Псалом 13

Толкование 27 псалма

Это еще один их ряда стихов, повествующих о периоде гонений, которые возвел на отца непокорный сын его Авессалом. Давид уже был помазан на царство от имени Господа. Положение беглеца было для него неприятным и тяжелым. Ведь он до самого конца верил, что его сын одумается, и горько оплакивал впоследствии его гибель.

  • Но все свои горести Давид поверяет высшему судье. Он твердо верит в то, что Бог восстановит справедливость. В первых строчках автор взывает к Нему, как своей опоре. Действия врагов он называет неправедными. Ведь на царство Давида благословили с небес, значит, израильский народ должен подчиняться ему. А люди, подстрекаемые мятежниками, угрожают самой его жизни.
  • Поэтому бунтовщики идут не только и не столько против него, сколько против Самого Господа. А это у иудеев равнозначно духовной смерти. Таково толкование данных строк.

Правитель опасается принять смерть от руки нечестивцев, потому что считает подобную смерть недостойной. Он боится, что таким образом будет приравнен к своим врагам. Но последние строки однозначно утверждают, что Бог защитит своего ставленника. А он обещает прославлять Иегову, как подобает. В заключительных словах царь просит о спасении для тех, кто остался ему верным, как подобает хорошему правителю.

Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Сам текст небольшой, всего 9 строчек. Но автору удалось выразить весь спектр переживаний. Существует ряд переводов на русском языке, неплохо ознакомиться со всеми. Это поможет прочувствовать все то, что вкладывал в эти слова Давид.

  • Псалом 108;
  • Толкование 118 псалма;
  • Псалом 139 —

Псалом 16

Молитва Давиду, псалом 16

Псалом содержит «молитву» праведного «Давида» о помощи Божией от гонителей. Впрочем, приличествует и всякому вообще праведнику, неправедно от кого-либо угнетаемому (Феодорит).

Пс.16:1. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых.

Под «правдою» подразумевается здесь справедливое прошение, поскольку Пророк терпит великую несправедливость. И молитва его не прерывается помыслами и телесными заботами, ибо такой не слышит даже самого себя, не помня, какие произносит слова. Но если молящийся таков, то будет ли божественный слух внимать тому, чему по рассеянности не внемлет сам он. Ибо Бог внемлет молитве не от «льстивых уст» но от языка чистого и привыкшего поучаться во словесех Божиих (Афанасий, Нил Синайский).

Пс.16:2. От лица Твоего судьба моя изыдет: очи мои да видита правоты.Пс.16:3. Искусил eси сердце мое, посетил eси нощию: искусил мя eси, и не обретеся во мне неправда.

Так всецело предаваясь Богу, Пророк просит праведного суда Единородного, удостоверяя свою невинность. Под «нощию» подразумевает бедствия (Феодорит, Феофан).

Пс.16:4. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки.

Не любопытствуй о жизни мирской, но желай лучше узнать жизнь праведных; ибо в этом найдешь для себя пользу. «Путями жестокими» Пророк называет заповеди Божии, данные нам для благоустроения душ. Причина же всякой непокорности в противлении (неисполнении) заповедей, находя их «жестокими». И почти всякое здешнее злострадание приобретает нам вечные блага (Василий В.).

Пс.16:5. Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя.

Эти слова учат не полагаться на самих себя, но утверждаться в Боге. «Стезями» Пророк называет заповеди. Мы не можем достигнуть совершенства своими трудами и подвигами, если Сам Господь не будет при том содействовать нам. Поэтому в каждое мгновение мы должны взывать к Богу – дабы этот Невидимый Правитель духа направлял сердца наши к полезному (Афанасий, Кассиан).

Пс.16:6. Аз воззвах, яко услышал мя eси, Боже: приклони ухо Твое мне, и услыши глаголы моя.

«Воззвание» – есть устремленная к Богу мысль. Бог – весь есть ухо, потому что все слышит (Афанасий).

Пс.16:7. Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей.Пс.16:8. Сохрани мя, Господи, яко зеницу oка: в крове крилу Твоeю покрыеши мя,Пс.16:9. От лица нечестивых острастших мя. Врази мои душу мою одержаша,Пс.16:10. Тук свой затвориша: уста их глаголаша гордыню.Пс.16:11. Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю.Пс.16:12. Объяша мя яко лев готов на лов, и яко скимен обитаяй в тайных.

«Удиви милости», т.е. яви дивную милость «Твою». Давид, желая показать помощь Божию и происходящую от нее безопасность, снисходя к слабости слушателей, возвышает их ум такими представлениями, какие доступны для них. Под «туком» подразумевает злобу «врагов», которые «возложиша», постановили для себя в сторону уклонять свои «очи, на землю». Они подражают зверям, которые, желая пищи, высматривают себе добычу и внезапно набрасываются на нее (Златоуст, Феодорит).

Пс.16:13. Воскресни, Господи, предвари я, и запни им: избави душу мою от нечестиваго, oружие Твое от враг руки Твоея,

Молится пророк Богу, чтобы «нечестивии» были отлучены и как бы отделены от «малых» (избранных); и чтобы тайными наказаниями Своими вразумил их самих, ибо они беззаконие свое передают даже внукам своим (Афанасий).

Пс.16:14. Господи, от малых от земли, раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцeм своим.Пс.16:15. Аз же правдою явлюся лицу Твоему: насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей.

Бог через святых Своих возвещает, какая в будущем ожидает нас слава. Апостол Павел взывает: «недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8:18), и другой возвещает, что оттуда «отбеже болезнь, печаль и воздыхание» (Ис. 35:10). «Насыщением» Пророк обозначает совершеннейшее тайное и неизреченное ненасытное наслаждение божественной красоты и любви Божией, которого удостоятся очистившие свои сердца «от всякия скверны плоти и духа» (2 Кор. 7:1). Ибо душа, не возрожденная свыше Духом, вся на земле своими помыслами; но если сподобится благодати Духа – то все ее помыслы сделаются чистыми, небесными и святыми (Студит, Макарий В., Максим Грек).

Правила прочтения молитвы

Вторая кафизма включает 13 псалом, который в православной церкви принято читать на воскресном утреннем богослужении. Текст произносят на церковнославянском языке, однако накануне можно прочитать его на русском языке. Это позволит лучше понять слова священнослужителя и проникнуться глубинной сутью песни.

Псалом 13 обладает особенной силой и рекомендован к прочтению людям, подвергающимся сильным бесовским нападениям. Читать его следует 3 раза в день в течение трех суток, после чего сердце освободится от страха, а душу наполнит смирение и умиротворение.

Вторая кафизма включает 13 псалом

Текст произносят на церковнославянском языке

Псалтырь содержит молитвы для разных жизненных ситуаций

Как это проявляется?

Фото: Pokrovkop.cerkov.ru

Обычно христианину, который молится, Благодать посылается свыше. По-настоящему верующий чувствует не только поддержку высших сил, но и наполнен светом изнутри: он излучает любовь, доброту, проявляет терпение и уважение к ближним. Если же Господь отнимает благодать у человека, он не может любить и радоваться. Даже имея неплохой дом, материальное устройство жизни, он постоянно возмущается, нет мира у него в душе. Другим со стороны такое поведение кажется странным – у него всё есть, а он ноет. Что он заелся, что ли? Но на самом деле за грехи Господь отнял у него благодать.

На исповеди с этим могут сталкиваться священники. Когда муж получил прекрасную супругу, детей, но его это не радует. Когда быстро наступает пресыщение после богатства, достижения поставленных целей. Остаются душевные метания, от которых человек не может избавиться. Святые отцы называют следующие причины, по которым Господь может отнимать благодать у человека:

  • Для того, чтобы разбудить активность и трудолюбие человека. Ведь многие, надеясь на Бога, становятся слишком самонадеянными и пассивными. Когда Господь отворачивается от них, Он подобен матери, которая перестаёт кормить грудью младенца. Малыш плачет, однако позже осваивает и самостоятельную пищу. Так что иногда Господь, отнимая благодать, заставляет людей поверить в себя и проявить больше усидчивости и трудолюбия;
  • Чтобы избавиться от прелести. Старец Софроний указывает на эту причину в своих учениях;
  • Отец Амвросий говорит о том, что человек сам может отойти от Бога. Из-за своих грехов, поступков, чрезмерно высокого мнения о себе. Он считает, что Бог никого не отталкивает, а сами люди отходят от Него из-за своих поступков, маловерия, уныния, самонадеянности.

Но, если посмотреть глобально на проблему, Бог над всеми нами. И он не отталкивает от себя человека, просто, меняя собственное восприятие мира, человек сам отступает от благодати.

Свт. Иоанн Златоуст

Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню

Когда оскорбляется господин, добрый раб, из чувства пре­данности ему, негодует. Точно также, когда отвергается Бог, про­рок Божий вразумляет безумного, говоря то, что ты слышал: «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Как раб, преданный госпо­дину, узнав, что сорабы его отвергают своего господина, по чувству преданности спешит уладить дело и собственными руками нака­зывает дерзкого, или бесславит его, делая для всех ненавистным, или для вразумления и устрашения других доносит господину и ста­рается, чтобы он понес жесточайшее наказание, одним словом – вооружается против возмутителя, как против настоящего врага, так и пророк, узнав, что Создатель бесчестится тварью, что гор­шечник оскорбляется брением и Бог отвергается безбожным, и, будучи поражен в самое сердце, от нестерпимой боли восклицает, «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Посмотри, какое строгое соответствие с предыдущим псалмом. После того как там с не­удовольствием говорил (псалмопевец): «доколе, Господи, будешь забывать меня до конца?« (Пс.12:2), и не много спустя: «доколе будет возноситься надо мною враг… мой?» (Пс. 12:3), – враг, т.е. безумный, утверждающей, что нет Бога (по­тому что возносящийся пред Богом, тем более будет возноситься пред пророками Божиими, и гордящийся пред Господом будет гор­диться и пред сорабами своими), – будучи спрошен: почему он тер­пит болезни в сердце своем днем и ночью? он отвечает сле­дующими словами: почему я болею сердцем? потому, что «сказал безумный в сердце своем: «нет Бога».

Самое общение с безбожником я принимаю за отвращение от меня Бога. Мне приходится жить с безбожником, и я считаю это зна­ком того, что Бог забыл меня, – потому что нечестие безбожных есть огорчение и мучение для святого. Так и о Павле сказано: «В ожидании их в Афинах (Тимофея и спутников его) Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян.17:16). «Почему беззаконные живут» (Иов.21:7)? Исторически же известно, что этот псалом произнесен Давидом о Сауле – по поводу его чревовещательства, равно как псалом пятьдесят второй – с тем же самым содержанием – относится к Доику. Сказал безумный Саул: «сыщите мне женщину волшебницу» (1Цар.28:7). Он делается вторым Адамом, обольщаем женщиной. И говорит ей: «поворожи мне» (1Цар.28:8); оставив пророчество, он низвергается к прорицанию. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Будем осте­регаться, братие, чтобы нам не потерпеть крушения подобно безум­ному, исповедуя Бога на словах и отвергаясь Его делами: называя Его благим и милостивым, но, не оказывая милости ни больному, ни бедному, ни притесняемому. Что можно отрицать Бога не только сло­вами, но и делами, и нося имя христианина, говорить точно так же, как и безумный: «нет Бога», об этом свидетельствует апостол, говоря: «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит.1:16). Насколько дела сильнее слов в отношении убедительности, настолько тяжелее – отвергаться Бога на деле, чем отрицать Его устами или в сердце. «Сказал безумный». А говорящий устами: возлюблю Тебя, Господи, и в сердце ненавидящий брата своего, как он любит Бога, оказываясь ослушником Его слов: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими, и люби ближнего твоего, как самого себя» (Второз.6:5; Лев.19:18)? Господь говорит: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин.14:23). Значит, кто не соблюдает, тот не любит. Устами называет Бога, а в сердце говорит: «нет Бога». Свидетель Господь, говоря­щий: «приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис.29:13). «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Что тот, кто ненавидит брата своего, и Бога ненави­дит, хотя бы устами взывал и кричал, что любит Бога, об этом говорит евангелист Иоанн в послании: «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4:20)? Итак, когда такой человек признает Бога на словах, не отре­каясь явно, он кует нечестие в сердце. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Подтверждая эту мысль, пророк ниже говорит: «неужели не вразумятся все делающие беззаконие», исповедающие Бога на словах и отрицающие его делами своими, «поедающие народ Мой, как едят хлеб?… Господа они не призывали» (Пс. 13:4). Бога исповедают и при­знают, но так как делами отвергались Его, то, призывая, не при­звали. Сам Господь сказал: что Меня зовете: «Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46)? «Всякий согрешающий не видел Его» (1Ин.3:6), говорит Иоанн.

Текст и толкование

С первых строк автор псалма обвиняет окружающих в том, что они ведут неправедную жизнь, не соблюдают иудейский Закон. В дальнейшем излагаются пророческие строки о том, какое наказание приготовил Бог для тех, кто отступил от заповедей. В качестве будущего лидера Давид пытается направить на путь истинный всех отступающих от Божьей воли. Он молится за свой народ и на собственном примере пытается донести до верующих, какая награда ждет праведников.

О чем говорится в тринадцатом псалме:

  1. Автор описывает Саула, которого изображает в виде неправедного «безумца», который отказывается признавать Божью волю. Сам же Давид никогда не собирался свергать своего предшественника. Он терпеливо ждал, когда сбудется пророчество. Жадный к власти Саул неоднократно покушался на его жизнь. Он считал своего противника революционером, который стремился к власти.
  2. В молитве отразилась не только личная неприязнь, возникшая между противниками. Правитель Израиля собрал в своем окружении нечестных и корыстных людей. Они совершенно не заботились о благополучии народа, как было задумано Богом. Представители власти, забыв о Законе и потеряв страх наказания, искали только путь обогащения.
  3. Пророческие размышления Давида призывают человека задуматься о судьбе своей бессмертной и грешной души. Автор наглядно представляет в псалме борьбу светлых и темных сил, которая царит и в наше время. Всех грешников ждет неизбежное наказание.

Таким образом, тринадцатый псалом Давида обращен ко всем, кто творит беззаконие. Грешники – это безумцы, которые отрицают существование и силу Господа Бога. Это является их большим заблуждением, которое мешает жить. Такие люди выдают желаемое за действительное.

Псалом утверждает, что человек изначально был сотворен Господом чистым и невинным. Безумные отступники портят свой совершенный образ, поэтому становятся отвратительными своему Создателю. Они настолько грешны, что становятся не способны на какие-либо добрые поступки. Господь с небес наблюдает за жителями Земли, и не находит ни одного доброго. Все сошли с предначертанного пути.

Главная опасность состоит в том, что грешники превозносят себя, считая мудрецами, и поэтому не предвидят последующее наказание. Давид пытается их вразумить. Добровольное отречение от Бога делает людей более черствыми и бессердечными. Пороки становятся для них необходимыми наравне с пищей. Но надежда остается всегда – еще существуют те, кто ищет Бога. Именно эти люди увидят Мессию. Только он может спасти человечество.

Толкование

Чтобы понять глубокий смысл древней священной песни, нужно разобрать толкование 16 псалма по стихам:

  • Стих 1: Давид, гонимый противниками, от чистого, правдивого сердца обращается к Богу, чтобы Он вникнул в его просьбу. Сердце Давида правдиво потому, что он не испытывал греховных чувств по отношению к гонителям и был чужд всяких греховных злых помыслов о них. То есть мысли и слова Давида одинаково правдивы.
  • Стих 2: От тебя зависит моя судьба, — обращается Давид к Богу, — и именно от Тебя я увижу справедливое разрешение моих трудностей. Так и каждый из современных христиан может надеяться на помощь всеблагого Бога, полагаясь на Его волю, как показывает нам Давид.
  • Стих 3: Здесь смысл первого стиха дополнительно раскрывается. Давид говорит, что его сердце «искусил», то есть сделал опытным, Господь, когда предоставил возможность отомстить врагу. Но у Давида «не нашлась» ненависть. Пророк не дал убить Саула, когда тот спал, и за зло возвратил добром. Каждый из христиан нередко предстоит перед таким выбором – поддаться ли мимолетному чувству, или все-таки сохранить чистоту и благородство души. Как золото в плавке без примесей, так и верный христианин проходит искушения, не соблазняясь. Здесь Давид показывает, что даже словом он не согрешил против своего врага.
  • Стихи 5-6: «Дай мне возможность совершенствоваться в Твоих заповедях», — просит Давид. Но пророк понимает, что каждый человек слаб и немощен, чтобы устоять твердо против искушений и соблазнов, а потому просит Господа, чтобы Он утвердил его на «стезях», то есть в заповедях Божиих. Опираясь на евангельские заповеди и мы, современные православные христиане, имеем возможность идти по спасительному пути, и не напрасны будут наши молитвы.
  • Стих 7: Давид понимал, что Саул выступает не лично против него, но и против Божьего замысла о нем, как о помазаннике Божием.
  • Стих 8: Здесь автор использует образ зрачка глаза, который охраняет и веко, и ресницы, и брови.
  • Стих 9: В Священном Писании Израиль неоднократно сравнивается с птицей, вот и в этом стихе пророк уподобляет защиту Бога быстрому и легкому взмаху крыльев.
  • Стихи 10-12: Враги Давида оказываются все более высокомерными и надменными, в них нет человеколюбия и жалости, они все дальше гонят Давида, не хотят видеть истину, как дикие звери, покушаются тайно.
  • Стихи 13-14: Пророк просит Бога запретить гонения своим врагам, а в выборе способа полагается на волю Божью. По своему незлобию Давид просит Бога не убивать врагов, но разрушить их злое единство, рассеять их, чтобы наконец враги его пресытились от своих злых дел.
  • Стих 15: В отличие от нечестивых противников Давида, пророк может надеяться, что он насытится блаженством и Господь примет его, когда придет во всей Своей славе. Перетерпев все нападки, соблазны и оскорбления от злых людей, и современный христианин ощутит данное от Бога блаженное успокоение души.

Псалтирь. Кафизма 2. Псалом 11

В конец, о осмей, псалом Давиду, 11

Псалом этот есть молитва праведника. Пророк жалуется на поступающих двоедушно: они то обещают дружбу, то затем предают. Из этого Давид научает уповать более на Бога, нежели на человека; ибо слова человеческие часто бывают ложными, «словеса» же «Господня» всегда истинны и непреложны. «В конец, о осмей» указывает на предстоящее мздовоздаяние Суда Божия в будущем веке сынам противления (Феодорит, Златоуст).

Пс.11:2. Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих.Пс.11:3. Суeтная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая.

Нет почти людей благочестивых, мало стало искренних и честных, пустое и безполезное каждый говорит своему ближнему: в устах притворно – ласковые речи, а в сердце слагаются злые замыслы. Все болезнуют неверностью друг ко другу, с хитростью ведут беседы, и один передает в сердце другого ложь, а подобно и другой воздает ему подобным (Феодорит).

Пс.11:4. Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый,Пс.11:5. Рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть;

Слыша это, никто не будь лукав и двоесердечен: одно имея в сердце, а другое говоря; чтобы не быть пораженным грозным приговором, изреченным Духом Святым через Пророка (Студит).

Пс.11:6. Страсти ради нищих, и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем.

Самое сильное оружие человека – воздыхание, слезы и терпение обид. Эти страдания преклоняют Бога на милость и побуждают к наказанию и отмщению. Ибо Бог уважает скромность обижаемых, когда они в злостраданиях не произносят никакого худого слова, а только стенают и оплакивают свои беды. Господь «ныне» же обещает «воскреснуть», чтобы «послужити и дати душу Свою избавление за многих» (Мф. 20:28). «Не обинюся» – т.е. не отступлю от Своего обетования, явно покажу спасение угнетаемых. Человеколюбивый Господь наш прежде воскресения Своего претерпел оплевание и заушение, и всякий вид поругания и уничижения, распятие и смерть на кресте ради нашего спасения… Что же скажешь ты о себе, желающий быть одесную престола Божия? – «Не обинуешься» ли ты о своем спасении, не перенося, иногда, не только заплевания или заушения, но и малого укорительного слова или малого досаждения? (Златоуст, Амвросий Оптинский).

Пс.11:7. Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею.

Как расплавленное серебро не имеет ничего нечистого и чуждого, так и слова Бога, какие бы Он не сказал, должны непременно исполниться. «Седмерицею» употреблено вместо многократно. «Сребро искушено земли», т.е. переплавленное в земле и земляных плавильнях (Златоуст, Феодорит).

Пс.11:8. Ты, Господи, сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век.Пс.11:9. Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил eси сыны человечeския.

Повсюду находятся «нечестивии» люди и лукавые духи. Но Христос «сохраняет» верных от падения в грех, как прежде молил Отца Своего за оставляемых учеников: «Отче, молю Тя, да соблюдеши их от неприязни» (Ин. 17:15). Сообразно с высотою Своею («по высоте своей») Господь уподобил человека Себе, сколько то было возможно человеку. Ибо сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1:26). Теперь что Он на небе, то мы на земле (Златоуст, Димитрий).

Толкование псалма

Пророческие слова, которые звучат в данной песне — это слова надежды и хвалы Господу. Несмотря на все грехи человечества, Бог презрел на него и спас. Толковать псалом следует по стихам:

  1. В первом стихе употребляется слово «безумен», однако, в оригинале слово, которое употребляет Давид означает человека нечестивого, живущего неправедной жизнью. Переводчики использовали наиболее близкое по смыслу слово, ведь из дальнейшего текста понятно, что только безумный человек может отвергать Божье существование.
  2. В стихах 2–3 описывается картина, которую увидел Господь с небес — «нет делающего добро». Безусловно, в Священном Писании есть рассказы про многих праведников (Ной, Авраам, Иосиф и пр.), да и сам автор был назван «мужем по сердцу Божьему» именно поэтому толкователи приходят к мнению, что здесь идет речь о всеобщем грехе человечества. Перед Богом каждый человек грешен, как бы праведно он не жил, именно поэтому Иисус Христос должен был умереть на кресте, чтобы спасти весь мир.
  3. В стихе 4 автор задает вопрос, неужели люди нечестивые не понимают, что Господь все видит и рано или поздно им придется платить за свои дела? Толкователи тут расходятся во мнениях, одни утверждают, что речь все так же идет о грешниках мира, другие — что о врагах еврейского народа, которые постоянно притесняли их не за что.
  4. В стихах 5 и 6 пророк говорит, что Господь все равно явит свою милость над Израилем и не оставит свой народ, защитит их от врага. Тут же указывается, что бедные люди более верны Господу и уповают на Него увереннее и чаще, нежели богатые. Пророк утверждает, что богачи поплатятся за то, что презирают бедных и потешаются над ними в то время, когда сами не имеют такой веры.
  5. Седьмой стих (в некоторых переводах 8) задает риторический вопрос «Кто даст от Сиона спасение Израилево?», т.е. автор спрашивает, как бы уже зная ответ, что спасение народа только в Господе. Именно для этого он выше рассказывал о греховности всего человечества, чтобы подвести читателя к осознанию единственно правильной мысли — спасение человека только в Боге. Тут стоит отметить, что автор употребляет имя патриарха Иакова как бы давая надежду народу — Бог всегда верен.

На заметку! Сам псалом 13 по своему содержанию и написанию очень похож на псалом 52. Единственные различия в них — это отдельные выражения, которые присутствуют в надписании и самом тексте.

Псалтирь. Кафизма 2. Псалом 10

Псалом10.Пс.10:1. На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица;

Зачем, говорит Пророк, советуете мне спасаться бегством, когда я на «Господа уповах»! И подлинно, велика сила надежды на Бога, нет ничего сильнее ея (Златоуст, Феодорит).

Пс.10:2. Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем.Пс.10:3. Зане яже Ты совершил eси, они разрушиша: праведник же что сотвори; Господь во храме святем Своем.

Ничто не может быть безсильнее человека, строящего козни и преступающего заповеди Божии. Враги имеют оружие, но не имеют помощи свыше; ибо ведут войну против «праведника», которого Бог помазал в царя. То, что Бог «совершил» – определил на царство Давида, враги «разрушиша». Под «стрелами» мысленных врагов подразумевай еще лукавые помыслы, которыми поражают враги нас «во мраце» – тайно (Златоуст, Феодорит, Афанасий).

Пс.10:4. Господь, на Небеси Престол Его: очи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человечeския.

Как вооружился праведник? – Прибег к Богу, живущему н небе и существующему везде, и вооружился надеждою на Него. Пред Богом ничто не сокрыто – «очи» Его видят всю вселенную; «вежди Его» – Промысл божественный судит и испытует всякое дело. Слыша о нищем, разумей не обнищавшего имением: потому что многие цари благоугодили Богу, а многие бедные погибли. Но «нищим» называет нищего духом. Ибо Бог очень любит смиренного и всегда милостиво призирает на него (Златоуст, Афанасий, Ефрем).

Пс.10:5. Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу.Пс.10:6. Одождит на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их.Пс.10:7. Яко праведен Господь, и правды возлюби: правоты виде лице Его.

В точности Господь знает поступки «праведного» и «нечестивого», и по делам взвешивает воздаяния. «Любяй же неправду» (нарочно) – «погубляет свою душу», ибо навлекает на себя такого рода гнев Божий, который в древности сжег Содом и Гоморру. «Жупел» – сера, «чаша» – наказание. Везде надо свято соблюдать справедливость и не обращать внимания на лица: нищ ли кто или богат, но «по правоте» искренности исследовать их дела (Златоуст, Феодорит, Лествичник).

Фон и темы

Теодорет предположил, что этот псалом был составлен Давидом, когда его сын Авессалом сговорился против него. Однако Сперджен утверждает, что любая попытка связать это с конкретным инцидентом является предположением; скорее, псалом выражает чувства, которые возникают в любом из многих испытаний, которым человек подвергается в жизни.

И еврейские, и христианские комментаторы отмечают трехчастную структуру этого псалма: стихи 2-3 на иврите (1-2 в KJV) относятся к жалобе Давида, стихи 4-5 на иврите (3-4 в KJV) ), в которой выражается молитва Давида, и стих 6 на иврите (5-6 в KJV), описывающий спасение Давида. А.Г. Браун утверждает, что молитва — это поворотный момент между скорбью и радостью.

Сперджен отмечает, что повторение слов «Как долго?» четыре раза в этом псалме напоминают крики; он творчески называет этот псалом «Псалом« Как долго »или« Воющий псалом ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector