Житие иова многострадального и день памяти праведника, в чем помогает икона и молитва

За что страдал Иов Многострадальный

Почему же на самом деле страдал Иов? Библия приоткрывает завесу тайны, о которой Иов знать не мог. В самом начале повествования об Иове сказано, что на небесах произошёл удивительный спор о личности этого праведника:

«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.

И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?

И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?

Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;

но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?

И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня».

(Иов.1:6-12)

Может показаться, что праведники для Бога всего лишь расходный материал, а не любимые и драгоценные дети. Но Библия не даёт никаких оснований считать, что Богу легко далось его решение.

Святой праведный Иов Многострадальный Миниатюра. Византия

Всё Божье откровение восстаёт против мысли о том, что Бог бесстрастно взирает на страдания ни в чём не повинных людей.

«Мне без любви даже рая не надо» 

Тот вопрос, что поднял сатана, касался не только Иова и людей в целом, но и самого Создателя человека. С одной стороны, дьявол сказал, что Иов вовсе никакой не праведник, но обычный своекорыстный человек, служащий Богу только из соображений материальной выгоды.

И дьявол знал, о чём говорил. Он много раз видел, как из-за преклонения перед материальными благами создаются и рушатся семьи, дружеские коллективы, города, страны и целые империи.

В наши дни также нередко происходит то, о чём сказал дьявол. Человек, ставший обладателем баснословного наследства или лотерейного выигрыша, моментально обзаводится целой армией родственников и друзей, о существовании которых он не подозревал ещё за сутки до этого.

С другой стороны, сатана намекнул на то, что Бог прекрасно знает о том, что Иов его нисколько не любит. Именно поэтому он благословляет и защищает Иова. Ведь без всех его богатств Бог никому не нужен. На самом деле никто его по-настоящему не ценит и не любит за личные качества. Бог просто боится остаться в одиночестве, потерпеть моральное фиаско как Создатель и Отец, потому и покупает любовь щедрыми подарками.

Святой праведный Иов Многострадальный. Миниатюра. Византия.

Выходит, что во Вселенной нет любви. Совсем. Все, включая Бога, занимаются лицедейством. А люди не более чем говорящие животные, но не образ и подобие Бога. Но если настоящая любовь — иллюзия, то и вечная счастливая жизнь в раю представляется весьма сомнительной.

 «Мне без любви

Даже рая не надо.

Рай без любви

Называется адом,

В нем так горько

И безотрадно».

Алексей Глызин

 Так выглядит заявление сатаны в развёрнутом виде. Иов пострадал для того, чтобы показать, насколько далёк от истины враг Бога и всего рода человеческого. Он не был расходным материалом. Как раз напротив:

Бог доверил Иову отстоять святость своего имени. Иов был его лучшим воином и пророком на земле. Дьявол говорил, что Иов — фальшивая драгоценность, кусок ничего не стоящего стекла, что разобьётся даже от лёгкого удара. Бог же был уверен, что он алмаз, который нужно всего лишь огранить. А потому и допустил его испытания, зная, что он их выдержит. Бог поставил на кон свою репутацию всеведущего и любящего Творца, проявив доверие ему.

Примечательно, что друзья Иова рассматривали Бога как подобие механизма, не имеющего личной привязанности, благословляющего праведных и наказывающего нечестивых. Но Иов восстал против этой идеи. Он не был богохульником. Но он не позволил навязать ему веру в иного, фальшивого, Бога: бесчувственного и бездушного. Ему нужен был не просто защитник и благодетель, а Бог, с которым можно дружить; настоящий Отец, которым можно и нужно восхищаться.

Даже то, что он хотел вызвать Бога на суд, говорит о том, что Иов не мог поверить в злого, жестокого, равнодушного и безответственного Творца. Все его сетования, сомнения и излияния гнева происходили из личной привязанности к Богу. Эгоист, убеждённый материалист и лицемер, лишившись материальных благ, давно бы отрёкся от Бога.

Но для Иова самым невыносимым была жизнь без взаимоотношений с любящим небесным Отцом. Он не отрёкся от Бога не только как от реально существующей личности, но и как от любящего и справедливого Владыки Вселенной. Так он доказал, что любит Бога по-настоящему и предпочитает смерть жизни без единения с Господом.

Жития святых. Аудио

Праведный Иов Многострадальный (ок. 2000-1500 до Р.Х.)

Дата:
19 мая

Святой Праведный Иов Многострадальный жил за 2000-1500 лет до Рождества Христова. Как сообщается, он был племянником Авраама, сыном брата Авраама — Нахора. Его жизнеописание и подвиги описаны в Ветхозаветной книге Иова. Святой Иов был избранным сосудом Божиим, через которого Бог показал грядущего Мессию. Иов был очень праведным человеком и был наделен множеством добродетелей. Как говорит Иоанн Златоуст, он еще до законной благодати испытал все добродетели на себе и показал нам путь спасения посредством веры в Бога.

Святой Иов имел семерых сыновей и трех дочерей, семья жила дружно, по очереди собирались друг у друга в гостях. Через каждые семь дней святой Иов приносил жертву Богу за каждого из своих детей со словами: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем». Святой Иов пользовался большим уважением среди жителей за свою праведность, преданность и честность.

Случилось однажды, что Ангелы стояли у Господа и на собрание явился сатана. Господь спросил, видел ли он мужа праведного Иова, на что сатана дерзко ответил Ему: «Неудивительно, что этот муж богобоязлив и Господь его охраняет, оберегает все его богатство. Но если все это отнять у него, тогда бы он похулил Тебя». Тогда Господь попустил, чтобы сатана отнял у Иова богатство, что сатана и исполнил. В одно мгновение Иов лишился богатого своего имущества, лишился всей своей семьи, но при этом произнес такие слова: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не похулил Иов Бога ни словом, ни делом своим.

В следующий раз, когда явился сатана, Господь вопросил: «Видел ли ты моего праведного Иова?» Диавол ответил: «Иов праведен, пока сам невредим». Господь вновь попускает сатане отнять у него здоровье, но при этом повелел, чтобы душу его не трогал, то есть не довел его до смерти. В одно мгновение тело Иова покрылось проказой, он был вынужден оставить общество и поселиться за стенами города. Долго он скорбел и страдал от своей болезни. Все друзья и близкие его оставили и даже жена, которая находилась все время перед ним, думала, что он страдает за какой-то тайный свой грех. И она обратилась к нему с безумными словами, чтобы он исповедовал грех свой, проклял Бога и умер. На что Иов ответил: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» И опять Иов не похулил Бога и не согрешил ни словом, ни делом.

Пришли трое друзей издалека, которые также считали, что Иов страдает из-за правила наказания за какой-либо грех. Тогда святой Иов обратился лично к Богу, чтобы Он объяснил Иову причину его страданий и своего положения. Господь явился ему в вихре и укорил Иова за то, что он дерзновенно пытается проникнуть своим разумом в тайны судеб Божиих. Праведник искренне раскаялся в своем поступке и словах, и принес жертву Богу. Господь наградил Иова долгими годами жизни. После своих страданий Иов прожил 140 лет, а всего у него было 248 лет жизни. Иов видел своих потомков до четвертого рода. Богатство Иова умножилось вдвое, Господь послал ему еще семерых сыновей и троих дочерей, которые были прекраснее многих живущих на земле.

Церковь нас учит, что образ святого праведного Иова является прообразом Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего на землю и принявшего образ раба, невинно пострадавшего за человеческий род, воскресшего и прославленного в Царствии Небесном.

Теги: Иов Многострадальныйправедный

Проголосовало: За — 8, против: . Общий рейтинг: 8

 

Священное Писание

Рим., 90 зач., V, 17 — VI, 2

17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.

19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.

20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, 21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.

Глава 6

1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.

2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?

Мф., 31 зач., IX, 14-17

14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?

15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.

16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

Краткое житие праведника

Об Иове мы знаем не так уж и много. Известно, что он был очень влиятельным и уважаемым человеком, проживавшим в местности под названием Уц. Иов защищал сирот, вдов, наказывал притеснителей и злодеев.

Кроме того он был очень богат. При этом Иов не становился ни жадным, ни скупым, ни высокомерным. Он проявлял большую щедрость, помогая нуждающимся.

Существует предположение, что описанные в Библии события из биографии праведника произошли в период между эпохой Авраама и временем Моисея (2000—1500 гг. до нашей эры).

У Иова было много детей: 7 сыновей и 3 дочери. Он был исключительно богобоязненным.

Иов принял испытание: «…да будет имя Господне благословенно!»

Казалось, что до конца своих дней Иов будет наслаждаться безоблачной жизнью. Но беда, как внезапно налетевший ураган, уничтожила всё, что составляло основу его существования. Иов лишился стад, слуг и семьи. Более того, он заболел проказой.

Образ святого и праведного Иова Многострадального. С серебряным окладом, Калуга, 1845 г. 35.5х27.5 см. Частное собрание

Следуя правилам гигиены, принятым в обществе с развитой медициной, Иов должен был стать изгоем, живущим вдали от населённых пунктов. Там он сел в пепел и стал скрести струпья со своего тела с помощью черепков.

Несмотря на ужасную потерю, Иов не оправдал утверждения сатаны:

«Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился

и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!

Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге».

(Иов.1:20-22)

В довершение ко всему праведник остался один. Он не нашёл поддержки у жены. А те, кого он считал своими друзьями, вместо утешения принесли ему беспочвенные обвинения в эгоизме и равнодушии к чужой беде, из-за которых он якобы пострадал.

В это ужасное время Иов жаждал справедливости, взывая к самому Богу и требуя у него ответов. Бог услышал праведника и помог ему обрести духовную уравновешенность.

Испытания закончились

Иов Многострадальный выздоровел. К нему вернулась жена. Бог дал ему в два раза больше скота. Иов вновь ощутил радость отцовства. Но Бог не дал ему в 2 раза больше детей. У него снова было 7 сыновей и 3 дочери. Они не были заменой прежним детям Иова. Ведь дети не имущество. Его новые сыновья и дочери стали его утешением. Прежних же детей он встретит во время всеобщего воскресения мёртвых.

 «Так как скот и имущество, потерянные им, погибли для него окончательно, а человек, умирая, сохраняется для жизни и восстает в воскресении, то и не дает ему детей вдвое, чтобы не лишить его надежды относительно отшедших, но чтобы показать ему, что и они, хотя и похищены смертью, живы».

После того как испытания закончились, Иов прожил ещё 140 лет. Вполне возможно, что на момент смерти ему было более 200 лет.

Исторические источники

О жизни, страданиях и духовной победе Иова рассказывает одноименная книга Ветхого Завета. Её автором считают Моисея или Соломона.

Интересный фактУже старинные толкователи книги Иова отмечали, что его лишения являются прообразом жестоких страданий Христа. Кроме того, святой выражал веру в пришествие будущего Искупителя, который избавит человечество от греха и смерти.

Писание подтверждает, что Иов был реальным человеком. Оно ставит его в один ряд с другими выдающимися праведниками:

Со стародавних времён толкователи книги Иова сталкивались с проблемой её единого и бесспорного понимания. Иероним Стридонский, создатель Вульгаты, писал, что при толковании этой книги он чувствует, будто ловит рыбу руками. Когда кажется, что рыба уже в руках, она тут же ускользает.

Некоторые иудеи и христиане приходили к выводам, что Иов был вовсе не праведником, а богоборцем. Но древние православные экзегеты выступали категорически против отрицания библейского сообщения о праведности Иова.

Интересный фактВ святоотеческой традиции имя «Иов» значит «страждущий». Именно так его перевёл на латинский язык Иероним.

В переводе книги Иов на древнегреческий язык (Септуагинта) есть информация, взятая из Сирской книги. Этого отрывка нет в масоретском тексте и Вульгате. В Сирской книге приведены следующие подробности:

  1. Иов будет восстановлен с другими верными Богу людьми;
  2. местом его жизни была граница Идумеи и Аравии;
  3. раньше его звали Иовав;
  4. его женой была аравитянка, которая родила ему сына Еннона;
  5. отцом Иова был Зарев, потомок Исава;
  6. мать его звали Восорой;
  7. Иов принадлежал к пятому поколению потомков Авраама;
  8. он был царём Эдома.
  9. друг Иова Елифаз был потомков Исава и царём Фемана;
  10. Вилдад правил Савеей;
  11. Софар был минейским царём.

Личность святителя Иова

Будущий святитель Иов, родился около 1530 г. в Тверской губернии, в городе Старице. Родители Иоанна (мирское имя святителя) были благочестивые люди, воспитавшие сына в твердой Православной вере. Уже в ранние годы он учится грамоте у настоятеля Успенского Старицкого монастыря архимандрита Германа, который был образцом для будущего святителя. Конечно же, глядя на своего учителя, монаха, в юноше стало возрастать желание монашеского жития. Грамоте отрока обучал сам настоятель архимандрит Герман. Память у мальчика была уникальная. Многие тексты Библии он знал наизусть. Позднее в Старицком монастыре юноша принял монашество с именем Иов.

Постриг в монашество был совершен около 1553 г. В монастырском послушании он прожил больше 15 лет, и стал настоятелем монастыря. За это время формировалась духовно-нравственная личность Святителя Иова

В 1569 году гостивший в обители царь Иоанн Грозный приметил молодого монаха. Благодаря его доброму расположению, Иов становится архимандритом, настоятелем Симонова Успенского монастыря в Москве, а затем – Новоспасского. Участвует в Церковных соборах. В 1581 году он – епископ Коломенский. В 1586-м – архиепископ Ростова Великого. В это время будущий патриарх часто посещает родину преподобного Сергия – село Варницу и основанный в здешних местах монастырь. Сейчас это подворье Троице-Сергиевой лавры. 

В 1581 г. состоялась его архиерейская хиротония во епископа Коломенского. Сын Иоанна Грозного царь Феодор относился к преосвященному Иову очень благожелательно. В 1586 г. архиепископа Иова переводят на Ростовскую кафедру, и в 1587 г. следует поставление на Московскую кафедру Первосвятителем.

После долгих рассуждений царь представил трех кандидатов на патриарший престол. Заранее было известно, кто будет патриархом, но формальный выбор нужно было совершить. Так, патриархом был объявлен Иов.  23 января 1589 г. состоялось поставление в патриархи. Чин совершил патриарх Константинопольский Иеремия. Над Иовом была совершена «полная архиерейская хиротония с возложением рук всех епископов».

Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную Литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. По отзывам современников он был «прекрасен в пении и во чтении, яко труба дивна всех веселя и услаждая». 

  • Служебник Патриарха Иова, 1604 г. Государственный исторический музей;
  • Иллюстрация из служебника патриарха Иова. 1604 год
  • Служебник Патриарха Иова, 1604 г.,

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 5, 17-6, 2; Мф. 9, 14-17)

Спрашивали Господа: почему ученики Его не постятся? Он отвечал: потому что еще не пришло для них время. Потом приточною речью показал, что, вообще, строгость внешнего подвижничества должна соответствовать обновлению внутренних сил духа. Прежде возгрей дух ревности, а потом налагай на себя и строгости, ибо в таком случае есть в тебе внутренняя новая сила, способная с пользою выдержать их. Если же, не имея этой ревности, возмешься за строгости, увлекаясь или только примером других, или показностью подвижничества, то не на пользу это будет. Немного еще продержишься в этой строгости, а потом ослабеешь и бросишь. И будет тебе еще хуже, чем было прежде. Строгость без внутреннего духа — то же что заплата из сырцового полотна на ветхой одежде, или вино новое в старых мехах. Заплата отпадет, и дыра делается еще больше, а вино прорывает мех, и само пропадает и мех делает негожим. Это, впрочем, не значит, что строгости не годны, а внушается только, что надо начинать их в порядке. Надобно сделать, чтобы потребность их шла извнутрь, чтоб они удовлетворяли сердцу, а не теснили только совне, как гнет.

В каких случаях читают акафист, канон

Акафист и канон святому Иову читают в день его памятования 19 мая.  В этот день во многих храмах их читают на общем богослужении.  Это можно делать и в любой день дома перед иконой. 

О чем молятся праведнику

Иову молятся по разным причинам. Среди них можно выделить:

  • ослабление веры из-за сомнений в Божьих любви и справедливости;
  • недостаток терпения и стойкости в тяжёлых обстоятельствах;
  • физические и духовные недуги;
  • борьба с вредными привычками, например, курением.

Как изображают на иконах

Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии

 На некоторых иконах Иов держит в руке белый свиток. Другой рукой он благословляет тех, кто смотрит на икону. На других иконах Иов благословляет двумя руками.

На голове Иова видна царская корона. Он одет в драгоценные одежды. Всё это указывает на его знатное происхождение и высокий статус в обществе.

Самая знаменитая картина

Одной из самых известных картин с изображением великого страдальца является полотно «Иов и его друзья» Ильи Репина. Мастер создавал шедевр в то время, как получал звание свободного художника в 1869 году.

Иов и его друзья — Илья Ефимович Репин. 1869. Холст, масло. 133 x 199

На картине показаны друзья Иова, пришедшие, чтобы выразить ему соболезнование. Хотя ни у кого не видны слёзы, но страх и печаль явно ощущаются у каждого.

  • Художник запечатлел Иова, сидящим на руинах своего некогда шикарного дома.
  • Плечи Иова поникли. На его лице — горесть и обречённость.
  • На лицах друзей — растерянность и недоумение.
  • За Иовом видна его жена, которая держится за голову и побуждает его к покаянию в грехах.

Церковь на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге

Данный храм является одной из самых знаменитых святынь культурной столицы России. Также это единственная действующая церковь на территории Волковского кладбища, одного из самых крупных в Санкт-Петербурге.

Храмы в Брюсселе и Сарове

Брюссельская церковь, созданная в честь Иова, принадлежит Русской Православной Церкви за рубежом. Её воздвигли в память об императоре Николае II. Годы строительства: 1936—1950. Архитектор — Николай Исцеленнов.

Храм Иова Многострадального в Сарове

В городе Саров храм во имя Иова был заложен в 2008 году, у входа на городское кладбище. Освятили его в 2011 году. Только в этом храме Сарова есть звонница и обученные звонари.

***

Книга Иова была написана не для того, чтобы ответить на все наши вопросы о зле, царящем в нашем мире. Её главный герой являет собой пример человека, не мыслящего жизни без единения с любящим и справедливым Творцом. Если бы счастье Иова было лишь материальным, то он не задумываясь, отрёкся бы от Бога. Но Иов был сказочно богат духовно и нравственно. И потому не сгорел в огненном испытании.

Удивительная книга Иова учит нас тому, что если мы живём святой и праведной жизнью, то наши страдания дают возможность прославить Бога и человека. Бога — как того, кто всегда любит нас и достоин ответной любви, и человека — как его лучшее творение на земле, подлинный образ и подобие.

Виктор Глебов

Праведник из земли Уц

Книга Иова — одна из самых загадочных книг Ветхого Завета не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения истории создания. Когда этот текст был написан? Кто его автор? Когда и где жил праведный Иов? К какому народу он принадлежал? Всё это доподлинно не известно. Древние церковные писатели полагают, что создателем книги Иова могли быть пророк Моисей либо царь Соломон. Но существует мнение, что Книга Иова старше Пятикнижия Моисеева и автор ее неизвестен. Что касается времени и места жизни Иова, большинство толкователей считают, что он жил в эпоху ветхозаветных патриархов. Святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит Кирский и блаженный Августин Иппонийский полагали, что Иов жил в стране Авситидийской, находящейся в пределах Идумеи и Аравии, и являлся прямым потомком Исава, а значит, принадлежал к языческому народу, хотя и имел в своем роду самого Авраама. Другая точка зрения, которой придерживался, например, блаженный Иероним Стридомский, гласит, что Иов был сыном Нахора — брата Авраама.

Иов происходил из языческого народа, но при этом верил в единого истинного Бога и был праведен и непорочен, чужд всякого зла. В такой же чистоте и праведности он воспитал своих многочисленных детей. Прибавьте к этому богатство, которым он обладал, и мы увидим воплощенную мечту каждого человека — настоящий рай на земле.

Почитание

Святого Иова Почаевского почитают, прежде всего на Украине — его родине, там в честь его построены несколько церквей: в Борисовичах Владимир-Волынской и Ковельской епархии, в Константиновке Донецкой и Мариупольской епархии, кафедральный собор в Дрогобыче Львовской епархии. Также с особым почтением относятся к этому святому в Успенском Липецком и Иверском монастырях.

Интересно! В Москве существует несколько храмов Иова Почаевского, один из самых известных находится в Кадашевском переулке.

Дни памяти

Русская православная церковь отмечает дни памяти святого праведника Иова Почаевского три раза в год:

  • 19 мая — день памяти преподобного;
  • 10 сентября — день обретения мощей святого Иова;
  • 10 ноября — день смерти святого.

Мощи

Мощи святого Иова открыли митрополит Киевский Дионисий и архимандрит Феофан Креховецкий в 1659 году. Спустя несколько дней произвели прославление праведника Иова.

Рака с мощами Иова Почаевского в пещерной церкви под Успенским собором

На сегодняшний день мощи преподобного Иова содержатся в Почаевском монастыре, настоятелем которого он являлся при жизни.

Еще о православных монастырях:

  • Свято-Варсонофьевский женский монастырь
  • Болдинский монастырь Смоленской области
  • Действующие монастыри Суздаля

Апостол Иуда Иаковлев, брат Господень

Апостол Иуда (не Искариот), из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя Давида и был, как и Иаков, сыном праведного Иосифа, обрученного с Девой Марией, от его первой, почившей жены. Однако, в отличие от Иакова, Иуда далеко не сразу поверил в то, что его родственник — Сын Божий, Мессия. И, помня это, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим, почему и в своем Соборном послании именует себя лишь братом Иакова. По Вознесении Христа апостол Иуда распространял Его учение в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем — в странах Аравии, Сирии и Месопотамии. Он принял мученический венец около 80 года в Армении, где был распят на кресте и пронзен стрелами. Главный завет апостола Иуды к христианам: недостаточно одной только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, основанные на любви к ближнему.

Творения в библиотеке

Преподобный Иов оставил после себя рукописные духовные записи. После изучения и систематизации они были опубликованы, как «Поучения» и «Пчела Почаевская. Беседы и поучения». В своих работах он переосмысливал православное вероучение, опираясь на раннехристианские произведения святых отцов, Священное Писание. В этот период Южная Православная Церковь не могла в полной мере идеологически противостоять католикам, протестантам и сектам, отколовшимся от православия.

Обосновывая тот или иной тезис, он ссылался на высказывания учителей православия, особенно Иоанна Златоуста. Несмотря на заимствования и некоторое подражание, рукописные сборники преподобного Иова несут на себе отпечаток его личности, имеют свою стилистику.

Проповедник и духовный писатель излагает собственные мысли и выводы простым, понятным для слушателей и читателей языком. Преподобный назвал свой рукописный сборник «Пчела почаевская» по аналогии с древневизантийскими работами.

Богословы, святые отцы давали своим трудам название «Пчела», подразумевая, что в них сосредоточен духовный «мед» из разных источников. Опираясь на мудрость предшественников, они доказывали свою правоту. Таким же методом воспользовался святой Иов, чтобы в назидательных беседах с современниками просветить их относительно православного вероучения.

Иконы и мощи

Через 8 лет после кончины просветитель трижды явился во сне Дионисию, митрополиту Киевскому, Галицкому и всея Руси, епископу Константинопольской церкви. Побуждаемый чудесными сновидениями, он с монашеской братией открыл гробницу и удостоверился в нетленности останков Иова. Обретение мощей произошло 8 августа 1659 года. Вскоре (28 августа) было совершено прославление прп. Иова.

Раскол в православии привел к тому, что вскоре монастырь стал принадлежать униатам, закрывшим доступ к мощам преподобного. Повторное освидетельствование мощей произошло после возврата монастыря Православной Церкви в 1833 году. Для верующих снова был открыт доступ для поклонения чудотворным мощам.

На иконах просветителя изображают чаще всего в полный рост в монашеском одеянии. В левой руке у седобородого старца посох. Правая ладонь или сложена в благословляющем жесте, или держит свиток с молитвами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector