорь. А его жена – княгиня Ольга -жестоко отомстила жителям города Искоростень. Осадила его своими войсками, а после покорения сожгла. Жителей же обложила тяжёлой данью. Это событие заставило её пересмотреть методы сбора.

Был назначен определённый размер и места сбора дани – становища и погосты, определена форма доставки дани населением (повоз) в специальные места. Подушный налог имел название «тягло», а впоследствии получил название «подать». Были созданы сборщики податей – приказы. Ею обкладывались и такие виды деятельности как стрелецкие, ямские и прочие. Например, стрелецкую подать платили в Стрелецкий приказ.

Виды налогов

В те времена различали несколько видов такого «мыта». Под мытарство подпадали, как мы уже узнали, как наземные торговые маршруты, так и водные. Поэтому различали несколько видов мыта: «проплавной мыт», «мыт прибрежный», «мостовщина» и «мыт наземный». Такой пошлинный налог мог быть уплачен в денежном эквиваленте либо же товарами. Мостовщина же подразумевала уплату налога при проезде через мосты.

Кроме всех вышеперечисленных видов, налог взимался за провоз товара, его простой и при его продаже. Неудивительно, что для простых людей, да и для зажиточных, это было равносильно обдирательству.

Значение слова Мытарь?

Борисов игорь

Мытарь — это служивый человек, который взимает государственную пошлину (мыто, по-старорусски) с проезжающих через таможенную границу граждан. То есть по современным понятиям, мытарь это всего лишь таможенник. Кстати, в современном украинском языке таможня так и звучит — мытниця, а ее работник — мытарь. Недалеко от Киева даже село есть с названием Мытница.

Caroline12

Мытарем в древние времена называли сборщика налогов и разнообразных сборов. Также известно название «мытник». Эти два слова — на древнем церковно-славянском языке. Данное слово встречалось даже в Новом Завете. Далее это слово перешло в современные языки (болгарский, украинский)

Eternal star

Я сталкивалась с другим значением этого слова — это как человек, который мыкается, живет отшельником, наказывает себя за какие либо грехи и жертвует всем, чаще всего ходит босой, очень скудно питается живет где нибудь в лесу.

Владимиръ

Мытня — до сих пор таможня по белорусский. Вот такие мытари на границах империи и давали добро, как Верещагин. Болели за державу. Приберегали пулеметики. И говорили со всякими Аристархами. И почему их русские не любят?

bolshoyvopros.ru

Действующие лица

Прежде всего, нам нужно понять, кто такой мытарь и кто такой фарисей.

Мытарь, если искать ему соответствий в нашем времени, более всего похож на нынешнего коллектора: это был человек, скупавший у государства долги и налоговые обязательства населения и потом собиравший с населения эти долги с процентами, пользуясь бандитскими методами.

А фарисей – это примерно нынешний активный прихожанин: человек, регулярно посещающий храм, молящийся по уставу, убежденный, что вера – центр человеческой жизни и жить должно по законам и регламенту, определенному священным писанием.

Полагаю, что если мы это вспомним, притча уже покажется нам гораздо более неоднозначной, чем при том прочтении замыленными глазами, когда мы помним не исходный смысл слов, а лишь и именно те значения, которые развились у слов уже на основании этой притчи.

Говорят, эта притча о гордости и об уничижении гордящегося. Возможно, она говорит и об этом тоже – но не только об этом. И, возможно, она говорит об этом не так (и не то), как мы думаем.

Левий Матфей

Левий Матфей (ивр. ‏מַתִּתְיָהוּ‏‎ Mattithyahu; ивр. ‏מתי‏‎ Mattay, «Дар Яхве»; греч. Ματθαῖος Matthaios). Родился в I веке в Израиле — умер в 74 году в Эфиопии. Святой Матфей. Евангелист Матфей. Левий Алфеев. Апостол. Один из ближайших учеников Иисуса Христа. Автор первого канонического Евангелия — Евангелия от Матфея.

Левий Матфей родился в I веке в Израиле.

Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:15), а также в Деяниях святых апостолов (1:13). Иногда Евангелия его называют Левий Алфеев, то есть сын Алфея.

Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мытарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что возможно указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями.

Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф.9.9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем. По преданию, при этом он вчетверо заплатил всем, кого несправедливо обобрал прежде, как это обещал сделать другой обратившийся мытарь, Закхей.

Евангелие от Марка (2:14) и Евангелие от Луки сообщают о призвании Левия Матфея: «После сего вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними» (Лк. 5:27-29).

Евангелие от самого Матфея сообщает о призвании Левия Матфея: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним».

Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Написано на еврейском языке. Речи и деяния Спасителя Матфей излагает в соответствии трем сторонам служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей.

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию.

О дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где был замучен около 60 года. По другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис. Однако в соответствии с так называемым Каталонским атласом, датированным 1375 годом, на северном берегу озера Иссык-Куль в Киргизии изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста».

Согласно другой, самой распространенной на сегодняшний день версии, мощи Матфея в X веке были привезены в итальянский город Салерно, где и находятся по сегодняшний день в местном кафедральном соборе Сан-Маттео, привлекая сюда паломников-христиан со всего мира.

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства. Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.

Апостол Левий Матфей

Дни памяти и покровительство: в православном церковном календаре — 16 (29) ноября по юлианскому календарю и 30 июня (13 июля) (Собор двенадцати апостолов); в католическом — 21 сентября; в англиканском — 21 сентября.

Считается покровителем города Салерно в Италии, а также бухгалтеров, таможенников и всех финансовых служб.

Образ Левий Матфея в кино и искусстве:

Матфей — персонаж романа Мастера в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

2005 — Мастер и Маргарита (реж. Владимир Бортко) — в роли Левий Матфея актер Семён Стругачёв.

Что такое подать

В России времён Петра I сборщик податей – специальная канцелярия, причём для каждой подати образовывалась своя. Подать – это сбор, который взимался с определённых государством единиц, подлежащих обложению: двор, соха, обжа и др. В конце правления Петра была определена подушная подать, которой облагались все люди мужского пола, кроме дворян, находившихся на службе, а также духовенства.

Постепенно круг освобождённых от податей расширился. Исключение из списка податных составили не служившие дворяне и купечество. «Податное сословие» составляли только ремесленники и крестьяне.

Свт. Иоанн Златоуст

И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его

Призвав Матфея, Христос удостоил его великой чести, тогда же приобщившись его трапезы. Чрез это Он подал ему благую надежду на будущее время, и породил в нем большее упование. Не долговременным врачеванием, но вдруг исцелил болезнь души его. Впрочем, не с одним Матфеем возлежал Христос за столом, но и со многими другими. По-видимому, и это служило порицанием для Иисуса, что Он не удалял от Себя грешников; но евангелисты и этого не скрывают, и говорят, что фарисеи осуждали Его за таковой поступок.

К Матфею пришли многие мытари как к своему сотоварищу, потому что он, вменяя себе в честь посещение Христово, созвал всех их. Христос употреблял всякого рода и врачевания. Он избавлял многих от болезней душевных не только тогда, когда учил, или исцелял больных, или обличал врагов, но и тогда, когда возлежал за столом, научая нас чрез то, что всякое время и всякое дело может нам доставлять пользу.

И хотя все, что предлагалось на этой трапезе, было собрано неправдою и хищением, тем не менее, Христос не отрекся быть ее участником; так как Его присутствие могло принести великую пользу, то Он согласился быть в одном доме и за одним столом с великими грешниками, хотя и навлек на Себя худую славу за то, что ел вместе с мытарем в доме мытаря и со многими мытарями. Такова ведь участь врача: если он не захочет переносить гнилого запаха от больных, то не может исцелить их от болезни. Смотри, как иудеи поносят Его за это: Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Мф. 11:19).

Да услышат это все, кто постом старается приобрести себе великую славу, и да помыслят, что Владыку нашего называли человеком, который любит есть и пить вино, и Он не стыдился этого, но все оставлял без внимания, чтобы исполнить Свое намерение, которое и совершил: мытарь переменился, и таким образом сделался лучшим. А чтобы тебе увериться, сколь великое значение имело для грешников соучастие Христа в их трапезе, послушай, что говорит Закхей, другой мытарь.

Услышав от Христа слова:Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19:5), он в восторге сказал: Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19:8). Тогда Иисус сказал ему: Ныне пришло спасение дому сему (Лк. 19:9). Таким образом, всеми способами можно наставлять других.

Беседы на Евангелие от Матфея.

«Фарисей» значит «отделившийся»

Слово «фарисей» происходит от древнееврейского глагола со значением «отделяться», «обособляться». И наш фарисей чувствует себя завершенной вещью еще и в том смысле, что он «не таков, как прочие люди». Меж тем, христианство учит нас, что каждый наш шаг навстречу Богу – это одновременно наш шаг навстречу каждому человеку, что нас рост в сторону Бога – это одновременно рост к слиянию с каждым. Принимая в причастии кровь Христову, мы не только даем возможность течь в наших жилах крови Бога – но мы и даем простор течь в наших жилах крови всех причастившихся. В Царствие Божие «врастают», «увеличиваясь» сразу во многих направлениях, открывая в каждом ближнем Бога и открываясь Богу в каждом ближнем. Поэтому в христианстве всего две заповеди – о любви к Богу и о любви к ближнему – и это, как мы видим, тоже заповеди роста. Любить ближнего как себя – это значит (во всяком случае – в одном из смыслов) увидеть в нем не отдельного, а тоже себя. «Дорасти» до общности с ним. Так пальцы руки могут внезапно осознать свою причастность одной ладони.

Лопухин А.П.

если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь

Будучи свидетелями, лица, упомянутые в предыдущем стихе, должны также убеждать и содействовать примирению. Если убеждаемое лицо их не послушает, то обиженный может обратиться к церкви и представить дело на ее суд. Что здесь разумеется под церковью? Думали, что еврейский “кагал” или синагога. Такое мнение основывали на том, что в то время, когда говорил Спаситель, еще не было христианской церкви и что это слово Он мог употребить только в иудейском смысле, потому что иначе Его речь была бы непонятна Его слушателям. Против этого мнения возражают: Он никогда не называл синагогу церковью; самое слово “синагога” ни разу не произнес, — можно ли думать, что Спаситель разумел здесь иудейскую синагогу, особенно по связи 17 стиха с дальнейшими 18-20? Из этих последних совершенно очевидно, что никакой речи о синагоге здесь действительно нет. Несомненно, что Христос понимал здесь, и мог иметь ввиду только Свою собственную церковь, как общество верующих, и эта речь Его была понятна ученикам (которым теперь Он, собственно, и говорил), потому что речь о церкви уже была несколько раньше (16:18). Но за этим вопросом тотчас же возникает дальнейший. Имеет ли ввиду Спаситель здесь церковь, как общество верующих во всей их совокупности, или же только “предстоятелей церкви?” Последнее толкование, можно сказать, утвердилось в древности. “Повеждь церкви, т.е. ее представителям” (Иоанн Златоуст). “Церковью называет теперь предстоятелей церкви, состоящей из верующих” (Евфимий Зигабен). Так и многие другие из древних греческих и латинских толкователей. “Как язычник и мытарь.« Для Самого Христа язычники и мытари не были погибшими, и Он не говорил, что все обязанности и отношения к ним должны быть прекращены (ср. Мф. 8:5-13; 9:9-13). Однако “демаркационная линия” между членом церкви и осужденным ею должна быть все-таки проведена. Не считай его, говорит Августин, в числе твоих братьев; но ты не должен небрежно относиться к его спасению; ибо хотя мы и не включаем самых язычников в число братьев, но всегда заботимся об их спасении.

Толковая Библия.

Евфимий Зигабен

И бысть Ему возлежащу в дому, и се, мнози мытари и грешницы пришедше возлежаху со Иисусом и со ученики Его

Видя самое искреннее послушание и усердие, Христос приходит в дом Матфея, чтобы оказать ему честь и, став другом и ободрив его, внушить исправление и другим находящимся там. Сам же Матфей после такого благодеяния становится еще более усердным и, как говорит Лука, он сделал для Него в своем доме большое учреждение (δοκη – прием), т.е. торжественный пир. Мытарями и грешниками называет их по причине насмешек над ними. Их порицали, как несправедливых, корыстолюбивых, хищных, безжалостных и бесстыдных; но, может быть, были здесь и другие люди, занимавшиеся подобными же промыслами и подверженные тем же страстям, так как подобный сорадуется подобному. Посему Матфей принял на пир и их, потому что они были участниками его радости, как сотоварищи и друзья. И Христос допустил им даже таким возлежать с Собою ради имевшей последовать пользы для совозлежащих; Он участвовал и в предложенной от неправедного приобретения трапезе, так как отсюда должна была произойти великая польза, и не обращал внимания на порицания со стороны многих, зная, что врач не освободит больных от гнили, если не вырежет ее. Хорошо Он знал также, что отсюда произойдет лукавое подозрение, так как Он пришел на пир мытаря и возлежал вместе со многими мытарями и грешниками. Смотри, что впоследствии иудеи действительно поносили Его и говорили: се, человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником (Мф

11,19); но, однако, все это Он презрел, чтобы сделать то, чего желал, и чтобы показать, что, возлежа с ними, Он сделал весьма важное дело. Слушай, что сказал мытарь Закхей

Когда он услышал слова Христа: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти (Лк. 19, 5), возвышенный радостью, сказал: се, пол имения моего, Господи, дам нищым: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею. Рече же к нему Иисус, яко днесь спасение дому сему бысть (Лк. 19, 8-9). Но каким образом Павел сказал: аще некий, брат именуемь, будет блудник, или лихоимец… с таковым ниже ясти (1 Кор. 5,11). Павел убеждает к этому не учителей, а просто братьев; притом, он говорит это относительно братьев, а эти мытари и грешники еще не сделались братьями. Кроме сего, так должно было поступать, пока те пребывали в своих прегрешениях; но эти скорее готовы были измениться.

Толкование Евангелия от Матфея.

Почему нужно быть как дети?

Св. отцы, бывшие в большинстве своем монахами и детей видевшие редко, толковали этот эпизод в том смысле, что для вхождения в Царствие небесное нужна детская незлобивость, смирение и кротость. Мы, будучи мирянами, можем только удивляться тому, как детям можно приписать эти свойства. Во всяком случае, дети ими обладают так же редко, как и взрослые. Чтобы точно понять, что здесь сказано, нужно выделить свойство, неустранимо присущее детям, конституирующее свойство «детскости». Такое свойство только одно – это способность расти. Взрослый тем и отличается от ребенка, что он уже вырос. Таким образом, в Царствие небесное входят те, кто не потерял способности расти. В Царствие небесное врастают. А те, кто утрачивает эту способность, становятся красивыми гробами самих себя задолго до своей очевидной смерти. Господь же – не Бог мертвых, но Бог живых (Лк. 20, 38) – и Ему нечего делать с раскрашенными гробами.

В связи с этим становятся понятны и финальные слова притчи: «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Возвысивший себя сам оказался выше всех – и потому ему расти больше не нужно. Он прекратит рост, потому что уже на всех смотрит свысока. Когда все ниже тебя – это препятствие в развитии.

Унижающий себя, видящий вокруг тех, кто выше – открывает себе пространство роста и в себе – желание роста. Потому что очень интересно посмотреть – что там, на уровне тех, кто выше. Потому что когда кто-то выше – это стимул развиваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector