Канон

А разве в Евангелии Христос говорил что-либо о необходимости следовать каким-то правилам?

Конечно, говорил. Некоторые нормы христианской жизни Господь задает прямо в Евангелии. Например, есть каноны, которые регулируют таинство Крещения. И в Евангелии Христос первым эту норму устанавливает: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19–20).

Тут мы находим формулу крещения — «во имя Отца и Сына и Святого Духа», — которая произносится сегодня священником во время совершения таинства. Кроме того, сказано, что сначала нужно научить, а уже затем крестить. И вот отсюда, например, берет начало практика так называемых огласительных бесед перед крещением, когда священник или катехизатор должен подробно объяснить желающему войти в Церковь человеку основы христианской веры и благочестия.

Кроме этого, Господь Иисус Христос установил единобрачие, как норму (Мф 19:4–9). На основе именно Его слов Церковь развила свое учение о таинстве Брака. Однако она несколько смягчила «строгость» Евангелия, где, как известно, сказано: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф 19:9). Церковь, снисходя к людской немощи и понимая, что не все смогут понести бремя одиночества, позволяет при определенных обстоятельствах вступать во второй и даже в третий брак.

Однако существуют и другие каноны, не взятые напрямую из Нового Завета. Церковь, водимая Святым Духом, выступает как продолжательница Законодателя Христа, расширяя, уточняя и поновляя свои правовые нормы. При этом, повторюсь, сама эта детализация и в целом вся законотворческая деятельность Церкви опирается на принципы, данные Спасителем в Евангелии.

Канон и фанон

Узнав ответ на вопрос, канон в фанфиках – это что такое, стоит рассмотреть и такое важное понятие, как фанон. Это так называемый фанатский канон

То есть совокупность информации о выдуманном мире, которую его поклонники считают верной, однако она не всегда является таковой, по мнению автора.

Фаноны часто являют собою попытки объяснить различные сюжетные дыры или недосказанности. Кстати, случается, что фаноны могут стать канонами.

К примеру, когда вышла книга «Гарри Поттер и Принц-Полукровка», в ее финале профессор Снейп убивает Дамблдора и присоединяется к Волан-де-Морту.

Однако фанаты этого персонажа сочли его поступок ловкой интригой, чтобы уничтожить Темного мага. Это стало фаноном для большинства из них. И когда был опубликован следующий роман «Гарри Поттер и Дары Смерти», в нем эта теория и этот фанон стал каноном. Фанфики по «Гарри Поттеру» (посвященные этой теме) после этого тоже стали относится к каноническим.

В последние годы при работе над сиквелами или приквелами сценаристы часто используют фаноны, установленные фикрайтерами.

Один из самых свежих примеров – телесериал HBO «Игра престолов». Как известно, Джордж Мартин (по книгам которого и снимается этот проект) выпустил пока только 5 томов. И, работая над сценарием следующих сезонов (6 и 7), создателям телепроекта пришлось самим придумывать, как будет дальше развиваться сюжет. Чтобы облегчить эту задачу, в сценарии использовались идеи многих фанфиков. Кроме того, некоторые фаноны поклонников были превращены в каноны сериала (оставаясь фанонами для книг Джорджа Мартина).

Так что, несмотря на то что официальное литературоведение и кинематография относится к фанфикам и создаваемым ими фанонам как к второсортному явлению, они не стесняются использовать лучшие их наработки для собственных интересов, причем безвозмездно.

Spanish[edit]

Spanish Wikipedia has an article on:canon

Wikipedia es

Etymologyedit

Borrowed from Latin , from Ancient Greek (kanṓn, “measuring rod, standard”) (compare (kánna, “reed”)), perhaps of Semitic origin.

Nounedit

canon m (plural )

  1. (principle, literary works, prayer, religious law, music piece)

    Synonyms: , ,
  2. tax, fee

Related termsedit

Referencesedit

  1. Coromines, Joan; Pascual, José A. (1983–1991) Diccionario crítico etimológico castellano e hispánico (in Spanish), Madrid: Gredos, →ISBN

“canon” in Diccionario de la lengua española, Vigésima tercera edición, Real Academia Española, 2014.

Для чего нужны церковные каноны?

Фото: Hramermogen.ru Канон переводится с греческого как «норма» или «правило». И по своему смыслу они представляют собой для Церкви то же самое, что для государства представляет его законодательство. История общества на протяжении многих веков не раз показала, что происходит с государствами, в которых люди начинают пренебрегать законами. Поэтому каноны Церкви свято проносятся через тысячелетия, изменяясь лишь в зависимости от общественного устройства, но при этом не теряя своей основы – любви к Богу.

Недаром знаменитый зарубежный богословский теоретик и практик, преподаватель предмета Канонического права во Франции, русский по происхождению, Николай Николаевич Афанасьев, говорил студентам, когда начинал курс лекций, об этом. Он начинал курс с заявления слушателям, что самому праву в Церкви места нет, оно появилось тогда, когда иссякла любовь! Как бы ни странно звучали эти слова из уст священника, но они верно отражают тенденции мирового устройства.

Некоторые законы и правила в обычной жизни кажутся нам порой излишними и утомительными, например, правила дорожного движения. Но как только хотя бы один человек грубо нарушит правила дорожного движения, он может создать гигантскую пробку и погубить немало судеб, как физически, так и в общественном смысле. Такую же аналогию можно провести и с церковными канонами.

Но в Церкви все значительно более неформально в индивидуальном плане. Ведь каждый прихожанин имеет свои личностные качества, проблемы, прегрешения, которые когда-то первый раз привели его в Церковь. Исполнить те или иные каноны он не может в силу разных причин, например, физической немощи. И духовник играет в этом очень значительную роль. Он ограничивает каноническую норму для конкретного православного христианина.

Многие каноны были сформированы в первые века после Рождества Христова и применить их буквально совершенно невозможно в наше время. Поэтому избежать формализма, быть гибким и учитывать индивидуальные возможности паствы – вот каноническая обязанность священника.

Как читать канон

Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом, то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.

Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога

Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу

Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:

  1. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
  2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю.

Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения. Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.


Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год

Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.

Самый великий и значимый канон — Канон Святого Андрея Критского. Он — полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.

Весь покаянный смысл произведения — это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.

Критский шедевр — не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.

Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.

Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам. Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния

Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями

Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.

Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха

Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.

Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.

Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.

Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.

Посмотрите видео о трех православных канонах

Что такое каноны и акафисты?

В богослужебной православной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. К ним относятся более традиционные каноны, а также получившие большее распространение в Русской Церкви в 19-20 веках — акафисты.

Канон  — церковный гимн, посвященный прославлению Господа нашего Иисуса Христа, Святой Троицы, Пресвятой Богородицы, какого-либо праздника или святого. В храмовом богослужении каноны входят в состав утрени, повечерия, полунощницы и других служб.

Канон составлен из песен, каждая из которых, в свою очередь, состоит из ирмосаИрмо́с — первая строфа в каждой песне канона, в которой прославляются священные события или лица. Ирмос служит мелодико-метрическим образцом для последующих тропарей данной песни. Тексты ирмосов в основном — парафразы Священного Писания. На богослужении ирмосы поются хором соответственно недельному гласу и нескольких тропарейТропа́рь – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые). Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость (обычно от двух до шести, но есть особыеНапример Великий покаянный канон преп. Андрея Критского, читаемый во дни Великого поста каноны, где их может быть до 30). Темой каждой песни являются библейские песни, которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста.

В каноне может быть 2, 3, 4, 8 и 9 песен. Трех- и четырех-песенные каноны обычно читаются на богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девяти-песенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Двух-песенный — тоже единственный, читаемый в Великий Вторник. Обычно же каноны восьми-песенные. На самом деле это девяти-песенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.

Ирмос связывает по смыслу библейскую песнь и тропари, раскрывающие основную тему канона. Перед девятой песнью канона на богослужении утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.

В традиции богослужений Русской Церкви ирмосы обычно поются, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется полностью. В византийской традиции каноны пелись полностью.

Первые каноны были написаны свв. Андреем Критским и Иоанном Дамаскиным в VII в.

Акафист — форма церковной поэзии, близкая к древним кондакамКонда́к — жанр церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвященной тому или иному церковному празднику — особое хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафист состоит из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: одного основного кондака с определенным окончанием или припевом и 12 кондаковЗдесь: краткая хвалебная песнь, чередующихся с 12 икосамиИкос — пространная песнь. Икосы заканчиваются восклицанием “Радуйся”, а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки — припевом «Аллилуия».

Это интересно: Что такое целомудрие и что оно значит в православии

Значение слова канон

Вот две причины, по которым бывает краегранесие в канонах: во-первых, чрез это песнопевцы показывают усердие и искусство свое, ибо канон, имеющий краегранесие, достославнее не имеющего, и затем представляет песнопевцу более трудности при составлении его, нежели канон не имеющий краегранесия; во-вторых, как скоро изобрели краегранесие опытные в сем деле люди, то имеющий его канон и легче удерживается в памяти: достаточно помнить только краегранесие; а с ним тотчас можно отыскать и начала каждого тропаря канона.

Профессор Мецгер поднимает и другие вопросы, например, какой вариант текста следует считать каноническим; завершено ли формирование канона; следует ли искать канон внутри самого канона; и «является ли канон сборником авторитетных книг или авторитетным сборником книг».

Канон Ангелу-хранителю содержит молебен Ангелу-хранителю, канон молебный ко Пресвятой Богородице – моление для отвращения внутренних душевных и телесных болезней и в особенности- для исцеления греховных язв, поражающих душу, как показывает само содержание песней и стихов канона.

Центральный здесь — вопрос о том, нужно ли считать канон Нового Завета окончательно сформированным и продуктивно ли искать канон внутри самого канона.

… человек.Читая наизусть мой истинный канон,Ты обретешь семь драгоценностей телесных … стражах весь год.И если читаешь канон «Желтый двор»,На губах красный … драгоценностейтелесных.Лишь раз читаешь наизусть «Канон»,Перерождаются все девять сокровенных.Услышав … мое жилище.Когда берешь этот канон с собой,Пускаться можно в близкий-дальний путь … ,Я внимаю ему как приказу.Истинный канон желтого двора.

НеустановленныйавторИстинный канон желтого двораВ трактате «Истинный канон желтого двора» объясняются основы устройства микрокосмоса человеческого тела и излагается сущность практики постижения Дао и достижения бессмертия.«Истинный канон желтого двора» высоко ценится даосами-практиками и мастерами боевых искусств внутренних стилей.В настоящем издании канон сопровождается устными комментариями Суй Юньцзяна, современного мастера багуачжан и мэйхуачжуан, наговоренными в Москве летом 2010 года. Перевод: Вероника Виногродскаяruru

В молитвословах помещены молитвы на сон грядущим и молитвы утренние, акафист Сладчайшему Иисусу, акафист Пресвятой Богородице, акафист святителю Николаю Чудотворцу, канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии, канон Ангелу-хранителю, последование пред святым причащением и молитвы по святом причащении.

Накануне, причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома кроме обычных молитв на сон грядущим канон покаянный, канон Богородице и канон Ангелу-хранителю.

Церковный (дисциплинарный) канон

Что значит канон в Православии? Так называют главные правила, нормы церковный жизни. Например, внутреннее устройство Церкви, требования дисциплины и так далее. Например, одно из апостольских правил предписывало епископам каждой области устраивать собрания (соборы) дважды в год. Однако в 7 веке Трулльский Собор постановил делать это лишь один раз год. Такое изменение канона было продиктовано внешними обстоятельствами, в том числе набегами варваров. Также каноном именуют единый свод всех церковных правил. В церковной лексике «канонический» – это то же самое, что и «законный», «общепринятый». Каноны составлялись церковными Соборами, а также отдельными Отцами Церкви, среди которых и апостолы.

Примером церковного канона является, например, указание, что епископы должны избираться другими епископами определённой территории и утверждаться митрополитом. Запрет на вступление христиан в брак в близком родстве, запрет на создание общих для мужчин и женщин монастырей, запрет на самовольный переход монахов в другие монастыри – всё это тоже канонические определения Церкви.

Протоиерей Дмитрий Пашков, отвечая на вопрос «что такое канон в Церкви?» говорит, что правила необходимы там, где

И Церковь, как общество единоверцев, не является исключением.

Но неужели без этого формализма невозможно спастись?

Нет, дело тут не в самом формализме, а в нас самих. Поскольку мы даже после крещения остаемся существами несовершенными, ленивыми, эгоцентричными, нас нужно приводить к какому-то соответствующему нашей вере порядку благочестивой жизни.

Конечно, не подлежит нормативному регулированию наше общение с Богом, например, как человек молится дома: долго ли, коротко ли, с лампадкой или без, глядя на икону или закрыв глаза, лежа или стоя, — это его личное дело и зависит исключительно от того, как у него получается лучше помолиться. Но если христианин приходит в собрание верующих, в Церковь, где таких, как он, уже много и у каждого есть свои взгляды, интересы, какие-то предпочтения, здесь уже без определенных правил, которые всю эту пестроту приведут к какому-то правильному единообразию, не обойтись.

То есть общеобязательные нормы, каноны, нужны там, где появляется общество, где уже требуется предписать определенные права и обязанности его членам, чтобы избежать в нем хаоса и беспорядка.

Кроме того, каноны служат поддержанию того изначального образа Церкви, который возник в день Пятидесятницы, так что она остается неизменной при любом государстве, культуре, общественной формации. Церковь всегда и во все времена одна и та же: и в I веке, и в эпоху Вселенских Соборов, и в поздней Византии, и в Московском царстве, и сейчас. И каноны оберегают эту тождественность Церкви самой себе через все века.

Читаем каноны и акафисты дома

Как мы уже видели выше, каноны и акафисты являются неотъемлемой частью храмового богослужения. Однако весьма душеполезно читать их и дома, — келейно. В частности, каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю вместе с каноном ко святому Причащению, — входят в обязательное домашнее молитвенное правило христианина во время подготовки ко Причастию. Иногда к нему также добавляют акафист Иисусу Сладчайшему.


Домашняя (келейная) молитва

Православным, желающим взять на себя дополнительный молитвенный подвиг, по благословению духовника можно читать и другие каноны и акафисты. Однако тут следует быть осторожным, чтобы не возникло духовной гордости, а также чтобы после взятого на себя самочинно несоразмерного молитвенного труда не наступило духовное охлаждение, когда всякая молитва оставляется вообще. На этом претыкались многие новоначальные «подвижники». Святые отцы учат, что лучше молиться понемногу, но постоянно, нежели сразу нагрузить себя неподъемным молитвенным правилом, а когда Божия Благодать на время отойдет от тебя — бросить читать даже и обязательные молитвы.

Канон — это…

Его происхождение связывают с западносемитским «qānoeh/ḳānu», что в переводе означает «камыш» или «тростник». Дело в том, что финикийские строители использовали в качестве меры длины легкий тростниковый шест, который не деформировался и не усыхал, а значит, обеспечивал максимальную (на то время) точность измерений.

Напоминаем, что западносемитские народы, населявшие некоторые регионы Палестины и Сирии, проживали там за 4 тыс. лет до нашей эры! Позже термин «κανών» вошел в обиход древних греков, и тоже в качестве эталона для измерения длины.

Сегодня же любой словарь неизменно связывает слово «канон» с несколько обобщенными понятиями «эталон», «норма», «образец» – это и есть его прямое значение.

То есть канон – это общепринятое правило, установленная мера соответствия заданным стандартам. При этом понятие канонов как совокупности норм применяется довольно широко – в сфере искусства, науки, религии, общественной жизни.

Некоторые из них были сформированы в ходе адаптации к требованиям эпохи – такую этимологию (историю происхождения) обрели, в частности, математически обоснованные предписания к построению фигуры человека в эпоху Возрождения.

Другие же базировались на религиозных стандартах – «Ветхозаветный канон» и «Новозаветный канон» (Ветхий и Новый Завет). Существуют также научные каноны, которые характеризуются четко регламентированной структурой – например, методические правила, требования к научному труду.

Общие сведения о понятиях

Православные христиане, обращаясь к Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам, читают молитвы. С самого зарождения христианской веры святыми отцами писали каноны, которые были пропитаны особым богословствованием и проникновенностью. Сложный церковный язык, которым писались многострофные произведения, не всегда был понятным и легким в восприятии для обычного, невоцерковленного человека.

Однако согласно церковному писанию, в котором сказано, что «всякое дыхание хвалит Господа», церковные служители разрешили мирянам читать «народные молитвы». В XVI столетии в православном христианстве начали появляться «народные молитвы», именуемые акафистами.

Акафист – это благодарственная ода, хвалебное песнопение, исполняемое верующими христианами в честь Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых великомучеников и архангелов. В дословном переводе с греческого языка «акафист» означает «неседальная песнь», поэтому данная молитва произносится стоя.

Прихожане, присутствующие в церкви во время проведения службы и знающие наизусть текст акафиста, могут принимать участие в хвалебно-благодарственном песнопении. Особенность «народной молитвы» заключается в том, что ее можно читать не только в храме во время богослужения, но и дома.

Акафист состоит из 25 песен, отличающихся проникновением, глубоким смыслом и легким стилем написания: 13 кондаков и 12 икосов. Каждый кондак заканчивается восклицанием «Аллилуиа», что в переводе с еврейского языка означает «хвалите Бога», а икос – «Радуйся».

Канон – это особый жанр церковной гимнографии, представляющий собой сложное многострочное произведение. Написанные священнослужителями молитвы, прославляющие церковные праздники и святых, входят в состав утрени, повечерия и полунощницы. Ветхозаветные события отражаются в новозаветных.

Сложное многострофное произведение состоит из песен, каждая из которых, в свою очередь, делится на ирмос и несколько тропарей. Зачастую количество тропарей варьируется от 2 до 6, но бывают и такие церковные многострофные песни, где количество тропарей достигает 30. Ирмос выступает связующим смысловым элементом между основной темой канона и содержанием библейской истории.

Навигация

Варианты
expanded
collapsed

Ещё
expanded
collapsed

На других языках

  • Afrikaans
  • العربية
  • مصرى
  • Asturianu
  • Azərbaycanca
  • تۆرکجه
  • Български
  • বাংলা
  • Català
  • کوردی
  • Čeština
  • Dansk
  • Deutsch
  • Ελληνικά
  • English
  • Esperanto
  • Español
  • Eesti
  • Euskara
  • Estremeñu
  • فارسی
  • Suomi
  • Français
  • Galego
  • עברית
  • Hrvatski
  • Magyar
  • Հայերեն
  • Bahasa Indonesia
  • Italiano
  • 日本語
  • Jawa
  • ქართული
  • 한국어
  • Lietuvių
  • Latviešu
  • മലയാളം
  • Bahasa Melayu
  • नेपाली
  • Nederlands
  • Norsk nynorsk
  • Norsk bokmål
  • ਪੰਜਾਬੀ
  • Polski
  • پنجابی
  • Português
  • Română
  • Scots
  • Srpskohrvatski / српскохрватски
  • Simple English
  • Slovenčina
  • Slovenščina
  • Shqip
  • Српски / srpski
  • Svenska
  • தமிழ்
  • తెలుగు
  • ไทย
  • Türkçe
  • Українська
  • Tiếng Việt
  • 吴语
  • 中文
  • Bân-lâm-gú
  • 粵語

ОТП

OTP — аббревиатура от английского Only True Pairing («Один единственно возможный пейринг»). Так называют самую популярную пару любовных персонажей художественного произведения.

Различают канонические пары и придуманные. Если отношения между персонажами имеют место в самом произведении, то этот пейринг — канон. Например, в серии книг про Гарри Поттера каноном является связь Рона и Гермионы. А вот отношения Гарри и Гермионы, которых хотелось бы многих фанатам, это просто шиппинг. Но поскольку этого не случилось в оригинале, поклонники выдумали эту связь. Таким образом, ОТП — это выбор каждого фаната, его самая любимая выдуманная пара в произведении.

В некоторых случаях прогнозы шипперов сбываются. И к концу сериала персонажи действительно сходятся.

Отличие канона от акафиста

Молитва — невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.

Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.

Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?

Слово «канон» имеет два значения:

  1. Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение — «правило», «норма» или «список».
  2. Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.

Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь. В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.

Только пасхальный канон является исключением из правил — его поют целиком.

Читайте о канонах:

  • Канон святителю Николаю Чудотворцу
  • Канон покаянный ко Господу
  • Канон по исходу души от тела

Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.

Акафист — в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).

При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные — припевом «аллилуя».

Чтение канона

Что такое церковные каноны и зачем они нужны?

Слово «канон» — греческого происхождения, и переводится оно как «правило», «норма». Каноны представляют собой общеобязательные правила поведения, принятые в Церкви. Поэтому можно сказать, что канон в Церкви по своему содержанию и смыслу есть то же самое, что и закон в государстве.

Необходимость церковных канонов в общем понятна. Оказываясь в любом обществе, мы должны соответствовать определенным, принятым в нем правилам поведения. Так и в Церкви. Став ее членом, человек должен подчиняться действующим в ее пределах нормам — канонам.

Можно прибегнуть к такой аналогии. Когда мы поправляем свое здоровье в больнице, мы сталкиваемся с определенными правилами, которым — хотим мы того или нет — должны подчиняться. И эти больничные правила могут поначалу показаться излишними или даже абсурдными до тех пор, пока мы не постараемся в них вникнуть.

При этом в Церкви не может быть канонического формализма. Каждый человек индивидуален, и потому значительную роль в его церковной жизни играет духовник. Зная слабые и сильные стороны приходящего к нему человека, священник, опираясь на каноническую норму, может действовать достаточно свободно. Ведь нельзя забывать, что основной массив канонов сформировался очень давно, еще в первое тысячелетие, и многие каноны не могут буквально применяться в нынешнее время

Поэтому у батюшки остается большое пространство для «маневра» (сами каноны это предполагают, оставляя священнику, например, право сокращать или, напротив, продлевать епитимии), и это очень важно, когда речь идет о таком сложном и чрезвычайно деликатном деле, как пастырство

Как пра­вильно пони­мать и при­ме­нять цер­ков­ные каноны?

При попытке при­ме­не­ния цер­ков­ных кано­нов к совре­мен­ным обсто­я­тель­ствам необ­хо­димо учи­ты­вать mens legislatoris – наме­ре­ние зако­но­да­теля, т.е. изна­чально вкла­ды­ва­е­мый в канон смысл, исто­ри­че­ский и куль­тур­ный аспекты.

«Чтобы чело­век пра­вильно при­ме­нял цер­ков­ные каноны с поль­зой для людей, он должен быть духов­ным и иметь духов­ное рас­суж­де­ние. Потому что иначе он оста­ётся на букве закона, а буква закона «уби­вает». Чело­век тебе гово­рит. «В Корм­чей так напи­сано», и как видит в книжке, так бук­вально и при­ме­няет, а должен бы каждый случай ана­ли­зи­ро­вать отдельно. Как я видел на прак­тике, в одном случае могут скры­ваться тысячи других слу­чаев. Здесь нет одного рецепта, одного еди­ного пра­вила на все случаи жизни». старец Паисий Свя­то­го­рец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector