Фомина неделя в 2019 году: какого числа, поминальные традиции
Содержание:
- Как правильно поминать усопших в Покровскую субботу
- Чего нельзя делать на поминках
- Радоница. Народные традиции
- Красная горка в церкви: что это за день
- Фомина неделя. Событие и история
- Особенности богослужений, проходящих на Фоминой неделе
- Как следует поминать усопших
- Почитание св. апостола Фомы
- Что по традиции делают на Красную горку?
- Обычаи и традиции на Антипасху: что нельзя делать
- Православные переходящие праздники не вошедшие в таблицу:
- Антипасха апостола Фомы
- Красная горка: свадебные обряды и приметы
- Что еще можно делать?
- Что нельзя делать в этот день?
- Антипасха. Красная горка.
Как правильно поминать усопших в Покровскую субботу
Чтобы наши умершие близкие почувствовали нашу поддержку и молитвенную помощь, необходимо научиться по всем правилам чтить их вечную память.
Нельзя подавать поминальные записки на литургию, а также заказывать панихиды, сорокоусты и другие специфические службы «на помин души» о некрещенных лицах и самоубийцах. Все остальные могут воспоминаться без ограничений.
В день поминовения следует вести себя тихо, скромно, в мыслях об умерших, в молитве о спасении их душ. Можно и нужно посетить храм, отстоять богослужение.
Самым важным для любого усопшего является поминовение на проскомидии. Таким образом грехи, совершенные умершим, очищаются и искупляются погружением в кровь Христову, великой жертвой. Следует иметь это ввиду и подавать в день поминовения записку на совершение данного обряда.
Хорошо помолиться не только в храме, но и дома
Есть специальные молитвы об усопших, вот их и нужно читать – обязательно со вниманием, благоговением и кротостью в сердце.
По народной традиции в такие дни, как Покровская родительская суббота, следует отнести продукты питания в храм или испечь пирожков, булочек, печенье, купить конфет и раздать все эти лакомства знакомым и незнакомым людям, особенно детям, соседям. Да и самим, своей семьей, помянуть покойного тоже полезно.
О походе на кладбище в день памяти усопших тоже упоминалось ранее
Можно лишь добавить, что на могиле угощения лучше не оставлять, так как это противоречит христианской православной традиции. Лучше отнести туда живые цветы или специальный венок из искусственных растений, произвести уборку, пообщаться с почившим с миром, помолиться за упокой его души.
Чего нельзя делать на поминках
Практически все умершие люди нуждаются в наших молитвах. Причем им это необходимо каждый день, а не только по праздникам и после Пасхи, ведь упоминание усопших — такая же неотъемлемая часть ежедневного молитвенного правила, как и «Отче наш».
Но народные обычаи довольно сильно расходятся с церковными, поэтому стоит упомянуть то, что категорически запрещается устраивать на кладбище и на домашних поминках и не одобряется церковью:
- Распитие крепких спиртных напитков (водка, коньяк, настойки).
- Невоздержанность во всем (в веселье, в еде, в вине, в словоблудии).
- Оставлять на могилах пищу и питье — пережиток язычества.
- Громко плакать и причитать об умерших.
- Молитвы за самоубийц тоже нужно обязательно согласовывать со священником.
Вместо этого лучше раздать оставшиеся продукты и милостыню нуждающимся, в общем, действовать нужно по-христиански. Если мы все просто станем человечнее, простим врагов, научимся поддерживать друг друга в скорби, не спорить и не ссориться, то это будет гораздо большей помощью нашим предкам, чем любые пирушки и громкие рыдания на могиле.
Факт!
Особенно важно творить добрые дела в память о самоубийцах, которых часто отказываются отпевать и упоминать на богослужениях. Запрещено ставить за них свечки и оставлять какие-либо приношения в храме, хотя домашняя молитва за ушедших из жизни добровольно, конечно, разрешается
В любом случае этот вопрос решается индивидуально с правящим архиереем Епархии. При себе нужно будет иметь все необходимые справки, чтобы доказать возможность несчастного случая, например, о наличии на тот момент психического заболевания.
Хотя Церковь с большим пониманием относится к тому, что не всякий человек настолько глубоко воцерковлен, чтобы даже просто приобрести православный Молитвослов. Многие только изредка посещают богослужения, не участвуют в таинствах и практически не знают канонов.
Поэтому колеблющимся людям чаще хочется своими словами обращаться к Богу, чтобы молитва стала более живой и искренней. И все же рекомендуется уже в начале пути воцерковления опираться на установленные молитвенные правила, которые вспомоществуют каждой младенчествующей душе. Ведь тот, кто пока духовно не окреп, откуда знает, как и сколько нужно молиться?
Радоница. Народные традиции
Вторник Фоминой недели носит название «радуницы» или «радоницы». В этот день православная Русь обыкновенно поминает своих сродников. Накануне крестьянские женщины пекли пироги, пшеничные блины, оладьи, кокурки, приготовляли пшенники и лапшевики, варили мясо, студень и жарили яичницу. Со всеми этими яствами они отправлялись на погост, куда приходил и священник с причтом, чтобы служить на могилах панихиды. За панихиды женщины, собравшись человек по пять, угощали духовенство пирогами, студнем и кашей. Так как во время богослужения женщины поднимали плач на голоса, с причитаниями и завываниями, то мужчины старались не посещать такие панихиды, чтобы не видеть женских слез. Духовенство, отведав угощения, расходилось по домам. И после этого на погост приходили мужчины, начинали пир на могилах. Крестьяне христосовались с умершими сродниками, поминали их, зарывали в могилы крашеные яйца, поливали брагой, убирали их свежим дерном, поверх которого ставили различные лакомые блюда.
Ф.С. Шурпин. Этюд к картине «Радоница». Вторая половина ХХ в.
Когда яства были расставлены, крестьяне окликали загробных гостей по именам и просили их попить-поесть на поминальной трапезе. Но, угощая покойников, крестьяне не забывали и себя, так что к концу поминания на кладбище обыкновенно бывало много пьяных. Такое же происходило и на городских кладбищах, куда в день «радуницы», для пресечения безобразий, прибывали усиленные наряды полиции.
Красная горка в церкви: что это за день
Другое название Красной горки — Фомино воскресенье.
Оно отсылает нас к евангельскому рассказу о неверующем апостоле. Когда Христос предстал перед своими ученикам после того, как воскрес, среди них не было Фомы, который поэтому в чудо и не поверил.
Через неделю Спаситель явился Фоме, и тот убедился в воскрешении Иисуса.
«Неверующий Фома» стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры — как гласит Библия, он основал церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и даже в Индии.
Еще одно церковное название Красной горки — Антипасха (от греческого «вместо»), в данном случае название можно перевести примерно как «подобная Пасхе» и означать оно будет своего рода «повторение» праздника.
То есть отмечается этот день так же радостно, как и само Светлое воскресенье.
В церквях последний раз служат литургию по пасхальному чину. Тексты богослужений посвящены как самому событию Христова воскрешения, так и апостолу Фоме.
А ещё в этот день после перерыва на время поста возобновляют венчания, поэтому Красная горка на Руси издавна была порой свадеб.
На этот счёт ходила даже поговорка: «Кто на Красную горку женится, вовек не разведется».
Был в этой пословице, правда, и практический момент — свадебные гулянья желательно было провести весной до посевной, чтобы потом не отвлекаться от полевых работ.
Народные традиции
Красная горка.
Красную горку на Руси было принято отмечать также весело и шумно, как Пасху.
Первое воскресенье после Пасхи, к Красной горке старались подогнать свадьбы, день этот считался счастливым для вступающих в брак.
«Красная горка считается девичьим праздником, и так как в этот день происходят свадьбы и идет усиленное сватовство, то на игры являются обыкновенно все девушки до единой. Конечно, в лучших нарядах, потому что в этот день происходит выбор женихами невест. Считается даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома. До позднего вечера звучали песни и водились хороводы.
Сегодня этот праздник не так популярен в отличие от Пасхи, но свадьбы всё же стараются назначать именно на день Красной горки. Конечно, со временем многое изменилось, но, тем не менее, радует то, что остались ещё молодые пары, которые стремятся сыграть свадьбу именно в эту неделю.
Была и ещё одна интересная традиция, она, кстати, соблюдается, и по сей день. Было принято скатывать с возвышений заранее покрашенные яйца. Суть заключалась в том, что яйцо должно скатиться к подножию целым.
Катание яиц — соревновательная игра, её цель — получить яйца других игроков.
Игроками выбирались яйца – обязательно куриные и крашеные. Деревянные или гусиные в игру не допускались. Лучшими считались те яйца, которые имеют округлую форму, чтобы катились прямо, и вытянутые яйца – для манёвров вправо и влево. Если яйцо разбивалось или трескалось, оно выбывало из игры.
Все яйца раздавались поровну. Далее считалкой устанавливалась очерёдность игроков. Первый по очереди просто пускает из жёлоба своё яйцо, стараясь, чтобы оно покатилось дальше. Почему дальше? Да потому, что тот, чьё яйцо стукнется об уже скатанное, забирал его себе. Яйцо нацеливается уже наверху лотка, чтобы не начало кататься из стороны в сторону в жёлобе. Следующий игрок должен своим яйцом сбить яйцо предыдущего игрока. Если яйцо сбивается, то первый игрок считается проигравшим. Если нет, то игра продолжается, но уже с двумя яйцами на поле. Так по очереди все скатывали свои яйца, и у кого-то в итоге не оставалось ни одного – он выбывал из игры. И так до победителя.
Интересные страницы:
Фомина неделя. Событие и история
Богослужение первой послепасхальной недели посвящается воспоминанию явления святым апостолам Христа Спасителя на восьмой день по Своем Воскресении. Фома (в переводе с евр. «близнец»), родом из галилейского города Панеады, был избран Исусом Христом как один из двенадцати апостолов, о чем нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука (Мф. 10:2-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16). Иоанн Богослов сообщает об участии ап. Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. В самый день Воскресения Христова, вечером, все апостолы, кроме Фомы, были вместе, и двери были заперты. Вдруг явился им Исус Христос и приветствовал их словами: «Мир вам!». Ученики испугались, думая, что это привидение. Но Он сказал им: «Что смущаетесь? Это Я Сам», — и при этом показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики возрадовались, что видят Господа. Потом Он дунул на них и сказал: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, а на ком оставите, на том останутся». Когда пришел Фома, другие ученики говорят ему: «Мы видели Господа». Но Фома ответил им, что он до тех пор не поверит, пока сам не увидит и не осяжет ран на Теле Господа (Ин. 20:25). Через восемь дней ученики снова были вместе и Фома с ними. Двери были заперты. Исус Христос явился им и сказал: «Мир вам!». Потом, обратившись к Фоме, прибавил: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28), точно исповедуя, таким образом, как пишет бл. Феофилакт Болгарский, Божественное и человеческое естество Христа Спасителя. А Исус Христос сказал ему: «Ты поверил потому, что увидел Меня, но блаженны не видевшие и поверившие!». Господь, снисходя к немощи человеческой, явился вновь, чтобы позволить неверовавшему апостолу чувственно убедиться в истине произошедшего великого события: ибо Он воскрес в той же самой плоти, в которой пострадал на кресте.
Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа. По преданию, св. Фома имел от рождения два сросшихся между собой средних перста, но как только он сподобился вложить их в ребра Господни, они тотчас приняли обычное положение. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии. Выражение «Фома неверующий» стало нарицательным и обозначает недоверчивого человека.
Особенности богослужений, проходящих на Фоминой неделе
В эти дни в храмах читают отрывки из Евангелия, посвященные уверованию апостола Фомы. В богослужениях раскрывается смысловое значение праздника, говорится об обновлении пасхальной радости, о втором явлении Сына Божьего среди своих учеников.
В эти дни христиане слушают проповеди, посвященные этому событию. Священнослужители пытаются донести до прихожан истинный смысл поступка Фомы. Изначально у верующих может сложиться нелицеприятное мнение об апостоле, как о человеке маловерном и упрямом.
Антипасха завершает круг пасхальных богослужений
На самом деле, апостол был христианином, нуждающимся в веских основаниях для укрепления в вере. Храмовые службы в эти дни имеют ряд особенностей:
- В эти дни прихожане слушают особые песнопения, посвященные празднику. Они охватывают и раскрывают главные темы Антипасхи. Кроме того верующие прославляют приход весны, который символизирует обновление всей природы и человеческой души.
- В восьмой день после Пасхи возобновляется чтение утреннего и вечернего молитвенного правила.
- Антипасха формально не относится к календарным церковным праздникам, но богослужение проводится согласно чину двунадесятых праздников.
- Накануне Фоминой недели совершается малая вечерня. Воскресная служба в этот день отменяется, неизменным остается традиционное утреннее чтение Евангелия.
- Божественная Литургия, проводимая в этот день, содержит в себе антифоны.
- По окончанию всех молитв верующие совершают крестный ход.
- Вечерня в этот день проводится с пением прокимна.
Важно знать! Антифон — это песнопение, которое исполняется до и после евангельской песни или псалма. Прокимен — стих из псалмов, соответствующий дате или празднику
Как следует поминать усопших
Главное занятие во все дни поминовения усопших — не уборка и украшение могилы, а творение чина Литии (дословно в переводе с греческого «усердное моление»). Она совершается приглашенным священнослужителем согласно Типикону (уставу) либо самими мирянами.
Факт!
В этот день нет какого-то особого последования молитв, поэтому зачитываются соответствующие тропари и псалмы, в том числе Пс. 90, заключительная ектения об усопших и Отпуст.
Помолиться Богу об умерших можно и самостоятельно, своими словами, а еще лучше вслух прочитать последование поминовения «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище», которое состоит из молитв, 90 псалма, 4-го гласа тропаря, 5-го гласа седален (кафисмы), 8-го гласа кондака и икоса.
Еще в Молитвослове содержится «Акафист об упокоении всех усопших», который состоит из 25 кондаков и икосов (богослужебные песнопения) с заключительной молитвой.
Почитание св. апостола Фомы
В православии именем Фомы называется восьмой день по Пасхе, приходящийся на воскресенье, — Фомина неделя. В церковном обиходе Фомину неделю именуют также Антипасхой, поскольку она приходится на первое воскресение после Великого Дня. Буквально «Антипа́сха» происходит от греч. «ἀντι» — «вместо», т.е. «напротив» Пасхи. Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских по происхождению «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иеросалимского богослужения в этот день — в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года). В древней Церкви наиболее многочисленное крещение неофитов было принято совершать в Великую субботу, первые восемь дней после новокрещенные ходили в белых одеждах и снимали их в восьмой день, то есть в Антипасху.
Память св. апостола Фомы также совершается 19 (6 ст. ст.) октября, 13 июля (30 июня ст. ст.) — Собор двенадцати апостолов. В честь ап. Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи город Сан-Томе. Имя Фомы носит так называемое «Евангелие от Фомы» — гностический апокриф.
Самое древнее свидетельство о захоронении апостола Фомы встречается у Ефрема Сирина. Другое — в апокрифах, где сообщается о проповеди и мученической смерти апостола Фомы на северо-западе Индии. О посещении гробницы ап. Фомы в XIII-XIV веках писали многие путешественники. В 1293 году Марко Поло (1254-1324 гг.) посетил Индию. В своих записках он сообщит о посещении гробницы апостола Фомы в Индии, в области Малабар, и назовет местных жителей «христианами апостола Фомы». В это же время о своем посещении гробницы святого апостола Фомы в Индии сообщит и известный миссионер и исследователь Джованни из Монтекорвино (1246-1328 гг.). А несколько позже, в 1324 году, и монах-францисканец Одорико (ок. 1274-1331 гг.) из Порденоне напишет о своем путешествии и поклонении апостолу Фоме на месте его захоронения.
Мощи святого апостола Фомы пребывали в Индии до IV века. Позднее они попали в Эдессу, затем на греческий остров Хиос, а позже в Италию, в Ортону, где останки и находятся с 6 сентября 1258 года по настоящее время в Базилике Святого Фомы. Но и после перенесения мощей святого место его погребения в Индии почиталось как святое. В «Англосаксонских хрониках» при описании событий 885 года упоминается король Альфред, дающий обет в случае победы сделать богатые пожертвования в далекие святилища, и в том числе святому апостолу Фоме в Индии. Во многих документах о местонахождении гробницы апостола Фомы говорится о Мелипуре (Малаи-пурам), что в переводе означает «город на горе». Но начиная с VII века документы упоминают город Каламин. Вот что писал об этом святой Исидор из Севильи (636 г.): «В действительности, пронзенный копьем, он (апостол Фома) погиб в городе Каламине, в Индии, и там же был погребен с почестями за 12 дней до январских календ (21 декабря)». В латинских молитвенниках того времени упоминался город Каламин как место в Индии, где апостол Фома претерпел мучения и был погребен. Когда португальцы в 1517 году нашли город Каламин, большая часть его древних руин уже ушла под воду. Тем не менее местные жители указывали на место, которое называли «гробницей апостола Фомы». Это была небольшая прямоугольная церковь с приделами, очень древняя и уже разрушенная, в которой не было никаких изображений, только кресты. Помимо Ортоны, части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.
Что по традиции делают на Красную горку?
Немаловажная роль во время празднований отвадилась женской половине общества. Считалось, что людей, не вышедших на улицу в Красную горку, ждет неудача. Потому со всех подворий люди выходили на повсеместные гуляния, песни и пляски.
- По преданию в это день женихи должны были обливать своих избранниц водой, и после этого сосватать их, потому что если жених облил водой избранницу и не сосватал ее, то девушка считалась опозоренной.
- Многие женщины умывались дождем, под сверкающими молниями, потому что именно так можно было сохранить молодость и красоту.
- Так же в этот день посещались кладбища, усопшие уважительно поминались.
В 2021 году 9 мая весь православный люд будет отмечать святой праздник – АнтиПасху (по народному — Красную горку). Повсеместные гуляния наполнят теплотой и радостью роскошно цветущий май.
Обычаи и традиции на Антипасху: что нельзя делать
9 мая, православные отмечают Проводное воскресенье или Антипасху, другое название дня Фомино воскресенье. В Проводное воскресенье поминают покойников либо на кладбище, либо же в церкви.
Миряне верят, что в этот день Бог отпускает из неба умерших — навестить родных. Поэтому верующие люди в память о родственниках зажигают поминальные свечи.
Первое воскресенье после Пасхи называют Проводной, поскольку она завершает Светлый пислявеликодний неделю. В Проводное воскресенье принято поминать усопших. Или на кладбище, или в церкви.
Люди верят, что в этот день Бог отпускает с неба умерших — навестить родных. В память о родственниках на кладбищах зажигают поминальные свечи.
Хотя, часть населения собирается семьями на могилах родственников во вторник, но большинство — в воскресенье. Могилы предварительно приводят в порядок, убирают территорию вокруг. Затем устраивают трапезу.
Какого числа будет Антипасха в 2021 году
Исследователи считают, что традиция угощаться на кладбище уходит корнями в языческие времена, когда на могилах устраивали трапезу: ели, пили, танцевали и пели веселые песни.
И само название Радоницу происходит от слова «радость». Правда, после принятия христианства церковь языческую традицию изменила, и расставила другие акценты.
Традиция «девятого дня»: В частности, название Радоница означает радость от того, что Христос воскрес, и у всего человечества появилась надежда на спасение души. По правилам, поминать умерших нужно во вторник, на девятый день после Воскресения — это традиция «девятого дня».
А ходить на могилы родственников в воскресенье, то есть, в свой выходной, объясняют священники, люди начали еще при СССР.
Ведь во вторник — официальный рабочий день. Между прочим, в соседней Беларуси Радоница — официальный выходной. В России выходным этот день делают по решению губернаторов.
В Украине же в этот день кладбище прийти может далеко не каждый том, объясняют в храмах, думая о немощи человеческой, панихиды начинают осуществлять уже с воскресенья.
Православные переходящие праздники не вошедшие в таблицу:
Неделя о Закхее-мытаре (Дата = Дата Недели о мытаре и фарисее — 7 дней),
в 2021 году Неделя о Закхее-мытаре в воскресенье 14.02.2021;
Неделя о Блудном Сыне (Дата = Дата Недели о мытаре и фарисее + 7 дней),
в 2021 году Неделя о Блудном Сыне в воскресенье 28.02.2021;
Неделя о Страшном Суде (Дата = Дата Прощеного Воскресения — 7 дней),
в 2021 году Неделя о Страшном Суде в воскресенье 07.03.2021;
Фомина Неделя в народе «Красная Горка» (Дата = Дата Пасхи + 7 дней),в 2021 году Фомина Неделя в воскресенье 09.05.2021;
День Жён-мироносиц (Дата = Дата Пасхи + 14 дней),
в 2021 году День Святых Жен Мироносиц в воскресенье 16.05.2021.
Подробности на странице: Пасхалия XXI век
Расчет даты Православной Пасхи, Светлого Христова Воскресения
Служители Русской Православной Церкви пользуются специальными таблицами, которые помещены в книге, назваемой «Богослужебный Устав» или «Типикон». Последняя глава Типикона включает в себя таблицу пасхальных дат на 532 года — это 28 девятнадцетилетий.
Дело в том, что через каждые 19 лет даты полнолуний повторяются, конечно, если точно фиксировать время астрономического полнолуния сдвиг по времени есть, и, примерно, каждые 500 лет, необходимо проводить коррекцию таблиц.
Дату православной Пасхи совсем нетрудно рассчитать вручную:
Сначала определяется дата пасхального полнолуния, а затем по календарю находится ближайшее наступающее после этой даты воскресенье.
Для заданного Года юлианская дата пасхального полнолуния определяется по формуле:
Дата полнолуния (Год) = 21 марта + ОСТАТ(19*ОСТАТ(Год, 19) + 15, 30),
где
Год — это год нашей эры (желательно ограничится прошлым или текущим веком),ОСТАТ(делимое, делитель) — это остаток от деления введенных как аргументы целых положительных чисел (формула написана в формате формул русифицированного Exel).
С помощью JavaScript Вы можете получить результат в пять нажатий на клавиши:
Введите Год, любой от Воскресения Христова вплоть до конца текущего тысячелетия, в который нужно получить дату Пасхи (четыре клика) и нажмите ENTER или кликните по кнопке «Рассчитать».
Введите год
Подтверждение
Дата Православной Пасхи
Рассчитать
02 мая 2021
Дпя cправки:
Дата Православной Пасхи по юлианскому календарю — 19 апреля 7529 года от Сотворения Мира;
Дата Католической Пасхи по григорианскому календарю — 4 апреля 2021 года.
Даты Светлого Христова Воскрения на ближайшее десятилетие
02 мая 2021 — 5 дней после астрономического полнолуния; 24 апреля 2022 — 8 дней после полнолуния; 16 апреля 2023 — 10 дней; 05 мая 2024 — 10 дней;20 апреля 2025 — 7 дней; 12 апреля 2026 — 10 дней; 02 мая 2027 — 10 дней; 16 апреля 2028 — 7 дней после полнолуния; 08 апреля 2029 года — 9 дней после полнолуния; 28 апреля 2030 года — 10 дней после полнолуния. 13 апреля 2031 года — 6 дней после астрономического полнолуния.
* Русская православная церковь придерживается александрийской пасхалии, которая ведет исчисление даты начиная с 21 марта по юлианскому календарю (то есть самой ранней датой Пасхи может быть 4 апреля по современному григорианскому календарю).
Кроме того, в александрийской пасхалии расчётное пасхальное полнолуние в 20 и 21 веках происходит на 4 — 5 дней позже реального астрономического полнолуния, вследствие накопившейся за два тысячелетия погрешности методики расчета, утвержденной в стародавние времена.
Сам день Пасхи определяется двумя простыми правилами:
1. Паcха — это всегда воскресенье, седьмой день недели как раз и получил свое название в честь Светлого Христово Воскресения;
2. Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия (подразумевется дата полнолуния полученная по таблицам Метонова цикла: расчетная дата новолуния + 14, первое после 21 марта по юлианскому календарю).
3. Даты всех переходящих праздников отсчитыаются от даты Пасхи.
Антипасха апостола Фомы
Слово «Антипасха» означает обновление, продолжение Пасхи. Праздник связан с историей об апостоле Фоме, который опоздал и не увидел, как Иисус Христос впервые после своего воскресения появился перед своими учениками.
Фома, которого в русской традиции называют неверующим или неверным (в значении — маловер), не поверил в воскресение Христа и попросил доказательств. Христос явился перед Фомой и даже позволил недоверчивому ученику вложить пальцы в свои раны. При этом Спаситель попенял Фоме, упрекнув что его вера не безусловна, а требует доказательств. Фома устыдился своих сомнений и стал одним из самых ревностных распространителей христианства, за что и принял мученическую смерть в далекой Индии.
В память о том, как Фома лично «прочувствовал» Пасху, и отмечается праздник Антипасха — обновление радости от Светлого Христова Воскресения.
Красная горка: свадебные обряды и приметы
Народное название Антипасхи — Красная горка. С Фоминой недели церковь вновь начинает венчать новобрачных, по традиции стартует весенний сезон свадеб. На самом деле Красная горка — праздник дохристианский, связанный с окончательным пробуждением природы, с первой зеленью, с возвращением птиц в родные края, с появлением в лесах дичи. В древности это означало окончание голодного периода и возможность подумать о продолжении рода. О происхождении названия «Красная горка» и о некоторых традициях этого дня можно узнать из инфографики ФАН.
После принятия христианства Красная горка объединилась с Антипасхой, но народные корни (хороводы, ритуальные блюда, символизирующие Солнце, и некоторые другие обряды) остались.
На Красную горку еще не венчают, но этот день дает старт свадебному сезону. Сыграть свадьбу весной на Руси считалось очень престижным. Согласно приметам, такой союз должен быть прочным и долговечным. Дело в том, что организовать свадебное торжество весной могли только зажиточные семьи, у которых были «живые» деньги, оставшиеся от продажи излишков урожая. Более «скромным» вариантом была свадьба осенью, на Покров, после окончания осенней страды.
Поэтому молодые люди, которые по бедности не могли рассчитывать на весеннюю свадьбу, в это время присматривали себе пару, чтобы пожениться осенью.
Кроме того, на Красную горку чествовали молодоженов, а также девушек и женщин как продолжательниц рода.
Вообще, согласно приметам, Красную горку и Фомину неделю молодым людям без пары нужно провести весело, в радости, в общении, иначе можно надолго остаться в одиночестве.
Одной из излюбленных забав молодежи на Красную горку было обливание водой — как форма заигрывания. В ходу были различные забавы и игры с пасхальными яйцами. Яйца скатывали с пригорков, ими бились, обменивались, дарили и так далее. Все эти игры носили ритуальный характер, были формой заигрываний и ухаживаний — как намек на возможное более серьезное продолжение.
Что еще можно делать?
Кроме того, в Фомино Воскресенье верующие обычно посещают церковные богослужения и ходят на кладбища, чтобы своими молитвами поминать усопших. В этом году на такие действия решится не каждый, желая уберечь здоровье и свое, и своих родных. Пандемия коронавируса многое изменила в жизни людей. Однако никто ведь не мешает помолиться перед иконами, предварительно умывшись святой водой, оставленной на ночь перед образами.
С самого утра верующие также готовят различные угощения и выбирают красивые наряды. По поверьям, необходимо еще и семь животных накормить. В этом случае в доме деньги переводиться не перестанут, а удача семью стороной не будет обходить.
Что нельзя делать в этот день?
Чтобы избежать изменений в судьбе в худшую сторону, следует знать, что запрещено делать в этот праздник.
- Не рекомендуется работать, а тем более рыться в земле. Это праздник ее возрождения, не нужно беспокоить ее в такой момент.
- Ссориться ни в коем случае нельзя, так как по приметам потом будет трудно (невозможно) помириться до Троицы.
- В этот праздник не стоит оставаться дома в одиночестве. Следует надеть самый красивый и яркий наряд и отправиться в людное место.
- Согласно правилам, супругам на Красную горку нельзя гулять или праздновать отдельно. Тем самым они могли накликать раздор, ссоры, разлуку.
- Не рекомендуется говорить с кем-то про обряд омовения вообще. По легенде, это поможет злому глазу наложить проклятие (сглаз).
Комментарии
Антипасха. Красная горка.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» — но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.
В этот день обновляется память Воскресения Христова, потому Антипасха называется еще неделей обновления. Так как обновление воскресения Иисуса Христа было особенно ради апостола Фомы, который не присутствовал в событиях Воскресения Спасителя и не верил в это, то именно ему и были явлены доказательства Воскресения. В этот день Господь вновь явился своим ученикам, в особенности апостолу Фоме, чтобы убедить его Своими ранами, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения.
В связи с этим неделя именуется еще и Фоминою. (Неделя, со старославянского означает воскресенье)
Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). И когда на восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
Церковь придает этому событию особое значение. Своим явлением апостолу Фоме воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительно пречистую, которую воспринял от утробы Пресвятой Богородицы, с которою был пригвожден ко кресту и на которой остались от того, даже по Воскресении, язвы.
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
https://youtube.com/watch?v=YERkCH5xOqo