Святитель григорий палама

Роль в православии

Григорий Палама обрел великую славу за счёт своих богословских трактатов, где осмысляется практика исихазма («умной молитвы»), а также после чудотворений и пророчеств. Получив хорошее образование, он не остался в светском обществе, мощи и исцелиться от всякой болезни.

Внимание! В Православии преподобный почитаем в сонме святых, память ежегодно празднуется 14 ноября. Григорий составил большое количество богословских, аскетических и нравственных произведений, где рассматриваются темы исхождения на землю Святого Духа, приобщения человеческой души природной энергии, а также отражает нападки еретических воззрений

Его учения основываются на собственном духовном опыте, который он получил, будучи монахом, ведущим спасительную войну против осквернителей веры

Григорий составил большое количество богословских, аскетических и нравственных произведений, где рассматриваются темы исхождения на землю Святого Духа, приобщения человеческой души природной энергии, а также отражает нападки еретических воззрений. Его учения основываются на собственном духовном опыте, который он получил, будучи монахом, ведущим спасительную войну против осквернителей веры.

Преподобный пишет, что Всевышний Бог непостижим по своей сущности, но спасительные откровения для людей доступны и познаются через Его энергию. Неподвластная изучению Его сущность и вечные действия складываются в Божественное Бытие. Через это двойственное различие познание Всевышнего Господа становится возможным, однако, познается только его энергия. К такому восприятию способны только те люди, кто достиг определенного уровня совершенства молитвенного аскетизма. Непостижимая же сущность Всевышнего Бога полностью исключает возможность узнать Её и приобщиться.

https://youtube.com/watch?v=nmvRNGzmrYU

Краткое житие святого Григория Паламы

Труды

  • «Житие Петра Афонского», ок. 1334
  • «Слова аподиктические» («доказательные») (содержат обсуждение проблемы Filioque), ок. 1335
  • Несколько писем к Варлааму и к более позднему оппоненту, Акиндину (на тему Filioque, а также о вопросе богопознания)
  • Три триады (9 трактатов) «В защиту священно-безмолвствующих», 1338 — 1340
  • «Святогорский Томос» (манифест афонских монахов, составленный святителем Григорием), 1340
  • Семь «Антирритиков против Акиндина» (полемика о божественных энергиях), 1342-1345
  • Сочинение «К Ксении о страстях и добродетелях» (обширный аскетический трактат, посвященный борьбе со страстями и стяжанию христианских добродетелей), 1345-1346
  • 63 гомилии (посвящены преимуществено аскетико-нравственной и социально-патриотической тематике)

См. также

  • Сайт посвященный свт. Григорию Паламе

Духовное возрождение Византии происходило именно благодаря людям, подобным святителю Григорию

— Представляю себе святителя Григория Паламу в его время – такой себе блестящий молодой человек, сын крупного сановника, воспитанный при императорском дворе: талантливый, прекрасно образованный, красивый, в общем, как сегодня говорится, «упакованный по всем статьям». И вот этот перспективный юноша бросает все это ради аскетической жизни. Как-то трудно себе представить современного молодого человека, который бы бросил карьеру, все материальные блага и, не задумываясь, ушел в монастырь. Что за время тогда было такое?

— Святитель Григорий Палама жил в уникальное для Византийской империи время. Надо понимать, что во времена святителя Григория Византийская империя была государством, территория которого сократилась в размерах в разы по сравнению с классической Византийской империей, от Юстиниана до времен правления Македонской династии.

Если посмотреть на карту Византии времен святителя Григория, мы увидим, что она занимает сравнительно небольшое географическое пространство. Но даже при таком внешнем упадке, который связан с тем, что империя утратила громадные территории на востоке, это время принято считать  периодом удивительного расцвета Византии, названым по имени правящей династии – «Палеологовским расцветом».

Это время характеризовалось небывалым развитием культуры, церковной культуры, прежде всего — иконографии, архитектуры и богословия. Кроме того, это было время удивительного подъема в церковной аскетической жизни. Люди проявляли повышенный интерес к тому, что называется «традицией мистической, аскетической практики». В этот период в Византии глубокое внутреннее благочестие было потребностью не только для крестьян и ремесленников, но и для аристократов самого высокого звания.

Святитель Григорий Палама происходил из семьи аристократов. Но то, что он в молодом возрасте ушел в монахи, предпочтя безмолвную жизнь блестящей карьере, было весьма в духе того времени. Многие известные монашествующие той эпохи – это именно люди благородного происхождения.

Видимо, к человечеству пришло понимание, что для возрождения империи (а тогда многие мечтали об этом) нужно возрождение духовное. И это духовное возрождение происходило именно благодаря людям, подобным святителю Григорию. Молодые аристократы, бросившие мир ради уединенной молитвы, не только совершенствовали свою душу, но и служили светильниками веры, возводящими страну на более высокий духовный уровень.

Это было особенно важно в то время, когда на фоне всевозрастающей потребности народа в духовности, некоторые аристократы и члены императорской семьи готовы были отказаться от самого важного – от православной веры — ради получения финансовой и военной поддержки со стороны Латинской Европы.   . Так случилось, что основатель династии Палеологов Михаил VIII Палеолог (1224-1282) хотел заключить унию с Латинским миром на Лионском Соборе, и последние  из династии — Иоанн VIІІ Палеолог (1392-1448)  и Константин XII (1448-1453) — также проводили униональную политику

По сути, несмотря на наличие многих благочестивых людей в самых разных слоях, были и те, кто готов был отречься от своей веры ради финансовой и военной поддержки империи извне. Уход людей благородного происхождения в монашество служил неким напоминанием, что любовь ко Христу важнее любви ко всему иному. В числе таких людей и был святитель Григорий Палама

Так случилось, что основатель династии Палеологов Михаил VIII Палеолог (1224-1282) хотел заключить унию с Латинским миром на Лионском Соборе, и последние  из династии — Иоанн VIІІ Палеолог (1392-1448)  и Константин XII (1448-1453) — также проводили униональную политику. По сути, несмотря на наличие многих благочестивых людей в самых разных слоях, были и те, кто готов был отречься от своей веры ради финансовой и военной поддержки империи извне. Уход людей благородного происхождения в монашество служил неким напоминанием, что любовь ко Христу важнее любви ко всему иному. В числе таких людей и был святитель Григорий Палама.

Последние годы жития

Пребывая на Лемносе, Григорий удивлял население знамениями и чудесными свершениями, проповедовал христианское учение. Однако вскоре Фессалоникийская паства, что осиротела без своего пастыря, призвала к себе своего любимого иерарха.

Священство и миряне с большим радушием приняли Григория, ознаменовав приход торжественными песнопениями и гимнами. Через три дня после возвращения преподобный совершил крестный ход и провел Божественную литургию.


Святой Григорий Палама

В этот период Палама исцелил больного ребенка и излечил слепоту одной монахини.

  • В Фессалониках святителя подстерегла тяжелая и продолжительная болезнь, паства и священство опасались за жизнь преподобного. Однако Господь продлил время пребывания Паламы в земной юдоли. Григория вызвали в Константинополь, чтобы тот помог разрешить политическую дилемму в царской семье.
  • По пути в столицу святителя схватили агаряне (магометане) и отвезли как раба в Азию. Даже в этих местах святой проповедовал истинную веру, раскрывая истины молитвы и поклонения Господу. Его противники не могли сдержать удивления при виде подобных высокодуховных наставлений.
  • Многие хотели подвергнуть святителя побоям, но агарянские власти намеревались получить выкуп за Паламу. Через несколько лет святитель вернулся в Константинополь, так как похитители получили деньги. Возвращение характеризовалось большими торжествами и восхвалениями. Кроткий и смиренный, он продолжал борьбу против ереси, игнорировал клевету, проявлял великую душу и терпение.
  • В течение последних лет святитель Григорий творил исцеления, распространяя величие Господа и православной веры. Почувствовав надвигающуюся смерть телесной оболочки, Палама собрал близких своих и возвестил о скором уходе в Небесные сферы. Он упомянул, что созерцал давно почившего Иоанна Златоуста, пришедшего в день последнего вздоха Григория.
  • Когда святитель умирал, присутствующие видели, что его уста шептали молитву. После отделения души его лик просветлел, а комната озарилась божественным свечением. Народ наблюдал это сияние и стекался к месту последнего целования.
  • И после смерти Григорий неустанно раздает благодать исцеления всем, кто приходит к его мощам и искренне просит о помощи. Православная Церковь проявляет колоссальное почтение к святителю Паламе, помня о его проповедях, учениях и чудесах.

Григорий в своих литературных трудах говорит, что существует две различные мудрости: мирская и Божественная. Когда первая беспрекословно служит второй происходит воссоздание истины. Палама утверждает, что мудрость берет начала от блага, полученного на основании чистоты жизни. Апостолы и пророки принимают её не через познание, а с помощью Святого Духа. Учение же мирское не проникает так глубоко и останавливается на борьбе против таинственных энергий этого Духа.

Путь к монашеству

Родился он в величественном Константинополе в 1296 г., здесь же получил хорошее образование. Родители его происходили из знатного аристократического рода. Когда умер отец Григория, пятилетнему мальчику стал покровительствовать добродетельный царь Андроник II.Два десятилетия юный Палама находился при императорском дворе. Ему пророчили успешную карьеру, зная о врожденных разнообразных дарованиях.


Святитель Григорий Палама Фессалоникийский

  • Философию Григорию преподавал Ф. Метохит, знаменитый филолог, богослов, лучший учитель всей Византии. Во время обучения Палама интересовался учением Аристотеля, выступая с успешными лекциями о силлогическом методе этого греческого мудреца.
  • Несмотря на признание в ученых кругах, Григорий совершенно не интересовался политической ситуацией. В 1316 г. он покинул императорский дворец и поселился на Святом Афоне, где упражнялся в подвижничестве и духовном богословии. Его учителем на религиозном пути стал святитель Никодим, старец, который возвел Григория в монахи. После смерти духовного наставника Палама на три года поселился в Лавре преподобного Афанасия. Вскоре он перебрался в монастырь Глоссия, где упражнялся в молитвенном чтении. В 1325 г. Григорий вместе с братией покинул Святую Гору, которую непрерывно осаждали турецкие войска.
  • Прожив некоторое время в Фессалониках, Палама принял сан священнослужителя. Святитель продолжил подвижничество в местах, где апостол Павел благоговейно проповедовал христианское учение. Живя здесь, пять недельных дней Григорий затворялся в тесной пещере, находящейся далеко от цивилизации, и предавался молитвам. В выходные дни он посещал общие богослужения.
  • Вскоре на эту область напали славянские племена, поэтому в 1331 г. Палама вновь вернулся на Святой Афон, где продолжил отшельническую жизнь. Пустынь, в которой он практиковался, пронизана атмосферой тишины и божественного умиротворения, сегодня паломники имеют возможность побывать в ней. На некоторое время святитель прервал свое одиночество и стал игуменом обители Эсфигмена.

На заметку! Однажды святой Григорий молился перед образом Пречистой Девы, прося устранения от него и братии всевозможных препятствий, которые неотступно преследуют истинных христиан. Богоматерь предстала перед ним в сопровождении светлейших мужей и утешила просящего, сказав, что молитва услышана.

После этого чудесного события, Григорий в любое время и в любом месте ощущал божественное присутствие.

Статьи на Православие.Ru

Почему посылаются болезни? Они посылаются для того, чтобы в нашем сердце поселилась надежда на Божественную благодать. (MP3 файл. Продолжительность 8:04 мин. Размер 7.4 Mb)

19 февраля / 4 марта 2018 г. Неделя 2-я Великого поста. Память свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:33:10 мин. Размер 85.3 Mb)

18 февраля / 3 марта 2018 г. Суббота 2-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хоры Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:47:42 мин. Размер 153.6 Mb)

Кто «преобразился» на горе Фавор? Что должно произойти, чтобы человек тварным зрением увидел нетварный свет? В чем сотериологическое значение Фавора для всех христиан? Святитель Григорий дает ответы на эти вопросы, основываясь на творениях преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина.

27 февраля / 12 марта 2017 г. Неделя 2-я Великого поста. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:24:40 мин. Размер 61 Mb)

26 февраля / 11 марта 2017 г. Суббота 2-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:48:48 мин. Размер 121.6 Mb)

Это – такой дар свыше, такое снисхождение от Бога, такое явление Его, которое человека делает причастным Небу или Царствию Небесному. (MP3 файл. Продолжительность 13:02 мин. Размер 9.4 Mb)

23 февраля / 8 марта 2015 г. Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:19:43 мин. Размер 57.4 Mb)

22 февраля / 7 марта 2015 г. Суббота 2-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:26:53 мин. Размер 105.8 Mb)

Личностью и деятельностью великого Григория Паламы Церковь хочет поддержать и нашу ревность в неослабном следовании Богу. В богослужебной песни так поется: «Бодрый язык твой… ленивых души возставляет».

Мы, люди, состоим из души и тела. Нельзя это противопоставлять друг другу, как это делали гностики-дуалисты, которые говорили, что от тела все зло исходит, а душа стремится к добру. (MP3 файл. Продолжительность 9:55 мин. Размер 7.2 Mb)

3 / 16 марта 2014 г. Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:18:19 мин. Размер 56.4 Mb)

2 / 15 марта 2014 г. Суббота 2-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:47:26 мин. Размер 120.6 Mb)

И еще более высокое единение с Богом возможно. Его познали те, которые были озарены Святым Духом Утешителем и созерцали нетварный Свет.

Вопрос этот никто не готовил специально и возник он, как бы, сам собой, постепенно обозначая подлинную пропасть между разными целями жизни внутри христианства и разными типами благочестия. Точкой приложения усилий и тем щитом, о которые ломались копья, стал праздник Преображения. Что произошло на Фаворе? Что видели апостолы, и зачем они видели то, что видели? Противники Григория говорили, что свет, виденный апостолами, есть свет особый, просвещающий, но сотворенный, подобно животворному для всей природы солнечному свету.

Родился будущий святитель в 1296 г., образование получил в Константинополе. После ранней смерти отца своего сенатора Константина, происшедшей в 1301 г., Григорию выпало быть под покровительством императора Андроника II. Таким образом, первые 20 лет жизни юноша прожил при царском дворе, а в дальнейшем ему, обладавшему разнообразными дарованиями, предстояла быстрая и успешная карьера.

С одной стороны, человек изначально предназначен к обожению; с другой стороны, своими подвижническими усилиями человек исправляет в себе то, что он, как внук Адама, совершает греховного. Он очищает себя, побеждает в себе свои страсти, искореняет дурные помыслы, просветляет свой ум, упрощает его, «сводит к Единому» и, как высшая мера просвещения ума, делается «зрителем премирных вещей».

Когда Григорию исполнилось 20 лет, сочтя все земное худшим сновидений, желал устремиться к Богу, Источнику и Подателю всякой премудрости, и совершенным житием всего себя посвятить Ему. Затем, согласно евангельской заповеди раздав все имение нищим, великодушно презрев царскую милость, славу и дворцовые почести, последовал за Христом.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Правосла́вия свети́льниче, / Це́ркве утвержде́ние и учи́телю, / мона́хов добро́то, богосло́вов побо́рниче непребори́мый, / Григо́рие чудотво́рче, Фессалони́тская похвало́, / пропове́дниче благода́ти, // моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь, глас 8

Правосла́вию наста́вниче, святи́телем украше́ние, / богосло́вцем побо́рниче непобеди́мый, Григо́рие чудотво́рче, / Солу́ню вели́кая похвало́, пропове́дниче благода́ти, // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Прему́дрости Свяще́нный и Боже́ственный орга́н, / богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́, / воспева́ем тя Григо́рие богоглаго́льниче: / но я́ко ум Уму́ пе́рвому предстоя́й, / к Нему́ ум наш о́тче наста́ви, да зове́м: // ра́дуйся пропове́дниче благода́ти.

Свт. Григорий Палама. Икона

Монашеская карьера

Несмотря на амбиции императора в отношении него, Григорий, которому тогда едва исполнилось двадцать лет, в 1316 году удалился на Афон и стал послушником в монастыре Ватопеди под руководством монашеского старца Никодима Ватопедского. В конце концов он был пострижен в монаха и продолжил аскетическую жизнь . После кончины старца Никодима Григорий провел восемь лет духовной борьбы под руководством нового старца Никифора. После кончины последнего старца Григорий перешел в Великую Лавру св. Афанасия Афонского на Афоне, где служил братии в трапезе (трапезной) и в церкви кантором . Желая более полно посвятить себя молитве и аскетизму, он поступил в скит под названием Глоссия , где обучал древней практике умственной молитвы, известной как «молитва сердца» или исихазм .

В 1326 году из-за угрозы турецких вторжений он и братья отступили в защищенный город Салоники , где он был рукоположен в священники . Делая свое время между служением людям и стремлением к духовному совершенству, он основал небольшую общину отшельников недалеко от Салоников в местечке под названием Верия .

Некоторое время он служил настоятелем монастыря Эсфигмену, но был вынужден уйти в отставку в 1335 году из-за недовольства строгостью его монастырской администрации.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

Дела семейные
30.09.21 10:41

Время споров и заточений

Образованный монах Варлаам, выходец из православного греческого рода, побудил Григория вступить в полемику, которая продолжалась шесть лет. Варлаам направлял собственные сочинения против определенных богословов и авторитетно подчеркивал, что Господь непостижим, а суждения о Нём невозможно доказать. Григорий, в свою очередь, критиковал откровенный «агностицизм» Варлаама и бесконечное его доверие учениям языческой философии.

  • В 1337 г. Палама опроверг нападки против литературы исихастских отцов (тех, кто учил «умной молитве, видению»). Противоречия обострились после личной встречи Григория и Варлаама. Через четыре года последнего, обвинявшего исихастов в нетрадиционном методе устного служения, осудили на Константинопольском соборе. Варлааму пришлось просить прощения, после чего он уехал в Италию и принял католичество.
  • Против Григория выступали другие противники, критиковавшие учение исихастов о благодати, энергиях Господа и несозданного света. Неожиданно для себя Палама вступил в политическую полемику, что привело к частым его заточениям.
  • В 1341 г. святитель уединился в обители святого Михаила, а спустя год он выдержал обвинения на двух церковных соборах. Из византийской Ираклии Григория отправили под конвоем в столицу и заключили в тюрьму. В 1344 г. преподобного Паламу несправедливо отлучили от православия, а его противник в богословских спорах, Акиндин, получил сан священнослужителя. Однако после изменения политической обстановки Григорий получил оправдание.
  • После того как патриарший престол получил преподобный Исидор, Григория избрали Фессалоникийским иерархом. В очередной раз возникла полемика, но уже с монахом Никифором. В Фессалониках начались волнения на политической почве, которые разрешились после захвата города теми, кто благоприятствовал исихастам. Находясь в городе, Палама помогал умиротворять население.
  • Однако религиозные противники Григория не думали останавливаться в своей критике. К счастью, на очередном соборе, прошедшем в Константинополе, имя Паламы оправдали, назвав его «защитником благочестия». Отцы Церкви официально приняли учение Григория о единстве Бога, а 6 догм включили в Синодик Православного христианства.

На заметку! Находясь в обители святого Афанасия, Григорий демонстрировал братии великий образец духовного совершенства и жизни в благочестии. Палама явил миру дар чудес, которым его наградил Всевышний Господь. Братия говорила о том, что святитель изгонял бесов, возвращал плодородие, а также пророчествовал о будущих событиях. За свою жизнь он многое претерпел, так как был истинным последователем Христа Спасителя.

Учение о Божественных энергиях

Св. Григорий Палама всего лишь говорит о том, что нам возможно познать Господа, но в Его энергиях или действиях или благодати. Когда мы встречаем именования Божии: Творец, Всеблагий, Вседержитель, то знаем, что они указывают на энергийные проявления Бога к своей твари.

В то время, как Варлаам доказывает, что единственно возможный способ богопознания – человеческий разум: приобретая всё новые и новые знания мы всё больше приближаемся к Богу-Творцу, Палама учит, что знания тварного мира нисколько не приближают нас к «непричастному твари и тварному миру», внешняя мудрость и ученость хороша, но надо искать высшего «любомудрия», которое появляется от восхождения души к Богу через молитву и чистоту сердца.

Богословие — не школа логических выкладок о Господе, который непостигаем рассудком, но особый дар откровения Божьего, когда чувство божественной правды достигается чистотой души.

Первую Триаду своего самого главного труда, св. Григорий посвятил вопросам богопознания. Он постулирует: если Сын Божий, придя в этот мир, спас и обновил всего человека полностью, то он и душой и телом, через молитву, получает возможность общения с Ним, просвещается божественной благодатью.

Во Второй Триаде аргументировано опровергнуты идеи Варлаама о том, что философия (или внешняя мудрость) может спасти человека. Никто не может спастись сам, без Бога. Это дар, к который Бог дает человеку, приобщиться ем можно только живя во Христе.

Третья Триада, заключительная, в ней св. Григорий Палама подробно рассматривает вопрос о Нетварном Фаворском свете, и о созерцании его с помощью практики «умного делания». Непостижимость Бога в своей сущности, не означает, что Он недоступен человеку, Его истинное познание происходит через приобщение Его Божественным Нетварным энергиям, благодати, явления которой известны нам из Священного Писания. Это не только Фаворскийсвет Преображения, но и свет Святого Воскресения Христова (вспомним фотографический отпечаток на Туринской плащанице). Именно этим благодатным энергиям и может приобщиться и просветиться человек по воле Бога.

Интересный фактВ 1347 году разгневанный Варлаам инициировал собор, на котором выступал обвинителем Григория. Далее последовало ещё несколько соборов, одним из результатов которых стала кристаллизация учения о Нетварном Свете, полное оправдание исихазма, а варлаамиты были анафемствованы.

Св. Григорий и его учение нашли себе отклик в сердцах патриарха (Филофея) и членов императорской семьи Палелогов. Позднее, Вселенский Патриарх и друг святителя поставит точку в вопросе о канонизации св. Григория.

Уже в наше время, в 2009 году, Элладской Православной Церковью были прославлены в лике святых члены семьи святителя: отец Констанций и мать Каллонис, сестры – Епихарис и Феодота, братья – Феодосий и Макарий.

Иконография

Иконы святителя появляются в византийской империи, сразу, с момента его прославления, в 1368 году. Св. Григорий изображается на них зрелым мужем, с коротко остриженными, темными власами (иногда с гуменцом), с окладистой темной бородой. Облачения его представляют собой традиционные епископские одеяния того времени: узорчатую или крестчатую фелонь и омофор. В левой руке у святого, Священной Писание (Евангелие, иногда со свитком), правой рукой он делает благословляющий жест.

Святитель Григорий Палама

Существуют более поздние, относящиеся ко времени после распада Византийской империи, образы, на которых святитель предстает в эппанокаллимахоне – особом головном уборе святителей, находящихся в монашеском сане. Делается акцент на его подвижническом подвиге.

Самые ранние известные изображения святого Григория Паламы находятся в Фессалониках. В главном соборном храме монастыря Влатодон представлена фресковая живопись: полуфигура святого в развороте три четверти, с нимбом, в руках он держит раскрытое Евангелие, более поздняя роспись храма расположена в его южном приделе, вместо традиционных для этой части помещений, фигур четырех Евангелистов, иконописец поместил в них изображение святителя, вместе с великими богословами и Учителями Церкви – апостолом Иоанном Богословом, св. Григорием Богословом, и, возможно, св. Симеоном Новым Богословом. Такого рода фресковые иконы святителя хорошо известны в греческих монастырях.

Святитель Григорий Палама1371 г.Монастырь Ватопед, АфонФреска в параклисисе Св. Бессребреников

Одна из самых первых икон была написана в Византии, датируется концом четырнадцатого века, интересно, что она сейчас находится в России, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Представляет собой поясной образ, на котором святой изображен в традиционном епископском облачение. Икона стала родоначальницей для традиционной русской иконографии святителя Григория Паламы.

Образы святителя иногда встречаются и в минейной или житийной иконе.

Икона, как живое созерцание Образа Божьего, традиционно является одним из символов исихазма. Св. Григорий пишет:

После смерти святителя, его чудотворные мощи были торжественно положены в большом кафедральном храме Святой Софии в его родных Фессалониках. Когда город был захвачен турками, а православный храм обращен в мечеть, мощи св. Григория Паламы, епископа Фессалоникийского, были перенесены в монастырь Влатадон, а затем в главный митрополичий собор города Фессалоники. Они хранятся в кафедральном соборе, специально построенном и освящённом в 1914 году, во имя великого святителя. Поклонится им можно во время, когда храм открыт, серебрянная рака с мощами находится справа от входа.

Адрес собора: Αγ. Σοφίας 6, Θεσσαλονίκη. Ιερός Μητροπολιτικός Ναός Θεσσαλονίκης Αγίου Γρηγορίου του Παλαμά (Греция, Салоники, угол улиц Св. Софии и Метрополикос).

Учение о Нетварном Свете

Развернутое учение Паламы о Нетварном Свете считается последовательным завершением апофатической богословской традиции. Представления о некоей таинственной мистической реальности, апологетом которой выступает св. Григорий Палама, не один раз были засвидетельствованы ещё в книгах и Ветхого и Нового завета.

Преображение ГосподнеПсковская школаДерево, левкас, темпера; высота 92 см, ширина 71 см Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Это Слава Христова, благодатно просиявшая Его ученикам на горе Фавор, сила, обратившая Савла на пути в Дамаск, явленная святому первомученнику Стефану и множеству людей, которым Господь открыл себя.

В ответ на нападки Варлаама и его учеников, считавших Фаворский Свет Преображения неизвестным физическим проявлением или даже символом, св. Григорий очень ясно, четко и логично формулирует догмат о божественных энергиях, согласно которому, неприступный в своей сущности Бог, обитающий в непостигаемом мраке, являет Себя человеку, но энергийно, то есть в неотделимых от себя и, без сомнения, нетварных действиях или благодати.

Апологетику св. Григория, в хорошем смысле, нельзя назвать полностью самостоятельной, её предыстория восходит к святоотеческой традиции апофатического богословия (отрицательная или негативная теология, метод, суть которого состоит в попытке выразить словами суть божественного, путем отрицания всех его возможных определений, как несоответствующих ему).

Святители Василий Великий и Григорий Нисский – великие учителя Церкви во многом являются предшественниками св. Григория Паламы, в их трудах можно четко проследить, как различается сущность Божия, которую они часто называют непостижимой, неименуемой или неприступной с благодатными энергиями Господа, нисходящие к человеку.

Так, автор «Ареопагитик» пишет о трансцендентной любому познанию «сверхсущности» Бога, называемую им «единениями»,и о «различениях», в которых Господь показывается нам из Своей неприступности. Известный трактат Паламы, названный «О божественном единении и различении», отчасти, повторяет и интерпретирует эти высокие смыслы. Таким образом, в своих трудах святитель опытным путем развил и переосмыслил богооткровение знание, которое уже существовало ранее, но на уровне интуиции Святой Церкви.

дальнейшее чтение

  • Исследование Грегори Паламы ( ISBN  0-913836-14-1 ), написанное Джоном Мейендорфом в переводе Джорджа Лоуренса (1964)
  • Св. Григорий Палама и православная духовность ( ISBN  0-913836-11-7 ) о. Джон Мейендорф
  • Сент Григорий Палама как Hagiorite ( ISBN  960-7070-37-2 ) митрополит Иерофей (Vlachos) из Nafpaktos
  • Введение в Святого Григория Паламы ( ISBN  1-885652-83-6 ) Джорджа К. Пападеметриу
  • Триединый Бог: непостижимый, но познаваемый — философское и богословское значение святого Григория Паламы для современной философии и богословия К. Афанасопулоса, 2015 г. ( ISBN  978-1-4438-8055-8 )
  • «Влияние Пс. Дионисия Ареопагита на Иоганна Скота Эриугена и святого Григория Паламы: добро как превосходство метафизики», К. Афанасопулос, в Агнешке Киевской, изд. « Бытие или добро?». Метаморфозы неоплатонизма , Люблин: Издательство Католического университета Люблина (KUL), 2004, стр. 319–341.
  • «Схоластический и византийский реализм: абсолютизм в метафизике и этике Аквинского, Дунса Скота, Оккама и критика святого Григория Паламы», К. Афанасопулос, в Verbum (официальный журнал Института средневековой философии, Департамент философии , Санкт-Петербургский университет, Россия), Вып. 6, Тема тома: Аристотель в средневековой метафизике, январь 2002 г., стр. 154–165.
  • Св. Григорий Палама, (нео-) платонизм и аристотелевская метафизика: ответ православной мистической теологии на западный тупик интеллектуализма и эссенциализма »К. Афанасопулоса в книге« Божественная сущность и божественная энергия: экуменические размышления о присутствии Бога в восточном православии » , под редакцией К. Афанасопулос и К. Шнайдер, Джеймс Кларк и Ко, апрель 2013 г. ( ISBN   ), стр. 50–67.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector