Канон молебный ко пресвятой богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии

^ Псало́м 50

Поми́луй мя́, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя́ от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя́; я́ко беззако́ние мое́ а́з зна́ю, и гре́х мо́й предо мно́ю е́сть вы́ну. Тебе́ еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х; я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти́. Се́ бо, в беззако́ниих зача́т е́смь, и во гресе́х ро́ди мя́ ма́ти моя́. Се́ бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми́ еси́. Окропи́ши мя́ иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя́, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от гре́х мои́х и вся́ беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне́, Бо́же, и ду́х пра́в обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми́ ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя́. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя́ от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мо́й пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, да́л бы́х у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу ду́х сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бо́г не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на олта́рь Тво́й тельцы́.

Как читать Последование ко Святому Причащению

Накануне Причастия рекомендуют провести определенную молитвенную подготовку. Есть такая благочестивая традиция как чтение трех канонов и акафиста перед тем, как принять Святые Христовые Тайны.

Какие же это каноны?

  • Канон Ангелу-Хранителю
  • Канон покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу
  • Канон молебного ко Пресвятой Богородице.

Во время празднования Воскресения Христова эти каноны заменяют на Пасхальный канон. Если у Вас нет свободного времени на их чтение, то не расстраивайтесь, так как это не обязательно. А если все же Вы сделаете это, то принесете только пользу Вашему духовному состоянию.

Рекомендуется придерживаться литургического поста. Для тех, кто соблюдали их ранее или редко придерживаются их, то священник может назначить и дополнительный пост, который может достигать недели.

Основной задачей его: употреблять меньше пищи и питья, уменьшить просмотр развлекательных передач, музыки, театра. В это время необходимо придерживаться не только душевной, но и телесной чистоты. За день до и после таинства необходимо воздержатся от телесной близости. За 12 часов до Причастия необходимо придерживаться строгого поста.

Важным считают настроение перед таинством. Воздержитесь от негативных эмоций, чувства злобы и раздражительности. Старайтесь не осуждать никого. Лучше проведите свободное время в чтении Евангелие или иных духовных книг.

Перед Причастием необходимо пройти исповедь. А до этого момента необходимо примерится в обидчиками и обиженными, а также попросить прощение. Исповедь – это донесение Ваших грехов к Господу в присутствии свидетеля – священника. Просто расскажите ему то, что тяготит Вашу душу.

Сделать это можно в любом храме, например в Оптинском монастыре. Последование ко Святому Причащению в Оптине Пустынь можно услышать довольно часто. Это мужской монастырь в Калужской области, который хранит в себе определенные тайны.

Последование ко Святому Причащению на русском языке написано для того, чтобы люди, которые не владеют церковнославянским могли без трудностей прочитать его. А вот и сам текст молитвословия:

Что читать перед Исповедью

Рис. 3. Александр Суворов был глубоко верующим человеком Покаянный Канон Господу Иисусу Христу написал великий русский военачальник Александр Суворовым в 1800 году, не за долго до своей кончины. В каноне чувствуется влияние Покаянного канона Андрея Критского, который читается в Великий пост. Кроме того, что Александр Васильевич был великим военным, он был глубоко верующим человеком, который всегда стремился быть со Христом. В последние годы жизни он мечтал стать монахом и уйти в Нилову Пустынь, но этой мечте не суждено было сбыться. В его душе всегда боролись между собой противоречивые начала: христианское и военное. Христианское начало призывало к молитве, единению с Богом, выполнению Его святых заповедей, а военное указывало на необходимость кровопролития на поле боя. На основе этих противоречий, он и написал Покоянный Канон, который православные христиане читают, готовясь к Исповеди и Причастию.

Рис. 4. Так начинается Покаянный Канон Господу.

Этот Канон есть во всех православных молитвословах. Молитвословия, из которых состоит Канон, заставляют молящегося подумать о следующем:

• Жизнь на земле времена и скоротечна; • Любому человеку не избежать Страшного Суда Божьего; • Очень важно стремиться к Царствию Небесному; • Для соединения с Богом необходимо Покаяться, очиститься от грехов и исправиться; • Нужно, в первую очередь, осознать свою греховность; • Человек, надеющийся на земное богатство — безумен; • Необходимо укреплять себя в добродетелях

Песнь 7

Ирмос: Телу златому премудрыя дети не
послужиша, и в пламень сами поидоша, и боги их обругаша,
среди пламене возопиша, и ороси я Ангел: услышася уже
уст ваших молитва.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух
прав обнови во утробе моей.

Источник благих, причащение, Христе,
безсмертных Твоих ныне Таинств да будет ми свет, и
живот, и безстрастие, и к преспеянию же и умножению
добродетели Божественнейшия ходатайствено, едине Блаже,
яко да славлю Тя.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа
Твоего Святаго не отыми от мене.

Да избавлюся от страстей, и врагов, и
нужды, и всякия скорби, трепетом и любовию, со
благоговением, Человеколюбче, приступаяй ныне к Твоим
безсмертным и Божественным Тайнам, и пети Тебе сподоби:
благословен еси, Господи, Боже отец наших.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Спаса Христа рождшая паче
ума, Богоблагодатная, молю Тя ныне, раб Твой, Чистую
нечистый: хотящаго мя ныне к пречистым Тайнам
приступити, очисти всего от скверны плоти и духа.

Не послужиша, поидоша, обругаша,
возопиша
— не послужили, пошли, осмеяли, возопили (формы
прошедшего времени — аорист 3-го лица множ. числа).
Ороси я — оросил их (ороси — форма прошедшего времени —
аорист 3-го лица ед. числа; я — их). Услышася
услышана. Источник благих — источник благ, всего благого
(ср.: Сокровище благих, в молитве Святому Духу).
Добродетели Божественнейшия — всего совершенства, высшей
добродетели, высшей духовной доблести (можно так можно
предать значение греческого выражения оригинала).
Ходатайственно — Средством, орудием (объяснение фразы в
целом приводим ниже). Едине Блаже — единственный Благой,
Милостивый (обращение — звательный падеж). Паче ума
непостижимо уму. Благоблагодатная — получившая благодать
от Бога, облагодатствованная Богом.

Источник благих, причащение, Христе,
безсмертных Твоих ныне Таинств, да будет ми свет, и
живот, и безстрастие, и к преспеянию же и умножению
добродетели Божественнейшия ходатайственно…
Эта фраза
сохранила типичную греческую структуру; для понимания ее
приводим члены предложения в порядке, доступном нашему
восприятию: Причащение, Христе, безсмертных Твоих
Таинств / да будет ми / ныне / источник благих
(источником благ): свет(ом), и живот(ом), и безстрастие
(м), и (да будет также) ходатайственно (то есть
средством, приводящим к результату) / к преспеянию же и
умножению добродетели Божественнейшия (то есть высшей
духовной доблести). Если и после рассмотрения составных
частей вам трудно воспринять смысл фразы — значит, пред
нами один из немногочисленных случаев, когда стоит
перевести просто перевод тропаря (но при этом поэзия
обращается в мудреную прозу):

Причащение Твоих, Христе, бессмертных
Таинств да будет мне ныне источником благ — да будет оно
светом, жизнью и бесстрастием, да руководит меня к
преуспеянию в высшем совершенстве и к его умножению, о
единый Милостивец, да прославлю Тебя!

Да избавлюся от страстей, и врагов, и
нужды, и всякия скорби…
Церковнославянское слово
«страсть», как и греческое «пафос», переводом которого
оно является, означает как страсть греховную, так и
страдание. В этом тропаре (как и во многих других
текстах) допустимы оба понимания.

^ Моли́тва 2-я, святого Иоа́нна Златоустого

Господи Боже мой, знаю, что не стою я того и не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, в дом души моей, потому что он весь пуст и обрушился, и нет во мне достойного места, где бы Тебе главу приклонить. Но как Ты ради нас уничижил Себя Самого, сойдя с высоты, снизойди и ныне до ничтожества моего. И как Ты соблаговолил возлечь в пещере в яслях бессловесных животных, так благоволи войти и в ясли неразумной души моей и в оскверненное тело моё.

И как Ты не отказался войти и вкусить вечерю с грешниками в доме Симона прокаженного, так соблаговоли войти и в дом смиренной души моей, прокаженной и грешной. И как Ты не отверг подобную мне блудницу и грешницу, пришедшую и прикасавшуюся к Тебе, так сжалься и надо мною грешным, приходящим и касающимся Тебя. И как Ты не погнушался скверных и преступных уст её, целовавших Тебя, так не гнушайся ни ещё более скверных и преступных, чем у неё уст моих, ни мерзких и нечистых губ моих, ни гнусного и сквернейшего языка моего.

Но да будет мне горящий уголь всесвятого Твоего Тела и драгоценной Твоей Крови в освящение, и просвещение, и укрепление смиренной моей души и тела, в облегчение тяжести многих моих согрешений, в сохранение от всякого диавольского воздействия, к устранению и обузданию злых и порочных привычек моих, к умерщвлению страстей, к соблюдению заповедей Твоих, к приумножению божественной Твоей благодати и Царства Твоего приобретению. Ведь я не с небрежением прихожу к Тебе, Христе Боже, но с дерзновенным упованием на неизреченную благость Твою, и для того, чтобы не оказаться мне похищенным духовным волком, если я далеко уклонюсь от общения с Тобой.

Поэтому молю Тебя: как единый Святой, освяти, Владыка, мою душу и тело, ум и сердце, и внутренние чувства, и всего меня обнови, и укорени страх пред Тобою во всех членах моих, и освящение Твоё сделай неизгладимым во мне. И будь мне помощником и защитником, направляя, как кормчий, мирно жизнь мою, да сподоблюсь я стать по правую руку от Тебя со святыми Твоими по молитвам и ходатайствам всечистой Твоей Матери, невещественных Твоих служителей и пречистых Сил, и всех святых от века Тебе благоугодивших. Аминь.

Молитва того же святого, 4-я

Яко  на  Стра́шнем 
Твое́м  и  нелицеприе́мнем  предстоя́й 
Суди́лищи,  Христе́  Бо́же,  и 
осужде́ния  подъе́мля,  и  сло́во 
творя́  о  соде́янных  мно́ю  злых; 
си́це  днесь,  пре́жде  да́же  не 
приити́  дне́ви  осужде́ния  моего́, 
у  свята́го  Твоего́  Же́ртвенника 
предстоя́  пред  Тобо́ю  и  пред 
стра́шными  и  святы́ми  А́нгелы 
Твои́ми,  преклоне́н  от  своея́ 
со́вести,  приношу́  лука́вая  моя́ 
и  беззако́нная  дея́ния,  явля́яй
 сия́  и  облича́яй.  Виждь, 
Го́споди,  смире́ние  мое́,  и 
оста́ви  вся  грехи́  моя́;  виждь, 
я́ко  умно́жишася  па́че  влас 
главы́  моея́  беззако́ния  моя́. 
Ко́е  у́бо  не  соде́ях  зло? 
Кий  грех  не  сотвори́х?  Ко́е  зло 
не  вообрази́х  в  души́  мое́й? 
Уже́  бо  и  де́лы  соде́ях: 
блуд,  прелюбоде́йство,  го́рдость, 
киче́ние,  укоре́ние,  хулу́, 
праздносло́вие,  смех  неподо́бный, 
пия́нство,  гортанобе́сие,  объяде́ние, 
не́нависть,  за́висть,  сребролю́бие, 
любостяжа́ние,  лихои́мство,  самолю́бие, 
славолю́бие,  хище́ние,  непра́вду, 
злоприобре́тение,  ре́вность,  оклевета́ние, 
беззако́ние;  вся́кое  мое́  чу́вство 
и  вся́кий  уд  оскверни́х,  растли́х, 
непотре́бен  сотвори́х,  де́лателище  быв 
вся́чески  диа́воле.  И  ве́м, 
Го́споди,  я́ко  беззако́ния  моя́ 
превзыдо́ша  главу́  мою;  но 
безме́рно  есть  мно́жество  щедро́т 
Твои́х,  и  ми́лость  неизрече́нна 
незло́бивыя  Твоея́  бла́гости,  и 
несть  грех  побежда́ющ  человеколю́бие 
Твое́.  Те́мже,  пречу́дный  Царю́, 
незло́биве  Го́споди,  удиви́  и  на 
мне,  гре́шнем,  ми́лости  Твоя́, 
покажи́  бла́гости  Твоея́  си́лу 
и  яви́  кре́пость  благоутро́бнаго 
милосе́рдия  Твоего́,  и  обраща́ющася 
приими́  мя  гре́шнаго.  Приими́  мя, 
я́коже  прия́л  еси́  блу́днаго, 
разбо́йника,  блудни́цу.  Приими́  мя, 
пребезме́рне  и  сло́вом,  и  де́лом, 
и  по́хотию  безме́стною,  и 
помышле́нием  безслове́сным  согреши́вша 
Тебе́.  И  я́коже  во  единонадеся́тый 
час  прише́дших  прия́л  еси́, 
ничто́же  досто́йно  соде́лавших, 
та́ко  приими́  и  мене́, 
гре́шнаго:  мно́го  бо  согреши́х  и 
оскверни́хся,  и  опеча́лих  Ду́ха 
Твоего́  Свята́го,  и  огорчи́х 
человеколю́бную  утро́бу  Твою́  и 
де́лом,  и  сло́вом,  и  помышле́нием, 
в  нощи́  и  во  дни,  явле́нне 
же  и  неявле́нне,  во́лею  же  и 
нево́лею.  И  вем,  я́ко  предста́виши 
грехи́  моя́  пре́до  мно́ю 
таковы́,  я́ковы  же  мно́ю 
соде́яшася,  и  истя́жеши  сло́во  со 
мно́ю  о  и́хже  ра́зумом 
непроще́нно  согреши́х.  Но  Го́споди, 
Го́споди,  да  не  пра́ведным  судо́м 
Твои́м,  ниже́  я́ростию  Твое́ю 
обличи́ши  мя,  ниже́  гне́вом 
Твои́м  нака́жеши  мя;  поми́луй  мя, 
Го́споди,  я́ко  не  то́кмо 
не́мощен  е́смь,  но  и  Твое́ 
есмь  созда́ние.  Ты  у́бо,  Го́споди, 
утверди́л  еси́  на  мне  страх  Твой, 
аз  же  лука́вое  пред  Тобо́ю 
сотвори́х.  Тебе́  у́бо  еди́ному 
согреши́х,  но  молю́  Тя,  не 
вни́ди  в  суд  с  рабо́м 
Твои́м.  Аще  бо  беззако́ния 
на́зриши,  Го́споди,  Го́споди,  кто 
постои́т?  Аз  бо  есмь  пучи́на 
греха́,  и  несмь  досто́ин,  ниже́ 
дово́лен  воззре́ти  и  ви́дети 
высоту́  небе́сную,  от  мно́жества 
грехо́в  мои́х,  и́хже  несть 
числа́:  вся́кое  бо  злодея́ние  и 
кова́рство,  и  ухищре́ние  сатанино́, 
и  растле́ния,  злопомне́ния,  сове́тования 
ко  греху́  и  ины́е  тьмочи́сленныя 
стра́сти  не  оскуде́ша  от  мене́. 
Ки́ими  бо  не  растли́хся  грехи́? 
Ки́ими  не  содержа́хся  злы́ми?  Всяк 
грех  соде́ях,  вся́кую  нечистоту́ 
вложи́х  в  ду́шу  мою́, 
непотре́бен  бых  Тебе́,  Бо́гу 
моему́,  и  челове́ком.  Кто 
возста́вит  мя,  в  сицева́я  зла́я 
и  толи́ка  па́дшаго  согреше́ния? 
Го́споди  Бо́же  мой,  на  Тя 
упо́вах;  а́ще  есть  ми  спасе́ния 
упова́ние,  а́ще  побежда́ет 
человеколю́бие  Твое́  мно́жества 
беззако́ний  мои́х,  бу́ди  ми 
спаси́тель,  и  по  щедро́там  Твои́м 
и  ми́лостем  Твои́м,  осла́би, 
оста́ви,  прости́,  ми  вся,  ели́ка 
Ти  согреши́х,  яко  мно́гих  зол 
испо́лнися  душа́  моя́,  и  несть 
во  мне  спасе́ния  наде́жды. 
Поми́луй  мя,  Бо́же,  по  вели́цей 
ми́лости  Твое́й  и не  возда́ждь  ми 
по  дело́м  мои́м,  и  не  осуди́ 
мя  по  дея́ниям  мои́м,  но 
обрати́,  заступи́,  изба́ви  ду́шу 
мою  от  совозраста́ющих  ей  зол  и 
лю́тых  восприя́тий.  Спаси́  мя 
ра́ди  ми́лости  Твоея́,  да 
иде́же  умно́жится  грех,  преизоби́лует
 благода́ть  Твоя́;  и  восхвалю́  и 
просла́влю  Тя  всегда́,  вся  дни 
живота́  моего́.  Ты  бо  еси́ 
Бог  ка́ющихся  и  Спас  согреша́ющих; 
и  Тебе́  славу  возсыла́ем  со 
Безнача́льным  Твои́м  Отце́м  и 
Пресвяты́м  и  Благи́м,  и 
Животворя́щим  Твои́м  Духом  ны́не  и 
при́сно,  и  во  ве́ки  веко́в. 
Ами́нь.

Какие молитвы читать перед исповедью и причащением

Исповедь по своей сути является покаянием в совершенных вольных или невольных прегрешениях. Цель этого ритуала получить отпущение своих грехов, чтобы получить на вечную жизнь после смерти в Царствии Божьем. Святые отцы считают исповедь вторым крещением. Это связано с тем, что ребенок во время ритуала крещения очищается от первородного греха, а в процессе исповеди верующему человеку предоставляется возможность очищения от грехов, свершенных им на жизненном пути.

Чтобы исповедь была принята и имела положительный результат нужно обязательно осознавать свои прегрешения и иметь искреннее желание искренне в них раскаяться и не повторять грехи в дальнейшем. Обязательно в душе должна быть искренняя вера в милосердность Бога. Также нужно верить в то, что даже самые тяжелые грехи будут опушены Великим Небесным Человеколюбцем — Иисусом Христом.

Когда человек готовится к исповеди или причастию, то ему нужно обязательно соблюдать утреннее и вечернее правило. Обязательные молитвы, которые входят в него, должны читаться в полном объеме. Подготовка к Причастию включает в себя саму исповедь и пост. Как правило, церковь требует, чтобы подготовка проводилась в течение 3-7 дней.

Причем каждый день помимо утренних и вечерних молитв требуется читать по одному канону, среди которых обязательно должны быть:

  • Канон покаянный к Господу нашему Иисусу Христу;
  • Канон молебный ко Пресвятой Богородице;
  • Канон Ангелу-Хранителю.

В период подготовки к исповеди и причастию следует уделять вниманию и духовному воздержанию. Нельзя в этот период посещать какие-либо развлекательные или общественные мероприятия

Важно как можно больше времени проводить в одиночестве. Его нужно посвятить чтению Священного Письма и размышлениям о своей жизни

Необходимо перед исповедью и Причастием строго контролировать собственные действия и помыслы. Чтобы очищение было успешным, нужно избегать ссор и конфликтов с людьми из своего ближайшего окружения. А если вы находитесь с кем-либо в ссоре, то необходимо как можно быстрее помириться с этим человеком. При этом очень важно помнить о том, что делать это нужно из искренних побуждений, а не для галочки.

Непосредственно перед ритуалом причастия читается «Последование к Святому Причащению». Также обязательно в этот день посетить службу в церкви.

^ Моли́тва 4-я, святого Иоа́нна Дамаски́на

Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, еди́не име́яй вла́сть челове́ком оставля́ти грехи́, я́ко бла́г и Человеколю́бец пре́зри моя́ вся́ в ве́дении и не в ве́дении прегреше́ния, и сподо́би мя́ неосужде́нно причасти́тися Боже́ственных, и пресла́вных, и пречи́стых, и животворя́щих Твои́х Та́ин, не в тя́жесть, ни в му́ку, ни в приложе́ние грехо́в, но во очище́ние, и освяще́ние, и обруче́ние бу́дущаго Живота́ и ца́рствия, в сте́ну и по́мощь, и в возраже́ние сопроти́вных, во истребле́ние мно́гих мои́х согреше́ний. Ты́ бо еси́ Бо́г ми́лости, и щедро́т, и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Отце́м, и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Псалом 22-й

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На
месте злачне, тамо всели мя; на воде покойне воспита мя.
Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради
Своего. Аще бо и пойду по среде сени смертныя, не убоюся
зла, яко Ты со мною еси; жезл Твой и палица Твоя, та мя
утешиста. Уготовал еси предо мною трапезу сопротив
стужающим мне; умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя
упоявающи мя, яко державна. И милость Твоя поженет мя
вся дни живота моего; и еже вселити ми ся в дом
Господень, в долготу дний.

Ничтоже мя лишит — и ничего не лишит
меня (в русском тексте Библии: я ни в чем не буду
нуждаться). Всели, воспита, обрати, настави — поселил,
воспитал (вскормил), обратил, наставил; /все глаголы
стоят в прошедшем времени (аористе) (в русском тексте
Библии употреблено настоящее). Аще бо — если даже.
Сени
— тени; сень смертная — мрак смерти, постоянное
выражение Библии (в русском тексте Библии обычно
передается словами: долина смертной тени). Та мя утешиста — они меня утешили.
Сопротив — напротив, на
виду, но также и вопреки. Стужающим мне — оскорбляющим
(буквально: стыдящим) меня. Упоявающи мя — напояет меня.
Яко державна — как она крепка! Поженет мя — настигнет
меня, последует за мной. Живота моего — жизни моей.
Еже вселити ми ся в дом Господень — вселиться бы мне в дом
Господень. В долготу дний — на долгие дни.

Этот псалом читается в начале Последования ко Причащению, так как в центре его — образ
таинственной трапезы, которую предлагает
Пастырь-Господь. Трапеза эта для нас — Тело и Кровь
Господа в Таинстве Причащения.

^ Моли́тва 1-я, Васи́лия Великого

Владыка, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, источник жизни и бессмертия, всего творения видимого и невидимого Создатель, Сын безначального Отца, также вечный и безначальный, по преизбытку благости в последние дни облекшийся плотью, и распятый, и погребенный, за нас, неблагодарных и неразумных, и Своею собственною Кровью воссоздавший растленную грехом природу нашу!

Ты Сам, бессмертный Царь, прими покаяние и меня, грешника, и склони ухо Твоё ко мне и услышь слова мои. Ибо согрешил я, Господи, согрешил против неба и пред Тобою и недостоин взглянуть на высоту славы Твоей: ведь я прогневал благость Твою, Твои заповеди преступив и не послушав Твоих повелений. Но Ты, Господи, незлобивый, долготерпеливый и многомилостивый, не допустил меня погибнуть среди беззаконий моих, терпеливо ожидая моего обращения.

Ибо сказал Ты, Человеколюбец, через пророка Твоего: «Я совсем не желаю смерти грешника, но чтобы он обратился и жил». Ведь не хочешь Ты, Владыка, чтобы погибло создание рук Твоих, и не находишь удовлетворения в гибели людей, но желаешь, чтобы все спаслись и достигли познания истины. Поэтому и я, хотя и недостоин неба и земли, и этой кратковременной жизни, всего себя подчинив греху, и поработив удовольствиям, и помрачив в себе Твой образ, но, будучи творением и созданием Твоим, не отчаиваюсь в собственном спасении, несчастный, и к безмерному милосердию Твоему дерзновенно прихожу.

Прими же и меня, Человеколюбец Господи, как блудницу, как разбойника, как мытаря и как блудного сына, и сними с меня тяжкое бремя грехов, подъемлющий грех мира и немощи человеческие исцеляющий, труждающихся и обремененных к Себе призывающий и дающий им покой, пришедший призвать не праведных, но грешных к покаянию, — очисти и меня от всякой скверны плоти и духа (и) научи меня проводить святую жизнь в страхе пред Тобою, чтобы я, с чистым свидетельством совести моей принимая часть святынь Твоих, соединился со святым Твоим Телом и Кровью и имел Тебя во мне обитающим и пребывающим, со Отцом и Святым Духом.

Так, Господи, Иисусе Христе, Боже мой, и да не в суд мне будет причащение пречистых и животворящих Таинств Твоих, и да не сделаюсь я немощным душою и телом от недостойного их причащения, но дай мне до последнего моего вздоха не в осуждение принимать часть святынь Твоих — во общение с Духом Святым, в напутствие в жизнь вечную и в благоприемлемый ответ на страшном суде Твоём, чтобы и я со всеми избранными Твоими сделался участником нетленных Твоих благ, которые Ты приготовил для любящих Тебя, Господи, — в них Ты прославлен вовеки. Аминь.

Приходя́ же причаститься, произноси мы́сленно эти стихи́ Метафра́ста:

Се́ приступа́ю к Боже́ственному Причаще́нию.Соде́телю, да не опали́ши мя́ приобще́нием:О́гнь бо еси́, недосто́йныя попаля́яй.Но у́бо очи́сти мя́ от вся́кия скве́рны.

Зате́м:

Ве́чери Твоея́ та́йныя дне́сь, Сы́не Бо́жий, прича́стника мя́ приими́; не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м, ни лобза́ния Ти́ да́м, я́ко Иу́да, но я́ко разбо́йник испове́даю Тя́: помяни́ мя́, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.

И стихи́:

Боготворя́щую Кро́вь ужасни́ся, челове́че, зря́:
О́гнь бо е́сть, недосто́йныя попаля́яй.
Боже́ственное Те́ло и обожа́ет мя́ и пита́ет:
Обожа́ет ду́х, у́м же пита́ет стра́нно.

Пото́м тропари́:

Услади́л мя́ еси́ любо́вию, Христе́, и измени́л мя́ еси́ Боже́ственным Твои́м раче́нием; но попали́ огне́м невеще́ственным грехи́ моя́, и насы́титися е́же в Тебе́ наслажде́ния сподо́би: да лику́я возвелича́ю, Бла́же, два́ прише́ствия Твоя́.

Во све́тлостех Святы́х Твои́х ка́ко вни́ду недосто́йный? А́ще бо дерзну́ совни́ти в черто́г, оде́жда мя́ облича́ет, я́ко не́сть бра́чна, и свя́зан изве́ржен бу́ду от А́нгелов. Очи́сти, Го́споди, скве́рну души́ моея́, и спаси́ мя́, я́ко Человеколю́бец.

Та́кже моли́тву:

Влады́ко Человеколю́бче, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же мо́й, да не в су́д ми́ бу́дут Свята́я сия́, за е́же недосто́йну ми́ бы́ти: но во очище́ние и освяще́ние души́ же и те́ла, и во обруче́ние бу́дущия жи́зни и ца́рствия. Мне́ же, е́же прилепля́тися Бо́гу, бла́го е́сть, полага́ти во Го́споде упова́ние спасе́ния моего́.

И еще́:

Ве́чери Твоея́ та́йныя … (См. вы́ше)

Последование ко Святому Причащению

Во Святую же Четыредесятницу:

Егда славни ученицы на умовении вечери
просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием
недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе
праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих
ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю
таковая дерзнувшия. Иже о всех благий Господи, слава
Тебе.

Егда — когда. Ученицы — ученики.
Просвещахуся — просвещались. Омрачашеся — омрачился.
Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша
смотри, собиратель богатств, на удавившегося (удавление
употребивша) из-за них (сих ради)! Несытыя
ненасытимой. Учителю таковая дерзнувшия — дерзнувший
(сделать) такое с Учителем. Иже о всех благий
Всеблагой (о всех — во всем; Иже здесь на месте
греческого артикля).

Это — тропарь Великого Четверга,
воспоминающий Тайную вечерю Христову (Ин.13:2-30),
соучастником, сопричастником которой становится и каждый
причащающийся.

Егда славнии ученицы на умовении вечери
просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием
недуговав омрачашеся…
Глагол просвещахуся стоит в форме
имперфекта 3-го лица мн. числа и, как всякий имперфект,
выражает действие, соотносительное с другим, основным —
тем, которое выражено аористом 3-го лица ед. числа
омрачашеся.

Когда и как читать каноны

Отвечая на такие распространенные вопросы, как читают покаянный канон или, например, как читать канон за болящего дома, стоит отметить общие правила исполнения этих церковных текстов. Во-первых, читать каноны нужно вслух

, чтобы произносимое лучше понималось самим молящимся, лучше усваивалось на духовном уровне. При этом читать тексты необходимо вдумчиво, серьезно, ни на что не отвлекаясь

Также часто бывают вопросы о том, как правильно читать каноны — стоя или сидя? Здесь важно заметить, что в идеале вообщелюбую молитву лучше читать стоя, обратясь взором к иконам, это же правило относится и к чтению канонов. Исключение может быть сделано для людей, которые по состоянию здоровья не могут долго находиться на ногах

По структуре во время чтения канона дома обычно берут традиционное начало и окончание молитв. При этом если канон читается вместе с утренним или вечерним правилом, то другие молитвы можно не читать. Канон за болящего читается в случае, когда человек хочет помолиться и усиленно попросить Бога об исцелении кого-то из недужных родных или друзей. Также можно молиться и о собственном здравии или исцелении. Когда верующий хочет покаяться, то хорошо прочитать канон покаянный ко Господу Иисусу Христу или Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. В частности, канон Андрея Критского читается на первой и последней седмицах (неделях) Великого поста. Отвечая на еще одни важный вопрос — как читать каноны перед причастием правильно – отметим некоторые моменты и здесь. В течение определенного времени (три дня, а лучше — неделя)перед причастием верующему необходимо читать каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и ангелу-хранителю – хотя бы по одному в день . Накануне причащения, после богослужения в храме, дома надо прочитать, кроме обычных молитв перед сном, все эти три канона. При этом читаются они один за другим полностью или соединенные особым образом: читается ирмос первой песни покаянного канона («Яко по суху…») и тропари, потом – тропари первой песни канона Божией Матери («Многими содержимъ…») без ирмоса «Воду прошед», а затем — тропари канона ангелу-хранителю тоже без ирмоса «Поим Господеви…». Таким же образом читаются и последующие песни. При этом, в данном случае, тропари перед каноном Богородице и ангелу-хранителю, а также стихиры после Богородичного канона опускаются. Кроме того, перед причастием надо прочитать канон ко Святому Причащению, а желающие могут еще прочитать акафист Иисусу Сладчайшему. Утром, в день причастия, надо прочитать утренние молитвы и все последование ко Святому Причащению, а вот канон, прочитанный накануне, можно не читать.

Ознакомиться с каталогом канонов

Молитва святого Иоанна Златоуста

Ве́рую,  Го́споди,  и 
испове́дую,  я́ко  Ты  еси́ 
вои́стинну  Христо́с,  Сын  Бо́га 
жива́го,  прише́дый  в  мир  гре́шныя 
спасти́,  от  ни́хже  пе́рвый  есмь 
аз.  Еще́  ве́рую,  я́ко  сие́ 
есть  са́мое  пречи́стое  Те́ло 
Твое́,  и  сия́  есть  са́мая 
честна́я  Кровь  Твоя́.  Молю́ся 
у́бо  Тебе́:  поми́луй  мя  и 
прости́  ми  прегреше́ния  моя́, 
во́льная  и  нево́льная,  я́же 
сло́вом,  я́же  де́лом,  я́же 
ве́дением  и  неве́дением,  и 
сподо́би  мя  неосужде́нно  причастити́ся 
пречи́стых  Твои́х  Та́инств,  во 
оставле́ние  грехо́в  и  в  жизнь 
ве́чную.  Ами́нь.

Приходя же причаститься, произноси мысленно
эти стихи Метафраста:

Се  приступа́ю  к 
Боже́ственному  Причаще́нию. 

Соде́телю,  да  не 
опали́ши  мя  приобще́нием: 

Огнь  бо  еси́, 
недосто́йныя  попаля́яй. 

Но  у́бо  очи́сти  мя 
от  вся́кия  скве́рны. 

Затем:

Ве́чери  Твоея́ 
та́йныя  днесь,  Сы́не  Бо́жий, 
прича́стника  мя  приими́;  не  бо 
враго́м  Твои́м  та́йну  пове́м, 
ни  лобза́ния  Ти  дам,  я́ко 
Иу́да,  но  я́ко  разбо́йник 
испове́даю  Тя:  помяни́  мя, 
Го́споди,  во  Ца́рствии  Твое́м.

И стихи:

Боготворя́щую  Кровь 
ужасни́ся  челове́че,  зря, 

Огнь  бо  есть, 
недосто́йныя  попаля́яй. 

Боже́ственное  Те́ло  и 
обожа́ет  мя  и  пита́ет: 

Обожа́ет  дух,  ум  же 
пита́ет  стра́нно.

Потом тропари:

Услади́л  мя  еси́ 
любо́вию,  Христе́,  и  измени́л  мя 
еси́  Боже́ственным  Твои́м 
раче́нием;  но  попали́  огне́м 
невеще́ственным  грехи́  моя́,  и 
насы́титися  е́же  в  Тебе́ 
наслажде́ния  сподо́би:  да  лику́я 
возвелича́ю,  Бла́же,  два  прише́ствия 
Твоя́. 

Во  све́тлостех  Святы́х 
Твои́х  ка́ко  вниду,  недосто́йный? 
А́ще  бо  дерзну́  совни́ти  в 
черто́г,  оде́жда  мя  облича́ет, 
я́ко  несть  бра́чна,  и  свя́зан 
изве́ржен  бу́ду  от  А́нгелов. 
Очи́сти,  Го́споди,  скве́рну  души́ 
моея́,  и  спаси́  мя,  я́ко 
Человеколю́бец. 

Также молитву:   

Влады́ко  Человеколю́бче, 
Го́споди  Иису́се  Христе́  Бо́же 
мой,  да  не   в  суд  ми  бу́дут 
Свята́я  сия,  за  е́же  недосто́йну 
ми  бы́ти:  но  во  очище́ние  и 
освяще́ние  души́  же  и  те́ла, 
и  во  обруче́ние  бу́дущия  жи́зни 
и  Ца́рствия.  Мне  же,  еже 
прилепля́тися  Бо́гу,  бла́го  есть, 
полага́ти  во  Го́споде  упова́ние 
спасе́ния  моего́. 

И еще:   

Ве́чери  Твоея́ 
та́йныя  днесь,  Сы́не  Бо́жий, 
прича́стника  мя  приими́;  не  бо 
враго́м  Твои́м  та́йну  пове́м, 
ни  лобза́ния  Ти  дам,  я́ко 
Иу́да,  но  я́ко  разбо́йник 
испове́даю  Тя:  помяни́  мя, 
Го́споди,  во  Ца́рствии  Твое́м.

   
Полный текст этих молитв см. в разделе «Молитвы  утренние»

Если молитвы читаются отдельно от канона, то после «Достойно есть»
читаем окончание молитв (см. «Молитвы утренние»). Молитвы ко
Причащению начинаем «Молитвами святых отец наши…»,  «Трисвятое»
по «Отче наш»,

Почему читают три канона?

Согласно священной церковной традиции, молятся самому Господу, Святой Матери и Ангелу-Хранителю. Ангелы ближе всего расположены к людям; они чаще являлись к человеку — помогали святому или праведнику, а порой и наказывали грешника.

Ангелы могут читать мысли других и умеют говорить абсолютно на всех языках. Изображаются обычно в виде прекрасных юношей. Таинство причастия было установлено самим Господом во время Тайной Вечери. Там он дает последние наставления апостолам.

Какие читать каноны ко святому причащению:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу. Настраивает душу на покаяние. В его сюжет заложено освобождение израильтян из египетского плена. Если смотреть глубже, здесь рассказывается о душе, которая раньше была грешной, а теперь очистилась. В этом ей помог Иисус;
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице. Верующие обращаются здесь к Божьей Матери с просьбой о помощи: необходимо побороть страсти и спасти грешную душу;
  • канон Ангелу-Хранителю. У каждого человека после крещения появляется свой ангел. Он направляет его на верный путь и помогает сохранить здоровье и душевные силы.

Псалом 50

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сотворил, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутри меня явил мне мудрость .

Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от крови, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Песнь 5

Ирмос: 
Све́та  пода́телю  и  веко́в 
Тво́рче,  Го́споди,  во  све́те 
Твои́х  повеле́ний  наста́ви  нас: 
ра́зве  бо  Тебе́  ино́го  бо́га 
не  зна́ем. 

Се́рдце 
чи́сто  сози́жди  во  мне,  Бо́же, 
и  дух  прав  обнови́  во  утро́бе 
мое́й. 

Я́коже  предре́кл 
еси́,  Христе́,  да  бу́дет 
у́бо  худо́му  рабу́  Твоему́, 
и  во  мне  пребу́ди,  я́коже 
обеща́лся  еси́:  се  бо  Те́ло 
Твое́  ям  Боже́ственное  и  пию́ 
Кровь  Твою́. 

Не 
отве́ржи  мене́  от  лица́ 
Твоего́,  и  Ду́ха  Твоего́ 
Свята́го  не  отыми́  от  мене́. 

Сло́ве  Бо́жий  и 
Бо́же,  угль  Те́ла  Твоего́  да 
бу́дет  мне,  помраче́нному,  в 
просвеще́ние  и  очище́ние  оскверне́нной 
души́  мое́й  Кровь  Твоя́. 

Пресвята́я 
Богоро́дице,  спаси́  нас. 

Мари́е,  Ма́ти 
Бо́жия,  благоуха́ния  честно́е 
селе́ние,  Твои́ми  моли́твами 
сосу́д  мя  избра́нный  соде́лай, 
я́ко  да  освяще́ний  причащу́ся 
Сы́на  Твоего́. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector