Канон покаянный ко господу нашему иисусу христу
Содержание:
- Как и кем создан покаянный канон
- История создания правила
- Предначинательные молитвы, читаемые перед Каноном
- Когда нужно читать
- Моя молитва «Моя история»
- Покаяние в православии
- Что такое канон? Как правильно читать?
- Покаянная молитва Иисусу Христу, Псалом 50
- Для чего люди каются? Покаяние в православии
- Чтение покаянного канона перед Причастием
- В чем помогает
- Кондак
- Для чего люди каются
- *** Песнь 9
- Молитва
- Песнь 1
- Зачем и когда читают акафист Иисусу Сладчайшему. В чем его сила
- Реальная история
- Великий покаянный канон Андрея Критского
- Заключение
Как и кем создан покаянный канон
Покаянная дисциплина христиан формировалась уже с древних времен. Тогда же возникли соответствующие молитвословия. Первоначально они совершались за богослужением в храме, а не келейно. Каноны в их нынешнем виде появились, как считается, около VIII-IX вв. Их авторами были монахи – свт. Андрей Критский, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Косма Маиюмский и другие. На Руси же практика чтения канонов распространилась только с XIV века. С этого времени известны специальные богослужебные книги – Канонники.
В точности не известно ни время создания, ни авторство покаянного канона Иисусу Христу. Некоторые приписывают его известному полководцу и благочестивому христианину, А. В. Суворову. Он якобы создал этот текст, вдохновленный Великим покаянным каноном прп. Андрея Критского, который читается в храмах во время Великого поста.
Во всяком случае, не подлежит сомнению древность покаянного текста, его воздействие на душу, которое испытали многие верующие.
История создания правила
На протяжении столетий правило подготовки к Причастию постепенно менялось в зависимости от условий жизни христиан. В 5−6 веках данные каноны вычитывались в течение богослужения. Бесспорно, со временем объем последования (канона) возрастал и стал занимать слишком много времени, что стало не под силу верующим. На этом основании молитвенная подготовка ко Святому Причастию с 11 века уже не читается за богослужением
Христианин, подготавливаясь для того, чтобы как подобает причаститься Святых Христовых Тайн, должен дома (келейно) прочитать все молитвы, причем с сердечным вниманием, искренне. Касается это и канона покаяния ко Господу Христу Иисусу
Мы уверены, что Вам будет полезна статья о том, как читать псалтырь дома о здравии и об усопших.
Предначинательные молитвы, читаемые перед Каноном
Произносятся вслух, обязательно сопровождаются поклонами. Учитывая, что канон часто является вступительной частью Богослужений, возникает вопрос, для чего дополнительно читать другие молитвы.
Молитва Святому Духу
Восславляют Царя Небесного. Под этим определением подразумевается Святой дух. Молят о том, чтобы он снизошел к верующим, вселился в них, очистил от скверны. Молитвенный текст не читается в период, начиная с праздника Пасхи и заканчивая днем празднования Троицы.
Отправьте эту молитву близким
Скачать на телефон молитву Святому Духу
Отправьте эту молитву близким
Распечатать молитву Святому Духу
Отправьте эту молитву близким
Трисвятое
Молитва краткая. Она обращена к Пресвятой Троице, произносится трижды. При этом обязательно возносится крестное знамение, делается поясной поклон (тоже 3 раза).
Отправьте эту молитву близким
Трисвятое скачать на телефон
Отправьте эту молитву близким
Распечатаь Трисвятое
Отправьте эту молитву близким
Молитва ко Пресвятой Троице
Верующие испрашивают прощения грехов, т. к. раскаиваются. Обращаются к Пресвятой Троице, чтобы очистится от последствий беззакония, которые творят. Вместе с тем просят исцеления души и тела немощного.
Отправьте эту молитву близким
Отправьте эту молитву близким
Отправьте эту молитву близким
Молитва Господня
Произносится текст «Отче наш», его толкование охватывает многие аспекты жизни верующего. По этой причине молитва считается универсальной, может произноситься в разных целях. Когда она читается перед произнесением канона, то в конце призывают поклониться спасителю Иисусу Христу, Господу Нашему.
Отправьте эту молитву близким
Молитва Господня скачать на телефон
Отправьте эту молитву близким
Молитва Господня распечатать
Отправьте эту молитву близким
Когда нужно читать
Православные молитвословы содержат покаянный канон Христу как в составе Правила ко Святому Причащению, так и отдельно. Обычно его читают:
- при подготовке к исповеди, с тем, чтобы правильно настроить душу на покаяние;
- при подготовке к таинству Причащения (Евхаристии), чтобы еще раз осознать свое недостоинство, помочь себе благоговейно приступить к святыне;
- в любом другом случае, когда душу тяготит уныние, сознание грехов, требуется поддержка свыше.
При подготовке к исповеди
Готовясь к таинству Покаяния, многим трудно увидеть свое духовное состояние. Другие, напротив, видя свое падение, отчаиваются, переживают, чрезмерно скорбят о грехах, перестают надеяться на помощь Бога. Найти верный баланс помогают проверенные временем церковные молитвы, составленные святыми, имеющими большой духовный опыт и умеющими правильно подвести человека к покаянию, не ввергая его в отчаяние. Один из таких текстов – Канон Иисусу Христу.
1-3 песни канона — не столько молитва Господу, сколько призыв верующего к своей душе покаяться, обратиться к Богу от мирских пристрастий. Здесь вспоминаются возможные человеческие грехи, удаляющие от Господа. Верующему напоминается о Страшном Суде, на котором произойдет не столько Божий Суд, сколько суд совести самого человека над своей душой.
Но зрелище своих постоянных падений не должно ввергать в отчаяние. 4-8 песни напоминают кающемуся о благости Творца и Его любви к людям, о премудром устроении мира. Душа призывается отрешиться от своих грехов, беззаконий, подумать о вечности, обратиться к своему Творцу – единственному реальному смыслу человеческого существования.
Наконец, 9 песнь – горячая просьба кающегося человека к Богородице, Ангелам, всем святым умолить Бога о помощи для исправления жизни человека, ведь без этого реальные изменения невозможны. Кульминация покаяния – завершающая покаянная молитва Христу.
Канон и Причащение
Готовясь к таинству Евхаристии, принято читать покаянный канон в составе так называемого Трехканонника, состоящего из канонов, которые можно читать или один за другим, или совмещенно:
- Христу;
- Богородице;
- ангелу хранителю.
При совмещенном чтении Трехканонника молитвословия читаются как один канон. После Трехканонника следует Правило ко Святому Причащению, помещенное в молитвословах.
Во всякой скорби
Покаянный канон можно читать также вне подготовки к таинствам, при любых тяжелых обстоятельствах, требующих помощи Господа. Это могут быть:
- болезни;
- житейские беды;
- сложности семейной, личной жизни.
Помощь, которую верующий получает, обращаясь ко Христу, связана, конечно, не с читаемым текстом как таковым. Покаяние, смирение, на которые настраивают слова древнего текста, меняют человека, его отношение к Богу, своей жизни. Сердечное покаяние призывает на верующего Божию помощь.
Один из священников рассказывает, что к нему пришла тяжело больная женщина, практически умиравшая от рака. Священник благословил ее читать покаянный канон Христу с сокрушением о своих грехах, и чаще исповедоваться. Через несколько месяцев эта прихожанка сама пришла благодарить священника: при помощи Божией она не только изменила свою жизнь, но и исцелилась от смертельного недуга.
Моя молитва «Моя история»
«Я ранее не была религиозной. Углубилась в эту тему некоторое время назад, когда у меня развилась депрессия. Сложно сказать, почему это произошло: много работы, проблемы в семье, не получается завести детей с мужем. Я случайно на одном из православных сайтов оказалась (Оптина Пустынь), искала другую информацию, но по запросу «как себе помочь» поисковик выдал страницу здесь.
Ангелина, 29 лет, г. Ярославль
Углубилась в чтение – меня буквально затянуло туда, всю ночь просидела. Возникло ощущение, что я именно это искала. Читала о последовании, предначинательных молитвах, акафистах. И тут я натыкаюсь на каноны. Там были разные: Славянский, благодарственный, тот, что читается на Спас и Пасху. Но меня привлек покаянный канон. Я его читала долго, вдумчиво, потом повторила уже быстрее. Утром я уснула, а вечером следующего дня проснулась более бодрой. Было ощущение, что я наконец выспалась. Впервые улыбнулась за последние месяцы. Я поняла тогда, что человек не может жить без Бога в Душе, умирает».
Покаяние в православии
Чтение молитв — это не самое главное, важно чтобы человек ощутил в себе новое состояние. Это желание измениться, сожаление о своих грехах
Для многих первый шаг — это просто осознать, что ты поступил неправильно. Ведь современных людей приучают к мысли, что они сами хозяева жизни и вольны делать все, что вздумается. Такое мнение не оставляет Богу места, Он не нужен, ведь человек сам все знает. Поэтому многим бывает сложно отказаться от практики на исповеди обличать всех, кроме себя.
Раскаяние это не просто декларация того, что христианин поступил неправильно. Должно возникнуть сожаление о содеянном. Не надо успокаивать себя тем, что не было тяжких грехов (например, супружеской измены). Недоброе слово, адресованное ближнему, может его ранить также сильно, привести к унынию. А это губит душу. Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу учит, что даже мысли способны осквернить человека.
Что такое канон? Как правильно читать?
Само слово имеет буквальное значение, определенное при переводе с древнегреческого языка: «неизменный», а значит, неподлежащий пересмотру свод церковных правил, законов. Существует еще и библейский канон – это совокупность (перечень) священных книг, составляющих Библию. Другие определения слова «канон», которые меняются, что зависит от контекста:
- форма церковной поэзии;
- список церковнослужителей, который составляется для определенных нужд епархиального управления;
- богослужебный текст.
Кроме того, существует еще одно значение этого слова – музыкальный инструмент. В православии под определением «канон» чаще подразумевают именно богослужебные тексты (особый жанр). Их произносят в составе разных служб, например, перед причастием, при отпевании, на вечерних богослужениях.
Возраст такого жанра богослужебных текстов не слишком велик. Сегодня они представляют собой совокупность тропарей (песнь в честь кого-либо), вместе с которыми читается ирмос (куплет). В большинстве случаев каноны краткие. Но встречаются и более длинные. Такой текст может содержать несколько песен, в которые входит от 8 до 20 тропарей. Встречаются и более длинные разновидности.
Особое внимание уделяется покаянному священному тексту (например, Великий Канон Святого Анрея). Читается в Великий Пост
Он очень объемный, но при этом представляет собой шедевр богословия, а также поистине способствует покаянию. Существует объединенный вариант – трехканонник (покаянный Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице и Ангелу хранителю).
Совмещенный текст читается перед причастием. На подготовку уходит несколько дней до события.
Читать канон следует в соответствии с правилами:
текст произносится вслух;
важно по возможности концентрироваться на священных словах, чтобы лучше понимать их, можно сначала прочесть вариант текста в молитвослове на русском языке, а не на церковнославянском, или уточнить неясные моменты у священнослужителя;
лучше читать священные слова, стоя перед иконой, но это не всегда возможно, потому допустимо принимают другие положения тела (например, если человек болен);
для разных случаев читаются специальные священные тексты, например, перед причащением, за болящего, с целью покаяния и т. д.
Покаянная молитва Иисусу Христу, Псалом 50
Оригинальный древнеславянский текст пятидесятого Псалма царя Давида, если он окажется непрост для восприятия, то ниже Вы найдёте современный русский вариант.
Видео: Хор Валаамского монастыря исполняет 50-й Псалом
Для того, чтобы лучше прочувствовать слова автора, текст молитвы стоит прочитать несколько раз. Он написан на церковно-славянском языке и содержит много непонятных выражений. Но слова священной молитвы всегда исходят от сердца. Выучив молитву и прочувствовав ее, можно мысленно перенестись в прошлое, во времена царя Давида, понять боль этого человека. И при помощи его мудрых и прекрасных слов, поговорить с Богом, попросить у него покаяния от чистого сердца.
Для чего люди каются? Покаяние в православии
Покаяние при переводе с древнегреческого означает «сожаление», «раскаяние», «изменение мыслей. Те, кто согрешил перед Господом, должны покаяться. Отсутствие сожаления о содеянном делает человека в собственных глазах непогрешимым и ведет к очернению души, окончательному грехопадению, как было с сатаной. Внутренние изменения при покаянии позволяют отказаться от греховных помыслов, деяний, обратиться к Богу. Однако длительность данного процесса может быть разной. Иногда покаяние длится всю жизнь, в других случаях не занимает и пары дней. Это зависит от глубины любви человека, его готовности измениться.
Непогрешимых людей нет. Прародители Адам и Ева выбрали путь греха (первородного). С тех пор стало невозможно полностью очиститься, стать «как Бог»
Это означает, что важно непрестанно очищать душу от последствий своих поступков, помыслов. Наибольший грех – нераскаянный
Важной частью процесса покаяния является признание своих пригрешений, что происходит на исповеди.
Чтение покаянного канона перед Причастием
Также покаянный канон входит в молитвенное правило перед Причастием. Он составляет его наряду с молебным каноном ко Пресвятой Богородице и каноном ко Ангелу-Хранителю. Таинство Евхаристии чаще всего предваряется участием в Таинстве исповеди, требующем особого покаянного настроя. Канон Господу перед Причастием помогает христианину настроиться на правильные чувства. На тот духовный лад, с которым следует исповедоваться и причащаться. Но следует помнить, что наибольшую пользу принесёт вдумчивое и сердечное чтение канона. Протоиерей Андрей Ткачёв пишет, что наши молитвы должны быть
Для более осмысленного чтения покаянного канона молящемуся стоит разобраться в его содержании. Канон является подражанием ангельскому пению и пронизан темой любви к Богу и упования на Него. Этой теме также служат многочисленные отсылки в тексте на ветхозаветные события и личности
Очень важно ознакомиться с толкованием песен канона. Тогда христианин сможет более глубоко проникнуться заложенным в них смыслом и символизмом
Всё это поможет молящемуся в достижении необходимого духовного настроя.
В чем помогает
Таинство исповеди невозможно без особенного покаянного настроя, осознания всех своих недостойных Господа поступков и полного раскаяния в них, готовности искупить вину свою перед Богом.
Покаянный канон настраивает христианина должным образом. Постепенно, песнь за песнею верующий проходит все стадии осознания греховных поступков, осознает необходимость получить прощение за них. К концу чтения правила православный полностью приходит к пониманию последствий греховной жизни. Он молит Всевышнего помочь ему Царствие Небесное приобрести, не допустить приход его на Небеса без раскаяния в помыслах и действиях.
Кондак
Душе моя, почто грехами богатееши, почто
волю диаволю твориши, в чесом надежду полагаеши?
Престани от сих и обратитися к Богу с плачем, зовущи:
милосерде Господи, помилуй мя грешнаго.
В чесом — в чем.
Греческое слово кондак буквально
означает «колышек», «валик» — деревянный валик, на
который накручивается свиток; это значение легко перешло
и на сам свиток. Первоначальный кондак — жанр
византийской гимнографии, созданный преподобным Романом
Сладкопевцем (первым кондаком был кондак Рождества
Христова — Дева днесь Пресущественнаго рождает…) и
приобретший огромную популярность, пока его не вытеснил
из богослужения канон. Это был гимн, состоящий из
большого числа строф — икосов, одинаковых по числу
стихов и их ритмической организации. Нынешние кондак и
икос, исполняемые после 6-й песни канона, — все, что
осталось от древнего канона.
Для чего люди каются
Для чего вообще человеку необходимо каяться? Чтобы стать ближе к Богу. А зачем? Чтобы вечная душа после смерти соединилась с Ним, пребывала в раю, наслаждаясь общением с Господом. Земная жизнь нужна для того, чтобы приготовиться к этому. Вот для чего христианам необходимы молитвы, богослужения, таинства. Ощущения духовной радости после очищения совести и причастия — бледная тень той славы, которую имеет Святая Троица на самом деле.
Многие тогда впадают в крайность и начинают ненавидеть Бога. Этим и обусловлено место пребывания подобных душ. Ведь им самим было бы плохо среди тех, кто возлюбил Господа всей душой. Поэтому надо воспитывать в себе способность к восприятию благодати уже здесь — после перехода в мир иной будет поздно.
*** Песнь 9
Ирмо́с: Бога человеком невозможно
видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати;
Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощенно,
Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Ныне к вам прибегаю, Ангели, Архангели и
вся небесныя силы, у Престола Божия стоящии, молитеся ко
Творцу своему, да избавит душу мою от муки вечныя.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Ныне плачуся к вам, святии патриарси,
царие и пророцы, апостоли и святителие и вси избраннии
Христовы: помозите ми на суде, да спасет душу мою от
силы вражия.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ныне к вам воздежу руце, святии
мученицы, пустынницы, девственницы, праведницы и вси
святии, молящиися ко Господу за весь мир, да помилует мя
в час смерти моея.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Мати Божия, помози ми, на Тя сильне
надеющемуся, умоли Сына Своего, да поставит мя
недостойнаго одесную Себе, егда сядет судяй живых и
мертвых, аминь.
Молитва
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,
помилуй мя грешнаго.
Владыко Христе Боже, Иже страстьми
Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя
уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы
умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго
Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от
горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к
Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко
не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы
утешительныя, возводящия чада ко своему наследию.
Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к
Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе
любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище
благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное
во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во
мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене;
изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и
сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с
ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами
Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.
Песнь 1
Ирмос: Яко по суху пешешествовав
Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя
потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.
Яко по суху — как по суше. Пешешествовав
— пройдя пешком. Богу победную песнь поим, вопияше
—
(Израильский народ) воскликнул: Воспоем Богу победную
песнь!» (именно так, с кавычками, следовало бы писать
при передаче современным письмом это место, тем более
что несколько необычный для нас порядок слов затрудняет
понимание).
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Примечание: В канонах припев как
молитвенное воззвание произносится перед первым и вторым
(и третьим, если он есть) тропарем каждой песни, но не
читается перед тропарями, начинающимися со Слава отцу, и
Сыну, и Святому духу и И ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
Ныне приступих аз грешный и обремененный
к тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на
небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да
плачуся дел моих горько.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
О, горе мне грешному! Паче всех человек
окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи,
слезы, да плачуся дел моих горько.
Слава:
Безумне, окаянне, человече, в лености
время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу
Богу, и плачися о делах твоих горько.
И ныне:
Мати Божия Пречистая, воззри на мя
грешнаго и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния
настави мя, да плачуся дел моих горько.
Аз — я. Глаголя — говоря.
Даждь — дай.
Паче — более. Несть — нет.
*В некоторых древних рукописях есть
надписание: «Творение Кир (господина) Андрея Критского».
— Примеч. протоиерея Сергия Правдолюбова.
*В некоторых древних рукописях есть
надписание: «Творение Кир (господина) Андрея Критского».
— Примеч. протоиерея Сергия Правдолюбова.
Зачем и когда читают акафист Иисусу Сладчайшему. В чем его сила
Всевышний приходит на помощь каждому человеку, который обратился к нему с искренней просьбой. Священнослужители рекомендуют читать акафист в момент отчаяния и депрессии, когда не остается надежды на благоприятный исход событий.
Строгих правил ко времени прочтения нет. В идеале перед молитвами, обратиться к священнику, чтобы он дал благословение на этот ритуал. Обращаться к Господу нужно только стоя. Хорошо, если вы будете читать молитвы перед иконой Иисуса Христа и поставите свечи.
В каких случаях рекомендуют читать акафист:
- Когда не спокойно на душе, терзают навязчивые мысли и нет возможности им противостоять.
- Чтобы справится с греховными привычками, разрушающими тело и душу (спиртные напитки, наркотики или игровая зависимость).
- Когда хочешь найти себя и истинный путь к спасению.
- При принятии важных решений в жизни.
- Чтобы вернуть духовное равновесие и дальше испытывать радость и счастье от общения с Господом и святыми.
- Когда человек чувствует, что не может противостоять дьявольским козням и находится на грани согрешения.
Реальная история
В практике одного довольно известного современного священника существует много реальных случаев, когда чтение Покаянного канона на протяжении даже полугода повернуло жизнь молящегося и его близких в самую благоприятную сторону.
Однажды к священнику для наставления и совета, как жить дальше, привезли женщину, которая умирала от рака. Ее под руки ввели в святой храм Господень и подвели к батюшке. Та рассказала ему, что умирает и что никто из врачей не в силах ей помочь. В течение беседы выяснилось, что в свое время женщина эта совершила в молодости очень много абортов, и это не было осознанно ею как смертный грех убийства, причем собственных детей. Батюшка объяснил ей масштабы содеянного ею, и назвал все своими именами.
Женщина спросила, что же ей делать, ведь убитых не вернуть. Священник благословил ей каждый день читать Покаянный канон за свои дела, стараться расположить свою душу к искреннему покаянию и изменению, чаще приглашать священника для исповеди и причастия, если она сама не в силах прийти в храм. На этом разговор был окончен.
Через год, по рассказу священника, в тот храм, где произошел судьбоносный разговор, ко времени богослужения вошла свежего вида немолодая, но миловидная улыбающаяся женщина в шляпке. Она выискивала в толпе кого-то. Когда она увидела священника, радостно подошла к нему, взяла благословение и начала благодарить. Тот не сразу узнал в ней женщину, которую год назад, умирающую, привели под руки для, скорее всего, последней беседы.
Оказалось, что по приезде домой, куда врачи выписали ее умирать, она стала в точности выполнять благословение: каждый день читала канон, старалась вызвать в себе раскаяние, прилежно исповедовалась и причащалась. Через полгода она уже перестала нуждаться в поддержке со стороны родственников, стала сама выбираться в храм, наладился аппетит, а рак отступил. Но это еще не все. За этот год обе ее дочери встретили свою любовь, поправили дела, и в их жизни произошло столько благоприятных событий, сколько в течение всей жизни не происходило. Господь с радостью принял кающуюся и поспешил одарить и ее, и близких Своими богатыми милостями.
Великий покаянный канон Андрея Критского
Покаянный канон разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Также его полностью читают в четверг перед неделей Марии Египетской.
Покаянный канон можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. С исключительным искусством св. Андрей переплетает великие библейские образы — Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и Потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь — с исповеданием грехов и раскаянием. События священной истории явлены, как события моей жизни, дела Божий в прошлом, как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены, как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне, как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.
Покаянный канон снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время — история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа — единственная и неповторимая — проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и
важнейшей реальностью. Примеры из Священного Писания не просто «аллегории», как думают многие люди, считающие поэтому, что Великий Канон чересчур перегружен именами и происшествиями, не относящимися к ним. Такие люди спрашивают, зачем говорить о Каине и Авеле, о Соломоне и Давиде, когда проще было бы сказать: «я согрешил»? Они не понимают, что самое понятие слова грех в библейском и христианском предании имеет глубину и насыщенность, которых «современный человек» просто не в силах понять, и что поэтому исповедание им своих грехов глубоко отлично от настоящего христианского раскаяния. Действительно, та культура, в которой мы живем и которая образует наши современные взгляды, в сущности просто исключает понятие греха. Потому что грех это, прежде всего, падение человека с неизмеримой духовной высоты, отказ его от своего «высокого призвания». Но какое значение это может иметь для культуры, которая не знает и отрицает эту «духовную высоту», это «призвание» и оценивает человека не «сверху», а «снизу», — для культуры, которая если и не отрицает открыто Бога, то фактически вся, сверху донизу, материалистическая и потому рассматривает жизнь человека только с точки зрения материального благополучия, не признавая его высокого, трансцендентального призвания? В ней грех рассматривается главным образом как естественная «слабость», происходящая в основе от социального неустройства и поэтому исправляемая лучшей социальной и экономической организацией. Поэтому современный человек, если он и исповедует свои грехи, уже не раскаивается в них. В зависимости от того или иного понимания им своих «религиозных обязанностей», он либо формально перечисляет свои прегрешения и нарушения обрядовых правил, либо же говорит с духовником о своих «проблемах», ожидая от религии своего рода терапии, лечения, которое вернет ему счастье и спокойствие. Ни в том, ни в другом случае мы не видим раскаяния, потрясения человека, который, узрев себя как образ неизреченной славы, сознает, что он изменил этому «образу», запятнал и отверг его своей жизнью; нет раскаяния как печали о грехе, исходящей из самой глубины человеческого сознания, как желания вернуться, как отдачи себя Божьему милосердию и любви. Вот почему недостаточно просто сказать: «я согрешил». Эти слова приобретают свое подлинное значение и действенность только тогда, когда грех воспринят и пережит во всей его глубине и горести.
Значение и цель Великого Канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Это созерцание вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает нас принять совершенно иное понимание человека, его жизни, его целей, его духовных «мотиваций». Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным.
Заключение
Значений слова «канон» много. Одно из главных в церковных традициях – вид богослужебного текста
Его читают по разным случаям, но важно правильно подготовиться, узнать о правилах произнесения священного текста:
- Читают, стоя перед иконой, если нет такой возможности (у болящего), можно принять положение сидя, лежа. Текст произносят вслух, искренне, при этом выполняют крестное знамение, делают поклоны.
- Один из наиболее важных канонов – покаянный. При этом человек раскаивается во грехах, что позволяет очиститься от скверны, приблизиться к Царствию Небесному.
- Перед тем как приступать к прочтению канона, произносят предначинательные молитвенные тексты, посредством которых можно отрешиться от дел мирских.
Отправьте эту молитву близким