Учение жана кальвина — основные положения и идеи

Учение

Став образованным человеком Жан с симпатией начал относится к протестантским взглядам. В частности, на него оказали большое впечатление работы Мартина Лютера, который восстал против католического духовенства.

Это привело к тому, что Кальвин примкнул к новообразованному движению сторонников реформационных идей, а вскоре благодаря ораторскому таланту и вовсе стал лидером данной общины.

Ключевой задачей христианского мира по мнению мужчины была ликвидация превышения полномочий священников, которые происходили довольно часто. Главные постулаты учений Кальвина заключались в равенстве всех людей и рас перед Богом.

Вскоре Жан открыто заявляет о своем отказе от католицизма. Также он утверждает, что сам Всевышний призвал его службу в распространении истинной веры. К тому моменту он уже стал автором своей знаменитой речи «О христианской философии», которая была отправлена в печать.

Правительство и духовенство, которое не хотело ничего менять, было обеспокоено дерзкими высказываниями Кальвина. В итоге реформатор начал подвергаться гонениям за свои «антихристианские» убеждения, скрываясь от властей у своих соратников.

В 1535 г. Жан написал свой главный труд «Наставление в христианской вере», в котором защищал французских евангеликов. Интересен факт, что опасаясь за свою жизнь, богослов предпочел оставить втайне свое авторство, поэтому первая публикация книги была анонимной.

Поскольку преследования становились все более активными, Жан Кальвин решил покинуть страну. Он отправился в Страсбург окольным путем, планируя один день переночевать в Женеве. Тогда он еще не знал, что в этом городе он пробудет значительно дольше.

В Женеве Жан познакомился со своими последователями, а также приобрел единомышленника в лице проповедника и богослова Гильома Фареля. Благодаря поддержке Фареля он получил большую популярность в городе, а позднее провел ряд успешных реформ.

Осенью 1536 г. в Лозанне была организована публичная дискуссия, на которой присутствовали и Фарель с Кальвином. На ней обсуждались 10 вопросов, которые представляли собой ключевые принципы реформации. Когда католики начали утверждать будто евангелики не принимают взглядов отцов церкви, в разговор вмешался Жан.

Жан Кальвин и его «Катехизис»

Мужчина объявил, что евангелики не только ценят труды отцов церкви больше, чем католики, но и гораздо лучше их знают. В доказательство этому Кальвин выстроил логическую цепочку на основе богословских трактатов, наизусть цитируя из них объемные отрывки.

Его выступление произвело сильное впечатление на всех присутствующих, обеспечив протестантам безоговорочную победу в диспуте. Со временем о новом учении, которое уже тогда было известно под «кальвинизмом», узнавало все больше людей как в Женеве, так и далеко за ее пределами.

Позднее, Жан был вынужден покинуть этого город, вследствие гонений местных властей. В конце 1538 г. он перебрался в Страсбург, где проживало много протестантов. Здесь он стал пастором реформаторской общины, в которой его проповеди имели чрезмерную популярность.

Спустя 3 года Кальвин вернулся в Женеву. Тут он окончил написание своего крупного труда «Катехизис» – свода законов и постулатов «кальвинизма», адресованный всему населению.

Данные правила были очень жесткими и требовали реорганизации устоявшихся порядков и традиций. И все же городские власти поддержали нормы «Катехизиса», утвердив его на заседании. Но начинание, казавшееся благим, вскоре превратилось в тотальную диктатуру.

На тот момент Женевой по сути правил сам Жан Кальвин и его приверженцы. В результате участились смертные казни, а немало граждан были подвергнуты изгнанию из города. Множество людей боялись за свои жизни, поскольку пытки арестантов вошли в обыкновенную практику.

Жан переписывался со своим давним знакомым Мигелем Серветом, который был противником учения о Троице и критиковал многие постулаты Кальвина, подкрепляя свои слова рядом фактов. Сервет подвергался гонениям и в конечном счете был схвачен властями в Женеве по доносу Кальвина. Он был приговорен к сожжению на костре.

Жан Кальвин продолжил писать новые богословские трактаты, включая крупный сборник книг, речей, лекций и т.д. За годы биографии он стал автором 57 томов.

Лейтмотивом вероучения богослова выступало полное основание учений на Библии и признание суверенитета Бога, то есть – высшая власть Творца над всем. Одной из главнейших черт кальвинизма являлось учение о предопределении человека или говоря простыми словами – о судьбе.

Таким образом человек сам ничего не решает, а все предопределено уже Всевышним. С возрастом Жан становился более набожным, строгим и нетерпимым ко всем тем, кто не соглашался с его мнением.

Парадоксы кальвинизма

Как сказал великий английский проповедник Чарльз Сперджен, — кальвинизм прост, отточен и неотразим, как меч. Символ кальвинизма — горящее сердце. Как ни строго пропалывал Божью ниву Кальвин, учение его имени дало совершенно иные плоды. Это учение стало учением христианской свободы. Человек не имеет свободы воли? — значит, он действует во всём хорошем и добром по воле Божьей, а это окрыляет. Предопределение? — если ты предопределён ко спасению, то это видно по плодам твоих деяний, и ты неустанно трудишься на том месте, где поставил тебя Господь.

Кальвинисты — это реформаты Швейцарии и Голландии, пресвитериане Шотландии и США, гугеноты Франции, да и многие баптисты. Они бежали от гонений, они переплывали на утлых судёнышках, как пуритане на пути в Новую Англию, океаны. Они закладывали новые города и осваивали необъятные земли. И везде их вело Слово Божье, а в самой нехитрой поклаже беженцев была Библия.

500 лет Жану Кальвину. Без малого 500 лет Реформации. «Что есть истина?»

Идеи Кальвина

Institutio christianae religionis, 1597

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.

С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Вероятно, из лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают её в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.

Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от волеизъявления человека, его образа мыслей и жизни.

«Женевский папа»

В Женеве Кальвин основывает протестантскую церковь – кальвинистскую. В основе учения кальвинистов находилось божественное предопределение. Судьба каждого человека, как они считали, предопределена уже при рождении свыше. Успех и везение в жизни – это знак избрания. Неудачи – возможность еще больше приложить усилий и труда для спасения души. Вера в Бога и труд –единственный путь к вечному блаженству.

Богатство и расчет, скупость и накопительство не считались грешными. Учение Кальвина сразу понравились горожанам и начинающим предпринимателям. Ведь наступило время новой капиталистической эпохи, нуждающейся в измененной церкви.

Из шумного и радушного города Женева превратилась в мрачный « Рим кальвинизма». Развлечения и праздники стали под запретом. Жителям запрещалось носить нарядные и цветные одежды. Служители кальвинистской церкви (пасторы) имели право вмешиваться в частную жизнь. Приобрели популярность доносы. Инакомыслящих преследовали и сжигали на кострах. За свою беспощадность к религиозным врагам Кальвина стали называть «женевским папой». Фанатизм и «духовная свобода» захлестнули Женеву.

В дальнейшем кальвинистскую церковь приняли не только предприниматели Швейцарии, но и буржуазия Англии, Голландии и Франции. По настоянию Кальвина в Женеве был открыт университет для обучения будущих теологов- последователей. Студенты приезжали со всех европейских стран, желая послушать лекции реформатора.

В последние годы жизни Жан Кальвин изнурял себя работой. Проповедовал, писал религиозные труды, преподавал, словно боялся не успеть донести свои религиозные убеждения. Последние работы он заканчивал уже не имея сил вставать с кровати. В 1564 году, на 54 году жизни, Кальвин скончался и был похоронен на местном кладбище без надгробия. Местонахождение его могилы до сих пор не найдено учеными – историками.

Влияние идей Кальвина

Идеи Кальвина положили начало широкому развитию индивидуализма, содействовали в различных странах приобретению политической независимости:

  • освобождение Нидерландов от власти Филиппа II
  • национальная пресвитерианская церковь Шотландии основана учеником Кальвина Джоном Ноксом,
  • английская революция XVII века.

В Великом княжестве Литовском и Польше Кальвин вёл переписку с приверженцами реформации, в том числе с князем Радзивиллом и краковским воеводой Тарновским. Кальвин предлагал королю Сигизмунду II Августу стать во главе реформации. В Англии Кальвин переписывался с герцогом Сомерсетом — регентом и воспитателем Эдуарда VI, а также с архиепископом Кранмером.

Месса не стоит Парижа

В четырнадцать лет Жан был отправлен на учёбу в Париж. Поначалу он слушал лекции лучших профессоров богословия, но вскоре его отец решил, что сыну лучше стать юристом. Два года изучения юриспруденции наложили явственный отпечаток логической строгости на последующие богословские труды и диспуты Кальвина, его законодательную деятельность в Женеве. Блестящий ум, отточенный лучшими крючкотворами Сорбонны! Даже враги-католики впоследствии признавали его живой и острый ум.

А между тем, над старушкой Европой неудержимо реяли всепроникающие идеи Реформации. Неистовые проповеди Мартина Лютера из Виттенберга будоражили ищущие истины и свободы сердца. Благочестивый поклонник благонадёжнейшего Эразма Роттердамского подпадает под магию пламенных речей монаха-расстриги магистра Мартина Лютера. Он переживает мистическое «рождение свыше» и обращается в евангельскую веру. «И тогда, о Боже, я сделал то, что было моим долгом, и со страхом и слезами, проклиная свою прежнюю жизнь, направился по Твоему пути».

А тут начались и первые гонения на протестантов. Христианнейший Франциск I, «король-рыцарь», сжёг в Париже первых шестерых еретиков. Среди них был и друг Кальвина. Спешно, в крестьянской одежде, он покидает Париж, а вскоре и Францию. Он покидал родную Францию глубокой осенью, когда, как позолота с папских храмов, исчезала листва, когда начинались жестокие бури братоубийственной войны папистов с гугенотами, когда осенние костры сменялись кострами с корчащимися на них еретиками, когда уже начинала надвигаться Варфоломеевская ночь.

Тиран

В Женеве страсти улеглись, и горожане все чаще вспоминали Кальвина как честного и праведного человека. В 1541 г. они попросили его вернуться. Жан вместе с семейством переехал в Швейцарию. Тут он развернул масштабные реформы. Был сформирован совет священников, который осуществлял строгий надзор над образом жизни горожан. Эта власть была куда непримиримее и деспотичнее, чем аристократы и римские отцы церкви. Под запрет попали любые светские мероприятия развлекательного характера. Народ начал роптать.

В 1553 г. в Женеву пожаловал доктор Мигель Сервет. Он сделал вклад в естественные науки и попытал свои силы в теологии и начал с отрицания Троицы. Последнего ему не простили. Жан Кальвин строил козни против брата по несчастью, сообщая инквизиции о местах, через которые ехал Сервет. Когда бедняга оказался в руках реформатора, тот отправил его на эшафот.

Казнь Мигеля Сервета. Старинная гравюра

Этические особенности

Отдельного рассмотрения заслуживает отношение кальвинистов к труду и собственной работе. С позиции их учения, любая честная занятость является не просто заработком на жизнь, а прямым поручением Бога — поэтому человек должен выполнять поручения людей не как приказ начальника, а как попытку угодить Всевышнему.

В добросовестном труде, по мнению последователей этого течения, реализуется предназначение человека

Неважно, копает ли верующий яму, занимается торговлей, работает официантом, пишет доклад, рисует таблицу, делает презентацию или же готовит сообщение для реферата — в любом случае человек должен выполнять свои обязанности максимально хорошо, отбрасывая в сторону возможную брезгливость и амбиции

Впрочем, к перемене профессии кальвинисты относятся преимущественно негативно — для этого должен быть очень серьёзный повод (если новая работа позволит значительно приумножить славу Господу).

В этом проявляются отличия этой разновидности христиан от других направлений (католицизм, православие), которые считают, что излишняя фиксация внимания на работе — слишком греховное и суетное дело, отвлекающее от веры. Для последователей учения Кальвина тема труда является священной.

Догматы и положения

С точки зрения кальвинистов, природа является божественным откровением, вместе со Священным Писанием. Окружающий человека мир сам по себе представляет Божий замысел, поэтому люди должны активно изучать всех живых существ, так как это может приблизить верующего к пониманию законов Бога. К другим положениям нужно отнести следующие пункты:

  • Ограниченное искупление. Иисус Христос, как провозглашают кальвинисты, умер не за всех людей, а только за тех, кто был предопределён ко спасению своим Отцом. Сторонники учения опираются в этом вопросе на Библию («Христос умер за тех, кого Бог дал ему для спасения»). В соответствии с этим пунктом не христиане и приверженцы других религий спасены не будут.
  • Благая участь святых. Никто из людей не ответственен за своё спасение и святой человек отличается от грешника только тем, что конкретно его спас Бог. При этом отмеченный божественной благодатью человек не может отойти от своей участи (к примеру, «не оправдать ожиданий» или погрязнуть в пороке). Если же такое произошло, то это значит, что верующий никогда и не был святым.
  • Абсолютная греховность. Все люди являются грешниками, и никакие дела на земле (включая пожертвования) не могут исправить их положения. Единственное спасение — в вере, но и та предопределена с самого рождения и не зависит от человеческой воли.
  • Безусловное избрание. Несмотря на то что все добрые поступки людей (как и злые) уже известны Богу задолго до их совершения и даже планирования, каждый человек должен считать безусловно избранным для спасения, признаком которого является совершение богоугодных дел.

Основное правило этого учения в понятной форме можно выразить так — думать, что все свои хорошие черты характера являются даром Божьим, с помощью которого осуществляется спасение. При этом вина́ за отрицательные качества ложится на человека и первородный грех.

Никакой грех невозможно победить собственными силами, так как в этом случае человек отрицает значимость жертвы Христа на Голгофском Кресте — ведь если спасение было бы осуществимо своими силами, без помощи Бога, то тогда смерть Иисуса была бессмысленной и напрасной.

Спасение невозможно без веры, а вера появляется только благодаря слышанию слов из Евангелия, поэтому, по мнению кальвинистов, речи о спасении «атеистов, творящих добрые дела» не идёт. Однако любой из атеистов или представителей других конфессий, пока жив, имеет право думать, что и он однажды будет спасён Богом и это выразится не иначе как появлением интереса к учению Кальвина.

Сожжение еретика

Сожжение на костре испанского теолога и учёного Сервета — одно из тех событий, которые часто ставят в вину Кальвину. Говоря об этой истории, повторимся, что смертная казнь для Европы XVI в порядке вещей. С 1542 по 1546 год в Женеве было казнено 58 человек. Эпидемия чумы, захватившая Европу в 1540-х, требовала особых мер по предотвращению распространения инфекции, и 34 человека были казнены по обвинению в заговоре и колдовстве (стали жертвой мнения о связи эпидемии с заражением дверных ручек).

Кальвин запугивает людей во время проповеди в церкви. (southernprotestant.com)

Казнь Сервета не была связана с эпидемией. Его, изучавшего малый круг кровообращения, изображают мучеником науки подобно Джордано Бруно, а Кальвина — фанатиком, расправившимся с инакомыслящим гением. Но мало говорят о том, что Сервет ещё до прибытия в Женеву был объявлен еретиком. И не за свои исследования, а за отрицание учения о Троице, что для того времени страшное святотатство.

Сервет долго спорил с Кальвином, но за первым только больше утвердился статус еретика. Более того, Сервет поступил неразумно, явившись в Женеве на службу, которую вёл Кальвин. Прихожане этого не стерпели и задержали его, а Городской совет приговорил Сервета к сожжению. Перед казнью Кальвин встречался с Серветом, просившим о снисхождении в наказании, и предлагал ему отречься от своих взглядов. Последовавший отказ привел к логическому результату — сожжение состоялось. Кстати, в Женеву он приехал к ярым противникам Кальвина. Так что вторым мотивом сожжения могла стать политика.

Достижение материального благополучия города Кальвин видел в развитии предпринимательства, трудовой протестантской этики и банковского дела. Яркий учитель и сильный проповедник разработал простые и понятные правила рабочей этики, которые активно проповедовал среди своих прихожан. Главный постулат: все принадлежит Богу — работа, имущество, жизнь. В центре всего для верующего человека должен находиться Бог, поэтому лень в работе — знак неуважения к Нему. Давать деньги в долг под проценты — это пример правильного управления, обратное же — расточительство. В то же время, правильно распоряжаясь имуществом, стремясь к получению дохода, следует быть сдержанным в расходах, не допуская лишнего.

Отражение личного аскетизма Кальвина можно увидеть через много веков в подходе к бизнесу и у современных швейцарцев. Ну и в целом, глядя на современную Швейцарию, мы видим, к каким плодам привело учение Кальвина.

История[править | править код]

Несмотря на то, что кальвинизм номинально должен начинаться с Жана Кальвина, тем не менее его историю часто возводят к Ульриху Цвингли. Во многом это объясняется не формальной, а содержательной стороной вопроса.

История Реформации начинается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге. Однако лютеранство не стало единственным направлением в протестантизме.

Швейцарско-немецкий кальвинизмправить | править код

В 1529 году во время Марбургского диспута обозначился раскол между лютеранами (немецкими протестантами) и реформатами (швейцарскими протестантами), которых представлял Ульрих Цвингли. При общей приверженности идеям Реформации их разделил вопрос о причастии. Реформаты настаивали на символическом характере причастия, тогда как Лютер утверждал, что в евхаристии христиане принимают истинное тело и кровь Христа. Цвингли рано погиб в столкновениях с католиками (1531), но дело его Реформации продолжил обосновавшийся в Швейцарии француз Жан Ковен (Кальвин). Связующим звеном между Цвингли и Кальвином был Гийом Фарель. В 1536 году швейцарские протестанты приняли Гельветское исповедание, затем в год окончания католического Тридентского собора (1563) был принят Гейдельбергский катехизис.

Французский кальвинизмправить | править код

Попытка кальвинистов закрепиться во Франции, где они были известны под именем гугенотов, не имела успеха. Впервые они о себе заявили в 1534 году в ходе т. н. Дела о листовках. В 1559 году состоялся первый гугенотский синод, на котором было принято Галликанское исповедание. В 1560 году примерно 10 % населения Франции были гугенотами (чуть менее 2 миллионов человек). Всю 2 пол. XVI века во Франции полыхали Гугенотские войны. Оплотом гугенотов были города Орлеан, Ла-Рошель, Ним, Тулуза. В 1572 году католики уничтожили около 3 тысяч кальвинистов в Париже в ходе т. н. Варфоломеевской ночи. Тем не менее, гугенотам удалось добиться себе некоторых послаблений благодаря Нантскому эдикту (1598 год), который был отменён в 1685 году.

Восточноевропейский кальвинизмправить | править код

Очень рано проник кальвинизм в два важных государства Восточной Европы: Венгрию и Речь Посполитую. В 1567 году Гельветское исповедание распространилось в Венгрии, где его приняла верхушка княжества Трансильвания и образовалась влиятельная Венгерская реформатская церковь, которая ныне охватывает пятую часть верующих венгров.

В Речи Посполитой кальвинизм не стал массовым движением, однако им активно заинтересовалась шляхта. Первая кальвинистская община образуется в 1550 году в городе Пиньчув. В Литве активным проводником кальвинизма был Николай Радзивил. По его инициативе кальвинистским пастором Клецка становится Симон Будный. Значительно ослабили кальвинизм идеи антитринитариев, которые проповедовали польские братья и социане. В 1570 кальвинисты попытались объединиться с другими протестантами против католиков, заключив Сандомирский договор. В ходе Контрреформации зачатки кальвинизма были вытравлены из Речи Посполитой, а поляки и литовцы остались преимущественно в католическом исповедании.

Голландский кальвинизмправить | править код

Кальвинисты прочно закрепились в Голландии, где в 1571 году образовалась Нидерландская реформатская церковь. В 1566 году они инициировали Иконоборческое восстание, положившее начало Нидерландской революции. В 1618 году состоялся Дордрехтский синод, подтвердивший Гейдельбергский катехизис. Вместе с голландскими колонистами кальвинизм проник в 1652 году в Южную Африку, где появилась Голландская реформатская церковь Южной Африки. Из Голландии кальвинисты проникли в Великобританию, где они стали известны под именем пуритан. Кальвинизм оказал значительное влияние на формирование голландского национального характера.

Англосаксонский кальвинизмправить | править код

Кальвинисты сыграли также важную роль в Английской революции, богословский результат которой неочевиден. С одной стороны, Церковь Англии разделяет кальвинистскую теологию (Вестминстерское исповедание 1648 года), однако радикальные кальвинисты усмотрели в англиканстве слишком много «папистских» черт в пышной церковной иерархии. Несогласные кальвинисты разделились на конгрегационалистов и пресвитериан. Первые обосновались в британской колонии Новая Англия и сыграли важную роль в Американской революции XVIII века. А вторые определили религиозную ситуацию в Шотландии.

Современностьправить | править код

В 1817 году на волне празднования 300-летия Реформации начался процесс сближения кальвинистов и лютеран (Прусская уния)

Кальвин и Европа XVI века

Кальвин личность крайне противоречивая. Как и все великие, впрочем. В Интернете и книгах можно найти как крайне положительные, даже хвалебные описания Жана Кальвина, так и негативные, вплоть до сравнений с Гитлером. Но давать одностороннюю оценку такой личности нельзя, к тому же нельзя не учитывать контекст времени. Вполне возможно Кальвин прибегал к жестокости просто из-за того, что в средневековой Европе не было других методов, и жестокость была единственным выходом.

Вдохновившись идеями Лютера, Кальвин подчинил всю общественную жизнь библейским принципам. Благодаря этому Женева стала европейским центром реформации, а последствия реформ Кальвина видны не только в Женеве, но и во всей Швейцарии. В Европе XVI века Женеву называли «протестантским Римом», а Кальвина «Женевским папой», диктатором и тираном города. Но последнее, конечно, натянуто. Современники не вдавались в подробности. Главное то, что оба раза, когда Кальвина звали в Женеву (1536−1538, а затем в 1541 году), он не рвался властвовать, а делал то, что считал должным.

Ещё в бытность свою молодым теологом и юристом, любящим уединённую работу в личном кабинете, француз Кальвин оказывается в Женеве в 1536 году. Заехав проездом в этот город, он остаётся там после уговоров будущего друга Гийома Фареля. Фарель тогда — предводитель Реформации в этой части конфедерации.

Основные события в жизни

  1. 1532 г. – Жан Кальвин получает докторскую степень в Орлеане и в этом же году публикует свое первое научное произведение – «О кротости» – комментарий к трактату Сенеки. Сочинение не вызывает у общественности особенного интереса, и, после ещё нескольких попыток пробиться в ученые-гуманисты, Кальвин окончательно ударяется в протестантизм. На него оказали большое влияние идеи Мартина Лютера, непосредственного инициатора Реформации.
  2. 1533 г. – участвует в написании скандальной речи «О христианской философии» для ректора университета Николы Копа, после произнесения которой и ректор, и сам Кальвин сталкиваются с возмущением общественности и бегут из Парижа.
  3. 1534 г. – условное начало деятельности Кальвина в качестве проповедника: в это время он занимается толкованием Библии для всех желающих, скрываясь на юге Франции. В этом же году пишет свое первое теологическое произведение – «Сон душ». Отказывается от своих должностей в приходах.
  4. 1535 г. – покидает Францию из-за начавшихся гонений на протестантов, обосновывается в швейцарском городе Базель под чужим именем.
  5. 1536 г. – публикует свой главный труд – «Наставление в христианской вере», где развивает мысль о полном подчинении человека Божьей воле. Посещает Италию, где склоняет герцогиню Феррарскую к реформаторским идеям. Планирует вернуться в Базель через Женеву, однако в Женеве его просят остаться и внести вклад в формирование новой церкви. Здесь начинается активная деятельность Жана Кальвина как реформатора: он обретает авторитет, читает лекции и устанавливает новые порядки. О «кальвинизме» узнает общественность.
  6. 1537 г. – собрание принципов «кальвинизма» принимают на городском совете, в Женеве растет власть Жана и его единомышленников. Всех «инакомыслящих» подвергают наказаниям, серьезно ограничивается свобода граждан, из-за чего уже в конце года авторитет реформатора подрывается.
  7. 1538 г. – оппозиция изгоняет Кальвина из Женевы. Реформатора приглашают проповедником в Страсбург. Здесь он также пытается учредить жесткие церковные порядки, проповедует и читает лекции.
  8. 1541 г. – возвращается в Женеву по просьбе городского совета и ставит условия, на которых он готов остаться. Совет принимает их все, а Кальвин снова обретает власть, которая спустя время становится почти неограниченной. Это приведет к постепенному установлению в Женеве диктатуры, повлекшей за собой множество пыток и смертных казней.
  9. 1543 г. – пишет еще один знаковый труд – «Трактат о реликвиях», в котором критикует поклонение мощам и другим реликвиям, ставит под сомнение их подлинность.
  10. 1546 г. – растет недовольство граждан порядками Кальвина из-за введения жестких ограничительных мер.
  11. 1549 г. – либертины, противники «кальвинизма», занимают большинство мест в городском совете. Кальвин активно ведет проповеди, пытаясь склонить людей на свою сторону.
  12. 1553 г. – ученый-гуманист Мигель Сервет, критикующий многие христианские порядки, активно оспаривает учение Жана в переписке с ним. После ареста инквизицией Сервет сбегает в Женеву, надеясь на милость городского совета, в последнее время настроенного против Кальвина. Однако после долгого суда ученого приговаривают к мучительной казни через сожжение, а сам Жан Кальвин укрепляет авторитет, получает репутацию «защитника истинной веры».
  13. 1555 г. – реформатор практически полностью ликвидирует всю городскую оппозицию. Его режим укореняется, жизнь граждан находится под жестким контролем. Кальвина называют «женевский папа».
  14. 1559 г. – основывает Женевскую академию для обучения проповедников. Женева становится важнейшей точкой европейской Реформации.
  15. 1564 г. – из-за болезни Кальвин не смог завершить проповедь и через несколько месяцев скончался в муках.

Реформы Жана Кальвина

Подвергшись гонениям во Франции за свои религиозные взгляды, Кальвин в 1533 г. обосновался в Швейцарии. Среди Альпийских гор, в городах Базель и Женева, он преподавал, писал книги и распространял свои идеи.

В этот период он систематизировал и создал свод протестантского учения «Установление христианской веры», изданный в 1536 г. В этом же году женевские реформаторы предложили Ж. Кальвину принять участие в религиозном обновлении Женевы.

Хотя в Женеве богослов занимал пост советника правительства, он имел огромное влияние на жизнь города. Городской совет разрешил ему провести Реформацию в духе его взглядов, и принимал по его настоянию законы, делающие из Женевы обитель протестантизма. 

Так сложилось новое вероучение кальвинизм, и была создана Кальвинистская церковь. Религиозное обновление Женевы возложило на проповедников обязанность строго следить за нравственностью горожан:

  • горожане обязаны были посещать проповеди только в той церкви, к приходу которой они были прикреплены;

  • все религиозные обряды были сокращены до минимума – разрешалось только крещение и причащение;

  • праздником признавалось только воскресенье.

Истории известно, что за активную деятельность в продвижении идей Реформации его называли «женевским Папой». Вернувшись в Женеву в 1538 г. после трехлетнего перерыва, Кальвин с еще большим рвением продолжил внедрять свое учение.

Реформатор поспособствовал установлению правил, по которым регулировались прически, цвет и покрой платьев женщин. Если говорить кратко, то запрещались веселье и громкий смех, танцы и песни, яркие одежды.

За любой проступок, независимо от классовой принадлежности, горожане отправлялись в тюрьму и подвергались лишениям.

Деспотизм Кальвина породил волну сопротивления. Самыми смелыми его противниками стали ученые, которые вступали с ним в дискуссии по вопросам его учения. С этого периода начинается период догматизма, нетерпимости и жестокости Кальвина в отношении непримиримых оппонентов.

В 1553 г. за инакомыслие был казнен М. Сервет, что рассматривается как «моральный тупик Реформации». В течение двух лет Кальвин с помощью Женевского магистрата уничтожает, изгоняет или подчиняет своих противников и продолжает насаждать свое учение.

Будучи человеком с блестящим образованием, Кальвин за пять лет до своей смерти создал в Женеве университет. В нем начали обучать богословов-проповедников протестантского направления, которые служили во всех европейских странах.

Юность

Учеба подростку понравилась. Лекции читали знаменитые преподаватели, помимо богословия студентам преподавали иностранные языки и литературу. Наставники заметили талантливого паренька и определили его на факультет искусств в коллегию Монтегю. Жан готовился стать христианским философом, но этим планам не суждено было сбыться. В 1528 г. отец отозвал сына из Парижа и отправил в Орлеан. Там его наследник должен был получить юридическое образование. Старательный юноша выполнил задачу, попутно посещая Париж, чтобы не бросать любимый факультет.

Лекция в университете. Старинная гравюра

Получая 2 высших образования, наш герой успевал работать над собственным трудом о католической церкви. Жан Кальвин находил ее несовершенной и предполагал, что некоторые реформы пойдут этой структуре на пользу. Свое творчество он представил на суд преподавателей Парижского университета в 1533 г. Новый ректор ВУЗа Николя Коп проникся идеями выпускника и позволил себе зачитать текст на публике. Разразился скандал и вольнодумцы бежали из Парижа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector