Великая схизма 1054: объясняем, как христианская церковь однажды уже раскололась надвое

Шаг третий: разное устройство Церкви

Как я уже говорил, первоначально, Православная Церковь была семьей равных независимых Поместных Церквей. Поместные Церкви, в свою очередь, были объединениями общин данной области во главе с епископом самого крупного (или древнего) города. Империя хоть и внесла особенности в это устройство постоянным вмешательством в дела Церкви, но кардинально ничего не изменила. Все поместные Церкви равны, независимы и отличаются лишь почтением (уважением).

Но, в силу написанного мною выше, Римская Церковь на западе рождает новую, ранее неизвестную на востоке, модель устройства Церкви. В Центре ее стоит Рим. Епископ Рима, как наместник апостола Петра обладает абсолютной властью над Вселенской (Кафолической/Католической) Церковью и стоит выше всех прочих епископов. Конечно, на востоке никто не признавал это нововведение, но на западе дела шли иначе. Там постепенно образовался свой мир. Причем, стоит отметить, что нормального общения между древними Поместными Церквями Востока и Поместными Церквями Запада не было. Весь запад представляли посланники папы римского. Подозреваю, что это нежелание общаться было взаимным.

Это новое учение о Церкви, в сочетании с нарастающим конфликтом с патриархом Константинополя и политическим кризисом Востока и Запада, и стало, в итоге, главной причиной раскола 1054 года. Начиная с папы Льва I с каждым столетием папы все меньше считали себя равными прочим патриархам, и все больше считали себя особенными, обладающими абсолютной властью в Церкви. В итоге, это привело к серии конфликтов между Римом и Константинополем. Последним из которых стала схизма 1054 года. Конечно, никогда не подчинявшиеся Римской Церкви древние общины востока и в этот раз отказались ей подчиняться. Весь восток поддержал патриарха Константинополя. Лишившись общения с восточными Церквями, Римская кафедра осталась в своей вселенной, где она была центром всего христианского мира и уже никто не мог претендовать на ее место. Можно сказать, что Римо-Католическая Церковь окончательно сформировалась именно во второй половине XI века, когда они разорвала все контакты с христианами востока и осталась вариться в собственном соку. В итоге, учение о первенстве Римского Папы продолжало эволюционировать. При таких папах как Иннокентии III Римские епископы фактически правили всей Европой. К сожалению, чем выше росла власть Римского епископа тем больше он отдалялся от восточных собратьев, которые по-прежнему не считали его выше себя.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

Предыстория раскола

Рим еще со времен античности представлял собой один из основных центров христианства, так называемую “кафедру апостола Петра”. Религиозная жизнь Западной Европы имела свою специфику, государства там создавались на территории бывшей Западной Римской империи.

Рис. 1. Раскол церквей 1054.

Первый раскол между Папой Римским Николаем I и Вселенским патриархом Фотием произошел в 863-867. Он вошел в историю под названием “Фотиева схизма”.

У него были такие причины:

  • Вопрос о законности избрания Фотия патриархом.
  • Желание Папы Римского распространить влияние на Балканы. Это не нравилось Византии, так как после раздела Римской империи, с 395 года, Балканский полуостров был в ее сфере влияния.

В X веке конфликт был сглажен. Новые проблемы начались в XI веке, когда Византия утратила свои владения в Южной Италии из-за столкновений с норманнами. Церковные приходы на юге Апеннинского полуострова контролировал патриарх в Константинополе. К середине XI века в этом регионе латинский обряд стал вытеснять греческий. В 1053 году патриарх Михаил I среагировал на это закрытием все церквей латинского обряда в Константинополе. Он вступил в полемику с католическими епископами и с Папой Римским Львом IX.

Полемика 1053 года вошла в историю под названием “Спор об опресноках”. Она относится к формальным причинам церковного раскола. Богословы спорили о том, какой хлеб использовать в причастии, пресный или квасной. В латинском обряде литургию совершали на бездрожжевом хлебе.

Рис. 2. 1054 Раскол церквей.

Предвестники раскола

Учение епископов и церковных писателей, чьи произведения были написаны на латинском языке, — святителей Илария Пиктавийского (315–367), Амвросия Медиоланского (340–397), преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (360–435) и многих других — было полностью созвучно с учением греческих святых отцов: святителей Василия Великого (329–379), Григория Богослова (330–390), Иоанна Златоуста (344–407) и других. Западные отцы отличались от восточных подчас лишь тем, что делали акцент более на нравоучительной составляющей, нежели на глубоком богословском анализе.

Первое покушение на эту вероучительную гармонию произошло с появлением учения блаженного Августина, епископа Иппонийского (354–430). Здесь мы встречаемся с одной из самых волнующих загадок христианской истории. В блаженном Августине, которому в наивысшей степени было присуще чувство единства Церкви и любовь к нему, не было ничего от ересиарха. И тем не менее по многим направлениям Августин открыл христианской мысли новые пути, оставившие глубокий отпечаток в истории Запада, но в то же время оказавшиеся почти полностью чуждыми не-латинским Церквям.

С одной стороны, Августин, самый «философствующий» из отцов Церкви, склонен к превозношению способностей человеческого разума в области богопознания. Он разработал богословское учение о Святой Троице, которое легло в основу латинской доктрины об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (на латыни — Filioque). Согласно более древней традиции, Святой Дух берет Свое начало, так же как и Сын, только от Отца. Восточные отцы всегда придерживались этой формулы, содержащейся в Священном Писании Нового Завета (см.: Ин. 15, 26), и видели в Filioque искажение апостольской веры. Они отмечали, что в результате этого учения в Западной Церкви произошло некое принижение Самой Ипостаси и роли Святого Духа, что, по их мнению, привело к определенному усилению институциональных и юридических аспектов в жизни Церкви. С V века Filioque повсеместно допускалось на Западе, практически без ведома не-латинских Церквей, но в Символ веры оно было добавлено позже.

В том, что касается внутренней жизни, Августин настолько подчеркивал человеческую немощь и всемогущество Божественной благодати, что получалось, будто он умалял человеческую свободу перед лицом Божественного предопределения.

Гениальная и в высшей степени привлекательная личность Августина еще при его жизни вызывала восхищение на Западе, где его вскоре стали считать величайшим из отцов Церкви и почти полностью сосредоточились только на его школе. В значительной степени римский католицизм и отколовшиеся от него янсенизм и протестантизм будут отличаться от Православия тем, чем они обязаны святому Августину. Средневековые конфликты между священством и империей, введение схоластического метода в средневековых университетах, клерикализм и антиклерикализм в западном обществе являются в различной степени и в разных формах либо наследием, либо последствиями августинизма.

В IV–V вв. появляется еще одно разногласие между Римом и другими Церквями. Для всех Церквей Востока и Запада первенство, признанное за Римской Церковью, проистекало, с одной стороны, из того, что она была Церковью бывшей столицы империи, а с другой — из того, что она была прославлена проповедью и мученичеством двух первоверховных апостолов Петра и Павла. Но это первенство inter pares («между равными») не означало, что Римская Церковь является резиденцией централизованного управления Вселенской Церковью.

Однако, начиная со второй половины IV века, в Риме зарождается иное понимание. Римская Церковь и ее епископ требуют себе главенствующей власти, которая делала бы ее руководящим органом правления Вселенской Церковью. Согласно римской доктрине, это первенство основано на ясно выраженной воле Христа, Который, по их мнению, наделил этой властью Петра, сказав ему: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Папа Римский считал себя уже не просто преемником Петра, признаваемого с тех пор первым епископом Рима, но и его викарием, в котором как бы продолжает жить первоверховный апостол и через него править Вселенской Церковью.

Несмотря на некоторое сопротивление, это положение о первенстве было мало-помалу принято всем Западом. Остальные Церкви в целом придерживались древнего понимания первенства, нередко допуская некую двусмысленность в своих отношениях с Римским престолом.

История раскола

Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до , однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария , при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары , приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба , и топтал их ногами . Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 году взаимные анафемы были сняты.

Снятие взаимных анафем

В 1964 г. на святой земле в городе Иерусалим во время встречи папы римского Павла VI и константинопольского патриарха Афинагора состоялось снятие взаимных анафем, а через год они подписали Совместную Декларацию. Но это было лишь формальным «жестом доброй воли».

В католицизме существует точка зрения о невозможности отмены анафем I Ватиканского Собора на отрицающих первенство пары римского и его суждения по нравственным и религиозным вопросам.

Киевский Владимирский собор принял Иоанна Павла II, которого сопровождали главы православных церквей непризнанной УПЦ КП. В 2005 г. первый раз в истории православия там же на заупокойном богослужении молились за скончавшегося папу римского.

Всемирная история

  • Этапы развития человечества. Самое главное
  • Краткая история Средневековья
  • Очень кратко о Древнем мире
  • Древний Рим. Краткая история
  • Вклад Древней Греции в мировую историю
  • Президенты США по порядку и годы их правления
  • История возникновения США

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Причины раскола Христианской Церкви

Почему произошел в 1054 году раскол в Христианской Церкви? В основе раскола лежали главным образом вероучительные факторы. Они касались представлений о тайне Святой Троицы и о структуре Церкви. К ним добавились также расхождения в менее важных вопросах, относящихся к церковным обычаям и обрядам. Также большую роль сыграло стремление Папы Римского стать общепризнанным главой всех христианских Церквей.

Особое место заняли богословские расхождения о Филиокве (догмата о Троице). Православная Церковь, опираясь на евангельскую цитату: “Дух истины…от Отца исходит” (Ин., 15,26) утверждала, что Святой Дух исходит только от Бога Отца. Католическая Церковь отстаивала свою точку зрения об исхождении Духа от Отца и Сына.

Кроме того, Католическая Церковь использовала в Таинстве Причастия пресный хлеб. Это противоречило Евангельским событиям: на Тайной Вечере Иисус Христос преломлял именно квасной хлеб.

Великая схизма и ее последствия

Раскол христианской церкви на православных и католиков произошел в 1054 году. В полемике с Папой Римским принял участие Вселенский патриарх и четыре восточных патриарха единой Церкви. В Константинополе церкви латинского обряда были не просто закрыты. В них были выброшены и растоптаны Святые Дары, которые символизировали Тело и Кровь Христа. Папа Римский стал требовать всю полноту власти в христианской церкви. Для этого он использовал поддельный документ – “Константинов Дар”.

В середине июля 1054 года папские легаты отлучили от церкви, то есть предали анафеме патриарха, а спустя четыре дня сами легаты были подвергнуты такой же процедуре. Однако, анафему наложили только на них, а не на Римскую церковь.

В ходе Первого крестового похода 1096-1099 годов обе церкви сблизились. Окончательный раздел произошел в период между 1182 и 1453 годами. Сначала в Константинополе был разгромлен латинский квартал, затем западноевропейцы рыцари разгромили Византию и создали Латинскую империю, которая существовала с 1204 по 1261 год. В XIV-первой половине XV века обе стороны пытались заключить унию, в результате, в 1453 году османский султан выслал из Константинополя униатского патриарха.

Суть поддельного “Константинова Дара” заключалась в том, что император Константин Великий в IV веке якобы назначал Папу Римского господином над восточным патриархами.

Рис. 3. Великая схизма.

«Церковный раскол. Никон и Аввакум»

В XVII в. Русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Церковный раскол был массовым религиозно-общественным движением, породившим свою собственную идеологию и культуру. Одновременно с расколом произошел острый конфликт между светской и духовной властями, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.

Церковные порядки середины XVII в. вызывали недовольство у простых верующих и среди духовенства. Например, многогласие, когда для сокращения времени церковной службы в храме одновременно читали Евангелие, пели и молились. Против такой формы богослужения выступал кружок «ревнителей благочестия». Среди членов этого кружка были протопоп Аввакум (1620—1682 гг.) и архиепископ Никон (1606—1681 гг.).

В 1652 г. церковный Собор избрал новым патриархом Никона. Никону было мало избрания на патриарший престол. Он отказывался от этой чести и лишь после того, как царь Алексей Михайлович пал перед ним на колени, согласился стать патриархом.

Церковная реформа

Первым шагом патриарха Никона стало проведение в 1653 г. церковной реформы.

Никон разослал по всем церквям указания по изменению традиционных для русского православия норм богослужения. Двуперстное крестное знамение заменялось трехперстным. Земные поклоны были заменены поясными. Крестные ходы предписывалось проводить против солнца, а не по солнцу, как это было прежде. Возглас «аллилуйя» во время богослужения предписывалось произносить не дважды, а трижды. Одновременно с этим началась проверка русских богослужебных книг. За основу были взяты греческие оригиналы. Прежние богослужебные книги было приказано уничтожить.

Ситуация осложнялась тем, что Никон, не считаясь с русскими традициями, подчеркивал свою приверженность греческим обрядам. Патриарх запретил иконы, писанные не по греческим образцам. Он приказал своим служителям выколоть глаза у собранных икон и в таком виде носить их по городу.

Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Сами же раскольники считали себя последователями истинного православия, а Никона и его последователей клеймили именем «антихристовых слуг». Самым ярым противником Никона был протопоп Аввакум, которого в 1653 г. арестовали и сослали в Сибирь. Началось преследование сторонников Аввакума.

В июле 1658 г. Никону было передано распоряжение царя вести себя скромнее. Никон решился на отчаянный шаг — написал письмо царю с отречением от патриаршего сана. Чтобы пресечь попытки бывшего патриарха вернуться к власти, было решено лишить его власти. Для этого был созван церковный Собор, который осудил и низложил Никона, главного инициатора церковных реформ, но одновременно с этим одобрил сами реформы. Никон был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере.

Возвращение и казнь Аввакума

Из десятилетней сибирской ссылки был возвращен протопоп Аввакум, который подал Алексею Михайловичу челобитную, требуя восстановить старую веру. На протопопа тотчас же обрушились прежние преследования.

В 1666 г. главных вождей раскола привезли из разных мест заключения в Москву. Церковный Собор предал их анафеме и проклятию. Приверженцы старых религиозных традиций подвергались преследованиям и наказаниям вплоть до смертной казни. Такая политика привела к тому, что старообрядцы (раскольники, староверы) целыми семьями бежали из центральных регионов России.

В апреле 1682 г. Аввакум и другие участники раскольнического движения были сожжены на костре. Однако казнь лидеров раскола привела к тому, что многие противники религиозных нововведений начали добровольно подвергать себя самосожжению. Церковная реформа патриарха Никона расколола страну на два лагеря — сторонников официальной религии и приверженцев старых традиций.

Снятие анафем со старых обрядов

В 1800 году для части старообрядцев-поповцев, искавших сближения с Московским Патриархатом, была создана специальная единоверческая структура: сохраняя дореформенный обряд, они переходили под юрисдикцию РПЦ, признавая тем самым, что обрядовые различия не затрагивают общего догматического учения.

В 1905 году Николай II указом о веротерпимости снял все ограничения в правах со старообрядцев, а в 1971 Поместный Собор Русской православной церкви принял постановление о снятии клятв и анафем со старых обрядов.

РИА Новости https://ria.ru/history_infografika/20130212/922446392.html

Конспект урока «Церковный раскол. Никон и Аввакум».

Следующая тема: «Социальные движения XVII века».

Как на Руси восприняли раскол церкви?

После отъезда из Константинополя группа папских легатов направилась в Ватикан. По дороге они сделали небольшой крюк для того, чтобы встретиться с другими восточными иерархами и рассказать им, что Михаил Кируларий отлучен от церкви. Папские легаты побывали в Киеве, где их торжественно принял великий князь и духовенство.

У Русской церкви не было однозначного решения по поводу поддержки определенной стороны, участвующей в конфликте, но на Руси сохранилось православие. При этом греки вели антилатинскую полемику без участия русских священников, которые не могли понять их претензии к Ватикану, имевшие обрядовый и догматический характер.

Русское духовенство продолжало общаться с константинопольским патриархом и с папой римским. Во время принятия своих решений оно ставило во главу угла политическую целесообразность.

В 1074 г. великий князь Киевский Изяслав-Димитрий Ярославич обратился к папе святому Григорию VII за поддержкой. Его младшие братья претендовали на киевский престол, поэтому князь вначале скрывался от их преследований в Польше, а затем в Германии. Княжеским посольством в Риме было доверено управлять сыну Изяслава – Ярополку-Петру, которому отец поручил передать русские земли под покровительство Ватикана. Григорий VII оказал поддержку Изяславу и тот в 1077 г. снова занял киевский престол. Впоследствии его вместе сыном Ярополком канонизировала Русская православная церковь.

Примерно в 1089 г. русский митрополит Иоанн встретился с послами, которых прислал антипапа Гиберт (Климент III) с целью укрепления своих позиций на Руси. Киевский митрополит имел греческое происхождение. Он почтительно отклонил предложение Гиберта и назвал его действия «заблуждением». Но приемнику Иоанна, митрополиту Ефрему, который по национальности был русским, захотелось еще раз обсудить с антипапой все вопросы. С этой целью он отправил в Ватикан посла, который вернулся домой в 1091 г. и привез из Рима святые мощи.

Представители папы посетили Киев в 1169 г. и побывали в латинских монастырях. В те времена на русской территории часто можно было встретить папских миссионеров. В 1181 г. от князей Полоцких бременские монахи-августинцы получили разрешение на крещение ливского и латышского населения, проживавшего в районе Западной Двины. Представители высших русских сословий неоднократно заключали браки с латинянами, что очень не нравилось грекам. Церковная жизнь на Руси в то время находилась под западным влиянием. Это продолжалось до тех пор, пока на русские территории не напали татаро-монголы.

Повод для раскола

Многие задаются вопросом, почему и как произошло разделение церквей. Главной движимой силой в данном деле послужили разногласия между столичными первоиерархами. В Риме пост занимал Лев Девятый, в Константинополе — Михаил Керулларий. Долгие годы они не принимали друг друга, воюя каждый за свои убеждения. Это было в самом начале, и пока они правили, все было еще спокойно.

Священный Синод Константинопольской церкви отменил действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату. Не за горами предоставление автокефалии Украинской православной церкви.

Расколов в истории христианства было множество. Началось все даже не с Великой схизмы 1054 года, когда христианская церковь разделилась на православную и католическую, а гораздо раньше.

Все изображения в публикации: wikipedia.org

Папский раскол в истории также именуют Великим западным. Произошел он из-за того, что практически в одно и то же время папами были объявлены сразу два человека. Один – в Риме, другой – в Авиньоне, месте семидесятилетнего пленения пап. Собственно, окончание Авиньонского пленения и привело к разногласиям.

В 1378 году умер папа Григорий XI, прервавший пленение, и после его смерти сторонники возвращения избрали папу в Риме – Урбана VI. Французские кардиналы же, выступавшие против ухода из Авиньона, сделали папой Климента VII. Разделилась и вся Европа. Часть стран поддержала Рим, часть – Авиньон. Длился этот период до 1417 года. Папы, правившие в это время в Авиньоне, сейчас относятся католической церковью к числу антипап.

Первым расколом в христианстве принято считать Акакианскую схизму. Начался раскол в 484 году и длился 35 лет. Споры разгорелись вокруг «Энотикона» – религиозного послания византийского императора Зенона. Работал над этим посланием не столько сам император, сколько константинопольский патриарх Акакий.

В догматических вопросах Акакий не сошелся с папой Феликсом III. Феликс низложил Акакия, Акакий же приказал вычеркнуть имя Феликса из поминальных диптихов.

Напряжение между Константинополем и Римом возрастало и возрастало. Вылилось взаимное недовольство в Великий раскол 1054 года. Христианская церковь тогда окончательно разделилась на православную и католическую. Произошло это при константинопольском патриархе Михаиле I Керуларии и папе Льве IX. Доходило до того, что в Константинополе выбрасывали и затаптывали просфоры, приготовленные на западный манер – без закваски.

Многие века католическая и православная церкви формально оставались непримиримыми врагами. Лишь в 1965 году обоюдные анафемы были сняты, однако противоречия и расхождения остаются и по сию пору.

Распад христианской церкви на католическую с центром в Риме и православную с центром в Константинополе назревал еще задолго до окончательного разделения в 1054 года. Предвестником событий XI века стала так называемая Фотиева схизма. Этот раскол, датируемый 863 – 867 гг., был назван именем Фотия I – тогдашнего патриарха Константинополя.

Отношения Фотия с римским папой Николаем I были, мягко скажем, натянутыми. Папа намеревался усилить влияние Рима на Балканском полуострове, со стороны же константинопольского патриарха это вызвало сопротивление. Николай также апеллировал к тому, что Фотий стал патриархом незаконно. Закончилось все тем, что церковные лидеры предали друг друга анафеме.

В середине XVII века произошел раскол в Русской церкви. Те, кто отказался принять реформы нового патриарха Никона, нацеленные на сближение с Византией, были впоследствии названы старообрядцами. Приверженцы старых обрядов в 1656 году и в 1666-м оказались преданы анафеме.

Противникам Никона не поздоровилось: действовали сторонники патриарха крайне жестоко. Одних ссылали в Сибирь, других сжигали в срубах, третьи же «удостоились» и того, и другого – как, например, знаменитый раскольник протопоп Аввакум. Только в XX веке было признано, что и те, и другие обряды равнозначны и имеют право на существование.

Первая в истории встреча Папы Римского и Патриарха Московского произошла только в феврале 2016 года на нейтральной кубинской территории. Феноменальному событию предшествовали неудачи, взаимные подозрения, столетия вражды и попыток свести всё к миру. Разделение христианской церкви на католическую и православную ветви произошло из-за разногласий в трактовке «Символа Веры». Так из-за единственного слова, согласно которому Сын Божий становился ещё одним источником Духа Святого, разделилась церковь на две части. Предшествовали Великой Схизме менее масштабные события, приведшие в итоге к современному положению дел.

Раскол Русской церкви: Никон против старообрядцев

Религиозные и политические распри не обошли стороной и Русскую Православную Церковь, официально ставшую независимой от Константинополя в 1589 году. Тем не менее в середине 17-го века царь Алексей Михайлович и патриарх Никон решились на проведение церковной реформы, направленной на унификацию литургии и исправление церковных книг. Радикальные шаги реформаторов были вызваны стремлением на деле доказать преемственность Русской церкви по отношению к Константинопольской, тем более, что недавно присоединённые территории Малороссии в религиозном отношении находились ближе к византийским, нежели к русским традициям.

В 1654 году на церковном соборе было объявлено о проведении реформ. Практически сразу нашлись те, кто отказывался принимать нововведение — они через два года были преданы анафеме, но гонения на «старообрядцев», защитников уже устоявшихся традиций, начались сразу же после провозглашения изменений. Моральным лидером сопротивлявшихся стал протопоп Аввакум Петров, несмотря на преследования активно критиковавший Никона и его реформы.

Низложение патриарха Никона в 1666 году, тем не менее, не остановило раскол. Большой Московский церковный собор подтвердил решения двенадцатилетней давности, а отказ Аввакума от своих взглядов предопределил его судьбу: непокорный протопоп был сослан в Пустозёрск, где он продолжал критику церкви и царя. В 1682 году вместе со своими сторонниками он принял мученическую смерть через сожжение.

П. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума. 1897. (pinterest.ru)

Противостояние старообрядцев и Русской Православной Церкви продолжалось ещё долгие годы и сопровождалось жестокими гонениями на первых. Лишь начиная с 19-го века в религиозных делах наметились послабления в сторону ревнителей старой веры, а в 1971 году Поместный собор РПЦ окончательно «реабилитировал» старообрядцев.

Суть реформ патриарха Никона

Первое, на что была направлена деятельность новоявленного патриарха, — это редакция духовной литературы, которую нужно было согласовать с греческими канонами. Что касается даты церковного раскола, то ее относят к 1653 году, когда начали вводиться изменения в богослужебные каноны. Отсюда и пошло противостояние патриарха Никона и его приверженцев со сторонниками старых обрядов.

Далее рассмотрим суть реформ, приведших к расколу православной церкви. Она сводится к следующему:

  1. Двуперстное знамение заменено на троеперстное. Больше всего нареканий у противников реформ вызвало именно данное нововведение. Они считали, что совершаемое новым способом крестное знамение несет в себе неуважение к Всевышнему, так как из трех пальцев формировался так называемый кукиш Богу.
  2. Вместо «Исус» стали писать «Иисус».
  3. Число просфор при совершении литургии было сокращено.
  4. Во время богослужения нужно было совершать поясные поклоны, а не земные.
  5. При совершении крестного хода требовалось двигаться против солнца.
  6. Вместо двух «Аллилуйя» в церковном пении стали повторять этот возглас три раза.

Следует отметить, что именно реформы патриарха Никона привели к годам церковного раскола на Руси.

Причины раскола Христианской Церкви

Почему произошел в 1054 году раскол в Христианской Церкви? В основе раскола лежали главным образом вероучительные факторы. Они касались представлений о тайне Святой Троицы и о структуре Церкви. К ним добавились также расхождения в менее важных вопросах, относящихся к церковным обычаям и обрядам. Также большую роль сыграло стремление Папы Римского стать общепризнанным главой всех христианских Церквей.

Особое место заняли богословские расхождения о Филиокве (догмата о Троице). Православная Церковь, опираясь на евангельскую цитату: “Дух истины…от Отца исходит” (Ин., 15,26) утверждала, что Святой Дух исходит только от Бога Отца. Католическая Церковь отстаивала свою точку зрения об исхождении Духа от Отца и Сына.

Кроме того, Католическая Церковь использовала в Таинстве Причастия пресный хлеб. Это противоречило Евангельским событиям: на Тайной Вечере Иисус Христос преломлял именно квасной хлеб.

Что подтолкнуло к реформе царя?

Эти проблемы стали особенно заметны в период правления Алексея Михайловича, при котором духовенство возглавил патриарх Никон. По решению государя именно патриарх должен был провести ряд реформ, направленных на серьёзные изменения в церковной жизни. Что примечательно, сам Никон не пользовался авторитетом у священников и необходимого опыта не имел.

При упоминании церковной реформы мы редко задумываемся о том, что эти преобразования требовались не только духовенству. Прежде всего Алексей Михайлович преследовал политические цели.

Портрет патриарха Никона с клиром

Профессор Н. Ф. Каптерев в своей книге «Характер отношения России к православному Востоку» отмечает:

Нельзя исключать, что царь видел в реформах возможность изменить это положение России, которая за счёт старых обрядов была отделена от остального христианского мира.

Тот же Н. Капретев указывает и ещё одну причину, по которой следовало провести преобразования в деятельности церквей. В то время к территории России присоединилась Малороссия, находившаяся в юрисдикции Константинопольской церкви. Каптерев пишет:

Царь Алексей Михайлович Романов

Оформление раскола

В Средние века часть земель на юге Италии принадлежала Византии, а местные христианские приходы относились к юрисдикции Константинополя. Однако византийцам на Апеннинском полуострове противостояла Священная Римская империя и представители местного народа лангобардов. Именно они в Х веке призвали на помощь норманнов, которые активно включились в политическую борьбу на Апеннинах. В первой половине XI столетия на юге Италии возникли два норманнских графства, которые в 1047 году приняли вассальную зависимость от Священной Римской империи.

На подконтрольных норманнам землях западные христианские обряды стали вытеснять восточные, что вызвало сильное недовольство в Константинополе. В ответ были закрыты храмы латинского обряда в столице Византии. Параллельно между греческими и латинскими богословами обострилась полемика относительно того, какой хлеб — пресный или квасной — нужно использовать в таинстве Святого Причастия, и по ряду других канонических и догматических вопросов.

  • Интронизация патриарха Михаила Керулариоса

В 1054 году Папа Римский Лев IX отправил в Константинополь своих легатов, которыми руководил кардинал Гумберт. Патриарху Михаилу Керуларию папа передал послание, в котором изложил притязания на всю полноту власти в христианской церкви, ссылаясь на так называемый Константинов дар — документ, являвшийся якобы посланием императора Константина Великого папе Сильвестру и передававший Риму высшую духовную власть в христианском мире. Впоследствии Константинов дар был признан подложным (подделка была изготовлена, предположительно, в VIII или IX веке во Франции), однако в XI столетии Рим ещё официально называл его подлинным. Патриарх изложенные в послании притязания папы отверг, и переговоры с участием легатов оказались безрезультатными. Тогда 16 июля 1054 года папские легаты вошли в собор Святой Софии в Константинополе и положили на его алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха Михаила Керулария и его помощников. Четыре дня спустя патриарх в ответ предал анафеме папских легатов.

Раскол христианства на православие и католицизм: итоги

Казалось, нельзя предать анафеме половину христиан, но тогдашним религиозным деятелям подобное виделось приемлемым. Только в 1965 году Папа Римский Павел VI и Вселенский Патриарх Афинагор отменили взаимное отлучение церквей.

Спустя ещё 51 год лидеры разделившихся церквей впервые встретились лично. Укоренившиеся разногласия оказались не настолько сильны, чтобы религиозные деятели не смогли находиться под одной крышей.

  • Тысячелетнее существование без привязки к Ватикану укрепило разделение двух подходов к христианской истории и поклонению Богу.
  • Православная церковь так и не стала единой: существует много организаций в разных странах, возглавляемых своими Патриархами.
  • Католические лидеры осознали, что ни подчинить, ни уничтожить ответвление не получится. Они признали неохватные масштабы новой религии, равной их собственной.

Раскол христианства на православие и католицизм не помешал верующим славить Создателя. Пусть представители одной конфессии отлично произносят молитвы и признают догматы, неприемлемые для другой. Искренняя любовь к Богу не имеет религиозных границ. Пусть католики окунают младенцев при крещении один раз, а православные – трижды. Мелочи такого рода имеют значение только в смертной жизни. Представ перед Господом, каждый будет отвечать за свои поступки, а не за оформление посещаемого им ранее храма. Существует много вещей, которые объединяют католиков и православных. В первую очередь, это Христово Слово, за которым следуют со смирением в душе. Отыскать ересь просто, сложнее понять и простить, увидеть в каждом – создание Божье и ближнего своего. Главное назначение Церкви – быть пастырем для народа и приютом для обездоленных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector