Флор и лавр. почему 31 августа нельзя работать лошадей

Краткая история Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

  • 1337 (1342 ?) год. Братья Стефан и Варфоломей (будущий преподобный Сергий Радонежский) примерно в 10 километрах от Хотьково на холме Маковец выстроили келью и небольшую церковь в честь Святой Троицы. Это место стало зваться Троицкой пустынью на Маковце и впоследствии выросло в Свято-Троицкий монастырь.
  • 1344 год. Сергий Радонежский становится игуменом монастыря.
  • 1355 год. С целью прекращения раздоров среди братии и нежелания ссоры со старшим братом Стефаном в связи с изменением устава монастыря с особножительного на общежитийный Сергий Радонежский покидает монастырь и возвращается только в 1357 году.
  • Август 1382 года. Нашествие на Москву хана Тохтамыша. Сергий Радонежский с братией скрываются в Твери.
  • Декабрь 1408 года. Нашествие темника Золотой Орды Едигея. Троице-Сергиев монастырь разграблен и сожжен.
  • 23.09.1608 -12.01.1610 ст.ст. ( 3.10.1608 — 22.01.1610 нов.ст) — Осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II.
  • 8 июля 1742 (22 июня 1744) года указом императрицы Елизаветы Петровны Свято-Троицкому монастырю в Сергиевом Посаде был присвоен статус лавры. Датировка этого события имеет разночтения. На официальном сайте Троице-Сергиевой лавры размещен следующий текст об этом событии:

    … 8 июля 1742 года специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.22 июня 1744 г. последовал указ Синода архимандриту Арсению с братиею о наименовании Троице-Сергиевского монастыря Лаврой…

    Почему Синод почти через два года продублировал указ императрицы и какой из указов «главнее» решайте сами.

  • 1814 год. Московская Духовная академия переведена в Троице-Сергиеву лавру.
  • В 1918-1919 годах Свято-Троицкая Сергиева лавра национализируется и закрывается, монахи изгоняются.
  • 11 апреля 1919 года. Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе лавры.
  • В 1946-1948 годах начинается постепенное возвращение Троице-Сергиевой лавры Русской Православной церкви.19 апреля 1946 года в Успенском соборе лавры прошло первое богослужение – утреня по чину Великой Субботы.
  • В 1993 году лавра занесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Икос 9

Витийство мира сего не может изрещи величие подвига страстотерпцев святых, яко же и премудрость века сего слова крестнаго вместити никакоже может; мы же, смиреннии, буйством проповеди о Распятом спасаеми, Флора и Лавра, яко себе самех отвергшихся и души своя Христа ради отщетивших, несумненно прославляем, зовуще к ним тако: Радуйтеся, Христа пред человеки исповедавшии; радуйтеся, яко и Сам Господь исповесть вы пред Ангелы Божии. Радуйтеся, страсти Господа Иисуса Христа не устыдевшиися; радуйтеся, ради благовестия Христова пострадавшии. Радуйтеся, яко подвиг крепок подаде вам Господь; радуйтеся, яко и разум свят дадеся вам от Вышняго. Радуйтеся, яко искры по стеблию на небо востекшии; радуйтеся, во время посещения вашего добре возсиявшии. Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Народные традиции

Лошадей крестьяне называли кормилицами, поскольку их использовали в пахоте, посевных работах. В народе говорили: «У кого конь — тому и корм, у кого три коня — у того хата полна». Поэтому церковный праздник, связанный с лошадьми, быстро прижился в народе.

Чтобы почтить животных 31 августа мужики выгоняли животных в поле, чистили шерсть, расчесывали гриву и вплетали в нее яркие лоскутки. Каждый хозяин старался досыта накормить свою лошадь и дать ей отдохнуть. В качестве угощений шло в ход молодое пиво, свежий хлеб, овес и пироги.

Верующие ходили на утренний молебен, святили воду, а затем отпаивали ей лошадей. Они верили, что такой обряд убережет животных от «всякого лиха», даст им здоровья и сделает послушными.

У Флора и Лавра просили защиты животных. Пастухи в заговорах при выпасе всегда упоминали имена святых, молили о заступничестве. На праздник было запрещено седлать и запрягать в упряжь коня, иначе животное могло заболеть.

В Флоров день выполняли особенный обряд, который защищал скот от мора. Для этого старшие мужики добывали огонь трением, а когда разгорался большой костер, прогоняли через него лошадей. При этом местный священник освящал табун святой водой прямо сквозь пламя.

31 августа отмечали окончание полевых работ, придавая этому событию особенное значение. Даже женщины могли себе позволить выпить наливки, и отправится вечером на посиделки. Хозяйки выпекали к ужину печенье в форме лошадиных копыт, угощали им домашних и гостей, а несколько штук обязательно скармливали лошадям.

На Руси в Конский праздник часто устраивали соревнования между селениями. Самые быстрые кони награждались лучшим питанием, их старались не использовать для полевых работ, а только для перевозок, а также продавали «за хорошую сумму, да в барские стремена».

Молитвы о здравии и защите животных

Молитва Власию Севастийскому об исцелении животного

Преблаженне и приснопамятне священномучениче Власие, дивный страдальче и предстателю наш теплый, по отшествии тво­ем в жизнь вечную призывающим твое святое имя пособствовати и во всяких прошениих услышанным быти обещавый! Се ныне к тебе, угоднику Божию, яко ко истинному ходатаю спасения притекаем и смиренно молимся: предстани нам в помощь, узами грехов связанным, подвигнися на всемощныя твоя к Богу молитвы и помолися о нас, грешных;

тя бо, недостойнии, призывати на заступление дерзаем и желаем от всех грехов наших тобою свобождение получити.

О святче Божий Власие!

В сокрушении и смирении сердца на­шего пред тобою припадаем и молимся: осияй нас, омраченных наветы вражиими, светом благодати свыше, да в нем ходяще. не преткнем о камень ног наших.

Тя, яко сосуд в честь избранный и исполненный благодати Божия, молим:

сподоби нас, грешных, от исполнения твоего желаемое прияти и исцели наша душевныя и телесный язвы, грехом же нашим прощение и душевному и теле­сному нашему здравию и спасению полезное у Господа испроси,

да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство о душах и телесех наших, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Флор и Лавр

Другой пример иконы-оберега — «Флор и Лавр». Этот образ обычно охранял конюшню. Знак-указатель на иконе Флора и Лавра находится также вне собственно святых. Но в «Флоре и Лавре» иконописцы не ограничились изображением оберегаемых — лошадей, а прибавили еще изображение всадников и архистратига Михаила.

Что же касается облика самих братьев, то в нем нет ничего отличительного. На одних иконах мы видим их близнецами, на других Лавр «млад», а Флор — «средочеловек». Существует несколько икон избранных святых, где Флор и Лавр изображены без лошадей, и здесь они трудно различимы среди других чтимых церковью пар братьев — например, Космы и Дамиана из Аравии, о которых лицевой подлинник XVIII века прямо писал: «Козма подобием аки Флор, риза втрое, Дамиан аки Лавр, риза втрое».

Иногда композиции икон «Власий и Модест» и «Флор и Лавр» объединялись, дабы совместить их охранительное предназначение. Небогатые крестьяне, не разделявшие конюшню и хлев, помещавшие лошадь рядом с коровой, предпочитали именно такие сдвоенные иконы. Вот как описывает эту совмещенную композицию исследователь И. Голышев: «…в средине архистратиг Михаил, держащий в руках Нерукотворный образ Иисуса Христа, с одной стороны архистратига св. Модест и св. муч. Флор, с другой св. Власий и св. муч. Лавр, внизу под ними несколько всадников на лошадях, некоторые из них указывают вверх на изображенных святых, тут же лошади без всадников и домашний рогатый скот».

Изображение животных на иконах не всем представлялось оправданным и правомочным. Так митрополит Ростовский Дмитрий возмущался, что «иная многая нелепая обыкоша писати: якоже святого мученика Христофора с песнию главою, святых мученик Флор и Лавра с лошадьми, еже суть небылица». Эти слова известного церковного деятеля целиком вошли в лицевой подлинник XVIII века и послужили основанием для официального церковного запрета изображений Флора и Лавра с лошадьми. Несколько позднее вышло сходное по содержанию постановление: «Притом святого Модеста патриарха образе скотских стад отнюдь не писать».

Чем объясняется неприятие изображений животных на иконе? Желанием изъять все, что недостойно поклонения. Исключить в иконописи всякий намек на запрещенную в VII веке (82-е правило Шестого Вселенского собора) звероподобную аллегорию. Известно утверждение, что в высшей сфере отсутствуют существа тварного мира. Еще в I веке Дионисий Ареопагит в своем сочинении «О небесной иерархии» выражал сомнение в существовании горних разноцветных коней, хотя имел в виду не иконопись, а видение пророка Захария, узревшего всадника на рыжем коне и позади него рыжих, пегих и белых лошадей.

Но, как замечал этнограф И. Голышев, поскольку «по народному преданию и верованию св. Модест и Власий избавляют от скотского падежа, а св

Флор и Лавр от падежа конского», то они «без изображения животных уже не будут иметь важного значения для народа». Можно прибавить, что эти иконы, лишенные имитативно-магических изображений, не только теряли бы свое значение охранителей, но и становились бы неотличимы от других образов

Поэтому иконописцы, быть может, и разделяя взгляды Синода, все же и после выхода постановлений продолжали изображать на иконах Власия скот, а на иконах Флора и Лавра — лошадей.

Молитва

Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

Город Сергиев Посад

В первую очередь, Сергиев Посад – это промышленный город с хорошо развитой инфраструктурой, с высоким уровнем культуры, науки и образования

Важной отраслью экономики города является туризм. Единственный город Московской области, входящий в список городов «Золотого Кольца», он является лидером среди малых городов России по посещаемости туристами

Туристический трафик в Сергиевом Посаде достигает более одного миллиона в год.

Учитывая живой интерес туристов, особенно иностранных, к сувенирам, город всемерно способствует развитию этой отрасли производства, поддерживая как частных производителей, так и сравнительно крупные предприятия: завод по производству игрушек, фабрику художественной резьбы, предприятие по изготовлению кованных изделий. Особой популярностью у гостей города пользуются «Загорская матрешка» и богородские резные игрушки.

В городе насчитывается около 250 памятников истории и культуры. Конечно, отдельный разговор о Лавре, которая оставалась центром притяжения туризма даже в самые атеистические времена. Но кроме нее, гиды предлагают вниманию туристов и другие объекты:

  • Сергиево-посадский историко-художественный музей-заповедник;
  • Гефсиманский Черниговский монастырь;
  • Спасо-Вифанский монастырь;
  • Музей игрушек;
  • Водопад «Гремячий ключ»;
  • Село Радонеж;
  • Этнопарк «Деревня Тыгыдым».

Опытные туристы рекомендуют не ограничиваться однодневной экскурсией, выделять на знакомство с городом 2-3 дня.

Как отмечают Конский день в России

Если в вашем хозяйстве есть лошади, или вы занимаетесь конным спортом — в этот день обязательно уделите особое внимание животным. Почистите их, накормите любимыми лакомствами, покупайте, поменяйте подковы

По древней традиции 31 августа часто проводят соревнования на ипподромах, а также показательные выступления.

В 2011 году патриарх Кирилл подписал указ, о том, что в день памяти великомучеников Флора и Лавра будет отмечаться профессиональный праздник ветеринарных работников. Поэтому его называют православный День ветеринара.

Отмечают профессиональный праздник все специалисты связанные с уходом за животными. Ветеринар (лат. veterinarius) — в переводе означает лечащий скот.

Лавры на Украине и в России

Лавра (греч. . — городская улица, многолюдный монастырь) — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей. Как правило, лавры подчиняются непосредственно патриарху (в период 1721—1917 лавры в русской православной церкви подчинялись Синоду). Лавры Украины подчинены митрополиту Киевскому и всея Украины, за исключенем Святогорской, которая подчиняется правящему архиерею Донецкой епархии, хотя географически расположена на территории Горловской епархии. Лица, которым вверяется непосредственное управление лаврой, носят название наместников и состоят обыкновенно в сане не ниже архимандрита. Также лаврами могут называться католические монастыри восточных традиций (прежде всего греко-католические).

Лавры России и Украины

В России титул лавры присвоен следующим монастырям

На Украине в настоящее время титул лавры имеют три монастыря:

На Украине также существует греко-католическая студитская Свято-Успенская Уневская лавра (Унев).

В V—VI веках в Палестине лаврами именовались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников бедуинов. Так, лаврой назывался ещё в VI веке монастырь св. Феодосия Великого (умер в 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих лавр Востока наиболее известны: лавра св. Саввы Освященного, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина и лавра св. Афанасия на Афоне.

На территории Грузии существует Давидо-Гареджийская лавра, на территории Польши — Супрасльская лавра. После присоединения Грузии и Польши к Российской империи они были лишены статуса лавр, а в 90-х годах 20 века им был возвращен такой статус.

На Украине три Лавры: Киево-Печерская, монастырь, основанный в 1051 г. и ставший с 1598 г. Лаврой; Почаевская Успенская Лавра (монастырь16в., — Лавра с 1833, г. Почаев Тернопольской области) и известный с 16 в. как Святогорский Успенский монастырь, но возникший в давние века; восстановленный в 19в., вновь закрытый уже в Советские времена и вновь открытый в 20 в., — ныне (с 2004 г.) Свято-Успенская Святогорская Лавра.

Сведения из прессы: В марте 2004 года Священный Синод присвоил Святогорскому монастырю статус Лавры. 25 сентября 2004 года обновленная Лавра была освящена. На освящении присутствовало около 200 высокопоставленных гостей из разных стран и духовенство высшей иерархии. От Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго Лавра получила в дар икону Владимирской Божьей Матери.

Јкосъ f7

Вэтjйство мjра сегw2 не м0жетъ и3зрещи2 вели1чіе п0двига страстотeрпцєвъ сhхъ, ћкоже и3 премyдрость вёка сегw2 сл0ва кrтнагw вмэсти1ти никaкоже м0жетъ: мh же, смирeнніи, бyйствомъ пр0повэди њ распsтомъ сп7сaеми, флHра и3 лavра, ћкw себЁ самёхъ tвeргшихсz и3 дyши сво‰ хrтA рaди tщети1вшихъ, несумнeннw прославлsемъ, зовyще къ ни1мъ тaкw.

Рaдуйтесz, хrтA пред8 чlвёки и3сповёдавшіи: рaдуйтесz, ћкw и3 сaмъ гDь и3сповёсть вы2 пред8 ѓгGлы б9іи.

Рaдуйтесz, стрaсти гDа ї}сA хrтA не ўстыдёвшіисz: рaдуйтесz, рaди бlговёстіz хrт0ва пострaдавшіи.

Рaдуйтесz, ћкw п0двигъ крёпокъ подадE вaмъ гDь: рaдуйтесz, ћкw и3 рaзумъ съ дадeсz вaмъ t вhшнzгw.

Рaдуйтесz, ћкw и4скры по стeблію на нб7о востeкшіи: рaдуйтесz, во врeмz посэщeніz вaшегw д0брэ возсіsвшіи.

Рaдуйтесz, флHре и3 лavре, раS хrт0ва цвёти прекрaсніи.

Популярность на Руси

Флора и Лавра очень уважали крестьяне и ямщики. В день поминовения святых на лошадях не работали, кормили их досыта, купали и чистили. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта. Лошадей украшали цветами и лентами и приводили к церкви, где священники кропили их святой водой. Известны русские поговорки: «Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра»; «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр» .

О народной любви к этим святым можно судить и по художественной литературе. Например, молитва героя романа-эпопеи «Война и мир» солдата Платона Каратаева звучала так: «Господи, Иисус Христос, Никола-угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола-угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос — помилуй и спаси нас! — заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому» . Другой пример из классики, уже советской: священник отец Фёдор, персонаж романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», служил в церкви Флора и Лавра.

Но главный показатель популярности святых — число сооружений, носящих их имя. По некоторым данным, в начале XX века в России насчитывалось около 250 часовен, церквей и храмов, освящённых в их честь или имеющих приделы Флора и Лавра. Только в Москве их было пять:

— две с приделами — церковь Трёх Святителей на Кулишках (Малый Трёхсвятительский переулок, дом 4/6) и церковь Троицы Живоначальной при Ермаковской богадельне (улица Короленко, дом 2/23; сейчас не действует);

— три именных — церковь Флора и Лавра при Ермаковском техническом училище (Пречистенская набережная, дом 11), церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот (разрушена в 1935 году) и церковь Флора и Лавра на Зацепе, в Замоскворечье (улица Дубининская, дом 9, строение 1).

Существует легенда, что церковь Флора и Лавра стояла и у стен Кремля, поэтому и ворота назывались Фроловскими. В Мясницкую слободу церковь перенесли якобы по приказу Ивана Грозного, а в середине XVII века над воротами разместили икону Спаса Нерукотворного, и царь Алексей Михайлович велел называть их Спасскими. А от церкви в Мясниках Москве остался на память Фролов переулок.

Житие и христианское воспитание

Флор и Лавр приходились друг другу родными братьями. Жили во II веке на византийских землях, позже переселились в Иллирию, территорию которой занимала в наше время Югославия до своего распада. Братья обучились каменотесному ремеслу у двух христиан — Прокла и Максима. От них же юноши переняли и веру в Христа Спасителя. Они вели богоугодную жизнь, молились и держали пост.


Святые мученики Флор и Лавр

За веру Флор и Лавр приняли впоследствии мученическую смерть.

  • На родине будущие святые прослыли искусными мастерами строительного дела. Их отправили на постройку языческого храма в соседней области, как лучших каменотесов в Иллирии. Прибыв на место, братья приступили к работе. Всю плату за свой труд, они раздавали беднякам и проповедовали веру во Христа. Им удалось многих обратить в христианство, даже языческого жреца с его сыном.
  • Этому предшествовал один несчастный случай. Как-то во время работы к Флору и Лавру подошел сын жреца. Внезапно от камня откололся кусок и отскочил прямо в глаз стоящему рядом парню, выбив его. На крики прибежал отец и, увидев своего сына с окровавленным лицом и обезображенным глазом, хотел было избить работников. Но находившиеся при этом другие ремесленники, заверили Мемертина, что братья ни в чем не виноваты. Флор и Лавр пообещали, что глаз юноши будет исцелен. Они оставили его у себя на ночь и стали учить вере Христовой.
  • Святые сказали сыну жреца, что если он искренне уверует в Господа, то получит исцеление своего увечья. На это молодой человек ответил, что он поверит в Христа, если глаз станет прежним. Ведь более надлежит верить в Того, кто исцеляет больных, а не в богов, которые не только не исцеляют, но и калечат здоровых. Затем он поведал Флору и Лавру историю об одном жреце по имени Ерм. Когда Ерма должны были посвятить в сан жреца, по обряду, на его голову нужно было опустить руку идола Зевса. Подвижная рука, удерживаемая на цепях, опускалась на голову человека, тем самым он возводился в жреческий статус. Но, по какой-то причине, один из держателей цепи случайно выпустил ее. Рука статуи ободрала лицо Ерма, и с каждым днем ему становилось все хуже. И никто из богов ему не помог.

Со слезами святые стали просить Всевышнего исцелить глаз юноши. После молитвы они осенили его крестным знамением, и глаз зажил, став абсолютно здоровым, как и раньше. После такого чуда в Иисуса Христа уверовал не только исцеленный парень, но и отец его Мемертин.

Строительство храма вскоре было окончено, но Флор и Лавр не собирались оставлять его для обитания бесов. Сооружение было освящено, в его восточном крыле установили честной крест. Братья созвали порядка трех сотен христиан и с ними провели всенощное бдение, славя Христа Бога. В это время храм наполнился ярким небесным сиянием.


Страдание святых мучеников Флора и Лавра

После окончания молитв все отправились к хранилищу со статуями идолов и выволокли их на улицу, разбив на мелкие куски. Когда весть об этом дошла до начальника, всех участвующих в случившемся приговорили к смерти через сожжение. Флора и Лавра отправили в Иллирию к правителю Ликиону. Он обстоятельно расспросил братьев обо всем, но когда узнал о том, что они христиане и ни за что не откажутся от своей веры, велел бросить их в колодец и засыпать землей. Так приняли мученический венец эти святые.

Важно! Спустя много лет мощи Флора и Лавра были обретены, а потом доставлены в Константинополь. Им была дарована великая целительная сила

Есть сведения, что около 1200 года их видел русский паломник Антоний из Новгорода, а через сто лет главы священномучеников видел Стефан Новгородец в обители Вседержителя.

https://youtube.com/watch?v=3ROgxSGZllo

Долгожданная реставрация

Исследовательские и проектные изыскания по реставрации храма начались ещё в 1978 году. К 1985 году появился план восстановления колокольни и главки, однако к его реализации приступили лишь десять лет спустя. Патриархия РПЦ получила здание «в неудовлетворительном техническом состоянии» и по решению Горсовета должна была проводить ремонтно-восстановительные и реставрационные работы за счёт своих сил и средств . Восстановление шло медленно и многократно прерывалось.

В 2015 году церковь включили в городскую программу поддержки объектов культурного наследия. Город предоставил патриархии целевую субсидию. Работы заняли полтора года — с июня 2015 по декабрь 2016 года.

Восстановление затронуло все элементы здания:

— фасад — обновлены глава и крест, световой барабан, ротонда и портики, северная и южная паперти (включая каменные ступени), воссоздан лепной декор, нанесена защитная штукатурка;

— купол — воссоздана уникальная система деревянных стропил, проведены гидро- и пароизоляция и утепление кирпичной кладки свода;

— интерьер — в главном входе и тамбуре заменили большинство деревянных деталей, в самом храме устроили полы из каменных плит (взамен деревянного покрытия);

— инженерные системы — организовано водо- и теплоснабжение здания, налажены электрообеспечение и телефония, устроена бытовая канализация, установлена молниезащита.

Правительство Москвы признало, что все работы проведены на высоком профессиональном уровне, и отметило руководителей проекта премией конкурса «Московская реставрация — 2016». Так завершилось восстановление храма Флора и Лавра, формально начатое почти 40 лет назад.

Святыни

Особо чтимые иконы

  • «Домостроительница» (Экономисса)

    «Домостроительница», чудотворный список с предстоящими св. Михаилом Синадским и прп. Афанасием

  • Кукузелисса, во Введенском параклисе

Чудотворные иконы в близлежащих скитах и других экзартимах Великой Лавры:

Мощи

  • глава свт. Василия Великого — дар императора Никифора II Фоки
  • глава мч. Александра Пиднского — дар императора Никифора II Фоки
  • глава мц. Минодоры — дар императора Константина IX Мономаха
  • глава прп. Феодора Освященного — дар императора Константина IX Мономаха
  • часть главы вмч. Феодора Стратилата — дар императора Константина IX Мономаха
  • часть главы св. Иоанна Предтечи
  • часть руки свт. Нектария Эгинского
  • частица мощей вмч. Меркурия
  • частица мощей вмч. Прокопия
  • частица мощей вмч. Артемия
  • частица мощей ап. Андрея Первозванного
  • частица мощей ап. Луки
  • частица мощей первомч. Стефана
  • частица мощей сщмч. Игнатия Богоносца
  • частица мощей прп. Ефрема Сирина
  • частица мощей свт. Иоанна Милостивого
  • частица мощей сщмч. Антипы
  • частица мощей мч. Кирика
  • частица мощей вмч. Никиты
  • частица мощей сщмч. Елевферия
  • частица мощей прав. Иоанна Русского
  • частица мощей сщмч. Фоки
  • частица мощей вмч. Пантелеимона
  • частица мощей равноапп. Константина и Елены
  • частица мощей прп. Андроника
  • частица мощей прп. Сампсона Странноприимца
  • частица мощей сщмч. Харлампия
  • частица мощей бессребреников Космы и Дамиана
  • частица мощей вмч. Евстафия
  • частица мощей мч. Акиндина
  • частица мощей вмч. Мины
  • частица мощей сщмч. Ермолая
  • частица мощей мч. Иакинфа
  • частица мощей прмч. Стефана Нового
  • частица мощей свт. Андрея Критского
  • частица мощей прп. Даниила Столпника
  • частица мощей первомц. Феклы
  • частица мощей мцц. Нимфодоры, Иулитты, Параскевы, Фотинии, Анастасии и др.

Афонские святые

  • мощи прп. Иоанна Кукузеля (целиком)
  • мощи прп. Акакия Нового Кавсокаливита (за исключением главы)
  • глава прп. Григория Доместика
  • глава прп. Нила Мироточивого
  • глава прп. Никодима Святогорца и др.

Исторически упоминаются

В монастырских записях упоминаются как подаренные в благодарность за милостыню (некоторые, возможно, были возвращены монастырю) :

  • часть руки ап. Луки
  • частица мощей прп. Луки Элладского
  • частица мощей мц. Иулитты
  • частица мощей 40 Севастийских мучеников
  • власы Пресвятой Богородицы
  • части от даров волхвов
  • миро от мощей вмч. Димитрия

Иные реликвии

Среди многих драгоценных реликвий и даров византийских императоров хранятся:

В «Сказании о Святой Афонской Горе» года , в числе составителей которого был Феофан, екклисиарх Великой Лавры, упоминаются имевшиеся в обители:

  • честные власы Господа Иисуса Христа
  • пелены Господа
  • млеко Пресвятой Богородицы
  • кровь Иоанна Предтечи

Серди иных достопримечательностей:

  • Фрески XVI в. в трапезной
  • Куполообразная крещальня с огромной чашей и два тысячелетних кипариса в лаврском дворе
  • Около 2116 рукописей, 20 000 печатных книг и 100 манускриптов на иностранных языках в библиотеке Лавры

История

В IV—VI веках в Палестине лаврами именовались крупные монастыри, в которых сохранялась самостоятельная жизнь насельников (самостоятельное зарабатывание денег, ремесленничество) при наличии совместного устройства общих потребностей (организация богослужений, устройство стены от нападений кочевников-бедуинов). Такая форма устройства отличала лавры от киновий, где главным принципом было «общежитейное» устройство, подразумевавшее совместную собственность, общее распределение труда и благ. Позже лаврами назывались исторически и духовно значимые монастыри, независимо от формы жительства (киновия или идиоритм).

Использованные материалы

  • Святая Гора Афон. Путеводитель, Св. Гора Афон: Русский монастырь вмч. Пантелеимона, 1994:

  • «Великая Лавра», сервис для паломников на Святую Гору Афон go-athos.com:

  • «Великая лавра», Православная энциклопедия, т. 7, с. 380-404:

    — материал использован частично

  • (недейств.)
  • (недейств.)

  Святая Гора Афон. Путеводитель, Св. Гора Афон: Русский монастырь св. великомученика Пантелеимона, 1994,

  Смирнов Сергей, «Благовещенский собор монастыря ВАТОПЕД», сайт Фонда Максима Грека: друзей Ватопедского монастыря, 7 апреля 2017, .

  Григорович-Барский, Второе посещение, с. 9-36.

  Сказание игум. Иоакима, c. 9.

Житие святых

Мученики Флор и Лавр были родными братьями, исповедующими жизнь во Христе. Они жили во II веке в Византии, откуда перебрались в Иллирию (современная территория Босния и Герцеговина, Сербия) и были искусными мастерами в обработке камня.

В житие святых, составленным Дмитрием Ростовским, мы можем прочесть:

«Учителями их были благочестивые мужи Прокл и Максим, от которых вместе с ремеслом они научились и богоугодной жизни по правилам христианской веры».

Правитель области, где жили братья, Ликаон, послал их на строительство храма Геракла в соседний край. Флор и Лавр усердно исполняли свои обязанности.

Полезные материалы

Братья не скрывали, что исповедуют христианство. Днем работали на стройке храма, ночью молились. Большую часть заработанных денег раздавали нищим, помогали нуждающимся, рассказывали язычникам о христианской вере.

Однажды на место строительства храма пришел сын верховного оракула, чтобы наблюдать за работой братьев. К несчастью, он подошел слишком близко и кусок камня поразил его в глаз. От боли юноша закричал и на его стенания прибежал языческий жрец Мемертин, отец юноши и даже хотел побить нерадивых работников, но его остановили.

Флор и Лавр дали ему слово вылечить его сына. Они привели отрока в свой дом и стали ревностно молиться об уврачевании глаза, призывая больного уверовать в Иисуса Христа. Флор и Лавр увещевали юношу уверовать в Единого Бога Иисуса Христа. Только чистая и искренняя вера в Бога может помочь больному. Сын языческого жреца ответил, что уверует, если глаз его станет здоров.

Икона святых мучеников — братьев Флора и Лавра

В подтверждение своих слов он рассказал о случае, произошедшим с одним жрецом, по имени Ерм. По обычаю, язычника привели в храм Зевса, чтобы посвятить его в жрецы. Обряд обращения состоял в том, чтобы опустить на голову посвящаемого огромную тяжелую руку идола.

Когда опускали десницу языческого божества на голову будущего жреца, она была настолько тяжелой, что ее не смогли удержать и рука идола сильно повредила лицо Ерма. С каждым днём несчастному становилось всё хуже, но ни один из языческих богов не пришёл к нему на помощь и не вылечил его.

Лавр и Флор, выслушав рассказ, стали снова молиться, призывая помощи Бога вернуть здоровье раненному глазу. Окончив молитву, они осенили отрока крестным знамением и тотчас же глаз заживился и стал видеть, как раньше. Видевший это чудо, Мемертин уверовал в Истинного Бога Иисуса Христа также, как и излечившийся юноша.

После окончания строительства храма, Флор и Лавр не передали его жрецам, а наоборот установили в восточной части сооружения крест и собрав вместе около трехсот человек из новообращенных ими горожан, исполнили первую молитву.

Во время служения произошло чудо храм озарился небесным светом. Видя всё это, присутствующие немедленно отправились в соседнее здание, где хранились идолы, приготовленные для установки в новом храме, там они принялись бить и ломать статуи.

Правитель области, узнав об этом, пришел в ярость и приказал поймать всех, кто были вместе с Фролом и Лавром и придать сожжению, среди погибших были Мемертин и его сын. Братьев, после жестокого избиения, отправили обратно в Иллирию.

Там, правитель Ликаон, убедившись, что они исповедуют христианство и не собираются отрекаться от своих убеждений, приказал кинуть несчастных в глубокий колодец и закопать его. Так, Флор и Лавр, приняли мученическую смерть за Бога нашего Иисуса Христа.

Позднее, мощи святых мучеников были обретены и триумфально перевезены в Константинополь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector