Кальвинизм
Содержание:
- Доктрина кальвинизма
- Краткая биография Жана Кальвина
- История[править | править код]
- Сторонники кальвинизма
- Кальвинизм в Новом Свете
- История
- Основные идеи
- использованная литература
- «Старый» и новый кальвинизм
- Распространение в современных странах
- Кальвинизм | Идея Кальвинизма | Суть Кальвинизма
- Краткая биография Мартина Лютера
- КАЛЬВИНИЗМ
- Этические особенности
- Критика
Доктрина кальвинизма
Значение кальвинизма как идеологии молодой европейской буржуазии признавали как историки-марксисты, так и их критики. Так немецкий социолог Макс Вебер видел во взглядах Кальвина основу буржуазной этики и идеологическое оформление — непрерывного стремления к прибыли. Современники Кальвина делали из его учения не только экономические, но и политические выводы. Доктрина предопределения сводила на нет все преимущества благородного происхождения и сословных привилегий: как бы ни был ты родовит, только Богу известно, избран ты или проклят. Этот подход ставил под вопрос право феодальной верхушки на власть. В то же время кальвинизм был направлен и против бедняков. «Святая бедность» ушла в прошлое. Теперь бедняк был клеймён проклятьем не только в земной жизни, но и в загробном мире. Правда, сам Кальвин подобных утверждений не делал.
Кальвин обличал одновременно и беззакония монархов, и народные выступления. Требование упразднения частной собственности, которое высказывали радикальные анабаптисты, представлялось ему «присваиванием чужого» и «вопиющей дикостью». Кальвинистские общины по своей структуре были олигархическими. Их возглавляли старшины (пресвитеры) и проповедники (министры). Старшин избирали из числа самых богатых и уважаемых общинников. Изнутри общины были скованы железной дисциплиной. Каждый новообращённый давал клятву соблюдать и добиваться соблюдения закона Божьего в кальвинистском его толковании. Религиозные и политические вопросы решались на местных или национальных собраниях представителей общин — синодах. Постепенно сложилась стройная и жёсткая структура Кальвинистской церкви.
Краткая биография Жана Кальвина
- 1509, 10 июля — родился во французском городе Нуайон
- 1513-1531 года в Париже, Орлеане, Бурже постигал гуманитарные науки, юриспруденцию, теологию, получил степень лиценциата
- 1532, весна — на собственные средства опубликовал свой первый научный труд — комментарии к трактату Сенеки «О кротости»
- 1532 — получил в Орлеане докторскую степень
- 1532, вторая половина — стал протестантом
- 1533, октябрь — написал речь «О христианской философии» для ректора университета Николя Копа, за которую тот подвергся преследованиям
- 1533-1535 — как автор крамольной речи скрывался на юге Франции
- 1535, зима — опасаясь за свою жизнь, бежал в Швейцарию
- 1536, первая половина — жил в Базеле и итальянском городке Феррара при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII, опубликовал свой главный труд «Установления христианской веры»
- 1536, июль-1538, весна — жил в Женеве, пока не был изгнан
- 1538-1540 — Берн, Цюрих, Страсбург
- 1540, сентябрь — женитьба на вдове Иделетте Штордер
- 1541, 13 сентября — возвращение в Женеву по решению Совета города
- 1541, 20 ноября — представил проект устава церкви, который был утверждён Генеральным собранием граждан
- Устав предусматривал избрание 12 старейшин. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть сконцентрировалась в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.
Принимаемые по настоянию Кальвина законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего». Женева должна была стать протестантским Римом. Кальвин призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве — она во всем должна была стать образцом для других городов.
Задачей церкви Кальвин считал религиозное воспитание всех граждан. Для этого Кальвин провел ряд реформ, направленных на утверждение «мирского аскетизма». Был упразднен пышный католический культ, приняты жесткие административные меры, направленные на укрепление морали. Над всеми гражданами был установлен мелочный и придирчивый надзор. Посещения церковной службы стали обязательными, запрещались развлечения, танцы, яркие одежды, громкий смех. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались обструкции. Кальвин отличался тяжелым, властным характером. Он нетерпимо относился и католикам, и к представителям других реформационных течений. По его настоянию противники его учения подвергались изгнанию и даже смертной казни. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города
- 1553 — по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие
- 1559 — Основание Женевской академии — высшего богословского заведения для подготовки проповедников
- 1564, 27 мая — Кальвин умер. Похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно
- Главная идея кальвинизма — учение об «абсолютном предопределении», согласно которому бог еще до «сотворения мира» предопределил одних людей к «спасению», других к «погибели», и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об «абсолютном предопределении» не имело фаталистического характера. Согласно кальвинизму, жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах представляет знак спасения. Кальвинизм провозгласил новые моральные ценности — бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту, дух предпринимательства
История[править | править код]
Несмотря на то, что кальвинизм номинально должен начинаться с Жана Кальвина, тем не менее его историю часто возводят к Ульриху Цвингли. Во многом это объясняется не формальной, а содержательной стороной вопроса.
История Реформации начинается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге. Однако лютеранство не стало единственным направлением в протестантизме.
Швейцарско-немецкий кальвинизмправить | править код
В 1529 году во время Марбургского диспута обозначился раскол между лютеранами (немецкими протестантами) и реформатами (швейцарскими протестантами), которых представлял Ульрих Цвингли. При общей приверженности идеям Реформации их разделил вопрос о причастии. Реформаты настаивали на символическом характере причастия, тогда как Лютер утверждал, что в евхаристии христиане принимают истинное тело и кровь Христа. Цвингли рано погиб в столкновениях с католиками (1531), но дело его Реформации продолжил обосновавшийся в Швейцарии француз Жан Ковен (Кальвин). Связующим звеном между Цвингли и Кальвином был Гийом Фарель. В 1536 году швейцарские протестанты приняли Гельветское исповедание, затем в год окончания католического Тридентского собора (1563) был принят Гейдельбергский катехизис.
Французский кальвинизмправить | править код
Попытка кальвинистов закрепиться во Франции, где они были известны под именем гугенотов, не имела успеха. Впервые они о себе заявили в 1534 году в ходе т. н. Дела о листовках. В 1559 году состоялся первый гугенотский синод, на котором было принято Галликанское исповедание. В 1560 году примерно 10 % населения Франции были гугенотами (чуть менее 2 миллионов человек). Всю 2 пол. XVI века во Франции полыхали Гугенотские войны. Оплотом гугенотов были города Орлеан, Ла-Рошель, Ним, Тулуза. В 1572 году католики уничтожили около 3 тысяч кальвинистов в Париже в ходе т. н. Варфоломеевской ночи. Тем не менее, гугенотам удалось добиться себе некоторых послаблений благодаря Нантскому эдикту (1598 год), который был отменён в 1685 году.
Восточноевропейский кальвинизмправить | править код
Очень рано проник кальвинизм в два важных государства Восточной Европы: Венгрию и Речь Посполитую. В 1567 году Гельветское исповедание распространилось в Венгрии, где его приняла верхушка княжества Трансильвания и образовалась влиятельная Венгерская реформатская церковь, которая ныне охватывает пятую часть верующих венгров.
В Речи Посполитой кальвинизм не стал массовым движением, однако им активно заинтересовалась шляхта. Первая кальвинистская община образуется в 1550 году в городе Пиньчув. В Литве активным проводником кальвинизма был Николай Радзивил. По его инициативе кальвинистским пастором Клецка становится Симон Будный. Значительно ослабили кальвинизм идеи антитринитариев, которые проповедовали польские братья и социане. В 1570 кальвинисты попытались объединиться с другими протестантами против католиков, заключив Сандомирский договор. В ходе Контрреформации зачатки кальвинизма были вытравлены из Речи Посполитой, а поляки и литовцы остались преимущественно в католическом исповедании.
Голландский кальвинизмправить | править код
Кальвинисты прочно закрепились в Голландии, где в 1571 году образовалась Нидерландская реформатская церковь. В 1566 году они инициировали Иконоборческое восстание, положившее начало Нидерландской революции. В 1618 году состоялся Дордрехтский синод, подтвердивший Гейдельбергский катехизис. Вместе с голландскими колонистами кальвинизм проник в 1652 году в Южную Африку, где появилась Голландская реформатская церковь Южной Африки. Из Голландии кальвинисты проникли в Великобританию, где они стали известны под именем пуритан. Кальвинизм оказал значительное влияние на формирование голландского национального характера.
Англосаксонский кальвинизмправить | править код
Кальвинисты сыграли также важную роль в Английской революции, богословский результат которой неочевиден. С одной стороны, Церковь Англии разделяет кальвинистскую теологию (Вестминстерское исповедание 1648 года), однако радикальные кальвинисты усмотрели в англиканстве слишком много «папистских» черт в пышной церковной иерархии. Несогласные кальвинисты разделились на конгрегационалистов и пресвитериан. Первые обосновались в британской колонии Новая Англия и сыграли важную роль в Американской революции XVIII века. А вторые определили религиозную ситуацию в Шотландии.
Современностьправить | править код
В 1817 году на волне празднования 300-летия Реформации начался процесс сближения кальвинистов и лютеран (Прусская уния)
Сторонники кальвинизма
Французский писатель XIX в. в соответствии с догматами своего учения Жан Кальвин развил бурную деятельность, распространяя «подлинную веру по всей Европе». После упорной борьбы с местными анабаптистами, лютеранами и представителями других течений Кальвину и его сторонникам в 1540 г. удалось навязать женевцам свой взгляд на христианство. В городе была создана консистория (совет Церкви), следившая за соблюдением всех канонов религии.
Танцы, игры и нарядные туалеты оказались под запретом. Недовольным новыми порядками был о предложено покинуть город. Тёмным пятном на репутации Кальвина стало сожжение при его содействии в 1553 г. врача и богослова-диссидента Мигеля Сервета. Если изнутри кальвинистская Женева напоминала современную Исламскую Республику Иран, то вовне в первой половине XVI в. играла для протестантов Европы ту же роль, что и Советский Союз для коммунистического движения 1920— 1930-х гг. Из Женевы во все страны Европы устремлялись учителя, пасторы и проповедники.
Кальвинизм в Новом Свете
В 1620 году « Мэйфлауэр» прибыл в Плимут с паломниками , большинство из которых принадлежали к кальвинистской сепаратистской группе, известной как браунисты . Другие кальвинистские пуритане поселились в соседней колонии Массачусетского залива . Между тем, в 1628 году голландскими колонистами было основано американское отделение голландской реформатской церкви в колонии Новые Нидерланды , церковь, которая в конечном итоге стала реформатской церковью в Америке . Тем временем Роджер Уильямс основал баптистскую церковь в Провиденсе, штат Род-Айленд, которая была организована по кальвинистскому принципу. В 18 веке кальвинистские баптисты основали Филадельфийскую ассоциацию , в конечном итоге приняв модифицированную версию Лондонского баптистского исповедания 1689 года в 1742 году, переименовав его в Филадельфийское исповедание.
Пресвитерианство будет установлено в колониях в 1703 году, что и установило пресвитерию Филадельфии. Со временем будут сформированы еще два пресвитерия, которые в 1717 году составят Синод. В 1729 году пресвитериане официально примут Вестминстерское вероисповедание и катехизисы в качестве своих конфессиональных стандартов. Шотландские церкви под эгидой своих церквей в старой стране также основали бы церкви в 18 веке, при этом Ассоциированное пресвитерие было основано сидерами в 1758 году, а ковенантеры основали реформатское пресвитерие в 1774 году. Многие из сеседеров и ковенантеров объединятся. в 1782 г., чтобы сформировать Ассоциированную реформатскую пресвитерианскую церковь . Другие участники завета образуют реформатскую пресвитерию, которая после спора о «старом и новом свете» разделится на реформатскую пресвитерианскую церковь в Северной Америке и реформатскую пресвитерианскую церковь, Генеральный синод . В 1789 году пресвитериане, которые были сформированы в 1703 году с учреждением первого пресвитерия, сформировали пресвитерианскую церковь в США.
История
Новое кальвинистское движение начало возникать в 1960-х годах, когда евангелические богословы, семинаристы и пасторы заново открыли для себя пуританскую литературу. В 1970-х годах движение включило в себя методы религиозного маркетинга, используемые харизматическими церквями, такими как мега-церкви, более современный язык, расширяющий аудиторию за пределами их собственных деноминаций. Таким образом, они сформировали сети независимых лидеров и церквей, в которых текли эти идеи. В 1980-х годах, с уменьшением напряженности холодной войны , индивидуалистический дискурс нового кальвинизма приобрел сторонников в качестве альтернативы Евангелию процветания, а также прежней апокалиптической озабоченности, которую диспенсационалисты испытывали в десятилетия холодной войны.
Движение получило широкую огласку на конференции « Вместе за Евангелие », проведенной в Луисвилле, штат Кентукки , в 2006 году американскими пасторами Джоном Пайпером , Марком Дрисколлом , Мэттом Чендлером , Элом Молером , Марком Девером и Си Джей Махани . В марте 2009 года журнал Time назвал его одной из «10 идей, меняющих мир прямо сейчас».
Во время кампании и правительства Дональда Трампа лидеры нового кальвинизма одобряли и активно поддерживали речи и политику этого президента. Особенно после поражения на вторых выборах и вторжения в Конгресс США некоторые лидеры дистанцировались от трампизма.
Основные идеи
Особенность учения Кальвина — склонность к рационализму, а также недоверие к мистике и различного рода откровениям. Если классический протестантизм отвергал всё, что явно противоречит Святому писанию, то кальвинизм исключил практически всё, не относящееся к Библии напрямую. Среди важных пунктов стоит отметить следующие моменты:
Верховная власть Бога и отрицание человеческой церковной иерархии как инструмент для познания Всевышнего. Любое объяснение того или иного положения из Библии должно исходить только из объяснений, уже данных в священной книге. Таким образом, авторитет священнослужителей как посредников людей перед Богом был низвержен.
Запрет монашеского подвига и монастырей как способа для достижения божественной благодати
Это объясняется тем, что по мнению кальвинистов (как английских, так и французских) человек должен служить Богу, создавая семьи и рожая детей.
Отрицание важности и полезности церковной утвари (свечи, ладан, одеяния священников), а также музыки, пения и настенных изображений. С позиции этого учения, для спасения верующему нет нужды обращаться к духовенству или иным опытным наставникам, так как это зависит только от Бога.
Однако несмотря на это, каждый верующий должен жить так, как будто у него имеется свобода воли и выбор, ведь никто не знает, что именно для него предусмотрел Бог.
Последователи кальвинизма признаю́т богодухновенность только одного Священного Писания, поэтому один из главнейших документов является тезис Sola scriptura (эти слова переводятся с латинского как «только Писание»). Управление паствой происходит посредством создания специальных общин или органов, называемых пресвитериями, в состав которых входят наиболее достойные граждане из числа посещающих церковь. При этом все священники равны перед собой и прихожанами; их роль — не спасение людей, а поддержание атмосферы, способствующей общению с Богом.
использованная литература
- Бенедикт, Филипп (2002). Чисто реформатские церкви Христа . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета. ISBN 978-0300105070.
- Мюллер, Ричард А. (2004). «Жан Кальвин, а затем кальвинизм». В Багчи, Дэвид; Steinmetz, Дэвид C (ред.). Кембриджский компаньон теологии Реформации . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521776622.
- Стивенс, В. Питер (2004). «Богословие Цвингли». В Багчи, Давид В.Н.; Steinmetz, Дэвид Кертис (ред.). Кембриджский компаньон теологии Реформации . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-77662-7.
- Макнил, Джон Т. (1967). . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0195007435. Проверено 25 января 2013 года .
«Старый» и новый кальвинизм
Уходя корнями в историческую традицию кальвинистского богословия , новых кальвинистов объединяет общая доктрина. В статье Christianity Today Коллин Хансен описывает спикеров христианской конференции:
Новые кальвинисты смотрят на пуритан , таких как Джонатан Эдвардс , который учил, что освящение требует энергичного и бдительного стремления к святой жизни, а не пассивного отношения к механическому прогрессу (см. Спасение господства ); однако, как следует из обозначения «Новая», наблюдаются некоторые различия между Новой и Старой школами. Марк Дрисколл , например, выделил четыре основных различия между ними:
- Новый кальвинизм является миссионерским и стремится создать и искупить культуру.
- Новый кальвинизм наводняет города.
- Старый кальвинизм в целом был сторонником цессационизма (т. Е. Вера в то, что дары Святого Духа, такие как языки и пророчества, прекратились). Новый кальвинизм обычно является продолжением духовных даров.
- Новый кальвинизм открыт для диалога с другими христианскими позициями.
Это четвертое отличие — то, что Дрисколл считает жизненно важным компонентом возможности взаимодействия с современным обществом.
Распространение в современных странах
Начиная с XX века кальвинизм начинает сближаться с лютеранской церковью и другими протестантскими направлениями. Причина — в наличии множества точек соприкосновения между ними (в частности, схожий катехизис, общие положения которого используются как лютеранами, так и кальвинистами). В 1922 году произошло образование союза евангелических церквей Германии и Швейцарии.
В Нидерландах со второй половины XX века наблюдалось потепление отношений между ответвлениями кальвинизма — пресвитерианства и конгрегационализма — что обусловило общий рост числа паствы и заинтересованности со стороны общества. В современной Великобритании это учение развито, преимущественно, в Шотландии и Уэльсе.
В России протестантское вероучение, вместе с его ответвлениями, не получило широкого развития. Основными очагами распространения русского кальвинизма был Петербург (куда приезжали купцы из Голландии и Венгрии) при Екатерине II Великой, а также Урал.
На сегодняшний день существует несколько крупных центров в Республике Коми, Сибири, а также в близлежащих странах СНГ (один из них — Ассоциация евангельских свободных церквей). По предварительным опросам на территории России насчитывается около 150000 последователей учения Жана Кальвина.
Кальвинизм | Идея Кальвинизма | Суть Кальвинизма
Название: Кальвинизм (от имени основателя, по латыни — Кальвина)Время возникновения: XVI векОснователь: Жан Ковен
Это протестантское направление христианства возникло в первой половине XVI век во Франции.
Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей, главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании христианской церкви. В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.
Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить, не нарушив предписаний Библии. В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.
Главное, что отличает кальвинизм от католической церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни
Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога, при этом неважно какие действия в жизни он предпринимает — все они по определению считаются греховными. Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше — по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно
Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела, это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства — крещение и причащение, которые являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено.
Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста, например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи, но и даже настенная живопись, характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.
Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами — пресвитериями, в которые входят священники и представители общин мирян.
Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений, наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе, закономерности и проявления которой человек должен изучать, чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии.
Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и католиков, существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений. Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.
В наше время существуют три основных формы кальвинизма: реформаторство,
пресвитерианство, конгрегационализм.
По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек.
На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей, он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.
Краткая биография Мартина Лютера
1483 (1484?), 10 ноября — родился в Эйслебене (Саксония)
1497— 1498 — учеба в школе лоллардов в Магдебурге
1501 — 1505 — учеба в Эрфуртском университете
1505 — 1506 — послушник в монастыре августинцев (Эрфурт)
1506 — принял монашеский обета
1507 — рукоположен в священнический сан
1508 — перебирается в Виггенбергекий монастырь и поступает на богословский факультет Виггенбергского университета
1512, 19 октября — Мартин Лютер получает степень доктора богословия
1515 — избирается викарием деканата (11 монастырей) ордена августинцев.
1517, 31 октября — отец Мартин Лютер вывесил на дверях Виттенбергской приходской церкви 95 тезисов об индульгенциях.
1517-1520 — многочисленные богословские статьи с критикой существующих порядков в церкви
1520, 15 июня — булла папы Лва X, в которой предлагается Лютеру в 60-дневный срок отречься от своих еретических идей
1520, 10 декабря — на городской площади Виггенберга толпа студентов и монахов под руководством Лютера сожгла папскую буллу и сочинения оппонентов Лютера.
1521, 3 января — булла Льва X об отлучении Мартина Лютера от Церкви.
1521, май — 1522, март — Мартин Лютер под именем Юргена Йорга скрывается в Вартбургской крепости, продолжая свою публицистическую деятельность
1522, 6 марта — возвращение в Виттенберг
1525, 13 июня — женитьба на Катарине фон Бора
1525, 29 декабря — первое богослужение по новому обряду, совершенное Лютером.
1526, 7 июня — родился сын Лютера Ганс
1527, 10 декабря — родилась дочь Лютера Елизавета, умершая 3 апреля 1528 года.
1522-1534 — публицистическая деятельность, перевод на немецкий книг пророков и Библии
1536, 21—28 мая — в Виттенберге под председательством Лютера состоялась встреча крупнейших богословов новой веры
1537, 9 февраля — протестантский конгресс в Шмалькальдене, для которого Лютер написал «Символ веры».
1537-1546 — публицистика, разъезды по германии
КАЛЬВИНИЗМ
Течение в протестантизме
Другое название – реформатство.
Основатель – Жан Кальвин (1509 – 1564). Он родился во Франции, в 1530-е годы примкнул к гуманистам, затем заинтересовался идеями Мартина Лютера. Кальвин пошел дальше Лютера в отрицании христианской традиции: он полностью отверг почитание Богородицы и святых, иерархическое строение Церкви, монашество, все Таинства (крещение и причащение были оставлены только как символические обряды), осудил использование в убранстве церкви свечей, икон и даже креста. Единственной основой вероучения Кальвин объявил Св. Писание. Он также заявил, что Библия содержит все необходимые указания по устройству Церкви.
Особое место в учении Кальвина занимает доктрина предопределения ко спасению. Он учил, что ни личная вера, ни добрые дела не могут ничего изменить в жизни человека. Бог избрал одних ко спасению, а других – к вечной погибели. Избранные получают дар веры и рождаются свыше, их свободная воля при этом не играет практически никакой роли.
Согласно Кальвину, каждый человек в любое время и в любом месте находится на службе Бога и несет ответственность за предоставленные ему Богом дары: время, здоровье, собственность. Основной формой служения Богу является труд. Результат этого труда – материальное благосостояние – воспринимается как Божье благословение и указание на то, что человек входит в число предопределенных ко спасению.
Это учение способствовало формированию особой этики кальвинизма, основанной на принципах «мирского призвания» и «мирского аскетизма». Основной добродетелью кальвинисты считали труд, а грехом – праздность. Отсюда крайне негативное отношение к любым развлечениям.
Свои взгляды Кальвин изложил в ряде работ: «Наставления в христианской вере» (1536 – 1559), «Церковные установления» (1541), «Женевский катехизис» (1545), «Вестминстерское исповедание веры» (1547) и «Шотландское вероисповедание» (1560).
Из Франции Кальвин перебрался в Швейцарию, где приобрел немало последователей, в основном, среди представителей третьего сословия. Он обосновался в Женеве, из-за чего в последствии получил прозвище «Женевский Папа». Кальвин крайне нетерпимо относился к католикам, жестоко преследовал их и сотнями отправлял на костер. Вообще любое расхождение с собственными взглядами он считал ересью и всеми силами старался искоренить.
Города, в которых господствующим вероисповеданием становился кальвинизм, превращались в подобия гигантских казарм: звон колокола указывал общее для всех жителей время пробуждения, молитвы, отхода ко сну и т. д. Яркая цветная одежда запрещалась, все праздники и развлечения также отменялись. Смех считался тяжелым грехом. Единственным днем отдыха было воскресенье, которое посвящалось молитвам и пению псалмов.
Из Швейцарии кальвинизм распространился по другим европейским странам: его сторонники появились в Нидерландах, некоторых областях Франции (гугеноты), Германии, Венгрии и Чехии. Идеи кальвинизма оказали огромное влияние также на английских и шотландских протестантов. В Англии на основе кальвинизма возникло течение пуритан, требовавших радикальной реформы – «очищения» Церкви.
В середине XVI в. кальвинисты объединились со сторонниками другого видного деятеля Реформации – Ульриха Цвингли (1484 – 1531), образовав Реформатскую Церковь Швейцарии.
В настоящее время кальвинизм как самостоятельное течение не существует. Основные вероучительные положения кальвинизма присутствуют в учении реформатов, пресвитериан, конгрегационалистов и ряда других протестантских деноминаций.
В России эти деноминации входят в Союз евангелическо-реформатских церквей (с 1991 г.), возглавляемый Синодом и Епископальной консисторией.
Этические особенности
Отдельного рассмотрения заслуживает отношение кальвинистов к труду и собственной работе. С позиции их учения, любая честная занятость является не просто заработком на жизнь, а прямым поручением Бога — поэтому человек должен выполнять поручения людей не как приказ начальника, а как попытку угодить Всевышнему.
В добросовестном труде, по мнению последователей этого течения, реализуется предназначение человека
Неважно, копает ли верующий яму, занимается торговлей, работает официантом, пишет доклад, рисует таблицу, делает презентацию или же готовит сообщение для реферата — в любом случае человек должен выполнять свои обязанности максимально хорошо, отбрасывая в сторону возможную брезгливость и амбиции
Впрочем, к перемене профессии кальвинисты относятся преимущественно негативно — для этого должен быть очень серьёзный повод (если новая работа позволит значительно приумножить славу Господу).
В этом проявляются отличия этой разновидности христиан от других направлений (католицизм, православие), которые считают, что излишняя фиксация внимания на работе — слишком греховное и суетное дело, отвлекающее от веры. Для последователей учения Кальвина тема труда является священной.
Критика
Р. Скотт Кларк , профессор церковной истории и исторического богословия из Вестминстерской семинарии в Калифорнии , утверждает, что новых кальвинистов, таких как Дрисколл, не следует называть кальвинистами только потому, что они верят в пять пунктов кальвинизма, а, скорее, он предлагает эту приверженность Трем формам учения. Единство и другие реформатские исповедания веры — вот что делает человека кальвинистом. В частности, он предполагает , что многие позиции новых кальвинистов на крещении младенцев , завет богословии , и продолжение из даров Духа вне шага с традицией реформатской.
Дж. Тодд Биллингс , профессор реформатского богословия в Западной теологической семинарии , утверждает, что новые кальвинисты «склонны скрывать тот факт, что реформатская традиция имеет глубоко католическое наследие, сосредоточенную на Христе сакраментальную практику и широкое видение Царства. призвание христианина в мире «.
В период с 2012 по 2013 год многочисленные южные баптистские священники отреагировали на новый кальвинизм, подтвердив «Заявление о традиционном понимании южных баптистов». Документ был первоначально одобрен шестью бывшими президентами SBC: Моррис Чепмен , Джимми Дрейпер , Пейдж Паттерсон , Бейли Смит, Бобби Уэлч и Джерри Вайнс , двумя президентами семинарии Чаком Келли из Новоорлеанской баптистской богословской семинарии и бывшим президентом SBC и бывшим баптистским богословом Юго-Запада. Президент семинарии Пейдж Паттерсон и пять исполнительных директоров штатов (Джим Футрал из Миссисипи, Дэвид Хэнкинс из Луизианы, Майк Проктер из Аляски, Джон Салливан из Флориды и Боб Уайт из Джорджии). Заявление включает преамбулу и 10 статей утверждения и опровержения, касающихся христианской сотериологии.
Теологи и социологи выразили обеспокоенность тем, что движение нового кальвинизма и его теология ассоциируются как источник психологического насилия, сектантской исключительности и культа личности.
Традиционные реформатские богословы критикуют выборочное и измененное использование текстов реформатскими классическими авторами, такими как Сперджен в публикациях новых кальвинистов, не обращая внимания на своих читателей. Другая критика заключается в том, что публикации движения продаются, как если бы они были историческими кальвинистами, без каких-либо указаний на идеологические основы нового кальвинизма. Кальвинистские богословы также критикуют герменевтические несоответствия грамматико-историческому методу и спасение господства трудами новых кальвинистов. Даже Библия, отредактированная и одобренная лидерами нового кальвинизма, была искажена, чтобы соответствовать идеологии гендерного подчинения, преуменьшению значения рабства, расовых проблем и антисемитизма.
Политические примеры новых кальвинистов под прикрытием религиозного выражения также вызывают озабоченность. Во время пандемии COVID-19 Церковь Сообщества Грейс и ее ведущий пастор Джон Макартур нарушили санитарные предписания, продолжая проводить службы внутри помещений, отказываясь принуждать носить маски и дистанцироваться, высмеивая меры по охране здоровья, даже когда члены церкви заболевали.