Сокровище духовной литературы
Содержание:
Издания[ | ]
- Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков. — М., 1861. — Стб. 771—784 (отрывки);
- Великие Минеи Четии, собр. Всерос. митр. Макарием / Изд. Археограф. комиссией. — Т. 1. Сентябрь, дни 1—13. — СПб., 1868; Сентябрь, дни 14—24. — СПб., 1869; Сентябрь, дни 25—30. — СПб., 1883; Октябрь, дни 1—3. — СПб., 1870; Октябрь, дни 4—18. — СПб., 1874; Октябрь, дни 19—31. — СПб., 1880; Ноябрь, дни 1—12. — СПб., 1897; Ноябрь, дни 13—15. — СПб., 1899; Ноябрь, день 16. — М., 1910; Ноябрь, дни 16—17. — М., 1911; Ноябрь, дни 16—22. — М., 1914; Ноябрь, дни 23—25. — М., 1916 (1917); Декабрь, дни 1—5. — М., 1901; Декабрь дни 6—17. — М., 1904; Декабрь, дни 18—23. — М., 1907; Декабрь, день 24. — М., 1910, Декабрь, дни 25—31. — М., 1912; Декабрь, день 31. — М., 1914 (вып. 14, тетрадь 1 — не до конца); Январь, дни 1—6. — М., 1910; Январь, дни 6—11. — М., 1914; Апрель, дни 1—8. — М., 1910; Апрель, дни 8—21. — М., 1912; Апрель, дни 22—30. — М., 1916;
- «Книга, глаголемая Козмы Индикоплова» из рук. Моск. главн. архива МИД. Минея Четья митрополита Макария (новгородский список; XVI в. Месяц август, дни 23—31 (собр. кн. Оболенского № 159) / Изд. Общества любителей древней письменности. — СПб., 1886, № 86);
- Из Великих Миней Четьих Макария / Подгот. текста и ком. Н. Ф. Дробленковой, пер. Н. Ф. Дробленковой и Г. М. Прохорова // Памятники литературы Древней Руси. 2-я пол. XVI в. — М., 1986. — С. 478—549, 625—634;
- Из Великих Миней Четьих митрополита Макария // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб. : Наука, 2003. — Т. 12 : XVI век. — 624 с.
ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ
ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ – сборники, содержащие, в отличие от миней (месяцесловов), не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления. Начало формирования Четьих-миней на Руси исследователи относят ещё к домонгольскому времени. Первые Четьи-минеи содержат по преимуществу переводной материал, хотя, видимо, включали и русские сочинения (в Успенском сборнике, рукописи XII в., которая может рассматриваться как Четья-минея на май, помещается «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского»). Определённая переработка Четьих-миней была осуществлена в конце XV в. (этот этап пока что недостаточно изучен). В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Московского и всея Руси Макария (около 1482 – 1563 гг.) – свод из двенадцати книг, который включал оригинальные и переводные труды – житийные и церковно-учительные (поучения, послания, толкования и сочинения Отцов церкви), разнообразные исторические и публицистические произведения, сказания и хождения, уставы, акты, грамоты, кормчие книги (сборники церковных и светских законов) и даже апокрифы. Это – своего рода свод всей литературы Древней Руси, где автор, ещё в бытность его архиепископом новгородским, «собрал все книгы рускыя земли». Великие Четьи-минеи создавались Макарием четверть века и включали почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси, в основном, «святых», для «душеспасительного» чтения на каждый день. За каждым почти житием или сказанием следуют «поучения» или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов Отцов церкви, а также и сочинения светского характера (например, древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др.). Каждая книга содержит до 1500–2000 листов большого формата. Дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений. Например, на день памяти Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии. Особо почитали Четьи-минеи Макария старообрядцы: выписки из книг часто встречаются в составе старообрядческих «Цветников». В XVII в. Четьи-минеи составлялись Германом Тулуповым (1627–1632 гг.) и священником Иоанном Милютиным (1646–1654 гг.). Это – рукописи, первая из них находится в библиотеке Сергиевой лавры, вторая – в синодальной библиотеке в Москве. В конце XVII в. составление Четьих-миней предпринимает Ростовский митрополит Димитрий. Его Четьи-минеи издавались четвертями с 1689 по 1705 гг., включали только жития святых и были составлены на основе Великих Четий-миней митрополита Макария, Acta Sanctorum (издававшихся болландистами) и ряда других источников (этому труду присущи начала исторической критики). В течение трёхсот лет после создания Четьих-миней Димитрием Ростовским был открыт и введён в научный оборот целый ряд древних рукописных житий и хроник, о существовании которых на рубеже XVII–XVIII вв. не было известно. Уже в первой половине XIX в. митрополит Московский Филарет (Дроздов), ставил вопрос о необходимости значительных добавлений, а в целом ряде случаев – составления новых текстов для Четьих-миней житий тех святых, сведения о которых обогатились благодаря агиографическим и историческим исследованиям. Заканчивая последний, четвёртый том за три летних месяца, Димитрий уже готовил исправления и дополнения ко второму изданию первого тома. В замечательном исследовании, посвящённом ему, протоирей Александр Державин (1864–1933 гг.) писал, что у «святителя было намерение довольно широко поставить дело исправления и дополнения своих книг», но из-за болезни и смерти он успел внести добавления лишь в первый том Четьих-миней
После кончины Димитрия Четьи-минеи были дополнены житием самого святителя, а жития святых равноапостольных Константина и Елены – сведениями из такого важного первоисточника, как книга церковного историка Евсевия Памфила (около 263 – 340 гг.) «Жизнь блаженного василевса Константина» (подобной доработке был подвергнут целый ряд текстов в Четьях-минеях). Книга много раз переиздавалась и перерабатывалась, пользуясь громадной популярностью среди православного населения России
Исследователи отмечают, что традиция дополнения Четьих-миней всегда существовала в русской агиографии.
Литературные особенности
Четьи-Минеи, являют собой своего рода сборник всей литературы Древней Руси, в котором, по идее митрополита Макария, собраны все книги русской земли, то есть почти вся духовно-учительная и церковно-повествовательная литература, существовавшая к тому времени на Руси. За каждым повествованием о старинной были или житием следуют поучения, которые надлежало читать в дни памяти святых.
Жанровые особенности
Жанр миней начал складываться в Византии в 10 веке. Существовало два основных типа жанра: служебный, предназначавшийся в основном для служителей клира, и общий, предназначенный для более широкого круга читателей духовной литературы. Состав сборника велик и разнообразен, поэтому текст представлен различными жанрами.
Композиция
Композиция произведения построена в соответствии с идеей расположения материала по дням и месяцам церковного календаря. В каждой из 12 книг тексты подобраны и расположены по дням, на которые приходится память святого. Те материалы, которые не поддавались общей логике распределения, не имевшие связи с именем какого-либо святого, помещались в последние числа месяца как своеобразное дополнение.
Язык и стиль
Составители стремились к равному объему всех книг, каждая из которых насчитывает примерно 1500—2000 листов «александрийского» формата, разделенных на две колонки, написанных полууставом и украшенных изящными вставками нововизантийского стиля — золотой фон с преобладанием рисунков синего цвета. Заглавия выполнены четкой киноварной вязью.
Созданию сборника предшествовала огромная редакторская работа, заключавшаяся в стилистической переработке пестрого материала, включенного в Минеи, с целью выдержать изложение в едином велеречивом, торжественном стиле, поскольку общая стилистика должна была подчеркивать возрастающее могущество Московского Православного Государства. Монументальность сборника также связана с идей о том, что Москва является наследницей Византии в мировом историческом процессе.