Учение иисуса христа (краткий обзор)

Почему этот миф привлекателен?

Разница между «Иисусом, который просто учил быть добрыми» и Иисусом, которому поклоняются в Церкви – это разница между мертвым учителем и живым Спасителем. Мертвый учитель похож на книгу на полке – я могу ей распоряжаться, я могу цитировать из нее то, что мне нравится, я могу задвинуть ее обратно на полку, как только она мне наскучит. Учитель, который жил когда-то очень давно, ничего не может от меня потребовать – ни исправить мою жизнь, ни примириться с теми, кого я обидел, ни проявлять, на самом деле, милосердие и сострадание. Я могу на него ссылаться, когда мне нужно – и забыть о нем, когда он неудобен.

А вот Иисус Евангелия, Иисус Церкви требует веры и послушания – Он заявляет Свои права на нашу жизнь со всей властью Создателя и Искупителя мира – и лично моего Создателя и Искупителя. Если принять Его призыв, моя жизнь переменится глубочайшим образом; я оказываюсь перед дверью, за которой меня ждет новая жизнь, новая надежда – и новые обязательства. Мне предстоит сместить самого себя с престола своей жизни и покориться власти истинного Господа. Это привлекает – но в то же время пугает.

Это также пугает и других

Если вы скажете «для вечного спасения важно веровать, что Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек», вы произведете разделение, выставите границы – вот те, кто право веруют и вот те, кто не веруют или веруют неправо. Вот дверь, вот те, кто вошли в нее и те, кто снаружи

Как-то я читал серию колонок журналиста, который беседовал с различным христианскими деятелями, и, под конец интервью, задавал им вопрос: «Лично я не верю в Непорочное Зачатие и воскресение Христа из мертвых. Могу ли я считать себя христианином?»

Даже через текст на экране чувствовалось, как его собеседники начинали неловко ерзать на стульях. В самом деле – мило беседуем с уважаемым, известным журналистом, «нормально же общаемся» как пишут в интернет-мемах, и тут возникает этот вопрос. И что тут ответить? С одной стороны, конечно, нет, человек отвергающий сверхъестественное зачатие Господа – и, тем более, Его физическое Воскресение, кто угодно, но не христианин. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

С другой – ты как будто отталкиваешь вполне дружелюбного человека. Он с надеждой спрашивает «я ваш?», а ты ему – нет, не наш, и не будешь наш, пока не примешь ряд условий. К тому же слово «христианин» имеет значение «просто хороший человек», и когда ты отказываешься признать христианином человека, который на это напрашивается, это выглядит почти как оскорбление. Во всяком случае, как грубое недружелюбие.

А вот если говорить не о Воскресении – а просто о том, что «надо быть добрым» почвы для конфликта нет. Мы все согласны, что надо быть добрым! Спорить не о чем. Если Иисус – это просто еще один человек, который учил быть добрым, то ни в Его личности, ни в Его послании нет абсолютно ничего, что могло бы вызвать напряженность. Правда, остается непонятным, почему Его распяли. Римляне были жестокими людьми – но они не распинали за призывы быть добрыми.

Но живой Спаситель – в отличие от мертвого учителя – может дать не только красивые изречения. Он может сделать нас добрыми – даже святыми – если мы доверимся Ему и последуем за Ним.

Происхождение Иисуса

На современном этапе развития истории сложно принять одну из точек зрения, касательно реального существования Христа. Это проблематично, потому что ежедневно публикуются новые источники, которые подтверждают факт существования Иисуса, то опровергают его. Впрочем, некая историчность свидетельствует реальность деяний Божьего Сына в нашем мире.

Историчность Иисуса Христа

Первым свидетельством, в котором упоминается Спаситель, является цитата из исторического труда древнееврейского историка Иосифа Флавия. Сообщение было сделано на заре нашей эры в 1 веке. Историк не был христианином.

Источнику сложно доверять по причине того, что его переписчик работал на рубеже III-IV века и был христианином. Вполне вероятно, что текст был интерполирован и приведен в форму, согласно которой не возникало бы вопросов, о происхождении Христа.

Часть критиков полагает, что если бы Флавий признал Христа Сыном Божьим, то не ограничился бы одним параграфом в своем труде. Скорее всего, была бы написана подробная книга, куда вошли бы упоминания о ранних годах жизни Христа и Его конечный путь на Голгофу.

Исследования по вопросу продолжались и в 1971 году израильский ученый Шломо Пинес при детальном изучении труда на арабском языке христианского епископа X века Агапия Манбиджского. В работе он ссылается на текст Иосифа Флавия. В представленной интерпретации Христос назван Мессией.

Ученые не могут дать четкого ответа на возникший вопрос. Вероятно, что  фрагмент имеет место быть и отражает реальную историческую ситуацию. А возможно, произошла еще одна интерполяция с целью возвышения христианского учения.

Много упоминаний о существовании Христа можно найти в работах таких римских историков, как Транквилла, Тацита и Плиния Младшего. Ближе к 21 веку появляются исследователи, которые выступают в пользу неисторичности Спасителя ( Роберт Прайс, Томас Томпсон, Дороти Мердок).

Точки зрения на происхождение Иисуса

Считается, что Спаситель был рожден в маленьком городке Вифлеем. Дева Мария взяла на себя обязанность стать сосудом для Святого Духа, который непорочно зачал Его.

Имеется мнение, что об этом говорил еще ветхозаветный пророк Исаия, который утверждал, что Мессия появился из чрева девственницы. Эту версию отвергают как иудейские толкователи, так и светские исследователи христианского учения.

В период античного общества были распространены антихристианские полемики, в которых выдвигалось мнение, что Христос – дитя внебрачной связи. Христиане отвечают на подобные вопросы категорическим отрицанием.

На то есть ряд причин. В те времена дитя вне брака считалось позором. Таких детей не несли в храм. Из Библии известно, что Спаситель еще в малом возрасте имел привычку часто посещать церковь, но и общаться с местными учеными мужами (Ему тогда было 12 лет).

Критики пытаются очернить Библию и идеальный образ Сына Божьего, однако, даже эта попытка натыкается на Евангелия, написанные очевидцами событий – апостолами Иоанном и Матфеем. Присутствуя на казни Христа, они видели все своими глазами. У них нет причин лгать, Евангелии можно приравнять к историческому источнику.

Учение Христа о Царстве Небесном.

Иисус Христос учил: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Его слушатели знали о предсказаниях, записанных в Ветхом Завете Библии, где говорилось, что Мессия (Христос) установит Свое вечное Небесное Царство. И поэтому они были рады услышать, что это Царство Небесное уже приблизилось. Но их представление о том, каким оно будет, в корне отличалось от того, что имел ввиду Иисус.

Люди думали, что Мессия наверное возглавит восстание против римских оккупантов, победит их, затем завоюет другие страны, и таким образом установит Свое могущественное царство на Земле. То есть они представляли себе Царство Небесное как царство земное, но только больших размеров.

Но Иисус Христос учил тому, что Царство Небесное будет совершенно другим. От учил о том, каким оно будет, и что нужно делать человеку, чтобы в него войти. Читать дальше:

Царство Небесное (Царство Божие)

Как появился на свет Иисус Христос?

Звезду увидели жившие но востоке волхвы, они поняли это как великое знамение, что на свет появился тот, кого ждали как спасителя, как великого преобразователя нравственной сущности людей.

Волхвы отправились по направлению к звезде и пришли в Иерусалим. Там они стали спрашивать у всех: Где родился царь Иудейский? Мы видели его звезду и пришли поклониться ему.

Об этом услышал царь Ирод, который управлял тогда Иудеей, и очень встревожился.

Он тотчас собрал всех первосвященников, книжников, которые читали Священное Писание и знали наперед о предстоящем больше, чем кто-либо.

Он спросил у них: что произошло, кто должен родиться и где? Почему все так напуганы?

Ему отвечали, что должен родиться Христос, он будет царем Иудейским. Так завещали пророки. И произойдет это в Вифлееме Иудейском.

Еще ему сказали, что в город пришли волхвы, которые хотят отыскать этого младенца, чтобы принести ему дары.

Это были очень неприятные вести для правящего царя. Получалось, что вскоре он должен будет передать свой трон новому правителю, какому-то Христу?

Тогда Ирод в тайне от всех позвал волхвов, чтобы выяснить у них, когда и где видели они звезду и что ее появление означает. Волхвы пришли к нему и рассказали, что видели на небе.

Он выслушал их рассказ о появлении новой яркой звезды и сказал им: Идите в Вифлеем, все тщательно разведайте о младенце, а на обратном пути придите ко мне и расскажите.

Я сам пойду в Вифлеем и тоже поклонюсь младенцу. Таким образом Ирод хотел узнать, где находится младенец, чтобы убить его.

Поклонение волхвов (фрагмент). Художник С. Боттичелли

Волхвы выслушали наставления Ирода и отправились в Вифлеем. И снова на небе появилась та самая звезда, которую они видели на востоке. Она двигалась по небу и указывала им путь.

В Вифлееме звезда остановилась над тем самым домом, где остановились Иосиф с Марией и родившимся младенцем.

Волхвы принесли народившемуся младенцу как будущему Царю в виде дани золото — самый ценный металл, как Богу — ладан, ароматическую древесную смолу, которая употребляется при богослужении и как Человеку — смирну, или мирро, ароматическое древесное вещество, используемое как обрядное благовонное масло, которым натирали тела умерших.

Затем во сне волхвы получили неожиданное откровение не возвращаться к Ироду, и они иным путем отошли в страну свою.

Поклонение волхвов. Фреска собора Сан-Марко в Милане

Иисус в храме Ирода

Крупнейший французский религиозный писатель, исследователь зарождения христианства и особенно жизни Иисуса Христа, Эрнест Ренан (1823-1892), в своем основополагающем труде Жизнь Иисуса обратил внимание на следующее известное из Библии событие: когда Иисус прибыл со своими учениками в Иерусалим, там перестраивался величественный храм по планам царя Ирода — того самого жестокого правителя Иудеи, который, желая уничтожить только что родившегося Иисуса, своего соперника, велел убить в Вифлееме всех младенцев до двух лет. Знал ли об этом трагическом событии сам Иисус? Нигде не упоминается об этом, Иисус нигде не ругал Ирода, но, очевидно, испытывал к нему врожденную неприязнь

Знал ли об этом трагическом событии сам Иисус? Нигде не упоминается об этом, Иисус нигде не ругал Ирода, но, очевидно, испытывал к нему врожденную неприязнь.

Как писал Ренан, храм Иисусу не понравился. Он вызывал в его душе чувство беспокойства, тайного негодования.

Он был возмущен увиденным в молитвенном доме — его превратили в буквальном смысле в низкопробный торговый базар, в нем продавали животных для жертвоприношений, меняли деньги, рядом разгуливали продажные женщины.

Христос назвал его вертепом воров. Однажды в гневе он опрокинул столы менял и изгнал их из храма.

Въезд Иисуса в Иерусалим. Художник Ж. Коломб

Попрание иудеями религиозного святилища оскорбляло его нравственность, его веру в чистоту человеческих помыслов, они оскорбляли его веру в собственное высокое предназначение.

Другими словами, храм Ирода оказался врагом того нового вероучения, которое Иисус собирался нести всему народу.

И вот какой вывод делал Ренан: Более прозорливый, чем неверующие и фанатики, он угадывал, что этим великолепным зданиям стоять недолго.

Если это так, то Христос доказал свою прозорливость уже в юном возрасте, его первое предвидение оказалось пророческим.

Как известно из истории, храм Ирода, жаждавшего приобрести славу своего великого предшественника, мудрого царя Соломона, был почти полностью разрушен в 70 году римлянами.

Нам не известно, где и чему обучался молодой Иисус, где набирался житейской мудрости. Ни в Библии, ни в других источниках ничего не говорится о его учителях, не названы их имена.

Ренан считал, что истоки пророчества Иисус черпал у раввинов, но он значительно дополнил их, расширил.

Его пророчества относились не к отдельной секте, не к иудейскому народу, а были гораздо шире, и направлены ко всему человечеству.

Он почувствовал себя Сыном всего человечества, стал Мессией и был верен своему предназначению служить людям до смертного конца.

Изгнание торгующих из храма. Художник Эль Греко

Иисус, не чувствуя к себе расположения ни со стороны жителей города, ни со стороны первосвященников, вместе со своими ближайшими последователями отправился странствовать по землям Палестины.

Он побывал в Галилее, Самарии, Тире и Сидоне. Везде его встречали с радостью, внимательно слушали.

Иисус отобрал 12 учеников, апостолов, позднее у него появились другие, менее приближенные, но которых тоже называют апостолами.

Апостол Павел писал, что к моменту крестной смерти и воскресения Христа у него было свыше 500 верных последователей.

Почему слова Иисуса проникали прямо в сердце

Матвей пишет: «Народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. И это не случайно, потому что слово Божие живо и действует острее всякого меча по сегодняшний день.

В Откровении Иоанна Богослова мы так же читаем, что слова Иисуса по силе воздействия подобные мечу.

Однако, когда современные проповедники читают те же слова из Евангелия, что говорил Господь, то слушателям почему-то часто хочется заснуть. Им приходится кривляться, как-то эмоционально побуждать слушателей или даже рассказывать анекдоты. Но Иисусу не нужна была вся эта мишура, его слова и так доходили до сердца.

В чем же дело? Одна из основных причин – необычайная сила слова Господа, а именно, огромный контраст между общественным мнением и тем, что проповедовал Он, а также тот резонанс, что оно вызывало.

Его слова разрывали шаблоны и даже вызывали у некоторых желание его убить. Но не потому, что он просто говорил: «Любите друг друга». Почему же раньше была такая ответная реакция? А сегодня прихожане спокойно стоят в храмах, когда священники читают монотонные проповеди.

ИНТЕРЕСНО: Благодарственные молитвы.

Учение Христа о покаянии в грехах.

Иисус Христос учил: «Если не покаетесь, погибнете». Очень многим эти слова не нравились. Они считали себя вполне добропорядочными людьми, по крайней мере по сравнению с другими, и поэтому на их взгляд им не в чем было каяться перед Богом.

Но Иисус учил тому, что Бог смотрит на этот вопрос иначе. Бог не оценивает жизнь человека, сравнивая ее с жизнью других людей. Нет ни кого, кто был бы полностью безгрешен перед Богом, и поэтому каждый человек нуждается в осознании своих грехов и в покаянии.

Чтобы доступнее объяснить эту истину, Иисус рассказал притчу о фарисее и мытаре. Эти два человека пришли в храм для молитвы. Фарисей был глубоко религиозным человеком, и он молился Богу так:

В отличие от фарисея, мытарь вел очень нехороший образ жизни. Но он устал так жить, и поэтому в тот день он пришел в храм, чтобы покаяться перед Богом. Он стоял в храме, потупив свой взгляд вниз, не зная, что и сказать. Ему было очень стыдно за свою жизнь. Он просто начал ударять себя кулаком в грудь и, с трудом сдерживая слезы, произнесить: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

В завершении этой истории Христос сказал, что этот мытарь вышел из храма прощенный Богом. А фарисей остался далеким от Бога, хотя и глубоко религиозным человеком. Этой притчей Иисус хотел научить людей тому, что каждому человеку необходимо осознать себя грешным перед Богом и искренне раскаяться перед Ним в своих грехах. С этого начинается настоящая жизнь верующего человека.

Учение Христа о Царстве Небесном.

Иисус Христос учил: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Его слушатели знали о предсказаниях, записанных в Ветхом Завете Библии, где говорилось, что Мессия (Христос) установит Свое вечное Небесное Царство. И поэтому они были рады услышать, что это Царство Небесное уже приблизилось. Но их представление о том, каким оно будет, в корне отличалось от того, что имел ввиду Иисус.

Люди думали, что Мессия наверное возглавит восстание против римских оккупантов, победит их, затем завоюет другие страны, и таким образом установит Свое могущественное царство на Земле. То есть они представляли себе Царство Небесное как царство земное, но только больших размеров.

Но Иисус Христос учил тому, что Царство Небесное будет совершенно другим. От учил о том, каким оно будет, и что нужно делать человеку, чтобы в него войти. Читать дальше:

Царство Небесное (Царство Божие)

О внешнем виде Господа Иисуса Христа

В работах апостолов невозможно найти детального описания образа Спасителя. Авторы умышленно шли на это, определяя себе в обязанность дать описание не человеческого облика, но божественного. И у них это получилось.

Восточная церковь хранит предание о «Нерукотворном облике Спасителя». Облик считается первой иконой, написанной не человеком, но Богом. В Эдесском царстве заболел проказой царь по имени Авгарь. Он вызвал к себе художника и отправил его к Христу просить помощи в исцелении.

Если попросить не получится, пускай художник нарисует с него картину, а царь будет молиться на святой образ Его. Прибыл художник туда, где был Христос, а вокруг него толпа. Пройти невозможно.

Ну, он не растерялся, залез на возвышенность и начал рисовать. Это приметил Сын Божий и попросил умыть свое лицо. Отершись полотном, Он передал его художнику. На ткани отпечатался лик Божий. Художник принес его царю, и он в усердной молитве перед образом получил долгожданное исцеление.

Западная церковь имеет аналогичный вариант предания. Но события, при которых было получено полотно с ликом Бога-Сына происходят не до Распятия, а в процессе восхождения на Голгофу. У Спасителя было запачкано лицо. Святая Вероника подала ему плат, чтобы он отер лик Свой. Спаситель сделал это, а на ткани остался отпечаток лица.

Как известно, у Господа нет внешнего вида, потому что он не человек. Но Христос – Бог, был человеком. Он прожил свою жизнь на земле и забрал с собой наши грехи. Поэтому в церквях его изображают на иконах и фресках. Делается это для того, чтобы верующие не забывали о Его подвиге.

Глядя на него, мы вспоминаем Его любовь и страдания. Как мучился и не просил пощады. Он спас нас и открыл врата в Град Божий. Нам лишь остается возносить Ему молитвы и усердием своим в вере стремиться к небесам.

В итоге было получено приблизительное изображение, которое совпадало с византийскими иконами. Окончательный вердикт по изучению Туринской плащаницы не был таковым, что на ней обязательно изображен Иисус, но человек 30 лет, ростом 181 см, стройного, крепкого телосложения.

Учение Иисуса ХристаВиктор Углов

1.4. Рождение Свыше

«Должно вам родиться Свыше» (Ин. 3:7). Так учит Христос. Мы должны получить от Бога новую жизнь, которая станет началом жизни в Боге, Жизни вечной.

«Рожденное от плоти есть плоть» (Ин. 3:6). Так учит Христос. Действительно, у каждого человека есть родители, близкие и дальние родственники. Многие люди знают свои родословные, гордятся древностью и знатностью рода. Люди связаны узами родства, общими верованиями, обычаями, но все это родство по плоти. Для Бога это родство не имеет никакого значения, ровно ничего не значит. Он ставит условие для обретения вечной жизни: «Должно вам родиться Свыше».

В трех Евангелиях описан эпизод, происшедший во время проповеди Христа: «Когда же Он говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто матерь Моя и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мф. 12:46—50). Так учит Христос. Родство Небесное Иисус ставит неизмеримо выше родства земного.

«Тело не имеет никакого значения, только Дух приносит жизнь. Слова, которые Я обращаю к вам — дух и они приносят жизнь» (Ин.6:63 с.п.). Так учит Христос. Истинную, настоящую жизнь дает только духовное родство с Отцом Небесным, обретаемое рождением Свыше. Помимо телесного рождения от плоти есть духовное рождение от Духа: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5,6). Так учит Христос.

Первый шаг к духовному рождению — признание своим Отцом Отца Небесного, признание прямого родства своей души с Духом Живого Бога. Иисус повелевает: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на Небесах». (Мф. 23:9). Так учит Христос. Христиане — дети одного Отца. Его Закон выше власти мирской, выше кровных уз, верований и обычаев страны, в которой живет человек. Как всякое рождение, рождение Свыше начинается с зачатия, — зачатия духовного. Факт признания себя дитем Божиим и есть духовное зачатие. С этого момента начинается духовная жизнь человека. Он признает небесное происхождение своей души, ее родство с Творцом и говорит себе: «Я сын Бога Отца», «Я дочь Бога Живого». Такое решение человека является началом его новой жизни в Боге, началом веры и возрождения.

Каждое внутреннее животворное изменение в верующем человеке сопровождается внешними проявлениями, приношением плодов новой жизни. Видимые плоды духовного зачатия: появление жажды познания Бога, стремление к примирению и сближению с Ним. Только внутреннее возрождение приводит к изменению внешних пристрастий, потребностей, но это плод духовной борьбы. Люди часто путают духовную жизнь с душевной, считая увлечения искусствами и гуманитарными науками духовной жизнью. «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине» (Ин. 4:24). Так учит Христос. Духовная жизнь может существовать только в Боге, в общении с Создателем. Все прочее — развлечение для чувственной души, игры разума.

Духовная жизнь начинается с осознания и признания того, что кроме мира природного есть высший мир — мир духовный, и жизнь настоящая не в теле, а в Духе, причем, только в Духе. Без духовной жизни в Духе, без возрождения, душа и дух человека мертвы для Бога. Возрождение означает вселение в нас посредством Духа Божия Его природы, в свой дух человек должен принять вечный Дух Бога, должен родиться Свыше.

Однажды Христос с учениками собирался в путь и один из учеников попросил: «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Но Иисус сказал ему: Иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8:21,22). Так учит Христос. Те, кто последовал за Иисусом, живы для Бога, а не стремящиеся к духовной жизни мертвы для Бога, даже если они ходят и дышат.

Истинное духовное возрождение начинается и совершается в вере, руководствуется верой. Начавшаяся духовная перемена рождает искреннюю любовь к духовным ценностям, первой из которых является вера. Уверовавший начинает свою духовную жизнь с закладки в своей душе основания Храма Божьего — Храма веры и непременно должен положить в основание Храма Краеугольный Камень, Который есть Иисус Христос. Полное возрождение не совершается в одно мгновение, для него необходимо время и огромная внутренняя работа.

Сущность учения Иисуса Христа в Нагорной проповеди

Нагорная проповедь Первое. Говоря о заповедях блаженства, Господь говорит не о будущем благословении, которое нужно заслужить, а утверждает истину: «Блаженны такие-то». Кто является благословенным в глазах Божьих — это люди, которые осознают свою духовную беспомощность и зависимость от Бога во всем, и потому не полагаются на себя. Они «нищи» или «бедны» внутренне, не имея в себе самих способности угодить Богу и понимают это. Их вера не фанатичная. Они сознательно выбирают переносить скорби и лишения, несправедливость и гонения за веру в Иисуса Христа. Их сердца открыты для Бога и Его мира. По сути это люди, которые прежде всего ищут Божьего Царства и праведности Христа. Именно таких людей Иисус называет блаженными или счастливыми — греческое слово: «μακάριος — макариос».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector