Геенна
Содержание:
- Граница между мирами
- Чем отличается ад от геенны огненной
- Примечания
- Этимология
- Молодые годы гиены[править]
- История возникновения вида[править]
- Альтернативная версия происхождения гиены[править]
- Археология
- Ареал обитания и привычки[править]
- Правила лечения
- Как проявляется синдром?
- Происхождение фразеологизма
- Диагностика
- «Приходи в Геенну Огненную!»
- Внешние характеристики
- Страшные события
- Вы здесь
- Геенна огненная
- Геенна огненная
Граница между мирами
В незапамятные времена ущелье Еннома (Иннома) разделяло два еврейских племени Йеуда (южное) и Биньямин (северное). В наши дни здесь проходила граница между Израилем и Иорданией – с 1948 г. по 1967 г.
Южнее ущелья на Сионской горе в древности располагался полис. Современные археологические раскопки позволяют найденные стены отнести к временам Второго Храма и Византийской эпохи. На другой стороне ущелья было древнее еврейское кладбище, представляющее собой склепы.
В настоящее время некоторые из них до сих пор остаются над землей: их можно увидеть и сфотографировать. Обнаруженные захоронения относят к периоду существования Первого и Второго Храма. Получается, что рядом с городом существовал некрополь. Ущелье служило границей между двумя мирами – живых и мертвых.
По еврейским обычаям, внутри стен города нельзя было хоронить, поэтому все захоронения выполнялись по ту сторону ущелья. Там и находятся два древних кладбища, которые окружают Иерусалим: Гей бен Хином и Кидрон.
Чем отличается ад от геенны огненной
О различиях между этими терминами в своих лекциях рассказывал православный священник Даниил Сысоев, убитый исламскими экстремистами в Москве.
Он уточнял, что ад (синоним этого понятия «преисподняя») – это место, куда души грешных людей попадают после смерти. «Да возвратятся грѣшницы во адъ, вси языцы забывающiи Бога», – сказано в Псалтыри (9:18). Под адом понимается некое мрачное, ограниченное пространство. Всего в Священном Писании понятие «ад» встречается 17 раз, начиная с Ветхого Завета и заканчивая Посланием к коринфянам апостола Павла, который славит Воскресение Христа и радуется благой вести, что смерть отступила от человечества: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»(13:14).
Как пишет философ Юрий Владимирович Пущаев, слово «ад» пришло в русский язык из древнегреческого – . Этимология этого слова восходит к властителю подземного царства мертвых Аиду, но при этом первая буква «альфа» означает отрицание, частичку «не», а корень образован от глагола , что переводится как «видеть», «созерцать». То есть вместе эти буквы означают нечто «безвидное», то, чего нельзя увидеть. В соответствии с определением, которое дает диакон Андрей Кураев, «ад – это место, наиболее удаленное от Бога. Туда, в ад, попадают люди, которые в этой жизни не хотели быть с Богом. И таким образом Бог, удовлетворяя их желание и уважая их выбор, помещает их души как можно дальше от себя. Обитают ли в аду демоны? Православные священники считают, что да.
К счастью, как говорил о. Даниил Сысоев, в аду душа человека будет находится не всегда, а лишь до Второго пришествия Спасителя и Страшного Суда, на котором Мессия будет судить людей не по вере – ибо каждый, кто побывает в аду, вольно или не вольно уверует в Бога, но по делам человека.
Но если грехи человека настолько страшны, что простить их невозможно – такие люди будут ввержены в геенну огненную на веки вечные. Об этом пишет апостол Матфей: «…мнози от востокъ и западъ прiидутъ и возлягутъ с Авраамомъ и Исаакомъ и Иаковомъ во царствiи небеснѣмъ: сынове же царствiя изгнани будутъ во тму кромѣшнюю: ту будетъ плачь и скрежетъ зубомъ (Евангелие от Матфея 8:11—12).
Кого же ждет геенна? Об этом сказано и в Послании к коринфянам: в царствие Бога не смогут войти блудники, язычники, прелюбодеи, малакии (так раньше называли рукоблудников, лесбиянок и пассивных гомосексуалистов), мужеложцы, воры, лихоимцы, люди с наркотической и алкогольной зависимостью, невоздержанные на язык (злоречивые) и «хищники». Иоанн Богослов в «Откровении» добавляет к этому списку боязливых, лжецов, убийц, колдунов и неверных – предавших Христа. «И смерть, и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (20:13–14).
Примечания
- греч. гéенна
- ↑ Геенна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- . www.svob.narod.ru. Дата обращения: 1 апреля 2020.
- Bailey, L. R. Gehenna: The Topography of Hell. Biblical Archaeologist 49, no. 3 9.1986 p187-191
- Dalman, Gustaf. Jerusalem und sein Gelände. Schriften des Deutschen Palästina-Institutes, 4. Gütersloh 1930 ISBN 3-487-04403-X
- Smith, G. A. Jerusalem: The Topography, Economics and History from the Earliest Times to A.D. 70. London 1907.
- Thayer, H. Greek Lexicon GEHENNA
- Емельянов В. В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб., 1999. — С. 90, прим. 1.
- Шифман И. Ш. Ветхий завет и его мир. — М.: Политиздат, 1987. — с. 197—198
- . bibleapps.com. Дата обращения: 30 июня 2016.
- Milikowsky, C. 1988. Which Gehenna? Retribution and Eschatology in the Synoptic Gospels and in Early Jewish Texts. NTS 34 Кембридж. 238—249
- фраза «сын геенны» используется в Талмуде. Талмуд b. Ros. Has. 17b
- «He who speaks much with a woman draws down misfortune on himself, neglects the words of the Law, and finally earns Gehenna.» (Mishnah Aboth 1,5)
- Мишна m.Qidd. 4.14; m.Abot 1.5; 5.19, 20
- Tosefta (t. Ber. 6.15)
- Талмуд b. Ros Has 16b7a; b. Ber. 28b t. Sanh. 13.3
- Мидраш M.Tehillim 31.3
- Shachar 1975, с.4
- Вопросы священнику Даниилу Сысоеву. — М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2013. Стр. 130
- Мень, А. В. Сын Человеческий. — Брюссель, 1969.
Этимология
На др.-греч. γέεννα гéенна, встречается в Новом Завете, является фонетической транскрипцией иудео-арамейского языка евреев Вавилона (ивр. גהנא гихана).
В Коране «геенна» (араб. جهنم, gahannam, джаханнам) является синонимом ада и родственно другим словам из семитских языков (ивр. גהנא, gēhannā; ивр. גהנם, gehinnam).
В Талмуде встречается как ивр. גהנם gehinnam или ивр. גהנום gehinnom. На еврейском ge hinnom буквально означает «долина Еннома», что известно в Танахе как gai ben-hinnom, буквально «долина сынов Еннома».
Долина Еннома
Можно заметить, что древнее ханаанейское название долины, которая находится к югу от Иерусалима, возле Солнечных ворот: «Хеенна огненная» — долина «Хенном» или «Бен Хенном» — долина сыновей Хеномовых. Считается, что название «Хенном» происходит от имени древнеханаанского божества подземного огня «Хен, Хин (Хна), Кен (Кна)», упоминаемого также и в текстах из Рас-Шамры (Угарита). Очевидно, что это одно из архаичных имён протоханаанейского Великого бога-отца раннеземледельческой религии, бога земли и преисподней. По одному из преданий бог Хна (Кен) и его супруга Хенат (Кенат) являлись родоначальниками (некоторых племён) ханаанеев. Не исключено, что именно это наименование («Хен, Хин (Хна), Кен (Кна)») мифического предка автохтонного населения Ханаана и послужило им как для самоназвания («Бен Хенном» — сыны Хена, Кена), так и для наименования страны (Кна(а)н — земля (долина) сынов К(е)на).
Долина Еннома, долина Енномовых (Нав. ; Нав. ), или долина сыновей Еннома (4Цар. ; 2Пар. ; Иер. ) (ивр. גיא בן הִנֹּם) — одна из двух долин (вторая — Кедронская долина) рядом со старым городом Иерусалим. Арабское название — Вади-эр-Рабаби. Изначально название этого места не было связано с наказанием и огнём. Долина эта находилась к югу от Иерусалима, неподалеку от т. н. «Солнечных врат». Очевидцы сообщали, что в этой долине сжигали мусор и мёртвых животных. На этом основании современные словари связывают эту территорию с местом наказания — место скопления негодного, разных отбросов, сжигаемых огнём.
Однако символика геенны имеет более глубокие корни. Следует помнить, что в древних культурах практически любое действие было действием ритуальным, религиозно-магическим. Сжигание мусора и мёртвых животных — не исключение. Долина Енном (или Хинном) была, соответственно, местом проведения различного рода языческих обрядов, связанных с огнём. В. В. Емельянов в своей книге указывает, что «знаменитая „долина Хинном“ (греч. „геенна“) находилась вблизи южных Солнечных ворот Иерусалима, а устраивавшиеся здесь языческие обряды включали проведение детей через огонь (в раннее время, возможно, человеческие жертвы палящему солнцу). Пророки Ветхого Завета, грозившие долине Хинном Божьей карой, проклятием и запустением, подготовили почву для гневных евангельских и коранических проповедей, обещающих отступникам и грешникам вечные огненные муки». И. Ш. Шифман в книге «Ветхий завет и его мир» также указывает: «Среди обычаев сиро-палестинского региона особое место занимало принесение в жертву (сожжение живьём) богу сыновей жертвователя, практиковавшееся обычно в критической ситуации. Такие жертвоприношения назывались по-финикийски молх, по-еврейски мóлех… Останки таких жертв хоронили на специальных кладбищах, называвшихся тофéт… В долине Хинном недалеко от Иерусалима иудеи приносили в жертву животных, поскольку человеческие жертвоприношения в Иудаизме запрещены; из еврейского ге Хинном („долина Хинном“) возникло слово „геенна“».
Молодые годы гиены[править]
«Страшный суд». Фреска Троицкого собора Ипатьевского монастыря, Кострома
«Гиена огненная». Роспись храма св. Юра, Дрогобыч
Сука оказалась поразительно живучей (в чём немалую роль сыграла наследственность) и неоднократно выкапывалась из-под земли в разных местах к ужасу местных жителей. В юные годы она длительное время жила в долине к юго-западу Иерусалима. Вначале гиену приютил человек по имени Еном на своей ферме «Долина Енома». Он кормил свою питомицу бараниной и жили они дружно, но однажды Еном совершил некий грех (какой именно, история умалчивает: то ли вкусил хлеба, не омыв рук, то ли отведал плодов от яблони, посаженной менее трёх лет назад), и гиена со страшным воем набросилась на хозяина, съела его и сожгла ферму, после чего побежала к воротам города искать нового хозяина.
Зверушка приглянулась жителям города и сердобольные иерусалимчане и иерусалимчанки подкармиливали её ненужными ворами и разбойниками (которых предварительно забивали), а также отбросами. Немудрено, что на такой диете гиена быстро взрослела и наглела. И воняла. Довольно быстро она начала привередничать, отказывалась от отбросов и требовала на обед убийц и насильников, да и то, чтобы зверёк кушал, жители города устраивали хоровое пение и пляски.
К счастью для жителей города, гиена снова закопалась в землю и в следующий раз выбралась на поверхность в Киеве в 988 году н. э. Пробравшись в палаты князя Владимира Красно Солнышко как раз во время его совещания с представителями различных вер, гиена поглотила мусульманина, еврея и проповедника западного христианства, пощадив только греческого христианского философа. Съев на закуску нескольких пленных варяг, гиена покинула покои князя, которому ничего не оставалось, кроме как принять христианство в его православной трактовке.
В следующий раз гиену видели около 1330 года вблизи Костромы, где она поглотила 20 бурлаков, тянувших вверх по Волге гружёную корабельной сосной баржу купца Пафнутия Чтохочутоворочуйло. Это событие нашло отражение на фресках Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Чем заслужили такую участь несчастные бурлаки, история умалчивает; предполагают, что они укрывали на барже беглого монаха, прельстившегося соблазнами семейной жизни.
Впоследствии гиену видели в Дрогобыче, Ярославле и других местах, что находило отражение в творчестве местных художников и поэтов.
История возникновения вида[править]
Таким бедным маленьким существом покинула гиена конуру
Первая (она же и единственная) гиена огненная появилась в Константинополе в 1053 году н. э. в результате незапланированного хозяевами скрещивания трёхголовой огнедышащей Ехидны, которую патриарх Михаил Кируларий освободил из ада язычества, и трёхголового же, но дикого Змея Горыныча, захваченного в плен Георгием Победоносцем.
По недосмотру хозяев, обоих животных поместили в одну клетку, и однажды на полу было обнаружено яйцо, из которого через 40 дней вывелся огнедышащий щенок, сочетающий в себе признаки и змея и ехидны — маленькое забавное существо, оранжево-красного цвета, на которое все шесть родительских голов ласково дышали напалмом.
Достоверно неизвестно, кто из них был мамой, а кто папой, так как никто не наблюдал половой акт этих сравнительно небезопасных животных, каждый из которых активно использовал напалм в повседневной жизни. Предположительно, это их брачные игры и, особенно, оргазм привели к различным природным катаклизмам и, в частности, великому расколу христианской церкви.
Существует теория, что гиена огненная произошла только от одной головы Змея Горыныча (той, которая напоминает ранцевый огнемёт), а две другие не принимали участия в разврате и даже отговаривали. Однако, в связи с неизученностью анатомии, и, в частности, системы размножения Змея, вопрос остаётся открытым.
Год спустя подросшая гиена прожгла дыру в клетке и выбралась на свободу. После этого она съела патриарха Михаила Кирулария и его сакеллария Константина, который выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами. Затем она закусила легатами римского папы Льва IX, которые поносили константинопольских христиан, сравнивая их с арианами, валезианами, симонианами и прочими еретиками. Затем, закусив парочкой карманных воров, тремя гадалками и одним наперсточником, сыто ухмыльнулась и зарылась в землю.
Константинопольские монахи, храбро устремившиеся по следам гиены в прорытую ею нору, добрались до границы земной коры и мантии, где вынуждены были остановиться ввиду резкого повышения температуры. Вернувшись, они рассказали, что гиена обитает в огненном аду, в котором ни один человек не уцелеет.
Альтернативная версия происхождения гиены[править]
Согласно сверхновой хренологии, гиена огненная появилась в 2000 году до н. э., родившись в результате некоего незапланированного хозяином скрещивания трёхголового домашнего пса Ктулху Цербера с неизвестной матерью. (Предположительно вторым родителем гиены была гигантская рыба Левиафан, чьи брачные игры с Цербером вызвали Всемирный Потоп.) Однажды, заглянув в конуру к своему любимцу, Ктулху обнаружил рядом с ним симпатичного оранжевого щеночка, на которого Цербер ласково попыхивал огнём. Щеночек оказался необычайно прожорливым и рос как на дрожжах.
Когда гиена выросла до неимоверных размеров, Ктулху обеспокоился. Его план зохавать фсех с ростом животного становился всё более призрачным, и, наоборот, шансы быть зохаванным росли в геометрической прогрессии. Служба отлова бродячих животных тогда была только в Бобруйске, поэтому Ктулху вынужден был решать вопрос сам. И ему пришлось поместить гиену в ад, куда за разврат уже был сослан Цербер.
Казалось бы, логичнее было бы просто-напросто зохавать гиену, однако Ктулху сохранил ей жизнь. Почему Ктулху заинтересован в гиене, пока не установлено, однако думается, что он заинтересован в её применении во время Армагеддона. Гораздо проще и, с точки зрения логистики, оптимальней, отправить хавать фсех гиену, а уже потом зохавать её, тем самым зохавать фсех.
Археология
Были установлены детские жертвоприношения в других Тофетах, совпадающих с библейскими рассказами (700–600 до н.э.) о правлении Ахаза и Манассии , например, кости детей, принесенных в жертву в Тофете богине Танит в финикийском Карфагене , а также детские жертвоприношения в древняя Сирия-Палестина. Такие ученые, как Моска (1975), пришли к выводу, что жертвоприношение, записанное в еврейской Библии, например, комментарий Иеремии о том, что поклонники Ваала «наполнили это место кровью невинных», является буквальным. Тем не менее, библейские слова в Книге Иеремии описывают события, происходившие в седьмом веке на месте Бен-Хиннома: «Потому что они оставили Меня и сделали это место чужим и сожгли в нем жертвы, чтобы других богов, которых ни они, ни их предки, ни цари Иудеи никогда не знали, и потому что они наполнили это место кровью невинных и построили высоты Ваала, чтобы сжечь своих сыновей в огне как жертвы всесожжения. Ваал, о чем Я никогда не говорил и не говорил, и никогда об этом не думал; поэтому вот, наступают дни, — провозглашает Господь, — когда это место больше не будет называться Тофет или долина Бен-Хинном. , а скорее долина Резни ». Дж. Дэй, Хейдер и Моска полагают, что культ Молеха имел место в долине Енном у Тофета.
Никаких археологических свидетельств, таких как массовые детские могилы, обнаружено не было; однако было высказано предположение, что такая находка может быть скомпрометирована большой численностью населения в районе Иерусалима по сравнению с Тофетом, найденным в Тунисе. Это место также могло быть разрушено действиями Иосии: «И он осквернил Тофет, что в долине сынов Еннома, чтобы никто не мог заставить своего сына или его дочь пройти через огонь к Молоху». (2 Царств 23). Меньшая часть ученых пыталась утверждать, что Библия не изображает фактическое детское жертвоприношение, а только посвящение богу огнем; однако они считаются «убедительно опровергнутыми» (Hay, 2011).
Ареал обитания и привычки[править]
Гиена в настоящее время. Фотография сделана неизвестным учёным за минуту до смерти
Кал гиены
Британские учёные установили, что на настоящий момент гиена огненная живёт в аду и питается душами грешников. Находится она на том кругу ада, который не был упомянут в известном сочинении коман Данте. Младенцев и их души по понятным причинам, ей не дают. В её рацион входят души всех разновидностей ахтунгов, души лжеучёных (см. Википедия), души еретиков, не верящих в Ктулху и последователей идеологии Чучхе.
Гиена страдает гельминтозом, подцепленным ещё в юношеские годы. Это ясно из первоисточника: в гиене «червь не умирает, и огонь не угасает» (Мк 9,44). Впрочем, есть версия, что гиена не страдает гельминтами, а, наоборот, существует с ними в тесном симбиозе.
К самостоятельной охоте гиена неспособна в силу дурных привычек, приобретённых, опять же, в юношеские годы. Поэтому Ктулху — велика его милость — назначил смотрителя за гиеной, кормящего и убирающего за зверем. Это Аццкий Сотона, целыми днями порхающий в поисках подходящих душ.
Впрочем, в настоящее время найти пригодные для питания гиены души не так сложно, как было раньше. Скажем, в XIX веке ахтунги тщательно скрывали, что они ахтунги, боясь, опять же, слухов о гиене, а Википедии и идей Чучхе ещё не было.
Правила лечения
На сегодня известны два основных патогенетических метода лечения синдрома Гийена-Барре, и оба успешно используют специалисты ЦЭЛТ. Это плазмаферез и внутривенная иммунотерапия. Эти методы могут применяться изолированно или использоваться в комплексе, все зависит от конкретной клинической ситуации. Лечение направлено на удаление иммунных комплексов, циркулирующих в крови пациента, или их нейтрализацию. Оба метода лечения равноценны, практически всегда приводят к выздоровлению. Лечение останавливает процесс разрушения периферических нервов, сокращает длительность периода восстановления, способствует уменьшению дефицита.
Плазмаферез – это операция очищения крови. Чаще всего применяется аппаратный плазмаферез на сепараторах непрерывного действия, в ходе которого отобранная из организма кровь разделяется на форменные элементы (или клетки крови) и плазму (или сыворотку). Все токсические вещества находятся в плазме, поэтому она удаляется. Человеку возвращаются его же кровяные клетки, разведенные при необходимости плазмозамещающими растворами или донорской плазмой. Длительность процедуры – около полутора часов, весь курс состоит из 3-х или 5-ти сеансов. За один раз удаляется не более 50мл/кг массы тела плазмы.
В процессе лечения контролируются показатели крови: электролиты, гематокрит, время свертывания и другие.
Иммунотерапия внутривенная – это введение препарата человеческого иммуноглобулина класса G. Эти иммуноглобулины останавливают выработку антител к собственным нервам, попутно снижая продукцию веществ, поддерживающих воспаление. Эти препараты показаны для патогенетического лечения синдрома Гийена-Барре как у взрослых, так и у детей.
Одновременно с проведением специфического лечения обеспечивается тщательный уход за пациентом, включающий профилактику пролежней, пневмонии, контрактур. Часто требуется лечение сопутствующих инфекций. Выполняется профилактика венозного тромбоза, проводится кормление через зонд, контролируется выделительная функция. Лежачим пациентам выполняется пассивная гимнастика, а также ранняя вертикализация, позволяющая избежать расстройств кровотока. При угрозе развития контактуры (неподвижности суставов) возможны парафиновые процедуры. При необходимости используются двигательные тренажеры на основе биологической обратной связи.
Быстрее восстанавливаются пациенты с поражением миелиновых оболочек, аксональные же повреждения требуют более длительного периода реабилитации. Аксональные поражения часто оставляют за собой неврологический дефицит, трудно поддающийся коррекции.
Как проявляется синдром?
В течение нескольких дней, максимально до 1 месяца, нарастает мышечная слабость в ногах, возникают трудности при ходьбе. Далее слабеют руки, последней страдает мимическая мускулатура. Такие симптомы имеют отдельное название – восходящий паралич Ландри.
Но иногда паралич начинается сверху, с рук, распространяясь вниз, но всегда страдают все конечности.
Каждый пятый случай сопровождается параличом мускулатуры туловища, а именно диафрагмы и межреберных мышц. При таком параличе дыхание становится невозможным, требуется искусственная вентиляция легких.
Частое проявление – бульбарный синдром или двусторонний паралич мышц мягкого неба, когда невозможно глотание и четкая речь.
Вместе с двигательными волокнами иногда поражаются и сенсорные. Развиваются нарушения чувствительности, снижаются сухожильные рефлексы, беспокоят боли в конечностях. Боли носят выраженные «нейропатический» характер — жжение, чувство прохождения тока, покалывания. Тазовые расстройства встречаются редко, но чаще всего бывает задержка мочеиспускания, которая в ряде случаев сочетается с избыточной выработкой мочи.
Присоединяется вегетативная дисфункция, которая проявляется колебаниями артериального давления, сердцебиением, другими нарушениями ритма сердца, потливостью, отсутствием кишечной моторики.
Происхождение фразеологизма
Нередко из-за созвучности в данном термине ищут наименование африканского животного. Дескать, древние побаивались этого хищника не брезгующего падалью, и в честь него назвали те края, куда попадают великие грешники. Никакого отношения геенна к гиене не имеет. А вот тот факт, что для мифологии позаимствовано это название из окружающей среды, не оспорим.
Около города Иерусалима есть пустошь. Называется она в честь сыновей Енномовых. Если на древнееврейском произнести это название быстро, то оно прозвучит как Геенна. Это наименование приходило в другие языки вместе с иудейскими религиозными и философскими текстами, имея там символическое значение.
Пустынная долина всегда пользовалась у жителей Иерусалима недоброй славой. Согласно летописным источникам, там:
- Была расположена городская свалка. В силу жаркого израильского климата, разлагаясь мусор заражал воздух и вызывал эпидемии. Что бы такой беды не случилось, с древнейших времен все отходы сжигались. В долине полыхали огромные костры, в которые постоянно подбрасывали нечистоты, трупы животных и висельников.
- Долина была культовым местом для ряда религиозных групп израильтян. Там собирались в том числе и адепты Молоха. Они проводили свои обряды, которые пугали иудеев. Многие ритуалы были связаны с огнем. Сами же прихожане долины считали, что пламя очищает их от грехов, а болезненные процедуры, проделываемые жрецами, это искупление за совершенные проступки.
В каждом из вышеприведенных описаний мероприятий на пустыре есть ряд характеристик зловещей долины. Там постоянно полыхало пламя, стоял тяжелый запах нечистот и посещали те места далеко не самые уважаемые горожанами люди.
Значение фразеологизма
Естественно, столица древнего Иудейского царства была местом сосредоточения культурной и религиозной жизни. Там работали и создатели Торы, или Ветхого Завета. Желая передать в религиозных текстах то, как будет выглядеть ад, священнослужители описывали местность, которая была отлично знакома каждому, кто хотя бы раз побывал в Иерусалиме. В силу того, что чаще они наблюдали Геенну с крепостной стены города, всех злодеев отправляли туда методом сброса после Страшного Суда.
Позже наименование долины как обозначение преисподней стали использовать христиане и мусульмане. Термин перестал быть узнаваем, и каждый читатель религиозной литературы мог сам себе представить некую огненную геенну — место, где предстоит терпеть мучения грешникам. Они уже не сравнивали полет осужденных вниз со сбросом мусора со сторожевой башни в костер.
Сегодня этим словом называют устрашающее место. Все, что напоминает преисподнюю, может быть означено как «геенна огненная». Это термины синонимы. Нередко так говорят о выдуманных наказаниях, которые должны устрашить того, кому они предназначены. Ежели тот, кто путается запугать своего противника относится к духовенству, то тут нельзя ошибиться — он геенной огненной грозит.
Из воспоминаний жителя Африки
Пастор к нам пришел степенный,
Всех запугивал геенной.
Задержался допоздна,
Шел домой и вот те на —
Погналась за ним гиена,
Превратился поп в спортсмена —
Мчал вперед, совсем забыв
Нас напугавший древний миф.
- Что значит выражение: «Праведный лот» — значение и происхождение фразеологизма?
- «От Понтия к Пилату» — значение и происхождение фразеологизма?
Диагностика
Нередко синдром Гийена-Барре бывает трудно диагностировать на ранних стадиях. Его симптомы, аналогичны другим неврологическим расстройствам и могут варьировать у разных людей.
Первым шагом в диагностике синдрома Гийена-Барре является тщательный анализ истории болезни и симптомов возникших у пациента.Спинномозговая пункция и функциональные тесты нервные часто необходимы для того чтобы подтвердить диагноз синдрома Гийена-Барре.Спинномозговая пункция — эта процедура представляет собой забор с помощью пункции небольшого количества жидкости из позвоночного канала в поясничном отделе позвоночника. Затем проводится анализ образца спинномозговой жидкости и выявление характерных для этого синдрома изменений в жидкости.Электромиография определяет электрическую активность в мышцах, что позволяет определить с чем связана слабость, повреждением мышц или повреждением нерва.Электронейрография позволяет определить скорость распространения импульсов по нервам и мышцам.
«Приходи в Геенну Огненную!»
Сейчас склоны Сионской Горы облюбовали любители лазить по скалам. Над древним ущельем нависли современные здания гостиниц, Центр музыки, Синематика. На открытом пространстве, названном бассейном Султана, в котором давно уже нет никакой воды, проводятся концерты, фестивали и музыкальные представления.
Когда –то бассейн Султана являлся системой водоснабжения города и Второго Храма. Древний водопровод составлял по длине 23 километра и подавал воду на высоту в 700 метров. Когда появилось водохранилище – не известно, зато точно установлено, что именно Сулейман Великолепный закончил его модернизацию. С тех пор место и стало носить название – Бассейн Султана.
Еще один интересный памятник, который находится над долиной Еннома – Сабил Сулеймана или общественные фонтаны, которые служили источником чистой питьевой воды. Султан Сулейман Великий повелевал строить подобные места для питья.
Сейчас в выражении: «Встретимся в Геенне Огненной!» нет ничего страшного или предостерегающего. Это означает, что вас приглашают на увлекательную прогулку или развлекательную программу. Пусть останется в прошлом символ Судного дня – Геенна Огненная. Иерусалим жив и ждет новых гостей, чтобы поведать им свою многовековую историю.
Внешние характеристики
Полосатая гиена относится к крупным особям. Высота составляет около 80 см. Самцы больше по размеру, их вес составляет от 55 до 60 кг. Тело неравномерное по высоте. Тело короткое, изогнутое. От спины до головы тянется грива, состоящая из грубых, темных волос. Длина гривы составляет не меньше 30 см.
На других участках тела шерсть короткая, не больше 7 см в длину. Волоски толстые, жесткие по всему телу. Передние лапы длиннее задних, имеют характерный изгиб. Средняя часть спины будто проседает. Во время ходьбы хищник опускает зад, кажется, что особь волочит его по земле.
На каждой лапе по 4 пальца. Они тесно прилегают друг к другу. Шейный отдел укороченный, сильный. Голова большая для тела, тяжелая. Нижняя часть заметно больше верхней, она лучше развита. Уши широкие, заостренные.
Жевательные мышцы хищника хорошо развиты. Череп широкий, сплюснутый. Весь зубной ряд хорошо развит, зубы мощные. Концы резцов острые. Размер клыков выше среднего. Количество зубов – 34.
Голос гиены почти отсутствует, слышится редко. Животные могут издавать ворчание, рык, реже плач. В отличие от пятнистой гиены у полосатого вида нет характерных звуков смеха.
Страшные события
Свое страшное название ущелье получило, «благодаря» жутким событиям, которые происходили тут во времена существования Первого Храма. Почему именно Геенна Огненная? Иерусалим являлся местом средоточия идолопоклонников с варварскими обычаями приносить своих детей в жертву языческим богам. Например, ханаанцы отдавали своего новорожденного первенца языческому идолу Молеху.
Вообще, Молеху или Ваалу, считавшемуся Верховным Богом, в жертву приносили самое дорогое. Ему поклонялись некоторые евреи, аммонитяне, финикийцы. Против культа жертвоприношения младенцев в еврейском Священном Писании сказано, что «Кто будет из пришельцев Израиля отдавать свое потомство Молеху, Господь навеки отвернется от него и «искоренит» из народа. Сюда приходили иудейские пророки бороться с жестокими проявлениями идолопоклонства.
Долина Еннома на иврите звучит, как «гейхенном» — долина детей Еннома. Она находилась недалеко от старого Иерусалима и располагалась между горой Сион и районом Абу-Тор. Впоследствии название трансформировалась в Геенну Огненную.
Вы здесь
Геенна огненная
Только на Русский
Геенна огненная
Play
Pause
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Cамую дурную славу снискала долина, что направо от нас, внизу – Геенна огненная. С детства мы знаем, что это – символ ада, и «Гореть тебе в Геенне огненной!» – одно из самых страшных проклятий. Не знали только, что ад этот – ущелье в Иерусалиме. Гей – на иврите «ущелье». Гей бен Геенном (Долина сыновей Гееннома) сокращенно называют Геенном, что в русском произношении закрепилось как Геенна и никакого отношения к животному гиена не имеет. Кто такие Генном и его сыновья, неизвестно, но точно не с ними связано понятие «Геенна огненная».
Геенна стала символом ада из-за страшного жертвенника – Тофета, на котором в VIII в. до н.э., во времена царя Ахаза сжигали детей, принося их в жертву Молоху. При Ахазе Иудея стала вассалом языческой Ассирии, поэтому в Иерусалиме и появились идолы. Это вызывало естественный гнев Господа и осуждение пророков, в частности пророка Иеремии. В его книге мы читаем: «И устроили высоты Тофета в долине сыновей Генномовых, чтобы сжигать сыновей своих и дочерей своих в огне». Осознав чудовищность преступлений предшественников, царь Иосия, в VII в. до н.э. искоренил всякую память о них: «И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей через огонь Молоху». Также в Библии сказано, что Иосия наполнил Геенном костями человеческими.
Есть разные гипотезы о том, что еще творилось в этом ущелье: сюда вывозили из Храма остатки животных после жертвоприношений, сюда выбрасывали тела казненных преступников, здесь просто была главная городская мусорная свалка. В любом случае все вывозимое сюда сжигалось и огонь горел в ущелье постоянно. Поэтому и стал Геенном символом ада и поэтому пожелание «Гореть тебе в Геенне огненной» – одно из самых страшных проклятий и среди евреев, и среди христиан, и среди мусульман – у них Геенном называется Джаханнан.
Христиане именно в Геенном помещают «Хакелдаму» – кровавую землю по-арамейски, то есть участок, купленный за 30 серебреников, за которые совершилось предательство Иисуса. Место это – на противоположном склоне ущелья. Когда-то там показывали дерево, на котором повесился Иуда. Древние паломники упоминают смоковницу. Неудивительно. Смоковница, она же фиговое, она же инжирное дерево – одно из немногих деревьев, способных дико произрастать в Иудейских горах. Ее корни (как корни оливы) пробивают скалы на сотни метров.
Открыть в приложении
Предоставлено
Издательство «ВОКРУГ СВЕТА»
Все аудиогиды