Символы евангелистов и их значение

Содержание:

Презентация на тему: » Символы евангелистов Учитель ТМОУ «Караульская средняя общеобразовательная школа-интернат» Байкалова Л.С. Тетраморфы.» — Транскрипт:

1

Символы евангелистов Учитель ТМОУ «Караульская средняя общеобразовательная школа-интернат» Байкалова Л.С. Тетраморфы

2

Тетраморфы мифологические существа (как правило, животные), олицетворяющие четверичные космические структуры: страны света, времена года, стихии (иногда этот ряд может быть дополнен другими элементами)

3

В христианской традиции за этими животными закрепляются следующие значения, связывающие их с образом Христа (согласно Иерониму): лев соответствует воскресению, орел вознесению, человек воплощению, бык жертве.

4

Символы евангелистов — изображения четырех живых существ, заимствованные из видения Иоанна Богослова (Откр.4:7). Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.(Откр.4:7)

5

Уже ранняя христианская Церковь представляет евангелистов в виде четырех существ с крыльями: человека Матфей; льва Марк; вола Лука; орла Иоанн.

6

Источником для такого изображения послужили цитаты из Книги пророка Иезекииля и Откровения Иоанна Богослова: И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных… и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла… и сверкали, как блестящая медь… Подобие лиц их лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. Иез 1:4-10 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. Откр 4:7

7

Ириней Лионский (ок

180) сравнивал евангелистов, исходя из их идеальных свойств, с четвероликим существом, не характеризуя каждого в отдельности, но обращая внимание на специфику воздействия благовествования: лев выражает царственную мощь, телец жертвенное служение, человек вочеловечение, орел боговдохновенность, пронизывающую Церковь

8

Иероним (ок ) мотивирует это таким образом: Матфея символизирует человек, поскольку его благовествование начинается с генеалогии Христа; Марка лев, поскольку его Евангелие открывает «глас вопиющего в пустыне» Иоанна Крестителя; Луку жертвенный телец, поскольку его рассказа начинается с жертвы Захарии; Иоанна орёл, ибо у него более всего бросается в глаза духовное воспарение в сферы небес.

Лука — врач по профессии, помощник апостола Павла

Евангелист Лука. Франс Хальс

  • Символ — бык, теленок;
  • Продолжительность жизни — 84 года;
  • Книги — Евангелие от Луки, Деяния святых апостолов;
  • Смерть — был повешен за свою веру в Фивах.

Лука — ещё один сподвижник апостола Павла. Родился в Антиохии, был врачом, по происхождению — грек. Начал проповедовать еще при жизни Иисуса. Был на протяжении долгих лет спутником Павла. После мученической смерти Павла, Лука продолжил свои проповеди в Ливии, Египте, Фиваиде и Ахаии.

Затем проповедовал в Фивах, где принял жестокую смерть через повешение. Кроме Евангелия Лука написал Деяния святых апостолов. Также ему приписывают написание многих икон, находящихся в русских, римских, западных церквях, а также на Афоне.

Таковыми нам предстают в писании четыре евангелиста. Не меньший интерес представляют символы апостолов евангелистов.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 февраля 2020.
  2. «Черты лица изменяются согласно форме, свойственной внутреннему лицу, духу. Уже при самом выходе из Эдена душа имеет определённую форму, которая отражается на лице. Все физиономии имеют свой прообраз в четырёх первобытных типах, к которым они приближаются или от которых отклоняются, смотря по степени, занимаемой каждой душой в области интеллектуальной или моральной. Эти четыре первобытных типа — те четыре образа, которые намечены были Иезекиилом над таинственной колесницей» / Зогар // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  3. Тихонравов Н. С. Летописи русской литературы и древности. 1863. Т. 1, С. 43
  4. Талмуд, Хагига 13б
  5. Landsberger F. The Origin of the Winged Angel in Jewish Art // Hebrew Union College Annual. 20. Cincinatti, 1947. P. 227
  6. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 февраля 2009.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 июля 2010.
  8. Глаголев А. А. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах: (Опыт библейско-богословского исследования). Киев, 1900. С. 442—443
  9. Св. Ириней Лионский. Творения. — М, 1996. — Репринтное воспроизведение издания: Сочинения святаго Иринея, епископа Лионскаго. — СПб, 1900. Пять книг против ересей. Книга 3. Обличение и опровержение лжеименного знания, Глава 11, раздел 8.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 февраля 2009.
  11. Александр Мень. Читая апокалипсис. Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова. Глава 4, М., 2000.
  12. «propter quattuor cardines mundi quibus orbis includitur» — Hieron. Comm. in Ez. 1,1
  13. Григорий Великий. In Ez. I. Ill, 1 и I. IV, 1—2 (PL, 76, 806; 815—816)
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 февраля 2009.
  15. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи. — СПб., 1872. Т. II. С.295. 21 мая 1722 г. № 625 С. 293—295.
  16. Поморские ответы. Глава 21 «О Евангелистах»
  17. Морозов Н. А. Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса. М., 1907. С. 44-47
  18. Gunkel H. Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des Neuen Testaments. Göttingen, 1903. P. 47
  19. Jeremias A. Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients. 4. Aufl. Leipzig, 1930. P. 700

  20. Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь, 1904. — С. 41.
  21. Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь, 1904. — С. 42.
  22. Коран 71:23
  23. Алексеев С. В. Зримая истина. М., 2003. ISBN 5-7654-2517-8 С. 130

Где и как изображаются символы?

Чаще всего символы евангелистов прослеживаются в иконописи, но в данном случае мы можем говорить о немного ином изображении. Дело в том, что на иконах обычно воспроизводится тетраморф, данная техника считается традиционной для христианства.

Но символика евангелистов все же присутствует в храмах, обычно животные изображаются на церковном куполе по четырем сторонам соответственно. По христианским канонам, в центре всегда располагается образ Господа. При подобной росписи животные соблюдают определенный порядок:

  • в левом верхнем углу располагается ангел;
  • правый верхний угол отдан орлу;
  • нижний левый угол принадлежит льву;
  • в правом нижнем углу всегда расположен телец.

Часто животных изображают на Царских вратах. Там они соседствуют с образом Благовещения.

Апостол Матфей в искусстве

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства.

Бартолоцци, Франческо. Апостол Матфей. По рисунку Гверчино (1591-1666).
Святой Матфей и ангел (Гвидо Рени. 1635-1640)

Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.

Караваджо. Апостол Матфей и Ангел

Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной. Но вначале изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия Христа как человека.

Апостол и евангелист Матфей и апостол Матфий — разные люди

Однако, следует различать Апостола и евангелиста Матфея и Апостола Матфия (лат. Matthias), поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним. Апостол Матфий (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса.

Изображения в культуре[ | ]

Вознесение Христа (Евангелие Рабулы, VI век). Христос возносится на тетраморфе с огненными колесами, Крылья тетраморфа покрыты глазами Согласно букве священного писания, тетраморф изображался вместе с огненной колеснице в видении Иезекииля, а также входил в иконографию «Христос во славе», трон которого, по Апокалипсису, стоял на четырёх животных. То есть Христос изображался в мандорле, по углам которой располагались символы евангелистов. Подобно библейским херувимам и серафимам, тетраморфы-символы евангелистов изображаются у Престола Вседержителя, окружая его с четырёх сторон, что символизирует распространение Благой вести на четыре стороны света. В руках апокалиптических животных — Евангелия.

До определённого момента тетраморф также использовался в иконографии Вознесения Господнего — то есть он возносился на колеснице-тетраморфе с огненными колесами.

В Западной Европе

Тимпан собора в Бурже Часто символы евангелистов изображали на тимпанах и порталах храмов, где они окружали Христа во славе. Кроме того, большое число изображений оставили средневековые миниатюристы.

Все звери, в соответствии с видениями Иезекииля и Иоанна Богослова, как правило изображаются крылатыми, хотя существуют манускрипты, где наблюдается отход от этого канона. Также, некоторые художники, отправляясь от сведений Иоанна Богослова, покрывали крылья тетраморфов глазами.

В эпоху возрождения наиболее значимым изображением, хотя и единичным, стала картина Рафаэля «Видение пророка Иезекииля».

В православии

Изображение евангельского тетраморфа в древнерусской живописи было не очень популярно. Считается, что первым является изображение в Трирской Псалтыри XI века на миниатюре с Христом, венчающим Ярополка и его жену Ирину (Гертруду). Самый ранний новгородский тетраморф — фрески церкви Спаса Преображения Ковалевского монастыря (1345 год), разрушенного во время Великой Отечественной.

В системе росписи православного храма тетраморфы могли изображаться в парусах купола вместо собственно евангелистов, либо же вместе с ними. В иконе «Единородный Сыне» Спас держит в руке небольшой тетраморф.

В самостоятельных композициях животные практически не встречаются, но изображаются на иконах евангелистов (например, на Царских Вратах иконостаса), а также в составе сложных иконографических композиций, таких как Спас в силах, Неопалимая Купина и т. п., обычно в виде четырёх фигур, размещённых в красных лучах, направленных в четыре стороны, в знак распространения света евангельского учения по всей Земле.

Прочее отражение в культуре

Четыре апокалиптических животных являются символами, используемыми масонами. Ниже представлены флаги масонской ложи «Ниагара-2» в канадском городе Ниагара-он-те-Лейк провинции Онтарио.

Карта Таро «Мир» Четыре евангелиста (А. Блумарт, 1615 год)

  • В колоде Таро символы евангелистов располагаются по углам Старших Арканов — «Колесо судьбы» и «Мир».
  • Тетраморф является одним из «монстров недели» в сериале «Секретные материалы». В серии посвященной ему, он представлен ангелом-серафимом, забирающим души своих дочерей-нефилим чтобы они не достались Дьяволу.
  • Образы существ, традиционно символизирующих евангелистов, использованы в песне Город золотой, на стихи Анри Волохонского:
Одно — как жёлтый огнегривый лев, Другое — вол, исполненный очей, С ними золотой орёл небесный, Чей так светел взор незабываемый.

Образы евангелистов также использованы в песне «Орёл, Телец и Лев», написанной Борисом Гребенщиковым («Аквариум»):

Откуда этот редкостный напев, Знакомых нот чудесное сплетенье? Стук в дверь мою. Кто? — спрашиваю. Тени. Они ответствуют: Орёл, телец и лев.

Текст исповедания веры

Французский (традиционный вариант с VII — го  века )

1. Я верю в единого Бога , Всемогущего Отца , Творца неба и земли,
2. и в Иисусе Христе , Его единородном Сыне, Господе нашем ,
3. кто был зачат от Святого Духа , (и) (кто) родился от Девы Марии  ;
4. (Он) пострадал при Понтии Пилате , (Он) был распят , (Он) умер, (Он) был похоронен , (Он) сошел в ад  ;
5. на третий день (Он) воскрес из мертвых  ;
6. (Он) вознесся на небеса,
(Он) сидит (вариант: Он сидит) одесную Бога, Всемогущего Отца;
7. Откуда Он придет (вариант: Он придет оттуда) (чтобы) судить живых и мертвых .
8. Я верю в Святого Духа (вариант: Святой Дух )
9. Святая Вселенская Церковь (католическая версия: я верю в Святую Католическую Церковь),
(к) общению святых ,
10. ремиссия от грехов ,
11. воскресение плоти
12. вечная жизнь .
Аминь .

Примечание: варианты в протестантской версии этого символа веры обусловлены заботой ясности или перевода, но не отражают расхождение доктрины. Таким образом, прилагательное «  католический  » в последней статье заменено его переводом (καθολικός / katholikós, что означает «общий», «универсальный»), чтобы не путать с Римско-католической церковью .

Вариант (на французском)

Существовало несколько вариантов вышеуказанной версии. Один из них был дан как старейший по церковным источникам в начале XX — го  века . Они даже утверждали, что , по мнению большинства ученых , это было раньше лет.

Различия :

1. Я верю в Бога , Всемогущего Отца, [ отсутствует: «Творец неба и земли
4. был распят при Понтии Пилате и похоронен,

Вместо: «  пострадал при Понтии Пилате, был распят , умер, похоронен, сошел в ад  ».

6.2. сидит одесную Отца,

Вместо: «  восседает одесную Бога, Всемогущего Отца  ».

9. Святой Церкви [ недостаток: (церковь) «соборность, (к) общению святых» ]

Эта версия не заканчивается подтверждением веры «в вечную жизнь .

латинский

Кредо в Deum, Patrem omnipotentem, Creatorem caeli и terrae.
А у Iesum Christum, Filium eius unicum, Dominum nostrum:
который концептус от Spiritu Sancto, natus ex Maria Virgine,
passus sub Pontio Pilato, crucifixus, mortuus, et sepultus,
спустились до бесконечности,
tertia die resurrexit a mortuis,
ascendit ad caelos,
sedet ad dexteram Dei Patris omnipotentis,
india venturus — это iudicare vivos et mortuos.
Кредо в Spiritum Sanctum,
sanctam Ecclesiam catholicam,
sanctorum communionem,
remissionem peccatorum,
карнис воскрешение
vitam aeternam.
Аминь.

Значение символики

Думаем, многим читателям интересно узнать, что обозначают символы евангелистов. В этом вопросе нет единого мнения, ведь данная символика имеет очень глубокий и многогранный смысл.

В первую очередь она означает единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Также многие богословы понимали данные символы как указание на четыре стороны света и времени года, которые подчиняются велению Бога, как должны подчиняться люди.

Одно из традиционных значений объясняет появление символов жизнью Иисуса Христа. Ведь он родился как человек, был отдан на смерть как жертвенный телец, воскрес, будто царственный лев, а потом вознесся на небеса, как орел.

Особо интересно толкование символов относительно их соответствия евангелистам. Об этом хочется рассказать более подробно.

Значение символики

Думаем, многим читателям интересно узнать, что обозначают символы евангелистов. В этом вопросе нет единого мнения, ведь данная символика имеет очень глубокий и многогранный смысл.

В первую очередь она означает единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Также многие богословы понимали данные символы как указание на четыре стороны света и времени года, которые подчиняются велению Бога, как должны подчиняться люди.

Одно из традиционных значений объясняет появление символов жизнью Иисуса Христа. Ведь он родился как человек, был отдан на смерть как жертвенный телец, воскрес, будто царственный лев, а потом вознесся на небеса, как орел.

Особо интересно толкование символов относительно их соответствия евангелистам. Об этом хочется рассказать более подробно.

использованная литература

  1. Катехизис католической церкви , 1992, стр. 57, карманное издание (новое издание).
  2. «  История символа апостолов  », Patristique.org ,8 октября 2007 г.
  3. Католическая энциклопедия, 1913.
  4. Адольф фон Харнак, Точная история догм , Фишбахер,1893 г..
  5. Катехизис католической церкви (1992) № 194.
  6. «Он — символ, который хранит Римскую Церковь, там, где сидел Петр, первый из апостолов, и где он привел общий приговор», (в Explanatio symboli ).
  7. «Так будьте глухими, когда кто-нибудь говорит вам о чем-либо, кроме Иисуса Христа, из рода Давида, Марии, который был истинно рожден, ел и пил, который действительно подвергался гонениям при Понтии Пилате, который был поистине распятый и умерший в глазах неба, земли и ада, который также воистину воскрес из мертвых. Это его Отец воскресил его, и именно он, по своему подобию, воскресит нас в Иисусе Христе »в « Апостольских отцах » , кол. «Христианская мудрость», изд. дю Серф, 2001.
  8. В Катехизических проповедях .
  9. В его комментарии к символу апостолов, 2 .
  10. Отец Гавриил Аведичян, Происхождение и причина католической литургии в словарной форме .
  11. Хардуэн, Conciliorum collectio , том 9, стр. 842-843.
  12. Бенедиктинцы Сен-Андре / Откомб / Клерво: Воскресный миссал ассамблеи , издания Brepols, Париж, 1981.

В Священных Писаниях

Тетраморф (фреска, монастыри Метеоры, XVI век)

В Ветхом Завете

Образ четырёх животных происходит из пророческого видения Иезекииля (Иез. ; также и ). Иезекииль описывает этих существ следующим образом:

Ниже (Иез. ) эти существа названы херувимами (ср. также 1Пар. ), а вместо лика быка Иезекииль упоминает лик херувима (Иез. ).

В Новом Завете

Апостол Иоанн в «Откровении», глава IV, продолжил эту традицию, говоря, тем не менее, об одном лице у каждого из четырёх существ:

В дальнейшем рассказе Иоанна о снятии Агнцем печатей с Книги Жизни каждое из четырёх животных после снятия первых четырёх печатей произносит — «иди и смотри», после чего перед Иоанном появляются поочерёдно четыре всадника Апокалипсиса (Откр. ).

В апокрифах

Апокриф «Откровение Авраама», написанный в конце I века независимо от Откровения Иоанна Богослова, рассказывает о вознесении праотца Авраама на небо, где он увидел огненный престол Божий «и под престолом животы четыри огнены поюща. А зрак их един каждо их четверолицен. Взор таков лиц их: львов, человец, волуи, орёл. Четыре главы, и комуждо крил 4». Эти животные воспевали хвалу Богу, как и у Иоанна Богослова, но являются не четырьмя различными существами, а, как у пророка Иезекииля, каждый из них имеет четыре лица.

Марк — евангелист, который не видел Христа, но писал евангелие со слов очевидцев

Апостол Марк Евангелист

  • Символ — лев или орел;
  • Дата рождения – 1 век;
  • Дата смерти – 68 год н.э.;
  • Книги — Евангелие от Марка;
  • Смерть — был сожжен за свою веру в Александрии.

Марк родился в Иерусалиме. Его с детства окружали преемники Христа. Мать его свято верила в учение Христа. Марк был близок со своим дядей апостолом Варнавой, учителем – апостолом Петром, апостолом Павлом. С ними святой трудился и проповедовал в Селевкии, Риме, Египте, Антиохии, на Кипре.

Он стал основателем многих церквей и христианского училища. Путешествуя по Африке, Ливии, Нектополю, апостол нёс Божье слово людям. Марк принял смерть в Александрии от рук несогласных с учением Христа язычников. Евангелие от Марка было написано им в Риме и предназначалось для новообращённых в христианскую веру язычников.

Значение символики

Думаем, многим читателям интересно узнать, что обозначают символы евангелистов. В этом вопросе нет единого мнения, ведь данная символика имеет очень глубокий и многогранный смысл.

В первую очередь она означает единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Также многие богословы понимали данные символы как указание на четыре стороны света и времени года, которые подчиняются велению Бога, как должны подчиняться люди.

Одно из традиционных значений объясняет появление символов жизнью Иисуса Христа. Ведь он родился как человек, был отдан на смерть как жертвенный телец, воскрес, будто царственный лев, а потом вознесся на небеса, как орел.

Особо интересно толкование символов относительно их соответствия евангелистам. Об этом хочется рассказать более подробно.

Христианский символ Троицы

Прежде чем говорить об этом важном разделе христианской символики, следует заострить внимание на том, что, в отличие языческих триад, в состав которых всегда входили три независимых и отдельно «существовавших» божества, христианская Троица представляет Собой единство трёх Её ипостасей, неразрывных между собой, но и не слитных в единое целое. Бог един в трёх лицах, каждое из которых выявляет одну из сторон Его сущности

В соответствии с этим начиная с периода раннего христианства создавались символы, предназначенные для зрительного воплощения этого триединства. Наиболее древними из них являются изображения трёх переплетающихся между собой колец или рыб. Они были обнаружены на стенах римских катакомб. Наиболее ранними их можно считать по той причине, что сам догмат Святой Троицы, появившись лишь в конце II века, получил развитие в последующее столетие, а официально закреплён был в документах Никейского собора 325 года, о котором уже упоминалось выше.

Также к элементам символики, означающим Святую Троицу, хотя и появившимся, как принято считать, несколько позже, следует отнести равносторонний треугольник, иногда обведённый кругом. Как и все прочие христианские символы, он имеет глубокий смысл. В данном случае подчёркивается не только триединство Бога, но и Его бесконечность. Часто внутри его помещается изображение глаза, а точнее, ока Божьего, указывающее на то, что Господь всевидящ и вездесущ.

История Церкви знает и более сложные по начертанию символы Святой Троицы, появлявшиеся в те или иные периоды. Но всегда и во всех изображениях неизменно присутствовали элементы, указывающие на единство и в то же время неслиянность трёх составляющих его элементов. Их можно часто видеть в оформлении многих действующих ныне храмов – как восточных, так и относящимся к западным направлениям христианства.

Какие символы были у этих четырех евангелистов

Символы четырёх евангелистов появились в самых ранних изображениях святых. Изначально их представляли в образе четырех райских рек. Затем появились символы четырех животных, которые окружают престол Иисуса. Впервые эти существа встречаются в Ветхом Завете в видении Иезекиля, где они предстают в виде стражей Трона Господа с ликом человека, тельца, быка и орла.

Во втором веке Иреней Лионский предлагает такую символику:

  • Иоанн – образ орла;
  • Матфей – лик ангела, или человека;
  • Марк – образ льва;
  • Лука – образ быка.

Блаженный Иероним связывает образ определенного живого существа и евангелиста так:

  • Иоанн – львиный образ;
  • Матфей – человеческий лик;
  • Марк – образ орла;
  • Лука – образ тельца.

Есть три версии, которые интерпретируют символы апостолов евангелистов.

Одна из них предполагает, что символ апостола Матфея — это человеческая жизнь Иисуса на земле. Символ Луки бык воплощает жертву Христа ради спасения людей. Воскресает Спаситель, как символ Иоанна лев. И воспаряет в небеса, как орел — символ евангелиста Марка.

Иероним изъясняет символы так:

  • Матфей в своём евангелии отображает человеческое происхождение Иисуса, его род;
  • Марк описывает слово Крестителя Иоанна раздается как львиный рев в пустыне;
  • Лука описывает жертву Захарии, которую можно сравнить с языческим обычаем — приносить в жертву быка;
  • Иоанн: его возвышенный слог напоминает высокий полёт орла.

У иерусалимского патриарха Софрония человек означает явление Иисуса во плоти, лев – умение Христа вести за собой, телец – служение Спасителя людям, орёл – воплощение святого духа.

Четыре евангелиста и их символы. Сверху вниз: Матфей, Иоанн, Лука, Марк

Четыре евангелия описывают и раскрывают жизненный путь и наставления Иисуса Христа с разных сторон. Имена 4 евангелистов: Матфей, Иоанн, Марк, Лука вошли в историю христианства.

Марк — евангелист, который не видел Христа, но писал евангелие со слов очевидцев

Апостол Марк Евангелист

  • Символ — лев или орел;
  • Дата рождения – 1 век;
  • Дата смерти – 68 год н.э.;
  • Книги — Евангелие от Марка;
  • Смерть — был сожжен за свою веру в Александрии.

Марк родился в Иерусалиме. Его с детства окружали преемники Христа. Мать его свято верила в учение Христа. Марк был близок со своим дядей апостолом Варнавой, учителем – апостолом Петром, апостолом Павлом. С ними святой трудился и проповедовал в Селевкии, Риме, Египте, Антиохии, на Кипре.

Он стал основателем многих церквей и христианского училища. Путешествуя по Африке, Ливии, Нектополю, апостол нёс Божье слово людям. Марк принял смерть в Александрии от рук несогласных с учением Христа язычников. Евангелие от Марка было написано им в Риме и предназначалось для новообращённых в христианскую веру язычников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector