Варфоломеевская ночь

Раскол протестантов

Это очень тонкий момент, о котором нельзя забывать. Потому что два сильных лидера гораздо хуже, чем один. Колиньи принял на себя руководство гугенотами после того, как погибли Антуан де Бурбон и принц Конде-старший — отцы юных принцев-кузенов Генриха Наваррского и Генриха де Конде. Адмирал командовал силами гугенотов от лица двух этих молодых людей. Это предполагало, что опытный и авторитетный военный является только местоблюстителем. Стало быть, он должен был в какой-то момент отказаться от «лидерства» в пользу кого-то из принцев. Интересно, в пользу кого? В 1572-м, когда Колиньи погиб, Генриху Наваррскому было 18, а Конде — 19. Оба по меркам своего времени давно вступили в возраст совершеннолетия. А кроме того, оба претендовали на лидерство, но оставались в тени адмирала. По сути это было насильственное регентство.

Портрет Генриха IV, до 1622 г. Франс Пурбус Младший. (Версаль)

Гибель Колиньи расчистила Генрихам дорогу к власти. К слову, кузены ещё долго конфликтовали друг с другом. Потому что Конде был протестантом, и от взглядов своих не отказался даже под угрозой смерти. Генриху Наваррскому тем временем ставили в вину абсолютную религиозную беспринципность, ведь вероисповедание он менял трижды. Конде в итоге вынужден был уступить кузену пальму первенства, но опытный и хитрый Колиньи едва ли пошёл бы на такое. Он ещё мог формально признать главенство одного из Генрихов, но никогда не передал бы всех полномочий. Это могло привести к расколу в рядах гугенотов. При таких обстоятельствах одно из «крыльев» часто идёт на союз с врагом, чтобы уничтожить оппозицию. Вот и расклад: то ли Генрих Наваррский и его товарищи принимают католицизм, образуя собственную, третью, силу; то ли католики разделяют гугенотов, а потом побеждают их поодиночке.

Варфоломеевская ночь

Париж, 23 — 24 августа 1572 года

Вряд ли святой Варфоломей, один из апостолов Иисуса Христа, мог предположить, что с его именем будет связана одна из мрачных страниц французской истории. В ночь на 24 августа 1572 года, накануне дня святого Варфоломея, католические жители Парижа вышли на улицы, чтобы расправиться со своими согражданами-протестантами. Религиозные войны во Франции продолжались десятки лет. Непримиримо враждующие стороны — гугеноты и католики — обладали собственными войсками.

Однако к лету 1572 года во Франции установился хоть и шаткий, но все же мир. Традиционно считается, что Варфоломеевская резня была спровоцирована Екатериной Медичи, матерью французского короля Карла IX. Советниками были прибывшие из ее родной Италии Альбер де Гонди и Лодовико Гонзага. К столь радикальному решению они сочли возможным прибегнуть после неудачного покушения на адмирала Гаспара Колиньи, одного из лидеров гугенотов.

Удобным случаем для нанесения смертельного удара послужила свадьба сестры короля Маргариты и недавнего гугенота Генриха Наваррского — будущего короля Франции Генриха IV. Это ему принадлежит ставшая афоризмом фраза: «Париж стоит мессы». Сказана она была в связи со стоящей перед Генрихом альтернативой: либо стать католиком и в перспективе французским королем, либо остаться протестантом. Он выбрал первое.

Расчет Медичи был прост и верен: на свадьбу Генриха в Париж съедется вся элита гугенотов, которых можно будет «накрыть» разом. Да и рядовые гугеноты-парижане в связи с торжествами расслабятся. Спустя шесть дней после свадьбы начался кровавый погром. Набат, призвавший «добрых католиков» выйти на улицы и покарать «презренных гугенотов», прозвучал с колокольни церкви Сен-Жермен, расположенной в самом сердце Парижа. Первоначально колокольный звон должен был стать сигналом «верным людям» для устранения находящейся в городе гугенотской верхушки. Тотальная резня началась чуть позже.

Направленный изначально против гугенотской элиты погром быстро вышел из-под контроля. Не щадили ни женщин, ни детей. Дома протестантов, заранее помеченные крестами, поджигались вместе с обитателями. Кровь лилась рекой. По некоторым оценкам «под нож» был пущен каждый десятый парижанин. Конечно, далеко не все пылали религиозной ненавистью. Многие просто восприняли погром как возможность разорить зажиточных соседей. Так что помимо протестантов-гугенотов на тот свет было отправлено и немало добропорядочных богатых католиков. После Варфоломеевской ночи 200 тысяч гугенотов покинули пределы Франции и осели в Англии и Германии. Они до сих пор считают, что события 24 августа 1572 года, приведшие к гибели 30000 их единоверцев, открыли миру истинное лицо католицизма.

Свадьба и расправы

В конце августа 1572 года должен был быть скреплен официально союз Маргариты и Генриха. Так и случилось. В Париж приехали тысячи гугенотов. Большинство из них поселилось прямо в центральной части столицы Франции. Кстати в центре Парижа жили исключительно католики.

Обстановку в Париже постепенно накалило до предела понимание того, что свадьба католички и гугенота была довольно пышной, и по тратам денег налогоплательщиков превзошла стандартные налоговые операции.

С согласия королевы Екатерины, Гиз стал организатором заговора против Колиньи. Он был ранен, когда проезжал мимо поместья Гизов. Целились, конечно, в голову, но адмирал отделался ранением в руку. Поздно вечером после уже состоявшейся свадьбы, толпа католиков ворвалась в дом раненого Колиньи и лишила его жизни. Вот именно это событие и положило начало той самой Варфоломеевской ночи. В это же врем ворота Парижа были закрыты, а городскую стражу привели в полную боевую готовность.

Весть о смерти Колиньи стала своеобразным сигналом католикам, готовящимся к побоищу. С этой минуты на главной площади Парижа началась резня. Она не остановилась даже на рассвете. Лихие люди использовали разворачивающиеся события, прикрывая ими грабежи знатных домов. Убийцы и грабители орудовали на улицах Парижа и самых значимых французских городов. Погибали ни в чем неповинные люди, которые не разделяли взглядов гугенотов или католиков. Уровень насилия превзошел все мыслимые и немыслимые ожидания. Что говорить о тех случаях, которые не были зафиксированы официально.

Медичи не ожидала такого поворота событий. Екатерина рассчитывала на уничтожение всего лишь «кучки гугенотов». Королева чуть было не потеряла свою власть, когда разразившиеся бесчинства стали грозить жизням добропорядочных парижан.

Только неделю продолжались самые кровопролитные события, еще несколько месяцев гугенотов убивали в разных уголках Франции. Однако, спустя всего пару дней после начала резни, король объявил о том, что это именно он отдавал приказы об уничтожении гугенотов. Но обыграл Карл всё это, как будто он раскрыл некий заговор против королевской знати. При этом он призвал жителей Франции к порядку и прекращению междоусобиц. Религиозные свободы вновь имели место, но лишь на словах.

Кстати, Генрих Наваррский избежал верной смерти только потому, что стал после свадьбы католиком. Его ближайшие родственники последовали примеру, но другие из них погибли, не пожелав менять религию. Люди умирали целыми династиями. Крушители не щадили ни женщин, ни детей.

Спустя всего пару дней после Варфоломеевской ночи тысячи гугенотов были вынуждены покинуть не только окрестности Парижа, но и Франции. Они переехали в Польшу, Англию, Германию.

Итак, европейские историки считают, что резня в Париже, а потом и про всей Франции, взяла свое начало с одобрения папы римского и испанского короля. Неодобрение это вызвало лишь у английской и немецкой короны, а также на Руси и в Польше (Речи Посполитой). Независимое государство гугенотов-протестантов, по их же задумке, создано не было, но повторения Варфоломеевской ночи ни с одной, ни с другой стороны не хотели. Кстати, с той поры любые события, приведшие к массовым убийствам, начали именовать «Варфоломеевской ночью».

Гугеноты. Кальвинисты

Гугеноты – французские протестанты-кальвинисты (последователи реформатора Жана Кальвина). Стоит заметить, что войны между католиками и гугенотами велись уже долгие годы. В 50-х годах кальвинизм приобрел широкое распространение на западе страны.

Важно отметить одну из основных доктрин кальвинизма, которая звучит следующим образом: «Только Бог заранее решает, кто спасется, поэтому человек не в состоянии что-либо изменить». Таким образом, кальвинисты верили в божественное предопределение, или говоря простыми словами – в судьбу

Следовательно, гугеноты снимали с себя ответственность и освобождались от постоянных забот, поскольку все и так предопределено Творцом. Помимо этого, они не считали нужным отдавать церкви десятину – десятую часть от заработка.

С каждым годом количество гугенотов, среди которых было немало высокопоставленных лиц, увеличивалось. В 1534 г. монарх Франциск I обнаружил на дверях своих покоев листовки, в которых критиковались и высмеивались католические вероучения. У короля это вызвало гнев, вследствие чего в государстве начались гонения кальвинистов.

События Варфоломеевской ночи

Гугеноты боролись за свободу вероисповедания своей религии, однако позже война переросла в серьезное противостояние политических кланов за престол – Бурбонов (протестантов), с одной стороны, и Валуа и Гизов (католиков), с другой.

Бурбоны были первыми после Валуа претендентами на королевский трон, что подогревало их стремление к войнам. К предстоящей Варфоломеевской ночи с 23 на 24 августа 1572 г. они пришли следующим образом. По окончании очередной войны в 1570 г. было подписано мирное соглашение.

Не смотря на то, что гугенотам не удалось выиграть ни одной серьезной битвы, французское правительство не имело никакого желания участвовать в военном конфликте. В результате, король согласился на перемирие, пойдя кальвинистам на большие уступки.

С этого момента гугеноты имели право вести службы везде, за исключением Парижа. Также им разрешалось занимать государственные посты. Король подписал указ о предоставлении им 4-х крепостей, а их лидер адмирал де Колиньи получил место в королевском совете. Такое положение вещей не могло нравится ни матери монарха, Екатерине Медичи, ни, соответственно, Гизам.

И все же, желая достигнуть мира во Франции, Екатерина решила выдать замуж свою дочь Маргариту за Генриха IV Наваррского, который был знатным гугенотом. На предстоящую свадьбу молодоженов съехалось множество гостей со стороны жениха, которые являлись кальвинистами.

Через 4 дня по личному распоряжению герцога Генриха де Гиза было совершено покушение на адмирала Колиньи. Герцог мстил за Франсуа де Гиза, убитого несколько лет назад по приказу адмирала. Одновременно с этим, он был раздосадован, что Маргарита не стала его женой.

Однако стрелявший в Колиньи лишь ранил его, вследствие чего тому удалось выжить. Гугеноты потребовали от правительства немедленно наказать всех, кто был причастен к покушению. Боясь мести протестантов, приближенные короля посоветовали ему раз и навсегда покончить с гугенотами.

Королевский двор испытывал большое отвращение к кальвинистам. Правящий клан Валуа опасался за свою безопасность и на то были причины. За годы религиозных войн, гугеноты дважды пытались похитить монарха Карла IX Валуа и его мать Екатерину Медичи, чтобы навязать им свою волю.

В добавок к этому, основная часть приближенных короля являлась католиками. Следовательно, они делали все возможное, чтобы избавиться от ненавистных протестантов.

Убийство Колиньи

После третьей войны король Карл IX и его советники договорились о заключении брака между лидером гугенотов Анри Наваррским и Маргарет Валуа, чтобы принести мир во Францию. Маргарет была сестрой короля. В 1572 году пара поженилась в соборе Нотр-Дам. Свадьбу отмечали неделю, и многие знатные лидеры протестантов посетили это торжество. Екатерина Медичи хотела оказать гугенотам поддержку, поскольку она с подозрением относилась к намерениям герцога Гизе. Представители государственной власти также надеялись, что брачный союз Валуа и Анри поможет остановить религиозную вражду и положить конец десятилетней гражданской войне.

Тем не менее, нетерпимость в обществе продолжала держаться на крайне высоком уровне. Католическое духовенство предупредило королевский двор, что заключенный брак обрушит на Францию гнев Божий. Многие католики опасались, что гугеноты теперь смогут проникнуть в судебную власть и благодаря этому Франция будет втянута в войну Нидерландов с Испанией.

Екатерина Медичи была обеспокоена ростом влияния Колиньи на короля Франции. Она приняла решение избавиться от адмирала. 22 августа, когда Колиньи возвращался домой в него выстрелил наемный убийца. Колиньи не погиб, он получил серьезное ранение в руку. Однако, гугеноты молниеносно отреагировали на покушение. Начались беспорядки и королевская семья, вместе с семьей Гизе в страхе перед гугенотами приняли решение совершить упреждающую атаку. Королевским приказом была мобилизована милиция для задержания и убийства протестантского руководства. Ранним утром 23 числа Королевская гвардия убила Колиньи. Другие протестантские лидеры, вместе с Анри Наваррским, были задержаны.

Могло ли такое быть?

Вероятно. Это тот случай, когда история сильно пересеклась с литературой, а конкретно с «Хроникой времён Карла IX» Проспера Мериме и, что ещё серьёзнее, с «Королевой Марго» Александра Дюма. Талант двух писателей оказался сильнее исторических фактов. Тот же Дюма, например, описывает события Варфоломеевской ночи таким образом, что у читателей не остаётся сомнений: королева-мать Екатерина Медичи и герцог Де Гиз составили заговор, целью которого было полное истребление гугенотов. Число читателей Дюма измеряется миллионами, и для них этот «заговор» — почти аксиома. Вот только историю по литературе изучать нельзя.

Среди французских историков до сих пор идёт спор о том, был «заговор» или нет. У тех, кто полагает, что резня началась спонтанно, хватает весомых аргументов в пользу этой точки зрения. Вот лишь некоторые из них. Во-первых, спланировать массовое истребление гугенотов в Париже было достаточно трудно, на это ушло бы несколько месяцев. Протестантов в столице было не слишком много, большая их часть приехала на свадьбу Генриха Наваррского (одного из лидеров гугенотов) с Маргаритой Валуа (сестрой короля Карла IX). Расселились они в городе как пришлось: кто-то в Лувре, кто-то на постоялых дворах, кто-то у родни, в том числе и родни другого вероисповедания. Тайно оповестить половину города о том, что в назначенный час она должна подняться и перебить другую половину города, невозможно. Хотя бы потому, что если в заговор вовлечены 100 тыс. человек, то многочисленные утечки информации неизбежны.

Во-вторых, среди жертв Варфоломеевской ночи было довольно много католиков. Это не была самозащита гугенотов, просто кто-то сводил с единоверцами старые счёты. Это наталкивает на мысль о том, что резня вспыхнула стихийно: убивали всех, кто подворачивался под руку. В-третьих, никакой атаки с первым ударом набата не было. Всплеск насилия пришёлся на первые рассветные часы. Есть версия, что группа агрессивно настроенных католиков из свиты герцога Гиза, узнав об убийстве адмирала Колиньи (другого лидера протестантов), отправилась убивать прочих гугенотов. В этот момент какой-то монах принёс весть, что на парижском кладбище зацвёл боярышник — это было воспринято как знак свыше: надо убивать протестантов.

Многие историки видят картину следующим образом. Заговор Гизов и Екатерины Медичи действительно имел место, но касался он лишь лидеров протестантов. И прежде всего Генриха Наваррского, адмирала Колиньи и их ближайшего окружения. И якобы Карл IX даже дал на это согласие, хотя его матушке оно на самом деле и не требовалось. Генриха Наваррского убить не удалось, хотя он находился в Лувре. Колиньи закололи у него дома. Когда весть о смерти адмирала, которого рядовые католики люто ненавидели, разнеслась по Парижу, набожные жители города решили поубивать «еретиков» во славу божью.

У этой версии много слабых мест, но есть и очевидные плюсы. Вот ещё один: если бы существовал масштабный заговор, то Гизы первым делом планировали бы убийства людей из свит Наваррского и Колиньи, а не лавочников и бедных дворян. Однако очень многие видные гугеноты благополучно пережили Варфоломеевскую ночь. Одним спас жизнь Карл IX, другие спаслись благодаря личной отваге, третьи (таких, правда, меньшинство) вообще не знали, что происходит резня. Франсуа де Флеран, приближённый Генриха Наваррского, спокойно встретил Варфоломеевское утро и лишь около полудня узнал, что той ночью в Париже убивали его братьев по вере.

Показательна и история шотландца Габриэля Монтгомери — того самого, который невольно убил на турнире Генриха II, отца Карла IX. Он не только спасся от убийц, но ещё и собрал в предместье столицы отряд из 200 человек, чтобы в случае чего взять Лувр штурмом. Словом, если и существовал план поголовного истребления гугенотов, то он провалился. А так как Екатерина Медичи всегда очень тщательно обдумывала свои шаги, то мы можем говорить, что плана такого, наверное, всё-таки не было. Так что на вопрос о том, могло ли не случиться Варфоломеевской ночи, мы также смело можем ответить: «Да, могло».

Реформация и Религиозные войны

Варфоломеевская ночь возникла не сама по себе, важно знать контекст, логику событий того времени, чтобы правильно её представить. XVI век – это время Реформации и Котрреформации, время церковных реформ, противостояния новых религий старым, гражданских войн

И сложно в то время найти более ожесточённое и длительное противостояние жителей одной страны, чем это было во Франции, где гугеноты и католики обладали собственными армиями и полководцами, собственными королями и выдающимися лидерами. Нам сейчас сложно представить, что люди могли ссориться и воевать из-за догматических расхождений, зачастую даже не самых значительных, ведь и те, и другие всё-таки верили в одного бога. И даже в рядах протестантов нередко возникали теологические споры и расхождения, появлялись собственные еретики, многие из которых и просто использовали народный протест в личных целях, для обогащения и разбоя, отрицая все моральные нормы и государственные законы.

К. Ф. Гун. Канун Варфоломеевской ночи

К. Ф. Гун Сцена из Варфоломеевской ночи

Реформация явилась реакцией на произвол католических властей, падение нравов, вмешательство духовных лиц в мирские дела, обогащение и интриги католической церкви, циничную продажу индульгенций и «мест в раю», подавление аристократией самостоятельности горожан. За пышной религиозной формой, торжественностью, роскошью католицизма терялось действительное содержание. Священнослужители пренебрегали правилами своей собственной религии, думая больше о мирских благах, участвуя в дворцовых интригах, вмешиваясь в дела князей и королей. Папа Римский был таким же участником политических процессов и дипломатических отношений, как и обычные короли, он мог возводить на трон, устраивать политические браки, а мог отлучать от церкви и провоцировать войны и смуты. Папы давно уже больше заботились о собственных богатствах и об удержании влияния и власти, чем о духовности народов и мире между странами. Именно поэтому беднеющий и закрепощённый народ чувствовал необходимость в обновлении и реформе религии, в избавлении от гнёта католической церкви, очищении веры от мирского, заботе о ближних. Реформация вызывало пробуждение национального самосознания, способствовало общественной перестройке, освобождению стран от влияния Рима. В каждой стране в XIV-XVI вв. являлись собственные проповедники и духовные лидеры. В Германии это был Мартин Лютер, во Франции —  Жан  Кальвин, в Чехии – Ян Гус, в Англии – Джон Виклиф. Реформация способствовала ослаблению влияния Рима и пробуждению национальных настроений, улучшению жизни и нравов, усилению роли буржуазии, среднего класса. Протестанты быстро богатели благодаря тому, что отказывались от дорогих обрядов, церковной роскоши, предпочитали посту и молитве реальные дела, профессиональный и честный труд, ценили бережливость, практичность. Моральная часть их религии соблюдалась более строго, чем у католиков. Но церковь не могла столь легко сдаться и просто позволить людям верить в то, во что они хотят, религиозные реформы не обошлись без противостояния и жертв. На реформацию церковь повсеместно отвечала контрреформацией, кровавой борьбой с еретиками, кострами инквизиции, судебными процессами, пытками и реставрацией католичества. Но для многих протестантов вера не была пустой формой, многие из них не отступили от неё до конца и пошли ради неё на смерть, стали мучениками. Рим со временем вынужден был отступить, однако произошло это не сразу. И одним из эпизодов этой борьбы, охватившей разные государства, стала Варфоломеевская ночь.

Хотя фактическая сторона этих событий почти полностью известна, в историографии нет единого мнения относительно событий 24 августа 1572 года. Ранее господствовала старая теория, сложившаяся во многом под влиянием протестантов. Согласно этой версии, Варфоломеевская ночь была частью плана короля Карла IX, его матери Екатерины Медичи и герцогов де Гизов, желавших разом избавиться от наиболее влиятельных представителей гугенотов. Закреплению этой концепции в массовом сознании во многом способствовал Александр Дюма своим романом «Королева Марго». Однако сложно назвать массовую расправу над протестантами спланированной акцией. В том, что народ в данном случае мог действовать по приказу Екатерины Медичи, представляющейся многим настоящим исчадием ада, возникают серьёзные сомнения. Проследим основные события, предшествовавшие трагедии в Париже.

«Варфоломеевская ночь» в провинциях

Для католиков не было сомнений в том, что их победа была знаком божественного провидения. Кроме того, определенное количество протестантов признали это, в любом случае, обращения носили массовый характер. Но победа католиков смешивалась с яростной злобой, потому что на юге оставались прочные цитадели гугенотов.

Варфоломеевская ночь год 1572 – не исключительно парижское событие. Орлеан, Ла-Шарите-сюр-Луар, Мо, Анже, Сомюр, Бурж, Лион, Руан, Труа, Бордо, Тулуза, Альби, Гайак, Роман-Сюр-Изер, Валанс, Рабастенс-де-Бигор, Оранж, Орийак, Монтелимар, Дакс, Муассак, Ажен, Блей-ли-Мин, Кастр отвечают на парижский импульс. С 25 на 26 августа бойня в Орлеане напоминает продолжение парижского насилия, но, возможно, с большей интенсивностью (от 500 до 15000 погибших). Многие «еретики» были брошены в Луару или потоплены на лодках.

Затем насилие совершается в Шарите-сюр-Луаре, Сомюре и Анже. Другая криминальная модальность касается Мо, Лиона, Труа и Буржа. В конце августа в Туре, Блуа, Вандоме, Амбуазе, Божанси, Жаржо и окрестностях разграблены дома гугенотов. В Суассоне 29 августа осуществилось «три акта». Несколько смертей задокументировано в Монтрее. Разграблены дома гугенотов, убиты несколько человек в Партене. Драма продолжается десять недель.

С 25 на 26 августа бойня в Орлеане напоминает продолжение парижского насилия, но, возможно, с большей интенсивностью (от 500 до 15000 погибших). Затем насилие совершается в Шарите-сюр-Луаре, Сомюре и Анже. Другая криминальная модальность касается Мо, Лиона, Труа и Буржа. В конце августа в Туре, Блуа, Вандоме, Амбуазе, Божанси, Жаржо и окрестностях разграблены дома гугенотов. В Суассоне 29 августа осуществилось «три акта». Несколько смертей задокументировано в Монтрее. Разграблены дома гугенотов, убиты несколько человек в Партене. Драма продолжается десять недель.

Три этапа обусловливают последовательность событий. Описание:

  1. Как оно могло начинаться: превентивное заключение гугенотов после того, как в город прибывают новости из Парижа.
  2. Затем следует этап ожидания, который прерывался случайными нападениями на гугенотов или подозреваемых в ереси (не заключенных в тюрьму), или на их дома.
  3. Наконец, после прибытия посланников из Парижа, которые утверждают, что несут смертные приказы, бойня начинается в тюрьмах. В её провокации можно заподозрить роль ультракатолических деятелей, борющихся за господство муниципальной власти.

Последние массовые убийства имеют некоторую временную дистанцию по сравнению с тем, как они могли происходить в Париже. Руан – 17-20 сентября, Рабастенс-де-Бигор –20-21 сентября, Бордо – 3 октября, Тулуза – 4 октября, Гайак – дата 5 октября 1572…

Согласно самым последним оценкам, Варфоломеевская ночь во Франции дата 1572 привела к гибели от 10 000 до 15 000 жертв по всей стране. «Варфоломеевская ночь» с той поры, может становиться и как фразеологизм – расправа над противником подлыми методами.

Гугеноты. Кальвинисты

Гугеноты – французские протестанты-кальвинисты (последователи реформатора Жана Кальвина). Стоит заметить, что войны между католиками и гугенотами велись уже долгие годы. В 50-х годах кальвинизм приобрел широкое распространение на западе страны.

Важно отметить одну из основных доктрин кальвинизма, которая звучит следующим образом: «Только Бог заранее решает, кто спасется, поэтому человек не в состоянии что-либо изменить». Таким образом, кальвинисты верили в божественное предопределение, или говоря простыми словами – в судьбу

Следовательно, гугеноты снимали с себя ответственность и освобождались от постоянных забот, поскольку все и так предопределено Творцом. Помимо этого, они не считали нужным отдавать церкви десятину – десятую часть от заработка.

С каждым годом количество гугенотов, среди которых было немало высокопоставленных лиц, увеличивалось. В 1534 г. монарх Франциск I обнаружил на дверях своих покоев листовки, в которых критиковались и высмеивались католические вероучения. У короля это вызвало гнев, вследствие чего в государстве начались гонения кальвинистов.

События Варфоломеевской ночи

Гугеноты боролись за свободу вероисповедания своей религии, однако позже война переросла в серьезное противостояние политических кланов за престол – Бурбонов (протестантов), с одной стороны, и Валуа и Гизов (католиков), с другой.

Бурбоны были первыми после Валуа претендентами на королевский трон, что подогревало их стремление к войнам. К предстоящей Варфоломеевской ночи с 23 на 24 августа 1572 г. они пришли следующим образом. По окончании очередной войны в 1570 г. было подписано мирное соглашение.

Не смотря на то, что гугенотам не удалось выиграть ни одной серьезной битвы, французское правительство не имело никакого желания участвовать в военном конфликте. В результате, король согласился на перемирие, пойдя кальвинистам на большие уступки.

С этого момента гугеноты имели право вести службы везде, за исключением Парижа. Также им разрешалось занимать государственные посты. Король подписал указ о предоставлении им 4-х крепостей, а их лидер адмирал де Колиньи получил место в королевском совете. Такое положение вещей не могло нравится ни матери монарха, Екатерине Медичи, ни, соответственно, Гизам.

И все же, желая достигнуть мира во Франции, Екатерина решила выдать замуж свою дочь Маргариту за Генриха IV Наваррского, который был знатным гугенотом. На предстоящую свадьбу молодоженов съехалось множество гостей со стороны жениха, которые являлись кальвинистами.

Через 4 дня по личному распоряжению герцога Генриха де Гиза было совершено покушение на адмирала Колиньи. Герцог мстил за Франсуа де Гиза, убитого несколько лет назад по приказу адмирала. Одновременно с этим, он был раздосадован, что Маргарита не стала его женой.

Однако стрелявший в Колиньи лишь ранил его, вследствие чего тому удалось выжить. Гугеноты потребовали от правительства немедленно наказать всех, кто был причастен к покушению. Боясь мести протестантов, приближенные короля посоветовали ему раз и навсегда покончить с гугенотами.

Королевский двор испытывал большое отвращение к кальвинистам. Правящий клан Валуа опасался за свою безопасность и на то были причины. За годы религиозных войн, гугеноты дважды пытались похитить монарха Карла IX Валуа и его мать Екатерину Медичи, чтобы навязать им свою волю.

В добавок к этому, основная часть приближенных короля являлась католиками. Следовательно, они делали все возможное, чтобы избавиться от ненавистных протестантов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector