Все храмы флора и лавра (308 всего, 307 на карте)
Содержание:
- Старинные монастыри
- Нижегородская область
- В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми
- История храма Флора и Лавра проходит более чем через пять веков
- История храма Флора и Лавра проходит более чем через пять веков
- Время Советской власти стало черным в истории храма Флора и Лавра
- В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми
- История храма Флора и Лавра проходит более чем через пять веков
- Исцелив сына жреца, Флор и Лавр обернули в христианство триста строителей языческого храма
- Использованные источники
- История храма Флора и Лавра проходит более чем через пять веков
- Время Советской власти стало черным в истории храма Флора и Лавра
- Храм назывался Зацепским, потому что был построен на Московской таможне за цепью
- Свердловская область
- Время Советской власти стало черным в истории храма Флора и Лавра
- В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми
- В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми
Старинные монастыри
Некоторые обители появились в Москве в XII-XIII веках и продолжают работать до сих пор.
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской
Он был открыт приблизительно в 1315 году, первое упоминание относится к 1317 году. его клиторами (лицами, вносившими деньги на строительство и обустройство) были князья Дмитрий Донской, Иван Калита, Василий III, царь Алексей Михайлович и император Петр I. Обитель пользовалась большой поддержкой правящих лиц, но все же не убереглась от некоторых несчастных случаев: в конце XV века многие деревянные постройки сгорели в пожаре, в Смутное время монастырь опустошили поляки, в 1812 году – французы.
В 1918 году обитель закрыли, хотя церкви продолжали действовать до 1929 года. На его территории действовала одна из крупнейших подпольных монашеских общин, 9 членов которой были расстреляны и канонизированы позднее. В зданиях обустроили библиотеку, спортзал и цех по ремонту с/х техники, остальные здания отдали под коммунальные квартиры.
Но в 1959 году монастырь получил статус памятника архитектуры. Заводы и квартиры были выселены, и началась реставрация, которая из-за отсутствия финансирования так и не была закончена. В 1992 году обитель передали РПЦ. Монашество было решено возродить только в 2009 году.
Адрес: улица Петровка, дом 28, стр. 2;Метро: «Трубная», «Чеховская», «Цветной бульвар»;Телефон: (495) 236-94-24, (495) 623-75-80;Сайт: http://vpmon.ru;Время работы: 7:00-19:00.
Один из старейших женских монастырей, основанный в 60-х годах XIV века. В середине XVI века его уничтожил пожар, после чего обитель перенесли на место сегодняшнего Храма Христа Спасителя. В XIX веке его перенесли на нынешнее место.
В 1922 году монастырь разграбили, но не закрыли – он продолжал действовать до 1927 года. После на его территории находились школа, тюрьма, детская колония. Многие старые постройки были снесены или изуродованы: например, храм Сошествия Святого Духа.
В 1991 году монастырь возобновил работу и начал постепенное восстановление: сейчас восстановлены около 5 храмов. Сегодня на его территории открыта воскресная школа.
Адрес: 2-ой Зачатьевский переулок, дом 2;Метро: «Парк культуры», «Кропоткинская»;Телефон: (495) 695-16-92/91/93;Сайт: http://zachatevmon.ru;Время работы: 7:00-19:00.
Богородице-Рождественский женский
Обитель была основана в 1386 году супругой Андрея Серпуховского Марией, которая перед смертью постриглась в монахини. Первое время обитель располагалась на территории московского Кремля, по другой версии – во владениях князя Владимира Серпуховского. Здания несколько раз перестраивались после пожаров и вражеских набегов.
В 1922 году монастырь закрыли, драгоценности вывезли, а монахинь «уплотнили». На следующий год большая часть зданий отошла Комитету Всероссийской помощи воинам, а с монахинь потребовали арендную плату. Вскоре комитет подал прошение в суд о полном выселении женщин и, после 4 заседаний 90 монахинь были вынуждены уехать. Остались только 30 работающих в мастерской комитета женщин, 10 престарелых и 3 для охраны. На территории разместили учебные и конторские заведения, в кельях – коммунальные квартиры.
В 1974 году на земле решили устроить заповедник древнерусского искусства и начали реставрацию. Монастырь начали возрождать в 1993 году, сегодня он все еще реставрируется. При обители открыты певческая школа, воскресная школа, паломническая и молодежная службы, библиотека.
Адрес: улица Рождественская, 20/8, стр. 1;Метро: «Трубная», «Кузнецкий мост»;Телефон: (495) 621-39-86/09-60;Сайт: http://mbrsm.ru;Время работы: 7:00-19:00.
Нижегородская область
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (с приделом Флора и Лавра)Смоленской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)»Знамение» иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, часовняСерафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Ломовский скит. Церковь Флора и ЛавраМакария Унженского и Желтоводского в Притыках (деревянная), церковь (с приделом Флора и Лавра)Воскресения Христова, собор (с приделом Флора и Лавра)Макария Унженского и Желтоводского, церковь (с приделом Флора и Лавра)Церковь Николая Чудотворца (с приделом Флора и Лавра)Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Воздвижения Креста Господня, церковь (с приделом Флора и Лавра)Михаила Архангела, церковь (с приделом Флора и Лавра)Зачатия Иоанна Предтечи, церковь (с приделом Флора и Лавра)
В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми
На Руси бытовало множество поверий, связанных мучениками Флором и Лавром. По одному из них святые рыли колодцы на Орловщине.
Однажды колодец обвалился, и братья заживо оказались погребены под землей. Из обвала начала просачиваться вода и образовалась большая лужа.
Приходила к ней напиться худая лошадка — выздоровела и раздобрела.
Слава о целебном источнике разлетелась по округе. Стали мужики пригонять больной и старый скот к водопою. Испивший воды, поднимался скот, и поправлялся.
Тогда решили местные вырыть на этом месте колодец, и произошло чудо. Живыми и невредимыми обнаружились Флор и Лавр с лопатами в руках.
История храма Флора и Лавра проходит более чем через пять веков
Впервые в исторических документах упоминается деревянная церковь, построенная в Коломенской Ямской слободе в честь святых Флора и Лавра в 1625 году.
Однако, известно и то, что духовенство церкви получало выплаты из государственной казны еще до прихода к власти династии Романовых, до 1613 года.
В 1628 году переосвящается главный престол в честь апостолов Павла и Петра, а еще через время во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Храм уже по традиции называется Флоро-Лавровским.
Годом ранее существовал придел Святителя Николая, позже придел был упразднен.
Церковь в 1738 году сгорела, но уже через год священник Сергий с приходом получили разрешение на возведение нового здания. Через шесть лет строительство закончилось, уже с приделом святых апостолов Петра и Павла.
В 1829 году приход подает прошение в Московскую консисторию о возведении новой, каменной церкви с пристройкой трапезной на место ветхой деревянной, но получает отказ.
Потолочная роспись в храме Флора и Лавра
Священник церкви Алексий с причтом подают повторное прошение о возведении каменного здания в июле 1833 года, но теперь уже к Митрополиту Московскому и Коломенскому.
Когда он рассмотрел прошение, одобрил план на строительство и выдал разрешительную грамоту.
Закончилось строительство нового каменного сооружения с тремя престолами в 1839 году. Главный престол воименован иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», приделы – в честь апостолов Петра и Павла, и святых мучеников Флора и Лавра.
В 1861-62 годах разбирают главный четверик храма, здание перестраивают в ныне существующую церковь иконы Божией Матери.
В 1909 году производится наружный ремонт и внутренние реставрационные работы. Обновляются иконостасы, настенная живопись, меняется позолота куполов, добавляются западные пристройки.
Доска на стене храма, означающая его принадлежность к памятникам архитектуры города Москвы
История храма Флора и Лавра проходит более чем через пять веков
Впервые в исторических документах упоминается деревянная церковь, построенная в Коломенской Ямской слободе в честь святых Флора и Лавра в 1625 году.
Однако, известно и то, что духовенство церкви получало выплаты из государственной казны еще до прихода к власти династии Романовых, до 1613 года.
В 1628 году переосвящается главный престол в честь апостолов Павла и Петра, а еще через время во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Храм уже по традиции называется Флоро-Лавровским.
Годом ранее существовал придел Святителя Николая, позже придел был упразднен.
Церковь в 1738 году сгорела, но уже через год священник Сергий с приходом получили разрешение на возведение нового здания. Через шесть лет строительство закончилось, уже с приделом святых апостолов Петра и Павла.
В 1829 году приход подает прошение в Московскую консисторию о возведении новой, каменной церкви с пристройкой трапезной на место ветхой деревянной, но получает отказ.
Потолочная роспись в храме Флора и Лавра
Священник церкви Алексий с причтом подают повторное прошение о возведении каменного здания в июле 1833 года, но теперь уже к Митрополиту Московскому и Коломенскому.
Когда он рассмотрел прошение, одобрил план на строительство и выдал разрешительную грамоту.
Закончилось строительство нового каменного сооружения с тремя престолами в 1839 году. Главный престол воименован иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», приделы – в честь апостолов Петра и Павла, и святых мучеников Флора и Лавра.
В 1861-62 годах разбирают главный четверик храма, здание перестраивают в ныне существующую церковь иконы Божией Матери.
В 1909 году производится наружный ремонт и внутренние реставрационные работы. Обновляются иконостасы, настенная живопись, меняется позолота куполов, добавляются западные пристройки.
Доска на стене храма, означающая его принадлежность к памятникам архитектуры города Москвы
Время Советской власти стало черным в истории храма Флора и Лавра
После Октябрьской революции начались гонения на православную церковь. Храмы разрушали, имущество разворовывали, священнослужители подвергались репрессиям.
Стоявший на окраине Москвы храм святых мучеников Флора и Лавра оборудовали под склад церковной утвари. Сюда привозили святыни из разрушенных церквей, в том числе и из взорванного большевиками храма Христа Спасителя.
В 1922 году экспроприации ценностей подвергся и сам склад.
В ведомости изъятия — двадцать восемь пудов, двадцать четыре фунта, шестьдесят шесть золотников конфискованного имущества.
Настоятель храма протоиерей Николай был арестован за «антисоветскую агитацию» в 1933 году, а в 1937 году — расстрелян.
В 2000 году Русской православной церковью отец Николай Виноградов причислен к лику святых.
1950 год стал черным в истории храма. С него демонтировали главу и взорвали купол. Здесь устроили мастерскую металлографии для производства штемпельных изделий.
В 1960 году здание признали историческим наследием и памятником архитектуры и поставили под государственную охрану. Но это не помешало Советской власти использовать храм в производственных целях.
Внутреннее убранство Храма Флора и Лавра
8 января 1991 года принимается решение о передаче здания Русской православной церкви. Для богослужений расчищают один из производственных цехов и 6 апреля, на Пасху, под звук вентиляторов и работающих станков, возглашается первая литургия.
Производство же свернули в августе того же года из-за нарушения пожарных и экологических норм. Отходы штемпельного производства сливались прямо под фундамент храма. Под алтарем святых мучеников Флора и Лавра пришлось снимать более двух метров загрязненного грунта.
Роспись стен в храме на Зацепе
В 1997 году восстанавливается барабан и купол, над куполом возводится глава, проводятся реставрационные работы. Достраиваются верхние ярусы колокольни, мозаикой украшаются фасады.
Сейчас у храма три престола. Главный — иконы Божией Матери «Всех скорбящий Радость», придел во имя апостолов Петра и Павла и в честь святых мучеников Флора и Лавра. Святыня храма — ковчег с мощами 38 угодников Божиих и церковными реликвиями. В храме традиционно действует воскресная школа.
В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми
На Руси бытовало множество поверий, связанных мучениками Флором и Лавром. По одному из них святые рыли колодцы на Орловщине.
Однажды колодец обвалился, и братья заживо оказались погребены под землей. Из обвала начала просачиваться вода и образовалась большая лужа.
Приходила к ней напиться худая лошадка — выздоровела и раздобрела.
Слава о целебном источнике разлетелась по округе. Стали мужики пригонять больной и старый скот к водопою. Испивший воды, поднимался скот, и поправлялся.
Тогда решили местные вырыть на этом месте колодец, и произошло чудо. Живыми и невредимыми обнаружились Флор и Лавр с лопатами в руках.
История храма Флора и Лавра проходит более чем через пять веков
Впервые в исторических документах упоминается деревянная церковь, построенная в Коломенской Ямской слободе в честь святых Флора и Лавра в 1625 году.
Однако, известно и то, что духовенство церкви получало выплаты из государственной казны еще до прихода к власти династии Романовых, до 1613 года.
В 1628 году переосвящается главный престол в честь апостолов Павла и Петра, а еще через время во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Храм уже по традиции называется Флоро-Лавровским.
Годом ранее существовал придел Святителя Николая, позже придел был упразднен.
Церковь в 1738 году сгорела, но уже через год священник Сергий с приходом получили разрешение на возведение нового здания. Через шесть лет строительство закончилось, уже с приделом святых апостолов Петра и Павла.
В 1829 году приход подает прошение в Московскую консисторию о возведении новой, каменной церкви с пристройкой трапезной на место ветхой деревянной, но получает отказ.
Потолочная роспись в храме Флора и Лавра
Священник церкви Алексий с причтом подают повторное прошение о возведении каменного здания в июле 1833 года, но теперь уже к Митрополиту Московскому и Коломенскому.
Когда он рассмотрел прошение, одобрил план на строительство и выдал разрешительную грамоту.
Закончилось строительство нового каменного сооружения с тремя престолами в 1839 году. Главный престол воименован иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», приделы – в честь апостолов Петра и Павла, и святых мучеников Флора и Лавра.
В 1861-62 годах разбирают главный четверик храма, здание перестраивают в ныне существующую церковь иконы Божией Матери.
В 1909 году производится наружный ремонт и внутренние реставрационные работы. Обновляются иконостасы, настенная живопись, меняется позолота куполов, добавляются западные пристройки.
Доска на стене храма, означающая его принадлежность к памятникам архитектуры города Москвы
Исцелив сына жреца, Флор и Лавр обернули в христианство триста строителей языческого храма
В житийных писаниях Флор и Лавр были родными братьями, с молодости уверовавшие во Христа. Жили они в Византии во II веке, а потом переехали в Иллирию.
Работали братья камнетесами, этому ремеслу, а заодно и богоугодной вере научили их христиане Максим и Прокл. Правитель Иллирии как-то послал Флора и Лавра на строительство языческого храма, в соседнюю область.
Тяжело трудились братья, заработанные деньги раздавали бедным, а сами молились и соблюдали строгий пост.
Однажды подошел к стройке сын местного жреца Мамертина. Отскочивший осколок камня попал ему в глаз и сильно повредил. Пообещали разгневанному Мамертину святые братья, что исцелят его сына. Забрали они юношу к себе, молились над ним и наставили вере во Христа.
Исповедал юноша Христа Истинным Богом и исцелился его глаз.
Увидев такое чудо, жрец также уверовал в Господа всем сердцем.
Многие строители стали христианами после произошедшего чуда. И когда храм был достроен, собрались они, сокрушили и сожгли языческих идолов. А в восточной части нового храма поставили святой крест.
Узнав об этом, правитель велел сжечь на костре жреца Мамертина с сыном и всех христиан, а было их на стройке триста душ. Флора и Лавра выслал в Иллирию, где они были заживо кинуты в колодец и засыпаны землей.
Спустя много лет, мощи святых братьев были обретены нетленными и перевезены в Константинополь.
В житии упоминается, что сразу после обретения святых мощей мучеников Флора и Лавра, прекратился падеж домашнего скота.
На Руси эти святые считались покровителями лошадей. С Балкан пришло придание, что братья были обучены управлять лошадьми самим Архангелом Михаилом. На иконах святых мучеников было принято изображать с лошадьми.
Использованные источники
- Свв. мучч. Флора и Лавра // Жития святых, чтимых православною российскою церковию, а также чтимых греческою церковию, южнославянских, грузинских и местно чтимых в России. — № 7–8: июль — август / Д.И. Протопопов. — М. : Д.И. Преснов, 1885. — С. 289–291.
- Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. М., 2021. С. 259–260.
- Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. — Т. 12: Война и мир. Т. 4. — М. : Художественная литература, 1940. — С. 47–48.
- ЦГАМ: Ф.179. Оп. 20. Д. 2570. Л. 20.
- Решение исполнительного комитета Московского городского совета трудящихся №1016 от 19.05.1940. ЦГАМ. Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 623, Л. 114.
- Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. Москва, 1980. С. 68.
- Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 1225 от 22.06.1989. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6430, Л. 210–211.
- Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 27 от 08.01.1991. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6627, Л. 368–369.
Документы предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.
История храма Флора и Лавра проходит более чем через пять веков
Впервые в исторических документах упоминается деревянная церковь, построенная в Коломенской Ямской слободе в честь святых Флора и Лавра в 1625 году.
Однако, известно и то, что духовенство церкви получало выплаты из государственной казны еще до прихода к власти династии Романовых, до 1613 года.
В 1628 году переосвящается главный престол в честь апостолов Павла и Петра, а еще через время во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Храм уже по традиции называется Флоро-Лавровским.
Годом ранее существовал придел Святителя Николая, позже придел был упразднен.
Церковь в 1738 году сгорела, но уже через год священник Сергий с приходом получили разрешение на возведение нового здания. Через шесть лет строительство закончилось, уже с приделом святых апостолов Петра и Павла.
В 1829 году приход подает прошение в Московскую консисторию о возведении новой, каменной церкви с пристройкой трапезной на место ветхой деревянной, но получает отказ.
Потолочная роспись в храме Флора и Лавра
Священник церкви Алексий с причтом подают повторное прошение о возведении каменного здания в июле 1833 года, но теперь уже к Митрополиту Московскому и Коломенскому.
Когда он рассмотрел прошение, одобрил план на строительство и выдал разрешительную грамоту.
Закончилось строительство нового каменного сооружения с тремя престолами в 1839 году. Главный престол воименован иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», приделы – в честь апостолов Петра и Павла, и святых мучеников Флора и Лавра.
В 1861-62 годах разбирают главный четверик храма, здание перестраивают в ныне существующую церковь иконы Божией Матери.
В 1909 году производится наружный ремонт и внутренние реставрационные работы. Обновляются иконостасы, настенная живопись, меняется позолота куполов, добавляются западные пристройки.
Доска на стене храма, означающая его принадлежность к памятникам архитектуры города Москвы
Время Советской власти стало черным в истории храма Флора и Лавра
После Октябрьской революции начались гонения на православную церковь. Храмы разрушали, имущество разворовывали, священнослужители подвергались репрессиям.
Стоявший на окраине Москвы храм святых мучеников Флора и Лавра оборудовали под склад церковной утвари. Сюда привозили святыни из разрушенных церквей, в том числе и из взорванного большевиками храма Христа Спасителя.
В 1922 году экспроприации ценностей подвергся и сам склад.
В ведомости изъятия — двадцать восемь пудов, двадцать четыре фунта, шестьдесят шесть золотников конфискованного имущества.
Настоятель храма протоиерей Николай был арестован за «антисоветскую агитацию» в 1933 году, а в 1937 году — расстрелян.
В 2000 году Русской православной церковью отец Николай Виноградов причислен к лику святых.
1950 год стал черным в истории храма. С него демонтировали главу и взорвали купол. Здесь устроили мастерскую металлографии для производства штемпельных изделий.
В 1960 году здание признали историческим наследием и памятником архитектуры и поставили под государственную охрану. Но это не помешало Советской власти использовать храм в производственных целях.
Внутреннее убранство Храма Флора и Лавра
8 января 1991 года принимается решение о передаче здания Русской православной церкви. Для богослужений расчищают один из производственных цехов и 6 апреля, на Пасху, под звук вентиляторов и работающих станков, возглашается первая литургия.
Производство же свернули в августе того же года из-за нарушения пожарных и экологических норм. Отходы штемпельного производства сливались прямо под фундамент храма. Под алтарем святых мучеников Флора и Лавра пришлось снимать более двух метров загрязненного грунта.
Роспись стен в храме на Зацепе
В 1997 году восстанавливается барабан и купол, над куполом возводится глава, проводятся реставрационные работы. Достраиваются верхние ярусы колокольни, мозаикой украшаются фасады.
Сейчас у храма три престола. Главный — иконы Божией Матери «Всех скорбящий Радость», придел во имя апостолов Петра и Павла и в честь святых мучеников Флора и Лавра. Святыня храма — ковчег с мощами 38 угодников Божиих и церковными реликвиями. В храме традиционно действует воскресная школа.
Храм назывался Зацепским, потому что был построен на Московской таможне за цепью
Храм Флора и Лавра на Павелецкой богат не только своим убранством, но как все старинные церкви — историей и событиями. Название «на Зацепе» приросло к нему с тех времен, когда по территории Ямской Коломенской слободы, проходила граница Москвы и таможня.
Николай Телешов
писатель
Писатель Николай Телешов рассказывал:
Поперек улицы была натянута цепь, и после проверки груза на таможне, специальные люди снимали цепь и пропускали телеги через границу.
После 1722 года границы Москвы расширились, таможня съехала, но улицы, площади и проезды носили название Зацепских, а церковь Флора и Лавра — на Зацепе. После Октябрьской революции улицу переименовали в Дубининскую в честь революционера Ивана Дубинина.
Так сегодня выглядит храм Флора и Лавра на Павелецкой, построенный впервые более пяти веков назад
Свердловская область
«Знамение» иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, церковьФлора и Лавра, часовняНиколая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Михаила Архангела, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, церковьПокрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)»Знамение» иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, часовняРождества Иоанна Предтечи, церковь (с приделом Флора и Лавра)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, церковьСретения Господня, церковь (с приделом Флора и Лавра)
Время Советской власти стало черным в истории храма Флора и Лавра
После Октябрьской революции начались гонения на православную церковь. Храмы разрушали, имущество разворовывали, священнослужители подвергались репрессиям.
Стоявший на окраине Москвы храм святых мучеников Флора и Лавра оборудовали под склад церковной утвари. Сюда привозили святыни из разрушенных церквей, в том числе и из взорванного большевиками храма Христа Спасителя.
В 1922 году экспроприации ценностей подвергся и сам склад.
В ведомости изъятия — двадцать восемь пудов, двадцать четыре фунта, шестьдесят шесть золотников конфискованного имущества.
Настоятель храма протоиерей Николай был арестован за «антисоветскую агитацию» в 1933 году, а в 1937 году — расстрелян.
В 2000 году Русской православной церковью отец Николай Виноградов причислен к лику святых.
1950 год стал черным в истории храма. С него демонтировали главу и взорвали купол. Здесь устроили мастерскую металлографии для производства штемпельных изделий.
В 1960 году здание признали историческим наследием и памятником архитектуры и поставили под государственную охрану. Но это не помешало Советской власти использовать храм в производственных целях.
Внутреннее убранство Храма Флора и Лавра
8 января 1991 года принимается решение о передаче здания Русской православной церкви. Для богослужений расчищают один из производственных цехов и 6 апреля, на Пасху, под звук вентиляторов и работающих станков, возглашается первая литургия.
Производство же свернули в августе того же года из-за нарушения пожарных и экологических норм. Отходы штемпельного производства сливались прямо под фундамент храма. Под алтарем святых мучеников Флора и Лавра пришлось снимать более двух метров загрязненного грунта.
Роспись стен в храме на Зацепе
В 1997 году восстанавливается барабан и купол, над куполом возводится глава, проводятся реставрационные работы. Достраиваются верхние ярусы колокольни, мозаикой украшаются фасады.
Сейчас у храма три престола. Главный — иконы Божией Матери «Всех скорбящий Радость», придел во имя апостолов Петра и Павла и в честь святых мучеников Флора и Лавра. Святыня храма — ковчег с мощами 38 угодников Божиих и церковными реликвиями. В храме традиционно действует воскресная школа.
В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми
На Руси бытовало множество поверий, связанных мучениками Флором и Лавром. По одному из них святые рыли колодцы на Орловщине.
Однажды колодец обвалился, и братья заживо оказались погребены под землей. Из обвала начала просачиваться вода и образовалась большая лужа.
Приходила к ней напиться худая лошадка — выздоровела и раздобрела.
Слава о целебном источнике разлетелась по округе. Стали мужики пригонять больной и старый скот к водопою. Испивший воды, поднимался скот, и поправлялся.
Тогда решили местные вырыть на этом месте колодец, и произошло чудо. Живыми и невредимыми обнаружились Флор и Лавр с лопатами в руках.
В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми
На Руси бытовало множество поверий, связанных мучениками Флором и Лавром. По одному из них святые рыли колодцы на Орловщине.
Однажды колодец обвалился, и братья заживо оказались погребены под землей. Из обвала начала просачиваться вода и образовалась большая лужа.
Приходила к ней напиться худая лошадка — выздоровела и раздобрела.
Слава о целебном источнике разлетелась по округе. Стали мужики пригонять больной и старый скот к водопою. Испивший воды, поднимался скот, и поправлялся.
Тогда решили местные вырыть на этом месте колодец, и произошло чудо. Живыми и невредимыми обнаружились Флор и Лавр с лопатами в руках.