Святитель макарий, митрополит московский

Ранний период жизни

В миру Булгаков Михаил Петрович, родился в семье Православного пастыря, в селе Сурково Курской губернии, 19 сентября 1816 года. Отец Михаила, священник Пётр, служил в сельском храме, среди прихожан слыл пастырем добрым и обязательным. Для многих крестьянских детей он был не только священником, но и крестным.

Мать Михаила, Стефанида Григорьевна, женщина мягкая, но рассудительная, была дочерью священнослужителя, Григория Спасского. Она умела соизмерять свою жизнь с Божьим законом, много молилась, а постилась строже, чем предписывал церковный Устав.

Дети Булгаковых с ранних лет воспитывались в духе веры и христианской любви. Михаил был третьим ребёнком в семье (всего их было шесть). Родился он слабым, в детстве много болел (в основном золотухой).

Глава семейства, священник Пётр, ушел из жизни рано (Михаилу в ту пору было 7 лет, старшей дочери Стефаниды Григорьевны — 10, а младшей — 3 года). Бремя заботы о детях целиком легло на плечи вдовы. Жили трудно, скорее выживали, средств не хватало, но в отчаяние не впадали, уповали на Бога.

В 1823 году мать отправила Михаила к священнику и крестному, Павлу Никитскому. Он служил в нескольких верстах от их села, руководил домашней школой. Здесь Михаил обучился грамоте, получил нравственный закал.

Два года спустя мать отвезла его в Корочу и определила в приходское духовное училище. Образование давалось Михаилу с трудом: слабость здоровья сказывалась и в трудности сконцентрироваться на учебном материале, и в притуплении памяти. Однако, благодаря усердию и настойчивости он всё же добился желанных успехов.

В 1827 году Михаил продолжил образование в Окружном уездном училище, находившемся в Белгороде, под одной крышей с Курской семинарией.

Проходя обучение, Михаил избегал игр, предпочитая юношеским развлечениям общение с литературой. Однажды, когда он занимался душеполезным чтением во дворе, в него прилетел камень. Булыжник был брошен кем-то из сверстников и не предназначался лично ему, но по случайности угодил прямо в голову.

Образовалась рана. Удивительно, но с её заживлением Михаил освободился от мучившей его золотухи. Но что ещё более удивительно, это событие отразилось на его умственных способностях: при отсутствии болезни, благодаря выработанному прежде трудолюбию, Михаил вырвался из отстающих в число лучших учеников.

Вскоре, изумленный его ответами на экзамене, на него обратил внимание Курский архиепископ, Илиодор. Выяснив обстоятельства жизни его семьи, он назначил матери Михаила пенсию в размере 100 рублей, а трём его сёстрам помог выйти замуж за будущих иереев

↑ Становление

В монастыре он молился, исплнял подвиг послушания и смирения, много трудился. Монастырское хозяйство переживало период расцвета. Стараниями Макария многое изменилось. Сам он интересовался и изучал иконописание.

В 1526 году происходит перелом в его судьбе. Он становится архиепископом Новгородским и Псковским. Огромные культурные богатства Новгорода поражают его, и он начинает их тщательно изучать.

Он выясняет, что в Новогородской земле много язычников, и посылает своих священников и монахов разорять языческие капища и крестить язычников. Также это время Макарий занимается постройкой новых храмов и реконструкцией новых. Ремонтирует Софиевский собор, приглашает художников для украшения храмов. Под его руководством делают новую церковную утварь.

Макарий много помогает своим соотвечественникам. Известно, что в то время в Великом Новгороде был мор и болезни. Макарий хоронит мертвых, ухаживает за больными, молится за всех. Его стараниями составляется новый летописный свод.

В монастыре были работы Андрея Рублева и Дионисия, по ним Макарий учился художественному мастерству. Так, были привезены новые фрески, поновлены старые. Люди смотрят на его деятельность с одобрением, по мнению большинства, возрождает исконную русскую веру. Макарий способствует развитию на Руси книгопечатного дела. Он приглашает мастеров-печатников в Москву, и они открывают там типографию.

В это время группировка князей Шуйских низлагает митрополита Иоасафа, и Макарий становится митрополитом Московским и Всея Руси 19.03.1542г. Он борется с Шуйскими, защищая малолетнего Ивана Грозного. Макарий учит царевича жизни, и способствует его возведению  на престол. Также митрополит проводит большую работу по канонизации святых, и помогает составлять их житие. 

Макарий был человеком добрым, Шуйские хотели воспользоваться им, чтобы иметь влияние на Иоанна Грозного. Но оказалось, что Макарий сторонник иосифлян, и он хочет сделать их главными в государстве.

Митрополит Макарий является сподвижником царя. В 1552 году он предсказывает царю победу над неверными при Казани. И его прогноз оправдывается. В 1547 и 1549 годах он созывает соборы, которые затем получили название Макарьевских. На этих соборах решается вопрос почитания святых. В 1551 году под руководством Митрополита Макария проходит Стоглавый собор, на котором рассматривается вопрос о моральном облике православного христианина.

В это время проходит Стоглавый собор, и Макарий принимает деятельное участие в его работе. Митрополит изменял жития, добавляя в литературные произведения церковнославянские слова. Под его руководством проходил сбор всех необходимых данных.

«Великие Четьи-Минеи» составлены во многом благодаря его заслугам, и также он написал жития новых святых. За короткий срок Макарий смог наладить жизнь церкви и епархии. Многие люди видели преображение епархии, и считали, что все это происходит благодаря трудам Макария.

Он основал множество мастерских, где создавались иконы и предметы утвари. Поэтому многие уважали и чтили его. К людям относился ровно и не делил их на богатых и бедных. Многим помогал, выкупал пленных у татар.

Митрополит Макарий известен как «Собиратель русской церкви». Он всегда отстаивал интересы церкви, и помогал своим собратьям. Он добился того, чтобы у церкви не отбирали земли. Выступал против попыток государственных органов ограничить права церкви.

Про Макария сохранилась самая лучшая память. Он состоял в Избранной Раде, которая в 1560 году была распущена. Всех ее членов судили, кроме Макария. Царь его бесконечно уважал.

После крестного хода, посвященного мученику Никите в сентябре 1563 года, митрополит простудился и заболел. Его не стало 31.12.1563 года. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля. К лику святых причислен в 1988 году. День памяти 30 декабря.

Писания египетского подвижника

Житие преподобного, составленное святым Серапионом Тмуитским, практически ничего не говорит о творениях угодника Божия.

В то же время, перу прп. Макария приписывается большое количество памятников аскетической литературы, в науке условно названное «Макарьевским корпусом».

В настоящее время к авторству святого Макария относят следующие творения:

  • «Послание к своим чадам» — аскетический трактат из 17 глав. Известно большое количество древних рукописных переводов Послания, часть которых была издана. Некоторые ученые считают Послание единственным подлинным творением святого.
  • «Духовные беседы», 50 шт. Изданы Йоханном Пикусом в 1559г. и переведены на русский язык в 1880 г.
  • «Слова и Послания» (числом 64), 13 из которых переведены на русский язык архимандритом Амвросием (Погодиным) и архиепископом Василием (Кривошеиным).
  • «Новые гомилии» (28 шт.), переведенные на русский язык В. Вениаминовым.
  • «Великое Послание».

Интересный фактИнтересно, что Послание Макария очень похоже на творение святителя Григория Нисского “О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве”. Среди историков и богословов долго шли споры о том, кто от кого зависит: Макарий от Григория или наоборот. Считается, что все-таки Послание прп.Макария было написано раньше.

Наиболее полное собрание творений прп. Макария с подробнейшими научными историческими, текстологическими и богословскими комментариями было подготовлено и издано в 2002г. ведущим российским патрологом Алексеем Георгиевичем Дунаевым.

Использованные материалы

  • Биография на сайте «Русское Православие»

  • Иеромонах Иов (Гумеров). «Житие святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского»

  • Н. Сечина «Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский)»

  • Изображение иконы Макарий Московский, Алтайский, свт.

    — икона

  • «Все молитвы святителю Макарию, митрополиту Московскому и Коломенскому (бывшему епископу Бийскому и архиепископу Томскому)»

    — тропарь

  Московские Церковные ведомости, 1915, № 42, с. 590.

  Авроров П., свящ., Пребывание Высокопреосвященного митрополита Макария Московского на своей родине, СПб. 1913.

  Авроров П., свящ., пребывание Высокопреосвященнейшего митрополита Макария Московского на своей родине, СПб. 1914, с. 16.

  Из речи при наречении во епископа.

  «Русский паломник», 1911, № 16, с. 255-256.

  А. Макарова-Мирская … с. 290-292.

  К. Харлампович.

  Митр. Макарий «Мой ответ В. Н. Львову», — «Московские ведомости», 21 июня 1917 г.. № 131.

  Сведения с ortho-rus.ru

  «Московские ведомости», 21 июня 1917, № 131.

  Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания … с. 202-203.

  Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания … с. 209.

  Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, М., 1994, с. 167.

  Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, М., 1994, с. 156.

  Арсений (Жадановский), епископ, Воспоминания … с. 211.

  Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания … с. 217.

  Апухтин К. История продолжается … В кн.: «Царю Небесному и царю земному верен…», с. 345.

  Арсений (Жадановский), епископ, Воспоминания, М., 1995, с. 239.

Ранняя жизнь и работа над Минеей

Макарий родился в Подмосковье. Имена его родителей (по крайней мере, монашеские имена его матери) известны, потому что он посвящает им Великого Читателя Минеи . Считается, что его светское имя было Михаил.

В конце 15 века Макарий стал монахом в Свято-Пафнутийском монастыре   в Боровске , где он служил чтецом , иподиаконом , диаконом и священником . Именно здесь Макарий овладел искусством иконописи. Также известно, что он был твердым сторонником Иосифа Волоцкого и его учеников.

В 1523 году митрополит Даниил поднял Макария в сан archmandrite в виде монастыря в Можайске . Именно там Макарий познакомился с великим князем московским Василием III . Он был одним из немногих священнослужителей, которые поддержали развод Василия III с бесплодной Соломонией Сабуровой и благословили его второй брак с Еленой Глинской .

В 1526 году Макарий был назначен архиепископом Новгорода , где он проводил про- московские политики. В 1533 году, а затем в 1535 году он отправил монаха Илью и других на миссионерскую работу среди балто-финских народов вдоль Невы, Ладожского и Онежского озер и вверх на Кольский полуостров. (Его преемник в Новгороде, Феодосий, через десять лет послал миссионеров в тот же регион.) В 1541 году Макарий и его товарищи закончили работу над первым изданием своего великого произведения « Великий миней- чтец» . Сборник житий русских святых состоял из 12 томов, размещаемых ежемесячно. Ему также приписывают начало « Степенной книги» («Книга степеней королевской генеалогии»), в которой происхождение Ивана Грозного прослеживается до вымышленного брата Цезаря Августа по имени Прус. Говорят также, что он написал иконы в маленьком иконостасе собора Святой Премудрости в Новгороде .

Молодые годы

Михаил становится послушником в обители преп. Пафнутия Боровского, где впоследствии принимает постриг с именем Макарий. Назван молодой монах был в честь подвизавшегося в пустыне святого Макария Египетского. Выбранный монастырь отличала строгая аскетическая жизнь его насельников.

В обители инок обучался иконописному мастерству, ведь монастырь был расписан одним из лучших мастеров своего времени — Дионисием. В храме обители были также иконы кисти знаменитого Андрея Рублева.

Макарий ведет строгую подвижническую жизнь, состоящую из труда и молитвы. Наконец, в 1523 г. митрополит Даниил поставляет инока архимандритом Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря, который основал преподобный Ферапонт Можайский. Здесь в роли настоятеля Макарий устанавливает молитвенное поминовение всех усопших в обители, составив поминальный синодик.

Во время управления обителью святителем в соборе монастыря появляется придел в честь Макария Египетского. Настоятельство в Можайской обители продолжалось около трех лет.

Епископство в Новгороде

В марте 1526 года Макария возводят в сан епископа Новгородского и Псковского. Новый владыка активно занимается миссионерством, посылая священников к языческим северным народам новгородских земель. В обителях Новгорода вводится общежительный устав, который способствовал увеличению численности братии монастырей.

Благодаря святителю, в Новгороде строят, обустраивают и украшают около 40 храмов, в том числе кафедральный Софийский собор.

Используя художественные знания, полученные в Пафнутиево-Боровском монастыре, епископ лично обновляет обветшавшую икону Божией матери «Знамение» — знаменитую новгородскую святыню. Во время епископства святителя написаны жизнеописания и церковные службы некоторым русским подвижникам.

Летописный свод

В годы епископского служения святителя в Новгороде происходит создание Владычного летописного свода, не дошедшего до наших дней. Монах Досифей, который приходился племянником святому Иосифу Волоцкому, исправляет текст Синайского патерика, позднее этот же инок займется работой над составлением Волоколамского патерика и Хронографа. В 1540 г. священником св. Софии Агафоном была создана новая Пасхалия.

Иконография

Иконографические изображения преподобного Макария соответствуют общим правилам письма аскетов-пустынников: суровый худощавый лик, длинные волосы и борода, власяница (колючая подвижническая одежда из верблюжьей или козьей шерсти). На некоторых иконах святого изображают как бы полностью покрытым волосами.

Одним из древнейших изображений преподобного, сохранившихся в России, является фреска на западной стене Спасова храма на Ильине улице в Великом Новгороде. Собор этот расписывал легендарный византийский иконописец – прп. Феофан Грек. Изображение святого Макария монохромное довольно бледное, темным цветом выделены лик и ладони. Из остальных деталей различаются только седые волосы и власяница.

прп. Макарий ЕгипетскийФеофан Грек1378 г.Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, РоссияФреска в камере на хорах

Есть еще насколько довольно древних фресок с изображением Макария Египетского. На южной стене храма Усекновения под Бором в Москве, на восточной стене трапезной братского корпуса Преображенского скита в Подмоклово (Московская обл.), в трапезной части Богородице-Рождественской церкви на Махрищском подворье в Талицах (Московская обл.).

Труды

Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Еще в Новгороде он продолжил труды архиепископа Геннадия (+ 1504). И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в году. Это начинание получило в истории именование Великие Четьи Минеи. Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в году, вторая в 50-х годах дана вкладом в кремлевский Успенский собор, а третью позднее получил первый русский царь. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, гомилетическое, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви.

Митрополит Макарий руководит работой не только редакторов-переписчиков, но и авторов духовных сочинений. Так, он повелевает протопопу из кремлевского храма Спаса на Бору Ермолаю написать книгу о Пресвятой Троице и житие епископа Василия Рязанского. По инициативе святителя был создан первый систематический труд по русской истории — «Книга степенная царского родословия», непосредственно над составлением которой трудился царский духовник — протопоп Благовещенского собора, Андрей (в монашестве Афанасий), будущий митрополит, преемник и продолжатель трудов святителя Макария. Особо близок, очевидно, к митрополиту Макарию был плодовитый писатель Древней Руси иерей Василий, в иночестве Варлаам, прославлявший своими гимнографическими и агиографическими трудами псковских святых.

Храмы в честь святого Макария

Так как этот человек сделал значительный взнос в развитие православия, то не удивительно, что некоторые священные сооружения носят его имя. Самыми популярными считают:

  • церковь в Дзержинском;
  • собор в Москве;
  • церквушка в селе Чемал;
  • храм в селе Лесном Барнаульской епархии.

Многие считают своим долгом посетить хоть одно из этих мест и приклонится к мощам святого. Вот слова, которые чаще всего читаю для него.

Обращаясь с молитвой к святителю Макарию Невскому, не стоит забывать о том, что слова должны идти только от чистого сердца и с благородными намерениями. Не забудьте также поблагодарить его и Всевышнего за то, что уже имеете.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом митрополите Макарие:

Иконы

Почитание

Почитание Святителя началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая его икона. Известно, что, возвратившись из Литовского похода года, царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше».

Имя святителя начиная с XVII в., встречается в «Сказании о святых иконописцах», где говорится: «Святый, и предивный, и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писаше многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи Четьи, яко ин никто ж от святых российских написа и праздновати повеле российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написа».

Молитвы

Тропарь, глас 4

Яко великим пастырем единонравна, и учителем вселенныя единомысленна, Божии Премудрости служителя изрядна, иже блаженству тезоимениту днесь вернии вси воспоим: Христа Бога моли, святителю Макарие, умирити мир и спасти души наша.

Кондак, глас 3

Богомудрым учением и книжным списанием потщался еси, святителю Макарие, люди Российския просветити, и святых земли нашея прославити. Сего ради чуден пронаречеся, преемниче первопрестольников Российских. Моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.

Молитва

О великий святителю, Церкве Российския первопрестольниче, града Москвы пастырю и учителю, отче наш Макарие блаженне, добре подвиг жития твоего совершивый и дерзновение у Господа стяжавый! К тебе во умилении сердец наших припадаем и усердно молим: буди о нас теплый предстатель у Престола Вседержителева и умоли Всеблагаго Бога: да не презрит нас, во многая и лютыя грехи впадших, но дарует нам вся благая и потребная, яже ко спасению. Вемы бо, яко немощни есмы, но молим тя усердно, святителю Божий, предстательством твоим сохрани невредимо всероссийскую паству, юже во святительстве твоем добре упасл еси. Архиереем и пресвитером у Господа испроси мудростъ, во еже право правити слово Божественныя истины, жертвенную любовь и ревностъ о спасении, да не погибнет ни един от паствы их; иночествующих в подвизех укрепи, в мире живущим истинный и потребньй им, иже во Христе Иисусе образ жительствования покажи; веру нашу укрепи, любви нелицемерней друг ко другу научи, в надежде на милосердие Божие утверди. Еще же молим тя, святителю, испроси нам у Всемилостиваго Бога духа разума и премудрости, да украсимся истинным боговедением спасительных писаний святых отец и мудростию их творений. Ей, святителю Божий, о мире всего мира Господа умоли, страну нашу твоим предстательством в мире и безмятежии соблюди; вся люди отечества нашего в добрем расположении друг ко другу сохрани и чужды междоусобных нестроений покажи; вся грады и веси добре сохрани, святую веру в людех непорочну соблюди. Буди всем нам скорый помощник в нуждах наших, да тобою окормляеми, мирно и благочестно поживем в жизни сей, да сподобимся и вечных благ восприятия на Небеси, славяще и превозносяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное о нас предстательство во веки веков. Аминь.

Цитаты

Учение прп. Макария Великого, содержащееся в его творениях, получило в богословии условное наименование «сердечная мистика». Понятие «мистика» в данном случае следует переводить как «духовность».

Святой отец писал о правилах и тонкостях духовной жизни и молитвенной практики, об устройстве человеческой души, о ее болезнях и способах исцеления от них, о бесчисленных искушениях лукавых духов и борьбе с ними.

Главной темой всех писаний преподобного является обожение. В широком смысле обожение – это спасение, достижение состояния вечного блаженства в раю. В более узком смысле обожение близко по значению к таким понятиям, как святость, наитие Духа Святого, озарение Божественным Светом, созерцание Бога и т.д.

Обожение является целью жизни вообще и целью подвижничества в частности:

Учил святой и о благодати Святого Духа как о действительной силе, свете, сиянии, — исходящем от Самого Бога, но Самим Богом, конечно, не являющемся. Этот опыт через тысячу лет сформулирует святитель Григорий Палама в учении о нетварном фаворском Свете. Преподобный же Макарий описывал явление Благодати Божией термином «плототворение» (нечто похожее на воплощение) Духа Святого:

Признаками правильного духовного устроения и присутствия в человеке благодати Святого Духа являются многоразличные духовные дарования (мудрость, прозорливость, исцеления, видения и др.), особое место среди которых занимает дар созерцательной (умной, сердечной) молитвы или созерцаний.

Это состояние описано многими как ранними египетскими, так и более поздними афонскими исихастами. Характеризуется оно прекращением какой бы то ни было чувственной, познавательной активности человека: подвижник не только перестает видеть, слышать и чувствовать окружающее, — но перестает и мыслить. И в этом состоянии чувственной пассивности, мысленного «мрака», полной остановки активного познания – Сам Бог касается души (ума и сердца) молитвенника, озаряет его Своим Божественным Светом, согревает, питает, наставляет, врачует и доставляет неописуемое наслаждение.

Житие митрополита

Михаил Андреевич Парвицкий, будущий проповедник Слова Божьего у язычников Российской империи, митрополит Московский и Коломенский, родился в 40-х годах XIX века. Отец был клириком в храме села Шапкино Владимирской губернии. Мать с детских лет приучала мальчика к молитвам и чтению священных книг.

В 1854 году, по окончании семинарии Михаил Невский (такую фамилию ему дали в семинарии) по своему желанию стал членом Алтайской миссии.

В миссии Михаил выполнял любую работу:

  • ухаживал за больными иноверцами;
  • выращивал овощи;
  • работал на пекарне.

Он часто сопровождал миссионеров в отдаленные места, где обучал крещенных в православие алтайцев молитвам. Михаил преподавал в Катехизаторской школе, одновременно изучая язык алтайцев. Через 7 лет Михаил принимает монашеский постриг с именем Макарий. В течение 3-х дней его посвящают сначала в иеродиаконы, а затем – в иеромонахи.

С этого периода Макарий Невский начинает самостоятельное миссионерское служение. К этому времени он в совершенстве изучил все диалекты алтайского наречия. Отец Макарий считал, что Слово Божье надо нести людям на их родном языке. Многие годы он посвящает переводу и изданию богослужебных книг на алтайский язык.

Народы Алтая жили, испытывая большую нужду. Они плохо слушали и понимали проповеди, жалуясь отцу Макарию на голод и болезни. Святитель, как мог, старался облегчить их участь: обмывал, лечил, утешал. Добросердечие и участие Макария нашли отклик в душах инородцев. Они поверили и полюбили миссионера, стали вслушиваться в его проповеди, креститься в православие.

В 1875 году Макарий Невский становится помощником начальника Алтайской миссии, с 1883 по 1891 год возглавляет миссию в сане епископа Бийского.

Макарий Невский, будучи начальником миссии, добился:

  • увеличения числа приходов с 1 до 49;
  • крещеных в православие до 19216 человек;
  • отделений миссии на Алтае с 2 до 192;
  • от 1 ученика церковно-приходской школы до 1168;
  • открытия 49 церковно-приходских школ и училищ.

В 1891 году владыка Макарий возглавил Томскую епархию. Епископская деятельность Макария в Томске была обширна. Попечительство просвещению и благотворительности было его постоянной заботой. Во время голода 1891 года стараниями епископа было открыто более 500 церковно-приходских попечительств и одно при епархии в Томске. В 1892 году во время холеры святитель учредил Дом трудолюбия, в котором женщины могли получить временную работу.

К концу служения в Томске при его участии было организовано одиннадцать попечительских советов при храмах, занимавшихся помощью бедным, открыто 6 приютов для детей, ночлежный дом, пять приютов для стариков, в том числе один – для лиц духовного звания. Святитель прилагал усилия для просвещения народа. При храмах было организовано 229 школ.

В 1906 году Макария Невского возвели в сан архиепископа. В 1912 году, по воле царя Николая II, он был назначен митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и членом Священного Синода.

Москвичи невзлюбили архиепископа из Сибири за его требовательность к соблюдению патриархальных нравственных норм. Не нашел он поддержки и у части пастырей московской православной церкви, ставивших на первое место личные житейские выгоды.

Митрополит Макарий после Февральской революции 1917 года отказался присягать Временному правительству. За неподчинение святителя принуждают подать в отставку, не приглашают на Всероссийский Поместный собор 1917-1918 годов. Он обращается с «Посланием к православным русским людям», призывая сохранить православие и страну.

Священный Собор Православной Российской церкви был важнейшим этапом в организации церковной деятельности, призванный решить вопросы управления церковью и ее отношениям с государством. Митрополит Макарий, выдающийся просветитель и организатор, был лишен возможности принять участие и высказать свое мнение.

Митрополит Макарий в 1917 году, во время правления Временного правительства, под страхом заключения в Петропавловскую крепость был вынужден подать в отставку и отправиться в ссылку в Николо-Угрешский монастырь.

Это было нарушением регламента: московские митрополиты находились в должности пожизненно, не зависимо от состояния здоровья и возраста; местом пребывания до смерти должна была быть Троице-Сергиевская Лавра.

На последние годы святителя выпало испытание болезнью и забвением. Парализованный, покинутый всеми он прожил до 1926 года. При его кончине присутствовал узкий круг самых близких и преданных людей.

Литература

  • «Церк. Вед.» 1890, № 18, с. 198.
  • -«- 1890, № 19, с. 211.
  • -«- 1895, № 11, с. 89.
  • -«- 1902, № 20, с. 171.
  • -«- 1902, № 48, с. 367.
  • -«- 1903, № 18-19, с. 139.
  • -«- 1906, № 18, с. 207.
  • -«- 1912, № 48-49, с. 426.
  • -«- 1913, № 22, с. 317.
  • -«- 1914, № 18-19, с. 133.
  • -«- 1917, № 915, с. 69.
  • «Приб. к «ЦВ» 1889, № 19, с. 530-537.
  • -«- 1890, № 17, с. 558-559.
  • -«- 1891, № 34, с. 1149-1150.
  • -«- 1892, № 26, с. 931.
  • -«- 1892, № 27, с. 968-971.
  • -«- 1893, № 18, с. 703-707.
  • -«- 1900, № 24, с. 958-959.
  • -«- 1905, № 15, с. 646-647.
  • -«- 1905, № 29, с. 1198-1203.
  • -«- 1910, № 31, с. 1312.
  • -«- 1911, № 13, с. 590-592.
  • «Кормчий» 1912, № 50, с. 502, 593.
  • -«- 1912, № 52, с. 531.
  • «Прав. Благ.» 1915, № 2, с. 111-122.
  • -«- 1915, № 3, с. 136-154.
  • -«- 1915, № 9, с. 304-325, 330, 335, 336.
  • -«- 1915, № 10, с. 249, 250.
  • «Русск. Паломн.» 1906, № 10, с. 148, 151.
  • -«- 1910, № 8, с. 116-121.
  • -«- 1911, № 16, с. 251, 253-256.
  • -«- 1912, № 49, с. 776.
  • -«- 1913, № 40, с. 649.
  • -«- 1914, № 4, с. 63.
  • -«- 1915, № 10, с. 158, 159.
  • -«- 1916, № 30, с. 431.
  • «Мисс. Календарь» 1907, с. 135.
  • «ЖМП» 1931, № 2, с. 3.
  • -«- 1959, № 4, с. 61.
  • «Прав. Собес.» 1897, ноябрь с. 582, 597.
  • -«- 1897, декабрь, с. 7.
  • -«- 1900, июнь, с. 767.
  • -«- 1905, март, с. 543.
  • -«- 1905, май, с. 49-65.
  • «Церк. Вестн.» 1891, № 23, с. 364.
  • -«- 1891, № 42, с. 666.
  • -«- 1891, № 46, с. 731.
  • -«- 1891, № 49, с. 780.
  • -«- 1891, № 50, с. 796.
  • -«- 1895, № 5, с. 162-163.
  • «Прав. Собес.» 1899, т. 1, с. 6.
  • «Мисс. Обозрен.» 1899, т. 1, с. 14.
  • «Самар. Еп. Вед.» 1903, № 6, с. 314.
  • «Русск. Архив» 1904, кн. I-я, с. 52.
  • «Голос Церкви» 1913, январь, с. 9-14 (Биография).
  • «Изв. Каз. Еп.» 1884, № 4, с. 97.
  • -«- 1895, № 4, с. 92-93.
  • -«- 1896, № 23, с. 615.
  • -«- 1912, № 45, с. 1351.
  • -«- 1912, № 46, с. 1401-1404.
  • -«- 1913, № 1, с. 22.
  • -«- 1913, № 39, с. 1174.
  • -«- 1913, № 42, с. 1254-1255.
  • -«- 1914, № 11, с. 334.
  • -«- 1914, № 46, с. 1464.
  • Каталог Тузова, с. 143, 144.
  • Скобелева М.Д. «Поучение при заупокойном поминовении в Бозе почившего Макария, митр. Московского (40-й день по кончине)», с. 174.
  • Путинцев М. Прот. — «Алтай» — Его святыни, миссионерство, дивные пути Промысла Божия в обращении язычников в христианство. Воспоминания о почивших миссионерах». Москва, 1891, с. 8, 22, 68.

  • Харлампович. «Высокопреосв. Макарий (Невский)». Казань, 1905.
  • Беликов Дм. «Высокопреосв. Макарий (Невский) как проповедник». «Приб. к «ЦВ» 1911, №№ 30, 31, 32.
  • П.М. «Высокопреосв. Макарий (Невский), митрополит Московский». «Приб. к «ЦВ» 1912, №№ 48-49, с. 1941-1948.
  • Чевалков свящ. «Памятное завещание», с. 52-94.

  • К.Е. «Обозрение Томским Пресвященным архиепископом Макарием своей епархии в 1905 г.» Томск, 1906.
  • «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год», с. 14-15.
  • «Памятная книжка Петроградской духовной академии на 1915/1916 уч./г.», с. 10.

    — закрытый доступ

  • «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, № 479, с. 71.
  • ФАМ II, № 49, с. 7.
  • Булгаков, с. 1415.
  • БЭС т. II, стб. 1545, 2170-2171.
  • НЭС т. XXV, стб. 415 и дополн. т. II, с. 122.
  • J.W. Cunningham, A vanquished Hope (New York 1981) 324-326.
  • Regel’son 203.

Детство

Родился будущий митрополит в Москве около 1482 г., был крещен с именем Михаил, данным в честь Архистратига. О родителях архипастыря известно немного. Отца звали Леонтий, он умирает спустя некоторое время после рождения ребенка. Мать, по дошедшим до нас сведениям, стала инокиней с именем Евфросиния.

Судя по поминальному синодику митрополита Макария, его род был богат на представителей монашества и духовенства. Святитель состоял в родстве с преподобным Иосифом Волоцким, скончавшимся в 1515 г., этот святой оказал немалое влияние на судьбу будущего инока. Следуя примеру благочестивой матери, юноша решает посвятить жизнь Богу.

Смерть

Осенью 1563 года митрополит простудился во время совершения крестного хода и сообщил царю, занятому проектом деления страны на земщину и «Государеву светлость Опричнину» о намерении оставить службу и провести остаток дней в Пафнутиево-Боровском монастыре.

Иван Грозный не хотел оставаться без поддержки главного представителя духовенства и уговорил Макария передумать. Проблемы со здоровьем усугубились, и в последний день 1563 года владыка скоропостижно скончался.

Летописцы, предположительно присутствовавшие у могилы в Успенском соборе, запечатлели портрет мертвого религиозного деятеля и упомянули, что его лицо было «яко свет сияя, за его чистое, и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector