Псалтирь

Псалом 15

Столпописание Давиду, псалом 15

«Столпописанием» эта песнь названа потому, что Давид написал ее как бы на столпе потомкам своим. Пророк предвозвещает здесь страдание и воскресение Владыки и спасение уверовавших в Него (Афанасий, Феодорит).

Пс.15:1. Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах.

Пророк просит Господа не о помощи в опасности, но умоляет быть ему хранителем на всю жизнь, обещая взаим свою верность (по Зигабену).

Пс.15:2. Рех Господеви: Господь мой eси Ты, яко благих моих не требуеши.

Праведный Иов более угодил Господу кротким своим терпением, нежели обильными своими милостями. И нам, в большинстве своем, полезнее переносить обиды и оскорбления, нежели заниматься благотворительностью: ибо Бог более требует нашей покорности Его святой воле (Иоанн Тобольск.).

Пс.15:3. Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них.

«Святым Господь удиви» – открыл «вся хотения своя» – волю Свою Святую (Афанасий).

Пс.15:4. Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима.

И святых постигали многие скорби и страдания в жизни. Но такие испытания «по сих ускориша», то есть скоро миновали, как только они обращались в молитве к Богу за помощью. И это сходно со словами Апостола: «егда бо немоществую, тогда силен есмь» (2 Кор. 12:10). Восстающих против святых Господь обещает предать казням и память их предать забвению (Феодорит).

Пс.15:5. Господь часть достояния моего, и чаши моея, Ты eси устрояяй достояние мое мне.

Пророк говорит: все мое богатство, все мое стяжание и все мое наслаждение в Боге состоит. И мы, если хотим удостоиться такого «достояния», должны со всяким усердием и смиренномудрием приступать к христианскому подвигу, потому что наследие и «часть» христиан есть Сам Бог (Макарий В.).

Пс.15:6. Ужя нападоша ми в державных моих: ибо достояние мое державно есть мне.

«Ужя» – грехи человеческие. Ради спасения «достояния» Своего – человека, Богочеловек претерпел страдание; ибо «достояние» Его «державно» – угодно Христу Богу (Афанасий, Феодорит).

Пс.15:7. Благословлю Господа, вразумившаго мя: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя.

Пророк воссылает благодарение Богу, «вразумившему» его избрать счастливейший жребий в жизни – искать утешения в едином Спасителе. Даже ночью все «утробы» – внутренние сокровенные помыслы побуждают к благодарному прославлению Своего Благодетеля (Афанасий).

Пс.15:8. Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.

Это и Петр истолковал в Деяниях о Христе (см. Деян. 2:25). Ибо говорит Он это по человечеству, во всем сообразуясь с нашими мерами, и не стыдится того, что приличествует истощанию. И смотри, как естество наше соделалось достославным во Христе. Мы Христом приведены пред лицо Самого Бога. А поэтому имей ум всегда в Боге – и во время сна, и во время бодрствования, при вкушении пищи и беседе, за рукоделием и всяким другим делом, по слову Пророка. Ибо Давид, при всем том, что был царь и имел попечение о всем царстве своем, всегда мысленно видел Господа пред собою в молитве своей. Надобно всякое дело совершать так, как бы оно делалось пред очами Господа, и всякую мысль слагать так, как бы Господь назирал ее. Как пред людьми стараемся соблюдать видимое для людей, так, и еще гораздо более надо быть уверенным, что имеем зрителем Бога, сказавшего: «еда небо и землю не Аз наполняю?» (Иер. 23:24) (Афанасий, Палама, Студит, Василий В.).

Пс.15:9. Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой, еще же и плоть моя вселится на уповании.Пс.15:10. Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления.

Пс.15:11. Сказал ми eси пути живота, исполниши мя веселия с лицем Твоим: красота в деснице Твоей в конец.

Пророк выражает духовную радость, что души наши по смерти не останутся во аде, и плоть не увидит вечного нетления, но по милосердию Божьему воскреснет в жизнь вечную. Ибо Христос Своим воскресением даровал безсмертие всем нам, как откровение (см. Деян. 2:25-31, 13:35-37). Ибо умерши плотию, не был Он мертв духом: «душа Его не была оставлена во аде» – по причине Его божества, и «плоть не видела истления». «Красота и веселие» – есть нетление, которое мы приимем от Христа после своего воскресения (Феодорит, Кассиан, Афанасий).

Псалтирь. Кафизма 2. Псалом 13

В конец, псалом Давиду, псалом 13

В этом псалме божественный Давид оплакивает растление естества человеческого безбожными людьми и проповедует крайнюю необходимость пришествия Христова. Видя, как Создатель безчестится тварью, как Бог отвергается «безумцем», Пророк от нестерпимой боли восклицает этот псалом (Афанасий, Златоуст).

Пс.13:1. Рече безумен в сердце своем, несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню.

«Безумцем» Давид называет не слабоумного, но человека развращенного умом. А этот безумец был очень сообразителен. Он не сказал языком, но скрыл зло в сердце, потому что знал, что похуливший Бога вслух в то время побивался камнями. «Рече в сердце» – т.е. только помыслил, что нет Бога. А что от этого произошло? – «Растлеша и омерзишася в начинаниих». Ибо первое пролагает путь ко второму. И каждый безстыдно согрешающий, хотя и не говорит словами, но самими делами и необузданной жизнью отрекается от Бога (Златоуст).

Пс.13:2. Господь с Небесе приниче на сыны человечeския: видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога.

Этой метафорой, взятой от людей, Пророк показывает в Боге точное познание. Сказал так не потому, что Ему нужно с неба пристально взирать (ведь Он все наполняет и все ясно видит), – но для того, чтобы нас вразумить, что Он не без причины что-либо определяет (Златоуст).

Пс.13:3. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до eдинаго.

Что же увидел «Господь»? – «Вси» одержимы злочестием и беззаконием в жизни, подобно содомляном: «вопль их велик он, и грех их, тяжел он весьма» (Быт. 18:20). Вот мрачная картина растления человеческого до пришествия в мир Христа Спасителя. Нынешние люди в большинстве своем развращены и растлены в своих нравах не хуже древнего мира. Человечество стало разлагающимся или уже разложившимся трупом (Феодорит, Иоанн Кронштадтский).

Пс.13:4. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба; Господа не призваша.

Неужели не познают «вси делающие беззаконие» Господа, и не уверуют в Него! Все обижающие бедных или похищающие принадлежащее им прилично называются «снедающими людей» Божиих, как «снедь хлеба», И всякий, кто за трапезой мыслит злое против ближнего, тот съедает человека вместо хлеба (Златоуст, Августин, Амвросий).

Пс.13:5. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных.

Не страшась Бога, они убоялись людей. Почему? – Потому что «Господь» в среде «праведных» помогает благочестивым (Златоуст).

Пс.13:6. Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть.

«Советом нищаго» назвал здесь Пророк упование на Бога смиренных, потому что сказано: кроме Бога не бойся другого. А упование на Господа не посрамит праведника (см. Рим. 5:5) (Златоуст, Феодорит).

Пс.13:7. Кто даст от Сиона спасение Израилево;Пс.13:8. Внегда возвратит Господь пленение людей Своих: возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль.

Пророк молится о скорейшем пришествии Христа Спасителя от горнего «Сиона», чтобы избавить растленный грехом человеческий род от пленения диавольского. Под «Иаковом» и «Израилем» разумеет святых патриархов и пророков, которые «возрадуются» Христову пришествию (Афанасий, Златоуст).

По 2–й кафисме, Трисвятое по Отче наш:

Тропарь, глас 2: Аз сый дре́во непло́дное, Го́споди, умиле́ния плода́ не ношу́ отню́дь и посече́ния страшу́ся, и огня́ о́наго бою́ся негаси́маго. Те́мже Тя молю́: пре́жде о́ныя ну́жды обрати́ и спаси́ мя.

Я́ко во́лны морски́я, на мя воста́ша беззако́ния моя́, я́ко корабле́ц в пучи́не, аз еди́н обурева́юся от прегреше́ний мно́гих, но в ти́хое приста́нище наста́ви мя, Го́споди, покая́нием и спаси́ мя.

Слава: Поми́луй мя, рече́ Дави́д, и аз Тебе́ зову́: согреши́х, Спа́се, грехи́ моя́ очи́стив покая́нием, поми́луй мя.

И ныне: Предста́тельство те́плое христиа́н, Сы́на Твоего́ моли́, Богоро́дице, вся́каго злоде́йства и лю́тости изба́вити нас ра́тника, и да́ти проще́ние нам, о ни́хже согреши́хом, милосе́рдия ра́ди щедро́т, Твои́ми моли́твами, Ма́ти Де́во.

Го́споди, поми́луй (40) и молитва:

Влады́ко Вседержи́телю, О́тче Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Единоро́днаго Твоего́ Сы́на, даждь ми те́ло нескве́рное, се́рдце чи́стое, ум бодр, ра́зум незаблу́дный, Ду́ха Свята́го наше́ствие, к стяжа́нию и дово́льству и́стины во Христе́ Твое́м: с Ни́мже Тебе́ сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Святы́м Ду́хом ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Видео с субтитрами на церковнославянском, шрифт церковнославянский.

Видео с субтитрами на церковнославянском, шрифт русский.

Псалтирь. Кафизма 2. Псалом 12

В конец, псалом Давиду, 12

Псалом дан как молитва всякому верующему среди тяжелых жизненных испытаний. Пророк показывает какую-то продолжительность искушения, научая нас не терять бодрости в скорби, но ожидать Божией благости. Бог по особенному домостроительству предает нас скорбям, по мере веры каждого, посылая и меру испытаний (Василий В., Афанасий).

Пс.12:2. Доколе, Господи, забудеши мя до конца; доколе отвращаеши лице Твое от мене;

Смотри, как Давид никогда не скорбит ни о чем житейском: ни о богатстве, ни о славе, – но всегда о благоволении Божием. Забвение о нас Божие происходит от грехов. Не тогда, когда ты находишься в бедствиях, говори, что Бог забыл тебя, но тогда, когда грешишь, хотя бы и все текло тебе рекою (Златоуст).

Пс.12:3. Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и нощь; доколе вознесется враг мой на мя;

И нам, боримым от диавола, прилично говорить это и взывать о божественном споборничестве. Ибо немалая польза происходит от чувствования «отвращения» Божьего (от нас) и болезнования об этом. Ибо таким образом мы скорее можем обратить Его к себе (Феодорит, Златоуст).

Пс.12:4. Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть.Пс.12:5. Да не когда речет враг мой: укрепихся на него.

«Призри» – посмотри на врага, возносящегося надо мною. «Просвети очи» сердца моего Духом Святым Своим, «да не усну» смертию забвения (Златоуст, Макарий В., Исихий).

Пс.12:6. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся.

Демоны очень радуются, когда человек грехами удаляется от Бога (Златоуст).

Пс.12:7. Аз же на милость твою уповах: возрадуется сердце мое о спасении Твоем: воспою Господеви благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго.

Видишь ли смиренномудрие Пророка? Хотя он имел множество достоинств и ими мог бы приклонить Бога, но не упоминает ни об одном из них, но прибегает единственно к милости, будучи уверен, что не обманется в своей надежде. Откуда у него такая твердая надежда? – От глубокой признательности и от великого усердия в молитве

А те, которые просят лениво и небрежно, и, получив просимое, едва чувствуют важность дара (Златоуст)

Кафизма 2

Псалом 9

Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давыда. 1: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои. 2: Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний. 3: Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим, 4: ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный. 5: Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки. 6: У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними. 7: Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, 8: и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. 9: И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби; 10: и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи. 11: Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его, 12: ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных. 13: Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, – Ты, Который возносишь меня от врат смерти, 14: чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем. 15: Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их. 16: Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих. 17: Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога. 18: Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет. 19: Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим. 20: Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они. 21: Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби? 22: По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют. 23: Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя. 24: Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; 25: уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком – его мучение и пагуба; 26: сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; 27: подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает взасаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; 28: сгибается, прилегает, – и бедные падают в сильные когти его; 29: Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных. 30: Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник. 31: Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия. 32: Господь – царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. 33: Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, 34: чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.

Псалтирь. Кафизма 2. Псалом 14

В конец, псалом Давиду, псалом 14 Давид, по внушению Духа Святаго, изображает в этом псалме условия достойного посещения святых Божиих Церквей и достижение общения с Господом посредством приобретения богоугодных добродетелей (Феодорит).

Пс.14:1. Господи, кто обитает в жилищи Твоем; или кто вселится во святую гору Твою;

Богоотец пророк Давид спрашивает Самого Бога: кто может достойно посещать храм Господень, и кто наследует Царство Небесное?

Пс.14:2. Ходяй непорочен, и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем:

Пс.14:3. Иже не ульсти языком своим, и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя.

Тот, кто далек от порока и свободен от всякой укоризны. У кого не только язык, но и сам ум должен быть свободным от лжи, далек от двоедушия и лести, чтобы от него не было никакого вреда «искреннему своему». Чтобы ни от кого не слушал он «поношения» – клеветы и сам никого не оклеветывал, но видел только свои согрешения (Феодорит).

Пс.14:4. Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыя же ся Господа славит: кленыйся искреннему своему, и не отметаяся.Пс.14:5. Сребра своего не даде в лихву, и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век.

«Лукавого», т.е. беззаконно живущего да почитает самым жалким, хотя бы тот и наслаждался всяким благоденствием. «Боящихся» же «Господа» да удостаивает всякого уважения и чести. «Клятвы» его да подтверждает самая действительность и богатства да не оскверняет «лихва» – лихоимство, ибо безчеловечно от просящего взаймы получать доход и обогащение. Кто судит – тот да будет немздоимен, ибо принятие даров искажает справедливость. «Творяй сия не подвижится во век» – вот награда за добродетель (Василий В., Феодорит).

Псалтирь. Кафизма 2. Псалом 10

Псалом10.Пс.10:1. На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица;

Зачем, говорит Пророк, советуете мне спасаться бегством, когда я на «Господа уповах»! И подлинно, велика сила надежды на Бога, нет ничего сильнее ея (Златоуст, Феодорит).

Пс.10:2. Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем.Пс.10:3. Зане яже Ты совершил eси, они разрушиша: праведник же что сотвори; Господь во храме святем Своем.

Ничто не может быть безсильнее человека, строящего козни и преступающего заповеди Божии. Враги имеют оружие, но не имеют помощи свыше; ибо ведут войну против «праведника», которого Бог помазал в царя. То, что Бог «совершил» – определил на царство Давида, враги «разрушиша». Под «стрелами» мысленных врагов подразумевай еще лукавые помыслы, которыми поражают враги нас «во мраце» – тайно (Златоуст, Феодорит, Афанасий).

Пс.10:4. Господь, на Небеси Престол Его: очи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человечeския.

Как вооружился праведник? – Прибег к Богу, живущему н небе и существующему везде, и вооружился надеждою на Него. Пред Богом ничто не сокрыто – «очи» Его видят всю вселенную; «вежди Его» – Промысл божественный судит и испытует всякое дело. Слыша о нищем, разумей не обнищавшего имением: потому что многие цари благоугодили Богу, а многие бедные погибли. Но «нищим» называет нищего духом. Ибо Бог очень любит смиренного и всегда милостиво призирает на него (Златоуст, Афанасий, Ефрем).

Пс.10:5. Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу.Пс.10:6. Одождит на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их.Пс.10:7. Яко праведен Господь, и правды возлюби: правоты виде лице Его.

В точности Господь знает поступки «праведного» и «нечестивого», и по делам взвешивает воздаяния. «Любяй же неправду» (нарочно) – «погубляет свою душу», ибо навлекает на себя такого рода гнев Божий, который в древности сжег Содом и Гоморру. «Жупел» – сера, «чаша» – наказание. Везде надо свято соблюдать справедливость и не обращать внимания на лица: нищ ли кто или богат, но «по правоте» искренности исследовать их дела (Златоуст, Феодорит, Лествичник).

Псалтирь. Кафизма 2. Псалом 11

В конец, о осмей, псалом Давиду, 11

Псалом этот есть молитва праведника. Пророк жалуется на поступающих двоедушно: они то обещают дружбу, то затем предают. Из этого Давид научает уповать более на Бога, нежели на человека; ибо слова человеческие часто бывают ложными, «словеса» же «Господня» всегда истинны и непреложны. «В конец, о осмей» указывает на предстоящее мздовоздаяние Суда Божия в будущем веке сынам противления (Феодорит, Златоуст).

Пс.11:2. Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих.Пс.11:3. Суeтная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая.

Нет почти людей благочестивых, мало стало искренних и честных, пустое и безполезное каждый говорит своему ближнему: в устах притворно – ласковые речи, а в сердце слагаются злые замыслы. Все болезнуют неверностью друг ко другу, с хитростью ведут беседы, и один передает в сердце другого ложь, а подобно и другой воздает ему подобным (Феодорит).

Пс.11:4. Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый,Пс.11:5. Рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть;

Слыша это, никто не будь лукав и двоесердечен: одно имея в сердце, а другое говоря; чтобы не быть пораженным грозным приговором, изреченным Духом Святым через Пророка (Студит).

Пс.11:6. Страсти ради нищих, и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем.

Самое сильное оружие человека – воздыхание, слезы и терпение обид. Эти страдания преклоняют Бога на милость и побуждают к наказанию и отмщению. Ибо Бог уважает скромность обижаемых, когда они в злостраданиях не произносят никакого худого слова, а только стенают и оплакивают свои беды. Господь «ныне» же обещает «воскреснуть», чтобы «послужити и дати душу Свою избавление за многих» (Мф. 20:28). «Не обинюся» – т.е. не отступлю от Своего обетования, явно покажу спасение угнетаемых. Человеколюбивый Господь наш прежде воскресения Своего претерпел оплевание и заушение, и всякий вид поругания и уничижения, распятие и смерть на кресте ради нашего спасения… Что же скажешь ты о себе, желающий быть одесную престола Божия? – «Не обинуешься» ли ты о своем спасении, не перенося, иногда, не только заплевания или заушения, но и малого укорительного слова или малого досаждения? (Златоуст, Амвросий Оптинский).

Пс.11:7. Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею.

Как расплавленное серебро не имеет ничего нечистого и чуждого, так и слова Бога, какие бы Он не сказал, должны непременно исполниться. «Седмерицею» употреблено вместо многократно. «Сребро искушено земли», т.е. переплавленное в земле и земляных плавильнях (Златоуст, Феодорит).

Пс.11:8. Ты, Господи, сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век.Пс.11:9. Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил eси сыны человечeския.

Повсюду находятся «нечестивии» люди и лукавые духи. Но Христос «сохраняет» верных от падения в грех, как прежде молил Отца Своего за оставляемых учеников: «Отче, молю Тя, да соблюдеши их от неприязни» (Ин. 17:15). Сообразно с высотою Своею («по высоте своей») Господь уподобил человека Себе, сколько то было возможно человеку. Ибо сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1:26). Теперь что Он на небе, то мы на земле (Златоуст, Димитрий).

Московская Сретенская Духовная Семинария

Иеромонах Ириней (Пиковский) 07.03.20192480

Каждый воскресный день, начиная с 20 января 2021 года, в актовом зале Сретенской духовной семинарии проходят беседы о Псалтири. Проводит беседы насельник Сретенского монастыря, преподаватель Сретенской духовной семинарии иеромонах Ириней (Пиковский). Вход на встречи свободный, без ограничений по возрасту, без предварительной записи. Начало в 13:00.

Предлагаем Вашему вниманию видео встречи, посвященной разбору второй кафизмы.

Вторую кафизму славянской Библии составляют 7 псалмов (9–15). Нумерация псалмов греческой и еврейской Библии на 9 псалме раздваивается. В изданиях, которые основываются на Масоретском тексте, данный текст разделен на 2 псалма: на 9 и 10 псалмы. Если сопоставить с Синодальным переводом, то стихи 9:1–21 русского текста будут соответствовать 9 псалму Еврейской Библии (Biblia Hebraica), а стихи 9:22–39 – 10 псалму. Нумерация псалмов в русском Синодальном переводе соответствует греческой Библии.

Текст 9 псалма передает ту напряженность, которая связана с испытанием веры праведника. Хотя Давид старался всегда ходить путями Господними (9: 2–7), Бог в минуту скорби словно отошел в сторону (9: 22). Нечистивые надменно хвалятся своим богатством, уста их полны коварства, подстерегают они бедного и говорят про себя «Бог забыл», «не взыщет», «закрыл Свое лицо» (9: 24–32).

Псалом 10 также описывает преследование праведных со стороны нечестивых. Но здесь нет того недоумения, «для чего, Господи, стоишь вдали» (9: 22) и срочной просьбы к Богу, «Восстань, Господи» (9: 33), которые обозначены в псалме 9. Вместо этого приводится характер преследования врагов, от которых спасается псалмопевец (10: 2–4), а затем подчеркивается та уверенность с которой Давид размышляет об испытаниях от Господа (ст. 5–7). В псалме 10, как и в псалмах 45 и 47 выражается уверенность, что несмотря на общественные беспорядки, Бог не оставляет верных Ему людей.

Основной акцент в 11 псалме сделан на контрасте между ложностью человека и божественной правдой.

Псалом 12 является короткой молитвой, в которой заметен разительный переход от плача до славословия.

Псалом 13 – это плач человека, окруженного злыми людьми.

Первый стих 14 псалма «кто может пребывать в жилище Твоем?» (14: 1) открывает рассуждение о критериях допуска людей к участию в общественном богослужении (ср. Пс. 23: 3–6). Бог не причастен злу, творящие зло отдаляются от Бога сами.

Хотя псалом 15 продолжает идею предыдущего псалма, но в нем больше оптимизма и радости. Автор псалма согласно надписанию – Давид. Он противопоставляет свой образ жизни тем, кто поклоняется ложным богам и свидетельствует о том, что Бог за его верность благословляет его уже сейчас. Более того, он надеется, что Бог спасет его даже от разрушительного действия смерти.

Кафизма вторая. Псалом девятый

(продолжительность: 30:17)

Кафизма вторая. Псалом десятый

(продолжительность: 13:54)

Кафизма вторая. Псалом одиннадцатый

(продолжительность: 12:20)

Кафизма вторая. Псалом двенадцатый

(продолжительность: 12:13)

Кафизма вторая. Псалом тринадцатый

(продолжительность: 8:56)

Кафизма вторая. Псалом четырнадцатый

(продолжительность: 20:52)

Кафизма вторая. Псалом пятнадцатый

(продолжительность: 17:01)

Иеромонах Ириней (Пиковский)6 марта 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector