Притча о мытаре и фарисее
Содержание:
- Содержание и духовный смысл притчи
- Значение и особенности
- …А смиренным даёт благодать
- Глава 40. Притча о мытаре и фарисее. Молитва Господня.
- Интересно
- Сначала давайте рассмотрим отношение и молитву фарисея.
- О чем просит мытарь?
- Популярное за 7 дней
- Отношение и молитва мытаря.
- Богослужебное употребление
- Каждому из нас стоит применить урок данной притчи: обратиться к своей жизни, исследовать себя.
Содержание и духовный смысл притчи
При толковании притчи о мытаре и фарисее следует внимательно присмотреться к ее главным персонажам. Изначально может показаться, что характеры героев статичны и проповедь не имеет тайного смысла.
Мытарь — ненавистный всеми человек, который зарабатывает свой капитал на чужой финансовой безысходности. Для большего понятия его профессии можно сравнить дельца с современным коллектором. В своем бизнесе он преуспевал, потому что удачно приобретал чужие денежные обязательства. Первое впечатление от персонажа — как таких подлецов земля носит.
Фарисей — натура набожная настолько, что его самого изумляет факт собственного совершенства. Молитва для него не является минутным делом, потому что священные слова он готов произносить сутками. Фарисей понимает для себя, что его служение Богу на много ступеней выше, чем поклонение Всевышнему остальными грешными людьми.
Мытарь — ненавистный всеми человек, Фарисей — натура очень набожная
Сюжет предельно ясен, но точную и мудрую его трактовку дал св. Николай Сербский. Слова воззвания к Богу фарисей произносит с подоплекой, что он — святитель на земле без единого прегрешения. Молитва благочестивца более похожа на бахвальство о своем совершенстве, чего церковь никогда не поощряла. Гордыня — грех меньший, чем убийство, но обладающий не меньшей разрушительной силой.
Притча про мытаря и фарисея толкование имеет однозначное: не делать очевидного зла, но обходить с брезгливостью менее благочестивых людей — преступление перед Богом и самим собой.
Если представить обоих героев в житейской ситуации, то симпатии или антипатии к ним могут кардинально измениться. Не исключено, что благочестивец честно платит пошлину и никого не обманывает. Однако большое сомнение вызывает предположение, что мытарь и фарисей с одинаковой охотой подойдут к нищему оборванцу, умирающему от голода. Вышибала долгов с такой мукой и надеждой просил прощения у Бога за все причиненное людям зло, что его молитва однозначно дошла до Всевышнего.
Детальный перечень совершенств фарисея Владыка небесный приравнял к неповиновению, которое уничтожило последний шанс гордеца познать новую ступень к самосовершенствованию.
Молитва фарисея и мытаря показала еще один важный изъян в людском сознании. Книжники, которые считались главными знатоками Святого писания, в большинстве своем ничем не отличались от фарисея. Их вера доходила до фанатизма, но заканчивалась не прямым диалогом с Богом, а презрением к менее праведным людям.
Значение и особенности
Отцы Церкви приравнивают 3 недели перед Великим Постом к последним дням перед войной, когда воины приводят в порядок свою амуницию и оружие, чтобы быть готовыми. Раньше перед боями воины вспоминали былые подвиги и тем самым подбодряли друг друга. Для христиан притчи и рассказы о святых и их подвигах являются такими же способами подбодрить себя перед долгой дорогой Великого Поста.
Самое важное оружие христианина — это смирение. Оно противостоит по своей природе главному оружию дьявола — гордости
Именно поэтому христианин всегда должен упражняться в смирении и быть готовым склониться перед несправедливостью в его сторону и обидой.
Важно! Великий Пост прекрасно помогает научиться смирять плоть и желания перед Божьей волей, а история мытаря и фарисея в первую же подготовительную седмицу иллюстрирует, к какому духовному смирению необходимо стремится верующему человеку. Данная седмица среди прочих подготовительных недель имеет свою особенность: в ее среду и пятницу пост отменяется
Почему так? Таким образом, отменяя церковное правило, отцы Церкви стремились показать, что соблюдение правил Церкви не дают спасение и освобождения душе
Данная седмица среди прочих подготовительных недель имеет свою особенность: в ее среду и пятницу пост отменяется. Почему так? Таким образом, отменяя церковное правило, отцы Церкви стремились показать, что соблюдение правил Церкви не дают спасение и освобождения душе.
Посмотрите видео о мытаре и фарисее
…А смиренным даёт благодать
Порой молитва грешника бывает услышана раньше слов праведника
А что же второй герой притчи? Неужто ему нечем было оправдаться перед Богом? Скорее всего, было. Мог и мытарь изредка подавать нищему монетку, а голодному – кусок хлеба. Подносить тяжёлое ведро с водой старухе-соседке. Быть почтительным сыном и верным мужем. Возможно. Мало найдётся в мире людей, которые не совершили бы ни единого доброго поступка.
Но различие между мытарем и фарисеем в том и состоит, что сборщик податей не помышлял скрупулёзно ставить себе «плюсики» за богоугодные дела – их он совершал по велению души – а горько сокрушался над дурными. Желал исправить свою жизнь. Смиренно просил о прощении грехов – без оправданий, без рисовки, без условий… И вышел из храма более оправданным, нежели напыщенный сосед.
И неслучайно во время седмицы, посвящённой воспоминаниям о молитвах мытаря и фарисея, которая в 2020 году продлится с 9 до 15 февраля, нет постных дней. Нам лишний раз напоминают: не сосредотачивайтесь на внешних, показных приметах веры! Они – лишь средство, но не цель. Зрите глубже, в собственную душу.
Глава 40. Притча о мытаре и фарисее. Молитва Господня.
Библиотека собора: Книги —
К005
| | Вперёд >>>
(Лк. 18, 10-14; Мф. 6, 9-13)
Однажды Христос рассказал ученикам притчу о том, как надо молиться Богу.
Два человека пришли в Иерусалимский храм помолиться. Один был фарисей, старавшийся исполнять все правила закона Моисея, другой — мытарь.
Мытарями назывались люди, которым было поручено собирать налоги в пользу римлян. Они часто брали больше денег, чем нужно, обижали людей, и их все презирали.
Фарисей молился так:
— Боже, благодарю тебя, что я не такой, как другие люди, грабящие и обижающие, или, например, как этот мытарь. Я пощусь по закону, жертвую то, что закон предписывает.
А мытарь даже не смел поднять своих глаз, он стоял у порога храма и, чувствуя свои грехи, говорил:
— Боже, милостив будь ко мне грешному!
И Господь сказал:
— Для Бога угоднее молитва мытаря, чем фарисея. Бог прощает смиренного, видящего грехи свои, а гордящегося собой и своей праведностью Он смирит.
Мытарь знал, что он грешен, и каялся перед Богом. Фарисей же считал себя праведным, гордился и был доволен собой: в этом был его грех. Мы не должны осуждать друг друга. Только Бог может справедливо судить о каждом человеке. Сам Христос осудил фарисея и одобрил молитву мытаря.
МОЛИТВА ГОСПОДНЯ
Однажды ученики просили Иисуса Христа научить их молиться, и Господь дал им молитву, которая поэтому называется Молитвой Господней. Они научили этой молитве всех христиан, и теперь по всему миру, во всех странах, и православные, и католики, и протестанты молятся словами Молитвы Господней. Каждый из нас должен твердо знать ее.
Отче наш, Иже еси на небесех!Да святится имя Твое.Да приидет Царствие Твое.Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли:Хлеб наш насущный даждь нам днесьИ остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.И не введи нас во искушение,Но избави нас от лукаваго.Яко Твое есть царство и сила и слава во веки веков.Аминь.
ОБЪЯСНЕНИЕ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ
1. Отче наш, Иже еси на небесех.Мы называем Бога Отцом, потому что мы Его дети. Мы дети Божии, так как наш общий Отец, Бог, дает нам жизнь и все необходимое для нее. Мы не называем Его в этой молитве «Отче мой», а говорим «Отче наш», потому что Он общий наш Отец, и мы молимся о всех людях, а не только за себя. Если же мы называем Бога Отцом, то должны и жить так, чтобы быть достойными детьми небесного Отца.2. Да святится имя Твое.Мы просим, чтобы святилось имя Божие, чтобы оно прославлялось людьми на земле. Поэтому наша жизнь должна быть чистой, такой, чтобы другие люди, даже не знающие о Боге, видя добрую нашу жизнь, хвалили и прославляли Бога, дающего нам силу делать добро.3. Да приидет Царствие Твое.Этими словами мы молимся о том, чтобы все люди стали участниками Царствия Божия, т. е. христианами, чтобы Господь воцарился в их сердцах и чтобы скорее наступило второе и славное Его пришествие.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:
- Как молился фарисей и как молился мытарь?
- Почему молитва «отче наш» называется Господней?
- Почему мы называем Бога Отцом?
- Почему мы говорим «Отец наш», а не «Отец мой»?
- Как мы должны жить, чтобы слова наши «Отче наш» были правдой?
- Что мы должны желать для других людей?
Самостоятельная работа:
Мы читаем Молитву Господню, как и все церковные молитвы, на церковно-славянском языке. Некоторые слова нам не совсем понятны. С помощью следующих объяснений напиши молитву Господню понятными для тебя словами:
Отче — Отец;Иже — который;Да — пусть (пример: да святится — пусть святится);Яко — как;Насущный — необходимый, ежедневный, сегодняшний;Остави — прости, отпусти;Искушение — соблазн, дурное желание;Лукавый — нечистый дух, диавол.
| | Вперёд >>>
В этой главе ожидается публикация иллюстраций! 05.10.2013 // Admin
Интересно
• Хотя эта история называется притчей, однако никаких аналогий здесь нет. Это, скорее, описание различных характеров и высказываний тех, кто гордо оправдывает себя, и тех, кто смиренно осуждает себя, а также их различных положений перед Богом. Это факты из повседневной жизни. Толкование Мэтью Генри
Молящийся мытарь
• Целью притчи, несомненно, было несколько понизить сознание собственного достоинства среди учеников Христа («избранные» — стих 7) и научить их смирению. К фарисеям же Христос не мог обратиться с притчей, в которой прямо выводится фарисей. Притом фарисей, выведенный в притче, вовсе не показался бы фарисеям заслужившим осуждение от Бога: его молитва должна была им казаться совершенно правильной. Толковая Библия Лопухина
• Два человека вошли в храм помолиться… Это не был час общей молитвы; они пришли в храм для личного поклонения Богу, как обычно поступали благочестивые люди в то время, когда храм был не только местом, но и средством совершения богослужения. Бог обещал в ответ на просьбу Соломона, что всякая молитва, совершенная в храме, или в сторону храма, будет скорее услышана. Христос — наш храм, обращаясь к Богу, мы должны взирать на Него. Толкование Мэтью Генри
• Фарисей, при всей своей гордости, не мог ставить себя выше молитвы, и мытарь, при всем своем смирении, не мог смотреть на себя как на лишенного права прибегать к молитве. Толкование Мэтью Генри
Молящийся фарисей
• Приметь и то, что фарисей не сказал в единственном числе: я не грабитель, не прелюбодей, как прочие. Он не позволил даже просто на словах приложить поносное имя единственно к своему лицу, но употребил сии названия во множественном числе, о прочих. Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского
• Его поведение было типичным для самых худших в фарисействе. Вот сохранившаяся запись молитвы одного равви: «Я благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты позволил мне принадлежать к тем, кто восседает в Академии, а не к тем, кто сидит на перекрестках улиц; ибо я встаю рано, и они встают рано: я встаю ради слов закона, а они — ради суетных дел; я тружусь, и они трудятся: я тружусь и получаю награду, а они трудятся и не получают ее; я бегу, и они бегут: я бегу к жизни мира грядущего, а они — в преисподнюю». Имеется письменное доказательство, что равви Джакая сказал как-то: «Если в мире только два праведных человека, то они я и мой сын, если же в мире всео только один праведный, то это — я!» Комментарии Баркли
Мытарь и фарисей
• После такой молитвы мытарь «пошел» (точнее «сошел», ср. стих 10) домой «оправданным», т.е. Бог признал его праведным и дал ему это почувствовать особой радостью сердца, особым чувством умиления и успокоения (Тренч, с. 423), потому что оправдание не есть только акт, совершающийся в Боге, но и переходит на оправданного человека. Мысль об этом оправдании, как совмещающем в себе и признание человека праведным, и усвоение человеком праведности Божией, раскрыта была еще до написания Евангелия от Луки апостолом Павлом в его Посланиях, и, без сомнения, евангелист Лука, употребляя выражение «оправданный», понимал его так, как его учитель, апостол Павел. Толковая Библия Лопухина
• Из этой притчи мы, несомненно, узнаем многое о молитве:
- Гордый человек неспособен молиться. Врата небесные столь низки, что войти в них можно только на коленях;
- Человек, презирающий своих братьев, не может молиться;
- Молитва сравнивает нашу жизнь с жизнью Бога.
Комментарии Баркли
Сначала давайте рассмотрим отношение и молитву фарисея.
Фарисей с гордостью вошёл в храм. Он стоял поодаль от толпы верующих, думая о собственной святости, о том, что он лучше всех них. Гордость держала его отдельно от остальных. Его молитва была полна самовосхваления и самолюбования
Обратите внимание, как часто он использует местоимение “я”. Он не осознаёт благодать, которую получает от Бога
Он полная противоположность раскаявшемуся и смиренному человеку. Именно раскаяние и смирение делают наши молитвы услышанными.
Фарисей сконцентрировался на том, чтобы оправдать себя перед Богом. Потому он говорил лишь о том, насколько он лучше других: “Фарисей, став, молился сам в себе так: “Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…” (Луки 18:11). Это показывает нам насколько он отдалился от Бога, насколько сердце, задуманное полниться любовью и состраданием к другим, забыло о своём предназначении.
В Иоанна 8:44 осуждающее отношение фарисеев заставило Иисуса сказать: “44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.” Многие из них не желали слышать правду. Вот почему их действия всегда были направлены против Иисуса. Очевидно, они были под влиянием дьявола, а не Бога Отца.
Это предупреждение и для нас. Когда мы не прислушиваемся к истине Слова Божьего, искуситель, отец лжи, может легко обмануть нас, ввести в заблуждение или повлиять на нас. Итак, на примере фарисея мы можем понять, каким образом дьявол подкрадывается к нам и пытается повлиять на нашу жизнь.
Он с гордостью смотрел на других, не чувствуя ни любви, ни милости, которую Бог чувствует к потерянным грешникам. Павел, который когда-то был фарисеем фарисеев, признавал себя самым большим грешником. Однако этот фарисей заявляет Богу, что он чист от всех форм зла: он не такой какой как “грабители”, то есть чиновники, несправедливо принуждающие угнетённых людей больше, чем следует. Он не был несправедлив, как те, кто несправедливо относятся к другим. Он не такой как прелюбодеи, которые нарушают закон в глубочайшем смысле. Вероятно, он не был виновен ни в одном из этих грехов. Но он был повинен в убеждённости в собственной праведности и в том, что не желал Божьей милости погибшим грешникам.
“Или как этот мытарь”, – говорит он. То есть фарисей презирал мытаря и видел его виновным во многих грехах. Потому он считал себя намного лучше. Подобное отношение идёт вразрез с повелением Иисуса идти и научить других.
Он выпячивает тёмную сторону мытаря, чтобы преподнести Богу собственные добродетели в более выгодном свете. Фарисей оправдал себя перед Богом, основываясь на том, что соблюдает закон. Он не благодарил Бога за восполнение нужд и не исповедовал грехи. Он не говорил о своей зависимости от Бога и не чувствовал смирения.
Прежде чем Павел получил откровение о Христе, он считал, что может добиться праведности делами. После того, как Павел принял Христа, он принял божественную праведность по вере (Фил. 3:4-9). Он осознал, что ему совершенно нечем гордиться. В Гал. 6:14 Он сказал: “А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира”.
Тор Квистперевод Алёны Гальцевой
Часть 2
858
О чем просит мытарь?
Мытарь просит Господа о примирении (таково целевое значение употребленного здесь глагола ʻιλάσκομαι: умилостивить, чтобы восстановить мир). То есть – он не просит ни о чем конкретном – он просит лишь о том, чтобы снова войти в соприкосновение с Богом. О том, чтобы та определенность его, которую он создал своими грехами и которая висит над ним, как крышка гроба, заслоняя его от неба, была снята – и ему снова открылось поле возможностей. Фарисей благодарит за то, что он совершен, то есть – завершён – мытарь же просит о возможности начать.
Толкование в контекстеНо не будем заблуждаться – любая (даже самая правильная и хорошо оформленная) определенность сковывает человека гробницей – о чем и говорит Иисус, сравнивая фарисеев в другом месте с гробами окрашенными, красивыми, внутри которых лишь кости и прах (Мф. 23, 27). Заметим – так удаленные части Евангелия открывают истинное значение друг друга. Но еще больше помогают открыть значение друг друга близкие друг другу евангельские эпизоды – на первый взгляд, разрозненные и даже вызывающие в нас недовольство прерывистостью сюжетного хода. Полагаю, в ряде случаев, плавность сюжетного хода приносилась в жертву именно смысловым стяжениям и соответствиям. Как в случае с притчей о мытаре и фарисее. Ибо сразу за этой притчей у Луки следует эпизод о приносимых к Иисусу младенцах – и слова о том, что только приняв Царствие Божие, как дети, мы можем войти в него (Лк. 18, 17).
Пусть дети идут ко Мне. Карл Блох. Дата неизвестна
Популярное за 7 дней
Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33
Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01
Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10
Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07
Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56
Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00
2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54
Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54
Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24
Дела семейные
30.09.21 10:41
Отношение и молитва мытаря.
“13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!”(Луки 18:13)
Мытарь – отражение всех, кто полностью изменил свою жизнь, и принял решение следовать за Христом. Возможно, эти люди совершили великий грех и теперь оплакивают свои поступки. Они тянутся к Иисусу, веря, что Он освободит их от грехов, сатаны и его демонов. Они жаждут найти новую жизнь во Христе.
Мытарь стоял, смиренно склонив голову в глубокой печали, искренне раскаиваясь. Он стоял вдалеке, потому что чувствовал себя недостойным присоединиться к остальным верующим.
Фарисей стоял отдельно, потому что чувствовал, будто лучше других. Мытарь был глубоко убеждён в своей греховности и оплакивал свою греховную сущность. Он мучился, осознавая свою вину, чувствовал жгучий стыд, потому стоял в одиночестве.
Фарисей даже не представляет, что происходит с мытарем, который в тот самый момент покидал тьму (владения сатаны) и вступал в Царство Божье. Он начинал осознавать, что Бог любит его и прощает его. Он оставлял позади греховную жизнь, чтобы родиться заново.
Всякий преданный верующий должен проявлять такую любовь к другим. В Бытие 1:27 говорится: “27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их”. Таким образом подобная любовь живёт в каждом человеке, потому как у каждого в сердце вложен образ Божий. И потому каждый человек должен рассматриваться как тот, кого Бог хочет видеть в Своей вечной семье.
Какую роль играл мытарь во времена Иисуса? Он был евреем, который собирал налоги со своего народа для римлян. Сборщики налогов были коррумпированными и пользовались тем, что Божий народ был притеснён. Матфей и Закхей, которые стали учениками Иисуса, ранее были такими же продажными мытарями. Они получали большую прибыль, обогатились и обрели политическое влияние. Честные евреи презирали их.
Потому этот мытарь, находящийся в присутствии Бога в храме, чувствовал глубокое смирение и ощущал будто у него нет права быть там. Он не смел поднять глаз к небу, чувствуя себя недостойным. Его потупленный взгляд создаёт резкий контраст с гордым взглядом фарисея.
Глубокое смирение и раскаявшееся сердце заставляли его ударять себя в грудь. Душа его горевала. Он сказал: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!” Милосердие было единственным, что он смел просить. Таково было душевное состояние мытаря, которое отражала его молитва.
Молитва мытаря достигла Божьего слуха, потому что он осознавал, что был великим грешником, что был виноват и заслуживал наказания за своё зло, он смиренно раскаивался, просил милости и прощения за свои грех.
Его возглас: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!” – напоминает 1 Иоанна 2:1-2. Там говорится: “1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; 2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.” Иисус был принесён в жертву за наши грехи, приняв их на Себя. Иисус принял на Себя Божий гнев и оправдал нас перед Богом. Правосудие восторжествовало. А мы обрели Божью благодать через Иисуса Христа. Доверившись Божьей милости и благодати, мытарь обрёл Божью благосклонность. Грех отделяет нас от Бога. Потому, чтобы получить новую жизнь во Христе и быть готовым к вечности на небесах, необходимо исповедать грехи, покаяться и принять Христа в своё сердце.
Богослужебное употребление
Основная статья: Молитва мытаря
Слова евангельского мытаря стали покаянной христианской молитвой, получившей название «Молитва мытаря
Сюжет притчи о мытаре и фарисее. Мытарь. Роспись стены в притворе храма. Валаамский монастырь, Карелия. В богослужении Православной Церкви эта притча читается во время литургии в воскресный день, называемый «Неделей о мытаре и фарисее». Он наступает за три недели (седмицы) до начала Великого поста. С утрени (одной из частей богослужения этих суток, обычно совершаемой в предшествующий субботний вечер) начинается использование Постной Триоди — сборника богослужебных текстов, предназначенных для употребления в течение Великого поста.
В знак того, что жизнь христиан должна иметь в своей основе смирение, образцом которого является смирение Христа, а не гордость, примером которой является мнение о себе фарисея из притчи, Устав Церкви отменяет пост в среду и пятницу той седмицы, которая начинается Неделей о мытаре и фарисее. Это установление символизирует отказ христианина от мнимой праведности фарисея («… пощусь два раза в неделю…»
).
Мотивы притчи в песнопенях Постной Триоди:
Не помолимся фарисейски, братие: ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны Боже, грешныя.
Фарисей тщеславием побеждаемь, и мытарь покаянием приклоняемь, приступиста к Тебе единому Владыце: но ов убо похвалився, лишися благих: ов же ничтоже вещав, сподобися дарований. В сих воздыханиих утверди мя Христе Боже, яко Человеколюбец.
Вседержителю Господи, вем, колико могут слезы: Езекию бо от врат смертных возведоша, грешную от многолетных согрешений избавиша, мытаря же паче фарисеа оправдаша: и молюся, с ними причтав, помилуй мя.
Мытаря и фарисеа различие разумевши душе моя, онаго убо возненавиждь гордынный глас, оваго же ревнуй благоумиленной молитве, и возопий: Боже очисти мя грешнаго, и помилуй мя.
Каждому из нас стоит применить урок данной притчи: обратиться к своей жизни, исследовать себя.
В наших жизнях много греха, и мы, подобно фарисею, не всегда полностью осознаём это. Так, в Пс. 138:23-24 Давид просит Бога исследовать его сердце. Он молится: “Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои. И зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.”
Это превосходный подход, потому как, таким образом мы просим Бога, чтобы Он через Святой Дух открыл нам глаза, чтобы мы могли увидеть наши ошибки. Мы все осознаём, что имеем греховные склонности. Поэтому нам нужна помощь Святого Духа, чтобы мы могли исследовать наши сердца и покаяться.
В Пс 5:9 говорится: “Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.”
Кто ваш враг? Дьявол. Он искушает нас отвергнуть учения Иисуса и Библии, обращаясь к нашей греховной природе. Дьявол искушает нас стать независимыми от праведности Бога и истины Его Слова.
Итак, мы видим, что фарисей сбился с прямого пути. Несмотря на то, что он изучил Слово Божие, он позволил ложному учение проникнуть в его разум, что привело к ошибочной оценке собственных действий. Ему следовало обратиться к Богу за помощью, чтобы увидеть себя в истинном свете.
“Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое”. Пс 25:2
Если мы небрежны, мы можем стать как этот фарисей. Мы ограничены в своих суждениях, не способны судить сами себя и самостоятельно понять, чисты ли мы перед Богом.
Иисус указывает на тенденцию верующих судить себя по собственному разумению, вместо того, чтобы довериться Святому Духу. Мы должны обратиться к Богу и попросить Его исследовать наши сердца, вместо того, чтобы полагаться на самих себя.
Мы должны помнить: дьявол ждёт удобного момента, чтобы сбить нас с пути. Наша грешная природа будет мучить нас до конца наших дней. Дьявол всегда будет пытаться ввести нас в заблуждение.
Мытарь был в самом начале своего духовного пути. В конце притчи Иисус сказал о мытаре: “Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится”. Луки 18:14
Его молитва вознеслась к Богу, и Бог ответил на его нужду. Мытарь был оправдан перед Богом. В Исаии 57:15 говорится: “Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.”
Мытарь становился христианином. Ему придётся отказаться от эгоистичного, корыстного образа жизни, которому он следовал. Он должен начать жить по-новому. Господь начнёт преобразовывать его жизнь через Святой Дух. Исполнившись благодарностью, он входил в Царство возлюбленного Божьего Сына. Он на себе испытывал новую жизнь во Христе, точно так же, как и те из нас, кто покаялся и принял Христа. Его глубокое смирение – хороший пример для всех нас. Нам нечем гордиться перед Богом. Мы проявляем истинную мудрость, только когда выбираем Божью волю и учимся смирению у Иисуса.
Жизнь во Христе – это прекрасная жизнь, свободная и полная благословений. Но мы должны не забывать продолжать просить Господа очищать нас кровью Христа от наших греховных склонностей.
Даже будучи верующим в течение многих лет, мы должны продолжать спрашивать: “В чём я небрежен? Есть ли грех, над которым мне нужно поработать?” Это также включает в себя всё, что мы видим в фарисее: самовосхваление и пренебрежительное отношение к другим.
Фарисей вышел из храма с тем же гордым, холодным сердцем, с которым входил туда. Он не был оправдан пред Богом. Иисус прямо говорит нам – мы не можем получить спасение благодаря собственным заслугам. Мытарь, напротив, был полностью оправдан. Раскаивающийся грешник, смиренно ищущий Божьей милости, найдёт её. Таким образом, результат их молитв был абсолютно противоположным.
Смирение – качество, которое Бог поощряет более всех других. Это одно из самых важных качеств христианина. Иисус сказал: “ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится”.
Если вы ещё не приняли Христа, знайте, вы можете войти в царство возлюбленного Сына прямо сейчас, также как мытарь. Вы можете получить новую жизнь во Христе, раскаявшись в своих грехах, попросив прощения за них, чтобы следовать за Христом, и принять Христа в своё сердце. Каждый из нас, верующих, сделал это, и мы продолжим строить нашу жизнь во Христе всю нашу жизнь.
Тор Квистперевод Алёны Гальцевой
462